Двусторонние отношения
2. Россия и Швеция, вступая в новый этап развития двусторонних отношений, желают жить как дружественные государства, партнеры по международному сообществу и в решении общих региональных и глобальных проблем. Они разделяют уважение к принципам демократии, верховенства права, прав и свобод человека, социальной справедливости. Они поддерживают социально и экологически ориентированную политику, экономическую либерализацию, свободу торговли и предпринимательства в рамках цивилизованного отношения к окружающей среде и рационального использования природных ресурсов.
Отношения между Россией и Швецией будут развиваться при строгом соблюдении норм международного права, в духе открытости и определяться прежде всего их обязательствами по Уставу ООН, документами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, включая хельсинкский Заключительный акт и Хельсинкский документ 1992 года.
Стороны будут воздерживаться от любых действий, которые могут нанести ущерб территориальной целостности другой Стороны, и будут разрешать споры мирными средствами в соответствии с Уставом ООН и хельсинкским Заключительным актом, а также другими документами СБСЕ.
Основой двусторонних отношений между Сторонами также служат действующие между Россией и Швецией соглашения. В целях интенсификации сотрудничества и контактов между Россией и Швецией будет продолжена работа над расширением и укреплением договорно-правовой базы двустороннего и регионального сотрудничества. В частности, в ближайшее время будет завершена работа над:
- торговым соглашением;
- соглашением о двойном налогообложении;
- соглашением о таможенном сотрудничестве;
- соглашением о защите инвестиций;
- соглашением о воздушном сообщении;
- соглашением о сотрудничестве в области охраны окружающей среды.
Стороны желают стремиться к поддержанию диалога на уровне высшего политического руководства, на правительственном и ведомственном уровне по вопросам двустороннего и международного характера, представляющим взаимный интерес. Они будут содействовать контактам, сотрудничеству и обмену опытом между центральными, региональными и местными органами власти и управления.
3. С целью достижения полной ясности в вопросах российско-шведских отношений, возникших в результате второй мировой войны и холодной войны - судьба Рауля Валленберга, а также судьба экипажей самолета ДС-3 и шведских торговых и рыболовных судов, пропавших во время и после второй мировой войны, - Стороны намерены продолжить и интенсифицировать свое тесное сотрудничество, в частности, путем изучения имеющих отношение к этим вопросам материалов в архивах обоих государств.
Стороны удовлетворены ходом обсуждения на экспертном уровне проблемы иностранных подводных лодок в шведских территориальных водах. Хотя окончательные выводы во всех отношениях еще предстоит сделать, эксперты пришли к заключению, что в шведских территориальных водах имела место активность подводных аппаратов. Стороны будут продолжать начатое сотрудничество с целью окончательного прояснения этой проблемы. Они намерены тем самым способствовать укреплению мира и безопасности в регионе Балтийского моря, а также углублению доверия между государствами.
Международное сотрудничество
4. Россия и Швеция, подтверждая свои обязательства по Уставу ООН и разделяя приверженность принципам, зафиксированным в Парижской хартии для новой Европы и в Уставе ООН, заявляют о своем намерении продолжать работать в интересах укрепления ООН и обеспечения эффективного реагирования этой международной организации на угрозы международному миру и безопасности. Стороны выражают желание сотрудничать по основным международным проблемам, взаимодействовать на двустороннем уровне, а также в многосторонних рамках в поиске решений и мирного урегулирования споров и в обмене опытом касательно деятельности по поддержанию мира.
5. Стороны подчеркивают важность полномасштабного сотрудничества в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе с целью совершенствования и применения мер расширения открытости, укрепления безопасности и стабильности в военных делах, содействия мирному разрешению конфликтов, соблюдения принципов уважения прав человека и социальной справедливости, развития взаимодействия в экономической сфере. Они заявляют о своей приверженности мирному урегулированию споров политическими средствами, путем диалога без какого-либо принуждения или незаконного давления. Стороны разделяют точку зрения, что никакие иностранные войска не должны находиться на территории другого государства без согласия правительства этого государства. Они будут последовательно добиваться соблюдения и уважения прав человека и национальных меньшинств, а также содействовать бесконфликтному разрешению межэтнических проблем.
Стороны желают активно содействовать повышению эффективности механизмов СБСЕ в деле сохранения международного мира и безопасности. Они намерены поддерживать международные усилия, направленные на разоружение, контроль над вооружениями, а также укрепление доверия и безопасности в военной области.
Международная безопасность, контроль над вооружениями и разоружение
6. Россия и Швеция заявляют о своей готовности содействовать международным усилиям, направленным на достижение эффективного контроля над вооружениями и укрепление доверия и безопасности в военной области. Стороны выражают желание развивать обмены между их вооруженными силами и министерствами обороны.
7. Стороны заявляют о своем желании содействовать дальнейшим мерам по укреплению существующих режимов нераспространения оружия массового поражения и боевых ракет, а также имеющейся технологии и предметов как военного, так и гражданского назначения. Эти меры включают гармонизацию действующих механизмов экспортного контроля. Они будут содействовать на основе транспарентности осуществлению мер по регулированию передач обычных вооружений.
Стороны желают сотрудничать в поощрении присоединения новых участников к Договору о нераспространении ядерного оружия и во имя бессрочного продления его действия на Конференции 1995 года. Они будут работать в направлении заключения договора о всеобъемлющем запрете ядерных испытаний и призывают ядерные государства, которые не объявили мораторий на испытания ядерного оружия, сделать это возможно скорее. Россия и Швеция готовы взаимодействовать в рамках имеющихся возможностей в целях содействия конверсии военного промышленного производства на выпуск гражданской продукции.
Стороны приветствуют резолюцию Генеральной ассамблеи ООН о Конвенции по химическому оружию и выражают готовность работать в направлении скорейшего вступления Конвенции в силу, возможно более широкого присоединения государств к Конвенции и обеспечения ей международной поддержки.
Точное название упомянутого документа: Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (Париж, 13 января 1993 г.)
Сотрудничество в обеспечении ядерной безопасности
8. Россия и Швеция подчеркивают важность обеспечения высокого уровня безопасности на всех ядерных объектах. В то время как ответственность за ядерную безопасность является национальной, инциденты или несчастные случаи могут иметь трансграничные последствия. Стороны согласны продолжать тесно сотрудничать в укреплении ядерной безопасности как на двустороннем уровне, так и в рамках международных программ сотрудничества, разработанных с этой целью. Стороны подчеркивают необходимость продвижения этого сотрудничества и содействия конкретным усилиям в этом контексте. Стороны выражают также свою поддержку скорейшей разработке и вступлению в силу Конвенции по ядерной безопасности в рамках МАГАТЭ.
Региональное сотрудничество
9. Россия и Швеция считают весьма важным развитие более тесных отношений между всеми странами Европы. Швеция подала заявку о вступлении в ЕС. Швеция с давних пор привержена полномасштабному и свободному международному сотрудничеству в экономической и других областях, включая участие России в европейском сотрудничестве.
Стороны, подчеркивая особую важность тесных связей между Швецией и Северо-Западным регионом России, а также поддержания стабильности в Северной Европе, намерены развивать различные аспекты регионального сотрудничества. Такое сотрудничество будет осуществляться, в том числе при государственной поддержке. Оно может включать поддержку демократических институтов, экономического взаимодействия, культурных и научных контактов, а также улучшения экологической и ядерной безопасности. Региональное сотрудничество может развиваться как в двусторонних, так и в многосторонних или субрегиональных рамках - таких, как Совет государств Балтийского моря, процесс Рованиеми и Международный научный комитет по Арктике.
Стороны выражают удовлетворение созданием Совета Баренцева/Евро-Арктического региона. Они разделяют мнение, что активное экономическое, экологическое, культурное и иное сотрудничество было бы важным вкладом в развитие и стабильность региона Баренцева моря. Важно развивать и укреплять работу в рамках Стратегии защиты окружающей среды в Арктике. Коренные народности требуют особого внимания в рамках арктического сотрудничества.
Стороны полны решимости интенсифицировать взаимодействие в области охраны окружающей среды, где приоритет будет отдаваться реализации целей Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря, а также выполнению Балтийской совместной компл
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Российско-Шведская Декларация (Москва, 4 февраля 1993 г.)
Текст Декларации опубликован в Бюллетене международных договоров, 1993 г., N 6, стр. 74