Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
от 27 февраля 2002 г. N 24-з
Программа улучшения условий и охраны труда
в Смоленской области на 2002-2005 годы
30 декабря 2002 г.
Законом Смоленской области от 30 декабря 2002 г. N 104-з в Паспорт настоящей программы внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование Программы | Программа улучшения условий и охраны труда в Смоленской области на 2002-2005 годы |
Основание для принятия решения о разработке Программы |
Федеральный закон "Об основах охраны Российской Федерации" |
Заказчик Программы | Главное управление труда и социального развития Смоленской области |
Разработчик Программы | Главное управление труда и социального развития Смоленской области |
Координатор Программы | Департамент Смоленской области по труду и социальному развитию |
Цели и задачи Программы | Цели: а) снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников организаций на территории Смоленской области; б) повышение уровня правовой и социальной защиты работников от профессиональных рисков; в) обеспечение социального партнерства между органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, органами надзора и контроля, организациями профессиональных союзов, объединениями работодателей по созданию безопасных условий труда; г) ориентация инвестиционной политики во всех сферах экономики на повышение безопасности труда. Задачи: а) реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда; б) повышение эффективности правовой защиты работников в области охраны труда с учетом новой социально-политической обстановки в стране; в) совершенствование системы социальной поддержки работников, подвергшихся воздействию опасных и вредных факторов производственной среды; г) создание эффективной системы мониторинга условий и охраны труда в организациях; д) определение первоочередных задач по организационному обеспечению условий и охраны труда; е) осуществление технического обеспечения в сфере условий и охраны труда; ж) улучшение условий и охраны труда женщин и подростков; з) организация профессионального образования, пропаганды, информационного обеспечения охраны труда; и) научное обеспечение охраны труда |
Сроки реализации Программы | 2002-2005 годы |
Исполнители мероприятий Программы |
Департамент Смоленской области по труду и социальному развитию; Центр государственного санитарно- эпидемиологического надзора в Смоленской области (далее - Центр госсанэпиднадзора) (по согласованию); Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС) (по согласованию); Государственная инспекция труда в Смоленской области (далее - ГИТ) (по согласованию); Смоленский Центр научно-технической информации (далее - ЦНТИ) (по согласованию); Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию; Смоленская областная межведомственная комиссия по охране труда (далее - Межведомственная комиссия по охране труда) (по согласованию); Департамент Смоленской области по здравоохранению; органы местного самоуправления (по согласованию); Научно-исследовательский институт сельского хозяйства (далее - НИИ с.х.) (по согласованию); Смоленская государственная медицинская академия (далее - СГМА) (по согласованию); Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московского энергетического института (технического университета) в Смоленске (далее - ГОУВПОСФМЭИ(ТУ) (по согласованию); Смоленское областное объединение организаций профессиональных союзов (далее - ОООП) (по согласованию) |
Организация контроля за исполнением Программы |
Контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляет координатор Программы. Контроль за исполнением Программы также вправе осуществлять иные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации, на которые возложен контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации |
Ожидаемый результат от реализации Программы |
Совершенствование системы управления охраной труда, снижение производственного травматизма, профессиональной и общей заболеваемости, сокращение на этой основе государственных расходов, улучшение условий труда и социального положения работников организаций |
Объемы и источники финансирования Программы |
Финансовые затраты на реализацию Программы (тыс. руб.): средства областного бюджета - 2179; внебюджетные средства - 1521,5 |
1. Обоснование необходимости принятия Программы
В период становления рыночных отношений экономическая и социальная нестабильность резко обострила вопросы соблюдения конституционных прав граждан на безопасные условия труда, а также вопросы социальной защиты в случаях получения травм и профессиональных заболеваний.
В организациях на территории Смоленской области ежегодно травмируется более 1000 человек, из них более 40 - со смертельным исходом. При этом самый высокий уровень производственного травматизма отмечается в организациях негосударственной формы собственности.
Среди основных отраслей экономики (промышленности, строительства, связи, транспорта, сельского хозяйства) наиболее неблагополучное положение по травматизму сложилось в сельскохозяйственном производстве, где его уровень в 2 раза выше среднеобластных показателей. Кроме того, условия труда работников сельскохозяйственных предприятий не отвечают санитарно-гигиеническим требованиям.
Остается высоким уровень производственного травматизма в промышленности, лесном хозяйстве, на транспорте и в здравоохранении.
В 2000 году в Смоленской области при снижении абсолютной величины пострадавших на производстве произошел рост числа несчастных случаев со смертельным исходом с 45 человек в 1999 году до 49 в 2000 году (+8,8 %). На иждивении погибших находился 41 человек, из них 34 - дети. Анализ показал, что 60 % несчастных случаев со смертельным исходом на производстве произошло по организационным причинам.
В Смоленской области отмечается также высокий уровень профессиональных заболеваний. В структуре профессиональных заболеваний основное место занимают болезни опорно-двигательного аппарата, органов слуха, верхних дыхательных путей. Наиболее высокий уровень профессиональной заболеваемости отмечается среди клепальщиков ОАО "Смоленский авиационный завод", трактористов-машинистов сельскохозяйственных предприятий.
Сложившееся положение по условиям и охране труда обусловлено, прежде всего, низким уровнем технической оснащенности многих производств, применением устаревших технологий, изношенностью машин, механизмов, оборудования и других основных производственных фондов, недостаточным обеспечением работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, приборами контроля за состоянием условий труда. Практически во всех отраслях экономики одной из основных причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний являются недостаточное внимание работодателей к реконструкции и модернизации производства, срыв сроков проведения планово-предупредительных ремонтов, технических осмотров и замены устаревшего оборудования, отсутствие надежных систем предупреждения и ликвидации аварий. Наряду с техническими причинами, устранение которых требует значительных финансовых затрат, решение многих проблем по условиям и охране труда сдерживается несовершенством законодательной и нормативной базы в этой сфере, незавершенностью формирования системы управления охраной труда.
Не отработан экономический механизм, побуждающий работодателей принимать более эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда.
Проведенный анализ фактического состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях на территории Смоленской области указывает на необходимость разработки и осуществления областной Программы.
Программа предусматривает разработку и осуществление комплекса первоочередных мероприятий по предупреждению несчастных случаев и сохранению жизни и здоровья работников, а также сведение к минимуму причин травматизма, свойственных производственной среде.
2. Развернутая характеристика Программы
Мероприятия Программы определены на основе анализа состояния условий и охраны труда работников в Смоленской области за последние годы, проведенного управлением охраны труда ГУ труда и социального развития Смоленской области совместно со службами охраны труда комитетов и управлений администрации Смоленской области, органов местного самоуправления, с учетом предложений органов надзора и контроля, областного объединения организаций профессиональных союзов.
Система программных мероприятий объединяет работы по следующим направлениям:
- нормативное правовое обеспечение охраны труда;
- организационное обеспечение условий и охраны труда;
- проведение технических мероприятий по охране труда;
- обучение и подготовка кадров по охране труда;
- санитарно-гигиеническое и лечебно-профилактическое обеспечение охраны труда;
- информационно-аналитическое обеспечение охраны труда;
- научное обеспечение охраны труда.
2.1. Совершенствование нормативной правовой базы улучшения условий и охраны труда
Важнейшим элементом региональной политики по обеспечению безопасных условий труда является создание развитой нормативной правовой базы.
Данный раздел Программы направлен на дальнейшее развитие системы нормативного правового обеспечения условий и охраны труда в организациях на территории Смоленской области.
2.2. Организационное обеспечение охраны труда
Вопросы организационного обеспечения занимают особое место в общей системе управления охраной труда. Для их решения необходимо:
- совершенствование и широкое внедрение системы управления охраной труда;
- обеспечение эффективной работы областной и районных межведомственных комиссий по охране труда;
- разработка механизма экономического воздействия, направленного на совершенствование организации охраны труда;
- изучение и внедрение передового опыта работы по вопросам охраны труда;
- проведение областного смотра-конкурса на лучшее состояние условий и охраны труда в организациях на территории Смоленской области;
- содействие совершенствованию работы служб охраны труда в организациях.
2.3. Техническое обеспечение по охране труда
Актуальность мероприятий, связанных с совершенствованием условий и охраны труда непосредственно на производстве, объясняется низким техническим уровнем используемых технологий и изношенностью основных фондов, ухудшением обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, неудовлетворительным качеством контроля за состоянием производственной среды из-за недостатка соответствующих контрольно-измерительных средств и приборов.
В составе мероприятий предусмотрены меры организационного и технического характера. Актуальность приобретения приборов для измерения факторов производственной среды в целях обеспечения объективной оценки условий труда на рабочих местах в организациях вызвана необходимостью проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда.
2.4. Санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия.
Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" определено, что обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности должно осуществляться не только правовыми, социально-экономическими, организационно-техническими мероприятиями, но и мероприятиями санитарно-гигиенического и лечебно-профилактического характера.
В 2000 году только на предприятиях промышленности, строительства, транспорта и связи работало в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам, 16,8 % от общего числа работников, в том числе в условиях:
- повышенного уровня шума, ультразвука, инфразвука - 8608 человек (37 %);
- повышенного уровня вибрации - 1851 человек (8 %);
- повышенной запыленности воздуха рабочей зоны - 4190 человек (18%);
- повышенной загазованности воздуха рабочей зоны-3675 человек (16%);
- занятых тяжелым физическим трудом - 2512 человек (10,9 %).
49010 работникам (35,8 %) установлен хотя бы один вид компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда.
Следствием неудовлетворительных условий труда является возникновение у работающих профессиональных заболеваний. Тревогу вызывает то обстоятельство, что у большинства работающих выявляются запущенные формы профессиональной патологии, приводящие к стойкому ограничению или полной утрате трудоспособности.
Программой предусмотрены:
- организация работы по реабилитации лиц, пострадавших на производстве;
- содействие в обеспечении законных прав застрахованных лиц, пострадавших на производстве;
- контроль за организацией специальных рабочих мест для инвалидов в организациях, где применяется труд инвалидов;
- подготовка и переподготовка специалистов профпатологов, принимающих участие в организации и проведении предварительных и периодических медицинских осмотров.
2.5. Обучение и подготовка кадров по охране труда
Недостатки в системе обучения и подготовки кадров по охране труда являются одной из причин травматизма на производстве.
Для улучшения организации обучения и подготовки кадров по охране труда в Программе предусматриваются основные направления:
- обучение и проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций всех форм собственности;
- обучение (повышение квалификации) по вопросам охраны труда руководителей и специалистов органов управления охраной труда;
- подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда и преподавательского состава, участвующих в учебном процессе по изучению вопросов безопасности и охраны труда.
2.6. Информационно-аналитическое обеспечение охраны труда
Для реализации функций управления охраной труда в Смоленской области разрабатывается автоматизированная информационная система по охране труда (далее - АИС ОТ). Информационное обеспечение планируется осуществлять на основе данных федеральных, региональных и отраслевых государственных статистических наблюдений, а также отчетных данных организаций.
Введение АИС ОТ позволит своевременно проводить корректировку Программы, более целенаправленно разрабатывать мероприятия по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
2.7. Научное обеспечение охраны труда
Программой предусматривается разработка перечня нормативной правовой документации для введения в базу данных областного уровня автоматизированной информационной системы по управлению охраной труда, разработка технологии обезвреживания особо опасных отходов, исследование радиационного фона в производственных и служебных помещениях, изучение влияния факторов внешней среды на характеристики головного мозга.
Развернутые мероприятия по вышеперечисленным направлениям представлены в Перечне мероприятий Программы.
3. Прогноз социально-экономических и иных последствий реализации
Программы
В результате реализации Программы будут созданы региональная система управления охраной труда, нормативно-правовая база охраны труда, экономический механизм стимулирования мероприятий по улучшению охраны труда и здоровья работающих. Программа определяет новые подходы к созданию в Смоленской области единой системы мониторинга условий и охраны труда, травматизма и профессиональной заболеваемости. Проведение технических и санитарно-гигиенических мероприятий будет способствовать приведению эксплуатируемого оборудования, зданий, сооружений и технологических процессов в соответствие с требованиями стандартов, норм и правил. Осуществление лечебно-профилактических мероприятий обеспечит взаимодействие всех звеньев системы медицинского обслуживания и позволит вывести профилактику профессиональных заболеваний на более высокий качественный уровень. Весь комплекс мероприятий обеспечит снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и уменьшит расходы по компенсации потерь здоровья в результате производственной деятельности.
Законом Смоленской области от 30 декабря 2002 г. N 104-з в настоящий Перечень внесены изменения
Перечень мероприятий Программы
/----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------\
| N | Наименование мероприятий |Финансо- |Источники финансирования | Финансирование по годам, тыс. руб. |Ответственные исполнители|
|п/п| |вые |-------------------------+------------------------------------| |
| | |затраты, |Средства |Внебюджетные |2002|2003 | 2004 | 2005|Срок выпол-| |
| | |тыс. руб.|областного|средства, |год |год | год | год |нения | |
| | | |бюджета, |тыс. руб. | | | | | | |
| | | |тыс. руб. | | | | | | | |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1. Мероприятия по нормативному правовому обеспечению охраны труда |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1.|Формирование нормативной базы| | | | | | | | |Департамент Смоленской|
| |документов для осуществления экспертизы| | | | | | | | 2004 год |области по труду и |
| |условий труда на рабочих местах | 40 | 0 | 40* | 0 | 0 | 40 | 0 | |социальному развитию, |
| | | | | | | | | | |ЦНТИ
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
| 2.|Разработка методических рекомендаций по| | | | | | | | |Департамент Смоленской|
| |организации и проведению совместных| | | | | | | | |области по труду и|
| |проверок с государственными органами| | | | | | | | |социальному развитию |
| |надзора и контроля за соблюдением| | | | | | | | 2005 год | |
| |законодательства об охране труда | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | | |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
| 3.|Разработка методических рекомендаций| | | | | | | | |Департамент Смоленской|
| |для органов местного самоуправления по| | | | | | | | |области по труду и|
| |предварительной проверке организации| | | | | | | | |социальному развитию |
| |работы по охране труда в организациях -| | | | | | | | | |
| |соискателях лицензий на отдельные виды| | | | | | | | 2004 год | |
| |деятельности | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | | |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
| 4.|Разработка предложений по| | | | | | | | | |
| |совершенствованию законодательства в| | | | | | | | | |
| |сфере условий и охраны труда, в том| | | | | | | | | |
| |числе: | | | | | | | | | |
| |а) государственной системы управления| | | | | | | | | |
| |охраной труда; | | | | | | | | | |
| |б) государственной федеральной| | | | | | | | | |
| |статистической отчетности по условиям и| | | | | | | | | |
| |охране труда; | | | | | | | | | |
| |в) стандартов безопасности труда; | | | | | | | | | |
| |г) обязательного социального| | | | | | | | | |
| |страхования от несчастных случаев на| | | | | | | | |Департамент Смоленской |
| |производстве и профессиональных| | | | | | | | 2002- |области по труду и |
| |заболеваний | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2005 годы|социальному развитию |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
| 5.|Разработка методических рекомендаций| | | | | | | | | |
| |для представителей администрации| | | | | | | | | |
| |Смоленской области и органов местного| | | | | | | | | |
| |самоуправления, направляемых для| | | | | | | | | |
| |участия в комиссиях по расследованию| | | | | | | | | |
| |несчастных случаев на производстве (с| | | | | | | | |Департамент Смоленской |
| |групповым, тяжелым и смертельным| | | | | | | | 2003 год |области по труду и |
| |исходом) | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |социальному развитию |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
| 6.|Комплектование фонда нормативно-| | | | | | | | | |
| |технической документации по охране| | | | | | | | 2002- |ЦНТИ |
| |труда | 800 | 0 | 800** | 200| 200| 200 | 200| 2005 годы| |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
| 7.|Регулярное обновление базы данных| | | | | | | | | |
| |нормативно-технической документации по| | | | | | | | 2002- |ЦНТИ |
| |охране труда | 6 | 0 | 6** | 2 | 1,5| 1,5 | 1 | 2005 годы| |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
| 8.|Издание нормативно-технической| | | | | | | | 2002- |ЦНТИ |
| |документации по охране труда | 48 | 0 | 48** | 12| 12 | 12 | 12 | 2005 годы| |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 2. Мероприятия по организационному обеспечению условий и охраны труда |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1.|Обеспечение реализации Федерального| | | | | | | | | |
| |закона "Об обязательном социальном| | | | | | | | | |
| |страховании от несчастных случаев на| | | | | | | | | |
| |производстве и профессиональных| | | | | | | | |Департамент Смоленской |
| |заболеваний" на территории Смоленской| | | | | | | | |области по труду и |
| |области в части организации обучения по| | | | | | | | |социальному развитию, |
| |охране труда отдельных категорий| | | | | | | | 2002- |органы местного |
| |застрахованных | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2005 годы|самоуправления, ФСС |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
| 2.|Содействие в организации работы| | | | | | | | |Департамент Смоленской |
| |межведомственной комиссии по охране| | | | | | | | |области по труду и |
| |труда | | | | | | | | 2002- |социальному развитию, |
| | | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2005 годы|Центр госсанэпиднадзора, |
| | | | | | | | | | |ГИТ |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
| 3.|Изменение схемы управления охраной| | | | | | | | |Департамент Смоленской |
| |труда в организациях на территории| | | | | | | | |области по труду и |
| |Смоленской области с учетом практики ее| | | | | | | | |социальному развитию |
| |применения за последние три года | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2002 год | |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
| 4.|Осуществление контроля за качеством| | | | | | | | |Департамент Смоленской |
| |обучения в учебных центрах по обучению| | | | | | | | 2002- |области по труду и |
| |и проверке знаний по охране труда | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2005 годы|социальному развитию |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
| 5.|Организация областных и районных| | | | | | | | |Департамент Смоленской |
| |семинаров и совещаний по вопросам| | | | | | | | |области по труду и |
| |аттестации рабочих мест по условиям| | | | | | | | |социальному развитию, |
| |труда и сертификации работ по охране| | | | | | | | 2002- |органы местного |
| |труда | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2005 годы|самоуправления |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
| 6.|Оказание методической, консультационной| | | | | | | | | |
| |и информационной помощи службам охраны| | | | | | | | | |
| |труда организаций по внедрению| | | | | | | | |Департамент Смоленской |
| |передового опыта работы в сфере охраны| | | | | | | | 2002- |области по труду и |
| |труда | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2005 годы|социальному развитию |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
| 7.|Изучение и внедрение в Смоленской| | | | | | | | | |
| |области передового опыта работы| | | | | | | | | |
| |регионов Российской Федерации по| | | | | | | | | |
| |осуществлению государственной| | | | | | | | | |
| |экспертизы условий труда при| | | | | | | | |Департамент Смоленской |
| |лицензировании отдельных видов| | | | | | | | |области по труду и |
| |деятельности | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2003 год |социальному развитию |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
|8. |Организация контроля в организациях за| | | | | | | | | |
| |предоставлением работникам компенсаций| | | | | | | | |Департамент Смоленской |
| |за работу во вредных и опасных условиях| | | | | | | | 2002- |области по труду и |
| |труда | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2005 годы|социальному развитию,ОООП|
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
|9. |Организация выездных| | | | | | | | | |
| |совещаний - консультаций по вопросам| | | | | | | | |Департамент Смоленской |
| |применения законодательства о труде и| | | | | | | | |области по труду и |
| |его охране в организациях на территории| | | | | | | | 2002- |социальному развитию |
| |Смоленской области | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2005 годы|ГИТ, ОООП |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
|10.|Организация контроля за качеством| | | | | | | | |Департамент Смоленской |
| |проведения аттестации рабочих мест по| | | | | | | | |области по труду и |
| |условиям труда в организациях на| | | | | | | | 2002- |социальному развитию, |
| |территории Смоленской области | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2005 годы|ОООП |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
|11.|Проведение областного смотра-конкурса| | | | | | | | |Департамент Смоленской |
| |на звание "Лучший уполномоченный по| | | | | | | | |области по труду и |
| |охране труда", "Лучший член комитета| | | | | | | | 2003- |социальному развитию, |
| |(комиссии) по охране труда" | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2005 годы|ОООП |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
|12.|Проведение областного смотра-конкурса| | | | | | | | |Департамент Смоленской |
| |на лучшее состояние условий и охраны| | | | | | | | |области по труду и |
| |труда в организациях на территории| | | | | | | | 2002- |социальному развитию, |
| |Смоленской области | 40 | 40 | 0 | 10| 10 | 10 | 10 | 2005 годы|ОООП |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
|13.|Подготовка и издание ежегодного доклада| | | | | | | | |Департамент Смоленской |
| |о состоянии условий и охраны труда,| | | | | | | | |области по труду и |
| |производственного травматизма и| | | | | | | | 2002- |социальному развитию, |
| |профессиональных заболеваний | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2005 годы|Центр госсанэпиднадзора |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
|14.|Организация внеочередных проверок| | | | | | | | | |
| |знаний руководителей и специалистов| | | | | | | | | |
| |организаций, не обеспечивающих| | | | | | | | | |
| |соблюдение норм и правил охраны труда,| | | | | | | | |Департамент Смоленской |
| |виновных в несчастных случаях,| | | | | | | | 2002- |области по труду и |
| |происшедших на производстве | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2005 годы|социальному развитию |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
|15.|Определение в районах и городах| | | | | | | | | |
| |Смоленской области передовых| | | | | | | | |Департамент Смоленской |
| |организаций по аттестации рабочих мест| | | | | | | | |области по труду и |
| |по условиям труда и подготовке к| | | | | | | | |социальному развитию, |
| |проведению сертификации работ по охране| | | | | | | | 2002- |органы местного |
| |труда | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2005 годы|самоуправления |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
|16.|Оказание помощи организациям всех| | | | | | | | |Департамент Смоленской |
| |организационно-правовых форм и форм| | | | | | | | |области по труду и |
| |собственности в проведении аттестации| | | | | | | | |социальному развитию, |
| |рабочих мест и подготовке к проведению| | | | | | | | 2002- |органы местного |
| |сертификации работ по охране труда | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2005 годы|самоуправления |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
|17.|Оказание содействия в создании служб| | | | | | | | |Департамент Смоленской |
| |охраны труда в организациях независимо| | | | | | | | |области по труду и |
| |от форм собственности и| | | | | | | | |социальному развитию, |
| |организационноправовых форм | | | | | | | | 2002- |органы местного |
| | | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2005 годы|самоуправления |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
|18.|Оборудование выставки средств наглядной| | | | | | | | | |
| |агитации по охране труда | 1,5 | 0 | 1,5** | 0 | 1,5| 0 | 0 | 2003 год |ЦНТИ |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
|19.|Координация деятельности органов| | | | | | | | | |
| |исполнительной власти Смоленской| | | | | | | | | |
| |области, осуществляющих реализацию мер| | | | | | | | 2002- |Межведомственная комиссия|
| |по охране труда | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2005 годы|по охране труда |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
|20.|Осуществление контроля за порядком| | | | | | | | | |
| |обеспечения работников средствами| | | | | | | | | |
| |индивидуальной защиты в соответствии с| | | | | | | | 2002- |ОООП, органы местного|
| |отраслевыми правилами | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2005 годы|самоуправления |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
|21.|Подготовка проекта областного закона| | | | | | | | |Департамент Смоленской |
| |"Об охране труда в Смоленской области" | | | | | | | | |области по труду и |
| | | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2003 год |социальному развитию,ОООП|
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
|22.|Внедрение современных методов оценки | | | | | | | | |Департамент Смоленской |
| |состояния здоровья работников в | | | | | | | | |области по |
| |зависимости от условий труда и | | | | | | | | |здравоохранению, |
| |производственной среды | | | | | | | | |Департамент Смоленской |
| | | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2003 год |области по труду и |
| | | | | | | | | | |социальному развитию |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
|23.|Организация автоматизированных рабочих| | | | | | | | | |
| |мест специалистов, выполняющих| | | | | | | | |Департамент Смоленской |
| |обязанности государственных экспертов| | | | | | | | |области по труду и |
| |по условиям труда | 300 | 300 | 0 | 150| 150| 0 | 0 | |социальному развитию |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
|24.|Анализ ситуации в организациях на| | | | | | | | |Департамент Смоленской |
| |территории Смоленской области по| | | | | | | | |области по труду и |
| |высвобождению женщин и лиц моложе 18| | | | | | | | |социальному развитию, |
| |лет от работ, на которых запрещен их| | | | | | | | |органы местного |
| |труд | | | | | | | | |самоуправления, Центр|
| | | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2002 год |госсанэпиднадзора |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |Департамент Смоленской |
|25.|Разработка областной программы по | | | | | | | | |области по сельскому |
| |улучшению условий и охраны труда в | | | | | | | | |хозяйству и |
| |сельскохозяйственном производстве | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2002 год |продовольствию |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
|26.|Разработка областной программы по | | | | | | | | |Департамент Смоленской |
| |улучшению условий и охраны труда в | | | | | | | | |области по |
| |здравоохранении | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2002 год |здравоохранению |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
| | | | | | | | | | | |
|27.|Проведение в организациях на территории| | | | | | | | | |
| |Смоленской области паспортизации | | | | | | | | | |
| |канцерогенных производств, участков, | | | | | | | | |Центр |
| |рабочих мест | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2002 год |госсанэпиднадзора |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
| | | | | | | | | | | |
|28.|Составление санитарно-гигиенических | | | | | | | | | |
| |паспортов условий труда и состояния | | | | | | | | | |
| |здоровья женщин, работающих в | | | | | | | | |Центр госсанэпиднадзора,|
| |организациях на территории Смоленской | | | | | | | | |органы местного|
| |области | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2002 год |самоуправления |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
|29.|Организация обследования, анализ | | | | | | | | |Департамент Смоленской |
| |условий труда работников предприятий | | | | | | | | |области по труду и |
| |связи и разработка рекомендаций по их | | | | | | | | |социальному развитию, |
| |улучшению | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2002 год |Центр госсанэпиднадзора |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
|30.|Проведение обследований условий труда | | | | | | | | | |
| |работников при эксплуатации компьютеров| | | | | | | | | |
| |в общеобразовательных учебных | | | | | | | | | |
| |заведениях на территории Смоленской | | | | | | | | |Центр |
| |области | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2004 год |госсанэпиднадзора |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
| | | | | | | | | | | |
|31.|Разработка программного обеспечения по | | | | | | | | 2002- | |
| |анализу травмобезопасности | 96 | 0 | 96** | 24| 24 | 24 | 24 | 2005 годы|ЦНТИ |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
|32.|Оборудование выставки средств | | | | | | | | | |
| |индивидуальной защиты и спецодежды | 4 | 0 | 4** | 0 | 0 | 4 | 0 | 2004 год |ЦНТИ |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
|33.|Формирование банка данных об | | | | | | | | | |
| |организациях, выпускающих средства | | | | | | | | |Департамент Смоленской |
| |индивидуальной защиты в Смоленской | | | | | | | | 2002- |области по труду и |
| |области | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2003 годы|социальному развитию |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 3. Технические мероприятия по охране труда |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1.|Оснащение государственной экспертизы | | | | | | | | | |
| |условий труда современными приборами | | | | | | | | |Департамент Смоленской |
| |для измерения параметров вредных | | | | | | | | 2002- |области по труду и |
| |факторов производственной среды | 80 | 40 | 40* | 20| 20 | 20 | 20 | 2005 годы|социальному развитию |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
| 2.|Организация проведения поверки | | | | | | | | | |
| |измерительных приборов в органах | | | | | | | | | |
| |Государственного комитета Российской | | | | | | | | |Департамент Смоленской |
| |Федерации по стандартизации, метрологии| | | | | | | | 2002- |области по труду и |
| |и сертификации (Госстандарт России) | 24 | 12 | 12* | 6 | 6 | 6 | 6 | 2005 годы|социальному развитию |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
| 3.|Обеспечение рабочих мест специалистов | | | | | | | | | |
| |по охране труда органов по труду и | | | | | | | | | |
| |социальной защите населения районов | | | | | | | | |Департамент Смоленской |
| |оргтехникой (персональными | | | | | | | | |области по труду и |
| |компьютерами) в целях внедрения | | | | | | | | |социальному развитию, |
| |автоматизированной информационной | | | | | | | | 2002- |органы местного |
| |системы по управлению охраной труда | 1400 | 1400 | 0 | 700| 700 | 0 | 0 | 2003 годы|самоуправления |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
| 4.|Приобретение средств обучения, кино- и | | | | | | | | | |
| |видеотехники Региональным центром | | | | | | | | | |
| |охраны труда при ЦНТИ для оборудования | | | | | | | | | |
| |учебного класса (компьютеры, | | | | | | | | | |
| |видеопроектор, видеомагнитофон, | | | | | | | | 2002- | |
| |видеокамера) | 266 | 0 | 266** | 65| 65 | 65 | 71 | 2005 годы|ЦНТИ |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
| 5.|Изучение и внедрение опыта работы | | | | | | | | | |
| |регионов Российской Федерации по | | | | | | | | | |
| |применению единой компьютерной | | | | | | | | | |
| |технологии сбора, обработки и анализа | | | | | | | | | |
| |информации о несчастных случаях на | | | | | | | | |Департамент Смоленской |
| |производстве и профессиональных | | | | | | | | |области по труду и |
| |заболеваниях, отчетности по травматизму| 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2002 год |социальному развитию |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
| 6.|Разработка мультимедийных обучающих | | | | | | | | | |
| |программ для специалистов по охране | | | | | | | | 2004- | |
| |труда и рабочих профессий | 32 | 0 | 32** | 0 | 0 | 16 | 16 | 2005 годы|ЦНТИ |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 4. Мероприятия по санитарно-гигиеническому и лечебно-профилактическому обеспечению охраны труда |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1.|Составление индивидуальных программ | | | | | | | | |Департамент Смоленской |
| |реабилитации лиц, ставших инвалидами | | | | | | | | |области по труду и |
| |вследствие трудового увечья | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2004 год |социальному развитию |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
| 2.|Осуществление контроля за организацией | | | | | | | | | |
| |специальных рабочих мест для инвалидов | | | | | | | | |Департамент Смоленской |
| |в организациях, где применяется труд | | | | | | | | |области по труду и |
| |инвалидов | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2005 год |социальному развитию |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
| 3.|Организация направления в Смоленский | | | | | | | | | |
| |областной центр профпатологии | | | | | | | | | |
| |работников с вредными условиями труда, | | | | | | | | | |
| |выработавших льготный стаж, для | | | | | | | | | |
| |углубленного обследования и решения | | | | | | | | |Центр госсанэпиднадзора,|
| |вопроса о возможности продолжения | | | | | | | | 2002- |органы местного|
| |работы | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2005 годы|самоуправления |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
| 4.|Подготовка и переподготовка | | | | | | | | | |
| |специалистов - профпатологов, | | | | | | | | |Департамент Смоленской |
| |принимающих участие в организации и | | | | | | | | |области по |
| |проведении предварительных и | | | | | | | | |здравоохранению, Центр|
| |периодических медицинских осмотров | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2004 год |госсанэпиднадзора |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
| 5.|Изучение опыта работы регионов | | | | | | | | | |
| |Российской Федерации и подготовка | | | | | | | | | |
| |предложений о выделении областного | | | | | | | | |Департамент Смоленской |
| |Центра профпатологии в самостоятельную | | | | | | | | |области по |
| |структурную единицу | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2003 год |здравоохранению |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 5. Мероприятия по обучению и подготовке кадров по охране труда |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1.|Разработка программного обеспечения | | | | | | | | 2002- | |
| |дистанционного обучения по охране труда| 120 | 0 | 120** | 30| 30 | 30 | 30 | 2005 годы|ЦНТИ |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
| 2.|Разработка программного обеспечения | | | | | | | | | |
| |аттестации рабочих мест по условиям | | | | | | | | 2002- | |
| |труда | 36 | 0 | 36** | 18| 18 | 0 | 0 | 2003 годы|ЦНТИ |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
| 3.|Организация обучения и аттестации | | | | | | | | | |
| |экспертов по условиям труда Управления | | | | | | | | | |
| |охраны труда Департамента Смоленской | | | | | | | | | |
| |области по труду и социальному развитию| | | | | | | | | |
| |развития на право проведения | | | | | | | | | |
| |исследований факторов производственной | | | | | | | | |Департамент Смоленской |
| |среды в целях экспертной оценки условий| | | | | | | | 2002- |области по труду и |
| |труда | 12 | 12 | 0 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2005 годы|социальному развитию |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
| 4.|Организация обучения по охране труда | | | | | | | | | |
| |руководителей и специалистов органов | | | | | | | | |Департамент Смоленской |
| |исполнительной власти Смоленской | | | | | | | | 2002- |области по труду и |
| |области,органов местного самоуправления| 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2005 годы|социальному развитию |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
| 5.|Внедрение современных методов обучения | | | | | | | | | |
| |руководителей и специалистов | | | | | | | | | |
| |организаций по проблемам охраны труда | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2005 год |ЦНТИ |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 6. Мероприятия по информационно-аналитическому обеспечению охраны труда |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| | | | | | | | | | |Департамент Смоленской |
| | | | | | | | | | |области по труду и |
| 1.|Внедрение на территории Смоленской | | | | | | | | |социальному развитию, |
| |области АИС ОТ | 60 | 60 | 0 | 30| 30 | 0 | 0 | |органы местного |
| | | | | | | | | | |самоуправления |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
| | | | | | | | | | |Департамент Смоленской |
| | | | | | | | | | |области по труду и |
| 2.|Подготовка материалов по вопросам | | | | | | | | |социальному развитию, |
| |охраны труда и их опубликование в | | | | | | | | 2002- |органы местного |
| |средствах массовой информации | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2005 годы|самоуправления |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
| 3.|Изучение и распространение передового | | | | | | | | | |
| |отечественного и зарубежного опыта по | | | | | | | | | |
| |улучшению условий и охраны труда, а | | | | | | | | |Департамент Смоленской |
| |также информационно-аналитическому | | | | | | | | |области по труду и |
| |обеспечению управления деятельностью | | | | | | | | 2002- |социальному развитию, |
| |по охране труда | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2005 годы|ЦНТИ |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
| 4.|Организация и проведение областных | | | | | | | | | |
| |конференций, семинаров, выставок, | | | | | | | | |Департамент Смоленской |
| |совещаний и "круглых столов" по | | | | | | | | 2002- |области по труду и |
| |вопросам охраны труда | 30 | 15 | 15* | 6 | 6 | 12 | 6 | 2005 годы|социальному развитию |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
| 5.|Создание банка данных | | | | | | | | |Департамент Смоленской |
| |травмобезопасности рабочих мест | | | | | | | | |области по труду и |
| |организаций по результатам аттестации | | | | | | | | |социальному развитию, |
| |рабочих мест по условиям труда | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2004 год |органы местного |
| | | | | | | | | | |самоуправления |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
| | | | | | | | | | |Департамент Смоленской |
| 6.|Участие в международных выставках по | | | | | | | | 2002- |области по труду и |
| |охране труда | 300 | 300 | 0 | 150| 0 | 0 | 150 | 2005 годы|социальному развитию |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 7. Мероприятия по научному обеспечению охраны труда |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1.|Осуществление регулярного обновления | | | | | | | | | |
| |базы данных нормативно-правовой | | | | | | | | | |
| |документации АИС ОТ | 5 | 0 | 5** | 5 | 0 | 0 | 0 | 2002 год |ЦНТИ |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
| 2.|Разработка технологии обезвреживания | | | | | | | | | |
| |особо опасных отходов | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |НИИ с.х. |
| | | | | | | | | | | |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
| 3.|Изучение влияния факторов внешней среды| | | | | | | | | |
| |(температуры и вестибулярной нагрузки) | | | | | | | | | |
| |на характеристики работы головного | | | | | | | | | |
| |мозга | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2004 год |СГМА |
| | | | | | | | | | | |
|---+---------------------------------------+---------+----------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
| 4.|Исследование радиационного фона в | | | | | | | | | |
| |производственных и служебных помещениях| | | | | | | | | |
| |в организациях на территории Смоленской| | | | | | | | | |
| |области | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2005 год |ГОУВПОСФМЭИ (ТУ) |
| | | | | | | | | | | |
| |Всего: | 3700,5 | 2179 | 1521,5 |1431|1277 | 443,5 | 549 | | |
|---+------------------------------------------------------------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
| | Областной бюджет | |1059| 909 | 32 | 179 | | |
|---+------------------------------------------------------------+--------------+----+-----+-------+-----+-----------+-------------------------|
| |Внебюджетные средства: | | | | | | | |
| |Средства от штрафных санкций | 107 | 16| 16 | 59 | 16 | | |
| |Средства, привлекаемые ЦНТИ | 1414,5 | 356| 352 | 352,5 | 354 | | |
\----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------/
* средства (30 % от общего объема), взыскиваемые на территории Смоленской области за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда и направляемые органу исполнительной власти Смоленской области (Департамент Смоленской области по труду и социальному развитию) на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в рамках территориальной программы (постановление Правительства Российской Федерации от 7 июля 2000 г. N 507);
** средства, привлекаемые ЦНТИ.
<< Статья 3 Статья 3 |
||
Содержание Закон Смоленской области от 27 февраля 2002 г. N 24-з "О Программе улучшения условий и охраны труда в Смоленской области... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.