Вход
бимс - поперечная балка, связывающая правую и левую
ветви шпангоута, иногда в несколько ярусов,
для создания необходимой жесткости корпуса
судна. На бимсе настилают палубу. Бимс
изготовляют из профильной стали, а у
деревянных судов - из брусьев.
ватерлиния - линия соприкасания борта плавающего судна с
неподвижной поверхностью воды. Различают
ватерлинии теоретическую и грузовую.
Ватерлиния теоретическая служит для вычисления
основных характеристик судна при
проекировании; это - кривая от сечения корпуса
судна плоскостью параллельной поверхности
воды. Теоретические ватерлинии наносятся для
показа обводов судна на нужных уровнях.
Ватерлиния грузовая - это ватерлиния судна,
имеющего полную нагрузку; она соответствует
наибольшей осадке судна, допустимой в
эксплуатации. Грузовая ватерлиния отмечается
на борту судна либо белой полосой, либо (на
коммерческих судах) особой, т. н. грузовой
маркой, нанесенной на борту в средней части
судна. Корпус судна ниже грузовой ватерлинии
обычно окрашивается в красный или зеленый
цвет.
дифферент - разность между углублением носовой и кормовой
оконечностей судна. Дифферент характеризует
продольное положение судна. "Дифферент на
нос" - преобладание осадки на корму.
Нормальным дифферентом для морского судна
считается тот, при котором судно развивает
наилучший ход, хорошо управляется и имеет
лучшую мореходность, обычно равен 2° на корму.
При плавании во льдах дифферент искусственно
увеличивают на корму, чтобы погрузить винт
ниже льда и улучшить раскалывание льда носом.
Дифферент подводной лодки изменяется с помощью
горизонтальных рулей, и, таким образом, он
является дополнительным фактором в процессе
управления. Подводная лодка погружается с
дифферентом на нос, всплывает с дифферентом на
корму и плывет на заданной горизонтали с
нулевым дифферентом.
карлингс - (англ. carling) продольная подпалубная балка,
обычно в виде тавра. Карлингс служит для опоры
бимсов, поддерживается снизу пиллерсами,
опирающимися на днище или на нижележащую
палубу.
квартердек - (от англ. quater-deck) приподнятая кормовая
палуба, простирается от средней надстройки
(юта) и служит для уравнивания объемов носовых
и кормовых грузовых трюмов. Увеличение высоты
кормовых трюмов компенсирует потерю объема на
устройствотуннеля гребного вала; Кватердек
устраивают на грузоых судах малого и среднего
тоннажа.
клиренс - (просвет) (англ. clearance - буквально,
зазор) - расстояние от низших точек киля судна
до поверхности дна.
кница - (от англ. knee - колено) в металлическом
судостроении стальная пластина треугольной
формы, служащая для соединения профильных
деталей набора корпуса судна, примыкающих одна
к другой под углом. Например, бимсовая кница
соединяет бимс со шпангоутом. В деревянном
судостроении кницы, выполненные из кокор,
ставятся для крепления концов брусьев набора с
другими брусьями или с обшивкой.
комингс - (англ. coaming) вертикальный стальной лист,
установленный по периметру и других вырезов в
палубах судов. Комингсы прочно соединены с
настилом палубы и, образуя как бы раму вокруг
выреза в палубе, служат для придания ей
жесткости и прочности в месте выреза, а также
для предохранения от попадания воды с палубы
внутрь судна через люк. На комингсах
расположены люковые закрытия и крепления -
съемные бимсы, люковые кромки, брезнты, шины.
Комингсы продолжаются ниже палубы, и их
подпалубная часть служит для крепления
полубимсов (т. е. коротких бимсов, идущих от
борта до продольного комингса люка). Будучи
соединены под палубой с карлингсами,
продольные комингсы грузовых люков включаются
в работу корпуса судна при общем его изгибе.
леерные устройства - (от голл. legger - веревка, трос) устройства
применяемые для предотвращения падения людей
за борт на суднах, не имеющих фальшборта.
Леерные устройства бывают прутиковые,
сетчатые, трубчатые и т. п., могут быть
постоянные или съемные вдоль борта. Во время
шторма вдоль судна протягивают штормовые
лееры, за которые держатся люди при
передвижении. Для этой же цели устраиваются
постоянные металлические лееры на дымовых
трубах и на стенках рубок.
найтов - (от голл. naaien - нить и touw - канат, трос)
перевязка или обвивка тонким тросом двух или
более тросов либо других предметов (рангоутных
деревьев, рангоутного дерева с тросом и
т. п.), а также крепления на судах шлюпок,
подвижных предметов, грузов, и др. для
предохранения их от срыва с места во время
шторма. Каждый оборот найтова называется
шлагом.
седловатость - плавный подъем палубы судна к носу и корме.
Седловатость защищает палубу от заливания
встречными или попутными волнами, уменьшает
попадание воды в люки и улучшает условия
безопасности обслуживания. Обычно седловатость
палубы в носовой оконечности судна вдвое
больше, чем в кормовой.
систерна - (англ. cistern, от лат. cisterna - водоем) -
помещение, емкость для хранения жидкостей на
судне: пресной воды, жидкого топлива, жидкого
груза, смазочных масел и пр. Систернами
называют также отсеки судна для приема
забортной балластной воды, отсеки двойного
дна, пики, дип-танки, именуемые также танками.
В современной литературе применяется также
термин "цистерна".
стрингер - (голл. stringer) непрерывная связь (плоский
криволинейный брус) продольного набора судна,
расположенная нормально к внутренней
поверхности обшивки судна. Стрингер является
опорой для шпангоутов и придает обшивке судна
жесткость и прочность. В зависимости от
расположения на судне стрингеры бывают
бортовые, палубные и днищевые.
тайм-чартер - (англ. time charter, от time - время и
charter - буквально, грамота) договор
фрахтования на определенный календарный срок.
фальшборт - (нем. falsh - ложный и голл. boord - борт)
продолжение наружной обшивки судна выше
верхней палубы. Форштевень заканчивается
вверху продольным брусом - планширем и
обеспечивает безопасность людей и грузов,
находящихся на верхней палубе, а также
уменьшает попадание воды на палубу при сильном
волнении.
форштевень - (голл. voorstewen, от voor - приставка,
означающая "впереди", и steven - штевень,
стояк) - крайний носовой брус, заканчивающий
корпус судна. Форштевень представляет собой
стальную поковку или отливку, скрепленную с
килем и являющуюся его продолжением. К
форштевню крепятся листы наружной обшивки
судна. Верхняя часть форштевня, находящаяся
под водой, обычно изготовляется из изогнутого
листа. На крупных судах форштевень состоит из
отдельных массивных частей, соединенных между
собой замками или сваркой. Форштевень судов
ледового плавания имеют увеличенные сечения
для повышения прочности, необходимой при ударе
об лед.
фрахт - плата владельцу транспортных средств (в
основном морских) за предоставленные им услуги
по перевозке пассажиров или грузов, а также -
в зависимости от условий договора - плата за
погрузку, выгрузку и укладку последних. Чаще
плательщиком выступает фрахтователь, т.е.
лицо, заключившее договор о перевозке с
владельцем транспортных средств
(фрахтовщиком).
ширстрек - (англ. sheerstrake от sheer - кривая линия
борта и strake - полоса, пояс) самый верхний
пояс обшивки бортов судна. Ширстреки в
соединении с палубными стрингерами являются
основными связями, создающими продольную
прочность корпуса судна. Ширстрек делается
толще остальных поясов бортовой обшивки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.