В целях увеличения производства продовольственной ржи в Смоленской области для обеспечения хлебопекарных организаций высококачественным сырьем, а также формирования рынка конкурентоспособной продукции Администрация Смоленской области постановляет:
Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Развитие производства ржаного хлеба из сырья, произведенного в Смоленской области" на 2013 - 2015 годы (далее также - Программа).
Губернатор |
А.В. Островский |
Долгосрочная областная целевая программа
"Развитие производства ржаного хлеба из сырья, произведенного в Смоленской области" на 2013 - 2015 годы
(утв. постановлением Администрации Смоленской области от 21 сентября 2012 г. N 678)
Паспорт Программы
Наименование Программы |
долгосрочная областная целевая программа "Развитие производства ржаного хлеба из сырья, произведенного в Смоленской области" на 2013 - 2015 годы |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства"; постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1042 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации"; постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" |
Заказчик Программы |
Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию |
Разработчик Программы |
Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию |
Цель и задачи Программы |
целью Программы является увеличение производства продовольственной ржи в Смоленской области для обеспечения хлебопекарных организаций высококачественным сырьем, а также формирования рынка конкурентоспособной продукции. Задачи Программы: - увеличение валового производства и реализации зерна ржи озимой; - техническая и технологическая модернизация производства и переработки продовольственного зерна ржи озимой на хлебопекарные цели |
Целевые показатели Программы |
- расширение посевных площадей ржи озимой с 11,6 тыс. гектаров в 2012 году до 20 тыс. гектаров в 2015 году; - повышение урожайности зерна ржи озимой с 17,9 центнера с гектара в 2012 году до 22,4 центнера с гектара в 2015 году; - увеличение валового сбора зерна ржи озимой с 18,1 тыс. тонн в 2012 году до 35,1 тыс. тонн в 2015 году; - увеличение реализации продовольственного зерна ржи озимой до 21,1 тыс. тонн к 2015 году; - увеличение выручки от реализации продовольственного зерна ржи озимой до 110 млн. рублей в 2015 году; - создание 54 новых рабочих мест: - в 2013 году - 11 рабочих мест; - в 2014 году - 17 рабочих мест; - в 2015 году - 26 рабочих мест |
Сроки и этапы реализации Программы |
сроки реализации Программы - 2013 - 2015 годы. Этапы реализации Программы не выделены |
Объемы и источники финансирования Программы |
общий объем финансирования Программы за счет всех источников финансирования составляет 126 млн. рублей, в том числе: - средства областного бюджета - 21 млн. рублей; - средства внебюджетных источников - 105 млн. рублей, из них: - собственные средства хлебопекарных организаций - 25 млн. рублей; - заемные средства хлебопекарных организаций - 80 млн. рублей |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Хлеб - неотъемлемая часть рациона любого человека. В начале XX века потребление изделий из ржаной муки составляло более 60 процентов. На сегодняшний день этот показатель значительно ниже, около 20 процентов.
Рожь - одна из важнейших продовольственных культур. Так, норма потребления ржаной муки (в процентах от всех злаковых культур) около 30 процентов. Ржаная мука обладает многочисленными полезными свойствами. В ее состав входит необходимая нашему организму аминокислота - лизин, а также клетчатка, марганец, цинк. В ржаной муке на 30 процентов больше железа, чем в пшеничной, а также в 1,5-2 раза больше магния и калия.
Ржаной хлеб содержит 40-45 процентов углеводов и менее калорийный, чем пшеничный. Биологическая ценность ржаного хлеба (по витаминам, аминокислотам) выше, чем пшеничного, однако он хуже усваивается из-за повышенной кислотности (7-12°), защищающей от возникновения плесени и разрушительных процессов.
Употребление ржаного хлеба помогает снизить холестерин в крови, улучшает обмен веществ, работу сердца, помогает предотвратить несколько десятков заболеваний, в том числе и онкологические. К тому же ржаной хлеб обладает меньшей энергетической ценностью и считается диетическим продуктом.
Рациональное питание с постоянным включением ржаного хлеба следует рассматривать как одну из главных составных частей здорового образа жизни, способствующих сохранению здоровья, продлению активного долголетия.
Но в последние годы наблюдается отрицательная динамика производства зерна озимой ржи в Смоленской области, что отражено в таблице 1. Так, в 2011 году посевные площади сократились на 40 процентов к уровню 2008 года, валовой сбор - на 37 процентов, при этом урожайность находилась на низком уровне и составила 17,7 центнера с гектара, рентабельность без учета субсидий - 25,7 процента, что связано с низкой заинтересованностью сельскохозяйственных товаропроизводителей в производстве этой культуры.
Таблица 1
N п/п |
Показатель |
Единица измерения |
Годы |
|||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|||
1. |
Посевная площадь ржи озимой (сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства) |
тыс.га |
14,5 |
11,1 |
8,8 |
8,8 |
2. |
Валовой сбор ржи озимой (сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства) |
тыс. тонн |
24,8 |
20,6 |
9,7 |
15,6 |
3. |
Урожайность |
ц/га |
17,1 |
18,5 |
11 |
17,7 |
Следует отметить, что озимая рожь - высокоурожайная (потенциальная урожайность перспективных сортов составляет 40-50 центнеров с гектара) и низкозатратная культура (себестоимость 1 центнера реализованной ржи - 369,2 рубля, что в 1,7 раза ниже озимой пшеницы), то есть ее возделывание является экономически выгодным (уровень рентабельности достигает 80 - 85 процентов).
Одним из главных преимуществ увеличения производства озимой ржи в Смоленской области является то, что озимая рожь - культура слабокислых почв и поэтому является традиционной в Смоленской области, где 70 процентов почв имеют pH менее 4,5 единицы. В севообороте озимая рожь является оздоровительной культурой и имеет фитосанитарное значение, озимая рожь является хорошим предшественником для картофеля, кукурузы, кормовых корнеплодов и яровых зерновых культур. Поэтому расширение посевных площадей и увеличение валового производства зерна озимой ржи, а также повышение выхода готовой продукции являются актуальными.
Таким образом, разработка и реализация долгосрочной областной целевой программы "Развитие производства ржаного хлеба из сырья, произведенного в Смоленской области" на 2013 - 2015 годы обусловлены необходимостью увеличения производства ржаного хлеба из сырья, произведенного в Смоленской области, в целях обеспечения предприятий качественным конкурентоспособным сырьем.
Для развития производства озимой ржи Смоленской области необходимо обеспечить достаточный уровень государственной поддержки этой отрасли. При этом государственная поддержка должна осуществляться по программно-целевому принципу, преимущественно в виде предоставления субсидий.
Без использования программно-целевого метода указанные проблемы развития производства озимой ржи в Смоленской области будут усугубляться и могут привести к потере данной культуры.
2. Цель, задачи и целевые показатели Программы
Целью Программы является увеличение производства продовольственной ржи в Смоленской области для обеспечения хлебопекарных организаций высококачественным сырьем, а также формирования рынка конкурентоспособной продукции.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
- увеличение валового производства и реализации зерна ржи озимой;
- техническая и технологическая модернизация производства и переработки продовольственного зерна ржи озимой на хлебопекарные цели.
Решение поставленных задач позволит создать условия для стабильного и эффективного функционирования отрасли производства продовольственной ржи в Смоленской области для обеспечения предприятий высококачественным зерном продовольственной ржи.
Целевые показатели эффективности реализации Программы приведены в таблице 2.
Таблица 2
N п/п |
Наименование качественных показателей эффективности реализации Программы |
Единица измерения |
Годы |
||||
2012 (год, предшествующий году начала реализации Программы) |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 (год, следующий за годом окончания реализации Программы) |
|||
1. |
Посевная площадь ржи озимой |
тыс. гектар |
11,6 |
14 |
18,8 |
20 |
21 |
2. |
Урожайность зерна ржи озимой |
центнер/гектар |
17,9 |
19,3 |
21,8 |
22,4 |
22,5 |
3. |
Валовой сбор зерна ржи озимой |
тыс. тонн |
18,1 |
24,7 |
30,6 |
35,1 |
47,2 |
4. |
Реализация продовольственного зерна ржи озимой |
тыс. тонн |
7,1 |
13,6 |
17,8 |
21,1 |
22,1 |
5. |
Выручка от реализации продовольственного зерна ржи озимой |
млн. рублей |
32 |
64,9 |
90,5 |
110 |
121 |
6. |
Создание новых рабочих мест |
рабочих мест |
5 |
11 |
17 |
26 |
30 |
3. Перечень программных мероприятий
Перечень программных мероприятий представлен в приложении к Программе.
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств областного бюджета и средств внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Программы за счет средств всех источников финансирования составляет 126 млн. рублей, в том числе:
- в 2013 году - 62 млн. рублей;
- в 2014 году - 37 млн. рублей;
- в 2015 году - 27 млн. рублей.
Из общего объема финансирования Программы средства областного бюджета составляют 21 млн. рублей, в том числе:
- в 2013 году - 7 млн. рублей;
- в 2014 году - 7 млн. рублей;
- в 2015 году - 7 млн. рублей.
Объем средств внебюджетных источников составляет 105 млн. рублей, из них собственные средства хлебопекарных организаций - 25 млн. рублей, заемные средства хлебопекарных организаций - 80 млн. рублей, в том числе:
- в 2013 году - 55 млн. рублей, из них собственные средства хлебопекарных организаций - 25 млн. рублей, заемные средства хлебопекарных организаций - 30 млн. рублей;
- в 2014 году - 30 млн. рублей, из них заемные средства хлебопекарных организаций - 30 млн. рублей;
- в 2015 году - 20 млн. рублей, из них заемные средства хлебопекарных организаций - 20 млн. рублей.
Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета подлежат ежегодному уточнению с учетом норм областного закона об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, предусматривающих средства на реализацию Программы.
Для финансирования мероприятий Программы предполагается привлечь средства федерального бюджета. Финансирование мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета в 2013-2015 годах будет осуществляться в соответствии с ежегодно заключаемыми между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Администрацией Смоленской области соглашениями.
Государственная поддержка развития производства ржаного хлеба с 2013 года будет предоставляться в рамках реализации мероприятия "Поддержка экономически значимых программ субъектов Российской Федерации в области растениеводства" подпрограммы "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717.
5. Механизм реализации Программы
Заказчик Программы является ответственным за обеспечение ее реализации, которая осуществляется посредством применения оптимальных методов управления процессом реализации Программы исходя из ее содержания.
Исполнителем мероприятий Программы является Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию.
Выполнение программных мероприятий организовывается на основании следующих нормативных правовых актов:
- Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства";
- постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1042 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации";
- постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы".
Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию осуществляет контроль за эффективностью использования средств, выделяемых на реализацию программных мероприятий, в период всего срока реализации Программы, сбор и систематизацию информации по реализации программных мероприятий, представляет отчеты о ходе реализации Программы в уполномоченный орган исполнительной власти Смоленской области в сфере экономического развития, инвестиций, внешнеэкономической деятельности и предпринимательства Смоленской области.
В ходе реализации Программы возможны риски, которые не позволят достичь поставленной цели, окажут влияние на решение поставленных задач и достижение предусмотренных в ней конечных результатов.
К основным из них можно отнести:
- макроэкономические риски, в том числе рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические средства, потребляемые в отрасли, что ограничивает возможности значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществлять инновационные проекты, переход к новым ресурсосберегающим технологиям, обеспечивающим рост эффективности производственно-финансовой деятельности;
- внешнеторговые риски, связанные с изменением конъюнктуры мирового рынка продовольствия и возникающими в связи с этим ценовыми колебаниями;
- природные риски, связанные с размещением большей части сельскохозяйственного производства в зонах рискованного земледелия, что приводит к существенным потерям объемов производства, ухудшению ценовой ситуации и снижению доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- риски в сфере сбыта продукции.
В целях снижения негативного влияния указанных рисков на достижение предусмотренных Программой результатов будет:
- проводиться мониторинг реализации программных мероприятий в рамках реализации постановления Администрации Смоленской области от 21.04.2008 N 248 "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации долгосрочных областных целевых программ";
- реализовываться мероприятие Программы "Проведение мониторинга среди сельскохозяйственных товаропроизводителей Смоленской области, занимающихся возделыванием ржи озимой, хлебопекарных организаций, расположенных на территории Смоленской области, на предмет оценки эффективности программных мероприятий";
- осуществляться финансирование программных мероприятий в предусмотренных Программой объемах.
Приложение
к долгосрочной областной целевой
программе "Развитие производства
ржаного хлеба из сырья,
произведенного в Смоленской
области" на 2013 - 2015 годы
Перечень программных мероприятий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Смоленской области от 21 сентября 2012 г. N 678 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Развитие производства ржаного хлеба из сырья, произведенного в Смоленской области" на 2013 - 2015 годы"
Текст постановления опубликован в Вестнике Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области от 10 декабря 2012 г. N 12 (часть II)
Постановлением Администрации Смоленской области от 27 декабря 2013 г. N 1170 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Смоленской области от 24 октября 2013 г. N 827
Постановление Администрации Смоленской области от 30 апреля 2013 г. N 343
Постановление Администрации Смоленской области от 17 января 2013 г. N 5