4 июля 2012 г., 22 мая 2013 г.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, решением 54-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 29.02.2008 N 783 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в городе Смоленске", постановлением Главы города Смоленска от 07.05.2008 N 250 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ, их формирования и реализации", в целях создания условий для полной и всесторонней реализации национальной политики в сфере защиты прав потребителей, руководствуясь Уставом города Смоленска, Администрация города Смоленска постановляет:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Защита прав потребителей в городе Смоленске" на 2012-2014 годы.
2. Финансово-казначейскому управлению Администрации города Смоленска (В.Н. Абрамов) обеспечить финансирование ведомственной целевой программы "Защита прав потребителей в городе Смоленске" на 2012-2014 годы в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Смоленска на ее реализацию в период с 2012 по 2014 год.
3. Управлению по инвестициям Администрации города Смоленска (Н.В. Казанцев) включить ведомственную целевую программу "Защита прав потребителей в городе Смоленске" на 2012-2014 годы в Реестр программ.
4. Информационно-аналитическому отделу Администрации города Смоленска (Ю.С. Андреева) опубликовать данное постановление в средствах массовой информации.
5. Комитету по информационным ресурсам и телекоммуникациям Администрации города Смоленска (С.В. Пивоваров) разместить настоящее постановление на официальном сайте Администрации города Смоленска.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Главы Администрации города Смоленска Маслакова С.В.
Глава Администрации |
К.Г. Лазарев |
Ведомственная целевая программа
"Защита прав потребителей в городе Смоленске" на 2012-2014 годы
(утв. постановлением Администрации города Смоленска от 2 августа 2011 г. N 1444-адм)
4 июля 2012 г., 22 мая 2013 г.
Постановлением Администрации г. Смоленска от 22 мая 2013 г. N 908-адм в паспорт внесены изменения
Паспорт программы
Наименование программы |
Ведомственная целевая программа "Защита прав потребителей в городе Смоленске" на 2012-2014 годы (далее - Программа) |
Решение о разработке Программы |
Распоряжение Администрации города Смоленска от 23.05.2011 N 584-р/адм "О разработке проекта ведомственной целевой программы по защите прав потребителей в городе Смоленске на 2012-2014 годы" |
Заказчик Программы |
Администрация города Смоленска |
Координатор Программы |
Первый заместитель Главы Администрации города Смоленска Маслаков С.В. |
Разработчик Программы |
Управление по потребительскому рынку и развитию предпринимательства Администрации города Смоленска |
Организатор Программы |
Управление по потребительскому рынку и развитию предпринимательства города Смоленска |
Основные цели и задачи Программы |
Цель Программы - создание условий для полной и всесторонней реализации национальной политики в сфере защиты прав потребителей в городе Смоленске, повышение роли Администрации города Смоленска в осуществлении защиты прав потребителей. Задачи Программы: 1. Обеспечение взаимодействия с государственными органами надзора и общественными организациями в сфере защиты прав потребителей. 2. Информирование и просвещение населения в сфере защиты прав потребителей. 3. Содействие повышению правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке города. 4. Содействие обеспечению качества и безопасности товаров (работ, услуг) на потребительском рынке города. 5. Осуществление защиты прав потребителей в случае приобретения ими недоброкачественных товаров, работ, услуг. 6. Стимулирование повышения качества продукции, товаров, работ, услуг, реализуемых на потребительском рынке города. 7. Оказание содействия общественным организациям, осуществляющим деятельность по обеспечению защиты прав потребителей в городе Смоленске |
Сроки и этапы реализации Программы |
Программа рассчитана на 2012 - 2014 годы. Мероприятия будут выполняться в соответствии со сроками согласно приложению к Программе. С учетом изменений, происходящих на потребительском рынке, мероприятия могут быть скорректированы в установленном порядке. Этапов реализации Программы не предусматривается, так как мероприятия Программы будут реализовываться весь период ее действия |
Исполнитель Программы |
Управление по потребительскому рынку и развитию предпринимательства города Смоленска |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования Программы составляет - 370 тыс. рублей ежегодно (2012 год - 370 тыс. рублей, 2013 год - 200 тыс. рублей, 2014 год - 370 тыс. рублей). Источник финансирования Программы - бюджет города Смоленска. Объем средств, направляемых на реализацию Программы, уточняется при разработке проекта городского бюджета на соответствующий финансовый год и корректируется с учетом индекса-дефлятора |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
В результате выполнения мероприятий программы будет достигнуто: - повышение эффективности защиты прав потребителей в городе Смоленске; - повышение уровня доступности и оперативности защиты нарушенных прав потребителей; - увеличение доли потребительских споров, разрешаемых в досудебном порядке, - повышение уровня потребительской грамотности, информированности потребителей о потребительских свойствах товаров, работ, услуг, об изменениях в реформируемых секторах потребительского рынка; - повышение уровня доступности информации о товарах, работах, услугах, необходимой потребителям для реализации предоставленных им законодательством прав; - повышение активности и эффективности деятельности общественных организаций потребителей |
Органы, осуществляющие контроль за ходом реализации Программы |
Контроль за реализацией Программы осуществляют Администрация города Смоленска, управление по потребительскому рынку и развитию предпринимательства Администрации города Смоленска, иные органы в соответствии с их компетенцией, определенной законодательством |
Раздел I. Обоснование необходимости разработки Программы
В апреле 1992 года в России вступил в силу Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей". Он предусматривает закрепление за потребителями прав, признанных международным сообществом. Это право на безопасность товаров (работ и услуг) для жизни и здоровья потребителей; право на полную и достоверную информацию о товарах (работах, услугах); право потребителя на надлежащее качество приобретаемых товаров (работ, услуг); право на возмещение ущерба, причиненного потребителю, и право на судебную защиту.
Согласно Уставу города Смоленска полномочия по осуществлению защиты прав потребителей в соответствии с федеральным законодательством относятся к компетенции Администрации города Смоленска.
Организация работы по защите прав потребителей возложена на управление по потребительскому рынку и развитию предпринимательства Администрации города Смоленска (далее - управление).
В пределах компетенции управлением рассматриваются обращения граждан, проводятся консультации по вопросам защиты прав потребителей, принимаются меры к добровольному урегулированию споров между потребителем и продавцом (исполнителем работ, услуг), по поручению потребителей защищаются их интересы в суде. В необходимых случаях информация о нарушениях объектами потребительского рынка действующего законодательства направляется в органы госнадзора для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Ежегодно в отделе по защите прав потребителей рассматривается от 2 до 2,5 тыс. обращений смолян. В 2010 году в отдел по защите прав потребителей обратились 2464 человека, в т.ч. по разным вопросам розничной торговли и общественного питания - 1520 человек.
90% обращений являются обоснованными, и потребители получают положительное решение по предъявляемым требованиям. В 2010 году за недоброкачественные товары и услуги потребителям возвращено 1526,3 тыс. рублей.
Анализ обращений потребителей и проводимой работы по защите прав потребителей показывает, что на потребительском рынке города имеют место:
- реализация недоброкачественных товаров и услуг;
- ущемление прав потребителей при продаже бытовой техники, предоставлении потребительских кредитов, предоставлении услуг ЖКХ, оказании медицинских услуг и т.д.;
- введение в заблуждение потребителей относительно стоимости и потребительских свойств товаров и услуг;
- недостаточно полное и недостоверное предоставление необходимой потребителям информации о продавцах, исполнителях (работ, услуг), о товарах и услугах;
- низкий уровень потребительского образования граждан;
- отсутствие экспертных организаций по отдельным видам работ (услуг), что связано с трудностями предоставления доказательств нарушения прав потребителей (коммунальные услуги, образовательные услуги, медицинские услуги и др.);
- длительные сроки рассмотрения дел в судах (до 6 месяцев и более).
В силу предоставленных полномочий работа с потребителями в управлении направлена на их просвещение, ознакомление с предоставленными законом правами, гарантиями и способами защиты. Прежде всего, это информирование потребителей через средства массовой информации, организация работы центров потребительского просвещения в городских библиотеках, проведение работы по пропаганде законодательства о защите прав потребителей в учебных заведениях города и т.д.
Для достижения положительного эффекта такая работа ведется не только с потребителями, но и с производителями, изготовителями, продавцами, работающими на потребительском рынке города.
Работа с юридическими лицами и предпринимателями (изготовителями, продавцами, исполнителями работ, услуг) направлена на информирование их о нормах действующего законодательства Российской Федерации, Смоленской области, органов местного самоуправления, а также об ответственности за его нарушение, создание условий, благоприятствующих соблюдению всех требований законодательства при осуществлении деятельности на потребительском рынке.
В соответствии со статьей 45 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" на территории города осуществляют правозащитную деятельность общественные организации.
На основании соглашения о сотрудничестве и совместной деятельности Администрации города Смоленска и Региональной Смоленской общественной организации "Общество защиты прав потребителей "Фемида" от 15.09.2009 проводится работа по выявлению некачественных товаров на потребительском рынке города. В 2010 году проведено 13 мероприятий по сравнительному тестированию качества пищевых продуктов и непродовольственных товаров, в том числе: 7 смотров качества (мясных консервов, кофе растворимого гранулированного, зеленого горошка, ювелирных изделий из золота, обуви и др.) и 6 заседаний постоянно действующей дегустационной (оценочной) комиссии по оценке качества пищевых продуктов (консервов "Шпроты в масле", пресервов, икры кабачковой различных производителей, шампанских вин, яиц и сливочного масла). В результате тестирования были выявлены случаи несоответствия товаров требованиям нормативных документов. Результаты исследований и органолептической оценки качества направлялись в органы госнадзора.
С целью повышения качества и популяризации товаров смоленских товаропроизводителей в рамках мероприятий, посвященных Всемирному дню качества, было организовано проведение выставки-продажи "Традиции качества" и городской конкурс "Смоленское качество".
Развитие современного рынка товаров и услуг в настоящее время привело к новым проблемам правового, экономического, организационного и социального характера.
Использование новых методов продажи товаров посредством сетевых супермаркетов, развитие дистанционного способа продаж, долевого строительства, потребительского кредитования, медицинских и туристических услуг, жилищно-коммунальная реформа и другие новации не всегда положительно сказываются на потребительских отношениях, имеющих значительное влияние на социально-экономическое положение потребителей.
Не уменьшается количество обращений граждан о нарушениях их прав вследствие приобретения некачественных, фальсифицированных товаров, отсутствия в необходимых объемах информации о товаре или услуге. Имеют место материальные потери потребителей в случае закрытия (банкротства) хозяйствующих субъектов. Часто для потребителей наступают неблагоприятные последствия при заключении договоров купли-продажи или оказания услуг из-за правовой неграмотности в сфере гражданских правоотношений.
В условиях насыщения потребительского рынка разнообразным ассортиментом товаров, работ и услуг по-прежнему актуальным остается вопрос их качества. В этих условиях важной составляющей является информирование потребителей об имеющихся на рынке качественных товарах, их потребительских свойствах и содействие потребителю в их правильном выборе.
Одной из важнейших социально значимых функций Администрации города Смоленска является защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства в условиях его реформирования.
Вопросы защиты прав потребителей в этой сфере стали особенно актуальными в связи с ростом цен на коммунальные услуги и резким увеличением их доли в структуре расходов населения.
Нарастающая коммерциализация медицинской деятельности, образование значительного частного сектора в здравоохранении требуют защищенности прав пациентов в обеспечении качества оказываемой медицинской помощи.
Для поддержки предприятий-производителей в 2010 году в законодательство были внесены изменения, дающие право предпринимателям не сертифицировать свою продукцию, а декларировать соответствие качества. На практике такая либеральная мера приводит к увеличению на потребительском рынке количества некачественной продукции.
Кроме того, в связи с отменой обязательного применения контрольно-кассовой техники для плательщиков единого налога на вмененный доход при расчетах за товары и услуги потребители не всегда, даже по требованию, могут получать документы, подтверждающие факт совершения покупки (услуги), что, в свою очередь, затрудняет защиту их прав в случае возникновения конфликтных ситуаций.
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установил периодичность плановых проверок с частотой 1 раз в три года. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя или начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности. В связи с этим многие недобросовестные предприниматели после проведенной проверки безнаказанно нарушают требования действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Признавая необходимость устранения административных барьеров доступа на потребительский рынок, упорядочения государственного контроля и надзора предпринимательской деятельности, важно не допустить снижения государственных гарантий защиты прав потребителей, обеспечить разумный баланс между интересами потребителей и предпринимателей.
Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что эффективность работы по защите прав потребителей зависит не только от наличия существующей законодательной базы, но и от формирования в органах местного самоуправления определенной потребительской политики, включающей в себя правовые, организационные, информационные, просветительские и другие направления.
Сложившаяся ситуация требует проведения комплекса мероприятий, осуществить которые наиболее эффективно можно путем реализации ведомственной целевой программы.
Реализация Программы позволит улучшить эффективность защиты прав потребителей, определить наиболее проблемные участки в данной сфере и наметить пути их решения.
Раздел II. Основные цели и задачи Программы
Цели Программы:
- создание условий для полной и всесторонней реализации национальной политики в сфере защиты прав потребителей в городе Смоленске;
- повышение роли Администрации города Смоленска в осуществлении защиты прав потребителей.
Задачи Программы:
1. Обеспечение взаимодействия с государственными органами надзора и общественными организациями в сфере защиты прав потребителей.
2. Информирование и просвещение населения в сфере защиты прав потребителей.
3. Содействие повышению правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке города.
4. Содействие обеспечению качества и безопасности товаров (работ, услуг) на потребительском рынке города.
5. Осуществление защиты прав потребителей в случае приобретения ими недоброкачественных товаров, работ, услуг.
6. Стимулирование повышения качества продукции, товаров, работ, услуг, реализуемых на потребительском рынке города.
7. Оказание содействия общественным организациям, осуществляющим деятельность по обеспечению защиты прав потребителей в городе Смоленске.
Реализация комплекса мероприятий, которые будут предусмотрены Программой, позволит решать обозначенные выше задачи, что будет способствовать дальнейшему повышению уровня защищенности потребителей, снижению социальной напряженности в обществе.
Раздел III. Сроки реализации Программы
Реализация Программы будет осуществляться в течение трех лет. Начало выполнения Программы - 1 января 2012 года, окончание - 31 декабря 2014 года.
Раздел IV. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий представлена в приложении к Программе.
Раздел V. Механизм реализации Программы
Программу планируется выполнить за счет средств бюджета города Смоленска.
Финансирование программных мероприятий осуществляется в объемах, предусмотренных на эти цели Программой.
С учетом возможностей городского бюджета объемы средств, направляемых на реализацию Программы, уточняются при разработке проекта городского бюджета на соответствующий финансовый год и корректируются с учетом индекса-дефлятора.
При сокращении или увеличении объемов бюджетного финансирования на реализацию мероприятий Программы исполнитель Программы производит корректировку в перечне мероприятий с учетом социально-экономической ситуации.
Исполнитель Программы несет ответственность за своевременную, качественную подготовку и реализацию мероприятий Программы.
Организатор Программы осуществляет подготовку ежегодных отчетов координатору Программы о ходе реализации мероприятий Программы.
Организатор Программы:
- ежегодно готовит доклад о ходе реализации Программы;
- проводит мониторинг реализации Программы;
- осуществляет текущее управление реализацией отдельных мероприятий Программы;
- организует ведение ежеквартальной отчетности по реализации мероприятий Программы;
- ежеквартально предоставляет в управление по инвестициям Администрации города Смоленска отчет об использовании ассигнований и аналитическую записку о ходе реализации Программы;
- представляет предложения о внесении изменений в Программу, продлении срока либо о прекращении ее реализации.
Постановлением Администрации г. Смоленска от 22 мая 2013 г. N 908-адм раздел VI изложен в новой редакции
Раздел VI. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы составляет на 2012 год - 370 тыс. рублей, на 2013 год - 200 тыс. рублей, на 2014 год - 370 тыс. рублей.
Объем финансирования по разделам Программы составляет:
- в 2012 году:
30,0 тыс. рублей - деятельность по обеспечению соблюдения прав потребителей предприятиями торговли и услуг (выполнения работ);
295,0 тыс. рублей - просвещение и информирование потребителей;
45,0 тыс. рублей - содействие обеспечению качества и безопасности товаров и услуг на потребительском рынке города Смоленска;
- в 2013 году:
10,0 тыс. рублей - деятельность по обеспечению соблюдения прав потребителей предприятиями торговли и услуг (выполнения работ);
160,0 тыс. рублей - просвещение и информирование потребителей;
30,0 тыс. рублей - содействие обеспечению качества и безопасности товаров и услуг на потребительском рынке города Смоленска;
- в 2014 году:
30,0 тыс. рублей - деятельность по обеспечению соблюдения прав потребителей предприятиями торговли и услуг (выполнения работ);
295,0 тыс. рублей - просвещение и информирование потребителей;
45,0 тыс. рублей - содействие обеспечению качества и безопасности товаров и услуг на потребительском рынке города Смоленска.
Источник финансирования Программы - бюджет города Смоленска.
Раздел VII. Оценка эффективности, социально-экономических последствий реализации Программы
Эффективность от реализации Программы выражается в повышении уровня доступности информации, необходимой потребителям для реализации предоставленных законодательством прав; обеспечении соблюдения действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей путем:
- увеличения доли потребительских споров, разрешаемых в досудебном порядке;
- повышения уровня правовой грамотности, информированности потребителей и предпринимателей;
- сокращения материальных потерь потребителей из-за нарушения их прав и законных интересов.
Плановые показатели эффективности реализации Программы
Наименование индикаторов Программы |
Единица измерения |
Значения показателей за 2010 год (факт.) |
Значения показателей на начало действия Программы 2011 год (ожид.) |
Значения показателей по окончании каждого года реализации Программы |
Значения показателей по окончании действия Программы |
||
2012 (план) |
2013 (план) |
2014 (план) |
|||||
Количество мероприятий по просвещению населения |
ед. |
15 |
17 |
25 |
30 |
35 |
35 |
Количество центров потребительского просвещения |
ед. |
3 |
3 |
4 |
5 |
7 |
7 |
Удельный вес нарушений прав потребителей, устраненных в досудебном порядке (от общего количества нарушений в различных сферах потребительского рынка) |
% |
53 |
67 |
75 |
85 |
95 |
95 |
Количество обучающих семинаров с руководителями субъектов потребительского рынка |
ед. |
2 |
2 |
5 |
6 |
6 |
6 |
Осуществление мер, направленных на профилактику нарушений в сфере защиты прав потребителей, создаст условия для повышения культуры обслуживания потребителей, повышения гражданского самосознания продавцов (исполнителей работ, услуг), добровольного удовлетворения законных требований потребителей, что будет способствовать сокращению поступления на рынок опасных и некачественных товаров (работ, услуг).
Повышение уровня защиты населения при реализации потребительских
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца пропущена часть текста
По истечении срока реализации Программы организатор Программы готовит сводный отчет о реализации Программы за весь период ее действия с пояснительной запиской о реализованных мероприятиях, достигнутых целях, полученном социально-экономическом эффекте.
Раздел VIII. Организация контроля за ходом выполнения Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляет Администрация города Смоленска, иные организации в соответствии с их компетенцией, определенной законодательством. Непосредственное руководство реализацией Программы осуществляет управление по потребительскому рынку и развитию предпринимательства Администрации города Смоленска.
Постановлением Администрации г. Смоленска от 22 мая 2013 г. N 908-адм в приложение внесены изменения
Приложение
Система программных мероприятий
4 июля 2012 г., 22 мая 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации г. Смоленска от 2 августа 2011 г. N 1444-адм "Об утверждении ведомственной целевой программы "Защита прав потребителей в городе Смоленске" на 2012-2014 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Смоленские городские известия" от 23 ноября 2011 г. N 9 (68)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации г. Смоленска от 11 февраля 2014 г. N 257-адм
Постановление Администрации г. Смоленска от 2 июля 2013 г. N 1122-адм
Постановление Администрации г. Смоленска от 22 мая 2013 г. N 908-адм
Постановление Администрации г. Смоленска от 4 июля 2012 г. N 1183-адм