Постановление Администрации Смоленской области
от 21 сентября 2012 г. N 689
"Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Смоленской области" на 2013-2020 годы"
18 октября 2012 г., 15 марта, 17, 22 мая, 8 ноября, 27 декабря 2013 г.
Постановлением Администрации Смоленской области от 5 февраля 2014 г. N 60 настоящее постановление признано утратившим силу
Администрация Смоленской области постановляет:
Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Развитие водохозяйственного комплекса Смоленской области" на 2013 - 2020 годы (далее также - Программа) по форме, рекомендованной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Губернатор Смоленской области |
А.В. Островский |
Долгосрочная областная целевая программа
"Развитие водохозяйственного комплекса Смоленской области" на 2013 - 2020 годы
(утв. постановлением Администрации Смоленской области от 21 сентября 2012 г. N 689)
18 октября 2012 г., 15 марта, 17, 22 мая, 8 ноября, 27 декабря 2013 г.
См. Положение о целях и условиях предоставления и расходования субсидий для софинансирования расходов бюджетов муниципальных районов Смоленской области, бюджетов городских округов Смоленской области на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений, а также на ликвидацию бесхозяйных гидротехнических сооружений в рамках реализации долгосрочной областной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Смоленской области" на 2013 - 2020 гг., критериях отбора муниципальных районов Смоленской области, городских округов Смоленской области для предоставления указанных субсидий, утвержденное постановлением Администрации Смоленской области от 15 января 2008 г. N 7
Постановлением Администрации Смоленской области от 27 декабря 2013 г. N 1151 в паспорт внесены изменения
Паспорт программы
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
I.I. Гарантированное обеспечение водными ресурсами
Проведение инвентаризации бесхозяйных подземных водозаборных сооружений, разработка проектов по ликвидационному тампонажу бесхозяйных подземных водозаборных скважин и проведение работ по ликвидационному тампонажу бесхозяйных подземных водозаборных скважин
Водные ресурсы Смоленской области в средний по водности год составляют 13,9 км3. По территории Смоленской области протекает 1 149 больших и малых рек общей протяженностью 16,7 тыс.км. На водотоках построено около 600 прудов и водохранилищ общей площадью зеркала воды свыше 26 тыс.га. В прудах и водохранилищах аккумулируется 1 313,31 млн.м3 воды, из них в водохранилищах - 1 221,61 млн.м3. В водохранилищах Смоленской АЭС (320 млн.м3), Смоленской ГРЭС (39,5 млн.м3), Вазузском (530,4 млн.м3), Яузском (290,3 млн.м3) водохранилищах аккумулируется 1,18 млрд.м3 воды (97% всего объема).
Сохранилось 125 озер ледникового происхождения общей площадью 4,5 тыс.га (объем воды в них 197,6 млн.м3).
В 2011 году суммарный забор воды в Смоленской области составил 167 млн.м3. Сброс сточных вод в водные объекты составил 86,93 млн.м3, в том числе загрязненных сточных вод 67,94 млн.м3, нормативно-чистых 13,52 млн.м3, нормативно-очищенных 5,47 млн.м3. Дефицита водных ресурсов в Смоленской области не наблюдается.
Питьевое водоснабжение населения Смоленской области осуществляется с использованием подземных водных ресурсов. Практически все целевые горизонты надежно защищены от поверхностного загрязнения мощными пластами глинистых пород. Общие прогнозные ресурсы пресных подземных вод, пригодных для питьевых целей, в пределах Смоленской области оценены в количестве 7,7 млн.м3/сутки, из них 6,9 млн.м3/сутки (90,8%) приходится на водоносные горизонты нижнекаменноугольных С1 и верхнедевонских D3 отложений, 0,8 млн.м3/сутки - на грунтовые воды четвертичных образований.
При существующей численности населения Смоленской области обеспеченность ресурсами питьевых подземных вод составляет порядка 7,8 м3/сутки на 1 человека.
Запасы пресных подземных вод разведаны на 54 месторождениях и участках для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и технологического обеспечения водой промышленных предприятий Смоленской области. Запасы утверждены в количестве 752,63 тыс.м3/сутки, из них 660,38 тыс.м3/сутки (87,7%) подготовлены для промышленного освоения и частично освоены.
В пределах Смоленской области зарегистрировано 578 недропользователей, которые владеют 5 287 водозаборными скважинами, из них 3 606 скважин находится в постоянной эксплуатации. Кроме того, для индивидуального сельского, дачного и в меньшей степени городского водоснабжения используются грунтовые воды, добываемые с помощью копаных колодцев и неглубоких скважин, количество которых превышает 3 тысячи.
Проведенный анализ обеспечения населения Смоленской области питьевой водой показывает следующее.
Из общего количества населения Смоленской области обеспечены:
- доброкачественной питьевой водой - 24,3%, из них 89,9% населения, проживающего в городских поселениях, 10,1% населения, проживающего в сельской местности;
- условно доброкачественной питьевой водой - 56,7%, из них 82,7% - в городских поселениях, 17,3% - в сельской местности;
- недоброкачественной питьевой водой - 7,1%, из них 56,2% - в городских поселениях, 43,8% - в сельской местности.
Не исследовалась вода в сельской местности, в которой проживает 7,1% населения.
По химическому составу пресные подземные воды на территории Смоленской области преимущественно гидрокарбонатные кальциево-магниевые, общая жесткость составляет 7-9 мг-экв/дм3. В пределах централизованных водозаборов крупных промышленных городов значение жесткости незначительно возрастает. Подземные воды практически всех эксплуатируемых водоносных горизонтов характеризуются природным-повышенным содержанием железа. Для подземных вод воронежского, евлановско-ливенского, задонско-елецкого, среднефаменского, плавско-хованского водоносных горизонтов, распространенных в западной и центральной частях территории Смоленской области, характерно природное повышенное содержание стронция стабильного до 3-4 предельно допустимых концентраций (далее - ПДК). Во всех других случаях значение концентрации стронция находится в основном в пределах 1-2 ПДК (в г. Демидове, Рудне, Велиже, в пос. Угре, Пржевальском, Холм-Жирковском). Повышенное содержание стронция наблюдается в веневско-тарусском (в пос. Угре), плавско-хованском (в г. Ярцево, Сафоново, Дорогобуже, Духовщине) и среднефаменском водоностных# горизонтах (в г. Смоленске, Десногорске, Починке, в пос. Кардымово, Колодня, Дивасы, Самсоново и других).
За текущий период повышенное содержание фтора до 1-2,3 ПДК фиксируется на водозаборах Вазузской гидротехнической системы и в Гагаринском районе, в г. Ярцево, на водозаборе машиностроительного завода в г. Вязьме, Смоленске (водозаборы Рачевский, Верхнеясенный), в г. Сафоново, Дорогобуже, пос. Верхнеднепровский и дер. Шаломино Дорогобужского района, в пос. Пржевальское, в Ельнинском, Духовщинском и Руднянском районах (всего по 26 анализам).
Повышенное содержание марганца зафиксировано на 28 водозаборах. Превышения отмечались в основном до 3 ПДК в подземных водах веневско-тарусского, плавско-хованского, среднефаменского горизонтов.
В ходе проведения анализа химического состава подземных вод, полученного при проведении расширенного опробования, выявлены участки природного повышенного содержания в подземных водах таких элементов, как литий, барий, бор, никель и мышьяк.
Для всех централизованных водозаборов на территории Смоленской области характерна устойчивая тенденция роста таких показателей состояния качественного состава подземных вод, как общая жесткость, степень минерализации, содержание железа, марганца и фтора.
В связи с тем, что питьевое централизованное водоснабжение населения Смоленской области базируется на подземных водах, необходимо особое внимание уделить качественному составу подземных вод и в первую очередь выявить очаги природного и техногенного загрязнений.
Появление основной массы очагов и источников загрязнения обусловлено неудовлетворительным техническим состоянием скважин и ветхостью водопроводных сетей, а также отсутствием очистных сооружений. Загрязненные сточные воды сбрасываются на рельеф и загрязняют водоемы и четвертичные водоносные горизонты. В целях сохранения природной чистоты пресных подземных вод необходимо прежде всего ликвидировать главнейшие факторы их загрязнения - бесхозные скважины (на территории Смоленской области - 2 147 шт.).
I.II. Повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных, путем их приведения к безопасному техническому состоянию. Обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод
Необходимость в создании глобальных защитных систем от наводнений на территории Смоленской области отсутствует, но локальные системы защиты территорий необходимы. В Программе предусматривается проведение реконструкции осушительных систем в пос. Угра и Пржевальское. В указанных населенных пунктах ранее существовали осушительные системы открытыми каналами, однако в настоящее время из-за заиливания открытой осушительной сети происходит подтопление территорий. Кроме того, предусматривается расчистка реки Малая Березина в г. Рудне и реки Вязьмы в г. Вязьме с целью ликвидации негативного воздействия вод.
Особую опасность при прохождении половодья и паводков представляют гидротехнические сооружения, построенные на водотоках, не обладающие достаточной пропускной способностью и находящиеся в неудовлетворительном техническом и предаварийном состоянии, что ведет к их разрушению, затоплению и подтоплению нижележащих территорий, разрушению дорожной сети и коммуникаций.
В настоящее время на территории Смоленской области насчитывается 596 гидротехнических сооружений, большинство из которых имеет сроки эксплуатации 30 лет и более. Техническое состояние гидротехнических сооружений ежегодно ухудшается, и более половины гидротехнических сооружений представляют опасность для объектов экономики и населения Смоленской области при аварийных ситуациях, особенно в период весеннего половодья и дождевых паводков. Также следует учитывать, что в случае разрушения гидротехнического сооружения население лишается единственного места отдыха и пожарного водоема. В целях предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций и приведения гидротехнических сооружений в надлежащее состояние необходимо проведение их капитального ремонта, что предполагает расходы бюджетов разных уровней в течение длительного периода времени и не может быть решено в пределах одного финансового года.
В соответствии с Федеральным законом "О безопасности гидротехнических сооружений" органы исполнительной власти Смоленской области уполномочены решать вопросы безопасности гидротехнических сооружений, за исключением вопросов безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в собственности муниципальных образований Смоленской области. Для этого необходимо осуществлять в полном объеме финансирование комплекса мероприятий, направленных на уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях. Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии совместно с Центральным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и "Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Смоленской области" по состоянию на 01.01.2012 составлен перечень гидротехнических сооружений с опасным и неудовлетворительным уровнем безопасности, в который включены 208 сооружений.
Программа предусматривает мероприятия по капитальному ремонту гидротехнических сооружений, включенных в указанный перечень. Критерий отбора гидротехнических сооружений для включения их в Программу - наличие на территории муниципальных образований Смоленской области потенциально опасных водоподпорных гидротехнических сооружений, аварии на которых могут нанести значительный ущерб объектам экономики, инфраструктуры, населению и окружающей среде. Перечень и сроки исполнения мероприятий Программы согласованы с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области.
Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить улучшение качества жизни населения и состояния окружающей среды, гарантировать обеспечение защиты населения и объектов экономики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Смоленской области.
Успешная реализация мероприятий Программы окажет положительное влияние на социальное благополучие населения, общее развитие экономики, а также на повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов в отраслях, использующих водные ресурсы (транспорт, аграрный сектор, рыбное хозяйство).
Таким образом, решение указанных проблем наиболее эффективно с использованием программно-целевого метода.
Реализация указанных мероприятий позволит обеспечить возможность улучшения качества жизни населения и качества окружающей среды, гарантировать обеспечение защиты населения и объектов экономики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Смоленской области.
I.III. Восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения
Здоровье и благополучие населения являются главными ценностями, которые невозможно сохранить без обеспечения благоприятной экологической обстановки. Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Одним из важнейших приоритетов экологической политики является достижение минимального вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека, обеспечение соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации. С этой целью проводятся наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия, а также за воздействием этих источников на окружающую среду. В целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды, осуществляется экологический мониторинг. Одной из составляющей экологического мониторинга является мониторинг водных объектов.
В соответствии с пунктом 9 статьи 25 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений относится участие в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов. В соответствии с пунктом 6 статьи 4 областного закона "О разграничении полномочий органов государственной власти Смоленской области в сфере водных отношений" и Указом Губернатора Смоленской области от 25.07.2007 N 4 "Об органе исполнительной власти Смоленской области, уполномоченном на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в сфере водных отношений" участие в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов на территории Смоленской области относится к полномочиям Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии.
Осуществление мониторинга водных объектов будет проводиться в соответствии с Положением об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2007 N 219, которым предусмотрено, что мониторинг поверхностных водных объектов проводится:
- Федеральным агентством водных ресурсов;
- Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В настоящее время мониторинг осуществляется федеральным государственным бюджетным учреждением "Смоленский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" на 16 постах наблюдения и Московско-Окским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов на 7 постах. Смоленской областью данный мониторинг в 2012 году осуществляется на 14 постах, а к 2014 году будет осуществляться на 24 постах. Мероприятия по мониторингу проводятся в соответствии с ведомственной целевой программой "Организация и осуществление мониторинга водных объектов на территории Смоленской области" на 2012-2014 годы, утвержденной приказом начальника Департамента Смоленской области по природным ресурсам от 12.10.2011 N 110-0103.
Качественный состав воды в поверхностных водных объектах в основном оценивается от умеренно загрязненного до загрязненного, в местах значительного сосредоточения населения и промышленности - до грязного.
В результате интенсивного использования водных ресурсов происходит изменение не только количества воды, пригодной для той или иной сферы хозяйственной деятельности, но и ее качества. Объясняется это тем, что большинство рек являются одновременно источниками водоснабжения и приемниками хозяйственно-бытовых, производственных и сельскохозяйственных стоков. Эффективность работы очистных сооружений оставляет желать лучшего. Основная масса загрязняющих веществ, в том числе хлориды, сульфаты, взвешенные вещества, азот аммонийный, железо, поступает от предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Значительная часть загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в водные объекты, приходится на бассейн р. Днепр и составляет 95,5% от общей массы сброса (16,5 тыс.т). Наряду со сбросом стоков от населенных пунктов, промышленности и сельскохозяйственных предприятий через системы канализации имеет место рассредоточенный сток с водосборных территорий, промышленных площадок селитебных территорий и сельскохозяйственных угодий, составляющий около 90% всего ливневого стока.
В целях своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, оценки эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов, получения информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе в целях государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, в рамках Программы будут продолжены гидрохимические, гидрологические и гидробиологические наблюдения на 24 гидрологических постах.
Кроме того, предусмотрено проведение разовых анализов на основании данных, полученных в ходе проведения мониторинга водных объектов, и поступивших обращений о загрязнении водных объектов, которые помогут наиболее точно указать источник поступления в водный объект неочищенных стоков.
Проведение указанных наблюдений позволит получить данные о загрязнении донных отложений, выявить степень и характер загрязнения донных отложений основных водотоков, обусловленного поступлением в них химических элементов и соединений в составе производственных, хозяйственно-бытовых и атмосферных сточных вод, при плоскостном эрозионном смыве почв, а также позволит получить данные о состоянии водных объектов, оценить их химический состав, выявить очаги загрязнения и своевременно их устранить путем проведения контрольных мероприятий.
В части восстановления водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, Программой предусматриваются мероприятия по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов, утративших способность к самоочищению. Это расчистка р. Барановка в с. Ершичи, а также устройство наносоперехватывающих и наносоулавливающих гидротехнических сооружений в г. Смоленске на участке от устья р. Вязовенька до очистных сооружений смоленского муниципального унитарного предприятия "Горводоканал".
II.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Смоленской области от 21 сентября 2012 г. N 689 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Смоленской области" на 2013-2020 годы"
Текст постановления опубликован в Вестнике Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области от 10 декабря 2012 г. N 12 (часть II)
Постановлением Администрации Смоленской области от 5 февраля 2014 г. N 60 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Смоленской области от 27 декабря 2013 г. N 1151
Постановление Администрации Смоленской области от 8 ноября 2013 г. N 905
Постановление Администрации Смоленской области от 22 мая 2013 г. N 406
Постановление Администрации Смоленской области от 17 мая 2013 г. N 365
Постановление Администрации Смоленской области от 15 марта 2013 г. N 151
Постановление Администрации Смоленской области от 18 октября 2012 г. N 768