Комитет министров, в соответствии с положениями статьи 15.b Устава Совета Европы,
учитывая возрастающее количество дел, направляемых на рассмотрение судов, что может препятствовать праву каждого гражданина на публичное разбирательство в разумные сроки, закрепленные в статье 6.1 Европейской конвенции о защите прав человека;
Точное название упомянутого документа: Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 25 марта 1992 г.)
учитывая, в связи с этим, большое количество не относящихся к судопроизводству задач, которые должны выполнять судьи и количество которых в ряде стран имеет тенденцию к увеличению;
будучи убежден в необходимости ограничить количество не относящихся к судопроизводству задач, выполняемых судьями, а также сократить любую излишнюю рабочую нагрузку на суды для улучшения качества отправления правосудия; будучи также убежденным в необходимости постоянно обеспечивать равноправное распределение дел между судами и наиболее оптимальное использование их людских ресурсов,
предлагает правительствам государств-членов, кроме выделения судебным органам необходимых средств для эффективного рассмотрения возрастающего количества дел, находящихся в судах, и уменьшения круга не относящихся к судопроизводству задач, изучить целесообразность включения одной или нескольких следующих задач в их судебную политику;
I. содействовать, где это необходимо, примирению сторон, как вне судебной системы, так до или в ходе судебного разбирательства.
С этой целью можно было бы рассмотреть следующие меры:
а. предусмотреть, вместе с соответствующими стимулами, процедуры примирения до судебного разбирательства или иные способы урегулирования споров вне его рамок;
b. возложить на судей в качестве одной из основных задач ответственность добиваться примирения сторон и заключения мирового соглашения по всем соответствующим вопросам до начала или на любой соответствующей стадии судебного разбирательства;
с. считать этическим долгом адвокатов или предложить компетентным органам признать в качестве такового принцип, согласно которому адвокаты должны добиваться примирения сторон до начала судебного разбирательства или на любой соответствующей стадии такого разбирательства.
II. не увеличивать, а постепенно уменьшать количество не имеющих к судебному разбирательству задач, возложенных на судей, поручая такие задачи другим лицам или органам.
В добавлении к настоящей рекомендации содержатся примеры не относящихся к судебному разбирательству задач, которые в некоторых странах в настоящее время выполняют судьи и от которых их можно было бы освободить, учитывая конкретные особенности каждой страны.
III. определить соответствующие органы, не входящие в судебную систему, в которые могут обращаться стороны для разрешения исковых споров на небольшие суммы и по вопросам некоторых конкретных областей права.
IV. с помощью необходимых средств и в соответствующих случаях принять меры для упрощения доступа к альтернативным способам разрешения споров и повышения их эффективности в качестве процедуры, заменяющей судебное разбирательство.
V. шире практиковать, если это еще не сделано, передачу дел на рассмотрение одного судьи в первой инстанции по всем соответствующим вопросам.
VII. оценивать возможное воздействие страхования судебных издержек на увеличение количества дел, передаваемых на рассмотрение судов, и принимать соответствующие меры, если будет установлено, что страхование судебных издержек поощряет возбуждение необоснованных исков.
Добавление к Рекомендации N R (86) 12 Примеры не относящихся к судопроизводству задач, от которых должны быть избавлены судьи в некоторых странах, с учетом конкретных особенностей каждой страны
Заключение браков.
Составление договоров о семейной собственности.
Разрешение на публикацию извещений о браке.
Разрешение одному супругу представлять другого: взамен согласия супруга, который лишен возможности дать такое согласие.
Смена фамилии - смена имени.
Признание отцовства или материнства.
Управление собственностью недееспособных лиц.
Назначение законного представителя недееспособных совершеннолетних и отсутствующих лиц.
Согласие на приобретение собственности юридическими лицами.
Проверка бухгалтерских книг коммерсантов.
Ведение коммерческих списков:
коммерсантов,
компаний,
торговых марок,
транспортных средств,
судов, катеров и самолетов.
Выдача лицензий на ведение коммерческой деятельности.
Судебное вмешательство в выборы и референдумы, не предусмотренные конституцией.
Назначение судьи в качестве председателя или членом комитетов, в которых его присутствие необходимо с целью обеспечить беспристрастность комитета.
Сбор налогов и таможенных пошлин.
Сбор судебных гонораров.
Выполнение функций государственного нотариуса.
Принятие мер в отношении собственности умерших лиц.
Составление документов и актов гражданского состояния.
Земельный кадастр (контроль за регистрацией передачи собственности, ипотек).
Назначение арбитров, когда такое назначение требуется по закону.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендация Комитета министров Совета Европы от 16 сентября 1986 г. N R (86) 12 "Комитет министров - государствам-членам относительно мер по недопущению и сокращению чрезмерной рабочей нагрузки на суды"
Рекомендация была принята министров 16 сентября 1986 г. на 399-м заседании заместителей министров
Текст Рекомендации опубликован в журнале "Российская юстиция", N 7, 1997 г.