Решение Смоленской областной Думы от 21 ноября 1995 г. N 100
"О регламенте Смоленской областной Думы"
11 июля 1996 г.
Рассмотрев изменения и дополнения к проекту Регламента Смоленской областной Думы, Смоленская областная Дума решила:
1. Принять Регламент Смоленской областной Думы (прилагается).
2. Считать утратившим силу решение Смоленской областной Думы от 14.04.94 г. N 7 "Об утверждении Регламента Смоленской областной Думы".
Председатель областной Думы |
С.В.Антуфьев |
Приложение
к Решению
Смоленской областной Думы
от 21 ноября 1995 г. N 100
Регламент
Смоленской областной Думы
11 июля 1996 г.
Раздел I. Общие положения
Раздел II. Структура Думы
Раздел III. Общий порядок работы Думы
Раздел IV. Законодательная процедура
Раздел V. Решение других вопросов, отнесенных к ведению Думы
Раздел VI. Осуществление Думой контрольных полномочий
Раздел VII. Заключительные положения
Раздел I. Общие положения
Статья 1. Смоленская областная Дума
Смоленская областная Дума является постоянно действующим законодательным (представительным) органом государственной власти Смоленской области, состоящим из 30 депутатов, избираемых на 4 года.
Дума - юридическое лицо, имеет печать с изображением Государственного Герба Российской Федерации.
Полномочия Думы прекращаются с момента начала работы Думы нового состава.
Статья 2. Правовая основа деятельности Думы.
Правовую основу деятельности Думы составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации, нормативные акты Федерального Собрания - Парламента Российской Федерации, Устав и законы Смоленской области, настоящий Регламент.
Статья 3. Принципы деятельности Думы.
1. Деятельность Думы строится на принципах:
- законности;
- самостоятельности и независимости;
- защиты прав и свобод личности (граждан);
- подконтрольности и подотчетности избирателям;
- гласности и учета общественного мнения;
- свободы обсуждения и принятия решений;
- сочетания местных, областных и федеральных интересов.
2. Работа Думы строится на основе участия в ней каждого депутата. Количество депутатов, работающих в Думе на постоянной (оплачиваемой) основе определяется Думой. Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и иными нормативными правовыми актами Смоленской области.
Депутатам Думы выдаются депутатские удостоверения, нагрудные знаки, а также бланки установленного образца для осуществления депутатских полномочий.
Статья 4. Нормативные правовые и ненормативные акты Думы.
В пределах собственной компетенции и по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Дума принимает Законы Смоленской области, решения (постановления) нормативного правового и контрольно - распорядительного характера, а также ненормативные акты - заявления, обращения и т.д.
Законы, другие нормативные правовые акты Думы обязательны для исполнения всеми находящимися на территории области государственными органами, органами и должностными лицами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, гражданами.
Статья 5. Структура и формы работы Думы.
1. В структуру Думы входят председатель, его заместитель (заместители), постоянные депутатские комиссии.
Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Думой, депутаты Думы могут объединяться во фракции и депутатские группы.
Для подготовки законопроектов, изучения социально - экономических проблем и других целей Дума вправе образовывать временные депутатские комиссии.
2. Формами работы Думы являются ее заседания, заседания постоянных комиссий, депутатские слушания.
Статья 6. Планирование деятельности Думы.
1. Деятельность Думы осуществляется в соответствии с планом, утверждаемым на заседании Думы на очередной календарный год. План определяет главные направления законотворчества Думы, отражает организационные формы реализации намеченных задач и содержит перечень необходимых мероприятий.
2. Проект плана работы Думы разрабатывается по предложениям депутатов, постоянных комиссий, администрации области под непосредственным руководством заместителя председателя Думы в ноябре - декабре текущего года.
3. Организация выполнения плана работы Думы возлагается на постоянные комиссии.
4. Предложения об уточнении или изменении перспективного плана работы рассматриваются на заседаниях Думы по предложениям председателя Думы, его заместителя, постоянных комиссий, депутатов, главы администрации области, полномочного представителя Президента Российской Федерации по Смоленской области.
Статья 7. Месторасположение Думы.
1. Дума размещается в здании областной администрации. Заседания Думы проходят в малом (5 этаж) или в большом залах здания администрации.
2. В помещениях, где проводятся заседания Думы, устанавливаются государственные флаги Российской Федерации, размещается символика Смоленской области.
Государственные флаги Российской Федерации, символика Смоленской области могут быть размещены также в рабочих кабинетах председателя, заместителя председателя Думы, в других помещениях, где проводятся официальные мероприятия.
Статья 8. Обеспечение деятельности Думы.
1. Финансирование деятельности Думы определяется отдельной строкой в областном бюджете.
2. Для обеспечения деятельности Думы создается аппарат, действующий на основе Положения об аппарате Думы, принимаемого Думой.
Депутат Думы не может занимать должность в аппарате Думы.
3. Дума в лице своего председателя вправе привлекать на договорной либо иной компенсационной основе специалистов для обеспечения и выполнения возложенных на Думу полномочий.
Статья 9. Регламент Думы.
Регламент Думы принимается на ее заседании. Изменения и дополнения в Регламент вносятся Думой по предложению депутатов, постоянных комиссий при наличии заключения комиссии по вопросам местного самоуправления, законности и правопорядка.
Раздел II. Структура Думы
Статья 10. Председатель Думы
1. Председатель Думы избирается на первом заседании Думы из числа депутатов тайным голосованием.
Кандидатуры на должность председателя Думы выдвигаются депутатами на ее заседании. Возможно также самовыдвижение.
Решение об окончании формирования списка кандидатов на должность председателя Думы принимается большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании.
2. Каждому кандидату на должность председателя Думы предоставляется слово для выступления, но не более 15 минут. Очередность выступлений кандидатов определяется последовательностью их выдвижения.
Кандидатам могут задаваться вопросы. Время, отведенное на вопросы и ответы, не должно превышать 15 минут.
При отсутствии самоотводов кандидатуры включаются в список для тайного голосования.
Самоотводы кандидатов на должность председателя Думы принимаются без голосования и данные кандидатуры исключаются из списка.
Список для тайного голосования, в который включены фамилии всех давших согласие баллотироваться кандидатов, передается в счетную комиссию для организации тайного голосования.
3. Тайное голосование проводится в соответствии со статьей 26 настоящего Регламента. В бюллетене для тайного голосования по выборам председателя Думы указываются фамилия, имя, отчество каждого кандидата, его должность на момент голосования.
4. В случае, если на должность председателя Думы выдвинуто более двух кандидатур и ни одна из них не набрала требуемого для избрания числа голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов.
Если при выборах ни один из двух кандидатов не набрал больше половины голосов от числа избранных депутатов, проводятся повторные выборы с новым выдвижением.
На основании итогов тайного голосования Дума принимает решение об избрании председателя Думы большинством голосов от числа избранных депутатов.
5. Председатель Думы подотчетен Думе и может быть отозван путем тайного голосования на ее заседании.
Вопрос об отзыве председателя Думы может быть поставлен на заседании по требованию не менее 1/3 от установленного состава Думы и включается в повестку дня. При этом председателю Думы должно быть предоставлено слово для выступления.
Председатель Думы считается отозванным, если за его отзыв проголосовало более половины депутатов от установленного состава Думы.
6. Вопрос о добровольном сложении полномочий председателем Думы на основании его личного заявления включается в повестку дня заседания Думы без голосования и рассматривается незамедлительно, в любое время по ходу заседания.
7. При рассмотрении вопроса об освобождении от должности председателя Думы заседание ведет заместитель председателя, а в случае отсутствия заместителя - любой депутат по решению Думы, принимаемому большинством голосов от присутствующих на заседании. Затем по данному вопросу проводятся прения.
8. Решение об освобождении председателя Думы от должности по его личному заявлению может быть принято открытым голосованием.
Решения об освобождении и об отзыве председателя Думы подписываются председательствующим на данном заседании.
В случае непринятия Думой отставки, председатель вправе сложить с себя свои полномочия по истечении двух недель после рассмотрения на заседании его заявления.
9. В случае прекращения полномочий председателя Думы его обязанности выполняет заместитель председателя Думы. Вопрос об избрании председателя Думы включается в повестку дня очередного заседания Думы или рассматривается на ее внеочередном заседании.
Выборы нового председателя проводятся в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В случае отставки или отзыва председателя Думы за 3 месяца до истечения полномочий Думы данного созыва новый председатель может не избираться.
Статья 11. Полномочия председателя Думы.
1. Председатель Думы:
- представляет Думу в отношениях с населением, трудовыми коллективами, органами местного самоуправления, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями;
- созывает заседания Думы, доводит до сведения депутатов и населения время и место их проведения, а также проект повестки дня;
- осуществляет руководство подготовкой заседаний и вопросов, выносимых на рассмотрение Думы;
- ведет заседания Думы, ведает внутренним распорядком в соответствии с Регламентом;
- подписывает решения (постановления) Думы, не носящие нормативный правовой характер;
- подписывает Регламент Думы, протоколы заседаний Думы (совместно с зав.протокольной частью), другие документы;
- руководит работой аппарата Думы, назначает и освобождает от должности руководителей структурных подразделений аппарата;
- нанимает и увольняет сотрудников аппарата Думы;
- налагает в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде дисциплинарные взыскания на работников аппарата Думы, предоставляет социальные гарантии, предусмотренные законодательством;
- оказывает содействие депутатам в осуществлении ими депутатских полномочий, организует обеспечение их необходимой информацией, рассматривает вопросы, связанные с освобождением депутатов от выполнения служебных или производственных обязанностей для работы в Думе, ее органах и в избирательных округах;
- координирует деятельность постоянных комиссий, депутатских объединений;
- дает поручения постоянным комиссиям во исполнение решений Думы;
- принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе Думы, подготовке 1 раз в полугодие отчета Думы о ее деятельности перед населением области;
- обеспечивает в соответствии с решениями Думы обсуждение гражданами проектов законов и иных актов, внесенных на рассмотрение Думы, а также вопросов областного и федерального значения, организует в Думе прием граждан, рассмотрение их обращений (петиций), заявлений, жалоб;
- открывает, закрывает расчетные текущие и валютные счета Думы в банках, является распорядителем по этим счетам и отвечает по их расходованию перед Думой;
- является распорядителем кредитов по расходам, предусмотренным областным бюджетом на подготовку и проведение заседаний Думы, работу постоянных комиссий и депутатов, содержание аппарата и по другим расходам, связанным с деятельностью Думы;
- от имени Думы подписывает исковые заявления, направляемые в суд или арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством;
- решает иные вопросы, которые могут быть ему поручены Думой или возложены на него в соответствии с законодательством Российской Федерации и Смоленской области.
2. По вопросам своей компетенции председатель Думы издает распоряжения.
Статья 12. Заместитель председателя Думы.
1. Заместитель председателя Думы выполняет функции в соответствии с распределением обязанностей и поручениями председателя, координирует деятельность постоянных и временных комиссий, подразделений аппарата, а в случае отсутствия председателя или невозможности выполнения им своих обязанностей, выполняет функции председателя Думы.
2. Заместитель председателя избирается тайным голосованием на втором заседании Думы по представлению председателя из числа депутатов в порядке, определенном в статье 26 настоящего Регламента.
Заместитель председателя считается избранным, если за него проголосовало более половины депутатов от установленного состава Думы.
Если кандидатура на должность заместителя председателя не получила поддержки большинства депутатов от установленного состава Думы, председатель Думы предлагает другую кандидатуру, по которой проводится новое обсуждение и голосование.
3. Освобождение заместителя председателя от занимаемой должности происходит в порядке, предусмотренном для освобождения председателя Думы.
Статья 13. Постоянные комиссии Думы.
1. Из числа депутатов Дума образует постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Думы, проектов областных законов, решений (постановлений), для содействия проведению в жизнь принимаемых Думой нормативных правовых актов, законодательства Российской Федерации, осуществления контроля за деятельностью государственных органов, а также за работой предприятий, учреждений и организаций в пределах компетенции Думы и действующего законодательства.
2. Предложения о формировании постоянных комиссий, направлениях их деятельности и количестве вносятся депутатами на заседании Думы и утверждаются большинством голосов от присутствующих на заседании депутатов.
Председатели постоянных комиссий избираются на заседании Думы из состава комиссий по предложению депутатов, входящих в них, как правило, открытым голосованием большинством присутствующих на заседании депутатов.
Заместители председателей, секретари постоянных комиссий избираются на заседании комиссий. При этом порядок голосования определяется самими комиссиями.
При избрании на заседании Думы председателей постоянных комиссий на альтернативной основе голосование проводится по каждой кандидатуре персонально, а при избрании членов комиссий голосование возможно как в целом по составу, так и отдельно по каждой кандидатуре.
Кандидатуры депутатов, работающих на постоянной основе, определяет комиссия с последующим утверждением Думой.
По предложению не менее 1\3 членов комиссии Дума может переизбрать председателя постоянной комиссии.
Полномочия председателей постоянных комиссий могут быть прекращены досрочно по их просьбе, а также в связи с обстоятельствами, делающими невозможным выполнение ими своих обязанностей.
3. Дума вправе в случае необходимости образовывать новые постоянные комиссии, упразднять и реорганизовывать ранее созданные.
4. Депутат может быть членом только одной постоянной комиссии, за исключением членов мандатной комиссии, имеет право принимать участие в работе любой постоянной комиссии с правом совещательного голоса.
Председатель Думы и его заместитель не входят в состав постоянных комиссий.
5. Постоянные комиссии подотчетны Думе. Дума периодически заслушивает информации об их деятельности. Из своего состава постоянные комиссии могут создавать подкомиссии.
6. Постоянные комиссии по собственной инициативе проводят слушания по вопросам, отнесенным к их ведению и представляющим общественный интерес.
На слушания при необходимости приглашаются представители заинтересованных государственных органов, организаций, предприятий, объединений и граждане.
7. Более полно полномочия, структура, организация работы постоянных комиссий определяются Думой в Положении "О постоянных комиссиях Смоленской областной Думы".
Статья 14. Временные депутатские комиссии.
1. Дума может создавать временные комиссии по любым вопросам в пределах своей компетенции, в том числе согласительные. Они подотчетны Думе и ответственны перед ней.
2. Временные комиссии избираются из числа депутатов на заседании Думы открытым голосованием, при этом определяются задачи и порядок их деятельности.
3. Временные комиссии могут привлекать к своей работе специалистов, ученых, имеют право требовать и получать от государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций необходимые документы и материалы, вызывать экспертов, заслушивать любых лиц, обладать иными полномочиями, предоставленными им областной Думой.
4. Заседания временных комиссий проводятся открытыми. Депутаты, неизбранные в их состав, могут участвовать в их работе с совещательным голосом. Комиссии вправе провести и закрытое заседание.
5. По результатам деятельности комиссии представляют Думе материалы по существу вопросов, в связи с которыми они созданы.
По докладам комиссий Дума может принять решение.
6. Временные комиссии прекращают свою деятельность после выполнения возложенных на них задач или досрочно, по решению Думы, принимаемому простым большинством голосов от присутствующих на заседании депутатов.
Статья 15. Депутатские объединения.
1. Депутаты Думы вправе образовывать постоянные или временные добровольные депутатские объединения - фракции, группы, клубы и т.д. - на основе принадлежности к избирательному объединению, партии, по территориальному или иному принципу.
Добровольные депутатские объединения обладают в Думе равными правами.
Депутаты, не входящие в состав какой-либо фракции, группы и т.д., могут присоединиться к одной из них по своему выбору с согласия членов данного объединения.
Депутат Думы может состоять только в одном депутатском объединении.
Внутренняя деятельность депутатских объединений организуется ими самостоятельно.
2. Постоянное депутатское объединение создается не менее чем из 5 депутатов Думы.
Для признания депутатского объединения Думой на имя председателя Думы передаются следующие документы:
- список членов объединения с их подписями;
- декларация о намерениях (цели, задачи) или партийная программа;
- сведения о лицах, уполномоченных выступать от имени объединения и представлять его интересы в государственных и общественных органах и организациях.
3. Председатель Думы информирует депутатов о создании депутатского объединения, о чем в протоколе заседания делается запись. Информация о созданном депутатском объединении передается в средства массовой информации.
4. Депутатские объединения имеют право выступать с содокладами по вопросам повестки дня, участвовать в прениях, включать своих представителей во временные депутатские комиссии, в том числе согласительные.
По просьбе депутатских объединений председательствующий на заседании Думы распространяет среди депутатов подготовленные этими объединениями материалы.
5. Председатель Думы и его заместитель не вправе входить в состав депутатских объединений.
Раздел III. Общий порядок работы Думы
Статья 16. Заседание Думы.
Основной формой деятельности Думы является заседание Думы, на котором решаются вопросы, отнесенные к ведению Думы Конституцией РФ, федеральными законами, Уставом и законами Смоленской области.
Статья 17. Первое заседание Думы.
1. Дума собирается на свое первое заседание не позднее чем в месячный срок со дня выборов.
2. Дума правомочна начать свою работу, если число избранных в нее депутатов составляет не менее двух третей от установленного числа депутатов Думы.
3. Первое заседание Думы открывает председатель областной избирательной комиссии Смоленской области, который руководит заседанием до избрания председательствующего.
Председательствующим на первом заседании может быть избран любой депутат, если за его кандидатуру проголосовало более половины от числа присутствующих на заседании депутатов Думы.
4. На первом заседании Думы проводятся выборы председателя Думы в порядке, предусмотренном в статье 10 настоящего Регламента.
5. Для подтверждения депутатских полномочий на первом заседании вновь избранной Думы после формирования секретариата и счетной комиссии образуется из числа депутатов Думы мандатная комиссия.
Мандатная комиссия избирается большинством голосов присутствующих на заседании депутатов Думы. По составу мандатной комиссии Дума принимает решение.
Председатель мандатной комиссии избирается на заседании Думы в порядке, определенном статьей 13 Регламента. Секретарь мандатной комиссии избирается ее членами. Решения мандатной комиссии принимаются большинством голосов. Член мандатной комиссии может выразить особое мнение, которое отражается в протоколе комиссии, который подписывается ее председателем и секретарем.
Мандатной комиссии для проверки депутатских полномочий областной избирательной комиссией предоставляются все необходимые для этого документы. Результаты проверки фиксируются в протоколе, который оглашается на заседании Думы председателем мандатной комиссии. Дума большинством голосов от участвующих в заседании депутатов Думы утверждает протокол и принимает решение о признании полномочий депутатов Думы, а в случае нарушения законодательства о выборах - о признании выборов отдельных депутатов недействительными.
6. До признания полномочий депутаты Думы вправе участвовать только в голосовании по формированию рабочих органов заседания Думы, состава мандатной комиссии, избранию председательствующего и утверждению повестки дня заседания Думы.
Статья 18. Подготовка и созыв заседаний Думы.
1. Очередные заседания Думы созываются председателем Думы в соответствии с планом работы Думы не реже одного раза в месяц.
2. Внеочередные заседания Думы созываются:
- по предложению председателя Думы;
- по предложению постоянной комиссии Думы;
- по инициативе не менее одной трети избранных депутатов;
- по инициативе главы администрации области.
Предложения о созыве внеочередного заседания Думы направляются председателю Думы в письменном виде с указанием вопросов, для рассмотрения которых предлагается созвать заседание, с кратким обоснованием необходимости созыва.
Председатель Думы обязан принять решение о дате созыва внеочередного заседания Думы не позднее 3 дней после получения предложения о его созыве.
В экстренных и чрезвычайных случаях председатель Думы принимает решение о немедленном созыве заседания Думы.
3. Подготовкой к заседанию Думы руководит председатель, либо по его поручению заместитель председателя Думы.
4. О времени и месте проведения заседания, о вопросах, вносимых на рассмотрение, аппарат Думы сообщает депутатам и доводит до сведения населения через средства массовой информации не позднее 5 дней до начала заседания.
Проекты законов и решений (постановлений), вносимых на заседание Думы, иные документы и материалы предоставляются депутатам Думы не позднее 5 дней до начала заседания.
5. Заседание Думы считается правомочным, если в нем принимает участие не менее двух третей от числа депутатов, установленного для Думы.
В случае невозможности прибыть на заседание депутат Думы сообщает об этом председателю, в его отсутствие заместителю председателя Думы с указанием причины.
6. Повестка дня очередного заседания Думы, включающая основные вопросы нормативного характера и вопросы в части" Разное", формируется председателем Думы за 7 дней до его начала, исходя из плана работы Думы, а также по предложениям депутатов, постоянных комиссий, депутатских объединений, главы администрации области прокурора области, председателей областного суда и арбитражного суда, органов местного самоуправления.
Подлежат обязательному включению в повестку дня заседания Думы вопросы, вносимые председателем Думы, по инициативе одной трети от установленного состава депутатов Думы, главой администрации области, прокурором области, председателем областного суда и председателем арбитражного суда.
Предложения общественных организаций, политических партий и отдельных граждан могут быть внесены в повестку дня заседания Думы через органы и лиц, которые этим правом обладают, а также непосредственно на заседании Думы по решению большинства депутатов от числа участвующих в заседании.
Не могут быть включены в повестку дня непосредственно на заседании Думы проекты законов и другие нормативные правовые акты, не прошедшие установленную процедуру подготовки, вопросы, требующие углубленной проработки и анализа.
Непосредственно на заседании Дума вправе принять к рассмотрению лишь обращения, заявления, информации, отдельные вопросы, носящие организационный или порученческий характер.
Статья 19. Открытые заседания Думы.
1. Заседания Думы являются открытыми и ведутся гласно.
2. Лица, присутствующие на заседании и не являющиеся депутатами, обязаны воздерживаться от проявления одобрения и неодобрения, соблюдать порядок и подчиняться распоряжениям председательствующего. Нарушитель может быть удален из зала по требованию председательствующего или по решению Думы, принятому большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов.
3. Присутствующим на заседании Думы лицам может быть предоставлено слово для выступления, если за это проголосовало более половины участвующих в заседании депутатов.
4. Открытые заседания по решению Думы могут транслироваться по радио и телевидению. Информационные сообщения о работе Думы, репортажи, статьи о его заседаниях публикуются в печати, передаются по радио и телевидению.
Статья 20. Закрытое заседание Думы.
1. По предложению председателя Думы или его заместителя, председателя одной из постоянных комиссий, депутатского объединения, группы депутатов (не менее 1/5 от установленного состава Думы) Дума большинством голосов от установленного количества депутатов может принять решение о проведении закрытого заседания.
2. Глава администрации области, полномочный представитель Президента РФ в Смоленской области, прокурор области, председатели областного и арбитражного судов имеют право присутствовать на закрытом заседании Думы. Другие лица могут быть на закрытом заседании Думы только по решению самой Думы.
Статья 21. Порядок проведения заседания Думы.
1. Депутаты, прибывающие на заседание Думы, проходят утреннюю регистрацию, которая осуществляется за 30 минут до его начала аппаратом Думы. После основного перерыва проводится вечерняя регистрация. Аппарат Думы регистрирует также всех должностных лиц, приглашенных на рассмотрение повестки дня.
2. Главе администрации области и его полномочному представителю, полномочному представителю Президента РФ, прокурору области, председателю областного суда, председателю арбитражного суда отводятся специальные места в зале заседания Думы.
3. Заседание Думы ведет председатель Думы или его заместитель, а в их отсутствие - один из депутатов Думы, если за него проголосовало более половины от числа депутатов, присутствующих на заседании.
4. После открытия заседания председательствующий сообщает Думе об отсутствующих депутатах и причинах их отсутствия, о приглашенных лицах, вносит предложение по кандидатуре секретаря заседания, который избирается (если в этом есть необходимость) открытым голосованием большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов (секретарь может быть избран не на одно заседание, а на конкретный срок).
Секретарь осуществляет контроль за ведением стенограммы заседания Думы, ведет запись желающих выступить, регистрирует депутатские запросы, вопросы, справки, сообщения, заявления, предложения и другие материалы депутатов, обеспечивает при необходимости их распространение в зале заседания, предоставляет председательствующему на заседании сведения о записавшихся для выступления в прениях, дает депутатам разъяснения по вопросам работы Думы.
5. Председательствующий на заседании Думы:
- обеспечивает соблюдение настоящего Регламента;
- следит за наличием кворума на заседании и соблюдением порядка работы;
- предоставляет слово для докладов и содокладов, организует прения;
- ставит на голосование проекты законов, решений (постановлений);
- ставит на голосование предложения депутатов по рассматриваемым на заседании вопросам;
- объявляет результаты голосования;
- оглашает письменные запросы, вопросы, заявления, предложения и справки, поступающие к нему или секретарю заседания;
- предоставляет слово для устных запросов, вопросов, справок и заявлений, а также для замечаний по процедуре ведения заседания в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом;
- обеспечивает порядок в зале заседаний;
- дает поручения, связанные с обеспечением работы Думы в ходе заседания.
Председательствующий обязан:
- строго соблюдать настоящий Регламент;
- предоставлять слово только в соответствии с поступившими заявками;
- ставить на голосование все внесенные предложения;
- оглашать перед голосованием все предложения, поправки, дополнения, относящиеся к данному вопросу;
- формулировать предложения перед каждым этапом голосования;
- проводить переголосование по решению большинства участвующих в заседании депутатов;
- оглашать сразу после голосования его результаты и принятое решение;
- способствовать духу сотрудничества, сближению позиций сторон по рассматриваемым вопросам, достижению взаимосогласованных решений, организовывать проведение консультаций с депутатскими группами в целях преодоления разногласий, создавать при необходимости согласительные комиссии.
председательствующий не вправе:
- комментировать и оценивать выступления, давать характеристики выступающим, прерывать их, если ими не нарушается настоящий Регламент;
- высказываться по существу обсуждаемого вопроса, не попросив слова у депутатов Думы.
Участвуя в открытом голосовании, председательствующий голосует последним.
6. На обсуждение повестки дня в ходе заседания Думы отводится не более 30 минут, если Думой не будет принято иное решение.
По каждому предлагаемому в повестку дня вопросу проводится голосование.
Решение о включении вопроса в повестку дня принимается большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании Думы.
После голосования по всем предложениям о внесении вопросов в повестку дня большинством голосов от числа присутствующих на заседании Думы депутатов принимается решение об утверждении повестки дня в целом.
Дума вправе определить предельное время для обсуждения и принятия решения по каждому вопросу утвержденной повестки дня.
Если в течение дня Дума не рассмотрела все вопросы повестки дня, она может принять решение о продлении данного заседания в любой другой день или о переносе вопросов на очередное заседание Думы.
7. Распорядок дня заседания Думы включает в себя:
- утреннюю часть заседания - с 10.00 до 13.10;
- вечернюю часть заседания - с 14.00 до 18.00;
- плановые перерывы - с 11.30 до 11.40
с 13.10 до 14.00
с 15.30 до 15.40
с 17.10 до 17.20.
Решение о внеочередных перерывах принимается Думой большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов по предложению председателя Думы, его заместителя, председателей постоянных комиссий, руководителей депутатских объединений, главы администрации области. Предложение о перерыве не свыше 10 минут может удовлетворяться без голосования.
8. На заседании Думы предоставляется время:
- для доклада по вопросу - до 20 минут;
- для содоклада - до 10 минут;
- для заключительного слова - до 5 минут;
- для выступления по обсуждению повестки дня заседания - до 3 минут;
- для обсуждения докладов и содокладов - до 5 минут;
- для выступления по статьям проектов законов и пунктов решений, внесению поправок к ним - до 3 минут;
- для обсуждения кандидатур - до 5 минут;
- для повторного выступления по одному вопросу - до 3 минут;
- для внесения депутатского запроса - до 5 минут;
- для выступления по порядку ведения и мотивам голосования - до 2 минут;
- для сообщений, заявлений, вопросов и справок - до 3 минут.
Время для доклада по основным вопросам и ответа докладчиком на вопросы депутатов не должно в общей сложности превышать 40 минут, кроме слушаний по законопроектам.
Время для содоклада и ответов на вопросы содокладчиком не должно превышать 20 минут.
По истечении установленного времени председательствующий предупреждает об этом выступающего и вслед за этим прерывает его выступление.
С согласия большинства участвующих в заседании Думы депутатов председательствующий может продлить время для выступления, но не более чем на 5 минут.
В конце вечерней части заседания Думы отводится время:
- для рассмотрения контрольных вопросов - не более 20 минут;
- для выступлений депутатов с заявлениями, сообщениями, предложениями и т.д. (прения при этом не открываются) - до 20 минут.
9. Слово для выступления предоставляется депутатам в порядке поступления их письменных просьб секретарю заседания или устных обращений к председательствующему.
при поступлении заявок на выступление от депутатских объединений, слово их представителям (по одному от объединения) предоставляется после выступления каждых трех депутатов.
Слово по порядку ведения заседания, мотивам голосования, для справки, ответа на вопрос и дачи разъяснения может быть предоставлено председательствующим вне очереди.
Депутат Думы имеет право выступить по любым вопросам повестки дня.
Не допускается более двух выступлений в прениях по одному и тому же вопросу. Продолжительность повторного выступления не должна превышать 3 минут.
Никто не вправе выступать на заседании Думы без разрешения председательствующего. Нарушивший это правило лишается слова без предупреждения.
Вопросы докладчикам направляются в письменной форме через секретаря или задаются с места с разрешения председательствующего.
Выступления производятся в свободной форме, не связаны какими-то формальными требованиями.
Выступающий на заседании Думы не должен использовать в своей речи некорректные выражения, призывать к незаконным действиям. Председательствующий предупреждает о недопустимости таких высказываний и призывов. После повторного предупреждения выступающий лишается слова.
При отклонении выступающего от обсуждаемой темы председательствующий просит его придерживаться рассматриваемого вопроса. После второго предупреждения председательствующий лишает выступающего слова.
Председатель Думы, его заместитель, председатель постоянной комиссии (по вопросу, входящему в ее компетенцию), глава администрации области, полномочный представитель Президента РФ по Смоленской области, прокурор области, председатели областного и арбитражного судов могут взять слово для выступления в любое время, но не более чем на 5 минут.
10. При обсуждении любого вопроса депутат может внести предложение о досрочном прекращении прений.
Прения прекращаются по решению Думы, принимаемому большинством голосов участвующих в заседании депутатов Думы или по истечении установленного для рассмотрения данного вопроса времени.
После прекращения прений докладчики и содокладчики вправе выступить с заключительным словом.
По просьбе депутатов, которые не имели возможности выступить в связи с прекращением прений, тексты их выступлений включаются в стенограмму заседания Думы.
11. Предложения и замечания, высказанные депутатами в ходе заседания Думы, переданные ими в письменном виде секретарю или председательствующему, если они не получили разрешения на заседании или в решениях (постановлениях) Думы, в десятидневный срок обобщаются консультантами постоянных комиссий, рассматриваются председателями комиссий или их заместителями и направляются соответствующим государственным и общественным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, которые обязаны в двухнедельный срок рассмотреть эти предложения и о результатах сообщить постоянной комиссии.
Статья 22. Порядок принятия решений (постановлений) Думы
1. После окончания прений ставится на голосование проект (проекты - если есть альтернативные и они подготовлены в соответствии с установленной процедурой) решения (постановления) по обсуждаемому вопросу для принятия его (их - в порядке поступления) за основу. Проект считается принятым за основу, если за него проголосовало более половины от числа депутатов, присутствующих на заседании.
Вопрос, по которому проект решения (постановления) не принят за основу, может быть снят с дальнейшего рассмотрения или Дума принимает иное решение процедурного характера.
2. После принятия проекта решения (постановления) за основу Дума приступает к обсуждению и голосованию по дополнениям и изменениям к проекту.
Дополнения и изменения формулируются депутатами четко и определенно, как правило, в письменном виде и передаются председательствующему.
Обсуждение дополнений и изменений может проводиться по пунктам и абзацам проекта. На голосование ставятся все поправки, за исключением тех, которые снимаются по инициативе их автора.
Дополнения и изменения считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от числе депутатов, участвующих в заседании, если Дума не примет иного решения.
3. После обсуждения и голосования по дополнениям и изменениям проект решения (постановления) ставится на голосование для принятия в целом.
Проект решения (постановления) считается принятым в целом, если за него проголосовало установленное настоящим Регламентом количество депутатов.
Не принятый в целом проект решения (постановления) либо направляется на доработку в соответствующую постоянную комиссию, либо снимается с последующего обсуждения Думой, либо создается согласительная комиссия по выработке компромиссного проекта решения.
Согласительная комиссия создается по предложению председательствующего и с согласия депутатов. Для работы комиссии объявляется перерыв в ходе данного заседания или для этого предоставляется определенный календарный срок, после чего подготовленный проект рассматривается на очередном заседании или по спорному вопросу проводится внеочередное заседание Думы.
4. Проект решения (постановления) должен отвечать следующим требованиям:
- быть кратким, четким и последовательным, исключать двоякое толкование;
- в нем четко определяются намеченные меры, формулируются поручения, просьбы, указываются исполнители, сроки исполнения, лица и органы, на которые возлагается контроль;
- проект, подготовленный во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Думы, должен содержать ссылку на их дату, номер и наименование;
- в случае, если проект решения (постановления), предусматривает материальные и иные затраты, необходимо представлять его финансово-экономическое обоснование.
5. Устав Смоленской области, внесение в него изменений и дополнений, а также решения Думы о выражении недоверия главе администрации области, должностным лицам, чье согласование проводится Думой, о даче согласия на привлечение депутатов к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности принимаются большинством не менее двух третей от установленного числа депутатов Думы.
6. Законы области, решения (постановления) об утверждении областного бюджета и дополнений и изменений к нему, планов и программ социально-экономического развития области и отчетов об их исполнении, об утверждении схемы управления областью, структуры администрации области, Регламента Думы, об установлении областных налогов, сборов и пошлин, тарифов на оплату услуг предприятий и организаций, находящихся в собственности области, льгот по налогам, порядка образования и деятельности внебюджетных фондов, использования земли, других природных ресурсов и объектов охраны природы и культурного наследия, порядка приватизации, управления и распоряжения собственностью Смоленской области, решения вопросов административно - территориального деления, об установлении административной ответственности граждан и должностных лиц, а также об избрании и освобождении председателя Думы и его заместителя, председателей постоянных комиссий, об образовании органов Думы, об отклонении протеста главы администрации области, прокурора области на нормативные правовые акты Думы считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от общего состава Думы.
7. По другим вопросам, не указанным в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, решения (постановления) принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов Думы.
Статья 23. Порядок голосования в Думе.
1. Решения (постановления) Думы принимаются на ее заседаниях открытым, поименным или тайным голосованием.
2. Каждый депутат голосует лично. Депутат, не принявший по той или иной причине участия в голосовании, не вправе подать свой голос после его завершения.
3. При голосовании по одному вопросу депутат Думы имеет один голос, подавая его "за" или "против", или воздерживаясь от голосования (за исключением рейтингового голосования).
4. При выявлении ошибок или нарушений в порядке и процедуре голосования, а также в случае возникновения каких-то новых обстоятельств, позволяющих уточнить, откорректировать суть уже проголосованного вопроса, по требованию одной трети от установленного числа депутатов Думы, либо счетной комиссии Дума может принять решение о проведении повторного голосования.
Статья 24. Правила и процедура открытого голосования.
1. Открытое голосование проводится поднятием рук.
2. Перед началом открытого голосования председательствующий сообщает количество предложений, которые ставятся на голосование, уточняет их формулировки, напоминает, какое большинство голосов депутатов необходимо для принятия решения.
3. Подсчет голосов при открытом голосовании ведет председательствующий на заседании.
4. Открытое голосование может быть проведено без подсчета голосов - по явному большинству, если ни один из депутатов не потребует иного, либо с подсчетом голосов, поданных "за", тогда голоса "против" и "воздержался" не учитываются.
По окончании подсчета голосов председательствующий объявляет результаты голосования: принято решение (постановление) или отклонено.
5. На открытое голосование может ставиться несколько предложений (рейтинговое голосование), при это все они голосуются и принятым считается предложение, набравшее наибольшее число голосов.
6. Результаты открытого голосования фиксируются в протоколе заседания Думы.
Статья 25. Правила и процедура поименного голосования.
1. Поименное голосование проводится по требованию не менее одной трети от числа присутствующих на заседании Думы депутатов.
2. Поименное голосование проводится путем опроса председательствующим депутатов в зале заседания.
3. При опросе депутат отвечает: "за", "против", "воздержался", о чем делается председательствующим соответствующая пометка в ведомости для поименного голосования депутатов Думы, которая прикладывается к протоколу заседания.
4. Результаты поименного голосования могут публиковаться в средствах массовой информации.
Статья 26. Правила и процедура тайного голосования.
1. Тайное голосование проводится при выборах с освобождении от должности председателя Думы и его заместителя, по иным вопросам в соответствии с законодательством Российской Федерации и Смоленской области.
Тайное голосование может производиться по требованию не менее одной трети депутатов от установленного состава Думы.
2. Для проведения тайного голосования и определения его результатов депутаты Думы открытым голосованием избирают счетную комиссию в составе не менее 3 человек. В нее не могут входить депутаты, чьи кандидатуры выдвинуты в состав избираемых органов или на посты должностных лиц.
Счетная комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии. Решения счетной комиссии принимаются большинством голосов членов комиссии.
Бюллетени для тайного голосования изготавливаются под контролем счетной комиссии по установленной Думой форме и в определенном количестве.
Время и место голосования, порядок его проведения устанавливаются счетной комиссией на основе настоящего Регламента и объявляются председателем счетной комиссии.
3. Каждому депутату Думы выдается счетной комиссией один бюллетень для тайного голосования в соответствии со списком депутатов Думы по предъявлении им депутатского удостоверения. При получении бюллетеня депутат расписывается против своей фамилии в указанном списке.
4. Заполнение бюллетеня проводится депутатом лично в кабине для тайного голосования или в специально отведенной комнате.
В бюллетене по избранию в выборный орган или на выборную должность депутат зачеркивает фамилии кандидатов, против которых депутат голосует, а в бюллетене по проекту решения (постановления) - слова "за" или "против", оставляя вариант ответа, за который он голосует.
Недействительными считаются бюллетени, изготовленные не по установленной форме, без двух подписей членов счетной комиссии или печати Думы, бюллетени, в которых оставлено более необходимого числа кандидатов или зачеркнуты или оставлены оба варианта ответов.
Фамилии или варианты решений (постановлений), вписанные в бюллетени во время голосования, при подсчете голосов не учитываются.
5. О результатах тайного голосования счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми членами счетной комиссии и оглашается ее председателем на заседании Думы. После заслушивания протокола Дума принимает решение об утверждении результатов тайного голосования.
Статья 27. Протокол и стенограмма заседания Думы.
1. На каждом заседании Думы ведутся протокол и стенограмма.
2. В протоколе указываются:
- наименование Думы, порядковый номер заседания, дата и место его проведения, количество депутатов, избранных в Думу и участвующих в заседании, а также лиц, не являющихся депутатами;
- утвержденная повестка дня;
- обсуждение вопросов, включенных в повестку дня;
- поступившие в ходе заседания запросы депутатов;
- принятые Думой законы, решения (постановления), результаты голосования по ним.
3. К протоколу прилагаются: решения Думы, стенограмма заседания, письменные запросы депутатов Думы, письменные предложения депутатов, поступившие секретарю или председательствующему на заседании, поступившие к ним же документы, официально распространенные на заседании, список депутатов Думы, отсутствующих на заседании с указанием причин, список участвующих в заседании приглашенных лиц, тексты выступлений депутатов, которые не смогли выступить в связи с прекращением прений, иные документы.
4. Протокол и стенограмма не позднее одного месяца после заседания подписываются председательствующим на заседании Думы и руководителем протокольной части аппарата Думы. Они же несут ответственность за правильность записей в протоколе.
5. Подлинные экземпляры протоколов находятся в протокольной части, а затем в установленном порядке передаются в государственный архив на постоянное хранение.
6. Стенограммы, протоколы заседаний Думы предоставляются протокольной частью для ознакомления и копирования депутатам Думы по их требованию.
7. Решения (постановления) Думы в обязательном порядке рассылаются общим отделом Думы в семидневный срок со дня принятия депутатам, главе администрации области, прокурору области, указанным в документах исполнителям, другим органам и должностным лицам согласно списку, представляемому профильной постоянной комиссией.
8. Решения (постановления) Думы по важнейшим вопросам жизни области публикуются полностью или в изложении в средствах массовой информации.
Опубликованный текст решения или постановления в издании, установленном Думой, имеет силу официального документа.
Статья 28. Депутатские слушания.
1. Дума по вопросам своего ведения проводит депутатские слушания.
2. Информация по теме депутатских слушаний, времени и месте их проведения передается депутатам Думы, другим приглашенным на слушание лицам не позднее чем за 7 дней до начала депутатских слушаний.
3. Депутатские слушания проводятся Думой по инициативе постоянных комиссий Думы.
4. Депутатские слушания ведет председатель соответствующей постоянной комиссии Думы. Он предоставляет слово для выступления, следит за порядком обсуждения, выступает с сообщениями.
5. Депутатские слушания начинаются кратким вступительным словом председательствующего, который информирует о существе обсуждаемого вопроса, его значимости, порядке проведения заседания, составе приглашенных лиц. Затем заслушивается доклад по обсуждаемому вопросу, после чего выступают участвующие в депутатских слушаниях депутаты Думы и приглашенные лица.
Все участники слушаний выступают только с разрешения председательствующего.
6. Депутатские слушания заканчиваются, как правило, принятием рекомендаций по обсуждаемой теме. Они одобряются большинством голосов от числа принявших участие в слушаниях лиц.
Статья 29. Участие избирателей в работе Думы.
1. Дума организует широкое участие избирателей в решении вопросов местного и общегосударственного значения, вовлекает их в работу постоянных комиссий, других органов Думы, на избирательных участках.
При необходимости Дума выносит на обсуждение населения (референдум) важнейшие для жителей области вопросы.
2. Дума информирует население о своей деятельности, о работе постоянных комиссий путем опубликования в средствах массовой информации полугодовых докладов, выступлений депутатов в избирательных округах, проведения пресс - конференций и т.д.
Раздел IV. Законодательная процедура
Статья 30. Право законодательной инициативы.
1. Право законодательной инициативы в Думе принадлежит депутатам Думы, постоянным комиссиям, депутатским объединениям, главе администрации области, председателю областного суда, председателю арбитражного суда, прокурору области, представительным органам и главам местного самоуправления.
Проекты законов, решений (постановлений), исходящие от государственных и общественных органов, не обладающих правом законодательной инициативы, или от граждан, могут быть внесены в Думу через органы и лиц, которые обладают правом законодательной инициативы.
2. Право законодательной инициативы реализуется в форме внесения в Думу проектов новых законов Смоленской области, проектов законов о внесении изменений и дополнений в действующие законы области, а также в форме внесения проектов решений (постановлений) по вопросам компетенции Думы.
3. Субъекты законодательной инициативы могут вносить в Думу проекты решений о законодательной инициативе Думы в Государственную Думу Российской Федерации с приложением проектов федеральных законов, оформленных в соответствии с Регламентом Государственной Думы.
4. Законопроекты, другие нормативные правовые акты, вносимые в Думу главой администрации области, рассматриваются в первоочередном порядке.
5. Субъект законодательной инициативы вправе отозвать внесенный им законопроект:
- до утверждения повестки дня заседания Думы в любое время;
- после утверждения повестки дня заседания субъект законодательной инициативы может сделать заявление об отзыве законопроекта с письменным изложением мотивов такого отзыва.
Заявление должно быть подписано субъектом законодательной инициативы. Решение по данному вопросу принимается простым большинством голосов депутатов, участвующих в заседании.
Статья 31. Разработка, оформление и условия внесения в Думу нормативного правового акта.
1. Разработка и оформление проекта нормативного правового акта осуществляется субъектом законодательной инициативы с учетом изложенных в настоящем Регламенте требований.
Проект нормативного правового акта визируется субъектом законодательной инициативы, а также:
- правовым отделом Думы;
- исполнителями, указанными в проекте.
В случае несогласия с проектом нормативного правового акта должностное лицо визирует его с указанием особого мнения. Возражения и отрицательные заключения не являются препятствием для включения проекта в повестку дня заседания Думы.
2. Обязательным условием внесения проекта закона, решения (постановления) в Думу является представление вместе с текстом следующих документов:
- объяснительной записки с обоснованием необходимости принятия данного акта, его целей и основных положений, его места в системе действующего федерального и областного законодательства, с прогнозом социально - экономических и иных последствий его принятия;
- справки о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования;
- перечня законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения или дополнения которых потребует принятие данного акта;
- предложения о разработке других нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного акта;
- финансово - экономического обоснования (в случае внесения проекта закона, решения (постановления), реализация которых потребует материальных и иных затрат.
3. Законопроекты и решения в утверждении областного бюджета, изменений и дополнений к нему, программ и планов социально - экономического развития области, отчетов об их исполнении вносятся в Думу главой администрации области.
Законопроекты и решения об установлении областных налогов, сборов, пошлин, тарифов и платежей на оплату услуг предприятий, организаций, находящихся в собственности области, о порядке их взимания, об установлении налоговых льгот и преимуществ, другие законопроекты, предусматривающие расходы из областного бюджета, представляются в Думу при наличии заключения главы администрации области.
Законопроекты и решения, затрагивающие интересы муниципальных образований, предварительно рассматриваются органами местного самоуправления.
4. Если форма представленного проекта закона или иного нормативного правового акта не отвечает основным требованиям настоящего Регламента, то проект может быть возвращен его инициаторам по решению председателя Думы либо его заместителя.
Статья 32. Требования к проекту решения (постановления) о вступлении в силу закона области.
Проект решения (постановления) о вступлении в силу законопроекта должен содержать следующие положения:
- о сроках и порядке вступления закона в силу;
- об отмене ранее принятых законов и решений (постановлений) в связи с принятием данного закона;
- об изменениях и дополнениях ранее принятых решений (постановлений) в связи с принятием данного закона;
- предложение главе администрации области о приведении в соответствие с вновь принятым законом постановлений и распоряжений главы администрации области.
Статья 33. Регистрация проектов законов и иных нормативных правовых актов.
Проекты законов и иных нормативных правовых актов, представленные в Думу субъектами законодательной инициативы, подлежат обязательной регистрации в канцелярии Думы. Контроль за регистрацией осуществляет начальник общего отдела аппарата Думы.
Статья 34. Назначение постоянной комиссии, ответственной за подготовку законопроекта.
1. Законопроект или иной нормативный правовой акт, подлежащий рассмотрению Думой, направляется председателем Думы или его заместителем в соответствующую постоянную комиссию, которая назначается ответственной за подготовку данного проекта к заседанию Думы.
2. В случае направления проекта нормативного правового акта в несколько постоянных комиссий из числа этих комиссий также определяется ответственная за подготовку проекта.
3. Председатель Думы или заместитель председателя Думы устанавливают срок подготовки проекта нормативного правового акта к рассмотрению Думой.
Статья 35. Создание подготовительных рабочих групп.
1. Порядок рассмотрения проекта нормативного правового акта, подготовки по нему заключения определяется соответствующей постоянной комиссией на основе настоящего Регламента и Положения о постоянных комиссиях Думы.
2. Для работы над проектами законов, решений (постановлений) постоянные комиссии могут создавать подготовительные рабочие группы.
В случае, если проект документа, рассматривается в нескольких постоянных комиссиях, ими могут образовываться совместные подготовительные группы.
В подготовительные рабочие группы могут включаться депутаты, не входящие в состав постоянной комиссии. В работе подготовительных групп могут участвовать представители субъекта законодательной инициативы с правом совещательного голоса.
Подготовительные рабочие группы вправе привлекать к своей работе представителей государственных и общественных органов, научных учреждений, специалистов, ученых.
Статья 36. Экспертиза проекта нормативного правового акта.
По решению постоянной комиссии, ответственной за подготовку проекта нормативного правового акта, он может направляться на заключение администрации области, соответствующим управлениям и комитетам, государственным и общественным органам. Комиссия устанавливает срок, до которого необходимо дать заключение.
Проект нормативного правового акта в необходимых случаях подлежит научной экспертизе. Аппарат Думы по поручению постоянной комиссии обеспечивает проведение данной экспертизы.
Постоянной комиссией с участием заинтересованных сторон может быть принято решение о предварительном обсуждении проекта нормативного правового акта в трудовых коллективах, общественных организациях, на собраниях граждан, в органах местного самоуправления.
Статья 37. Обсуждение проекта нормативного правового акта в комиссиях.
Обсуждение проекта нормативного правового акта, замечаний и предложений, поступивших в ходе его экспертизы, обязательно на заседании ответственной постоянной комиссии или на совместном заседании нескольких постоянных комиссий Думы. Обсуждение происходит открыто, может освещаться средствами массовой информации.
Если по одному и тому же вопросу имеются два и более проекта, они рассматриваются постоянной комиссией одновременно.
Постоянная комиссия должна определить один проект нормативного правового акта, который она направит на рассмотрение Думы.
Если комиссия не приходит к единому мнению по альтернативным проектам, председатель Думы либо его заместитель вправе собрать несколько постоянных депутатских комиссий, на заседании которых принимается окончательное решение, какой проект нормативного правового акта из имеющихся альтернативных будет рекомендован к рассмотрению Думой.
Статья 38. Внесение проекта нормативного правового акта на рассмотрение Думы.
1. Проект закона или решения (постановления), подготовленный к рассмотрению Думой, материалы к нему направляются ответственной постоянной комиссией в общий отдел аппарата Думы не позднее 10 дней до начала заседания Думы. Комиссия представляет также список лиц, приглашенных на рассмотрение проекта Думой.
2. Председатель Думы с учетом мнения постоянной комиссии принимает решение:
- о включении проекта нормативного правового акта в проект повестки дня очередного заседания Думы;
- о продолжении работы над проектом и возвращении его в постоянную комиссию.
3. Проект нормативного правового акта, подготовленного к рассмотрению в Думе, материалы к нему предоставляются аппаратом Думы депутатам, главе администрации области, прокурору области не позднее чем за 5 дней до начала заседания Думы, на котором предполагается рассмотрение проекта.
Статья 39. Чтение проектов нормативных правовых актов.
Рассмотрение проектов нормативных правовых актов, внесенных в Думу, может осуществляться в трех чтениях.
Статья 40. Первое чтение.
1. При первом чтении проекта закона или решения (постановления) заслушивается доклад автора проекта, содоклад соответствующей постоянной комиссии (доклад может быть представлен и от имени постоянной комиссии, если проект подготовлен ее членами).
2. Если в разработке или подготовке проекта участвовало несколько постоянных комиссий и они представили различные заключения, то также заслушиваются сообщения тех комиссий, которые не согласны с решением ответственной комиссии.
3. При первом чтении депутаты, представители депутатских объединений, глава администрации области, другие лица, приглашенные для участия в рассмотрении проекта, обсуждают его основные положения, дают общую оценку концепции проекта, вносят замечания в форме поправок, представляемых секретарю или председательствующему в письменном виде с указанием автора поправки.
4. По результатам обсуждения проекта в первом чтении Дума может принять одно из следующих решений:
- принять проект закона или решения (постановления) в первом чтении;
- принять закон, решение (постановление) в целом и направить его на подписание главе администрации области;
- отклонить проект.
5. В случае принятия проекта в первом чтении Дума устанавливает срок подачи поправок к нему.
Дума может принять решение о всенародном обсуждении проекта, принятого в первом чтении.
6. Решение по проекту, рассмотренному в первом чтении, считается принятым, если за него проголосовало большинство депутатов от установленного состава Думы.
Статья 41. Внесение поправок.
Поправки к проекту закона или решения (постановления), принятого в первом чтении, вносятся в письменном виде в ответственную за подготовку проекта постоянную комиссию к установленному Думой сроку. Поправки вносятся в виде текста изменений и дополнений в статьи или пункты проекта, либо предложений об исключении отдельных пунктов, частей или статей проекта. Поправки не должны противоречить нормам Конституции РФ, федеральным законам, Уставу области.
Поправки к проекту могут вносить все субъекты законодательной инициативы, а также граждане в случае всенародного обсуждения проекта.
Статья 42. Порядок работы с поправками к проектам нормативных правовых актов.
Постоянная комиссия Думы, ответственная за данный проект закона или решения (постановления), изучает поправки и обобщает их. Комиссия вправе проводить экспертизу поправок на предмет их соответствия Конституции РФ, федеральным законам и Уставу области.
Представители органов и лица, внесшие поправки, вправе уточнять их текст в ходе обсуждения поправок постоянной комиссией.
Сгруппированные по статьям или пунктам проекта поправки подлежат рассмотрению на заседании постоянной комиссии, которая вправе согласиться с ними и включить в текст проекта или внести в Думу предложение об отклонении поправок.
После рассмотрения на заседании постоянной комиссии текст доработанного проекта с перечнем поправок, предложенных к отклонению и одобренных комиссией, представляется комиссией в общий отдел аппарата Думы для включения в проект повестки дня Думы для второго чтения.
Рассылка представленных документов депутатам, другим официальным лицам производится в установленный настоящим Регламентом срок.
Решением Смоленской областной Думы от 11 июля 1996 г. N 110 в статью 43 настоящего Регламента внесены изменения
Статья 43. Второе чтение.
Второе чтение проекта закона или решения проводится не позднее 2-х месячного срока со дня первого чтения, если Дума не принимает иное решение.
При втором чтении с докладом на заседании Думы выступает председатель ответственной за подготовку проекта постоянной комиссии или его заместитель, или по поручению комиссии любой ее член.
По каждой конкретной статье закона или пункту решения (постановления) сообщается вначале о дополнениях и изменениях, одобренных постоянной комиссией, затем - об отклоненных. Если у инициаторов проекта, депутатов нет возражений по предложениям постоянной комиссии, председательствующий ставит каждую поправку на голосование. В случае возникновения несогласия с мнением постоянной комиссии председательствующий открывает обсуждение поправки. Выслушивается точка зрения автора дополнения или изменения, субъекта законодательной инициативы, постоянной комиссии, после чего голосуются поступившие предложения по данной поправке. Затем ставится на голосование статья законопроекта или пункт решения (постановления) в целом.
Если после принятия или отклонения дополнений и изменений к проекту закона или решения (постановления) у депутатов нет к нему других замечаний, текстовых и по существу, проект может быть принят в целом после второго чтения.
Статья 44. Третье чтение.
1. В случае, если у депутатов возникают сомнения в лингвистике проекта нормативного правового акта, его внутренней логике, правильности взаимосвязи статей и т.д. возможно проведение третьего чтения проекта после его отработки специалистами - языковедами.
2. Процедура принятия проекта нормативного правового акта в трех чтениях может быть осуществлена в ходе одного заседания Думы.
Статья 45. Подписание нормативного правового акта главой администрации области.
1. Принятый Думой закон или решение (постановление) нормативного характера в течение 5 дней передается для подписания и обнародование главе администрации области.
2. Глава администрации области обязан в течение 14 дней с момента поступления нормативного правового акта либо подписать его и обнародовать, либо мотивированно отклонить.
3. В случае, если глава администрации в установленный срок не подписывает и не возвращает нормативный правовой акт для повторного рассмотрения, принятый нормативный правовой акт в семидневный срок обнародуется Думой и вступает в законную силу.
4. В установленном законом порядке глава администрации области вправе обжаловать нормативные правовые акты, принятые Думой, в областном суде по мотивам их противоречия Конституции РФ, федеральному законодательству и Уставу Смоленской области.
Статья 46. Повторное рассмотрение нормативного правового акта.
1. Если глава администрации области в течение 14 дней со дня поступления принятого Думой нормативного правового акта отклоняет его, Дума рассматривает данный акт повторно.
Отклоняя закон, решение (постановление) глава администрации предлагает свою редакцию закона или решения (постановления), либо отдельных их разделов, глав, статей, частей, пунктов, либо мотивированно сообщает о нецелесообразности или незаконности принятия данного закона или решения (постановления).
2. Нормативные правовые акты, возвращенные главой администрации области, направляются председателем Думы или его заместителем на заключение постоянной или специально созданной согласительной комиссии Думы, которые рассматривают их в течение 14 дней.
По итогам рассмотрения комиссия может рекомендовать Думе:
- согласиться с предложением главы администрации области о нецелесообразности принятия данного акта;
- одобрить закон в ранее принятой редакции;
- одобрить закон в редакции, предложенной главой администрации области;
- согласиться с отдельными изменениями, предложенными главой администрации области;
Председатель Думы, получив заключение постоянной или специальной комиссии, в первоочередном порядке включает в проект повестки дня заседания Думы рассмотрение нормативного правового акта, возвращенного главой администрации области.
Для рассмотрения возвращенного главой администрации области акта может быть созвано внеочередное заседание Думы.
3. Повторное обсуждение закона или решения (постановления) начинается с выступления главы администрации области, затем заслушивается заключение постоянной или согласительной комиссии.
Дополнения и изменения, предложенные главой администрации в принятый Думой закон, решение (постановление), обсуждаются и по ним принимаются решения в порядке, установленном настоящим Регламентом.
4. Если нормативный правовой акт принят в прежней редакции 2/3 от установленного числа депутатов Думы, то глава администрации области обязан подписать его и обнародовать в течение 10 дней.
Статья 47. Опубликование и введение в действие нормативных правовых актов.
1. Законы, другие нормативные правовые акты Думы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина подлежат официальному опубликованию.
2. Официальным опубликованием нормативного правового акта, принятого Думой, является его опубликование в газете "Смена".
3. Закон Смоленской области вступает в действие со дня его официального опубликования, если иное не указано в самом законе или в решении (постановлении) Думы о порядке введения закона в действие.
Статья 48. Систематизация нормативных правовых актов.
Общий отдел аппарата Думы регистрирует нормативные правовые акты Смоленской области в установленном Думой порядке, проводит вместе с информационно - аналитическим отделом методическую работу по систематизации нормативных правовых актов Смоленской области, совместно с правовым отделом осуществляет контроль за соблюдением правил оформления при их выпуске.
Статья 49. Исполнение нормативных правовых актов.
1. Нормативные правовые акты Думы, принятые и введенные в действие в соответствии с настоящим Регламентом, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории Смоленской области органами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
2. Нормативные правовые акты, принятые Думой, подлежат государственной защите в суде.
Статья 50. Отмена, изменение или дополнение нормативного правового акта.
Отмена, изменение или дополнение нормативного правового акта Смоленской области осуществляется принятием нормативного правового акта Смоленской области той же формы: закона области или решения (постановления) Думы.
Статья 51. Ратификация (утверждение) договоров.
Международные и межрегиональные договоры, подлежащие ратификации в соответствии с Уставом области, заключенные от имени области, вносятся главой администрации в Думу вместе с проектом решения (постановления), пояснительной запиской, другими необходимыми материалами.
Председатель Думы или его заместитель в течение 3 дней направляют договор и проект решения (постановления) с сопроводительными материалами на заключение постоянных комиссий Думы.
Постоянные комиссии вправе запрашивать у соответствующих органов дополнительную информацию, касающуюся представленного на ратификацию (утверждение) договора, привлекать к оценке этой информации и самого текста договора независимых экспертов.
Не позднее 20 дней с момента поступления договора в Думу назначается обсуждение вопроса о его ратификации (утверждении).
Договор и проект решения (постановления) о его ратификации (утверждении) рассматривается в одном чтении. Обсуждение и голосование по отдельным его статьям не производится.
Договор считается ратифицированным (утвержденным), если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов Думы.
Статья 52. Рассмотрение посланий главы администрации области, проектов планов и программ социально - экономического развития, бюджета и отчетов об их исполнении.
1. Послание главы администрации области, проекты планов и программ социально - экономического развития области, областного бюджета, а также отчеты об их выполнении представляются главой администрации области в постоянные комиссии Думы не позднее чем за 20 дней до обсуждения их на заседании Думы.
2. Дума рассматривает не реже двух раз в год ход выполнения планов и программ социального и экономического развития области, а также областного бюджета.
Раздел V. Решение других вопросов,
отнесенных к ведению Думы
Статья 53. Дача согласия на назначение начальников финансового управления, УВД, ФСБ, управления юстиции, прокурора области
1. Письменные представления о назначении на должности начальника финансового управления администрации области, начальника УВД, начальника ФСБ по Смоленской области, начальника управления юстиции, прокурора Смоленской области с необходимым обоснованием направляются в Думу руководителями соответствующих федеральных служб, главой администрации области.
2. Представления предварительно рассматриваются в постоянных комиссиях Думы.
3. Руководители федеральных органов, глава администрации области официально представляют на заседании Думы кандидатов на вышеперечисленные должности.
4. Кандидату на должность предоставляется право выступить на заседании Думы с обоснованием основных направлений своей будущей деятельности, но не более 20 минут и ответить на вопросы депутатов в течение не свыше 30 минут.
По кандидатурам проводится обсуждение.
5. Решение о даче согласия на назначение начальников финансового управления, УВД, ФСБ, управления юстиции, прокурора Смоленской области принимается по решению Думы тайным или открытым голосованием.
Согласие считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство депутатов общего состава Думы.
6. В случае отклонения Думой предложенной кандидатуры руководитель федеральной службы, глава администрации области могут в течение 10 дней внести на согласование Думы кандидатуру того же или другого кандидата.
Если одна и та же кандидатура трижды не получает согласия большинства депутатов Думы, она должна быть снята с обсуждения.
7. Процедура согласования освобождения лиц, занимающих перечисленные должности, идентична процедуре согласования их назначения.
Статья 54. Порядок выражения мнения по кандидатурам судей судов общей юрисдикции и арбитражного суда.
1. Представления по кандидатурам на должности судей судов общей юрисдикции и арбитражного суда Смоленской области вносятся в Думу не позднее 20 дней до ее заседания и предварительно рассматриваются в постоянной комиссии по вопросам местного самоуправления, законности и правопорядка.
2. На заседании Думы кандидатуры судей представляются председателями областного, арбитражного судов или председателями квалификационных судейских коллегий, заслушиваются сами кандидаты (но не свыше 10 минут), после чего депутаты могут задать каждому претенденту вопросы в течение не более 20 минут.
После ознакомления с заключением постоянной комиссии председательствующий ставит на открытое голосование вопрос о поддержке предложенной кандидатуры судьи.
Мнение Думы по конкретной кандидатуре считается положительным, если за нее проголосовало более половины от числа избранных в Думу депутатов.
3. Если по предложенной кандидатуре выражено отрицательное мнение, представление по ней может быть внесено повторно в Думу в течение 10 дней. Если кандидат в судьи трижды получает отрицательное мнение на заседании Думы, его кандидатура снимается с дальнейшего обсуждения.
Статья 55. О порядке осуществления Думой законодательной инициативы перед Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
1. Право законодательной инициативы перед Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и Правительством Российской Федерации областная Дума может реализовывать по любым вопросам, отнесенным к их компетенции, а также по вопросам совместного ведения Российской Федерации и Смоленской области.
2. Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу или Правительство Российской Федерации:
- проекта нового закона;
- проекта закона о внесении изменений и дополнений в действующие законы, либо признании этих законов утратившими силу;
- законодательного предложения о разработке и принятии нового закона, постановления;
- проекта постановления по конкретным направлениям реализации экономической и социальной политики;
- предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации;
- обращения, заявления по актуальным проблемам жизни.
3. Право инициировать рассмотрение Думой проектов федеральных законов, законодательных предложений, постановлений принадлежит субъектам, перечисленным в статье 30 настоящего Регламента.
4. При внесении законопроектов должны быть соблюдены требования статей 96 и 97 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
5. Законопроекты, законодательные предложения рассматриваются Думой в порядке, установленном данным Регламентом.
Статья 56. Порядок подготовки заключений на проекты Федеральных законов, поступающих из Государственной Думы.
1. Проекты федеральных законов, поступающих из Государственной Думы, направляются председателем областной Думы или его заместителем в соответствующую постоянную комиссию.
Проекты конституционных федеральных законов, а также по предметам совместного ведения республики и регионов могут направляться для рассмотрения всеми постоянными комиссиями. Проект заключения в таком случае готовится постоянной комиссией по вопросам местного самоуправления, законности и правопорядка. Если из-за расхождения мнений депутатов заключение не принимается комиссиями, оно выносится на рассмотрение областной Думой.
2. Для подготовки заключения постоянная комиссия вправе привлекать ученых, специалистов, экспертов, работников аппарата Думы, направлять проекты законов для внесения в них поправок в комитеты администрации области, в другие органы государственного управления и самоуправления, учреждения, организации, общественные объединения.
3. Заключение, принятое на заседании нескольких постоянных комиссий или Думы, подписывается председателем Думы или его заместителем.
Заключение, принятое соответствующей постоянной депутатской комиссией, подписывается председателем комиссии или его заместителем.
4. Оформленное в соответствии с требованиями Регламента Государственной Думы заключение в установленный в запросе срок направляется в Государственную Думу Федерального Собрания или в ответственный за данный проект закона комитет Государственной Думы.
Раздел VI. Осуществление Думой контрольных полномочий
Статья 57. Предмет и формы контрольной деятельности Думы.
1. Дума непосредственно, а также через постоянные и временные комиссии, другие создаваемые ею органы осуществляет контроль за исполнением принятых Думой нормативных правовых актов, областного бюджета, распоряжением объектами областной собственности и по другим вопросам своей компетенции.
2. Контрольная деятельность Думы осуществляется в формах:
- заслушивания отчетов;
- направления депутатских запросов;
- затребования информации;
- депутатских расследований.
Статья 58. Порядок заслушивания отчетов главы администрации области и должностных лиц областной администрации.
1. Дума вправе в пределах своей компетенции заслушать отчеты главы администрации области, руководителей органов областной администрации об исполнении принятых Думой нормативных правовых актов и по другим вопросам в соответствии с Уставом области и настоящим Регламентом.
Решение о заслушивании отчета принимается по предложению депутатов, постоянных комиссий большинством голосов от числа присутствующих на заседании Думы депутатов. В решении указывается дата заслушивания отчета и круг вопросов, интересующих депутатов.
2. Решение о назначении отчета представляется главе администрации области, руководителю органа администрации не менее чем за 20 дней до его проведения.
3. По результатам отчета Дума вправе принять любые решения, в том числе о выражении недоверия должностному лицу администрации области в случае установления грубого или систематического нарушения (невыполнения) им нормативных правовых актов, принятых Думой.
Решение о выражении недоверия принимается 2/3 от установленного числа депутатов Думы.
Глава администрации области в двухнедельный срок рассматривает решение Думы о выражении недоверия должностному лицу администрации области и освобождает его от должности либо направляет Думе мотивированное несогласие с решением.
Если при повторном рассмотрении решение о недоверии должностному лицу подтверждено 2/3 от установленного числа депутатов Думы, глава администрации обязан освободить его от должности в 14-дневный срок.
Статья 59. Порядок назначения и подготовки отчетов об исполнении нормативных правовых актов области федеральными ведомствами на территории области.
1. Дума имеет право на своих заседаниях заслушивать отчеты об исполнении областных нормативных правовых актов органами федерального подчинения, действующими на территории области. Решение Думы об этом принимается и направляется в соответствии с порядком, установленным в статье 58 настоящего Регламента.
2. Руководитель органа федерального подчинения отчитывается на заседании Думы лично.
3. По результатам отчета Дума может обратиться в соответствующий орган или к соответствующему должностному лицу с представлением об освобождении от должности руководителя органа федерального подчинения, систематически и грубо не выполняющего (нарушающего) нормативные правовые акты области.
Статья 60. Депутатский запрос.
1. Депутат или группа депутатов в целях получения дополнительных сведений и разъяснений по различным фактам вправе в письменной форме обращаться на заседании Думы к самой Думе, ее председателю, главе администрации области, должностным лицам администрации области, других государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории области, главам местного самоуправления.
2. Обращение депутата (группы депутатов) рассматривается на заседании Думы и признается запросом путем принятия большинством голосов от участвующих в заседании депутатов Думы решения о запросе.
3. Депутатский запрос, как правило, направляется для изучения в соответствующие постоянные комиссии Думы, в органы и должностным лицам, которым адресован запрос либо решением Думы сразу включается в повестку дня заседания в раздел "Разное".
При определении конкретного срока рассмотрения запроса учитывается обязательно мнение органа или должностного лица, кому адресован запрос.
4. Орган или должностное лицо, к которым обращен депутатский запрос, обязаны дать письменный ответ в двухнедельный срок.
Ответ обязательно рассматривается на заседании Думы.
Депутат (группа депутатов), автор запроса вправе дать оценку ответа органа или должностного лица на запрос.
5. По результатам обсуждения запроса принимается решение Думы.
6. Запрос, ответ на него, решение Думы, принятое по результатам рассмотрения его в связи с депутатским запросом, могут быть опубликованы в средствах массовой информации.
Статья 61. Затребование информации.
1. Дума, ее органы, депутаты в случае необходимости вправе обратиться в администрацию области, другие государственные и общественные органы, на предприятия, в учреждения, организации, расположенные на территории области независимо от форм собственности, в органы местного самоуправления с требованием о предоставлении информации, необходимой для осуществления контрольной деятельности Думы, ее органов и депутатов, для реализации иных законных их полномочий. При этом сведения, составляющие государственную тайну, предоставляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Требования о предоставлении информации должно содержать формулировку вопроса (вопросов), составляющих предмет интереса авторов требования, перечень документов и материалов, которые необходимо получить.
3. Должностные лица органов, указанных в п.1 настоящей статьи, обязаны передать требуемую информацию в 3-х дневный срок, а если нужен дополнительный сбор материалов - не позднее чем в 14-дневный срок.
Статья 62. Депутатское расследование.
1. Депутатское расследование назначается решением Думы по предложению председателя или заместителя председателя Думы, постоянной комиссии или письменному обращению не менее трех депутатов. Решение принимается большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании Думы.
2. Состав депутатской группы по проведению депутатского расследования, ее полномочия, срок и порядок отчетности определяет Дума в пределах своей компетенции.
Раздел VII. Заключительные положения
Статья 63. Взаимодействие структурных подразделений Думы и администрации области.
1. Дума и администрация области взаимодействуют, исходя из интересов жителей области, единства целей и задач в решении областных проблем.
2. Депутаты Думы вправе участвовать в совещаниях и других мероприятиях, проводимых администрацией области и ее органами.
3. Депутаты Думы пользуются правом внеочередного приема главой администрации области и другими должностными лицами органов исполнительной власти области. Депутат вправе прийти на прием вместе с лицами, необходимыми для разрешения дела.
4. Права по осуществлению взаимодействия с Думой главы администрации области как высшего должностного лица изложены в соответствующих статьях настоящего Регламента.
5. Споры между Думой и администрацией области, возникшие по вопросам осуществления их полномочий, принятым актам и иным вопросам, решаются путем создания на паритетных началах согласительных комиссий на срок не более двух месяцев.
При ненахождении согласия в решении возникших проблем и противоречий по истечении двух месяцев рассмотрение спора может быть передано в областной суд или в арбитражный суд области.
6. Дума и администрация области осуществляют информационное взаимодействие.
7. Координацию взаимодействия между Думой и администрацией области осуществляют председатель Думы и глава администрации.
Статья 64. Ответственность депутата.
1. Депутат Думы может досрочно покинуть заседание Думы только с разрешения самой Думы.
2. В случае систематического неучастия без уважительных причин в работе Думы, ее постоянных комиссий, ухода с заседаний без разрешения Думы, нарушения этических норм и правил, Дума может принять решение о безответственном отношении депутата к выполнению своих обязанностей, неэтичном поведении и опубликовать данное решение в средствах массовой информации для сведения избирателей.
Решение об ответственности депутата принимается большинством голосов от числа избранных в Думу депутатов.
Статья 65. Смета расходов Думы.
Смета расходов на обеспечение деятельности Думы, ее органов, депутатов утверждается на заседании Думы.
Статья 66. Недействительность нормативных правовых актов, принятых с нарушением Регламента.
1. Законы, решения (постановления), принятые Думой с нарушением Регламента, могут быть признаны недействительными в установленном законодательством порядке.
2. Контроль за соблюдением Регламента, разъяснение его положений может быть возложено решением Думы на специально созданную регламентную группу или на постоянную мандатную комиссию.
Статья 67. Порядок изменения и дополнения Регламента.
1. Изменения и дополнения в Регламент, вызванные необходимостью приведения его в соответствие с законодательством Российской Федерации и Смоленской области, вносятся на заседание Думы в соответствии с процедурой рассмотрения нормативных правовых актов, установленной настоящим Регламентом.
2. В случае противоречия пункта Регламента нормам действующего законодательства, действие этого пункта приостанавливается автоматически до внесения в него необходимых изменений. При этом юридическая сила других пунктов и статей Регламента сохраняется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Смоленской областной Думы от 21 ноября 1995 г. N 100 "О регламенте Смоленской областной Думы"
Текст решения официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Смоленской областной Думы от 27 сентября 2001 г. N 305
Изменения вступают в силу с 1 октября 2001 г.
Решение Смоленской областной Думы от 5 октября 2000 г. N 268
Решение Смоленской областной Думы от 31 мая 2000 г. N 123
Решение Смоленской областной Думы от 11 июля 1996 г. N 110