7 ноября 2011 г., 27 сентября, 15 октября, 22 ноября 2012 г.
В целях создания и развития в Смоленской области отрасли специализированного мясного скотоводства и производства высококачественной говядины Администрация Смоленской области постановляет:
Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Развитие мясного скотоводства в Смоленской области" на 2011 - 2020 годы (далее также - Программа).
Губернатор |
С.В. Антуфьев |
Долгосрочная областная целевая программа
"Развитие мясного скотоводства в Смоленской области" на 2011-2020 годы
(утв. постановлением Администрации Смоленской области от 30 сентября 2011 г. N 593)
7 ноября 2011 г., 27 сентября, 15 октября, 22 ноября 2012 г.
Постановлением Администрации Смоленской области от 15 октября 2012 г. N 755 в паспорт настоящей долгосрочной областной целевой программы внесены изменения
Изменения в части, касающейся 2013 - 2020 гг., вступают в силу соответственно с 1 января 2013 г., 1 января 2014 г., 1 января 2015 г., 1 января 2016 г., 1 января 2017 г., 1 января 2018 г., 1 января 2019 г., 1 января 2020 г. и подлежат ежегодному уточнению с учетом норм областного закона об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период
Паспорт Программы
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Мясное скотоводство является одной из важнейших составляющих агропромышленного комплекса Смоленской области. Оно играет большую роль в обеспечении занятости населения и снабжении его мясом.
Вместе с тем в указанной отрасли накопилось наибольшее количество нерешенных проблем. На протяжении всего периода реформирования агропромышленного комплекса численность поголовья сельскохозяйственных животных, объемы производства мяса неуклонно снижались.
Количественные показатели численности поголовья сельскохозяйственных животных и объемов производства мяса в Смоленской области приведены в таблице.
Таблица
N п/п |
Показатель |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Соотношение показателя 2010 года к показателю 2007 года (процентов) |
1. |
Поголовье крупного рогатого скота в сельскохозяйственных предприятиях |
113,9 тыс. голов |
102,9 тыс. голов |
100,5 тыс. голов |
102,2 тыс. голов |
89,7 |
2. |
Поголовье специализированного мясного скота в сельскохозяйственных предприятиях |
- |
- |
300 голов |
1 423 голов |
- |
3. |
Валовое производство говядины в живом весе в сельскохозяйственных предприятиях |
10,7 тыс. тонн |
10,4 тыс. тонн |
9 тыс. тонн |
8,7 тыс. тонн |
81,3 |
4. |
Производство говядины в убойном весе на душу населения |
6 кг |
6,1 кг |
5,5 кг |
5,3 кг |
88 |
5. |
Покупка молодняка интенсивных мясных пород |
- |
- |
200 голов |
- |
- |
Смоленская область располагает большими площадями естественных кормовых угодий и неиспользуемой пашни и издавна считается традиционной зоной разведения крупного рогатого скота молочно-мясных пород. Говядину в регионе получают от убоя сверхремонтного молодняка и выбракованных коров молочных и комбинированных пород.
Сбалансированное производство молока и говядины можно обеспечить только при оптимальном соотношении интенсивного молочного и мясного скотоводства. Удельный вес мясного скота в общей структуре пород крупного рогатого скота в Смоленской области на сегодняшний день незначительный.
Использование обширных и дешевых естественных пастбищ, выращивание мясных телят на подсосе позволяет получать экологически чистую, высокопитательную говядину, пользующуюся повышенным потребительским спросом.
В общей структуре валового производства мяса в Смоленской области говядина занимает 48,5 процента.
Разведением мясного скота в регионе занимаются два хозяйства - закрытое акционерное общество "Красная поляна" и сельскохозяйственный производственный кооператив "Днепр". Общая численность мясного скота в этих хозяйствах составляет 1 423 головы, в том числе 503 головы - коровы.
На территории Смоленской области нет районированных пород мясного скота, поэтому предпочтение можно отдать разводимым в западных странах породам, в частности лимузинской, абердин-ангусской, герефордской, шароле.
Ускоренное развитие мясного скотоводства не имеет альтернативы и его следует рассматривать как проблему государственного значения, решение которой позволит научно обоснованно в перспективе удовлетворять платежеспособный спрос на говядину за счет отечественного производства.
Для создания масштабной отрасли специализированного мясного скотоводства в Смоленской области имеется важный ресурс - наличие 334 тыс. гектаров естественных кормовых угодий.
Рациональность выбора приоритетного развития специализированного мясного скотоводства обусловлена следующим.
Основным источником производства говядины в Смоленской области в настоящее время являются выбракованные коровы и откормочный контингент молочных стад, на долю которых приходится 99 процентов этого вида мяса.
Откормочный контингент молочных стад в перспективе увеличится незначительно, а ресурсы интенсификации его использования не могут обеспечить значительное увеличение производства говядины в ближайшие 5 - 10 лет.
Интерес к мясному скотоводству в Смоленской области повысился в 2011 году. Этому целесообразно придать устойчивый характер для достижения стратегической цели.
Главными препятствиями для успешной реализации имеющегося потенциала устойчивого развития конкурентоспособного мясного скотоводства являются:
- низкая доля мясного скота;
- недостаточный уровень технического и технологического оснащения отрасли в фазе репродукции поголовья и откорма молодняка;
- неудовлетворительное состояние и использование естественных кормовых угодий;
- низкая экономическая мотивация сельскохозяйственных производителей в откорме скота и производстве мяса.
Такое состояние мясного скотоводства обусловлено рядом объективных причин, имеющих системный характер, а именно:
- низкой долей численности скота мясного направления продуктивности, в том числе племенного, в общем поголовье крупного рогатого скота и недостаточностью объемов производства говядины;
- экстенсивной технологией откорма и реализацией крупного рогатого скота на мясо с низкой живой массой (около 200 кг вместо 450 - 500 кг). Такой низкий показатель интенсивности использования откормочного контингента означает, что на откорм до оптимальных весовых кондиций ставят не более 8 - 10 процентов сверхремонтных бычков, 90 - 92 процента бычков забивают в возрасте 1 - 8 месяцев. При этом скот снимают с откорма, не доведя его до оптимальных весовых кондиций. Реализация молодняка на мясо живой массой ниже 300 кг означает отрицательную рентабельность производства говядины. Необходимо проводить стимулирование откорма молодняка до более высокой живой массы. Государственная поддержка из бюджетов всех уровней откорма мясного и помесного молодняка, полученного в молочных стадах, до живой массы свыше 400 кг обеспечит решение проблемы увеличения производства высококачественной говядины, предназначенной для розничной продажи в свежем виде, и в некоторой степени будет стимулировать промышленное скрещивание, необходимое для увеличения откормочного контингента;
- отсутствием экономической мотивации у сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Низкая экономическая эффективность отрасли в определенной степени обусловлена и низкими зоотехническими показателями, такими как:
- выход телят (менее 80 процентов вместо 85 - 90 процентов, необходимых для рентабельного ведения мясного скотоводства);
- привесы молодняка на откорме (ниже 400 г вместо желательных 800-1 200 г).
Сдерживающим фактором в решении проблемы рентабельности мясного скотоводства являются неурегулированные экономические отношения в цепочке "сельскохозяйственный производитель - мясоперерабатывающая промышленность - оптовая и розничная торговля".
Важным условием успешного развития специализированного мясного скотоводства является формирование рынка высококачественной говядины в свежем, то есть в незамороженном и непереработанном виде.
Объективная необходимость участия государства в развитии мясного скотоводства и производстве говядины обусловлена:
- биологическими особенностями крупного рогатого скота по сравнению со скороспелыми отраслями (свиноводством и птицеводством), в силу которых производственный цикл получения теленка и его откорма до высоких весовых кондиций составляет более полутора лет;
- необходимостью кредитования хозяйств в целях создания новых ферм и увеличения поголовья скота в течение минимум трех лет до поступления первой товарной (или племенной) продукции;
- низкой конверсией корма в привес (6-7: 1) по сравнению с откормом свиней (3,6: 1) и бройлеров (1,8: 1) и потребностью концентрированных кормов не менее 5 - 6 кг для получения 1 кг говядины, из-за чего рентабельность откорма скота в значительной степени зависит от цен на зерно.
Программа призвана стать инструментом реализации стратегии устойчивого развития специализированного мясного скотоводства в Смоленской области и достижения независимости от импорта в снабжении населения говядиной, что отвечает приоритетным целям развития агропромышленного комплекса России в целом и региона в частности.
Постановлением Администрации Смоленской области от 15 октября 2012 г. N 755 в раздел 2 настоящей долгосрочной областной целевой программы внесены изменения
Изменения в части, касающейся 2013 - 2020 гг., вступают в силу соответственно с 1 января 2013 г., 1 января 2014 г., 1 января 2015 г., 1 января 2016 г., 1 января 2017 г., 1 января 2018 г., 1 января 2019 г., 1 января 2020 г. и подлежат ежегодному уточнению с учетом норм областного закона об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период
2. Цель, задачи и целевые показатели Программы
Цель# Программы является создание и развитие в Смоленской области отрасли специализированного мясного скотоводства и производство высококачественной говядины.
Задачами Программы являются:
- увеличение численности скота специализированных мясных пород;
- увеличение объемов производства высококачественной говядины в Смоленской области;
- создание специализированных откормочных площадок молодняка крупного рогатого скота.
В ходе реализации Программы ожидается достижение следующих показателей:
- увеличение численности скота специализированных мясных пород с 1 423 голов в 2010 году до 25 000 голов в 2020 году;
- увеличение производства высококачественной говядины от мясного скота в живом весе с 40 тонн в 2010 году до 2 900 тонн в 2020 году.
В период действия Программы предусматриваются высокие, но вполне реальные среднегодовые темпы увеличения производства говядины в отрасли в целом за счет двух факторов:
- интенсификации использования откормочного контингента, то есть повышения привесов и съемной живой массы, сокращения продолжительности откорма;
- увеличения численности убойного контингента.
Целевые индикаторы развития мясного скотоводства в Смоленской области приведены в таблице.
Таблица
Целевые индикаторы развития мясного скотоводства в Смоленской области
N п/п |
Наименование качественных показателей эффективности реализации Программы |
Единица измерения |
Базовый 2010 год |
Количественный показатель эффективности реализации Программы |
|||||||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
||||
1. |
Поголовье специализированного мясного скота в сельскохозяйственных предприятиях, всего |
голов |
1 423 |
3 500 |
6 500 |
9 000 |
11 000 |
13 000 |
15 000 |
17 000 |
19 500 |
22 000 |
25 000 |
в том числе коров |
|
503 |
1 503 |
3 003 |
3 600 |
4 300 |
5 000 |
6 500 |
7 500 |
8 500 |
9 500 |
11 000 |
|
2. |
Приобретение племенного молодняка |
голов |
- |
1 500 |
1 500 |
500 |
500 |
500 |
300 |
300 |
300 |
300 |
300 |
3. |
Объем реализации племенного молодняка |
голов |
- |
- |
30 |
40 |
50 |
100 |
120 |
150 |
200 |
200 |
250 |
4. |
Производство высококачественной говядины от мясного скота в живом весе |
тонн |
40 |
80 |
200 |
600 |
800 |
1 000 |
1 300 |
1 600 |
2 000 |
2 400 |
2 900 |
5. |
Валовое производство говядины в живом весе на убой |
тонн |
8 700 |
9 000 |
9 500 |
10 200 |
11 000 |
11 500 |
12 000 |
12 500 |
13 000 |
13 500 |
14 000 |
3. Перечень программных мероприятий
Программа будет реализована в течение 10 лет в 2 этапа:
1-й этап - 2011 - 2015 годы; 2-й этап - 2016 - 2020 годы.
На 1-м этапе реализации Программы будет осуществляться формирование отрасли специализированного мясного скотоводства в Смоленской области, планируется увеличение поголовья специализированного мясного скота за счет приобретения племенного молодняка, что позволит в последующем увеличить объемы производства высококачественной говядины в Смоленской области.
На 2-м этапе реализации Программы будет развиваться, совершенствоваться отрасль специализированного мясного скотоводства в Смоленской области, что будет отражено в достижении планируемых целевых показателей.
Перечень программных мероприятий указан в приложении к Программе.
Постановлением Администрации Смоленской области от 15 октября 2012 г. N 755 раздел 4 настоящей долгосрочной областной целевой программы изложен в новой редакции
Изменения в части, касающейся 2013 - 2020 гг., вступают в силу соответственно с 1 января 2013 г., 1 января 2014 г., 1 января 2015 г., 1 января 2016 г., 1 января 2017 г., 1 января 2018 г., 1 января 2019 г., 1 января 2020 г. и подлежат ежегодному уточнению с учетом норм областного закона об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств областного бюджета и привлекаемых средств.
Общий объем финансирования Программы составляет 917,281 млн. рублей, в том числе по годам:
- 2011 год - 25,081 млн. рублей, из них:
- областной бюджет - 7 млн. рублей;
- федеральный бюджет - 18,081 млн. рублей;
- 2012 год - 22,5 млн. рублей;
- 2013 год - 90,3 млн. рублей, из них:
- областной бюджет - 30,3 млн. рублей;
- внебюджетные источники - 60 млн. рублей;
- 2014 год - 91,8 млн. рублей, из них:
- областной бюджет - 31,8 млн. рублей;
- внебюджетные источники - 60 млн. рублей;
- 2015 год - 102,5 млн. рублей, из них:
- областной бюджет - 42,5 млн. рублей;
- внебюджетные источники - 60 млн. рублей;
- 2016 год - 107,5 млн. рублей, из них:
- областной бюджет - 47,5 млн. рублей;
- внебюджетные источники - 60 млн. рублей;
- 2017 год - 112,5 млн. рублей, из них:
- областной бюджет - 52,5 млн. рублей;
- внебюджетные источники - 60 млн. рублей;
- 2018 год - 117,5 млн. рублей, из них:
- областной бюджет - 57,5 млн. рублей;
- внебюджетные источники - 60 млн. рублей;
- 2019 год - 121,3 млн. рублей, из них:
- областной бюджет - 61,3 млн. рублей;
- внебюджетные источники - 60 млн. рублей;
- 2020 год - 126,3 млн. рублей, из них:
- областной бюджет - 66,3 млн. рублей;
- внебюджетные источники - 60 млн. рублей.
Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета подлежат ежегодному уточнению с учетом норм областного закона об областном бюджете на соответствующий финансовый год, предусматривающих средства на реализацию Программы.
Для финансирования мероприятий Программы предполагается привлечь средства федерального бюджета. Финансирование мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета в 2011 - 2020 годах будет осуществляться в соответствии с ежегодно заключаемыми между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Администрацией Смоленской области соглашениями.
5. Механизм реализации Программы
Заказчик Программы является ответственным за обеспечение ее реализации, которая осуществляется посредством применения оптимальных методов управления процессом реализации Программы исходя из ее содержания.
Исполнителем мероприятий Программы является Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию.
Выполнение программных мероприятий организовывается на основании следующих правовых актов:
- постановления Администрации Смоленской области от 21.04.2008 N 248 "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации долгосрочных областных целевых программ";
- приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 06.11.2008 N 494 "Об утверждении отраслевой целевой программы "Развитие мясного скотоводства России на 2009 - 2012 годы".
Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию осуществляет контроль за эффективностью использования средств, выделяемых на реализацию программных мероприятий в период всего срока ее реализации, сбор и систематизацию информации по реализации программных мероприятий, представляет отчеты о ходе реализации Программы в уполномоченный орган исполнительной власти Смоленской области в сфере экономики.
Постановлением Администрации Смоленской области от 22 ноября 2012 г. N 892 в настоящее приложение внесены изменения
Изменения в части, касающейся 2013 и 2014 гг., вступают в силу соответственно с 1 января 2013 г. и 1 января 2014 г. и подлежат учету в проекте областного закона "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"
Приложение
к долгосрочной областной целевой
программе "Развитие мясного
скотоводства в Смоленской
области" на 2011 - 2020 годы
(в редакции постановления
Администрации Смоленской области
от 15 октября 2012 г. N 755)
Перечень программных мероприятий
7 ноября 2011 г., 27 сентября, 15 октября, 22 ноября 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Смоленской области от 30 сентября 2011 г. N 593 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Смоленской области" на 2011 - 2020 годы"
Текст постановления опубликован в Вестнике Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области от 20 октября 2011 г. N 9 (часть III) стр. 125
Постановлением Администрации Смоленской области от 13 февраля 2013 г. N 48 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Смоленской области от 17 января 2013 г. N 4
Изменения в части, касающейся 2013 - 2020 гг., вступают в силу соответственно с 1 января 2013 г., 1 января 2014 г., 1 января 2015 г., 1 января 2016 г., 1 января 2017 г., 1 января 2018 г., 1 января 2019 г. и 1 января 2020 г. и подлежат учету в проекте областного закона об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период
Постановление Администрации Смоленской области от 18 декабря 2012 г. N 1006
Постановление Администрации Смоленской области от 22 ноября 2012 г. N 892
Изменения в части, касающейся 2013 и 2014 гг., вступают в силу соответственно с 1 января 2013 г. и 1 января 2014 г. и подлежат учету в проекте областного закона "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"
Постановление Администрации Смоленской области от 15 октября 2012 г. N 755
Изменения в части, касающейся 2013 - 2020 гг., вступают в силу соответственно с 1 января 2013 г., 1 января 2014 г., 1 января 2015 г., 1 января 2016 г., 1 января 2017 г., 1 января 2018 г., 1 января 2019 г., 1 января 2020 г. и подлежат ежегодному уточнению с учетом норм областного закона об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период
Постановление Администрации Смоленской области от 27 сентября 2012 г. N 701
Постановление Администрации Смоленской области от 7 ноября 2011 г. N 718