Администрация Смоленской области постановляет:
Утвердить прилагаемую региональную программу "Организация кадрового обеспечения системы здравоохранения Смоленской области" на 2013-2017 годы (далее также - Программа).
Губернатор |
А.В. Островский |
Региональная программа
"Организация кадрового обеспечения системы здравоохранения Смоленской области" на 2013-2017 годы
(утв. постановлением Администрации Смоленской области от 29 апреля 2013 г. N 316)
Паспорт программы
Наименование Программы |
"Организация кадрового обеспечения системы здравоохранения Смоленской области" на 2013-2017 годы |
Наименование ответственного исполнителя Программы |
Департамент Смоленской области по здравоохранению |
Наименование исполнителей мероприятий Программы |
Департамент Смоленской области по здравоохранению; областные государственные учреждения здравоохранения; областные государственные бюджетные образовательные учреждения среднего профессионального образования, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Департамент Смоленской области по здравоохранению (далее - областные государственные образовательные учреждения здравоохранения); Департамент Смоленской области по социальному развитию; Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию; органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (по согласованию) |
Цель (цели) Программы |
создание условий для привлечения и закрепления медицинских кадров для работы в областных государственных учреждениях здравоохранения |
Целевые показатели Программы |
- доведение количества выпускников высших учебных заведений (далее также - вузы), прибывших на работу в областные государственные учреждения здравоохранения по договорам (контрактам), до 33 человек в год; - выполнение плана подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников областных государственных учреждений здравоохранения и областных государственных образовательных учреждений здравоохранения на 99,9 процента |
Задачи Программы |
- улучшение кадрового обеспечения областных государственных учреждений здравоохранения и областных государственных образовательных учреждений здравоохранения; - организация кадрового обеспечения областных государственных учреждений здравоохранения специалистами со средним медицинским и фармацевтическим образованием; - формирование благоприятных условий для занятости медицинских работников; - обеспечение жильем молодых семей работников областных государственных учреждений здравоохранения |
Показатели задач Программы |
- увеличение количества студентов медицинских вузов, обучающихся по целевому договору (контракту), с 31 до 65 человек; - увеличение количества врачей, обучающихся в целевой клинической ординатуре, с 6 до 10 человек ежегодно; - выполнение задания (контрольных цифр) приема студентов, зачисленных для обучения в областные государственные образовательные учреждения здравоохранения по программам среднего профессионального образования, на 100 процентов; - организация и проведение конкурсов на звание "Лучший врач" и "Лучший средний медицинский работник" - 2 ежегодно; - выплата единовременного денежного пособия отдельным категориям работников областных государственных учреждений здравоохранения в количестве не менее 235 человек; - обеспечение жильем молодых семей работников областных государственных учреждений здравоохранения - не менее 20 процентов от числа нуждающихся |
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
Формирование трудовых ресурсов для здравоохранения Смоленской области проходит в напряженных условиях, поскольку выбывший медицинский персонал не компенсируется притоком молодых специалистов. В этой связи усиливается роль целевой подготовки специалистов, а также изыскание иных источников пополнения трудовых ресурсов, предполагающих привлечение кадров из других регионов Российской Федерации, подготовку медицинского персонала и повышение эффективности его использования.
Отмена системы государственного распределения выпускников образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, отсутствие экономической заинтересованности, неудовлетворенность социально-бытовыми условиями привели к оттоку квалифицированных медицинских кадров, причем их отток происходит как из учреждений государственной системы здравоохранения, так и из медицины вообще.
Существующая проблема требует системного подхода, создания правовых, организационных и экономических условий, обеспечивающих комплексное развитие трудовых ресурсов с учетом процессов модернизации здравоохранения, социально-экономического развития региона, динамики развития рынка труда и демографической ситуации в Смоленской области.
Настоящей Программой предусмотрены мероприятия по привлечению и закреплению медицинских кадров для работы в областных государственных учреждениях здравоохранения.
Разработка Программы проводится в рамках реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" в целях принятия дифференцированных мер социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь, медицинских работников, имеющих особо востребованные специальности, и поэтапное устранение дефицита медицинских кадров.
Проблема кадрового обеспечения системы здравоохранения Смоленской области является типичной проблемой отрасли в Центральном федеральном округе. Основные врачебные кадры сконцентрированы в г. Смоленске и других городах Смоленской области.
В 2012 году в практическом здравоохранении Смоленской области работало 3 947 врачей и 8 243 человека среднего медицинского персонала (таблица 1).
Таблица 1
Сведения
о медицинском персонале, работающем в областных государственных учреждениях здравоохранения в 2009-2011 годах
N п/п |
Наименование показателя |
Врачи |
Средний медицинский персонал |
||||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
||
1. |
Количество |
3 985 |
3 946 |
3 947 |
8 533 |
8 432 |
8 243 |
2. |
Обеспеченность на 10 000 населения |
40,9 |
40,8 |
40,2 |
87,6 |
87,3 |
83,9 |
3. |
Укомплектованность по штатному расписанию |
89,4 |
89,1 |
87,8 |
94,4 |
94,1 |
92,1 |
Процент притока врачей в 2011 году составил +0,03 процента (впервые за многие годы зафиксирован приток врачебных кадров), процент оттока среднего медицинского персонала - 2,24 процента от их общего числа, что превышает показатель 2010 года в 1,9 раза.
Обеспеченность населения Смоленской области врачами в последние годы продолжает снижаться, в 2011 году она составила 40,2 на 10 тыс. населения (в 2010 году - 40,8), что ниже среднероссийского показателя (44,1). Это связано с общей убылью населения Смоленской области (с 987,8 тыс. человек в 2010 году до 981,7 тыс. человек в 2011 году).
Укомплектованность областных государственных учреждений здравоохранения врачебными кадрами в 2011 году с учетом совместительства составила 87,8 процента (2010 году - 89,9 процента), что ниже, чем в целом по Российской Федерации (92 процента), без учета совместительства - 62,7 процента.
В ряде муниципальных образований Смоленской области укомплектованность врачебными кадрами ниже 50 процентов. В муниципальном образовании "Темкинский район" Смоленской области - 28 процентов, в муниципальном образовании "Холм-Жирковский район" Смоленской области - 43,9 процента, в муниципальном образовании "Велижский район" - 43,8 процента, в муниципальном образовании "Новодугинский район" Смоленской области - 41,7 процента.
Коэффициент совместительства врачей в 2011 году в среднем по Смоленской области составил 1,4, что ниже, чем в целом по Российской Федерации (1,5). Это свидетельствует как о недостаточном количестве врачей особо востребованных специальностей, так и о высокой интенсивности их труда. Кроме того, совмещение в ряде случаев обусловлено стремлением компенсировать недостаточный уровень заработной платы за счет более высокой нагрузки.
Таким образом, несмотря на то, что обеспеченность населения Смоленской области врачами в целом не на много ниже, чем в среднем по Российской Федерации, в областных государственных учреждениях здравоохранения из-за низкого уровня заработной платы и высокого уровня совместительства имеется дефицит врачей особо востребованных специальностей, относящихся к "труднокомплектуемым" врачебным специальностям (врачи клинической лабораторной диагностики, функциональной диагностики, анестезиологи-реаниматологи, рентгенологи, неврологи, детские хирурги и др.).
Продолжает иметь место текучесть врачебных кадров. В 2011 году из областных государственных учреждений здравоохранения уволилось 594 врача, прибыло всего 630 врачей, из них всего 109 (17,3 процента) - молодые специалисты. Таким образом, реально в областные государственные учреждения здравоохранения были привлечены 36 врачей.
Географическая близость к столичному региону усугубляет ситуацию. Высококвалифицированные специалисты уходят из областных государственных учреждений здравоохранения туда, где выше материальное обеспечение и социальная защищенность.
Анализ вакантных должностей врачебного персонала по состоянию на 01.10.2012 показывает, что более шестисот вакантных должности врачей остаются незаполненными, причем, порядка 10 процентов вакансий приходятся на областные государственные учреждения здравоохранения, расположенные в сельской местности (таблица 2).
Таблица 2
Перечень
наиболее дефицитных врачебных специальностей и необходимое количество специалистов по состоянию на 01.10.2012
N п/п |
Наименование специальности |
Количество вакантных должностей в областных государственных учреждениях здравоохранения |
1. |
Акушерство и гинекология |
26 |
2. |
Анестезиология и реаниматология |
42 |
3. |
Кардиология |
16 |
4. |
Клиническая лабораторная диагностика |
29 |
5. |
Неврология |
34 |
6. |
Офтальмология |
16 |
7. |
Педиатрия (в том числе врач - педиатр-участковый) |
29 (8) |
8. |
Психиатрия |
15 |
9. |
Психиатрия-наркология |
15 |
10. |
Рентгенология |
44 |
11. |
Скорая медицинская помощь |
57 |
12. |
Стоматология общей практики |
16 |
13. |
Терапия (в том числе врач-терапевт участковый) |
68 (29) |
14. |
Фтизиатрия |
13 |
15. |
Хирургия |
29 |
По данным Федерального регистра медицинских работников по Смоленской области (далее - ФРМР), в регионе происходит процесс "старения" медицинских кадров. Число работающих медицинских работников - пенсионеров в 2011 году составило 5 704 человека, в том числе в связи с наступившим пенсионным возрастом (60 лет и старше) - 2 658 человек (таблица 3).
Таблица 3
Сведения
о пенсионерах, работающих в областных государственных учреждениях здравоохранения, за 2011 год
Категория медицинских работников |
Общее число медицинских работников |
Медицинские работники, достигшие пенсионного возраста |
|
Количество |
Доля от общего числа медицинских работников |
||
Врачи |
3 947 |
1 040 |
26,3% |
Средние медицинские работники |
8 243 |
1 618 |
19,6% |
По данным ФРМР, был проведен анализ возрастных групп врачей как по специальностям, так и по областным государственным учреждениям здравоохранения. В областных государственных учреждениях здравоохранения трудится свыше 17 процентов врачей старше пенсионного возраста и почти столько же врачей в возрасте до 35 лет (таблица 4).
Таблица 4
Сведения
о распределении врачей по возрастным группам в 2011 году
Наименование показателя |
Возрастные группы врачей |
|||||||||||
до 24 лет |
25-29 лет |
30-34 лет |
35-39 лет |
40-44 лет |
45-49 лет |
50-54 лет |
55-59 лет |
60-64 лет |
65-69 лет |
70 лет и старше |
||
Доля от общего числа врачей (%) |
0,78 |
7,79 |
8,27 |
10,65 |
11,38 |
13,71 |
16,06 |
13,5 |
10,98 |
3,26 |
3,61 |
По данным ФРМР, "критичными" по возрасту (от 35 лет и старше) являются следующие врачебные специальности: "генетика", "гигиеническое воспитание" (от 40 лет и старше), "мануальная терапия" и "рефлексотерапия" (от 35 лет и старше), "сурдология-оториноларингология" (от 55 лет и старше), "токсикология" (от 50 лет и старше), "торакальная хирургия" (от 55 лет и старше), "эпидемиология" (от 45 лет и старше).
Наиболее "старыми" врачебными специальностями, в которых доля врачей, достигших 70 лет и старше (более 10 процентов от общего числа врачей), являются: "гигиеническое воспитание" - 33,3 процента, "эпидемиология" - 18,2 процента, "фтизиатрия" - 15,7 процента, "мануальная терапия" - 14,3 процента. Кроме того, во всех врачебных специальностях существуют "возрастные провалы", то есть нехватка специалистов в возрасте до 24 лет, от 25 до 29 лет и от 30 до 34 лет.
Наиболее остро проблема нехватки врачебных кадров сказывается на селе. Из двадцати семи муниципальных образований Смоленской области всего пять отнесены к сельской местности. Доля врачей, работающих в сельской местности, от общего числа врачей в 2011 году составила 7,85 процента (по Российской Федерации - 7,4 процента), средних медицинских работников - 15,4 процента.
Областные государственные учреждения здравоохранения испытывают кадровый дефицит, поскольку доля врачей в них в возрасте до 40 лет ниже 30 процентов от общего числа врачей, а доля врачей в возрасте старше 50 лет около 77 процентов. Наиболее критичная ситуация с кадровым обеспечением сложилась в таких муниципальных образованиях, как "Глинковский район" Смоленской области, "Починковский район" Смоленской области, "Сафоновский район" Смоленской области, "Угранский район" Смоленской области, где доля врачей в возрасте до 40 лет либо равна нулю, либо не достигает 10 процентов от общего числа врачей. В 2011 году в областные государственные учреждения здравоохранения, расположенные в сельской местности, прибыло 10 врачей в возрасте до 35 лет и всего 4 средних медицинских работника.
В соответствии с методикой расчета потребности в медицинских кадрах (письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.08.2012 N 16-1/10/2-1891) количество недостающих врачей в областных государственных учреждениях здравоохранения составляет 1 355 человек, в том числе в стационаре - 674, с учетом коэффициента совместительства 1,3 - 1 042 человека, в стационаре - 518. Количество недостающих средних медицинских работников составляет 3 717 человек, в том числе в стационаре - 2 213 человек, с учетом коэффициента совместительства 1,5 - 2 478 человек, в стационаре 1 475 человек.
Снижается показатель обеспеченности населения Смоленской области средним медицинским персоналом с 87,3 в 2010 году до 83,9 в 2011 году (по Российской Федерации - 93,6) и это напрямую зависит от снижения общей численности среднего медицинского персонала, уменьшается число акушерок, фельдшеров, лаборантов.
Показатель укомплектованности областных государственных учреждений здравоохранения средним медицинским персоналом с учетом совместительства в 2011 году составил 92,05 процента (по Российской Федерации - 96,1 процента) (произошло снижение показателя по отношению к 2010 году - 94,1 процента, без учета совместительства - 69,62 процента).
Дефицитными являются специальности, по которым имеется наибольшее количество вакантных должностей в областных государственных учреждениях здравоохранения:
- "акушерское дело" - 21;
- "лабораторная диагностика" - 56,5;
- "лечебное дело" - 74,5;
- "рентгенология" - 26,5;
- "сестринское дело" - 203,5;
- "анестезиология и реаниматология" - 28;
- "скорая и неотложная помощь" - 30.
Опережение снижения численности среднего медицинского персонала по сравнению со снижением численности врачей привело к изменению соотношения числа врачей к числу среднего медицинского персонала, которое составило в Смоленской области 1:2,1, при оптимальном соотношении 1:2,76, что не позволяет рационально использовать рабочее время и квалификацию врача (по Российской Федерации: в учреждениях здравоохранения федерального подчинения - 1:2,2, в учреждениях здравоохранения, подведомственных субъектам Российской Федерации, - 1:2,2).
Подготовка медицинских и фармацевтических кадров для здравоохранения Смоленской области осуществляется в медицинских вузах, в частности, государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Смоленская государственная медицинская академия" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее также - СГМА), в областном государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования "Смоленский базовый медицинский колледж", областном государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования "Вяземский медицинский колледж", областном государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования "Рославльский медицинский техникум".
Получение специальности врача проходит в три этапа: получение диплома о высшем медицинском или фармацевтическом образовании, затем последующее обучение в интернатуре, клинической ординатуре, позднее - повышение квалификации (профессиональная переподготовка) в учреждениях системы дополнительного образования.
Ежегодно от 32 до 35 абитуриентов поступают в СГМА по целевым направлениям областных государственных учреждений здравоохранения. Анализ эффективности целевой подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием показал, что процент возврата специалистов в областные государственные учреждения здравоохранения, выдавшие целевые направления, составляет от 23,3 процента до 33,8 процента.
Кроме того, на базе СГМА ежегодно обучаются от 13 до 17 врачей-ординаторов, получающих стипендию в размере 5 400 рублей из средств областного бюджета. Дальнейшее трудоустройство этих специалистов в областные государственные учреждения здравоохранения проводится согласно договорам, заключенным Департаментом Смоленской области по здравоохранению со специалистами (далее - договоры), предусматривающим отработку в областном государственном учреждении здравоохранения не менее 3 лет. В 2013 году размер стипендии увеличен до 6 367 рублей.
Департамент Смоленской области по здравоохранению (далее также - Департамент) контролирует исполнение обязательств по договорам, предусматривающим отработку 3 лет врачами-интернами и врачами-ординаторами, обучавшимися за счет средств федерального и областного бюджетов по направлениям, выданным Департаментом. Эффективность указанной подготовки составляет 81,8 процента.
В 2011 году увеличилось количество трудоустроенных молодых специалистов: более трети молодых врачей и половина выпускников областных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования пополнили ряды работников областных государственных учреждений здравоохранения (таблицы 5, 6).
Таблица 5
Сведения
о трудоустройстве выпускников СГМА, обучавшихся за счет средств федерального бюджета в 2009-2011 годах
Годы |
Закончили обучение (чел.) |
Трудоустроено в Смоленской области |
|
Количество (чел.) |
Доля от общего числа (%) |
||
2009 |
296 |
69 |
23,3 |
2010 |
299 |
86 |
28,8 |
2011 |
322 |
109 |
33,8 |
Таблица 6
Сведения
о трудоустройстве выпускников областных государственных бюджетных образовательных учреждений среднего профессионального образования, обучавшихся за счет средств федерального бюджета в 2009-2011 годах
Годы |
Закончили обучение (чел.) |
Трудоустроено в Смоленской области |
|
Количество (чел.) |
Доля от общего числа (%) |
||
2009 |
292 |
127 |
43,5 |
2010 |
281 |
108 |
38,4 |
2011 |
193 |
103 |
53,4 |
Важным фактором являются меры социальной поддержки, реализуемые на территории Смоленской области, такие, как выплата стипендии Губернатора Смоленской области в размере 2 500 рублей, которую в течение четырех лет получили 28 студентов СГМА; выплата единовременного денежного пособия в размере 200 000 рублей молодым специалистам, заключившим трудовые договоры с областным государственным учреждением здравоохранения на срок не менее трех лет, которое за два года получили 66 молодых специалистов; выплата единовременной компенсационной выплаты молодым врачам, заключившим договоры на работу на срок не менее 5 лет с областным государственным учреждением здравоохранения, расположенным в сельской местности.
В соответствии с постановлением Администрации Смоленской области от 30.01.2013 N 33 "О дополнительной мере социальной поддержки отдельных категорий работников областных государственных учреждений здравоохранения в 2013 году" предусмотрена дополнительная мера социальной поддержки отдельных категорий работников областных государственных учреждений здравоохранения в виде единовременного денежного пособия:
- в размере 200 000 рублей - для отдельных категорий работников областных государственных учреждений здравоохранения, расположенных на территориях городских округов Смоленской области, городских поселений Смоленской области (за исключением работников областных государственных учреждений здравоохранения, расположенных на территориях городских округов Смоленской области, работающих в должностях медицинских физиков и экспертов-физиков по контролю за источниками ионизирующих и неионизирующих излучений);
- в размере 500 000 рублей:
- для отдельных категорий работников областных государственных учреждений здравоохранения, расположенных на территориях сельских поселений Смоленской области;
- для отдельных категорий работников областных государственных учреждений здравоохранения, расположенных на территориях городских округов Смоленской области, работающих в должностях медицинских физиков и экспертов-физиков по контролю за источниками ионизирующих и неионизирующих излучений.
Планируется заключить договоры с 45 молодыми специалистами, в том числе с 3 - на работу в сельскую местность, а также с одним медицинским физиком.
С целью популяризации и повышения престижа профессии медицинских работников проводятся конкурсы на звание "Лучший врач года" и "Лучший средний медработник года", победители которых награждаются ценными призами. Объем финансирования указанных мероприятий - 500 тыс. рублей ежегодно.
В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации каждый медицинский работник обязан повышать квалификацию не реже 1 раза в 5 лет в объеме не менее 144 часов.
Кроме того, ужесточение лицензионных требований обязывает врачей, имеющих право на выписку листков временной нетрудоспособности, пройти обучение по вопросам клинико-экспертной работы в объеме не менее 72 часов.
Планируемые объемы подготовки врачей и средних медицинских работников областных государственных учреждений здравоохранения по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки на 2013-2017 годы приведены в приложениях N 1, 2 к настоящей Программе в соответствии с утвержденным планом мероприятий Департамента Смоленской области по здравоохранению и государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Смоленская государственная медицинская академия" Министерства здравоохранения Российской Федерации по подготовке, повышению квалификации и оценке уровня квалификации медицинских и фармацевтических работников, кроме того, проводится мониторинг (анализ) кадрового состава областных государственных учреждений здравоохранения: по специальностям; на соответствие профессионального образования; на соответствие занимаемой должности Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 года N 415н (далее также - Квалификационные требования), а также требованиям Квалификационных характеристик должностей работников в сфере здравоохранения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 года N 541н (далее также - Квалификационные характеристики); на наличие у медработников более одного сертификата специалиста. Данные мониторинга могут быть использованы при проведении реструктуризации сети областных государственных учреждений здравоохранения. При выявлении несоответствия у указанных работников уровня квалификации Квалификационным характеристикам и Квалификационным требованиям в 2013-2014 годах будут проводиться корректировка планов повышения квалификации и обучение медицинских и фармацевтических работников областных государственных учреждений здравоохранения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в соответствии с Порядком и сроками совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.08.2012 N 66н. К проведению указанного мониторинга в рамках развития партнерских отношений с общественными организациями в сфере подготовки и последипломного образования медицинских работников привлекаются члены Смоленской региональной общественной организации "Врачебная палата".
Ежегодно в Смоленской области проходят процедуру сертификации и получают сертификат специалиста от 800 до 1 500 врачей. На сегодняшний день доля сертифицированных врачей составляет 97,4 процента, среднего медицинского персонала - 96 процентов.
Динамика повышения квалификации специалистов за период с 2009 по 2011 год наглядно показана в цифрах (таблица 7).
Таблица 7
Сведения
о повышении квалификации медицинских работников в 2009-2011 годах
Категории медицинских работников |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
|||
План (количество) (чел.) |
Фактическое выполнение (количество) (чел.) |
План (количество) (чел.) |
Фактическое выполнение (количество) (чел.) |
План (количество) (чел.) |
Фактическое выполнение (количество) (чел.) |
|
Врачи |
668 |
1 658 |
723 |
734 |
829 |
1 445 |
Средний медицинский персонал |
1 273 |
1 651 |
1 844 |
1 811 |
1 826 |
2 300 |
Важным этапом в совершенствовании профессионального уровня медицинских работников является их аттестация для получения (подтверждения) квалификационной категории. Однако в последние годы наметилось снижение доли аттестованных врачей (с 72,7 процента в 2010 году до 72,5 процента в 2011 году), увеличение доли аттестованных средних медицинских работников (с 76,4 процента в 2010 году до 76,6 процента в 2011 году). Указанная тенденция напрямую свидетельствует об оттоке квалифицированных врачебных кадров из областных государственных учреждений здравоохранения, косвенно - о "старении" медицинских кадров.
С 1 января 2016 года в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" вводится процедура аккредитации специалиста. Аккредитация специалиста - процедура определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности в соответствии с установленными порядками оказания медицинской помощи и со стандартами медицинской помощи либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста осуществляется по окончании им освоения основных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования, а также дополнительных профессиональных образовательных программ не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
К числу наиболее актуальных проблем, позволяющих обеспечить областные государственные учреждения здравоохранения квалифицированными медицинскими кадрами, относится обеспечение специалистов жильем, но этот вопрос, по-прежнему, не решается. В течение 2011 года было предоставлено 13 благоустроенных квартир, в том числе - 3 молодым специалистам, а для закрепления имеющихся медицинских работников и привлечения в Смоленскую область молодых и опытных специалистов необходимо более 500 квартир.
Департаментом Смоленской области по здравоохранению согласован с Советом муниципальных образований Смоленской области вопрос об установлении ответственности руководителей исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области по обеспечению молодых специалистов из числа медицинских работников жилыми помещениями по существующим нормам. С 2012 года каждый договор (контракт) на обучение студента в СГМА подкреплен реальными обязательствами руководителей исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области по предоставлению жилья молодым специалистам.
Решение социально-бытовых проблем (предоставление жилья медицинским работникам) повысит привлекательность работы в областных государственных учреждениях здравоохранения, в том числе расположенных в сельской местности.
В то же время остаются нерешенными следующие проблемы в сфере кадрового обеспечения и управления трудовыми ресурсами:
- несоответствие подготовки специалистов потребностям практического здравоохранения;
- невысокий, по сравнению со средними показателями производственной деятельности в регионах Российской Федерации, уровень заработной платы;
- усиление тенденции оттока специалистов из здравоохранения;
- наблюдательская позиция профессиональных общественных организаций в отношении кадрового обеспечения здравоохранения Смоленской области, отсутствие помощи попечительских советов и спонсоров.
Динамика соотношений средней заработной платы врачей, среднего медицинского персонала и младшего медицинского персонала к средней заработной плате по Смоленской области приведена в таблице 8.
Таблица 8
Динамика
соотношений средней заработной платы врачей, среднего медицинского персонала и младшего медицинского персонала к средней заработной плате по Смоленской области в 2012-2018 годах
N п/п |
Наименование |
Оценка |
Прогноз |
|||||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
Средняя заработная плата по Смоленской области (руб.) |
18 167 |
20 329 |
22 809 |
25 455 |
28 382 |
31 561 |
34 938 |
2. |
Темп роста заработной платы к предыдущему году (%) |
112,2 |
111,9 |
112,2 |
111,6 |
111,5 |
111,2 |
110,7 |
Врачи | ||||||||
3. |
Средняя заработная плата по Смоленской области с учетом всех источников финансирования (руб.) |
22 367 |
26 367 |
29 811 |
34 873 |
45 298 |
63 122 |
69 876 |
4. |
Соотношение к средней заработной плате по Смоленской области (%) |
125,8 |
129,7 |
130,7 |
137 |
159,6 |
200 |
200 |
Средний медицинский и фармацевтический персонал | ||||||||
5. |
Средняя заработная плата по Смоленской области с учетом всех источников финансирования (руб.) |
12 143 |
15 369 |
17 380 |
20 186 |
24 494 |
31 561 |
34 939 |
6. |
Соотношение к средней заработной плате по Смоленской области (%) |
68,4 |
75,6 |
76,2 |
79,3 |
86,3 |
100 |
100 |
Младший медицинский персонал | ||||||||
7. |
Средняя заработная плата по Смоленской области с учетом всех источников финансирования (руб.) |
6 814 |
10 185 |
11 633 |
13 388 |
20 009 |
31 561 |
34 938 |
8. |
Соотношение к средней заработной плате по Смоленской области (%) |
37,1 |
50,1 |
51 |
52,4 |
70,5 |
100 |
100 |
Соотношение числа врачей к числу среднего медицинского персонала в 2012 году составило 1:2,09. Целевое значение указанного показателя к 2017 году должно быть 1:2,12.
Решению указанных в настоящем разделе проблем будет способствовать реализация мероприятий Программы, направленных на рациональное использование кадрового потенциала, трудоустройство выпускников вузов и областных государственных бюджетных образовательных учреждений в областных государственных учреждениях здравоохранения, снижение текучести медицинских кадров в областных государственных учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности, повышение уровня их профессиональных знаний.
Программный метод позволяет последовательно решить задачи в области кадрового обеспечения системы здравоохранения Смоленской области с учетом их приоритетов, динамики социально-экономического развития региона в целом.
Раздел 2. Цели, задачи и целевые показатели Программы
Целью настоящей Программы является создание условий для привлечения и закрепления медицинских кадров для работы в областных государственных учреждениях здравоохранения.
Целевые показатели Программы:
- доведение количества выпускников высших учебных заведений, прибывших на работу в областные государственные учреждения здравоохранения по договорам (контрактам), до 33 человек в год;
- выполнение плана подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников областных государственных учреждений здравоохранения и областных государственных образовательных учреждений здравоохранения на 99,9 процента.
Успешное решение проблем, связанных с обеспечением областных государственных учреждений здравоохранения и областных государственных образовательных учреждений квалифицированными медицинскими кадрами, предполагает решение следующих задач в рамках Программы (таблица 9):
- улучшение кадрового обеспечения областных государственных учреждений здравоохранения и областных государственных образовательных учреждений здравоохранения;
- организация кадрового обеспечения областных государственных учреждений здравоохранения специалистами со средним медицинским и фармацевтическим образованием;
- формирование благоприятных условий для занятости медицинских работников;
- обеспечение жильем молодых семей работников областных государственных учреждений здравоохранения.
Показатели задач Программы:
- увеличение количества студентов медицинских вузов, обучающихся по целевому договору (контракту), с 31 до 65 человек;
- увеличение количества врачей, обучающихся в целевой клинической ординатуре, с 6 до 10 человек ежегодно;
- выполнение задания (контрольных цифр) приема студентов, зачисленных для обучения в областные государственные образовательные учреждения здравоохранения по программам среднего профессионального образования, на 100 процентов;
- организация и проведение конкурсов на звание "Лучший врач" и "Лучший средний медицинский работник" - 2 ежегодно;
- выплата единовременного денежного пособия отдельным категориям работников областных государственных учреждений здравоохранения в количестве не менее 235 человек;
- обеспечение жильем молодых семей работников областных государственных учреждений здравоохранения - не менее 20 процентов от числа нуждающихся.
Конкурсы на звание "Лучший врач" и "Лучший средний медицинский работник" проводятся ежегодно в соответствии с приказами начальника Департамента Смоленской области по здравоохранению.
Обучение врачей по программам послевузовской подготовки в целевой клинической ординатуре рассчитано на 2 года.
Таблица 9
Показатели,
позволяющие оценить ход реализации Программы
Источниками получения информации, подтверждающей достижение целевых показателей и показателей задач Программы, являются:
1) ежеквартальная ведомственная форма отчетности "Мониторинг исполнения мероприятия "Переподготовка и повышение квалификации сотрудников областных государственных учреждений здравоохранения и областных государственных образовательных учреждений здравоохранения на курсах повышения квалификации" региональной программы "Организация кадрового обеспечения системы здравоохранения Смоленской области" на 2013-2017 годы (приложение N 3);
2) соответствующие приказы начальника Департамента Смоленской области по здравоохранению о проведении конкурсов на звание "Лучший врач" и "Лучший средний медицинский работник";
3) соответствующие приказы начальника Департамента Смоленской области по здравоохранению о выплате единовременного денежного пособия отдельным категориям работников областных государственных учреждений здравоохранения;
4) соответствующие локальные акты высших учебных заведений о зачислении студентов, обучающихся по целевому договору (контракту);
5) форма федерального государственного статистического наблюдения N СПО-1 "Сведения об образовательном учреждении, реализующем программы среднего профессионального образования", срок предоставления - 1 раз в год 5 октября по окончании отчетного периода.
Программа реализуется в несколько этапов:
I этап - 2013 год - проведение оценки уровня квалификации медицинских работников, организация обучения медицинских работников, проведение мероприятий по повышению престижа профессии;
II этап - 2014 - 2015 годы - организация обучения медицинских работников; проведение мероприятий по повышению престижа профессии;
III этап - 2016 год - переход на "эффективный контракт"; проведение мероприятий по повышению престижа профессии;
IV этап - 2017 год - проведение аккредитации медицинских работников; реализация всех направлений Программы в полном объеме.
Раздел 3. Перечень мероприятий Программы
Перечень мероприятий Программы приведен в приложении N 4 к настоящей Программе.
Раздел 4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Мероприятия Программы будут реализовываться за счет средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию отдельных мероприятий долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 04.10.2010 N 588, и долгосрочной областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области" на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 17.09.2012 N 640, а также за счет средств областного бюджета, предусмотренных на организацию деятельности Департамента Смоленской области по здравоохранению, в том числе на реализацию ведомственной целевой программы "Улучшение кадрового обеспечения областных государственных учреждений здравоохранения и областных государственных образовательных учреждений здравоохранения" на 2012-2014 годы, утвержденной приказом начальника Департамента Смоленской области по здравоохранению от 31.10.2011 N 1259, и ведомственной целевой программы "Организация кадрового обеспечения областных государственных учреждений здравоохранения Смоленской области специалистами со средним медицинским и фармацевтическим образованием" на 2012-2014 годы, утвержденной приказом начальника Департамента Смоленской области по здравоохранению от 31.10.2011 N 1260.
Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета подлежит уточнению в соответствии с областным законодательством.
Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 383 776,1 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 год - 68 659,6 тыс. рублей;
2014 год - 75 049,5 тыс. рублей;
2015 год - 76 177 тыс. рублей;
2016 год - 79 365,9 тыс. рублей;
2017 год - 84 524,1 тыс. рублей.
Раздел 5. Механизм реализации Программы
Реализация Программы, а также контроль за ходом ее исполнения осуществляются Департаментом Смоленской области по здравоохранению.
Департамент Смоленской области по здравоохранению:
- осуществляет мониторинг выполнения мероприятий Программы;
- проводит анализ достижения целевых показателей Программы и показателей задач Программы;
- при необходимости вносит изменения в Программу;
- ежегодно в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, направляет в орган исполнительной власти Смоленской области, уполномоченный в сфере экономики, годовой отчет о ходе реализации Программы;
- организует размещение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет текста утвержденной Программы, а также годового отчета о ходе ее реализации.
Исполнители мероприятий Программы в установленный срок, а также по отдельным запросам представляют в Департамент Смоленской области по здравоохранению отчеты о ходе реализации мероприятий Программы, а также необходимую информацию для проведения мониторинга, подготовки отчета и проведения оценки эффективности реализации Программы.
Исполнители мероприятий Программы несут ответственность за своевременное и качественное исполнение мероприятий Программы.
Приложение N 1
к региональной программе
"Организация кадрового обеспечения
системы здравоохранения
Смоленской области"
на 2013 - 2017 годы
Планируемые объемы
подготовки врачей областных государственных учреждений здравоохранения по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки на 2013-2017 годы
Наименование врачебных специальностей |
Годы планируемого повышения квалификации |
Итого |
||||||||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|||||||
ПП |
ПК |
ПП |
ПК |
ПП |
ПК |
ПП |
ПК |
ПП |
ПК |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Акушерство и гинекология |
72 |
0 |
41 |
2 |
40 |
0 |
28 |
0 |
54 |
0 |
72 |
309 |
Аллергология и иммунология |
2 |
0 |
2 |
0 |
3 |
0 |
4 |
0 |
2 |
0 |
2 |
15 |
Анестезиология - реаниматология |
56 |
2 |
9 |
2 |
28 |
1 |
9 |
1 |
49 |
2 |
54 |
213 |
Бактериология |
0 |
0 |
0 |
0 |
14 |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
0 |
17 |
Гастроэнтерология |
3 |
0 |
2 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
3 |
0 |
3 |
15 |
Гематология |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
3 |
Генетика |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Гигиена детей и подростков |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Гигиена питания |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Гигиена труда |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Гигиеническое воспитание |
1 |
0 |
2 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
7 |
Дерматовенерология |
8 |
0 |
8 |
0 |
13 |
0 |
6 |
0 |
15 |
0 |
8 |
58 |
Детская кардиология |
2 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
6 |
Детская онкология |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
Детская урология-андрология |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Детская хирургия |
3 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
3 |
0 |
5 |
0 |
3 |
15 |
Детская эндокринология |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
1 |
6 |
Диабетология |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
2 |
Диетология |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
3 |
Инфекционные болезни |
15 |
0 |
3 |
0 |
9 |
0 |
9 |
0 |
7 |
0 |
15 |
58 |
Кардиология |
28 |
0 |
13 |
3 |
10 |
1 |
13 |
1 |
27 |
0 |
28 |
124 |
Клиническая лабораторная диагностика |
20 |
1 |
27 |
1 |
31 |
1 |
14 |
2 |
28 |
0 |
20 |
145 |
Клиническая микология |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Клиническая фармакология |
1 |
0 |
4 |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
9 |
Колопроктология |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
Косметология |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Лабораторная генетика |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
Лечебная физкультура и спортивная медицина |
2 |
0 |
2 |
0 |
5 |
0 |
3 |
0 |
13 |
0 |
2 |
27 |
Мануальная терапия |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6 |
Неврология |
45 |
0 |
25 |
0 |
26 |
0 |
12 |
0 |
35 |
0 |
45 |
188 |
Нейрохирургия |
12 |
0 |
5 |
0 |
3 |
0 |
1 |
0 |
7 |
0 |
12 |
40 |
Неонатология |
12 |
0 |
6 |
1 |
5 |
0 |
3 |
1 |
10 |
2 |
10 |
50 |
Нефрология |
0 |
0 |
1 |
0 |
3 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
0 |
10 |
Общая врачебная практика |
13 |
2 |
14 |
4 |
11 |
1 |
5 |
1 |
10 |
0 |
13 |
74 |
Общая гигиена |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Онкология |
9 |
15 |
0 |
2 |
5 |
2 |
16 |
1 |
19 |
1 |
8 |
78 |
Организация здравоохранения и общественное здоровье |
46 |
5 |
11 |
5 |
24 |
4 |
28 |
2 |
32 |
3 |
43 |
203 |
Ортодонтия |
5 |
0 |
4 |
0 |
6 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
5 |
26 |
Оториноларингология |
19 |
0 |
7 |
0 |
8 |
0 |
11 |
0 |
17 |
0 |
19 |
81 |
Офтальмология |
23 |
0 |
14 |
0 |
10 |
0 |
3 |
0 |
11 |
0 |
23 |
84 |
Патологическая анатомия |
2 |
0 |
8 |
0 |
1 |
0 |
3 |
0 |
9 |
0 |
2 |
25 |
Педиатрия |
61 |
0 |
87 |
1 |
64 |
0 |
71 |
0 |
78 |
0 |
61 |
423 |
Пластическая хирургия |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
Профпатология |
7 |
0 |
24 |
0 |
2 |
0 |
8 |
0 |
4 |
0 |
7 |
52 |
Психиатрия |
18 |
0 |
17 |
0 |
18 |
0 |
18 |
0 |
19 |
0 |
18 |
108 |
Психиатрия-наркология |
10 |
0 |
18 |
0 |
12 |
0 |
3 |
0 |
7 |
0 |
10 |
60 |
Психотерапия |
2 |
0 |
5 |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
3 |
0 |
2 |
15 |
Пульмонология |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
5 |
0 |
4 |
0 |
0 |
10 |
Радиология |
3 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
6 |
0 |
3 |
0 |
3 |
16 |
Радиотерапия |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Ревматология |
0 |
0 |
3 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
0 |
6 |
Рентгенология |
14 |
0 |
43 |
0 |
1 |
1 |
8 |
0 |
5 |
0 |
14 |
86 |
Рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
2 |
Рефлексотерапия |
1 |
0 |
3 |
0 |
1 |
0 |
3 |
0 |
0 |
0 |
1 |
9 |
Сексология |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
Сердечно-сосудистая хирургия |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
0 |
0 |
5 |
Скорая медицинская помощь |
18 |
0 |
5 |
0 |
26 |
0 |
16 |
0 |
19 |
0 |
18 |
102 |
Стоматология детская |
11 |
0 |
12 |
1 |
7 |
0 |
9 |
0 |
10 |
0 |
11 |
61 |
Стоматология общей практики |
21 |
0 |
19 |
0 |
21 |
0 |
26 |
0 |
20 |
0 |
21 |
128 |
Стоматология ортопедическая |
11 |
0 |
7 |
0 |
19 |
0 |
14 |
0 |
13 |
0 |
11 |
75 |
Стоматология терапевтическая |
15 |
1 |
20 |
1 |
27 |
1 |
24 |
0 |
19 |
0 |
15 |
123 |
Стоматология хирургическая |
8 |
1 |
6 |
1 |
5 |
1 |
7 |
0 |
7 |
0 |
8 |
44 |
Судебно-медицинская экспертиза |
36 |
0 |
6 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
3 |
0 |
36 |
83 |
Судебно-психиатрическая экспертиза |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
6 |
Сурдология-оториноларингология |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
3 |
Терапия |
125 |
0 |
70 |
1 |
74 |
0 |
82 |
0 |
80 |
0 |
125 |
557 |
Токсикология |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
Торакальная хирургия |
4 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
4 |
10 |
Травматология и ортопедия |
40 |
0 |
5 |
0 |
24 |
0 |
9 |
0 |
11 |
0 |
40 |
129 |
Трансфузиология |
3 |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
5 |
1 |
6 |
0 |
3 |
21 |
Ультразвуковая диагностика |
27 |
1 |
17 |
2 |
35 |
1 |
18 |
1 |
22 |
1 |
26 |
151 |
Управление и экономика фармации |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
6 |
Управление сестринской деятельностью |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
Урология |
9 |
0 |
3 |
0 |
5 |
0 |
4 |
0 |
10 |
0 |
9 |
40 |
Фармацевтическая технология |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
Фармацевтическая химия и фармакогнозия |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
Физиотерапия |
18 |
0 |
6 |
0 |
3 |
0 |
6 |
0 |
5 |
0 |
18 |
56 |
Фтизиатрия |
8 |
0 |
6 |
0 |
6 |
0 |
9 |
0 |
14 |
0 |
8 |
51 |
Функциональная диагностика |
21 |
1 |
13 |
1 |
13 |
0 |
17 |
0 |
20 |
0 |
21 |
107 |
Хирургия |
62 |
0 |
32 |
2 |
21 |
1 |
29 |
0 |
34 |
0 |
62 |
243 |
Челюстно-лицевая хирургия |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
4 |
0 |
0 |
6 |
Эндокринология |
10 |
0 |
6 |
0 |
6 |
0 |
4 |
0 |
0 |
0 |
10 |
36 |
Эндоскопия |
9 |
0 |
10 |
1 |
5 |
0 |
8 |
0 |
11 |
0 |
9 |
53 |
Эпидемиология |
7 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
0 |
7 |
19 |
Всего |
986 |
30 |
663 |
32 |
669 |
15 |
605 |
12 |
817 |
10 |
976 |
4 815 |
Приложение N 2
к региональной программе
"Организация кадрового обеспечения
системы здравоохранения
Смоленской области"
на 2013 - 2017 годы
Планируемые объемы
подготовки средних медицинских работников областных государственных учреждений здравоохранения по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки на 2013-2017 годы
Наименование специальностей среднего медицинского персонала |
Годы планируемого повышения квалификации |
Итого |
||||||||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|||||||
ПП |
ПК |
ПП |
ПК |
ПП |
ПК |
ПП |
ПК |
ПП |
ПК |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Акушерское дело |
92 |
0 |
84 |
0 |
65 |
0 |
51 |
0 |
90 |
0 |
92 |
474 |
Анестезиология и реаниматология |
40 |
14 |
23 |
10 |
20 |
10 |
29 |
5 |
37 |
8 |
32 |
228 |
Бактериология |
5 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
5 |
13 |
Гигиена и санитария |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Гигиеническое воспитание |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
4 |
Гистология |
21 |
0 |
0 |
0 |
5 |
0 |
15 |
0 |
10 |
0 |
21 |
72 |
Дезинфекционное дело |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
10 |
0 |
1 |
12 |
Диетология |
17 |
1 |
5 |
2 |
11 |
0 |
5 |
2 |
4 |
1 |
16 |
64 |
Лабораторная диагностика |
71 |
0 |
76 |
5 |
37 |
5 |
89 |
2 |
79 |
0 |
71 |
435 |
Лабораторное дело |
4 |
0 |
4 |
0 |
3 |
0 |
2 |
1 |
5 |
0 |
4 |
23 |
Лечебная физкультура |
10 |
1 |
8 |
0 |
5 |
0 |
3 |
0 |
3 |
1 |
9 |
40 |
Лечебное дело |
161 |
0 |
89 |
1 |
88 |
1 |
98 |
2 |
190 |
0 |
161 |
791 |
Медико-социальная помощь |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Медицинская оптика |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
Медицинская статистика |
14 |
6 |
15 |
1 |
9 |
1 |
8 |
2 |
6 |
6 |
8 |
76 |
Медицинский массаж |
23 |
1 |
27 |
3 |
16 |
3 |
19 |
2 |
18 |
0 |
23 |
135 |
Наркология |
2 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
3 |
0 |
3 |
0 |
2 |
12 |
Общая практика |
12 |
1 |
18 |
2 |
4 |
2 |
8 |
1 |
9 |
1 |
11 |
69 |
Операционное дело |
32 |
12 |
29 |
10 |
21 |
10 |
39 |
8 |
34 |
10 |
22 |
227 |
Организация сестринского дела |
16 |
0 |
15 |
0 |
5 |
0 |
16 |
2 |
23 |
0 |
16 |
93 |
Реабилитационное сестринское дело |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Рентгенология |
33 |
0 |
30 |
0 |
27 |
0 |
33 |
0 |
34 |
0 |
33 |
190 |
Сестринское дело |
684 |
7 |
576 |
5 |
507 |
1 |
695 |
6 |
696 |
7 |
677 |
3861 |
Сестринское дело в косметологии |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Сестринское дело в педиатрии |
153 |
6 |
134 |
3 |
141 |
7 |
140 |
3 |
154 |
6 |
147 |
894 |
Скорая и неотложная помощь |
117 |
0 |
88 |
0 |
89 |
0 |
66 |
0 |
91 |
0 |
117 |
568 |
Стоматология |
5 |
0 |
6 |
0 |
12 |
0 |
5 |
0 |
6 |
0 |
5 |
39 |
Стоматология ортопедическая |
25 |
0 |
21 |
0 |
19 |
0 |
19 |
0 |
23 |
0 |
25 |
132 |
Стоматология профилактическая |
8 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
8 |
16 |
Судебно-медицинская экспертиза |
26 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6 |
0 |
26 |
59 |
Фармация |
7 |
0 |
8 |
0 |
3 |
0 |
5 |
0 |
11 |
0 |
7 |
41 |
Физиотерапия |
37 |
8 |
38 |
10 |
14 |
12 |
50 |
8 |
55 |
6 |
31 |
269 |
Функциональная диагностика |
34 |
7 |
10 |
8 |
9 |
6 |
10 |
8 |
12 |
2 |
32 |
138 |
Энтомология |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
0 |
3 |
Эпидемиология (паразитология) |
0 |
0 |
4 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
4 |
0 |
0 |
9 |
Всего |
1651 |
64 |
1310 |
60 |
1116 |
58 |
1409 |
52 |
1618 |
48 |
1603 |
8 989 |
Приложение N 3
к региональной программе
"Организация кадрового обеспечения
системы здравоохранения
Смоленской области"
на 2013 - 2017 годы
Мониторинг
исполнения мероприятия "Переподготовка и повышение квалификации сотрудников областных государственных учреждений здравоохранения и областных государственных образовательных учреждений здравоохранения на курсах повышения квалификации" региональной программы "Организация кадрового обеспечения системы здравоохранения Смоленской области" на 2013-2017 годы
Наименование областного государственного учреждения здравоохранения |
Количество обученных специалистов, фамилия, имя, отчество |
Специальность |
Наименование цикла повышения квалификации и дата проведения |
Наименование цикла профессиональной переподготовки и дата проведения |
Дата оплаты |
Вся сумма на год |
Выделена сумма на квартал |
Израсходовано средств |
Остаток |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Приложение N 4
к региональной программе
"Организация кадрового обеспечения
системы здравоохранения
Смоленской области"
на 2013 - 2017 годы
Перечень
мероприятий региональной программы "Организация кадрового обеспечения системы здравоохранения Смоленской области" на 2013-2017 годы
N п/п |
Наименование |
Сроки реализации |
Исполнитель |
Объем финансирования (тыс.руб.) |
Источник финансирования |
|||||
всего в 2013-2017 годах |
в том числе по годам |
|||||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Задача 1. Улучшение кадрового обеспечения областных государственных учреждений здравоохранения и областных государственных образовательных учреждений здравоохранения | ||||||||||
1.1. |
Проведение анализа численности и состава медицинских работников областных государственных учреждений здравоохранения и определение потребности медицинских работников в повышении квалификации |
2013 год |
Департамент Смоленской области по здравоохранению; областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Смоленский базовый медицинский колледж" (далее - СБМК); областное государственное автономное учреждение здравоохранения "Смоленский областной медицинский информационно-аналитический центр" (далее - СОМИАЦ) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
1.2. |
Проведение оценки соответствия уровня квалификации медицинских и фармацевтических работников областных государственных учреждений здравоохранения Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 года N 415н, а также требованиям Квалификационных характеристик должностей работников в сфере здравоохранения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 года N 541н, и организация в 2013 - 2014 годах обучения медицинских и фармацевтических работников областных государственных учреждений здравоохранения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в соответствии с пунктом 8 Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.08.2012 N 66н |
2013 год |
Департамент Смоленской области по здравоохранению; СГМА (по согласованию); Смоленская региональная общественная организация "Врачебная палата" (по согласованию); СБМК |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
1.3. |
Укрепление партнерских отношений с общественными организациями в сфере подготовки и последипломного образования медицинских работников |
2013 - 2017 годы |
Департамент Смоленской области по здравоохранению; СГМА (по согласованию); Смоленская региональная общественная организация "Врачебная палата" (по согласованию) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
1.4. |
Совершенствование механизмов и условий целевого приема абитуриентов в образовательные учреждения высшего профессионального образования с целью последующего их трудоустройства в областные государственные учреждения здравоохранения |
2013 год, 2014 год |
Департамент Смоленской области по здравоохранению |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
1.5. |
Подготовка врачей в целевой клинической ординатуре |
2013-2017 годы |
Департамент Смоленской области по здравоохранению; СГМА (по согласованию) |
10 322,9 |
1 944 |
1 944 |
2 041,2 |
2 143,3 |
2 250,4 |
областной бюджет ведомственная целевая программа "Улучшение кадрового обеспечения областных государственных учреждений здравоохранения и областных государственных образовательных учреждений здравоохранения" на 2012 - 2014 годы |
Итого |
|
|
10 322,9 |
1 944 |
1 944 |
2 041,2 |
2 143,3 |
2 250,4 |
|
|
Задача 2. Организация кадрового обеспечения областных государственных учреждений здравоохранения специалистами со средним медицинским и фармацевтическим образованием | ||||||||||
2.1. |
Предоставление среднего медицинского и фармацевтического образования базового и повышенного уровня |
2013 - 2017 годы |
областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Смоленский базовый медицинский колледж"; областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Вяземский медицинский колледж"; областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего професионального# образования "Рославльский медицинский техникум" |
251 948,5 |
43 646,6 |
48 328,5 |
50 744,9 |
53 282,2 |
55 946,3 |
областной бюджет ведомственная целевая программа "Организация кадрового обеспечения областных государственных учреждений здравоохранения специалистами со средним медицинским и фармацевтическим образованием" на 2012 - 2014 годы |
Итого |
|
|
251 948,5 |
43 646,6 |
48 328,5 |
50 744,9 |
53 282,2 |
55 946,3 |
|
|
Задача 3. Формирование благоприятных условий для занятости медицинских работников | ||||||||||
3.1. |
Переподготовка и повышение квалификации работников областных государственных учреждений здравоохранения и областных государственных образовательных учреждений здравоохранения на курсах повышения квалификации |
2013 - 2017 годы |
областные государственные учреждения здравоохранения и областные государственные образовательные учреждения здравоохранения |
2 541,4 |
576 |
456 |
478,8 |
502,7 |
527,9 |
областной бюджет ведомственная целевая программа "Улучшение кадрового обеспечения областных государственных учреждений здравоохранения и областных государственных образовательных учреждений здравоохранения" на 2012 - 2014 годы |
|
69 408,2 |
11 993 |
13 321 |
13 987,1 |
14 686,4 |
15 420,7 |
областной бюджет ведомственная целевая программа "Организация кадрового обеспечения областных государственных учреждений здравоохранения специалистами со средним медицинским и фармацевтическим образованиием#" на 2012 - 2014 годы |
|||
3.2. |
Организация и проведение конкурса на звание "Лучший врач года" и "Лучший средний медицинский работник" |
2013 - 2017 годы ежегодно III-IV кварталы |
областное государственное автономное учреждение здравоохранения "Смоленский областной врачебно-физкультурный диспансер" |
1 858,6 |
350 |
350 |
367,5 |
385,9 |
405,2 |
областной бюджет ведомственная целевая программа "Улучшение кадрового обеспечения областных государственных учреждений здравоохранения и областных государственных образовательных учреждений здравоохранения" на 2012 - 2014 годы |
СБМК |
796,5 |
150 |
150 |
157,5 |
165,4 |
173,6 |
областной бюджет ведомственная целевая программа "Улучшение кадрового обеспечения областных государственных учреждений здравоохранения и областных государственных образовательных учреждений здравоохранения" на 2012 - 2014 годы |
|||
3.3. |
Выплата единовременного денежного пособия отдельным категориям работников областных государственных учреждений здравоохранения |
2013 - 2017 годы |
Департамент Смоленской области по здравоохранению |
46 900 |
10 000 |
10 500 |
8 400 |
8 200 |
9 800 |
областной бюджет ведомственная целевая программа "Улучшение кадрового обеспечения областных государственных учреждений здравоохранения и областных государственных образовательных учреждений здравоохранения" на 2012 - 2014 годы |
Итого |
|
|
121 504,7 |
23 069 |
24 777 |
23 390,9 |
23 940,4 |
26 327,4 |
|
|
Задача 4. Обеспечение жильем молодых семей работников областных государственных учреждений здравоохранения | ||||||||||
4.1. |
Обеспечение жильем молодых семей работников областных государственных учреждений здравоохранения |
2013 - 2017 годы |
Департамент Смоленской области по социальному развитию; Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию; органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (по согласованию) |
расходы на реализацию долгосрочных областных целевых программ |
расходы на реализацию долгосрочных областных целевых программ |
расходы на реализацию долгосрочных областных целевых программ |
расходы на реализацию долгосрочных областных целевых программ |
расходы на реализацию долгосрочных областных целевых программ |
расходы на реализацию долгосрочных областных целевых программ |
областной бюджет федеральный бюджет долгосрочная областная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы долгосрочная областная целевая программма# "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области" на 2013 - 2020 годы |
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого по Программе |
2013 - 2017 годы |
|
383 776,1 |
68 659,6 |
75 049,5 |
76 177 |
79 365,9 |
84 524,1 |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Смоленской области от 29 апреля 2013 г. N 316 "Об утверждении региональной программы "Организация кадрового обеспечения системы здравоохранения Смоленской области" на 2013-2017 годы"
Текст постановления опубликован в Вестнике Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области от 27 июня 2013 г. N 5 (часть II)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Смоленской области от 11 марта 2014 г. N 156