19 декабря 2008 г., 15 апреля, 25 сентября, 20 октября, 24 декабря 2009 г., 19 марта, 7 мая 2010 г.
В соответствии c постановлением Администрации Смоленской области от 21.04.2008 N 248 "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации долгосрочных областных целевых программ" Администрация Смоленской области постановляет:
Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Развитие системы образования в Смоленской области" на 2009-2012 годы (далее также - Программа).
Губернатор |
С.В. Антуфьев |
Постановлением Администрации Смоленской области от 19 марта 2010 г. N 118 в настоящую долгосрочную областную целевую программу внесены изменения
Долгосрочная областная целевая программа
"Развитие системы образования в Смоленской области" на 2009-2012 годы
(утв. постановлением Администрации Смоленской области от 15 октября 2008 г. N 570)
19 декабря 2008 г., 15 апреля, 25 сентября, 20 октября, 24 декабря 2009 г., 19 марта, 7 мая 2010 г.
Паспорт программы
Наименование Программы |
долгосрочная областная целевая программа "Развитие системы образования в Смоленской области" на 2009-2012 годы |
Основание для разработки Программы |
Закон Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании", Федеральный закон от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", распоряжение Администрации Смоленской области от 29.09.2008 N 1210-р/адм "О разработке в 2009 году проектов долгосрочных областных целевых программ" |
Заказчик Программы |
Департамент Смоленской области по образованию и науке (далее - Департамент образования) |
Координатор Программы |
Департамент образования |
Разработчик Программы |
Департамент образования |
Основные цели и задачи Программы |
основными целями и задачами Программы являются: Цель 1. Обеспечение общедоступного бесплатного дошкольного и общего образования. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач: - повышение доступности дошкольного образования для населения; - повышение транспортной доступности общего образования для населения; - улучшение состояния школьных зданий и условий обучения школьников. Цель 2. Повышение качества дошкольного и общего образования. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач: - повышение качества образования; - развитие профильного обучения в областных и муниципальных общеобразовательных учреждениях; - создание оптимальных условий для повышения качества образовательного процесса; - развитие системы воспитания детей и молодежи. Цель 3. Обеспечение качественного профессионального образования. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач: - повышение качества профессионального образования в Смоленской области; - повышение доступности профессионального образования для отдельных категорий населения |
Целевые показатели Программы |
- увеличение охвата детей дошкольного возраста различными формами дошкольного образования от общей численности детей дошкольного возраста до 59 процентов; - увеличение доли детей, для которых организован централизованный подвоз автомобильным транспортом, до 100 процентов; - увеличение доли учебных заведений, имеющих все виды благоустройства, до 55 процентов; - увеличение доли детей в возрасте от 6 до 18 лет, обучающихся в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, до 99,9 процента; - увеличение доли выпускников, сдавших единый государственный экзамен (далее также - ЕГЭ), в общей численности выпускников, участвовавших в сдаче единого государственного экзамена, до 80 процентов; - увеличение охвата обучающихся 10-11-х классов областных общеобразовательных учреждений (далее - ООУ) и муниципальных общеобразовательных учреждений (далее - МОУ) программами профильного изучения предметов от общего числа обучающихся 10-11-х классов до 70 процентов; - увеличение показателя обеспеченности общеобразовательных учреждений учебниками в соответствии с федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, и учебными пособиями, допущенными к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях (далее - учебники в соответствии с федеральными перечнями и учебные пособия), до 94 процентов; - увеличение доли обучающихся, получающих общее образование с использованием информационных технологий, до 20 процентов от общего числа обучающихся; - увеличение числа персональных компьютеров до 5 штук в расчете на 100 учащихся; - увеличение доли граждан до 18 лет, занимающихся по программам дополнительного образования, до 62 процентов; - увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получивших общее образование и продолживших обучение в учреждениях профессионального образования Смоленской области, до 9,2 процента; - увеличение доли учащихся основных и средних общеобразовательных школ, обучающихся в современных условиях, до 77 процентов; - увеличение доли выпускников областных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год, в общей численности выпускников таких учреждений, включая службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации и продолжение обучения по профилю, до 91 процента; - увеличение доли выпускников областных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, трудоустроившихся по полученной специальности в первый год, в общей численности выпускников таких учреждений, включая службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации и продолжение обучения по профилю, до 90 процентов; |
Сроки реализации Программы |
2009-2012 годы |
Объем и источник финансирования Программы |
общий объем финансирования Программы составляет 940332,2 тыс. рублей. Программа финансируется за счет средств областного бюджета |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
В ходе выполнения областной целевой программы "Развитие системы образования в Смоленской области" на 2004-2007 годы (далее - долгосрочная целевая программа) и краткосрочной областной целевой программы "Развитие системы образования в Смоленской области" на 2008 год (далее - краткосрочная целевая программа) были реализованы проекты и мероприятия в области модернизации структуры и содержания общего и профессионального образования в Смоленской области, формирования системы оценки качества образования, развития материально-технической базы образовательных учреждений с помощью совершенствования механизмов финансирования образования и механизмов управления образованием.
Созданы условия для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий (оснащение образовательных учреждений персональными компьютерами, подключение их к сети "Интернет", создание областных образовательных порталов, оснащение образовательных учреждений электронными образовательными продуктами, переподготовка педагогов в области информационно-коммуникационных технологий).
Благодаря мерам, предпринятым в рамках реализации долгосрочной целевой программы и краткосрочной целевой программы, была создана база для решения следующих задач, направленных на усиление роли образования в социально-экономическом развитии региона:
- приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с современными требованиями;
- разработка механизмов управления системой образования, соответствующих задачам развития системы образования;
- создание механизмов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования для социальных партнеров и регионального рынка труда.
Однако значительные организационные и содержательные изменения в системе образования, возникшие в результате социально-экономических преобразований, происходящих в Смоленской области, требуют решения следующих проблем.
За два последних года произошло резкое увеличение количества детей дошкольного возраста (с 49710 до 54957 человек). Процент охвата детей дошкольным образованием в области составляет 59,3 процента от количества детей дошкольного возраста. Несмотря на принимаемые меры в области дошкольного образования, проблема доступности дошкольным образованием сохраняется.#
Существующие формы дошкольного образования не могут полностью удовлетворить растущие потребности населения. Для обеспечения общедоступного качественного дошкольного образования необходимо:
- развитие многомодельной системы дошкольного образования, отвечающей социальным запросам родителей из разных социальных групп и слоев населения;
- создание специальной службы педагогической поддержки раннего семейного воспитания и сопровождения детей из семей группы риска.
Общее уменьшение количества детей в Смоленской области приводит к сокращению и закрытию общеобразовательных учреждений. Возникла необходимость организации централизованного подвоза детей в общеобразовательные учреждения.
Анализ образовательной ситуации в Смоленской области в части обновления содержания образования показывает, что традиционными важнейшими показателями эффективности работы педагогических коллективов на региональном уровне являются:
- качество знаний и умений учащихся. Качество знаний и умений учащихся за последние годы составляет в среднем 36-37 процентов;
- успеваемость в течение трех последних лет. Успеваемость в течение трех последних лет остается стабильной и составляет 98 процентов.
Анализ результатов успеваемости учащихся показал, что увеличивается разрыв в уровне подготовки школьников разных типов общеобразовательных учреждений.
ООУ и МОУ сталкиваются с трудностями в обновлении содержания образования. При этом наиболее сложной является необходимость использования в своей деятельности новых методологических подходов, способствующих формированию у обучающихся целостного восприятия мира. Не всегда обоснованно осуществляется выбор учебных программ, учебников, учебных пособий, отвечающих потребностям и возможностям обучающихся, целям общеобразовательного учреждения.
Для повышения качества образования необходимо создать условия сохранения единого образовательного пространства, совершенствовать содержание и технологии общего образования, формировать механизмы оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участвовать в международных сопоставительных исследованиях, обеспечить инновационный характер базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях.
МОУ, расположенные в сельской местности, составляют 77 процентов от общей численности всех областных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений. В них обучается около 30 процентов детей. Отличительными особенностями указанных учреждений являются:
- отсутствие современной материально-технической базы;
- слабое кадровое обеспечение;
- низкий уровень квалификации педагогов;
- преподавание педагогами предметов, по которым они не являются специалистами;
- малая наполняемость классов;
- отсутствие возможности создания достаточного количества профильных классов;
- трудности с подвозом обучающихся;
- отсутствие пришкольных интернатов.
Все это приводит к снижению качества знаний обучающихся.
Сложным остается материально-техническое обеспечение ООУ и МОУ, областных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования (далее - ОГОУ НПО) и областных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования (далее - ОГОУ СПО).
Необходимо укрепление учебно-материальной базы, учебно-методического обеспечения образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы с учетом современных требований к развивающей среде.
В критическом состоянии находится учебно-материальная база физкультурно-оздоровительного комплекса ООУ и МОУ, ОГОУ НПО и ОГОУ СПО. По состоянию на 01.01.2008 указанные образовательные учреждения оснащены спортивным оборудованием и инвентарем лишь на 40 процентов. Доля износа спортивного оборудования составляет от 80 до 90 процентов.
Инновационные процессы в системе образования направлены на обеспечение ее перехода от унитарной к вариативной, предоставление возможности выбора для всех участников образовательного процесса. Однако внедрению инноваций мешает слабая учебно-материальная база ООУ и МОУ, недостаточность средств для обеспечения полноценной работы по повышению квалификации педагогов, обмену опытом среди них.
Система начального профессионального образования является частью системы образования, но имеет свою специфику. Для ее эффективного функционирования требуется решение следующих задач:
- создание и обеспечение деятельности регионального учебно-методического центра профессионального образования (далее - учебный центр) и регионального ресурсного центра по реализации образовательных программ в системе начального и среднего профессионального образования (далее - ресурсный центр);
- обновление и модернизация в ОГОУ НПО и ОГОУ СПО учебно-производственного оборудования мастерских и лабораторий;
- обеспечение ОГОУ НПО и ОГОУ СПО компьютерной техникой и учебными программами на электронных носителях;
- разработка и внедрение интегрированных программ непрерывного образования;
- обеспечение деятельности областных экспериментальных площадок;
- профессиональная переподготовка и повышение уровня квалификации мастеров производственного обучения.
Финансирование ОГОУ НПО и ОГОУ СПО до 2005 года осуществлялось из федерального бюджета. Методическое обеспечение их деятельности осуществлял Институт развития профессионального образования Федерального агентства по образованию.
С 1 января 2005 года тридцать ОГОУ НПО и шесть ОГОУ СПО переданы в собственность Смоленской области и финансируются из областного бюджета
Профессиональное образование во все большей степени ориентируется на удовлетворение потребностей регионального рынка труда, конкретных запросов работодателей и становится инструментом решения экономических проблем региона. Растут требования индустрии к квалификации и качеству подготовки специалистов, усиливается конкуренция на рынке труда, появляются новые профессии и специальности.
Исходя из социально-экономической и демографической ситуации, сложившейся в Смоленской области, определен комплекс мер по созданию условий для дальнейшего улучшения в Смоленской области качества воспитания и образования детей в соответствии с перечнем мероприятий Программы.
2. Основные цели, задачи и целевые показатели Программы
Основными целями и задачами Программы являются:
Цель 1. Обеспечение общедоступного бесплатного дошкольного и общего образования.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
- повышение доступности дошкольного образования для населения;
- повышение транспортной доступности общего образования для населения;
- улучшение состояния школьных зданий и условий обучения школьников.
Цель 2. Повышение качества дошкольного и общего образования.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
- повышение качества образования;
- развитие профильного обучения в областных и муниципальных общеобразовательных учреждениях;
- создание оптимальных условий для повышения качества образовательного процесса;
- развитие системы воспитания детей и молодежи.
Цель 3. Обеспечение качественного профессионального образования.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
- повышение качества профессионального образования в Смоленской области;
- повышение доступности профессионального образования для отдельных категорий населения.
Достижение указанных целей возможно посредством реализации комплекса мероприятий, включенных в Программу.
Система целевых показателей Программы для количественной оценки достижения целей и выполнения задач Программы приведена в таблице.
Таблица
Система
целевых показателей для количественной оценки достижения целей и выполнения задач Программы
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Отчетный период |
Плановый период |
|||
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Цель 1. Обеспечение общедоступного бесплатного дошкольного и общего образования | |||||||
Задача 1. Повышение доступности дошкольного образования для населения | |||||||
1. |
Охват детей дошкольного возраста различными формами дошкольного образования от общей численности детей дошкольного возраста |
% |
51 |
54 |
56 |
58 |
59 |
Задача 2. Повышение транспортной доступности общего образования для населения | |||||||
2. |
Доля детей, для которых организован централизованный подвоз, от общей численности детей, подлежащих подвозу |
% |
95 |
99 |
100 |
100 |
100 |
Задача 3. Улучшение состояния школьных зданий и условий обучения школьников | |||||||
3. |
Доля учебных заведений, находящихся в аварийном состоянии |
% |
0,3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4. |
Доля учебных заведений, имеющих все виды благоустройства |
% |
53,4 |
54,1 |
54,5 |
54,9 |
55 |
Цель 2. Повышение качества дошкольного и общего образования | |||||||
Задача 1. Повышение качества образования | |||||||
5. |
Средний балл по результатам ЕГЭ |
балл |
48,3 |
48,4 |
48,5 |
48,6 |
48,8 |
6. |
Удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников, участвовавших в ЕГЭ |
% |
72 |
75 |
77 |
78 |
80 |
7. |
ГАРАНТ:См. текст пункта 7 |
|
|
|
|
|
|
8. |
Удельный вес лиц, прошедших государственную (итоговую) аттестацию в условиях введения единой независимой системы оценки качества образования |
% |
75 |
98 |
100 |
100 |
100 |
9. |
Удельный вес лиц, прошедших государственную (итоговую) аттестацию в условиях введения единой независимой системы оценки качества образования на "4" и "5", от общей численности выпускников, прошедших государственную (итоговую) аттестацию |
% |
42 |
46 |
48 |
50 |
52 |
Задача 2. Развитие профильного обучения в областных и муниципальных общеобразовательных учреждениях | |||||||
10. |
Степень охвата обучающихся 10-11-х классов программами профильного изучения предметов, процент от общего числа обучающихся в 10-11-х классах |
% |
45 |
50 |
60 |
65 |
70 |
Задача 3. Создание оптимальных условий для повышения качества образовательного процесса | |||||||
11. |
Степень оснащения общеобразовательных учреждений области учебниками в соответствии с федеральными перечнями и учебными пособиями |
% |
60 |
80 |
90 |
92 |
94 |
12. |
Число персональных компьютеров в расчете на 100 учащихся образовательных школ |
штук |
3,4 |
3,88 |
4,10 |
4,5 |
5 |
12.1. |
Доля учащихся основных и средних общеобразовательных школ, обучающихся в современных условиях |
% |
65 |
70 |
72 |
75 |
77 |
Задача 4. Развитие системы воспитания детей и молодежи | |||||||
13. |
Доля граждан до 18 лет, занимающихся по программам дополнительного образования |
% |
52 |
56 |
58 |
60 |
62 |
Цель 3. Обеспечение качественного профессионального образования | |||||||
Задача 1. Повышение качества профессионального образования в Смоленской области | |||||||
14. |
Доля аккредитованных учреждений профессионального образования области |
% |
97 |
100 |
100 |
100 |
100 |
15. |
Доля выпускников ОГОУ НПО, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год, в общей численности выпускников таких учреждений, включая службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации и продолжение обучения по профилю |
% |
89 |
89,2 |
89,4 |
90 |
91 |
16. |
Доля выпускников ОГОУ СПО, трудоустроившихся по полученной специальности в первый год, в общей численности выпускников таких учреждений, включая службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации и продолжение обучения по профилю |
% |
86,6 |
87 |
87,8 |
88,8 |
90 |
Задача 2. Повышение доступности профессионального образования для отдельных категорий населения | |||||||
17. |
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получивших общее образование и продолживших обучение в учреждениях профессионального образования Смоленской области |
% |
8 |
8,6 |
8,8 |
9 |
9,2 |
3. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий направлена на развитие системы образования в Смоленской области. Перечень программных мероприятий указан в приложении к Программе.
Выполнение мероприятий Программы планируется освещать в средствах массовой информации, что, в свою очередь, будет способствовать формированию положительного имиджа Смоленской области, распространению информации о системе образования в Смоленской области.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств областного бюджета.
Общий объем финансирования Программы составляет 940332,2 тыс. рублей.
5. Механизм реализации Программы
Заказчик Программы обеспечивает реализацию мероприятий Программы посредством применения оптимальных методов управления процессом реализации Программы исходя из ее содержания. Заказчик Программы осуществляет мониторинг мероприятий Программы и принимает меры для привлечения дополнительных источников финансирования Программы.
Заказчик Программы в ходе реализации Программы взаимодействует с органами исполнительной власти Смоленской области, органами местного самоуправления, образовательными учреждениями, иными организациями Смоленской области в целях обеспечения выполнения мероприятий Программы в полном объеме.
Процесс реализации Программы будет осуществляться в сроки, указанные в Программе, следующими исполнителями: Департаментом образования, Департаментом Смоленской области по здравоохранению (далее - Департамент по здравоохранению); Департаментом Смоленской области по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Департамент строительства); Департаментом Смоленской области по информационным технологиям, связи и обеспечению предоставления услуг в электронном виде (далее - Департамент по информационным технологиям); органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (далее - органы местного самоуправления) (по согласованию); смоленским областным государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Институт усовершенствования учителей" (далее - Институт); ОГОУ НПО, в том числе смоленским областным государственным образовательным учреждением начального профессионального образования "Профессиональное училище N 34 пос. Катынь" (далее также - ПУ N 34); ОГОУ СПО, в том числе областным государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования "Смоленский техникум легкой промышленности и индустрии моды" (далее также - СТЛПиИМ), областным государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования "Смоленский индустриальный техникум" (далее - СИТ), областным государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования "Смоленский технологический техникум" (далее также - СТТ), областным государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования "Смоленский педагогический колледж" (далее - педагогический колледж); областным государственным учреждением "Смоленский региональный центр обработки информации" (далее - ОГУ СРЦОИ); ООУ, в том числе смоленским областным государственным образовательным учреждением для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Прогимназия "Полянка" (далее - прогимназия "Полянка"), смоленским областным государственным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, "Центр диагностики и консультирования" (далее - Центр диагностики и консультирования), областное государственное образовательное учреждение "Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов" (далее - Школа); областными государственными учреждениями дополнительного образования детей (далее - ОГУДОД), в том числе смоленским областным образовательным учреждением дополнительного образования детей "Центр развития творчества детей и юношества" (далее - Центр развития), смоленским областным образовательным учреждением дополнительного образования детей "Станция юных натуралистов" (далее - станция натуралистов); муниципальными учреждениями дошкольного образования (далее - УДО) (по согласованию); МОУ (по согласованию); иными юридическими лицами (на конкурсной основе).
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для реализации Программы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Участие в реализации Программы юридических лиц будет осуществляться на конкурсной основе с последующим заключением контрактов в соответствии с федеральным законодательством.
Управление реализацией Программы осуществляет заказчик Программы.
Постановлением Администрации Смоленской области от 7 мая 2010 г. N 259 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к долгосрочной областной целевой программе
"Развитие системы образования в Смоленской
области" на 2009-2012 годы
(в редакции постановления
Администрации Смоленской области
от 25 сентября 2009 г. N 573)
Перечень
программных мероприятий
19 декабря 2008 г., 15 апреля, 25 сентября, 20 октября, 24 декабря 2009 г., 19 марта, 7 мая 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Смоленской области от 15 октября 2008 г. N 570 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Развитие системы образования в Смоленской области" на 2009-2013 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Смоленской области от 27 декабря 2013 г. N 1154
Постановление Администрации Смоленской области от 29 октября 2013 г. N 848
Постановление Администрации Смоленской области от 18 сентября 2013 г. N 688
Постановление Администрации Смоленской области от 28 августа 2013 г. N 651
Постановление Администрации Смоленской области от 20 мая 2013 г. N 398
Постановление Администрации Смоленской области от 18 декабря 2012 г. N 1016
Постановление Администрации Смоленской области от 22 октября 2012 г. N 795
Изменения в части, касающейся 2013 г., вступают в силу с 1 января 2013 г. и подлежат учету в проекте областного закона "Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов"
Постановление Администрации Смоленской области от 11 сентября 2012 г. N 627
Постановление Администрации Смоленской области от 21 июня 2012 г. N 381
Изменения вступают в силу со дня подписания названного постановления, за исключением положений, указанных в абзаце втором пункта 2 названного постановления
Изменения в части, касающейся 2013 г., вступают в силу соответственно с 1 января 2013 г. и подлежат учету в проекте областного закона "Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов"
Постановление Администрации Смоленской области от 21 марта 2012 г. N 208
Изменения, вносящие изменения в долгосрочную областную целевую программу "Развитие системы образования в Смоленской области" на 2009 - 2013 гг. в части, касающейся 2013 г., вступают в силу с 1 января 2013 г.
Постановление Администрации Смоленской области от 21 декабря 2011 г. N 844
Постановление Администрации Смоленской области от 22 ноября 2011 г. N 750
Постановление Администрации Смоленской области от 27 октября 2011 г. N 677
Постановление Администрации Смоленской области от 26 сентября 2011 г. N 563
Постановление Администрации Смоленской области от 30 июня 2011 г. N 362
Постановление Администрации Смоленской области от 21 марта 2011 г. N 157
Постановление Администрации Смоленской области от 1 декабря 2010 г. N 749
Постановление Администрации Смоленской области от 30 октября 2010 г. N 651
Постановление Администрации Смоленской области от 22 сентября 2010 г. N 562
Постановление Администрации Смоленской области от 7 мая 2010 г. N 259
Постановление Администрации Смоленской области от 19 марта 2010 г. N 118
Постановление Администрации Смоленской области от 24 декабря 2009 г. N 796
Постановление Администрации Смоленской области от 20 октября 2009 г. N 656
Постановление Администрации Смоленской области от 25 сентября 2009 г. N 573
Постановление Администрации Смоленской области от 15 апреля 2009 г. N 210
Постановление Администрации Смоленской области от 19 декабря 2008 г. N 716