Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 12. Назначение местного референдума
1. Местный референдум назначается представительным органом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", настоящим законом, уставом муниципального образования. В случае отсутствия указанного органа или непринятия им решения в установленный срок местный референдум назначается судом.
2. Если соблюдены порядок и сроки выдвижения инициативы проведения местного референдума и ее реализации, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим законом, уставом муниципального образования, назначение и проведение местного референдума обязательно.
3. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" принятие органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который может быть вынесен на местный референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения местного референдума по данному вопросу.
4. Голосование на местном референдуме может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении местного референдума подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не менее чем за 45 дней до дня голосования.
4.1. Голосование на местном референдуме назначается на второе воскресенье марта или второе воскресенье октября, ближайшие ко дню принятия решения о назначении местного референдума, с учетом требований пункта 4 настоящей статьи. Если второе воскресенье марта либо второе воскресенье октября, на которое должен быть назначен местный референдум, совпадает с предпраздничным или нерабочим праздничным днем, днем, следующим за нерабочим праздничным днем, или если второе воскресенье марта либо второе воскресенье октября объявлено в установленном порядке рабочим днем, голосование на местном референдуме назначается соответственно на первое воскресенье марта либо на первое воскресенье октября при соблюдении требований пункта 4 настоящей статьи.
5. В соответствии с уставом муниципального образования голосование на местном референдуме не позднее чем за 25 дней до назначенного дня голосования может быть перенесено представительным органом муниципального образования на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) в целях совмещения дня голосования на местном референдуме с днем голосования на назначенных выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления либо с днем голосования на ином назначенном референдуме.
6. Решение о назначении местного референдума, а также о перенесении дня голосования на местном референдуме в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
7. Основанием для назначения местного референдума является наличие необходимого количества подписей участников местного референдума, собранных в поддержку инициативы проведения местного референдума.
8. Количество представляемых для назначения местного референдума подписей участников местного референдума может превышать количество подписей, необходимое для назначения местного референдума, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом. Если для назначения местного референдума требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей участников местного референдума может превышать количество подписей, необходимое для назначения местного референдума, не более чем на четыре подписи.
9. Для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей участников местного референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об участниках местного референдума и подписей участников местного референдума, собранных в поддержку инициативы проведения местного референдума, комиссия местного референдума своим решением создает рабочие группы из числа членов комиссии местного референдума, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены участковых комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, органов юстиции Российской Федерации, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными сведений, содержащихся в подписных листах. Для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, комиссия местного референдума вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума.
Проверке подлежат все подписи участников местного референдума, представленные для назначения местного референдума.
При проведении проверки подписей участников местного референдума, представленных инициативной группой, вправе присутствовать уполномоченные представители инициативной группы, представившей необходимое для назначения местного референдума количество подписей участников местного референдума. О соответствующей проверке должен извещаться уполномоченный представитель инициативной группы, представившей установленное количество подписей участников местного референдума.
10. По результатам проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, подпись участника местного референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
11. Проверке и учету не подлежат подписи участников местного референдума, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами проведения местного референдума, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в комиссию местного референдума.
12. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения инициативы проведения местного референдума, действительной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
13. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом. Подписи, выполненные указанным образом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 9 настоящей статьи.
14. Недействительными считаются:
1) подписи лиц, не обладающих правом на участие в местном референдуме;
2) подписи участников местного референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации либо письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 9 настоящей статьи;
3) подписи участников местного референдума без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим законом сведений либо без указания даты внесения участником местного референдума своей подписи в подписной лист;
4) подписи участников местного референдума, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
5) подписи участников местного референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены участниками местного референдума, а также подписи участников местного референдума, даты внесения которых не проставлены ими собственноручно;
6) подписи участников местного референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об участниках местного референдума, если эти исправления специально не оговорены участниками местного референдума или лицами, заверяющими подписные листы;
7) все подписи участников местного референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей участников местного референдума, и (или) уполномоченного представителя инициативной группы, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат внесения подписей лиц, заверивших подписной лист, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, и (или) об уполномоченном представителе инициативной группы, и (или) хотя бы в одной из дат внесения подписей лиц, заверивших подписной лист, имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей, и (или) соответственно уполномоченным представителем инициативной группы, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, и (или) об уполномоченном представителе инициативной группы указаны неполно или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, и (или) об уполномоченном представителе инициативной группы не внесены ими собственноручно, либо если хотя бы одна из подписей лиц, заверивших подписной лист, и (или) дат их внесения и (или) сведения (часть сведений) о лицах, заверивших подписной лист, внесены нерукописным способом или карандашом;
8) подписи участников местного референдума, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем регистрации инициативной группы, либо после окончания периода сбора подписей;
9) подписи участников местного референдума, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 4 статьи 11 настоящего закона;
10) подписи участников местного референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими участниками местного референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 9 настоящей статьи;
11) все подписи участников местного референдума в подписном листе, изготовленном с несоблюдением требований формы подписного лица, установленной в приложении 1 к настоящему закону;
12) все подписи участников местного референдума в подписном листе в случае, если номер регистрационного свидетельства внесен в подписной лист после его изготовления.
15. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) настоящему закону, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 7, 11 и 12 пункта 14 настоящей статьи.
16. Специально оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи участника местного референдума недействительной, если не установлено, что она недействительна в соответствии с подпунктами 7, 11 и 12 пункта 14 настоящей статьи. Не могут служить основанием для признания подписи участника местного референдума недействительной имеющиеся в сведениях об участнике местного референдума, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
17. Основаниями отказа комиссией местного референдума в проведении местного референдума являются:
а) отсутствие среди документов, представленных для назначения местного референдума, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим законом для назначения местного референдума;
б) наличие среди подписей участников местного референдума, представленных для назначения местного референдума, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если иное не установлено федеральным законом;
в) недостаточное количество достоверных подписей участников местного референдума, представленных для назначения местного референдума, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в назначении местного референдума в случае, когда для назначения местного референдума требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для назначения местного референдума;
г) несоздание инициативной группой фонда местного референдума (за исключением случаев, когда в соответствии со статьей 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" создание фонда местного референдума необязательно). Отсутствие средств в фонде местного референдума не является основанием отказа в проведении местного референдума;
д) использование инициативной группой при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения местного референдума, организации сбора подписей участников местного референдума, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на местном референдуме, помимо средств собственного фонда местного референдума иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного настоящим законом предельного размера расходования средств фонда местного референдума;
е) превышение инициативной группой при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения местного референдума, организации сбора подписей участников местного референдума, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на местном референдуме, более чем на 5 процентов установленного настоящим законом предельного размера расходования средств фонда местного референдума;
ж) установленный решением суда факт несоблюдения инициативной группой ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
з) неоднократное использование членом или уполномоченным представителем инициативной группы преимуществ своего должностного или служебного положения.
17.1. Перечень оснований отказа в проведении местного референдума, установленный пунктом 17 настоящей статьи, является исчерпывающим.
18. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей участников местного референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается уполномоченному представителю инициативной группы не позднее чем за двое суток до заседания комиссии местного референдума, на котором должен рассматриваться вопрос о проведении местного референдума. В случае если проведенная комиссией местного референдума проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктом "в" пункта 17 настоящей статьи, уполномоченный представитель инициативной группы вправе получить в комиссии местного референдума одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей участников местного референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии местного референдума о результатах выдвижения инициативы проведения местного референдума. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией местного референдума указанного решения может быть осуществлена только в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
19. В случае соответствия порядка выдвижения инициативы проведения местного референдума требованиям настоящего закона, устава муниципального образования комиссия местного референдума в течение 15 дней со дня представления инициативной группой подписных листов и протокола об итогах сбора подписей направляет подписные листы, экземпляр протокола об итогах сбора подписей и копию своего постановления в представительный орган муниципального образования. Копия постановления комиссии местного референдума направляется также инициативной группе.
20. В случае отказа в проведении местного референдума по основаниям, указанным в пункте 17 настоящей статьи, комиссия местного референдума обязана в течение одних суток с момента принятия решения об отказе в проведении местного референдума выдать уполномоченному представителю инициативной группы копию решения указанной комиссии с изложением оснований отказа.
21. В случае принятия комиссией местного референдума решения об отказе в проведении местного референдума по предложенному вопросу члены инициативной группы не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения местного референдума по вопросу, имеющему такую же по смыслу или содержанию формулировку.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.