В соответствии с постановлением Администрации Смоленской области от 19.09.2013 N 703 "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке областных государственных программ, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации областных государственных программ" (в редакции постановлений Администрации Смоленской области от 27.06.2014 N 469, от 09.02.2015 N 41, от 18.08.2015 N 512) Администрация Смоленской области постановляет:
Утвердить прилагаемую областную государственную программу "Развитие промышленности Смоленской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2016 - 2018 годы (далее также - Государственная программа).
Губернатор |
А.В. Островский |
Областная государственная программа
"Развитие промышленности Смоленской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2016 - 2018 годы
(утв. постановлением Администрации Смоленской области от 22 апреля 2016 г. N 235)
Паспорт
областной государственной программы "Развитие промышленности Смоленской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2016 - 2018 годы
1. Общая характеристика социально-экономической сферы реализации Государственной программы
Промышленный комплекс является основой экономики Смоленской области и во многом определяет ее социально-экономическое положение. В промышленном производстве занято свыше четверти всего трудоспособного населения Смоленской области. Доля промышленности в валовом региональном продукте - более 30%, она обеспечивает около 25% налоговых поступлений.
Основу промышленности региона составляют: электроэнергетика, машиностроение, приборостроение, химическая промышленность, алмазоперерабатывающий комплекс, текстильная, швейная, пищевая промышленность и промышленность строительных материалов. На эти отрасли приходится более 70% всего объема промышленного производства.
В территориальной структуре промышленности сформировались индустриальные центры: города Смоленск и Десногорск, а также шесть промышленных районов: Вяземский, Гагаринский, Дорогобужский, Сафоновский, Рославльский и Ярцевский. На их долю приходится более 90% от общего объема производимой в Смоленской области промышленной продукции.
На территории Смоленской области действует около 540 организаций обрабатывающей промышленности, подпадающие под категорию крупных и средних организаций. В их числе крупные промышленные предприятия, значимые не только для экономики Смоленской области, но и России в целом (открытое акционерное общество "Производственное объединение "Кристалл" (далее - ОАО "ПО "Кристалл"), публичное акционерное общество "Дорогобуж" (далее - ПАО "Дорогобуж"), федеральное государственное унитарное предприятие "Смоленское производственное объединение "Аналитприбор" (далее - ФГУП "СПО "Аналитприбор"), открытое акционерное общество "Авангард" (далее - ОАО "Авангард"), акционерное общество "Научно-производственное объединение "Измеритель" (далее - АО "НПП "Измеритель") и некоторые другие).
На территории Смоленской области расположен ряд организаций, выпускающих продукцию для оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК), 16 организаций разрабатывают и производят продукцию по военной тематике, из них 6 входят в федеральный перечень стратегических организаций ОПК.
Электроэнергетика Смоленской области представлена такими крупными предприятиями, как Смоленская АЭС и Смоленская ГРЭС. Смоленская область на сегодня является энергоизбыточным регионом (выработка электроэнергии в 4 раза превышает потребности региона).
Машиностроительный комплекс Смоленской области объединяет организации различного профиля, выпускающие авиационную технику, дорожные и коммунальные машины, железнодорожные вагоны, автоматические металлообрабатывающие линии, электроприводы, электрогенераторы и т.д.
Химическая и нефтехимическая промышленность представлена производством продукции основной химии и изделий из пластмасс. Флагманом химической отрасли в Смоленской области является ПАО "Дорогобуж". Доля рынка предприятия по аналогичным видам продукции в России составляет: по производству аммиака - 4,3%, по производству минеральных удобрений - 3,5%.
Важное значение для Смоленской области имеет алмазоперерабатывающий комплекс, который представлен ОАО "ПО "Кристалл" и его дочерними предприятиями. Смоленск по праву называют столицей бриллиантов России. На долю ОАО "ПО "Кристалл" приходится 7% эксклюзивного мирового рынка бриллиантов и более 50% российского.
Одной из ведущих организаций швейной промышленности является закрытое акционерное общество "Смоленская чулочная фабрика" (далее - ЗАО "Смоленская чулочная фабрика") - крупнейший производитель чулочно-носочных изделий в России.
Основные экономические показатели промышленности Смоленской области сложились следующим образом:
Таблица 1
Наименование показателя |
2013 год (факт) |
2014 год (факт) |
2015 год (оценка) |
Доля промышленности в валовой добавленной стоимости (%) |
30,9 |
30,4 |
29,9 |
Количество организаций промышленности (на конец года) |
2 786 |
2 787 |
3 487 |
Объем отгруженных товаров (работ и услуг) в промышленности (млн. руб.) |
192 035 |
195 556 |
218 906 |
Динамика объема отгруженной продукции в промышленности (% к предыдущему году) |
108,1 |
101,8 |
111,9 |
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) (млн. рублей) |
5 380,1 |
403,7 |
15 560 |
Инвестиции в основной капитал (млн. рублей) |
19 541 |
17 213 |
21 782 |
Динамика инвестиций в основной капитал (% к предыдущему году) |
254,8 |
88,1 |
126,5 |
Индекс промышленного производства (% к предыдущему году) |
104,7 |
101,7 |
99,4 |
Текущее состояние отраслей обрабатывающей промышленности характеризуется значительной неоднородностью в развитии отдельных видов экономической деятельности.
Объем отгруженных товаров (работ, услуг) по видам экономической деятельности составил:
Таблица 2
(млн. рублей)
Наименование |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
Всего |
192 035 |
195 556 |
218 907 |
Добыча полезных ископаемых |
1 990 |
1398 |
982 |
Обрабатывающие производства, всего |
137 851 |
140 286 |
163 434 |
из них: |
|
|
|
- производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака |
16 150 |
16 689 |
26 575 |
- текстильное и швейное производство |
5 604 |
5 727 |
5 939 |
- производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
619 |
707 |
848 |
- обработка древесины и производство изделий из дерева |
7 449 |
7 484 |
8 372 |
- целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность |
4 196 |
3 958 |
3 626 |
- производство кокса и нефтепродуктов |
- |
49 |
45 |
- химическое производство |
19 710 |
19 519 |
29 293 |
- производство резиновых и пластмассовых изделий |
11 289 |
12 610 |
15 086 |
- производство прочих неметаллических минеральных продуктов |
12 057 |
10 310 |
8 548 |
- металлургическое производство и производство готовых металлических изделий |
12 831 |
14 892 |
15 281 |
- производство машин и оборудования |
6 366 |
4 786 |
3 865 |
- производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования |
18 108 |
18 549 |
19 126 |
- производство транспортных средств и оборудования |
10 968 |
13 752 |
14 863 |
- прочие производства |
12 504 |
11 254 |
11 967 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
52194 |
53 872 |
54 491 |
В 2015 году в структуре по объему отгруженной продукции преобладают:
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 25% (филиал открытого акционерного общества "Концерн Росэнергоатом" "Смоленская атомная станция", филиал "Смоленская ГРЭС" открытого акционерного общества "Э.ОН Россия", смоленское муниципальное унитарное предприятие "Горводоканал");
- химическое производство - 13% (ПАО "Дорогобуж", открытое акционерное общество "Полимерпласт");
- производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака - 12% (общество с ограниченной ответственностью "Промконсервы", открытое акционерное общество "Сафоновохлеб", общество с ограниченной ответственностью "Варница", общество с ограниченной ответственностью "Гагарин-Останкино", общество с ограниченной ответственностью "Грейнлюкс", общество с ограниченной ответственностью "Кроль и К" и другие);
- производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 9% (АО "НПП "Измеритель", ФГУП "СПО "Аналитприбор", акционерное общество "Сафоновский завод "Гидрометприбор", открытое акционерное общество "ОСРАМ" и другие);
- металлургическое производство и производство готовых металлических изделий - 7% (государственное унитарное предприятие "Литейно-прокатный завод" г. Москвы, открытое акционерное общество "Дорогобужкотломаш" (далее - ОАО "Дорогобужкотломаш"), общество с ограниченной ответственностью "Банкон" и другие);
- производство резиновых и пластмассовых изделий - 7% (ОАО "Авангард", общество с ограниченной ответственностью "Лава", общество с ограниченной ответственностью "Смит-Ярцево" (далее - ООО "Смит-Ярцево"), общество с ограниченной ответственностью "Декопласт" (далее - ООО "Декопласт") и другие);
- производство транспортных средств и оборудования - 7% (акционерное общество "Смоленский авиационный завод" (далее - АО "Смоленский авиационный завод"), акционерное общество "Рославльский вагоноремонтный завод" (далее также - АО "ВРЗ"), открытое акционерное общество "Завод комплексных дорожных машин им. М.И. Калинина");
- прочие производства - 5% (ОАО "ПО "Кристалл").
От развития промышленности во многом зависит решение задач устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения региона. Однако Смоленская область по уровню развития промышленности уступает другим областям Центрального федерального округа.
Индекс промышленного производства по субъектам Российской Федерации сложился следующим образом:
Таблица 3
(% к предыдущему году)
Наименование |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Российская Федерация |
105 |
103,4 |
100,4 |
101,7 |
Центральный федеральный округ |
106,9 |
105,7 |
101,4 |
101,4 |
Белгородская область |
108,7 |
105,6 |
102,1 |
102,5 |
Брянская область |
110,6 |
115,7 |
96,8 |
102,1 |
Владимирская область |
107,4 |
103,4 |
108 |
109,2 |
Воронежская область |
110,1 |
129,7 |
106,1 |
108 |
Ивановская область |
105,7 |
104,6 |
106,2 |
97,3 |
Калужская область |
125,3 |
110,2 |
105,9 |
103,9 |
Костромская область |
108,2 |
103,7 |
104,6 |
100 |
Курская область |
104,6 |
103,3 |
100,8 |
105,8 |
Липецкая область |
111,1 |
107,4 |
100,3 |
102,9 |
Московская область |
109,7 |
107,9 |
105,2 |
104,1 |
Орловская область |
107,8 |
106,4 |
100,4 |
104,9 |
Рязанская область |
109,7 |
100,8 |
105,7 |
102 |
Смоленская область |
102,7 |
105,9 |
104,7 |
101,7 |
Тамбовская область |
116,4 |
112,9 |
106,2 |
108,5 |
Тверская область |
105,9 |
111 |
102,1 |
96,7 |
Тульская область |
120 |
108,4 |
110,5 |
104,5 |
Ярославская область |
111,3 |
104,1 |
98,5 |
104,6 |
Город Москва |
100,7 |
100,4 |
95,3 |
98,9 |
Индекс производства по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" по субъектам Российской Федерации сложился следующим образом:
Таблица 4
(% к предыдущему году)
Наименование |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Российская Федерация |
108 |
105,1 |
100,5 |
102,1 |
Центральный федеральный округ |
107,8 |
106,7 |
102,3 |
101,7 |
Белгородская область |
108,5 |
109,8 |
104,3 |
104,5 |
Брянская область |
113,6 |
119,8 |
97,3 |
103,2 |
Владимирская область |
106,2 |
101,8 |
109,9 |
110,6 |
Воронежская область |
119,2 |
128 |
106,5 |
110,4 |
Ивановская область |
109,1 |
106,9 |
113,9 |
96,6 |
Калужская область |
127,4 |
111,7 |
103,9 |
103,7 |
Костромская область |
109,4 |
104,2 |
106,1 |
97,7 |
Курская область |
104,3 |
105,7 |
111,8 |
105,5 |
Липецкая область |
113,5 |
108,5 |
100,9 |
103,1 |
Московская область |
110,7 |
109,1 |
105,8 |
104,3 |
Орловская область |
110,1 |
106,9 |
100,1 |
106,5 |
Рязанская область |
109,9 |
103,3 |
107,5 |
104,2 |
Смоленская область |
105,8 |
108,6 |
107,8 |
99,7 |
Тамбовская область |
117,3 |
115,5 |
108 |
108,9 |
Тверская область |
107,6 |
110,7 |
101,4 |
95,8 |
Тульская область |
124 |
109,5 |
112 |
104,7 |
Ярославская область |
113,2 |
104,1 |
98,4 |
106,9 |
Город Москва |
100,7 |
100,8 |
95,8 |
99 |
Среди основных факторов, сдерживающих развитие промышленности Смоленской области, можно отметить следующие:
- износ основных производственных фондов, технологически отсталое и морально устаревшее оборудование (износ основных фондов в промышленности составляет около 52,7%, коэффициент обновления - 6,2%);
- недостаточная конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и внешних рынках;
- низкие темпы освоения инновационной продукции и внедрения новых технологий;
- ежегодное увеличение дефицита рабочих и инженерных кадров из-за несовершенства системы подготовки, переподготовки и закрепления молодых специалистов;
- высокая энергоемкость производства;
- ограниченная поддержка организаций промышленности региона за счет бюджетных средств.
Для преодоления основных факторов, сдерживающих развитие промышленности, необходимо активизировать процесс привлечения инвестиций в развитие предприятий, в том числе через государственную поддержку инвестиционных проектов организаций.
В 2013 году заключено соглашение о взаимодействии между Администрацией Смоленской области и Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (далее - Фонд) по развитию в Смоленской области малого предпринимательства в научно-технической сфере и реализации научно-инновационных проектов. На базе ООО "Научно-исследовательский центр биотехнологий" создано представительство Фонда.
В 2013 году представительством Фонда проведены первая научно-практическая конференция "Инновационные проекты молодых ученых Смоленской области" и отборочное мероприятие по предоставлению грантов по программе "УМНИК", которая рассчитана на поддержку молодых ученых в возрасте от 18 до 28 лет.
Ежегодно в течение 2 лет (2014 - 2015 годы) пяти проектам, признанным победителями, Фондом была оказана финансовая поддержка в размере 200 тыс. рублей.
В соответствии с решением Министерства экономического развития Российской Федерации в 2014 году полномочия по оказанию поддержки субъектам малого предпринимательства в сфере инноваций переданы Фонду. Фондом оказывается поддержка в рамках реализуемых программ по основным направлениям: безопасность и противодействие терроризму, индустрия наносистем, информационно-телекоммуникационные системы, наука о жизни, рациональное природопользование, энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика, транспортные и космические системы.
В 2014 году в Смоленской Торгово-промышленной палате состоялось рабочее совещание с представителями малых инновационных предприятий, на котором были рассмотрены особенности проведения конкурсного отбора малых инновационных предприятий в целях оказания финансовой поддержки (конкурс "Коммерциализация") Фондом. До малых инновационных предприятий доведены основные требования к участникам конкурса, а также контактная информация.
В дальнейшем инновационным компаниям Администрацией Смоленской области и представительством Фонда были даны рекомендательные письма для участия в конкурсе "Коммерциализация".
В 2014 году Фонд провел 1-й этап конкурсного отбора. Три малых инновационных предприятия, осуществляющих деятельность на территории Смоленской области при участии Администрации Смоленской области и представительства Фонда, признаны победителями: общество с ограниченной ответственностью "Русь-Телеком", общество с ограниченной ответственностью "Мирол", общество с ограниченной ответственностью "Интайм". Общая сумма поддержки составила 9 млн. рублей.
В 2015 году представительством Фонда доведена информация до субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере инноваций, о проведении 2-го и 3-го этапов конкурса "Коммерциализация".
По итогам 3-го этапа конкурса "Коммерциализация" обществу с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Явир" предоставлен грант в сумме 15 млн. рублей на реализацию проекта "Внедрение инновационных технологий и решений в производстве новых видов технических средств организации дорожного движения".
Представительством Фонда организован полуфинальный отбор инновационных проектов для участия в Смоленском региональном финале программы "Участник молодежного научно-инновационного конкурса" (УМНИК).
В 2015 году ведущими предприятиями промышленности реализован 41 инвестиционный проект, в их числе и направленные на импортозамещение проекты. На реализацию инвестиционных проектов привлечено 2,8 млрд. рублей внебюджетных инвестиций, в результате создано 274 новых рабочих места, в том числе 76 - высокопроизводительных.
Администрацией Смоленской области большое внимание уделяется системе государственной поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности. Основной акцент в предоставлении государственной поддержки сделан на поддержку реального сектора экономики.
В 2015 году в рамках реализации областной государственной программы "Экономическое развитие Смоленской области, включая создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 08.11.2013 N 894, государственная поддержка в форме налоговых льгот была предоставлена четырем предприятиям, реализующим одобренные инвестиционные проекты Смоленской области в сфере промышленности: закрытому акционерному обществу "Евродизайн", обществу с ограниченной ответственностью "Интенсивные технологии", обществу с ограниченной ответственностью "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН" (далее - ООО "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН"), ФГУП "СПО "Аналитприбор".
Размер государственной поддержки инвестиционной деятельности в 2015 году составил 5,2 млн. рублей, в том числе в форме:
- субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и лизинговым платежам - 0,4 млн. рублей;
- льгот по налогам - 4,8 млн. рублей.
Бюджетный эффект в консолидированный бюджет Смоленской области в результате реализации одобренных инвестиционных проектов Смоленской области, реализуемых данными предприятиями, по оценке, составит около 20,3 млн. рублей. В рамках реализации одобренных инвестиционных проектов Смоленской области, реализуемых данными предприятиями, по оценке, будет создано 5 новых рабочих мест, сохранено 125 рабочих мест.
Также в рамках вышеуказанной областной государственной программы предоставлена субсидия обществу с ограниченной ответственностью "Смоленский электротехнический завод" (далее - ООО "Смоленский электротехнический завод") на модернизацию производства и сохранение рабочих мест инвалидов в размере 5,98 млн. рублей. Социальная значимость проявляется в создании 8 и сохранении 64 рабочих мест.
Также приоритетным направлением государственной политики Смоленской области является создание эффективной системы комплексной поддержки малого и среднего предпринимательства.
В 2015 году субъектам малого и среднего предпринимательства была предоставлена государственная поддержка в форме субсидий: на возмещение части затрат на уплату первого взноса (аванса) по договорам лизинга, заключенным с российскими лизинговыми компаниями; на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования; на возмещение части затрат на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства. Финансовая поддержка предоставлена 42 субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производственную деятельность в сфере промышленности, в объеме 59,1 млн. рублей. Объем платежей в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в 2015 году этими субъектами малого и среднего предпринимательства составил 556,8 млн. рублей, социальная эффективность мероприятий в 2015 году проявляется в создании 450 новых рабочих мест и сохранении 2 956 рабочих мест.
С 2015 года предприятия промышленности могут использовать новый механизм федеральной государственной поддержки - Фонд развития промышленности, предлагающий льготные условия софинансирования проектов, направленных на модернизацию российской промышленности, организацию новых производств и обеспечения импортозамещения. В 2015 году Фондом развития промышленности был профинансирован инвестиционный проект "Реализация новых технологий производства натуральных кож для обуви и мебели на Вяземском кожевенном заводе в рамках модернизации и расширения производства" общества с ограниченной ответственностью "Вяземское кожевенное производство ЛТ" (далее - ООО "ВКП-ЛТ"). Объем предоставленного займа составил 271 млн. рублей, целевым назначением его является выпуск новых артикулов обувных и мебельных кож, велюров с возможностью экспорта в Италию и другие страны.
Кроме того, Фондом развития промышленности оказывается консультационная поддержка отечественных предприятий по мерам государственной поддержки промышленных предприятий в рамках системы "одного окна".
Так, в 2015 году при содействии Фонда развития промышленности три предприятия региона, включенные в перечень организаций, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли (далее - перечень), утвержденный приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 07.04.2015 N 740, воспользовались государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета в форме субсидий на возмещение части затрат, понесенных в 2015 году на уплату процентов по кредитам, на пополнение оборотных средств и на финансирование текущей производственной деятельности. Государственная поддержка в форме субсидий на пополнение оборотных средств была предоставлена:
- ЗАО "Смоленская чулочная фабрика" - 2,1 млн. рублей;
- ООО "СМИТ-Ярцево" - 22,8 млн. рублей;
- обществу с ограниченной ответственностью "Игоревский деревообрабатывающий комбинат" (далее - ООО "ИДК") - 4,8 млн. рублей.
Также в перечень включены: общество с ограниченной ответственностью "Конкорд", ООО "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН", открытое акционерное общество "Вяземский машиностроительный завод" (далее - ОАО "ВМЗ"), ООО "ВКП-ЛТ".
15 февраля 2016 года между Фондом развития промышленности и Администрацией Смоленской области подписано соглашение о сотрудничестве, в рамках которого стороны будут взаимодействовать по организационным, правовым, экономическим, финансовым и техническим вопросам.
Кроме того, ряд предприятий региона воспользовались существующими на федеральном уровне мерами государственной поддержки инвестиционных проектов в форме субсидий:
- на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным на реализацию новых инвестиционных проектов по техническому перевооружению (общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Мир текстиля", 1,3 млн. рублей);
- на возмещение части затрат на уплату процентов за пользование кредитом, полученным в кредитной организации на техническое перевооружение (ООО "ИДК", 12,1 млн. рублей).
Привлечение инвестиций особенно актуально в современных условиях, когда приоритетами государственной промышленной политики является замещение промышленной продукции импортного производства и повышение экспортного потенциала выпускаемых изделий. В свою очередь, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции невозможно без реализации следующих базовых направлений обновления производства:
- модернизация и техническое перевооружение производственных мощностей;
- внедрение инновационных технологий, проведение научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок, приобретение прав на патенты и лицензии для изготовления новой продукции;
- повышение производительности труда.
Применение программно-целевого метода решения проблем в сфере промышленности является наиболее эффективным в силу следующих обстоятельств:
- высокая значимость организаций промышленности Смоленской области для социально-экономического развития региона;
- комплексный характер решения проблем с целью ускорения промышленного развития Смоленской области, вызывающий необходимость обеспечить консолидацию и координацию действий многочисленных субъектов промышленной политики;
- необходимость осуществления промышленной политики в Смоленской области во взаимосвязи с государственной экономической политикой;
- возможность привлечения дополнительных инвестиций на развитие организаций промышленности региона из федеральных источников финансирования.
Государственная программа является одним из инструментов реализации Стратегии социально-экономического развития Смоленской области на долгосрочную перспективу (до 2020 года), утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 26.11.2007 N 418, а также логическим механизмом ее реализации. Принятие Государственной программы позволит улучшить социально-экономическое положение Смоленской области, увеличить поступления в консолидированный бюджет Смоленской области, повысить уровень жизни населения.
Актуальность Государственной программы обусловлена необходимостью решения задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", потому ее можно рассматривать как базовый системный документ, который направлен на реализацию государственной промышленной политики на территории Смоленской области.
Реализация Государственной программы явится частью государственной системной политики Российской Федерации и будет способствовать повышению конкурентоспособности и росту производительности труда в Смоленской области, созданию новых рабочих мест, в том числе высокопроизводительных.
2. Приоритеты региональной государственной политики в сфере реализации Государственной программы, цель, целевые показатели, описание ожидаемых конечных результатов, сроки и этапы реализации Государственной программы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы определяются:
- Стратегией социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 г. N 1540-р);
- Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р);
- Инвестиционной стратегией Смоленской области до 2025 года (утверждена распоряжением Администрации Смоленской области от 15.12.2014 N 1753-р/адм);
- Федеральным законом "О промышленной политике в Российской Федерации";
- Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";
- Указом Президента Российской Федерации от 21.08.2012 N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности";
- постановлением Администрации Смоленской области от 26.11.2007 N 418 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Смоленской области на долгосрочную перспективу (до 2020 года)".
Срок реализации Государственной программы - 2016 - 2018 годы.
Целью Государственной программы является создание в Смоленской области конкурентоспособной, устойчивой, структурно-сбалансированной промышленности, ориентированной на формирование и освоение новых рынков инновационной продукции, направленной на обеспечение социально-экономического развития региона.
По итогам реализации Государственной программы планируется достижение следующих целевых показателей:
- количество созданных новых рабочих мест в организациях промышленности в рамках реализации инвестиционных проектов - 518, в том числе высокопроизводительных - 180;
- количество реализуемых (планируемых к реализации) инвестиционных проектов - 47;
- объем отгруженной организациями промышленности продукции (работ, услуг) в расчете 1 среднегодового работника - 3,1 млн. рублей;
- объем отгруженной обрабатывающими производствами промышленности продукции (работ, услуг) в расчете на 1 среднегодового работника - 3,15 млн. рублей;
- объем инвестиций в основной капитал по промышленным предприятиям - 24,3 млрд. рублей, в том числе по обрабатывающим производствам промышленности - 10,8 млрд. рублей.
Состав целевых показателей реализации Государственной программы определен таким образом, чтобы обеспечить:
- наблюдаемость значений показателей в течение срока реализации Государственной программы;
- охват всех наиболее значимых результатов реализации Государственной программы.
Целевые показатели реализации Государственной программы приведены в приложении N 1 к Государственной программе.
В ходе реализации Государственной программы возможны риски, которые могут повлиять на достижение цели Государственной программы, на реализацию основных мероприятий Государственной программы, а также на достижение предусмотренных в ней ожидаемых результатов. Среди них:
- отсутствие доступных финансовых инструментов и высокие процентные ставки по банковским кредитам;
- рост себестоимости продукции за счет опережающего увеличения цен на сырье и энергоносители;
- валютные риски;
- высокий уровень зависимости от импорта;
- нехватка квалифицированных кадров (в первую очередь производственных);
- недостаточный уровень развития промышленной инфраструктуры, технологическая отсталость производства;
- высокий уровень физического износа производственных мощностей;
- низкий уровень инновационной активности;
- возникновение общеэкономических негативных явлений.
В целях снижения негативного влияния указанных рисков на достижение ожидаемых результатов реализации Государственной программы будет проводиться мониторинг реализации программных мероприятий, сформирован план-график реализации Государственной программы в соответствии с требованиями, установленными постановлением Администрации Смоленской области от 19.09.2013 N 703 "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке областных государственных программ, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации областных государственных программ".
Вместе с тем ожидаемый эффект от реализации Государственной программы будет существенно различаться в разных сценариях, предусматривающих или не предусматривающих дополнительного финансирования. Вариант развития без государственной поддержки со стороны федерального бюджета предусматривает сохранение большей части системных рисков, следствием чего станут более низкие значения основных целевых показателей и показателей основных мероприятий Государственной программы. Реализация мер государственной поддержки при условии выделения финансирования из федерального и областного бюджетов будет являться существенным стимулом для развития организаций промышленности Смоленской области.
3. Обобщенная характеристика основных мероприятий Государственной программы
Цель Государственной программы будет достигнута посредством выполнения следующих основных мероприятий:
- модернизация и техническое перевооружение производственных мощностей промышленных организаций;
- приобретение исключительных прав на патенты, а также лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей и новых технологий для реализации инвестиционных проектов;
- стимулирование промышленных предприятий Смоленской области:
- модернизация производства промышленных организаций Смоленской области с целью сохранения рабочих мест инвалидов.
Основное мероприятие "Модернизация и техническое перевооружение производственных мощностей промышленных организаций" предусматривает предоставление промышленным предприятиям субсидий на возмещение части затрат на модернизацию и техническое перевооружение производственных мощностей, направленных на создание и (или) развитие производства новой высокотехнологичной конкурентоспособной продукции, в том числе на развитие процесса импортозамещения.
В данное мероприятие включены инвестиционные проекты, планируемые к реализации промышленными предприятиями: общество с ограниченной ответственностью "КОЛТЕК-спецреагенты" (далее - ООО "КОЛТЕК-спецреагенты"), ФГУП "СПО "Аналитприбор", ОАО "Авангард", открытое акционерное общество "Росигрушка" (далее - ОАО "Росигрушка"), общество с ограниченной ответственностью "Мобил К" (далее - ООО "Мобил К"), ОАО "Дорогобужкотломаш", открытое акционерное общество "Теплоконтроль" (далее - ОАО "Теплоконтроль"), ОАО "ВМЗ", АО "Алмазинструмент", общество с ограниченной ответственностью научно-промышленное объединение "Рубикон-Инновация" (далее - ООО НПО "Рубикон-Инновация"), открытое акционерное общество "Вяземский завод синтетических продуктов" (далее - ОАО "ВЗСП"), АО "НПО "Измеритель", ОАО "ПО "Кристалл", ПАО "Дорогобуж", АО "Смоленский авиационный завод", общество с ограниченной ответственностью "Гильдия М" (далее - ООО "Гильдия М"), АО "ВРЗ", закрытое акционерное общество "Технографит" (далее - ЗАО "Технографит"), ООО "ИДК", ООО "Декопласт".
Основное мероприятие "Приобретение исключительных прав на патенты, а также лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей и новых технологий для реализации инвестиционных проектов" предусматривает предоставление промышленным предприятиям субсидий на возмещение части затрат, направленных на приобретение прав на патенты, а также лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей, новых технологий для реализации инвестиционных проектов.
В данное мероприятие включены инвестиционные проекты, планируемые к реализации ООО "Гильдия М" и ОАО "Авангард".
Основное мероприятие "Стимулирование промышленных предприятий Смоленской области" предусматривает организацию и проведение рейтинговых соревнований среди организаций промышленности.
Основное мероприятие "Модернизация производства промышленных организаций Смоленской области с целью сохранения рабочих мест инвалидов" предусматривает предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) на модернизацию производства и сохранение рабочих мест инвалидов организациям, основным видом экономической деятельности которых является производство электрических машин и оборудования.
В данное мероприятие включена реализация планируемого инвестиционного проекта ООО "Смоленский электротехнический завод".
План реализации Государственной программы приведен в приложении N 2 к Государственной программе.
4. Обоснование ресурсного обеспечения Государственной программы
Мероприятия Государственной программы реализуются за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Государственной программы составляет 3 652 870,0 тыс. рублей, в том числе:
- по годам реализации:
- 2016 год - 945 397,0 тыс. рублей;
- 2017 - 2018 годы - 2 707 473,0 тыс. рублей;
- в разрезе источников финансирования:
- средства областного бюджета - 65 819,0 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
- 2016 год - 15 819,0 тыс. рублей;
- 2017 - 2018 годы - 50 000,0 тыс. рублей;
- средства внебюджетные источников - 3 587 051,0 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
- 2016 год - 929 578,0 тыс. рублей;
- 2017 - 2018 годы - 2 657 473,0 тыс. рублей.
Планируется, что основным источником средств для финансирования мероприятий Государственной программы станут собственные средства организаций промышленности.
Объемы финансирования мероприятий Государственной программы за счет средств областного бюджета подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей областного бюджета.
Для финансирования мероприятий Государственной программы предполагается привлечь средства федерального бюджета. Финансирование мероприятий Государственной программы за счет средств федерального бюджета в 2016 - 2018 годах будет осуществляться в соответствии с заключаемым между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Администрацией Смоленской области соглашением о предоставлении субсидий.
Средства областного бюджета организациям промышленности, реализующим инвестиционные проекты, будут предоставляться в форме субсидий согласно порядку и условиям, утвержденным нормативными правовыми актами Администрации Смоленской области.
Главным распорядителем средств областного бюджета по Государственной программе является Департамент инвестиционного развития Смоленской области.
5. Основные меры правового регулирования в сфере реализации Государственной программы
В сфере реализации Государственной программы действуют следующие нормативные правовые акты:
- Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации";
- Указ Президента Российской Федерации от 03.06.96 N 803 "Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации";
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";
- постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 328 "Об утверждении государственной программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации Государственной программы представлены в приложении N 3 к Государственной программе.
6. Применение мер государственного регулирования в сфере реализации Государственной программы
Применение мер государственного регулирования (налоговая льгота, тарифное, ценовое регулирование) в сфере реализации Государственной программы не предусмотрено.
Приложение N 1
к областной государственной программе
"Развитие промышленности Смоленской
области и повышение
ее конкурентоспособности"
на 2016 - 2018 годы
Целевые показатели
реализации областной государственной программы "Развитие промышленности Смоленской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2016 - 2018 годы
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Базовое значение показателей (к очередному финансовому году) |
Планируемое значение показателей (на очередной финансовый год и плановый период) |
|||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Создание в Смоленской области конкурентоспособной, устойчивой, структурно-сбалансированной промышленности, ориентированной на формирование и освоение новых рынков инновационной продукции, направленной на обеспечение социально-экономического развития региона | |||||||
1. |
Количество созданных новых рабочих мест в организациях промышленности в рамках реализации инвестиционных проектов |
единиц |
387* |
274 |
195 |
121 |
202 |
в том числе высокопроизводительных |
53 |
76 |
52 |
41 |
87 |
||
2. |
Количество реализуемых (планируемых к реализации) инвестиционных проектов |
единиц |
39 |
41 |
47 |
32 |
26 |
3. |
Объем привлеченных внебюджетных инвестиций на реализацию мероприятий в рамках инвестиционных проектов |
тыс. рублей |
3 123 900,0 |
2 853 800,0 |
929 578,0 |
1 961 217,0 |
696 256,0 |
4. |
Объем отгруженной организациями промышленности продукции (работ, услуг) в расчете 1 среднегодового работника |
млн. руб. |
2,34 |
2,61 |
2,74 |
2,88 |
3,10 |
5. |
Объем отгруженной обрабатывающими производствами промышленности продукции (работ, услуг) в расчете на 1 среднегодового работника |
млн. руб. |
2,25 |
2,63 |
2,80 |
3,00 |
3,15 |
6. |
Объем инвестиции в основной капитал по промышленным предприятиям |
млн. руб. |
17 213,0 |
21 782,2 |
22 789,6 |
23 532,7 |
24 313,5 |
в том числе по обрабатывающим производствам промышленности |
8 215,0 |
14 322,5 |
15 256,9 |
14 647,4 |
10 845,3 |
-----------------------------
* В 2014 году закончена реконструкция ЗАО "Сафоновская швейная фабрика" "Орел", создано 200 новых рабочих мест.
Приложение N 2
к областной государственной программе
"Развитие промышленности Смоленской
области и повышение
ее конкурентоспособности"
на 2016 - 2018 годы
План
реализации областной государственной программы "Развитие промышленности Смоленской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2016 - 2018 годы
Приложение N 3
к областной государственной программе
"Развитие промышленности Смоленской
области и повышение
ее конкурентоспособности"
на 2016 - 2018 годы
Сведения
об основных мерах правового регулирования в сфере реализации областной государственной программы "Развитие промышленности Смоленской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2016 - 2018 годы
N п/п |
Наименование нормативного правового акта, планируемого к принятию в период реализации Государственной программы |
Основные положения нормативного правового акта |
Ожидаемые сроки принятия нормативного правового акта |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Постановление Администрации Смоленской области "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления субсидий промышленным предприятиям на возмещение части затрат на модернизацию и техническое перевооружение производственных мощностей, направленных на создание и (или) развитие производства новой высокотехнологичной конкурентоспособной продукции, в том числе на развитие процесса импортозамещения" |
определяет: - категории получателей субсидий; - цели, условия и порядок предоставления субсидий; - основания для отказа в предоставлении субсидии; - порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; - порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков данных субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями о предоставлении указанных субсидий; - положение об обязательной проверке главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии, и Департаментом Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями |
первое полугодие 2016 года, внесение изменений - по мере необходимости в течение срока реализации мероприятий Государственной программы |
2. |
Постановление Администрации Смоленской области "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления субсидий промышленным предприятиям на возмещение части затрат на приобретение исключительных прав на патенты, а также лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей и новых технологий для реализации инвестиционных проектов" |
определяет: - категории получателей субсидий; - цели, условия и порядок предоставления субсидий; - основания для отказа в предоставлении субсидии; - порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; - порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков данных субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями о предоставлении указанных субсидий; - положение об обязательной проверке главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии, и Департаментом Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями |
III квартал 2016 года, внесение изменений - по мере необходимости в течение срока реализации мероприятий Государственной программы |
3. |
Постановление Администрации Смоленской области "О внесении изменений в Положение, регулирующее предоставление из областного бюджета субсидий в рамках реализации областной государственной программы "Экономическое развитие Смоленской области, включая создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата" на 2014 - 2020 годы юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) на модернизацию производства и сохранение рабочих мест инвалидов организациям, основным видом экономической деятельности которых является производство электрических машин и оборудования" |
необходимо: - определить, что указанные субсидии предоставляются в рамках реализации областной государственной программы "Развитие промышленности Смоленской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2016 - 2018 годы; - определить главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии, Департамент инвестиционного развития Смоленской области |
до 25 апреля 2016 года, внесение изменений - по мере необходимости в течение срока реализации мероприятий Государственной программы |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Смоленской области от 22 апреля 2016 г. N 235 "Об утверждении областной государственной программы "Развитие промышленности Смоленской области и повышение ее конкурентоспособности"
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 25 апреля 2016 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Смоленской области от 19 марта 2024 г. N 166
Изменения вступают в силу с 19 марта 2024 г.
Постановление Правительства Смоленской области от 18 декабря 2023 г. N 215
Изменения вступают в силу с 18 декабря 2023 г.
Постановление Правительства Смоленской области от 7 ноября 2023 г. N 59
Изменения вступают в силу с 7 ноября 2023 г.
Постановление Администрации Смоленской области от 1 августа 2023 г. N 447
Изменения вступают в силу с 1 августа 2023 г.
Постановление Администрации Смоленской области от 8 июня 2023 г. N 303
Изменения вступают в силу с 8 июня 2023 г.
Постановление Администрации Смоленской области от 9 марта 2023 г. N 93
Изменения вступают в силу с 9 марта 2023 г.
Постановление Администрации Смоленской области от 21 февраля 2023 г. N 61
Изменения вступают в силу с 21 февраля 2023 г.
Постановление Администрации Смоленской области от 16 декабря 2022 г. N 958
Изменения вступают в силу с 16 декабря 2022 г.
Постановление Администрации Смоленской области от 13 декабря 2022 г. N 925
Изменения вступают в силу с 13 декабря 2022 г.
Постановление Администрации Смоленской области от 24 ноября 2022 г. N 871
Изменения вступают в силу с 24 ноября 2022 г.
Постановление Администрации Смоленской области от 2 сентября 2022 г. N 628
Изменения вступают в силу с 2 сентября 2022 г.
Постановление Администрации Смоленской области от 17 августа 2022 г. N 566
Изменения вступают в силу с 17 августа 2022 г.
Постановление Администрации Смоленской области от 30 июня 2022 г. N 443
Изменения вступают в силу с 30 июня 2022 г.
Постановление Администрации Смоленской области от 2 июня 2022 г. N 363
Изменения вступают в силу с 2 июня 2022 г.
Постановление Администрации Смоленской области от 4 мая 2022 г. N 271
Изменения вступают в силу с 4 мая 2022 г.
Постановление Администрации Смоленской области от 29 апреля 2022 г. N 263
Изменения вступают в силу с 29 апреля 2022 г.
Постановление Администрации Смоленской области от 21 апреля 2022 г. N 254
Изменения вступают в силу с 21 апреля 2022 г.
Постановление Администрации Смоленской области от 31 марта 2022 г. N 198
Изменения вступают в силу с 31 марта 2022 г.
Постановление Администрации Смоленской области от 29 декабря 2021 г. N 888
Изменения вступают в силу с 29 декабря 2021 г.
Постановление Администрации Смоленской области от 13 декабря 2021 г. N 792
Изменения вступают в силу с 13 декабря 2021 г.
Постановление Администрации Смоленской области от 21 сентября 2021 г. N 606
Изменения вступают в силу с 21 сентября 2021 г.
Постановление Администрации Смоленской области от 4 августа 2021 г. N 508
Изменения вступают в силу с 4 августа 2021 г.
Постановление Администрации Смоленской области от 22 июня 2021 г. N 377
Изменения вступают в силу с 22 июня 2021 г.
Постановление Администрации Смоленской области от 19 мая 2021 г. N 301
Изменения вступают в силу с 19 мая 2021 г.
Постановление Администрации Смоленской области от 17 марта 2021 г. N 147
Изменения вступают в силу с 17 марта 2021 г.
Постановление Администрации Смоленской области от 16 февраля 2021 г. N 71
Изменения вступают в силу с 16 февраля 2021 г.
Постановление Администрации Смоленской области от 12 февраля 2021 г. N 67
Изменения вступают в силу с 12 февраля 2021 г.
Постановление Администрации Смоленской области от 23 декабря 2020 г. N 806
Изменения вступают в силу с 23 декабря 2020 г.
Постановление Администрации Смоленской области от 16 ноября 2020 г. N 678
Изменения вступают в силу с 16 ноября 2020 г.
Постановление Администрации Смоленской области от 16 июля 2020 г. N 434
Изменения вступают в силу с 16 июля 2020 г.
Постановление Администрации Смоленской области от 31 марта 2020 г. N 165
Изменения вступают в силу с 31 марта 2020 г.
Постановление Администрации Смоленской области от 18 декабря 2019 г. N 774
Изменения вступают в силу с 18 декабря 2019 г.
Постановление Администрации Смоленской области от 12 декабря 2019 г. N 758
Изменения вступают в силу с 12 декабря 2019 г.
Постановление Администрации Смоленской области от 8 ноября 2019 г. N 654
Изменения вступают в силу с 8 ноября 2019 г.
Постановление Администрации Смоленской области от 23 октября 2019 г. N 617
Изменения вступают в силу с 23 октября 2019 г.
Постановление Администрации Смоленской области от 7 августа 2019 г. N 461
Изменения вступают в силу с 7 августа 2019 г.
Постановление Администрации Смоленской области от 7 февраля 2019 г. N 36
Изменения вступают в силу с 7 февраля 2019 г.
Постановление Администрации Смоленской области от 21 декабря 2018 г. N 911
Изменения вступают в силу с 21 декабря 2018 г.
Постановление Администрации Смоленской области от 14 декабря 2018 г. N
Изменения вступают в силу с 14 декабря 2018 г.
Постановление Администрации Смоленской области от 11 декабря 2018 г. N 839
Изменения вступают в силу с 11 декабря 2018 г.
Постановление Администрации Смоленской области от 5 октября 2018 г. N 637
Изменения вступают в силу с 5 октября 2018 г.
Подпункты 1, 3, абзацы второй, третий, пятнадцатый, шестнадцатый, восемнадцатый, девятнадцатый подпункта 4 пункта 1 названного постановления вступают в силу с 1 января 2019 г.
Постановление Администрации Смоленской области от 12 марта 2018 г. N 131
Изменения вступают в силу с 12 марта 2018 г.
Изменения в областную государственную программу "Развитие промышленности Смоленской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2016 - 2020 гг. в части, касающейся 2019 и 2020 гг., вступают в силу соответственно с 1 января 2019 г. и с 1 января 2020 г. и подлежат учету в областном законе об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период
Постановление Администрации Смоленской области от 12 октября 2017 г. N 690
Изменения вступают в силу с 12 октября 2017 г.
Постановление Администрации Смоленской области от 12 апреля 2017 г. N 232
Постановление Администрации Смоленской области от 15 декабря 2016 г. N 744