15 апреля, 22 июня, 25 сентября, 5 октября 2009 г., 19 марта, 24 июня, 13 сентября 2010 г.
Администрация Смоленской области постановляет:
Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Дети Смоленщины" на 2009 - 2010 годы (далее также - Программа).
Губернатор |
С.В. Антуфьев |
Долгосрочная областная целевая программа "Дети Смоленщины"
на 2009-2010 годы
(утв. постановлением Администрации Смоленской области от 14 октября 2008 г. N 556)
15 апреля, 22 июня, 25 сентября, 5 октября 2009 г., 19 марта, 24 июня, 13 сентября 2010 г.
Постановлением Администрации Смоленской области от 13 сентября 2010 г. N 543 в паспорт настоящей долгосрочной областной целевой программы внесены изменения
Паспорт программы
Наименование Программы |
долгосрочная областная целевая программа "Дети Смоленщины" на 2009 - 2010 годы |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года N 172 "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2007 - 2010 годы", распоряжение Администрации Смоленской области от 29.09.2008 N 1210-р/адм "О разработке в 2009 году проектов долгосрочных областных целевых программ" |
Заказчики Программы |
Департамент Смоленской области по социальному развитию, Департамент Смоленской области по здравоохранению, Департамент Смоленской области по образованию и науке, Департамент Смоленской области по культуре |
Координатор Программы |
Департамент Смоленской области по социальному развитию |
Разработчики Программы |
Департамент Смоленской области по социальному развитию, Департамент Смоленской области по здравоохранению, Департамент Смоленской области по образованию и науке, Департамент Смоленской области по культуре, Главное управление по физической культуре и спорту Смоленской области, смоленское областное государственное учреждение "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Вишенки", смоленское областное государственное учреждение "Ново-Никольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", областное государственное учреждение здравоохранения "Смоленский областной врачебно-физкультурный диспансер" |
Цель и задачи Программы |
цель Программы - создание благоприятных условий для всестороннего развития и жизнедеятельности детей, проживающих на территории Смоленской области. Задачи Программы: - улучшение репродуктивного здоровья населения, проживающего на территории Смоленской области; - увеличение в Смоленской области количества детей, охваченных мероприятиями, направленными на выявление и поддержку способных и одаренных детей, проживающих на территории Смоленской области; - расширение в Смоленской области доступа детей, проживающих на территории Смоленской области, к достижениям культуры и искусства; - сохранение в Смоленской области на уровне аналогичных показателей 2007 года процентного соотношения числа детей (включая детей-инвалидов), охваченных организованным оздоровительным отдыхом, к общему числу детей в возрасте от 7 до 15 лет (соответственно к общему числу детей-инвалидов в возрасте от 7 до 18 лет); - повышение эффективности работы детских областных государственных учреждений социального обслуживания и детских областных государственных образовательных учреждений с проживающими на территории Смоленской области детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, и семьями, имеющими детей, нуждающимися в социальной помощи, укрепление материально-технической базы указанных учреждений |
Целевые показатели Программы |
- снижение заболеваемости женщин фертильного возраста до 265,7 среднестатистического случая на 1 000 женщин данной категории; - увеличение числа детей, отнесенных по состоянию здоровья к I группе здоровья, до 20 процентов от общего числа детей, проживающих на территории Смоленской области; - снижение показателя младенческой смертности до 10 среднестатистических случаев на 1 000 родившихся детей; - снижение показателя смертности детей в возрасте от 1 до 4 лет до 1,55 среднестатистического случая на 1 000 детей соответствующего возраста; - снижение показателя первичного выхода на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет до 475 человек; - снижение числа рождения детей с наследственными заболеваниями и врожденными пороками развития у новорожденных детей до 300 человек; - увеличение показателя охвата способных и одаренных детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием (посещение творческих объединений, студий, секций) до 58 процентов от общего числа детей, проживающих на территории Смоленской области, в возрасте от 5 до 18 лет; - увеличение числа проживающих на территории Смоленской области школьников, участвующих в областных, общероссийских и международных предметных олимпиадах школьников, до 1 000 человек; - увеличение числа проживающих на территории Смоленской области выпускников общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений начального профессионального образования, награжденных золотыми и серебряными медалями, до 510 человек; - увеличение числа зрителей (из числа детей, проживающих на территории Смоленской области) на детских спектаклях до 32 000 детей; - увеличение числа зрителей (из числа детей, проживающих на территории Смоленской области) на детских концертах до 9 000 детей; - увеличение числа детей, проживающих на территории Смоленской области, посещающих библиотеки, до 118 750 детей; - увеличение числа детей, проживающих на территории Смоленской области, посещающих музеи, до 52 000 детей; - увеличение числа детей, проживающих на территории Смоленской области, участвующих в областных, межрегиональных, общероссийских и международных фестивалях, конкурсах, выставках, до 1 800 детей; - обеспечение путевками в детские оздоровительные лагеря детей, проживающих на территории Смоленской области, до 5 процентов от общего числа детей в возрасте от 7 до 15 лет; - обеспечение путевками в детские оздоровительные лагеря санаторного типа детей-инвалидов, проживающих на территории Смоленской области, до 6 процентов от общего числа детей-инвалидов в возрасте от 4 до 18 лет; - увеличение числа переданных под опеку и попечительство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 65,7 процента от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - увеличение числа переданных в приемные семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 5 процентов от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - увеличение числа переданных на патронатное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 20 процентов от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - увеличение числа усыновленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 9,5 процента от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - уменьшение числа безнадзорных детей до 0,2 процента от общего числа детей, проживающих на территории Смоленской области; - увеличение числа детей, прошедших социальную реабилитацию в детских областных государственных учреждениях социального обслуживания, до 4,5 процента от общего числа детей; - увеличение числа семей, имеющих детей, получивших социальную помощь в органах управления системой социального обслуживания Смоленской области и детских областных государственных учреждениях социального обслуживания, до 12 процентов от общего числа семей, имеющих детей; - увеличение числа семей, имеющих детей, участвующих в мероприятиях, направленных на поддержку семьи, укрепление семьи как социального института, пропаганду семейных ценностей, до 4,1 процента от общего числа семей, имеющих детей |
Сроки и этапы реализации Программы |
Срок реализации Программы - 2009 - 2010 годы (этапы не выделяются) |
Перечень подпрограмм |
"Здоровое поколение", "Одаренные дети", "Культура и дети", "Организация отдыха и оздоровления детей", "Дети и семья", "В кругу друзей" |
Объем и источник финансирования Программы |
общий объем финансирования Программы составляет 194,417285 млн. рублей, в том числе: - средства областного бюджета - 187,348 млн. рублей; - средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 5,869285 млн. рублей; - средства других внебюджетных источников - 1,2 млн. рублей |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
В современных социально-экономических условиях одним из направлений деятельности в части социальной поддержки населения является проведение мероприятий, направленных на улучшение положения детей и семей, имеющих детей, защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, обеспечение условий для их полноценного развития и воспитания.
Решение задач, связанных с обеспечением комплексной социальной поддержки детей и семей, имеющих детей, осуществляемое в Смоленской области программно-целевым методом, имеет определенные позитивные результаты.
Реализация долгосрочной областной целевой программы "Дети Смоленщины" на 2007 - 2010 годы в 2007 году позволила улучшить качественные показатели, характеризующие состояние здоровья и социальное положение детей, проживающих на территории Смоленской области.
В 2007 году абсолютное число родившихся составило 9 451 человек, что на 616 детей (на 7 процентов) больше, чем в 2006 году. Впервые за последние 16 лет общий коэффициент рождаемости увеличился с 8,8 родившихся в расчете на 1 000 человек населения в 2006 году до 9,6 - в 2007 году.
В 2007 году уменьшилась младенческая смертность, которая составила 9,7 случая на тысячу детей, родившихся живыми (в 2006 году - 10,3 случая). Снизился уровень смертности детей разных возрастов. Так, смертность детей в возрасте от 1 года до 4 лет составила в 2007 году 37,4 случая на 100 000 детей этого возраста (в 2006 году - 69,2 случая). Смертность детей в возрасте от 15 до 18 лет составила в 2007 году 97,8 случая на 100 000 детей этого возраста (в 2006 году - 146 случаев).
В 2007 году на 484 ребенка сократилось число детей-инвалидов. По состоянию на 31 декабря 2006 года на учете в органах социальной защиты населения состояли 3 376 детей-инвалидов, по состоянию на 31 декабря 2007 года - 2 892 ребенка-инвалида.
По состоянию на 31 декабря 2007 года в Смоленской области проживали 5 280 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2006 году - 5 525 детей).
Число детей, находящихся в социально опасном положении, за последний год уменьшилось на 4 159 человек и составило 13 618 детей вышеназванной категории.
В 2007 году уменьшилось число детей, нуждающихся в предоставлении комплексных социальных услуг в стационарных отделениях смоленских областных государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей.
Так, в 2007 году в стационарные отделения указанных учреждений были помещены 1 652 ребенка, находящиеся в трудной жизненной ситуации (в 2006 году - 2 260 детей). Вместе с тем внедрение новых форм и методов работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, и членами их семей позволило существенно увеличить количество граждан, получивших соответствующие услуги в отделениях дневного пребывания и консультационных отделениях смоленских областных государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей (с 2 529 человек в 2006 году до 3 160 человек в 2007 году).
Несмотря на принимаемые меры и проводимые мероприятия, в Смоленской области существует ряд серьезных проблем, связанных с обеспечением благоприятных условий для всестороннего развития и жизнедеятельности детей.
Особую тревогу вызывает состояние здоровья детей. В 2007 году так же, как и в 2006 году, больным рождался почти каждый третий ребенок. Заболеваемость детей в возрасте до 14 лет в 2007 году незначительно снизилась и составила 1 931,9 случая на тысячу детей (в 2006 году - 1 942,5 случая).
Удельный вес учащихся I и II групп здоровья в общей численности учащихся государственных (муниципальных) образовательных учреждений остается относительно стабильным. В 2006 году данный показатель составил 67,7 процента, в 2007 году - 67,5 процента в общей структуре групп здоровья учащихся.
Одним из негативных социальных процессов, происходящих на территории Смоленской области, является рост числа семей, в которых родители не исполняют своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей. Это является причиной возникновения ряда таких острых социальных проблем, как детская беспризорность и безнадзорность, социальное сиротство. Так, в 2003 году на учете в органах управления системой социального обслуживания Смоленской области состояли 3 527 семей указанной категории (в 2004 году - 3 915 семей, в 2005 году - 4 050 семей, в 2006 году - 4 642 семьи, в 2007 году - 4 118 семей).
В 2007 году сократилось процентное соотношение числа детей, возвращаемых после проведения реабилитационных мероприятий в смоленских областных государственных учреждениях социального обслуживания семьи и детей в родные семьи. Так, в 2005 году в родные семьи возвращено 91,76 процента от общего числа детей, выбывших из указанных учреждений, в 2006 году - 89,14 процента, в 2007 году - 81,95 процента.
В 2007 году органами внутренних дел было выявлено 14 беспризорных несовершеннолетних (в 2006 году - 4 несовершеннолетних).
Актуальной проблемой остается проблема улучшения социального положения семей, имеющих детей. По состоянию на 1 января 2008 года в Смоленской области насчитывалось 111 540 семей, имеющих детей (на 1 января 2007 года - 104 702 семьи), из них на учете в органах управления системой социального обслуживания Смоленской области состояли:
- 52 416 малообеспеченных семей (на 1 января 2007 года - 54 299 семей);
- 2 716 семей, воспитывающих детей-инвалидов (на 1 января 2007 года - 3 075 семей);
- 9 248 семей, находящихся в социально опасном положении (на 1 января 2007 года - 11 153 семьи).
В Смоленской области проживают свыше 60 тысяч детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, из которых 13 618 детей находятся в социально опасном положении. Доля детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, составляет 34 процентов от общего числа несовершеннолетних жителей Смоленской области.
Исходя из социально-экономической и демографической ситуации, сложившейся в Смоленской области, определены комплексные меры по созданию условий для улучшения положения детей, проживающих на территории Смоленской области, которые отражены в перечне мероприятий Программы и предлагаются к финансированию из областного бюджета.
2. Цель, задачи и целевые показатели Программы
Целью Программы является создание благоприятных условий для всестороннего развития и жизнедеятельности детей, проживающих на территории Смоленской области.
Задачи Программы:
- улучшение репродуктивного здоровья населения, проживающего на территории Смоленской области;
- увеличение в Смоленской области количества детей, охваченных мероприятиями, направленными на выявление и поддержку способных и одаренных детей, проживающих на территории Смоленской области;
- расширение в Смоленской области доступа детей, проживающих на территории Смоленской области, к достижениям культуры и искусства;
- сохранение в Смоленской области на уровне аналогичных показателей 2007 года процентного соотношения числа детей (включая детей-инвалидов), охваченных организованным оздоровительным отдыхом, к общему числу детей в возрасте от 7 до 15 лет (соответственно к общему числу детей-инвалидов в возрасте от 7 до 18 лет);
- повышение эффективности работы детских областных государственных учреждений социального обслуживания и детских областных государственных образовательных учреждений с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, и семьями, имеющими детей, нуждающимися в социальной помощи, укрепление материально-технической базы указанных учреждений.
Целевые показатели Программы:
- снижение заболеваемости женщин фертильного возраста до 265,7 среднестатистического случая на 1 000 женщин данной категории;
- увеличение числа детей, отнесенных по состоянию здоровья к I группе здоровья, до 20 процентов от общего числа детей, проживающих на территории Смоленской области;
- снижение показателя младенческой смертности до 10 среднестатистических случаев на 1 000 родившихся детей;
- снижение показателя смертности детей в возрасте от 1 до 4 лет до 1,55 среднестатистического случая на 1 000 детей соответствующего возраста;
- снижение показателя первичного выхода на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет до 475 человек;
- снижение числа рождения детей с наследственными заболеваниями и врожденными пороками развития у новорожденных детей до 300 человек;
- увеличение показателя охвата способных и одаренных детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием (посещение творческих объединений, студий, секций) до 58 процентов от общего числа детей, проживающих на территории Смоленской области, в возрасте от 5 до 18 лет;
- увеличение числа проживающих на территории Смоленской области школьников, участвующих в областных, общероссийских и международных предметных олимпиадах школьников, до 1 000 человек;
- увеличение числа проживающих на территории Смоленской области выпускников общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений начального профессионального образования, награжденных золотыми и серебряными медалями, до 510 человек;
- увеличение числа зрителей (из числа детей, проживающих на территории Смоленской области) на детских спектаклях до 32 000 детей;
- увеличение числа зрителей (из числа детей, проживающих на территории Смоленской области) на детских концертах до 9 000 детей;
- увеличение числа детей, проживающих на территории Смоленской области, посещающих библиотеки, до 118 750 детей;
- увеличение числа детей, проживающих на территории Смоленской области, посещающих музеи, до 52 000 детей;
- увеличение числа детей, проживающих на территории Смоленской области, участвующих в областных, межрегиональных, общероссийских и международных фестивалях, конкурсах, выставках, до 1 800 детей;
- обеспечение путевками в детские оздоровительные лагеря детей, проживающих на территории Смоленской области, до 1,8 процента от общего числа детей в возрасте от 7 до 15 лет;
- обеспечение путевками в детские оздоровительные лагеря санаторного типа детей-инвалидов, проживающих на территории Смоленской области, до 6 процентов от общего числа детей-инвалидов в возрасте от 7 до 18 лет;
- увеличение числа переданных под опеку и попечительство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 65,7 процента от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- увеличение числа переданных в приемные семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 5 процентов от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- увеличение числа переданных на патронатное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 20 процентов от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- увеличение числа усыновленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 9,5 процента от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- уменьшение числа безнадзорных детей до 0,2 процента от общего числа детей, проживающих на территории Смоленской области;
- увеличение числа детей, прошедших социальную реабилитацию в детских областных государственных учреждениях социального обслуживания, до 4,5 процента от общего числа детей;
- увеличение числа семей, имеющих детей, получивших социальную помощь в органах управления системой социального обслуживания Смоленской области и детских областных государственных учреждениях социального обслуживания, до 12 процентов от общего числа семей, имеющих детей;
- увеличение числа семей, имеющих детей, участвующих в мероприятиях, направленных на поддержку семьи, укрепление семьи как социального института, пропаганду семейных ценностей, до 4,1 процента от общего числа семей, имеющих детей.
3. Перечень мероприятий Программы
Перечень мероприятий подпрограмм представлен в приложении к настоящей Программе.
Постановлением Администрации Смоленской области от 24 июня 2010 г. N 365 раздел 4 настоящей долгосрочной областной целевой программы изложен в новой редакции
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств областного бюджета, средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также за счет средств других внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Программы составляет 194,417285 млн. рублей, в том числе по годам:
- в 2009 году - 76,313 млн. рублей;
- в 2010 году - 118,104285 млн. рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 111,035 млн. рублей;
- средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 5,869285 млн. рублей;
- средства других внебюджетных источников - 1,2 млн. рублей.
Объемы финансирования мероприятий Программы подлежат ежегодному уточнению с учетом норм областного закона об областном бюджете на соответствующий финансовый год, предусматривающий средства на реализацию Программы.
5. Механизм реализации Программы
Заказчики Программы обеспечивают ее реализацию посредством применения оптимальных методов управления процессом реализации Программы исходя из ее содержания.
Управление процессом реализации Программы осуществляет координатор Программы.
Постановлением Администрации Смоленской области от 24 июня 2010 г. N 365 в паспорт настоящей Подпрограммы внесены изменения
Паспорт
подпрограммы "Здоровое поколение"
15 апреля, 5 октября 2009 г., 24 июня 2010 г.
Наименование подпрограммы |
подпрограмма "Здоровое поколение" |
Основание для разработки подпрограммы |
Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года N 172 "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2007 - 2010 годы", распоряжение Администрации Смоленской области от 29.09.2008 N 1210-р/адм "О разработке в 2009 году проектов долгосрочных областных целевых программ" |
Заказчик подпрограммы |
Департамент Смоленской области по здравоохранению |
Разработчик подпрограммы |
Департамент Смоленской области по здравоохранению |
Цель и задача подпрограммы |
цель подпрограммы - создание в Смоленской области условий для рождения, развития и жизнедеятельности здоровых детей. Задача подпрограммы: - улучшение репродуктивного здоровья населения Смоленской области и снижение на территории Смоленской области количественных показателей абортов; осложнений течения беременности; заболеваемости беременных женщин; заболеваемости детей первого года жизни; младенческой смертности; рождения детей с наследственными заболеваниями и врожденными пороками развития; смертности детей в возрасте от 1 до 4 лет; первичного выхода на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет, а также стабилизация показателей материнской смертности |
Целевые показатели подпрограммы |
- снижение заболеваемости женщин фертильного возраста до 265,7 среднестатистического случая на 1 000 женщин данной категории; - увеличение числа детей, отнесенных по состоянию здоровья к I группе здоровья, до 20 процентов от общего числа детей, проживающих на территории Смоленской области; - снижение показателя младенческой смертности до 10 среднестатистических случаев на 1 000 родившихся детей; - снижение показателя смертности детей в возрасте от 1 до 4 лет до 1,55 среднестатистического случая на 1 000 детей соответствующего возраста; - снижение показателя первичного выхода на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет до 475 человек; - снижение числа рождения детей с наследственными заболеваниями и врожденными пороками развития у новорожденных детей до 300 человек; - стабилизация уровня материнской смертности |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
2009 - 2010 годы (этапы не выделяются) |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
общий объем финансирования подпрограммы составляет 9,2 млн. рублей. Подпрограмма финансируется за счет средств областного бюджета |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Численность населения Смоленской области по состоянию на 1 января 2007 года составляла 993 511 человек, в том числе 546 592 женщины, или 55 процентов населения. Уровень рождаемости увеличился, но он не обеспечивает простого воспроизводства населения, притом, что почти каждая вторая женщина в Смоленской области (268 913 женщин, или 49,2 процента) находится в детородном возрасте.
Продолжает уменьшаться доля детей и подростков - с 20,4 процента в 2001 году до 16,9 процента в 2007 году (подростки составляют всего 4,16 процента населения, или 41 348 человек, дети - 12,7 процента, или 126 839 человек), поэтому низкий уровень рождаемости сохранится, по-видимому, и в последующие годы.
Демографическая ситуация в Смоленской области характеризуется продолжающимся процессом естественной убыли населения. Смоленская область входит в пятерку регионов Центральной России с низкой продолжительностью жизни: у мужчин - 57 лет, у женщин - 71 год.
На этом фоне большое значение имеют состояние здоровья населения и его репродуктивное здоровье.
Состояние репродуктивного здоровья населения является одной из наиболее важных медицинских и социальных проблем, в сложившихся социально-экономических условиях оно является фактором национальной безопасности, критерием эффективности социальной и экономической политики.
Нарушение репродуктивного здоровья населения является одной из главных причин роста осложнений во время беременности и родов, ухудшения здоровья детей и подростков, увеличения младенческой, материнской, перинатальной заболеваемости и смертности.
В последние годы остается высоким показатель общей заболеваемости детей, который связан со снижением жизненного уровня населения, нерациональным и недостаточным питанием.
Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей в Смоленской области, обусловливает необходимость их решения программными методами на основе реализации системы мероприятий, направленных на снижение показателей детской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление здоровья на всех этапах развития ребенка.
2. Цели, задачи и целевые показатели подпрограммы
Целью подпрограммы является создание в Смоленской области условий для рождения, развития и жизнедеятельности здоровых детей.
Задача подпрограммы - улучшение репродуктивного здоровья населения Смоленской области и снижение на территории Смоленской области количественных показателей абортов; осложнений течения беременности; заболеваемости беременных женщин; заболеваемости детей первого года жизни; младенческой смертности; рождения детей с наследственными заболеваниями и врожденными пороками развития; смертности детей в возрасте от 1 до 4 лет; первичного выхода на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет, а также стабилизация показателей материнской смертности.
Целевые показатели подпрограммы:
- снижение заболеваемости женщин фертильного возраста до 265,7 среднестатистического случая на 1 000 женщин данной категории;
- увеличение числа детей, отнесенных по состоянию здоровья к I группе здоровья, до 20 процентов от общего числа детей, проживающих на территории Смоленской области;
- снижение показателя младенческой смертности до 10 среднестатистических случаев на 1 000 родившихся детей;
- снижение показателя смертности детей в возрасте от 1 до 4 лет до 1,55 среднестатистического случая на 1 000 детей соответствующего возраста;
- снижение показателя первичного выхода на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет до 475 человек;
- снижение числа рождения детей с наследственными заболеваниями и врожденными пороками развития у новорожденных детей до 300 человек;
- стабилизация уровня материнской смертности.
3. Перечень мероприятий подпрограммы
Перечень мероприятий подпрограммы представлен в приложении к настоящей Программе.
Постановлением Администрации Смоленской области от 24 июня 2010 г. N 365 в раздел 4 настоящей Подпрограммы внесены изменения
4. Обоснование ресурсного обеспечения подпрограммы
Мероприятия подпрограммы реализуются за счет средств областного бюджета.
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 9,2 млн. рублей, в том числе по годам:
в 2009 году - 6 млн. рублей;
в 2010 году - 3,2 млн. рублей;
5. Механизм реализации подпрограммы
Заказчик подпрограммы обеспечивает ее реализацию посредством применения оптимальных методов управления процессом реализации подпрограммы исходя из ее содержания.
Управление процессом реализации подпрограммы осуществляет координатор Программы.
Постановлением Администрации Смоленской области от 5 октября 2009 г. N 596 в паспорт настоящей Подпрограммы внесены изменения
Паспорт
подпрограммы "Одаренные дети"
15 апреля, 5 октября 2009 г.
Наименование подпрограммы |
подпрограмма "Одаренные дети" |
Основание для разработки подпрограммы |
Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года N 172 "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2007 - 2010 годы", распоряжение Администрации Смоленской области от 29.09.2008 N 1210-р/адм "О разработке в 2009 году проектов долгосрочных областных целевых программ" |
Заказчик подпрограммы |
Департамент Смоленской области по образованию и науке |
Разработчик подпрограммы |
Департамент Смоленской области по образованию и науке |
Цель и задача подпрограммы |
цель подпрограммы - создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей в Смоленской области. Задача подпрограммы - увеличение в Смоленской области количества детей, охваченных мероприятиями, направленными на выявление и поддержку способных и одаренных детей, проживающих на территории Смоленской области |
Целевые показатели подпрограммы |
- увеличение показателя охвата способных и одаренных детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием (посещение творческих объединений, студий, секций) до 58 процентов от общего числа детей, проживающих на территории Смоленской области, в возрасте от 5 до 18 лет; - увеличение числа проживающих на территории Смоленской области школьников, участвующих в областных, общероссийских и международных предметных олимпиадах школьников, до 1 000 человек; - увеличение числа проживающих на территории Смоленской области выпускников общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений начального профессионального образования, награжденных золотыми и серебряными медалями, до 510 человек |
Сроки реализации подпрограммы |
2009 - 2010 годы (этапы не выделяются) |
Объем и источник финансирования подпрограммы |
общий объем финансирования подпрограммы составляет 6,736 млн. рублей. Подпрограмма финансируется за счет средств областного бюджета |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
В условиях экономических и социально-культурных трансформаций в Смоленской области сформирована соответствующая современному этапу развития законодательная база, найдены новые механизмы осуществления государственной политики в отношении детей. Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты реализации областных целевых программ по улучшению положения детей, сохраняется много проблем в сфере обеспечения полноценной жизнедеятельности детей, которые требуют решения на областном уровне, в том числе проблема поддержки одаренных детей.
Развитие общества на современном этапе требует вовлечения во все структуры народного хозяйства наиболее развитых, неординарно мыслящих людей, то есть людей одаренных. Выявление и развитие способностей детей должно осуществляться на всех ступенях их развития, образования и воспитания, для чего необходимы усилия не только родителей и педагогов, но и всего общества. Необходима разработка программы выявления одаренных детей, которая будет способствовать в дальнейшем раскрытию их уникальных способностей и поддержке.
В течение многих лет одаренность учащихся выявляется и оценивается на различного рода олимпиадах, турнирах, в научных обществах учащихся, на конференциях, выставках, конкурсах, что способствует повышению социального статуса знаний.
Постановлением главы администрации Смоленской области от 21.12.98 N 731 "Об учреждении областной стипендии имени князя Смоленского Романа Ростиславовича" учреждена областная стипендия в размере 400 рублей для поощрения 30 учащихся и студентов общеобразовательных школ и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, проявивших выдающиеся способности в учебной и научной деятельности, выплата которой началась с 01.09.99. В 2004 - 2007 годах израсходовано на выплату областной стипендии 435 тыс. рублей. В 2009 году размер областной стипендии будет увеличен до 500 рублей.
Ежегодно проводятся областные предметные олимпиады, в которых принимают участие до 1 000 учащихся, более 300 из них становятся победителями, более 40 человек представляют Смоленскую область на всероссийских предметных олимпиадах. На проведение областных предметных олимпиад и на участие во всероссийских олимпиадах было израсходовано 3 805 тыс. рублей. В 2008 году число олимпиад увеличено с 18 до 20, что повлекло за собой увеличение средств на их проведение на 280 тыс. рублей.
В период с 2007 по 2008 годы для выпускников, получивших золотые медали, проводилась торжественная церемония их вручения, на проведение которой израсходовано 126 тыс. рублей.
В 2004 - 2007 годах за счет средств областного и федерального бюджетов в 492 городских и сельских школах установлено компьютерное оборудование, что дает возможность активизировать работу с одаренными детьми. Кроме того, 100 процентов школ подключено к областной коммуникационной сети "Интранет".
В 2007 - 2008 годах созданы специализированные учебные кабинеты в смоленском областном государственном образовательном учреждении "Педагогический лицей-интернат имени Кирилла и Мефодия" и смоленском областном государственном образовательном учреждении "Прогимназия "Полянка", расходы на создание которых составили 423 тыс. рублей.
Завершено формирование областного банка данных различных направлений работы с одаренными детьми.
Однако в настоящий период существуют следующие проблемы в работе с одаренными детьми:
- слабо развита материально-техническая база общеобразовательных учреждений, что не позволяет на современном уровне реализовывать инновационные программы по развитию способных и одаренных детей;
- объем бюджетной услуги по охвату дополнительным образованием детей является недостаточным: охват детей в возрасте от 7 до 18 лет, проживающих в городе Смоленске, составляет 9 процентов (в 4 областных государственных учреждениях дополнительного образования обучается всего 2 324 ребенка из 26 680 детей, проживающих в городе Смоленске);
- смоленское областное государственное учреждение дополнительного образования детей "Центр развития творчества детей и юношества" не имеет здания и арендует помещение, расположенное в здании жилого дома и находящееся в муниципальной собственности города Смоленска;
- работа различных ведомств и учреждений, направленная на развитие одаренных детей, пока не приобрела в полной мере системный характер;
- необходимо развивать кадровый потенциал общеобразовательных учреждений, повышать его профессиональный уровень.
2. Цели, задачи и целевые показатели подпрограммы
Целью подпрограммы "Одаренные дети" является создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей.
Задача подпрограммы - увеличение в Смоленской области количества детей, охваченных мероприятиями, направленными на выявление и поддержку способных и одаренных детей, проживающих на территории Смоленской области.
Целевые показатели подпрограммы:
- увеличение показателя охвата способных и одаренных детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием (посещение творческих объединений, студий, секций) до 58 процентов от общего числа детей, проживающих на территории Смоленской области, в возрасте от 5 до 18 лет;
- увеличение числа проживающих на территории Смоленской области школьников, участвующих в областных, общероссийских и международных предметных олимпиадах школьников, до 1 000 человек;
- увеличение числа проживающих на территории Смоленской области выпускников общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений начального профессионального образования, награжденных золотыми и серебряными медалями, до 510 человек.
3. Перечень мероприятий подпрограммы
Перечень мероприятий подпрограммы представлен в приложении к настоящей Программе.
Постановлением Администрации Смоленской области от 5 октября 2009 г. N 596 в раздел 4 настоящей Подпрограммы внесены изменения
4. Финансовое обеспечение подпрограммы
Мероприятия подпрограммы реализуются за счет средств областного бюджета и привлекаемых средств.
На реализацию подпрограммы необходимо 6,736 млн. рублей:
- в 2009 году - 3,251 млн. рублей.
- в 2010 году - 3,485 млн. рублей.
Объем финансирования мероприятий подпрограммы из областного бюджета подлежит уточнению при формировании областного бюджета на соответствующий финансовый год.
5. Механизм реализации подпрограммы
Заказчик подпрограммы обеспечивает ее реализацию посредством применения оптимальных методов управления процессом реализации подпрограммы исходя из ее содержания.
Управление процессом реализации подпрограммы осуществляет координатор Программы.
Постановлением Администрации Смоленской области от 24 июня 2010 г. N 365 в паспорт настоящей Подпрограммы внесены изменения
Паспорт
подпрограммы "Культура и дети"
15 апреля, 5 октября 2009 г., 24 июня 2010 г.
Наименование подпрограммы |
подпрограмма "Культура и дети" |
Основание для разработки подпрограммы |
Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года N 172 "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2007 - 2010 годы", распоряжение Администрации Смоленской области от 29.09.2008 N 1210-р/адм "О разработке в 2009 году проектов долгосрочных областных целевых программ" |
Заказчик подпрограммы |
Департамент Смоленской области по культуре |
Разработчики подпрограммы |
Департамент Смоленской области по культуре, Департамент Смоленской области по социальному развитию |
Цель и задачи подпрограммы |
цель подпрограммы - создание в Смоленской области условий для культурного развития детей. Задачи подпрограммы: - увеличение числа проживающих на территории Смоленской области детей - участников мероприятий, посвященных изучению историко-культурного наследия, традиционной культуры Смоленской области; - увеличение числа детей, проживающих на территории Смоленской области, участвующих в музыкальных и художественных конкурсах; - увеличение числа детей, проживающих на территории Смоленской области, вовлеченных в мероприятия, связанные с пониманием культуры чтения как способа духовного, культурного и информационного обогащения; - увеличение числа театрально-зрелищных и культурно-досуговых мероприятий для детей, проживающих на территории Смоленской области |
Целевые показатели подпрограммы |
- увеличение числа зрителей (из числа детей, проживающих на территории Смоленской области) на детских спектаклях до 48000 детей; - увеличение числа зрителей (из числа детей, проживающих на территории Смоленской области) на детских концертах до 9 000 детей; - увеличение числа детей, проживающих на территории Смоленской области, посещающих библиотеки, до 118 750 детей; - увеличение числа детей, проживающих на территории Смоленской области, посещающих музеи, до 52 000 детей; - увеличение числа детей, проживающих на территории Смоленской области, участвующих в областных, межрегиональных, общероссийских и международных фестивалях, конкурсах, выставках, до 1 800 детей |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
2009 - 2010 годы (этапы не выделяются) |
Объем и источники финансирования подпрограммы |
общий объем финансирования подпрограммы составляет 3,63 млн. рублей. Подпрограмма финансируется за счет средств областного бюджета |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Разработка подпрограммы вызвана необходимостью государственной поддержки культуры и искусства в Смоленской области, определения приоритетных направлений их развития, а также разработки комплекса мероприятий для детей, проживающих в Смоленской области, на 2009 - 2010 годы.
Подпрограмма основывается на фундаментальном значении культуры и искусства в жизни общества и рассматривает их как целостную систему ценностей, формирующую нравственно-эстетические и духовные потребности детей, ориентируется на преемственность культурных традиций Смоленской области. Смоленская область обладает большим культурным потенциалом. Проводится работа по сохранению самобытной культуры, традиций, народных костюмов. В Смоленской области работают 586 домов культуры и клубов, 588 библиотек, действует 2 531 клубное формирование для детей с числом членов в них 27 015 человек. В 2007 году книговыдача в детских библиотеках составила более 5 млн. экземпляров. Среди регионов России Смоленская область является одним из лидеров в сфере изучения, сохранения и пропаганды традиций русского народного творчества.
Вместе с тем недостаточное финансирование и слабая материально-техническая база учреждений культуры и искусства увеличивают разрыв между культурными потребностями детского населения Смоленской области и возможностями их удовлетворения. Проблемная ситуация складывается в пополнении библиотечных фондов детских государственных библиотек; сокращении гастрольной деятельности творческих коллективов с детским репертуаром; приобретении специальных рельефно-графических и тактильных пособий для творческого развития детей с нарушением зрения; в воспитании правовой культуры детей в XXI веке.
Разработка подпрограммы вызвана необходимостью преодоления ситуации, сложившейся в деятельности учреждений культуры, работающих с детской аудиторией. В связи с чем определены приоритетные направления, которые отражены в перечне мероприятий подпрограммы.
Программно-целевой метод позволит направить денежные средства на финансирование наиболее нужных и важных культурно-массовых мероприятий для детей.
Постановлением Администрации Смоленской области от 5 октября 2009 г. N 596 в раздел 2 настоящей Подпрограммы внесены изменения
2. Цели, задачи и целевые показатели подпрограммы
Целью подпрограммы "Культура и дети" является создание в Смоленской области условий для культурного развития детей.
Задачи подпрограммы:
- увеличение числа проживающих на территории Смоленской области детей - участников мероприятий, посвященных изучению историко-культурного наследия, традиционной культуры Смоленской области;
- увеличение числа детей, проживающих на территории Смоленской области, участвующих в музыкальных и художественных конкурсах;
- увеличение числа детей, проживающих на территории Смоленской области, вовлеченных в мероприятия, связанные с пониманием культуры чтения как способа духовного, культурного и информационного обогащения;
- увеличение числа театрально-зрелищных и культурно-досуговых мероприятий для детей, проживающих на территории Смоленской области.
Целевые показатели подпрограммы:
- увеличение числа зрителей (из числа детей, проживающих на территории Смоленской области) на детских спектаклях до 48000 детей;
- увеличение числа зрителей (из числа детей, проживающих на территории Смоленской области) на детских концертах до 9 000 детей;
- увеличение числа детей, проживающих на территории Смоленской области, посещающих библиотеки, до 118 750 детей;
- увеличение числа детей, проживающих на территории Смоленской области, посещающих музеи, до 52 000 детей;
- увеличение числа детей, проживающих на территории Смоленской области, участвующих в областных, межрегиональных, общероссийских и международных фестивалях, конкурсах, выставках, до 1 800 детей.
3. Перечень мероприятий подпрограммы
Перечень программных мероприятий представлен в приложении к настоящей Программе.
Постановлением Администрации Смоленской области от 24 июня 2010 г. N 365 в раздел 4 настоящей Подпрограммы внесены изменения
4. Обоснование ресурсного обеспечения подпрограммы
Мероприятия подпрограммы реализуются за счет средств областного бюджета.
Общий объем финансирования подпрограммы составит 3,63 млн. рублей, в том числе:
в 2009 году - 2,07 млн. рублей;
в 2010 году - 1,56 млн. рублей;
Объемы финансирования мероприятий подпрограммы подлежат ежегодному уточнению с учетом норм областного закона об областном бюджете на соответствующий финансовый год, предусматривающих средства на реализацию подпрограммы.
5. Механизм реализации подпрограммы
Заказчик подпрограммы обеспечивает ее реализацию посредством применения оптимальных методов управления процессом реализации подпрограммы исходя из ее содержания.
Управление процессом реализации подпрограммы осуществляет координатор Программы.
Постановлением Администрации Смоленской области от 13 сентября 2010 г. N 543 в паспорт настоящей Подпрограммы внесены изменения
Паспорт
подпрограммы "Организация отдыха и оздоровления детей"
25 сентября 2009 г., 24 июня, 13 сентября 2010 г.
Наименование подпрограммы |
подпрограмма "Организация отдыха и оздоровления детей" |
Основание для разработки подпрограммы |
Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года N 172 "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2007 - 2010 годы", распоряжение Администрации Смоленской области от 29.09.2008 N 1210-р/адм "О разработке в 2009 году проектов долгосрочных областных целевых программ" |
Заказчик подпрограммы |
Департамент Смоленской области по социальному развитию |
Разработчик подпрограммы |
Департамент Смоленской области по социальному развитию |
Цель и задача подпрограммы |
цель подпрограммы - создание условий для круглогодичного отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей - воспитанников спортивных школ и художественных коллективов, способных и одаренных детей, проживающих на территории Смоленской области. Задача подпрограммы - сохранение в Смоленской области на уровне аналогичных показателей 2007 года процентного соотношения числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (включая детей-инвалидов), детей - воспитанников спортивных школ и художественных коллективов, способных и одаренных детей, проживающих на территории Смоленской области, охваченных организованным оздоровительным отдыхом, к общему числу детей в возрасте от 7 до 15 лет (соответственно к общему числу детей-инвалидов в возрасте от 7 до 18 лет) |
Целевые показатели подпрограммы |
- обеспечение путевками в детские оздоровительные лагеря детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей - воспитанников спортивных школ и художественных коллективов, способных и одаренных детей, проживающих на территории Смоленской области, до 5 процентов от общего числа детей в возрасте от 7 до 15 лет; - обеспечение путевками в детские оздоровительные лагеря санаторного типа детей-инвалидов, проживающих на территории Смоленской области, до 6 процентов от общего числа детей-инвалидов в возрасте от 4 до 18 лет |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
2009 - 2010 годы (этапы не выделяются) |
Объем и источник финансирования подпрограммы |
общий объем финансирования подпрограммы составляет 108,5 млн. рублей. Подпрограмма финансируется за счет средств областного бюджета |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Одним из важнейших направлений государственной политики в интересах детей является поддержка семьи в обеспечении отдыха и оздоровления детей.
Реализация подпрограммы "Организация отдыха и оздоровления детей и подростков" в предыдущие годы позволяла ежегодно обеспечивать отдых и оздоровление более 4 000 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детских областных государственных образовательных учреждениях, детей - воспитанников спортивных школ, художественных коллективов, способных и одаренных детей. В 2007 году организованными формами отдыха за счет средств областного бюджета были охвачены 4 358 детей вышеназванной категории, что составило 5,3 процента от общей численности детей в возрасте от 7 до 15 лет включительно.
Несмотря на принимаемые меры, в последние годы остается высоким показатель общей заболеваемости детей, который зависит от многих факторов, в том числе и от нерационального и недостаточного питания. Так, в 2007 году заболеваемость детей болезнями органов пищеварения выросла на 10,5 процента, расстройствами питания и нарушениями обмена веществ - на 18,7 процентов.
Кроме того, в Смоленской области остается высоким удельный вес подростковой преступности, в 2007 году он составил 8,5 процента от общего числа преступлений, совершенных в Смоленской области (2006 год - 8,2 процента), по России - 7,8 процента, по Центральному федеральному округу - 6,6 процента.
Следует обратить внимание на то, что низкими темпами снижается число безнадзорных детей, увеличилось количество беспризорных детей. В 2007 году органами внутренних дел было выявлено 283 безнадзорных несовершеннолетних (2006 год - 397), 14 беспризорных (2006 год - 4), 252 несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (2006 год - 267), из которых 125 совершили правонарушения или антиобщественные действия (2006 год - 173).
Реализация подпрограммы позволит улучшить здоровье детей, уменьшить количество безнадзорных несовершеннолетних, сократить число правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
2. Цель, задачи и целевые показатели подпрограммы
Целью подпрограммы "Организация отдыха и оздоровления детей" является создание условий для круглогодичного отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей - воспитанников спортивных школ и художественных коллективов, способных и одаренных детей, проживающих на территории Смоленской области.
Задача подпрограммы - сохранение в Смоленской области на уровне аналогичных показателей 2007 года процентного соотношения числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (включая детей-инвалидов), детей - воспитанников спортивных школ и художественных коллективов, способных и одаренных детей, проживающих на территории Смоленской области, охваченных организованным оздоровительным отдыхом, к общему числу детей в возрасте от 7 до 15 лет (соответственно к общему числу детей-инвалидов в возрасте от 7 до 18 лет).
Целевые показатели подпрограммы:
- обеспечение путевками в детские оздоровительные лагеря детей, проживающих на территории Смоленской области до 1,8 процента от общего числа детей в возрасте от 7 до 15 лет;
- обеспечение путевками в детские оздоровительные лагеря санаторного типа детей-инвалидов, проживающих на территории Смоленской области, до 6 процентов от общего числа детей-инвалидов в возрасте от 7 до 18 лет.
3. Перечень мероприятий подпрограммы
Перечень мероприятий подпрограммы представлен в приложении к настоящей Программе.
Постановлением Администрации Смоленской области от 24 июня 2010 г. N 365 в раздел 4 настоящей Подпрограммы внесены изменения
4. Обоснование ресурсного обеспечения подпрограммы
Мероприятия подпрограммы реализуются за счет средств областного бюджета.
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 108,5 млн. рублей, в том числе по годам:
в 2009 году - 60,5 млн. рублей;
в 2010 году - 48 млн. рублей.
Объемы финансирования мероприятий подпрограммы подлежат ежегодному уточнению с учетом норм областного закона об областном бюджете на соответствующий финансовый год, предусматривающих средства на реализацию подпрограммы.
5. Механизм реализации подпрограммы
Заказчик подпрограммы обеспечивает ее реализацию посредством применения оптимальных методов управления процессом реализации подпрограммы исходя из ее содержания.
Управление процессом реализации подпрограммы осуществляет координатор Программы.
Постановлением Администрации Смоленской области от 24 июня 2010 г. N 365 в паспорт настоящей Подпрограммы внесены изменения
Паспорт
подпрограммы "Дети и семья"
15 апреля, 5 октября 2009 г., 19 марта, 24 июня 2010 г.
Наименование подпрограммы |
подпрограмма "Дети и семья" |
Основание для разработки подпрограммы |
Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года N 172 "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2007 - 2010 годы", распоряжение Администрации Смоленской области от 29.09.2008 N 1210-р/адм "О разработке в 2009 году проектов долгосрочных областных целевых программ" |
Заказчик подпрограммы |
Департамент Смоленской области по социальному развитию |
Разработчики подпрограммы |
Департамент Смоленской области по социальному развитию, Департамент Смоленской области по здравоохранению, Департамент Смоленской области по образованию и науке, Департамент Смоленской области по культуре, Главное управление по физической культуре и спорту Смоленской области |
Цель и задачи подпрограммы |
цель подпрограммы - создание в Смоленской области условий для всестороннего развития и жизнедеятельности проживающих на территории Смоленской области детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и нуждающихся в социальной помощи семей, имеющих детей. Задачи подпрограммы: - увеличение количества специалистов органов исполнительной власти Смоленской области и областных государственных учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, повысивших свою квалификацию в сфере организации комплексной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и нуждающихся в социальной помощи семей, имеющих детей; - увеличение посредством модернизации учебного и реабилитационного процессов количества проживающих на территории Смоленской области детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и нуждающихся в социальной помощи семей, имеющих детей, получивших различные виды услуг в детских областных государственных учреждениях социального обслуживания и детских областных государственных образовательных учреждениях; - улучшение в Смоленской области условий проживания, качества обучения, воспитания и развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - увеличение количества проживающих на территории Смоленской области детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и нуждающихся в социальной помощи семей, имеющих детей, охваченных мероприятиями, направленными на поддержку семьи, укрепление семьи как социального института, пропаганду семейных ценностей; - развитие в Смоленской области семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Целевые показатели подпрограммы |
- увеличение числа переданных под опеку и попечительство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 65,7 процента от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - увеличение числа переданных в приемные семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 5 процентов от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - увеличение числа переданных на патронатное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 20 процентов от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - увеличение числа усыновленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 9,5 процента от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - уменьшение числа безнадзорных детей до 0,2 процента от общего числа детей; - увеличение числа детей, прошедших социальную реабилитацию в детских областных государственных учреждениях социального обслуживания, до 4,5 процента от общего числа детей; - увеличение числа семей, имеющих детей, получивших социальную помощь в органах управления системой социального обслуживания Смоленской области и детских областных государственных учреждениях социального обслуживания, до 12 процентов от общего числа семей, имеющих детей; - увеличение числа семей, имеющих детей, участвующих в мероприятиях, направленных на поддержку семьи, укрепление семьи как социального института, пропаганду семейных ценностей, до 4,1 процента от общего числа семей, имеющих детей |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
2009 - 2010 годы (этапы не выделяются) |
Объем и источник финансирования подпрограммы |
общий объем финансирования подпрограммы составляет 47,722 млн. рублей. Программа финансируется за счет средств областного бюджета |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Реализация мероприятий подпрограммы в предыдущие годы позволила улучшить качественные показатели, характеризующие социальное положение детей, проживающих на территории Смоленской области.
Уменьшилось число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 31 декабря 2007 года в Смоленской области проживал 5 281 ребенок указанной категории (в 2006 году - 5525 детей). На 1 января 2008 года на учете в органах управления системой социального обслуживания Смоленской области состояли 13 618 детей, находящихся в социально опасном положении, что на 4 159 детей меньше, чем в 2006 году.
Снижается число детей, нуждающихся в предоставлении комплексных социальных услуг в стационарных отделениях смоленских областных государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей. Так, в 2007 году в стационарные отделения указанных учреждений были помещены 1 652 ребенка, находящиеся в трудной жизненной ситуации (в 2006 году - 2 260 детей). Вместе с тем внедрение новых форм и методов работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, и членами их семей позволило существенно увеличить количество граждан, получивших соответствующие услуги в отделениях дневного пребывания и консультационных отделениях смоленских областных государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей (с 2 529 человек в 2006 году до 3 160 человек в 2007 году).
Ежегодно в социально значимых мероприятиях, направленных на укрепление института семьи как основы современного общества, нравственное и духовное воспитание детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, пропаганду здорового образа жизни, принимают участие свыше 6 000 детей и более 3 000 семей, воспитывающих детей.
Несмотря на принимаемые меры и проводимые мероприятия, в Смоленской области продолжается рост числа семей, в которых родители не исполняют своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей, жестоко обращаются с ними. Это является причиной возникновения ряда таких острых социальных проблем, как детская беспризорность и безнадзорность, социальное сиротство. Так, в 2003 году на учете в органах управления системой социального обслуживания Смоленской области состояли 3 527 семей указанной категории (в 2006 году - 4 642 семьи, в 2007 году - 4 118 семей).
В 2005 году в родные семьи из детских областных государственных учреждений социального обслуживания возвращено 91,76 процента от общего числа детей, выбывших из указанных учреждений, в 2006 году - 89,14 процента, в 2007 году - 81,95 процента.
В 2007 году органами внутренних дел было выявлено 14 беспризорных несовершеннолетних (в 2006 году - 4 несовершеннолетних).
В Смоленской области проживают свыше 60 тысяч детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, из которых 13 618 детей находятся в социально опасном положении. Доля детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, составляет 34 процента от общего числа несовершеннолетних жителей Смоленской области.
Социальная значимость проблем, связанных с семейным неблагополучием и социальным сиротством, обусловливает необходимость их решения при активной государственной поддержке с использованием программно-целевого метода.
2. Цель, задачи и целевые показатели подпрограммы
Целью подпрограммы "Дети и семья" является создание в Смоленской области условий для всестороннего развития и жизнедеятельности проживающих на территории Смоленской области детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и нуждающихся в социальной помощи семей, имеющих детей.
Задачи подпрограммы:
- увеличение количества специалистов органов исполнительной власти Смоленской области и областных государственных учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, повысивших свою квалификацию в сфере организации комплексной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и нуждающихся в социальной помощи семей, имеющих детей;
- увеличение посредством модернизации учебного и реабилитационного процессов количества проживающих на территории Смоленской области детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и нуждающихся в социальной помощи семей, имеющих детей, получивших различные виды услуг в детских областных государственных учреждениях социального обслуживания и детских областных государственных образовательных учреждениях;
- улучшение в Смоленской области условий проживания, качества обучения, воспитания и развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- увеличение количества проживающих на территории Смоленской области детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и нуждающихся в социальной помощи семей, имеющих детей, охваченных мероприятиями, направленными на поддержку семьи, укрепление семьи как социального института, пропаганду семейных ценностей;
- развитие в Смоленской области семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Целевые показатели подпрограммы:
- увеличение числа переданных под опеку и попечительство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 65,7 процента от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- увеличение числа переданных в приемные семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 5 процентов от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- увеличение числа переданных на патронатное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 20 процентов от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- увеличение числа усыновленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 9,5 процента от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- уменьшение числа безнадзорных детей до 0,2 процента от общего числа детей;
- увеличение числа детей, прошедших социальную реабилитацию в детских областных государственных учреждениях социального обслуживания, до 4,5 процента от общего числа детей;
- увеличение числа семей, имеющих детей, получивших социальную помощь в органах управления системой социального обслуживания Смоленской области и детских областных государственных учреждениях социального обслуживания, до 12 процентов от общего числа семей, имеющих детей;
- увеличение числа семей, имеющих детей, участвующих в мероприятиях, направленных на поддержку семьи, укрепление семьи как социального института, пропаганду семейных ценностей, до 4,1 процента от общего числа семей, имеющих детей.
3. Перечень мероприятий подпрограммы
Перечень мероприятий подпрограммы представлен в приложении к настоящей Программе.
Постановлением Администрации Смоленской области от 24 июня 2010 г. N 365 в раздел 4 настоящей Подпрограммы внесены изменения
4. Обоснование ресурсного обеспечения подпрограммы
Мероприятия подпрограммы реализуются за счет средств областного бюджета.
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 47,722 млн. рублей, в том числе по годам:
в 2009 году - 4,492 млн. рублей;
в 2010 году - 43,23 млн. рублей.
Объемы финансирования мероприятий подпрограммы подлежат ежегодному уточнению с учетом норм областного закона об областном бюджете на соответствующий финансовый год, предусматривающих средства на реализацию подпрограммы.
5. Механизм реализации подпрограммы
Заказчик подпрограммы обеспечивает ее реализацию посредством применения оптимальных методов управления процессом реализации подпрограммы исходя из ее содержания.
Управление процессом реализации подпрограммы осуществляет координатор Программы.
Постановлением Администрации Смоленской области от 24 июня 2010 г. N 365 настоящая долгосрочная областная целевая программа дополнена Подпрограммой
Паспорт
подпрограммы "В кругу друзей"
Наименование подпрограммы |
подпрограмма "В кругу друзей" |
Основание для разработки подпрограммы |
Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года N 172 "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2007-2010 годы", распоряжение Администрации Смоленской области от 29.09.2008 N 1210-р/адм "О разработке в 2009 году проектов долгосрочных областных целевых программ" |
Заказчик подпрограммы |
Департамент Смоленской области по социальному развитию |
Разработчик подпрограммы |
Департамент Смоленской области по социальному развитию |
Цель и задачи подпрограммы |
цель подпрограммы - социальная интеграция семей с детьми-инвалидами, включая семьи, в которых оба родителя или единственный родитель являются безработными, в общество, в том числе социальная интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников, а именно: преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами; образование новых социальных связей; получение социальных навыков; организация фестивалей художественного и прикладного творчества с участием семей с детьми-инвалидами и семей со здоровыми детьми; развитие программ отдыха и оздоровления детей-инвалидов, программ отдыха семей, воспитывающих детей-инвалидов, в том числе семей, в которых оба родителя или единственный родитель являются безработными. Задачи подпрограммы: - создание и внедрение инновационных программ социализации и реабилитации детей-инвалидов, эффективных форм и способов социального партнерства государственных и общественных структур, семей, имеющих детей-инвалидов, и семей со здоровыми детьми; - создание системы творческой реабилитации детей-инвалидов путем организации посещений учреждений культуры, проведения фестивалей с одновременным участием в них детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей; - создание и реализация программ отдыха и оздоровления детей-инвалидов, семей с детьми-инвалидами, в том числе семей, в которых оба родителя или единственный родитель являются безработными; - создание сетей взаимной поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, и семей со здоровыми детьми; - оказание адресной социальной помощи семьям с детьми-инвалидами; - проведение конференций и обучающих семинаров по проблеме социальной интеграции семей с детьми-инвалидами в общество, преодолению изолированности семей с детьми-инвалидами и освещение результатов реализации подпрограммы в средствах массовой информации |
Целевые показатели подпрограммы |
- внедрение в учреждениях здравоохранения, культуры, социального обслуживания новых трех видов медицинских услуг, двух видов социокультурных услуг, четырех видов комплексных социальных услуг, предоставляемых детям-инвалидам и семьям с детьми-инвалидами, в том числе семьям, в которых оба родителя или единственный родитель являются безработными; - увеличение количества детей-инвалидов, семей с детьми-инвалидами, в том числе семей, в которых оба родителя или единственный родитель являются безработными, получивших медицинские, социокультурные, комплексные социальные услуги в учреждениях здравоохранения, культуры, социального обслуживания, с 2725 человек в 2009 году до 3550 человек в 2010 году; - увеличение охвата детей-инвалидов культурно-досуговыми и театрально-зрелищными мероприятиями с 780 человек в 2009 году до 1000 человек в 2010 году; - увеличение количества детей-инвалидов, семей с детьми-инвалидами, в том числе семей, в которых оба родителя или единственный родитель являются безработными, участвующих в музыкальных и художественных конкурсах, с 350 человек в 2009 году до 500 человек в 2010 году; - увеличение охвата детей-инвалидов, семей с детьми-инвалидами, в том числе семей, в которых оба родителя или единственный родитель являются безработными, организованным отдыхом с 200 семей в 2009 году до 284 семей в 2010 году; - оказание адресной социальной помощи семьям с детьми-инвалидами (2724 семьи); - улучшение социального самочувствия и психологического климата во всех семьях, воспитывающих детей-инвалидов, охваченных программными мероприятиями (2724 семьи); - организация и проведение 1 конференции и 1 семинара по проблеме социальной интеграции семей с детьми-инвалидами в общество и преодолению изолированности семей с детьми-инвалидами |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
2010 год (этапы не выделяются) |
Объем и источники финансирования подпрограммы |
объем финансирования подпрограммы - 18,629285 млн. рублей, в том числе: - средства областного бюджета - 11,56 млн. рублей; - средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 5,869285 млн. рублей; - средства других внебюджетных источников - 1,2 млн. рублей |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Одним из приоритетных направлений социальной политики является принятие комплекса мер, направленных на социальную интеграцию семей с детьми-инвалидами в общество, предоставление им равных возможностей для участия во всех сферах жизнедеятельности общества.
Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. На территории Смоленской области проживает 112197 семей, воспитывающих 162200 детей, в том числе 2724 семьи, воспитывающие 2855 детей-инвалидов.
Практически все такие семьи испытывают трудности социального характера, что во многом обусловлено отсутствием достаточных условий и возможностей для полноценной интеграции в общество. Проблема неприятия семей с детьми-инвалидами в среде здоровых семей и в обществе в целом является одной из причин "закрытости" этих семей даже от ближайшего социального окружения. В ряде семей, воспитывающих детей-инвалидов, сформировано негативное отношение к службам, оказывающим социальную помощь, что связано, в первую очередь, с ограниченным количеством таких служб, недостаточным уровнем развития спектра предоставляемых этими службами социальных услуг.
Причиной изолированности семей с детьми-инвалидами в Смоленской области является ограничение доступности объектов социальной инфраструктуры, учреждений организации досуга, отдыха и оздоровления детей.
В настоящее время в Смоленской области функционируют всего два областных государственных учреждения, которые обслуживают детей-инвалидов и имеют стационарные отделения, - это смоленское областное государственное учреждение "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Вишенки", рассчитанное на 100 мест, и смоленское областное государственное учреждение "Ново-Никольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", рассчитанное на 270 мест.
Так, смоленским областным государственным учреждением "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Вишенки" в 2008 году обслужено 1363 ребенка-инвалида, (47,7 процента от общего числа детей-инвалидов, воспитывающихся в семьях) и 1114 семей с детьми-инвалидами (40 процентов от общего числа семей с детьми-инвалидами, проживающих в Смоленской области).
Принимаются меры для обеспечения социальной поддержки детей-инвалидов и семей, в которых они воспитываются, а именно:
- ежегодное увеличение койко-мест в учреждениях социального обслуживания населения для детей-инвалидов и числа детей-инвалидов, обслуживающихся в таких учреждениях (с 928 человек в 2005 году до 1605 человек в 2008 году);
- обеспечение ежегодного участия детей-инвалидов в социально значимых мероприятиях (в выставках-ярмарках "Праздник детства", фестивалях художественного творчества, новогодних праздниках, различных спортивных мероприятиях, в том числе в мероприятиях социального проекта "Планета Баскетбол.Смоленск.ru");
- обеспечение сохранения числа оздоравливаемых детей-инвалидов, в том числе вместе с одним из родителей (200 детей-инвалидов);
- оказание адресной социальной помощи семьям с детьми-инвалидами, в том числе организация социального патронирования;
- оказание специализированной медицинской помощи детям-инвалидам.
Однако доля детей-инвалидов от общего числа детей, проживающих в Смоленской области, остается стабильной и составляет 1,7 процента.
Менее 50 процентов семей, воспитывающих детей-инвалидов, имеют доступ к услугам, предоставляемым учреждениями социальной сферы.
В соответствии с решением правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Программа получила право на финансовую поддержку указанного Фонда в 2010 году в объеме 5,869285 млн. рублей. Выделенные средства предназначены для организации деятельности по поддержке детей-инвалидов, проживающих на территории Смоленской области. Мероприятия подпрограмм "Здоровое поколение", "Культура и дети", "Организация отдыха и оздоровления детей", направленные на оказание поддержки детям-инвалидам, в 2010 году будут реализованы в рамках подпрограммы "В кругу друзей".
Исходя из социально-экономической и демографической ситуации, сложившейся в Смоленской области, наиболее эффективным способом решения проблем, связанных с преодолением изолированности семей с детьми-инвалидами, обеспечением социальной интеграции детей-инвалидов в общество, является программно-целевой метод. Применение этого метода позволит объединить имеющиеся ресурсы (административные, материально-технические, кадровые, финансовые) органов государственной власти, государственных учреждений Смоленской области, общественных структур для реализации комплекса приоритетных мероприятий, включенных в подпрограмму и подлежащих финансированию из областного бюджета, Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и других внебюджетных источников.
2. Цель, задачи и целевые показатели подпрограммы
Целью подпрограммы "В кругу друзей" является социальная интеграция семей с детьми-инвалидами, включая семьи, в которых оба родителя или единственный родитель являются безработными, в общество, в том числе социальная интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников, а именно: преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами; образование новых социальных связей; получение социальных навыков; организация фестивалей художественного и прикладного творчества с участием семей с детьми-инвалидами и семей со здоровыми детьми; развитие программ отдыха и оздоровления детей-инвалидов, программ отдыха семей, воспитывающих детей-инвалидов, в том числе семей, в которых оба родителя или единственный родитель являются безработными.
Задачи подпрограммы:
- создание и внедрение инновационных программ социализации и реабилитации детей-инвалидов, эффективных форм и способов социального партнерства государственных и общественных структур, семей, имеющих детей-инвалидов, и семей со здоровыми детьми;
- создание системы творческой реабилитации детей-инвалидов путем организации посещений учреждений культуры, проведения фестивалей с одновременным участием в них детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей;
- создание и реализация программ отдыха и оздоровления детей-инвалидов, семей с детьми-инвалидами, в том числе семей, в которых оба родителя или единственный родитель являются безработными;
- создание сетей взаимной поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, и семей со здоровыми детьми;
- оказание адресной социальной помощи семьям с детьми-инвалидами;
- проведение конференций и обучающих семинаров по проблеме социальной интеграции семей с детьми-инвалидами в общество, преодолению изолированности семей с детьми-инвалидами и освещение результатов реализации подпрограммы в средствах массовой информации.
Целевые показатели подпрограммы:
- внедрение в учреждениях здравоохранения, культуры, социального обслуживания новых трех видов медицинских услуг, двух видов социокультурных услуг, четырех видов комплексных социальных услуг, предоставляемых детям-инвалидам и семьям с детьми-инвалидами, в том числе семьям, в которых оба родителя или единственный родитель являются безработными;
- увеличение количества детей-инвалидов, семей с детьми-инвалидами, в том числе семей, в которых оба родителя или единственный родитель являются безработными, получивших медицинские, социокультурные, комплексные социальные услуги в учреждениях здравоохранения, культуры, социального обслуживания, с 2725 человек в 2009 году до 3550 человек в 2010 году;
- увеличение охвата детей-инвалидов культурно-досуговыми и театрально-зрелищными мероприятиями с 780 человек в 2009 году до 1000 человек в 2010 году;
- увеличение количества детей-инвалидов, семей с детьми-инвалидами, в том числе семей, в которых оба родителя или единственный родитель являются безработными, участвующих в музыкальных и художественных конкурсах, с
350 человек в 2009 году до 500 человек в 2010 году;
- увеличение охвата детей-инвалидов, семей с детьми-инвалидами, в том числе семей, в которых оба родителя или единственный родитель являются безработными, организованным отдыхом с 200 семей в 2009 году до 284 семей в 2010 году;
- оказание адресной социальной помощи семьям с детьми-инвалидами (2724 семьи);
- улучшение социального самочувствия и психологического климата во всех семьях, воспитывающих детей-инвалидов, охваченных программными мероприятиями (2724 семьи);
- организация и проведение 1 конференции и 1 семинара по проблеме социальной интеграции семей с детьми-инвалидами в общество и преодолению изолированности семей с детьми-инвалидами.
3. Перечень мероприятий подпрограммы
Перечень мероприятий подпрограммы представлен в приложении к настоящей Программе.
4. Обоснование ресурсного обеспечения подпрограммы
Мероприятия подпрограммы реализуются за счет средств областного бюджета и средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также за счет средств других внебюджетных источников.
Объем финансирования подпрограммы составляет 18,629285 млн. рублей, в том числе по источникам финансирования:
- средства областного бюджета - 11,56 млн. рублей;
- средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 5,869285 млн. рублей;
- средства других внебюджетных источников - 1,2 млн. рублей.
5. Механизм реализации подпрограммы
Заказчик подпрограммы обеспечивает ее реализацию посредством применения оптимальных методов управления процессом реализации подпрограммы исходя из ее содержания.
Получателями средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, являются смоленское областное государственное учреждение "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Вишенки", смоленское областное государственное учреждение "Ново-Никольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" и областное государственное учреждение здравоохранения "Смоленский областной врачебно-физкультурный диспансер". Средства данного Фонда зачисляются на внебюджетный счет указанных учреждений.
Постановлением Администрации Смоленской области от 24 июня 2010 г. N 365 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к долгосрочной областной целевой
программе "Дети Смоленщины"
на 2009-2010 годы (в редакции
постановления Администрации
Смоленской области
от 24 июня 2010 г. N 365)
Перечень
программных мероприятий
15 апреля, 22 июня, 25 сентября, 5 октября 2009 г., 19 марта, 24 июня 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Смоленской области от 14 октября 2008 г. N 556 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Дети Смоленщины" на 2009-2010 годы"
Текст постановления опубликован в Вестнике Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области от 27 февраля 2009 г. N 1 (V) стр. 139
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Смоленской области от 28 декабря 2010 г. N 828
Постановление Администрации Смоленской области от 22 сентября 2010 г. N 567
Постановление Администрации Смоленской области от 13 сентября 2010 г. N 543
Постановление Администрации Смоленской области от 24 июня 2010 г. N 365
Постановление Администрации Смоленской области от 19 марта 2010 г. N 116
Постановление Администрации Смоленской области от 5 октября 2009 г. N 596
Постановление Администрации Смоленской области от 25 сентября 2009 г. N 572
Постановление Администрации Смоленской области от 22 июня 2009 г. N 355
Постановление Администрации Смоленской области от 15 апреля 2009 г. N 200