Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
муниципального образования
"Глинковский район"
от 27 июня 2013 г. N 155
Положение
об организации межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики, расположенных на территории муниципального образования "Глинковский район" Смоленской области по первичной профилактике социального сиротства и ранней профилактики семейного неблагополучия
1. Общие положения
Настоящее Положение об организации межведомственного взаимодействия органов и учреждений Глинковского района по профилактике социального сиротства, семейного неблагополучия (далее - Положение) разработано в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.06.99 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральным законом от 24.07.98 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации", методическими рекомендациями о порядке межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, расположенных на территории Смоленской области, по выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, оказанию им государственной помощи, социально-педагогической реабилитации и предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий, утвержденными Постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Смоленской области от 26.07.2011 г. N 07 Положение определяет действия должностных лиц органов, учреждений, организаций социальной сферы Глинковского района, органов местного самоуправления, государственных учреждений, организаций и должностных лиц (далее - органы и учреждения системы профилактики), взаимодействующих с семьёй и детьми. Для настоящего Положения используются следующие основные понятия:
1.1. Социальные сироты - дети, оставшиеся без родительского попечения по "социальным" причинам:
- вследствие лишения или ограничения родителей родительских прав;
- нарушения прав ребёнка, выражающихся в действиях родителей насильственного характера;
- пренебрежение нуждами ребёнка;
- уклонение от исполнения родительских обязанностей.
1.2. Неблагополучная семья - это семья, в которой ребёнок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение к детям, голод и т.п. Семья, в которой проблемы детей не являются важными, члены семьи решают свои личные проблемы и у них нет сил и времени заботиться о ребёнке. Под неблагополучием необходимо понимать его разные проявления:
- психическое (угрожают, подавляют, запугивают, разрушают психику, не понимают, не замечают, навязывают свой образ жизни и т.п.);
- физическое (жестоко наказывают, избивают, не кормят, заставляют зарабатывать разными способами деньги, а потом их отбирают, насилуют, принуждают и т.п.);
- социальное (выгоняют из дома, бросают на произвол судьбы, продают квартиру, оставляя ребёнка без крыши над головой, отдают (оставляют) ребёнка посторонним гражданам или родственникам, забирают документы и шантажируют, заставляя делать то, что необходимо делать взрослым и т.п.).
1.3. Межведомственное взаимодействие - обмен информацией между должностными лицами, органами, учреждениями, организациями, а также система мер и мероприятий, производимых должностными лицами, органами, учреждениями, организациями, координируемых и управляемых, направленных на достижение поставленной единой цели.
2. Цель межведомственного взаимодействия органов и учреждений Глинковского района по профилактике социального сиротства, семейного неблагополучия:
- создание условий для реализации основных прав ребенка:
- права жить и воспитываться в семье;
- права на общение с родителями и другими родственниками;
- права на защиту, в том числе от злоупотреблений со стороны родителей (законных представителей);
- права выражать свое мнение при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы;
- иных прав.
3. Задачи межведомственного взаимодействия:
- защита прав и законных интересов детей;
- своевременное выявление семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, и организация сопровождения таких семей;
- содействие в обеспечении достойного уровня жизни несовершеннолетних;
- обеспечение исполнения родителями (законными представителями) обязанностей по воспитанию детей;
- профилактика семейного неблагополучия;
- профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4. Объекты системы профилактики:
- дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
- дети, находящиеся в социально опасном положении;
- дети, совершившие правонарушения;
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
- родители (законные представители), находящиеся в трудной жизненной ситуации;
- родители (законные представители), уклоняющиеся от воспитания детей.
5. Субъекты системы профилактики:
5.1. Отдел по образованию МО "Глинковский район" (орган по опеке и попечительству).
5.2. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) Глинковского района.
5.3 Главы сельских поселений Глинковского района.
5.4. Глинковская ЦРБ.
5.5. Образовательные учреждения:
- общеобразовательные (основного общего, среднего (полного) общего образования),
- учреждения дополнительного образования (Дом детского творчества, ДЮСШ),
- дошкольные учреждения.
5.6. Орган внутренних дел по Глинковскому району МВД России "Дорогобужский".
5.7. Сектор социальной защиты населения Глинковского района.
5.8. СОГКУ "Центр занятости населения Глинковского района".
6. Организация межведомственного взаимодействия
Работа по профилактике социального сиротства, семейного неблагополучия, выявлению и учёту детей, права и законные интересы которых нарушены, проходит в несколько этапов, на каждом этапе работы с семьёй и детьми, органы и учреждения системы профилактики взаимодействуют между собой.
I Этап
Выявление и постановка на учет семей, имеющих неблагополучие, выявление и учёт детей, права и законные интересы которых нарушены.
II Этап
Сопровождение семьи: индивидуальная работа с семьёй и детьми, непосредственно коррекционная работа, этап применения воспитательных и иных мер воздействия. Помощь специалистов различных ведомств. Работа с замещающей семьёй.
III Этап
Закрытие проблемы неблагополучия в семье, снятие с учёта или перевод на патронатное сопровождение семьи.
Межведомственное взаимодействие на I этапе работы:
- выявление и постановка на учет семей, имеющих неблагополучие, выявление и учёт детей, права и законные интересы которых нарушены;
- создание условий для своевременного выявления детей, коррекция проблем на ранней стадии семейного неблагополучия;
- предупреждение социального сиротства, возвратов детей, оставшихся без родительского попечения и воспитывающихся в семьях граждан, в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- обеспечение доступности для населения автономного округа информации о месте нахождения и контактных телефонах органов и учреждений системы профилактики.
6.1.1. Органы и учреждения системы профилактики незамедлительно направляют ставшую им известной информацию о детях, о семьях, имеющих неблагополучия, в отдел по телефону, либо лично. Информация может поступать от должностных лиц, уполномоченных руководителем учреждений и органов системы профилактики, ответственных за передачу информации в отдел по опеке и попечительству и граждан.
6.1.2. Сбор, регистрация и учёт сведений осуществляется ответственным лицом отдела по опеке и попечительству, назначенным руководителем. Информация регистрируется независимо от того, в какой форме она поступила - устной (по телефону или лично) или письменной в "Журнале выявления и учёта".
6.1.3. Отдел по опеке и попечительству в течение трёх дней с даты поступления сообщения организует обследование условий проживания ребёнка и его семьи с целью оценки риска нарушения прав и законных интересов ребёнка и готовит акт обследования. К обследованию могут быть привлечены представители органов и системы профилактики, в зависимости от характера выявленного неблагополучия.
6.1.4. В акте обследования условий жизни ребёнка и его семьи должны быть отражены следующие сведения:
- характер угрозы жизни и здоровью ребёнка, имеющиеся факты, свидетельствующие о наличии такой угрозы или о жестоком обращении и насилии, пренебрежении интересами ребёнка, повторяемости насилия, уязвимости ребёнка в случаях проявления насилия по отношению к нему с учётом его возраста и состояния здоровья;
- основные потребности ребёнка (состояние здоровья, проблемы в образовании, умственное и психическое развитие, самосознание, общение с другими детьми, проблемы поведения, развития навыков самообслуживания);
- состав семьи ребёнка (наличие и место жительства родителей, братьев, сестёр, других близких родственников, привязанности и отношение ребёнка с родителями, родственниками, их родительские компетенции и способность обеспечить основные потребности ребёнка в уходе и воспитании, безопасности, стабильном интеллектуальном, физическом и психическом развитии, эмоциональном тепле);
- жилищно-бытовые условия, в которых находится несовершеннолетний (кто является собственником (нанимателем) жилого помещения, количество членов семьи, проживающих и зарегистрированных на данной площади, размеры и благоустройство помещения, его санитарно-гигиеническое состояние), доход родителей, наличие имущества у несовершеннолетнего и членов семьи, уклад жизни семьи, распределение ролей в семье, наличие круга общения родителей, наличие других лиц, значимых для ребёнка и др.
6.1.5. В случае отсутствия оснований к немедленному отобранию ребёнка, установленных федеральным законодательством, органом опеки и попечительства готовится заключение в КДН и ЗП для организации индивидуальной профилактической работы в отношении ребёнка и его семьи.
6.1.6. Для выяснения дополнительных сведений о ребёнке и семье отдел по опеке и попечительству направляет запросы в органы и учреждения системы профилактики, иные заинтересованные организации с целью выяснения сведений о мерах поддержки, предпринимаемых ими ранее, в отношении указанного ребёнка и его семьи.
6.1.7. Органы и учреждения системы профилактики в срок не позднее трёх дней с даты поступления запроса из отдела опеки и попечительства предоставляют имеющуюся у них информацию о ребёнке и его семье.
6.1.8. Отдел по опеке и попечительству и КДН и ЗП не позднее 5 числа каждого месяца проводит сверку поступивших за прошедший период сведений о детях и семьях, выявленных в течение месяца, принятых мерах по устранению причин нарушений и реализации индивидуальных профилактических мероприятий по отношению к ребёнку и его семье, путём обмена информацией в письменном виде.
Межведомственное взаимодействие на II этапе работы
Цель межведомственного взаимодействия на этом этапе - сохранение семьи для ребёнка, создание условий для воспитания ребёнка в родной семье.
6.2.1. На заседании КДН и ЗП принимается план индивидуальной профилактической работы с закреплением ответственных из числа субъектов профилактики за каждым пунктом плана индивидуальной профилактической работы с семьёй, сроков выполнения пунктов плана индивидуальной профилактической работы и сроков предоставления информации о выполнении пунктов плана индивидуальной профилактической работы и всего плана в целом, а также закрепляется куратор, ответственный за работу с семьёй и выполнение плана индивидуальной профилактической работы из числа сотрудников отдела по организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Глинковского района.
6.2.2. Индивидуальная профилактическая работа в отношении ребёнка и его семьи осуществляется на основании личного письменного согласия родителей (законных представителей) ребёнка, подписанного между семьёй и органом, учреждением, осуществляющим индивидуальные профилактические мероприятия.
6.2.3. Для получения согласия семьи на индивидуальную реабилитацию должна предшествовать разъяснительная работа, которая проводится как индивидуально, так и на заседании КДН и ЗП, когда принимается план индивидуальной профилактической работы.
6.2.4. Осуществление социального (семейного) патроната семьи:
Образовательные учреждения Глинковского района:
- создают благоприятную обстановку в классе (группе) вокруг ребенка из неблагополучной семьи;
- устанавливают отношения партнерства и сотрудничества с неблагополучной семьей; работают с учащимися класса (воспитанниками группы) по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи;
- изучают неблагополучные семьи с помощью психологических методик, выявляют вероятные причины неблагополучия;
- устанавливают возможные пути улучшения обстановки в семье;
- проводят диагностику личностного развития ребенка из неблагополучной семьи;
- знакомят с полученными результатами родителей, педагога (классного руководителя/воспитателя) с целью создания индивидуальной программы воспитания; проектируют социально-педагогическую программу помощи ребенку;
- осуществляют выбор средств, методов, приемов социально-педагогической деятельности; прогнозируют конечный результат деятельности; реализуют программы оказания социально-педагогической помощи и поддержки ребенку.
Учреждения культуры, спорта и молодёжной политики в соответствии со своей компетенцией:
- осуществляют профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства путём организации досуга детей и семьи, развития творческих способностей в кружках, организуют досуг семей и детей в свободное от учебы и работы время;
- создают благоприятные условия для развития способностей детей и молодёжи с целью повышения их уровня самооценки и социального статуса;
- привлекают детей к деятельности в общественных, в том числе молодежных организациях и объединениях, с целью устранения пробелов в патриотическом и нравственном воспитании;
- способствуют формированию гражданской позиции.
Специалисты Глинковской ЦРБ:
- проводят консультационную работу с родителями по установлению отношений партнерства и сотрудничества в решении проблем семьи;
- разрабатывают рекомендации по составлению плана совместных действий по предоставлению необходимого лечения или медицинской помощи;
- дают заключения о состоянии здоровья, направление на лечение;
- отслеживают результат проведения лечения и дают рекомендации;
- проводят патронаж семей, по результатам патронажа предоставляет заключение;
- проводят профилактическую и пропагандистскую работу по здоровому образу жизни с семьёй и детьми.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, отдел внутренних дел Глинковского района:
- выявляют и устраняют причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних; проводят профилактическую работу с детьми, состоящими на учете, с целью недопущения безнадзорности и повторных правонарушений;
- проводят профилактическую работу с родителями, уклоняющимися от воспитания детей; привлекают в случае необходимости родителей (лиц, их заменяющих) к административной ответственности в пределах своей компетенции и контролируют исполнение родителями постановлений КДНиЗП;
- привлекают в пределах своей компетенции к административной ответственности руководителей учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, за нарушение порядка и сроков представления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче в семью или под опеку и т.п., и за совершение действий, направленных на сокрытие соответствующих сведений;
- проводят рейды и проверки жилого сектора, клубов и других учреждений района с целью выявления безнадзорных детей и детей, находящихся в социально опасном положении.
Центр занятости населения Глинковского района:
- участвует в профессиональной ориентации несовершеннолетних, а также содействует их трудовому устройству в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями от 24.07.2009);
- проводит разъяснительную и пропагандистскую работу с родителями по трудоустройству; содействует созданию рабочих мест для трудоустройства граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Орган опеки и попечительства в пределах своей компетенции:
- работает с семьёй и детьми по защите прав и интересов несовершеннолетних; осуществляют защиту прав несовершеннолетних в суде;
- изымает детей из семьи, если имеется угроза жизни и здоровью несовершеннолетних; устраивает несовершеннолетних в детские учреждения и замещающие семьи;
- работает с семьями, имеющими неблагополучия и судебные споры, по составлению мировых соглашений и примирения.
Администрации сельских поселений Глинковского района:
- организуют и осуществляют мероприятия по работе с детьми и молодёжью в поселении; создают условия для организации досуга и обеспечения жителей поселений услугами организаций культуры;
- осуществляют мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
- участвуют в организации и финансировании проведения на территории поселения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;
- участвуют в осуществлении деятельности по опеке и попечительству, в том числе: выявляют семьи, имеющие неблагополучия, работают с семьёй и детьми по защите прав и интересов несовершеннолетних.
Межведомственное взаимодействие на III этапе работы
Закрытие проблемы неблагополучия в семье, снятие с учёта или перевод на патронатное сопровождение семьи.
6.3.1. На заседании КДН и ЗП подводятся итоги работы с семьёй. В случае закрытия неблагополучия в семье, по представлению координатора плана индивидуальной профилактической работы, принимается решение по снятию семьи с учёта, либо постановки её на патронатное сопровождение.
6.3.2. На заседании КДН и ЗП определяются те учреждения и органы системы профилактики, которые будут отвечать за патронаж семьи, определяются сроки предоставления информации по данной семье.
6.3.3. Если работа, проводимая с семьёй, не даёт положительных результатов, имеются грубые нарушения прав детей со стороны родителей, уклонение родителей от воспитания, содержания и образования своих детей, на заседании КДН и ЗП принимается решение о подготовке документов на ограничение или лишение родительских прав родителей.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации муниципального образования "Глинковский район" Смоленской области от 27 июня 2013 г. N 155 "Об... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.