В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", от 15.04.2002 N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", в целях предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов на территории Смоленской области, защиты населения и окружающей природной среды от их вредного воздействия Администрация Смоленской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Смоленской области.
2. Департаменту Смоленской области по природным ресурсам и экологии (Р.А. Захаров) создать реестр загрязненных нефтью и нефтепродуктами территорий и водных объектов Смоленской области с целью определения размеров ущерба и потенциальной опасности этих загрязнений для населения и окружающей природной среды.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области и организациям всех форм собственности, осуществляющим переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов на территории Смоленской области, организовать разработку (провести корректировку (переработку)) планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
4. Признать утратившим силу постановление Главы администрации Смоленской области от 19.03.2001 N 161 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Смоленской области - начальника Департамента Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Ю.Н. Пучкова.
Губернатор |
А.В. Островский |
Требования
к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Смоленской области
(утв. постановлением Администрации Смоленской области от 8 октября 2014 г. N 696)
1. Настоящие требования определяют порядок разработки, корректировки (переработки) планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Смоленской области (далее - планы) и соответствующих им календарных планов оперативных мероприятий при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов (далее - календарные планы).
2. Зоной действия плана является территория, граница которой соответствует максимально возможной площади загрязнения нефтепродуктом, с учетом неблагоприятных гидрометеорологических условий, времени года, суток, рельефа местности, экологических особенностей и характера использования территорий (акваторий).
В пределах зоны действия плана организация, осуществляющая переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов на территории Смоленской области (далее - организация), обязана обеспечить ликвидацию разлива нефтепродуктов независимо от источника, времени разлива и места последующего нахождения разлитых нефти и нефтепродуктов.
3. Силы и средства других организаций, осуществляющих свою деятельность в данной сфере, могут привлекаться к выполнению работ по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов на договорной основе.
4. Планы разрабатываются, перерабатываются (корректируются) с учетом максимально возможного объема разлившихся нефти и нефтепродуктов, который определяется для следующих объектов:
автоцистерна - 100 процентов объема;
железнодорожный состав - 50 процентов общего объема цистерн в железнодорожном составе;
трубопровод при порыве - 25 процентов максимального объема прокачки в течение 6 часов и объем нефти между запорными задвижками на порванном участке трубопровода;
трубопровод при проколе - 2 процента максимального объема прокачки в течение 14 дней;
стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов - 100 процентов объема максимальной емкости одного объекта хранения.
5. В соответствии с классификацией чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов (далее - ЧС(Н)), организации разрабатывают планы, соответствующие уровню возможной ЧС(Н): локального, муниципального, территориального, регионального и федерального значения, а также календарные планы для нижестоящих уровней возможных ЧС(Н), вплоть до объектового уровня, которые используются при составлении соответствующих планов в Смоленской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее звеньях, плана Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Администрации Смоленской области (далее - КЧС и ОПБ при Администрации Смоленской области), а также непосредственно в организациях при реагировании на указанные чрезвычайные ситуации.
6. Планы и календарные планы организаций для локального, муниципального и территориального уровня возможных ЧС(Н) утверждаются их руководителями и "Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Смоленской области" (далее - "Главное управление МЧС России по Смоленской области") по согласованию с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.
7. Планы организаций для регионального уровня возможных ЧС(Н) утверждаются их руководителями, федеральным органом исполнительной власти по ведомственной принадлежности и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Смоленской области (далее - МЧС России) по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Центральным региональным центром МЧС России. Календарные планы организаций для регионального уровня возможных ЧС(Н) утверждаются их руководителями и Центральным региональным центром МЧС России по согласованию с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.
8. Планы организаций для федерального уровня возможных ЧС(Н) согласовываются с Центральным региональным центром МЧС России, соответствующими федеральными органами исполнительной власти и утверждаются их руководителями, федеральным органом исполнительной власти по ведомственной принадлежности и МЧС России.
9. КЧС и ОПБ при Администрации Смоленской области разрабатывает план Смоленской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Смоленская ТПРСЧС) на основании планов органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, планов и календарных планов организаций территориального уровня, а также соответствующих планов звеньев функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
План Смоленской ТПРСЧС согласовывается с Центральным региональным центром МЧС России, соответствующими федеральными органами исполнительной власти и утверждается председателем КЧС и ОПБ при Администрации Смоленской области и МЧС России.
10. Планом должны предусматриваться:
прогнозирование возможных разливов нефти и нефтепродуктов;
количество сил и средств, достаточное для ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов (далее - силы и средства), соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации и необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований;
организация взаимодействия сил и средств;
состав и дислокация сил и средств;
организация управления, связи и оповещения;
порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств с указанием организаций, которые несут ответственность за их поддержание в установленной степени готовности;
система взаимного обмена информацией между организациями - участниками ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
первоочередные действия при получении сигнала о чрезвычайной ситуации;
географические, навигационно-гидрографические, гидрометеорологические и другие особенности района разлива нефти и нефтепродуктов, которые учитываются при организации и проведении операции по его ликвидации;
обеспечение безопасности населения и оказание медицинской помощи;
график проведения операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
11. При расчете необходимого количества сил и средств должны учитываться:
максимально возможный объем разлившихся нефти и нефтепродуктов;
площадь разлива;
год ввода в действие и год последнего капитального ремонта объекта;
максимальный объем нефти и нефтепродуктов на объекте;
физико-химические свойства нефти и нефтепродуктов;
влияние места расположения объекта на скорость распространения нефти и нефтепродуктов с учетом возможности их попадания в морские и речные акватории, во внутренние водоемы;
гидрометеорологические, гидрогеологические и другие условия в месте расположения объекта;
возможности имеющихся на объекте сил и средств, а также профессиональных аварийно-спасательных формирований, дислоцированных в регионе (при условии их письменного согласия на участие в ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов);
наличие полигонов по перевалке, хранению и переработке нефтяных отходов;
транспортная инфраструктура в районе возможного разлива нефти и нефтепродуктов;
время доставки сил и средств к месту чрезвычайной ситуации;
время локализации разлива нефти и нефтепродуктов, которое не должно превышать 4 часов при разливе в акватории и 6 часов - при разливе на почве.
12. План разрабатывается в соответствии со структурой, установленной приказом МЧС России от 28.12.2004 N 621 "Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации".
Корректировка (переработка) планов осуществляется при изменении исходных данных, влияющих на уровень и организацию реагирования на ЧС(Н), с уведомлением органов исполнительной власти, утвердивших планы.
13. При угрозе или возникновении ЧС(Н) доклады (сообщения) должны немедленно представляться в единую дежурно-диспетчерскую службу соответствующего муниципального образования Смоленской области, федеральное казенное учреждение "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Смоленской области", Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии и информационный центр смоленского областного государственного бюджетного учреждения "Пожарно-спасательный центр".
В информации о разливе нефти и нефтепродуктов указываются:
дата и время (местное);
местонахождение разлива, источник и причина разлива (выброс из скважины, столкновение транспортных средств, порыв трубопровода, разрыв емкости и т.п.);
предполагаемый объем разлива и состояние источника (перекрыт или истечение продолжается);
возможный тип и характеристики продукта (плотность, вязкость и температура потери текучести);
описание площади разлива, включая направление его движения, длину, ширину, и предполагаемое значение разлива нефти и нефтепродуктов по установленной классификации;
гидрометеорологические условия в районе разлива нефти и нефтепродуктов;
для промышленных площадок: попадание или угроза попадания на сопредельные территории;
для акваторий: скорость распространения и направление дрейфа пятна нефти и нефтепродуктов, вероятность загрязнения береговой линии;
попадание или угроза попадания в поверхностные или подземные воды;
действия, предпринятые для устранения источника и локализации разлива нефти и нефтепродуктов;
наличие пострадавших и вероятность загрязнения населенных пунктов, береговой линии, объектов жизнеобеспечения населения, окружающих природных и промышленных объектов;
необходимость в дополнительных средствах для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
установочные данные источника первичной информации о разливе нефти и нефтепродуктов;
дополнительная информация о разливе нефти и нефтепродуктов, его локализации и ликвидации.
14. Отчет о проведении работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должен содержать следующие сведения:
причина и обстоятельства разливов нефти и нефтепродуктов;
описание и оценка действий органов управления при устранении источника утечки, локализации и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов;
оценка эффективности сил и специальных технических средств, применяемых в ходе работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
затраты на проведение работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая расходы на локализацию, сбор, утилизацию нефти и нефтепродуктов и последующую реабилитацию территории;
расходы на возмещение (компенсацию) ущерба, нанесенного водным биологическим ресурсам;
уровень остаточного загрязнения территорий (акваторий) после выполнения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
состояние технологического оборудования организации, наличие предписаний надзорных органов об устранении недостатков его технического состояния, нарушений норм и правил промышленной безопасности;
предложения по дополнительному оснащению формирований (подразделений) организации и профессиональных аварийно-спасательных формирований (служб).
Указанный отчет с приложением к нему необходимых карт (планов), расчетов, графиков, других справочных материалов хранится в соответствующих комиссиях по чрезвычайным ситуациям не менее пяти лет.
15. В целях отработки планов федерального и регионального уровней проводятся комплексные учения или командно-штабные тренировки не реже одного раза в 2 года.
Порядок и периодичность проверки готовности сил и средств, привлекаемых для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов локального, местного и территориального значения, определяется КЧС и ОПБ при Администрации Смоленской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утвержден порядок разработки, корректировки (переработки) планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Смоленской области и соответствующих им календарных планов оперативных мероприятий при угрозе или возникновении ЧС, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов.
Зоной действия плана является территория, граница которой соответствует максимально возможной площади загрязнения нефтепродуктом, с учетом неблагоприятных гидрометеорологических условий, времени года, суток, рельефа местности, экологических особенностей и характера использования территорий (акваторий).
В пределах зоны действия плана организация, осуществляющая переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов, обязана обеспечить ликвидацию разлива нефтепродуктов независимо от источника, времени разлива и места последующего нахождения разлитых нефти и нефтепродуктов.
Планы разрабатываются, перерабатываются (корректируются) с учетом максимально возможного объема разлившихся нефти и нефтепродуктов, который определяется для следующих объектов:
автоцистерна - 100% объема;
железнодорожный состав - 50% общего объема цистерн в железнодорожном составе;
трубопровод при порыве - 25% максимального объема прокачки в течение 6 часов и объем нефти между запорными задвижками на порванном участке трубопровода и т.д.
Постановление Администрации Смоленской области от 8 октября 2014 г. N 696 "Об утверждении требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Смоленской области"
Текст постановления опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 9 октября 2014 г.