17 января, 8 апреля, 28 мая 2013 г.
В целях увеличения производства и степени переработки картофеля в Смоленской области для обеспечения предприятий перерабатывающей промышленности, а также повышения конкурентоспособности отрасли картофелеводства Администрация Смоленской области постановляет:
Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Развитие производства и переработки картофеля в Смоленской области" на 2013-2015 годы (далее также - Программа).
Губернатор |
А.В. Островский |
Постановлением Администрации Смоленской области от 17 января 2013 г. N 3 в долгосрочную областную целевую программу внесены изменения
Долгосрочная областная целевая программа
"Развитие производства и переработки картофеля в Смоленской области" на 2013-2015 годы
(утв. постановлением Администрации Смоленской области от 21 сентября 2012 г. N 674)
17 января, 8 апреля, 28 мая 2013 г.
См. Порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), занимающимся производством и (или) переработкой картофеля в Смоленской области, на возмещение части затрат на техническую и технологическую модернизацию в рамках реализации долгосрочной областной целевой программы "Развитие производства и переработки картофеля в Смоленской области" на 2013-2015 гг., утвержденный постановлением Администрации Смоленской области от 17 апреля 2013 г. N 286
Постановлением Администрации Смоленской области от 8 апреля 2013 г. N 238 в паспорт внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование Программы |
долгосрочная областная целевая программа "Развитие производства и переработки картофеля в Смоленской области" на 2013-2015 годы |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства"; постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" |
Заказчик Программы |
Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию |
Разработчик Программы |
Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию |
Цели и задачи Программы |
целью Программы является увеличение производства и степени переработки картофеля в Смоленской области для обеспечения организаций перерабатывающей промышленности, а также повышение конкурентоспособности отрасли картофелеводства в Смоленской области. Задачи Программы: - увеличение валового производства и реализации товарного картофеля, продуктов его переработки и создание картофельного кластера сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), занимающихся производством и (или) переработкой картофеля в Смоленской области; - техническая и технологическая модернизация производства, хранения и переработки картофеля |
Целевые показатели Программы |
- увеличение валового сбора картофеля сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), занимающимися производством и (или) переработкой картофеля в Смоленской области, с 58 тыс. тонн в 2012 году до 165 тыс. тонн в 2015 году; - увеличение урожайности картофеля сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), занимающимися производством и (или) переработкой картофеля в Смоленской области, с 215 центнеров с гектара в 2012 году до 341 центнера с гектара в 2015 году; - увеличение реализации картофеля сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), занимающимися производством и (или) переработкой картофеля в Смоленской области, с 25 тыс. тонн в 2012 году до 80 тыс. тонн в 2015 году; - увеличение выручки от реализации картофеля сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), занимающимися производством и (или) переработкой картофеля в Смоленской области, с 185 млн. рублей в 2012 году до 461 млн. рублей в 2015 году; - количество созданных рабочих мест сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), занимающимися производством и (или) переработкой картофеля в Смоленской области, составит 97 единиц, в том числе: - в 2013 году - 21 единица; - в 2014 году - 34 единицы; - в 2015 году - 42 единицы |
Срок и этапы реализации Программы |
срок реализации Программы - 2013 - 2015 годы. Этапы реализации Программы не выделены |
Объемы и источники финансирования Программы |
общий объем финансирования Программы за счет всех источников финансирования составляет 152,1 млн. рублей, в том числе: - средства областного бюджета - 60 млн. рублей; - средства внебюджетных источников - 92,1 млн. рублей, из них: - собственные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), занимающихся производством и (или) переработкой картофеля в Смоленской области, - 49,1 млн. рублей; - заемные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), занимающихся производством и (или) переработкой картофеля в Смоленской области, - 43 млн. рублей. В том числе по годам: - 2013 год: - всего - 40,1 млн. рублей, в том числе: - средства областного бюджета - 15 млн. рублей; - средства внебюджетных источников - 25,1 млн. рублей, из них: - собственные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), занимающихся производством и (или) переработкой картофеля в Смоленской области, - 14,1 млн. рублей; - заемные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), занимающихся производством и (или) переработкой картофеля в Смоленской области, - 11 млн. рублей; - 2014 год: - всего - 50 млн. рублей, в том числе: - средства областного бюджета - 20 млн. рублей; - средства внебюджетных источников - 30 млн. рублей, из них: - собственные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), занимающихся производством и (или) переработкой картофеля в Смоленской области, - 17 млн. рублей; - заемные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), занимающихся производством и (или) переработкой картофеля в Смоленской области, - 13 млн. рублей; - 2015 год: - всего - 62 млн. рублей, в том числе: - средства областного бюджета - 25 млн. рублей; - средства внебюджетных источников - 37 млн. рублей, из них: - собственные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), занимающихся производством и (или) переработкой картофеля в Смоленской области, - 18 млн. рублей; - заемные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), занимающихся производством и (или) переработкой картофеля в Смоленской области, - 19 млн. рублей |
Постановлением Администрации Смоленской области от 28 мая 2013 г. N 420 в раздел 1 внесены изменения
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Картофель представляет собой уникальный продукт для здорового питания, находится на 3-м месте по важности и является самым значимым в мире растительным источником пищевой энергии среди незлаковых растений, источником восполнения недостатка витаминов, минеральных веществ и антиоксидантов. Это источник незаменимых пищевых и физиологически активных веществ, таких как витамины, макро- и микроэлементы, аминокислоты, полиненасыщенные кислоты, углеводы, а также органические кислоты, биофлавоноиды, фитонциды и др.
Российская Федерация продолжает сохранять за собой лидирующее положение в мире по уровню валового производства картофеля. Доля нашей страны в мировом производстве составляет 15 процентов. Таким образом, на территории Российской Федерации нет ни одного региона, который бы не занимался производством картофеля. Не исключение и Смоленская область, которая имеет посевные площади картофеля в 2011 году 19,3 тыс. гектаров (см. таблицу 1).
Таблица 1
N п/п |
Показатель |
Категория хозяйства |
Единица измерения |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
1. |
Посевные площади картофеля |
сельскохозяйственные организации |
тыс.га |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
1,1 |
0,8 |
1,7 |
крестьянские (фермерские) хозяйства |
0,3 |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
0,7 |
|||
хозяйства населения |
42 |
38,7 |
18,4 |
16,7 |
17 |
16,8 |
|||
Всего |
42,7 |
39,3 |
18,9 |
18,2 |
18,3 |
19,3 |
|||
2. |
Валовой сбор картофеля |
сельскохозяйственные организации |
тыс. тонн |
3,8 |
4,8 |
6,5 |
13,4 |
9,6 |
35,1 |
крестьянские (фермерские) хозяйства |
2,2 |
4,1 |
5 |
6,9 |
5,8 |
14,9 |
|||
хозяйства населения |
452,9 |
483,4 |
199,4 |
150 |
160 |
199,6 |
|||
Всего |
458,9 |
492,3 |
210,9 |
170,3 |
175,4 |
250 |
|||
3. |
Урожайность картофеля |
сельскохозяйственные организации |
ц/га |
116 |
132 |
127 |
151 |
134 |
208 |
крестьянские (фермерские) хозяйства |
139 |
174 |
182 |
187 |
142 |
217 |
|||
хозяйства населения |
108 |
125 |
108 |
89 |
94 |
120 |
|||
Среднее значение |
121 |
144 |
140 |
142 |
156 |
182 |
Производство картофеля в Смоленской области концентрируется преимущественно в хозяйствах населения. В 2011 году доля валовых сборов картофеля в сельскохозяйственных организациях составила 14 процентов, в крестьянских (фермерских) хозяйствах - 6 процентов, в хозяйствах населения - 80 процентов.
Значительный удельный вес производства картофеля в частном секторе объясняется рядом причин, а именно:
- повсеместное увеличение площади приусадебных участков сельского населения и массовый отвод земель для садово-огородных и дачных целей;
- отсутствие обновления машинно-тракторного парка и оборудования для возделывания, уборки, сортировки и закладки картофеля на хранение в сельскохозяйственных организациях. Превышение физического износа машин и оборудования достигает 160-180 процентов и более;
- отсутствие современных картофелехранилищ;
- разрушение системы семеноводства;
- неадаптированность системы сбыта сельскохозяйственных организаций к рыночным условиям;
- неразвитость рыночной инфраструктуры и логистического центра.
Таким образом, свертывание отрасли обусловлено в первую очередь недостаточной государственной поддержкой сельскохозяйственных организаций, монопольным ростом цен на средства производства, резким удорожанием энергоресурсов, высокой трудоемкостью выращивания, необоснованно высокими налогами, правовой незащищенностью хозяйств, а также низким уровнем развития системы специализированной торговли.
Основным фактором, формирующим конкурентоспособность товара, является уровень урожайности. В 2011 году средняя урожайность картофеля по Смоленской области составила 182 центнера с гектара, что является показателем низкого уровня, который определяется, главным образом, использованием на посадку некачественного семенного материала массовой репродукции, в сильной степени зараженного фитопатогенами.
Причина распространения вирусных болезней картофеля в Смоленской области прежде всего связана с крайне недостаточными объемами производства гарантированно здорового (свободного от фитопатогенных вирусов) исходного материала, выращиваемого в благоприятных (чистых) фитосанитарных условиях, а также отсутствием хорошо отлаженного вирусологического контроля, всестороннего фитосанитарного мониторинга и прогноза численности насекомых - переносчиков фитопатогенных вирусов в местах производства оригинального и элитного семенного картофеля.
В последние 5 лет в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах наблюдается рост урожайности с 12 до 22 тонн с гектара, что объясняется введением севооборота и внедрением новых перспективных сортов.
Так, выращивание картофеля в системе севооборота после зернобобовых, крестоцветных культур способствует получению экологически чистой продукции без использования минеральных удобрений, химических средств защиты растений и повышению урожайности до 15 процентов; внедрение в производство перспективных сортов обуславливает прибавку урожая до 20 процентов.
Картофель из-за высокого спроса остается по-прежнему одной из рентабельных культур в сельскохозяйственных организациях (см. таблицу 2).
Таблица 2
N п/п |
Основные показатели |
Единица измерения |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
Количество реализованной продукции картофеля |
тыс. тонн |
0,8 |
1,4 |
3 |
8,3 |
7,4 |
10,5 |
2. |
Прибыль (убыток) |
тыс. рублей |
0,8 |
0,05 |
2,5 |
44 |
41 |
18,9 |
3. |
Рентабельность |
% |
15,1 |
0,6 |
12,5 |
67,9 |
66,7 |
32 |
4. |
Выручка от реализации продукции растениеводства |
млн. рублей |
233,7 |
308 |
390,2 |
467,9 |
495,2 |
679,2 |
5. |
Выручка от реализации картофеля |
млн. рублей |
6,2 |
8,1 |
22,8 |
108,8 |
102,4 |
78 |
6. |
Удельный вес в выручке от реализации продукции растениеводства |
% |
2,6 |
2,6 |
5,8 |
23,2 |
20,7 |
11,5 |
Уровень рентабельности реализованного сельскохозяйственными организациями картофеля составил в 2008 году 12,5 процента и в 2009-2010 годах вырос до 66-68 процентов, но в 2011 году снизился в 2 раза (32 процента).
Снижение рентабельности обусловлено ростом стоимости энергоресурсов, высокой стоимостью современной сельскохозяйственной техники и оборудования, высокими затратами на строительство картофелехранилищ, а также низким уровнем урожайности. Кроме того, производство картофеля все еще базируется на старой технологии, которая не обеспечивает получения высококачественного урожая сортов картофеля с минимальными потерями.
По-прежнему используются технологии, при которых более 60 процентов трудовых затрат приходятся на дешевый и непроизводительный ручной труд. Поэтому в отрасли картофелеводства требуется провести техническую и технологическую модернизацию. Примером служат общество с ограниченной ответственностью "Смоленская нива" Сафоновского района и общество с ограниченной ответственностью "Агроцентр" Шумячского района Смоленской области. Так, при внедрении и использовании в 2011 году современного комплекса машин для возделывания картофеля, обеспечивающего выполнение всех технологических процессов, уровень урожайности вырос почти в 4 раза.
Также в крупных сельскохозяйственных организациях наблюдается рост выручки от реализации картофеля в 2009-2010 годах до 108,8 млн. рублей (в 2006 году - 6,2 млн. рублей), что составляет 10-23 процента в общем объеме выручки от реализации продукции растениеводства.
В то же время ресурсом развития отечественного картофелеводства является повышение его инвестиционной привлекательности, которая в настоящее время низка из-за высокой ресурсоемкости производства. Эту причину можно устранить в короткие сроки за счет использования новых высокоурожайных сортов, разработки и внедрения инновационных технологий производства и переработки картофеля.
По состоянию на 1 января 2012 года на территории Смоленской области зарегистрировано 23 сельскохозяйственных организации, которые занимаются производством картофеля, из них 10 реализуют товарный картофель, 6 - товарный и семенной картофель.
Производство картофеля на территории Смоленской области базовыми сельскохозяйственными организациями отражено в таблице 3.
Таблица 3
N п/п |
Показатель |
Единица измерения |
ООО "Источник СК" |
ПСХК "Козинский тепличный комбинат" |
ООО "Смоленская нива" |
ООО "Удача" |
ЗАО "Красная поляна" |
|||||
2010 год |
2011 год |
2010 год |
2011 год |
2010 год |
2011 год |
2010 год |
2011 год |
2010 год |
2011 год |
|||
1. |
Посевная площадь |
га |
40 |
100 |
140 |
200 |
115 |
150 |
- |
120 |
80 |
80 |
2. |
Валовое производство |
тыс. тонн |
0,4 |
2,6 |
2,6 |
4 |
0,7 |
4,5 |
- |
3,7 |
2,1 |
13,4 |
3. |
Урожайность |
ц/га |
100 |
262 |
188 |
200 |
80 |
300 |
- |
309 |
105 |
167 |
Площадь, занятая под картофелем, в базовых сельскохозяйственных организациях в 2011 году увеличилась в 1,5-2 раза по сравнению с 2010 годом; валовое производство - в 5-6 раз; урожайность - в 2-3 раза. Это свидетельствует о том, что отрасль картофелеводства, являясь одной из экономически значимых отраслей сельского хозяйства Смоленской области, имеет ряд конкурентных преимуществ, а именно:
- Смоленская область является безвирусной зоной, что свидетельствует о возможности возделывания оздоровленного безвирусного семенного материала картофеля;
- почвенно-климатические условия региона позволяют выращивать качественный, экологически чистый картофель сортов всех групп спелости с разной направленностью в использовании;
- увеличивается доля производства картофеля в крупных сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, так как населению на дачно-приусадебных участках становится выращивать картофель экономически невыгодно;
- общая внутренняя потребность населения в картофеле составляет 115 тыс. тонн и к 2020 году полностью обеспечится за счет производства картофеля крупными сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), занимающимися производством и (или) переработкой картофеля в Смоленской области;
- накоплен опыт организации высокоэффективного производства картофеля путем внедрения новых технологий и развития аграрного бизнеса. Так, реализация картофеля в сельскохозяйственных организациях за последние 5 лет увеличилась более чем в 8 раз и составила в 2011 году 10,5 тыс. тонн;
- высокий спрос на картофель, предъявляемый населением, создает гарантию его дальнейшего сбыта;
- осуществляется переработка картофеля на продукты питания;
- существует возможность производства картофельного (модифицированного) крахмала из местного сырья;
- картофелеводство является ресурсоемкой отраслью и при правильном соблюдении элементов технологии возделывания, ведения севооборота, использовании на посадку оздоровленного семенного материала высоких репродукций (не ниже элиты) перспективных сортов, соблюдении условий хранения, при создании организаций по переработке картофеля и логистического центра можно добиться высоких экономических показателей. Это позволит повысить уровень занятости населения.
В настоящее время проводится работа по формированию картофельного кластера сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), занимающихся производством и (или) переработкой картофеля в Смоленской области (рис. 1).
/---------------\ /-------------------------------\ /---------------\
| Учебный центр | | Филиал ФГБУ "Госсорткомиссия | | Цех по сборке |
| по подготовке | | Российской Федерации по | |сельскохозяйст-|
|кадров рабочих | | испытанию и охране | | венных машин |
| профессий | | селекционных достижений" по | | |
| | | Смоленской области | | |
\---------------/ \-------------------------------/ \---------------/
Элитно-семеноводческие хозяйства по возделыванию сортов картофеля ГНУ "Смоленская ГОСХОС" Смоленского НИИСХ Россельхозакадемии* |
Сельскохозяйственные товаропроизводители (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), занимающиеся производством и (или) переработкой картофеля в Смоленской области |
Перерабатывающие организации по производству картофелепродуктов (сухое пюре): имеется 1 завод |
Перерабатывающие организации по производству крахмалопродуктов из картофельного сырья: |
Реализация готовой продукции (товарный и семенной (элитный) картофель; сухое пюре; картофельный (модифицированный) крахмал; мытый, калиброванный и упакованный картофель) |
------------------------------
* Государственное научное учреждение "Смоленская государственная сельскохозяйственная опытная станция имени А.Н. Энгельгардта" Смоленского научно-исследовательского института сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук.
Рис. 1. Примерная схема картофельного кластера сельскохозяйственных товаропроизводителей Смоленской области
Картофельный кластер сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), занимающихся производством и (или) переработкой картофеля в Смоленской области, объединяет в себе стадии организации семеноводства, производства, хранения, переработки и сбыта картофеля и картофелепродуктов, его работа позволит создать условия для стабильного и эффективного функционирования организаций картофелепродуктового подкомплекса на базе развития рентабельного товарного производства.
Абзац тридцать шестой утратил силу.
См. текст абзаца тридцать шестого раздела 1
Решение социальных вопросов, обеспечивающих комплексное развитие сельскохозяйственного производства и сельских территорий Смоленской области
Государственная поддержка развития сельскохозяйственного производства и сельской инфраструктуры должна опираться на комплексное планирование развития территорий, в том числе на установление функциональных зон, определение планируемого размещения объектов на основе схем территориального планирования как региона в целом, так и муниципальных районов в частности.
Схема территориального планирования Смоленской области утверждена постановлением Администрации Смоленской области от 26.12.2007 N 464.
Развитие сельскохозяйственного производства увязано со схемами территориального планирования муниципальных районов и генеральными планами поселений в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации. Развитие производственной базы опирается на планы развития социальной, инженерной и транспортной инфраструктур в сельской местности и производительных сил в составе схем территориального планирования.
В рамках подпрограммы "Градостроительное планирование развития территорий. Комплексное развитие коммунальной инфраструктуры. Снижение административных барьеров при реализации проектов в сфере строительства" региональной целевой программы "Развитие жилищного строительства в Смоленской области" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 04.07.2011 N 372, реализуется комплекс мероприятий, направленных на поддержку градостроительного планирования развития территории Смоленской области. В частности, в рамках реализации мероприятий указанной подпрограммы предоставляются субсидии для софинансирования расходов бюджетов сельских поселений Смоленской области, связанных с разработкой генеральных планов, правил землепользования и застройки сельских поселений Смоленской области, а также субсидии местным бюджетам на разработку документации по планировке территории, подготовка которой необходима для реализации генеральных планов поселений.
В рамках реализации программных мероприятий предусмотрено оказание государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе малых, средних и крупных форм хозяйствования, путем частичного возмещения фактически произведенных затрат.
Участие в Программе примут сельскохозяйственные товаропроизводители Смоленской области, занимающиеся производством картофеля. Наиболее активными участниками станут общество с ограниченной ответственностью "Смоленская нива" (посевная площадь картофеля в 2012 году составила 302 гектара, валовой сбор картофеля - 5 750 тонн, прибыль - 6,7 млн. рублей, рентабельность - 20,4 процента), производственный сельскохозяйственный кооператив "Козинский тепличный комбинат" (посевная площадь картофеля в 2012 году составила 150 гектаров, валовой сбор картофеля - 2 208 тонн, прибыль - 0,2 млн. рублей, рентабельность - 0,4 процента).
В Смоленской области взят курс на развитие агропродовольственного рынка на основе кооперации и интеграции его участников. В 2012 году в Смоленской области зарегистрировано первое некоммерческое партнерство "Смоленский льняной кластер" с замкнутой структурой производства, переработки, реализации продукции, включающее в себя техническое обеспечение и научное сопровождение. Работа по созданию кластеров в ключевых сферах агропромышленного комплекса Смоленской области будет продолжена. Так, в настоящее время ведется работа по формированию картофельного кластера сельхозтоваропроизводителей, который объединяет в себе стадии организации от семеноводства и производства картофеля до переработки и сбыта картофеля и картофелепродуктов.
В Смоленской области осуществляются меры государственной поддержки, направленные на создание условий для развития организаций потребительской кооперации. В рамках реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 (далее - Государственная программа), на территории Смоленской области организациям потребительской кооперации оказывается государственная поддержка путем возмещения части затрат по уплате процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам (займам), направленным на развитие сельскохозяйственного производства, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции.
Для обеспечения взаимодействия исполнителей программных мероприятий реализуется проект по созданию в городе Смоленске сельскохозяйственного рынка, организация которого позволит увеличить объемы продаж сельскохозяйственной продукции местных производителей напрямую населению без посредников.
Создание сельскохозяйственного рынка позволит решить две задачи: с одной стороны - обеспечить население качественной и доступной продукцией местного производства по приемлемым ценам, с другой - создать условия сельскохозяйственным товаропроизводителям для организации сбыта произведенной ими продукции без посредников.
Развитие агропромышленного комплекса Смоленской области, в частности производственной базы, напрямую связано с социальным развитием и инженерным обустройством сельских территорий. В рамках реализации мероприятий Государственной программы в Смоленской области за счет бюджетов всех уровней предусмотрена государственная поддержка, направленная на обеспечение устойчивого развития сельских территорий на основе развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства.
Гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предоставляются социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Размер социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам на строительство (приобретение) жилья в сельской местности составляет 95% от затрат на строительство (приобретение) жилья.
Бюджетам муниципальных образований Смоленской области предоставляются субсидии на строительство (реконструкцию) сетей водоснабжения и сетей газоснабжения.
За счет средств областного бюджета осуществляется поддержка кадрового потенциала агарного# сектора экономики региона. Создан банк вакансий для трудоустройства выпускников учебных заведений сельскохозяйственного профиля, за счет средств областного бюджета осуществляются подготовка специалистов для сельского хозяйства Смоленской области и повышение их квалификации.
Молодым специалистам, работающим в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, осуществляются ежемесячные выплаты. Молодым специалистам, трудоустроившимся в сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства, производится выплата единовременного областного государственного пособия.
2. Цели, задачи и целевые показатели Программы
Целью Программы является увеличение производства и степени переработки картофеля в Смоленской области для обеспечения организаций перерабатывающей промышленности, а также повышение конкурентоспособности отрасли картофелеводства в Смоленской области.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- увеличение валового производства и реализации товарного картофеля, продуктов его переработки и создание картофельного кластера сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), занимающихся производством и (или) переработкой картофеля в Смоленской области;
- техническая и технологическая модернизация производства и переработки картофеля.
Решение поставленных задач позволит создать условия для стабильного и эффективного функционирования отрасли картофелеводства, обеспечения рынка региона качественным, конкурентоспособным картофелем и продуктами его переработки, сырьем для легкой и пищевой промышленности, что повысит эффективность агропромышленного комплекса Смоленской области.
Количественные и качественные показатели эффективности реализации Программы приведены в таблице 4.
Таблица 4
N п/п |
Наименование качественных показателей эффективности реализации Программы |
Единица измерения |
Количественные показатели эффективности реализации Программы |
||||
2012 год (год, предшествующий году начала реализации Программы) |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год (год, следующий за годом окончания реализации Программы) |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Валовой сбор картофеля |
тыс. тонн |
58 |
90 |
144 |
165 |
180 |
2. |
Урожайность картофеля |
ц/га |
215 |
250 |
320 |
341 |
378 |
3. |
Реализация картофеля |
тыс. тонн |
25 |
41 |
63 |
80 |
100 |
4. |
Выручка от реализации картофеля |
млн. рублей |
185 |
220 |
315 |
461 |
590 |
5. |
Количество созданных рабочих мест |
единиц |
8 |
21 |
34 |
42 |
45 |
3. Перечень мероприятий Программы
Перечень программных мероприятий представлен в приложении к Программе.
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств областного бюджета и средств внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Программы за счет средств всех источников финансирования составляет 152,1 млн. рублей, в том числе: в 2013 году - 40,1 млн. рублей; в 2014 году - 50 млн. рублей; в 2015 году - 62 млн. рублей. Из общего объема финансирования Программы средства областного бюджета составляют 60 млн. рублей, в том числе: в 2013 году - 15 млн. рублей; в 2014 году - 20 млн. рублей; в 2015 году - 25 млн. рублей.
Объем средств внебюджетных источников составляет 92,1 млн. рублей, из них собственные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), занимающихся производством и (или) переработкой картофеля в Смоленской области, - 49,1 млн. рублей, заемные средства сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств - 43 млн. рублей, в том числе:
- в 2013 году - 25,1 млн. рублей, из них собственные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), занимающихся производством и (или) переработкой картофеля в Смоленской области, - 14,1 млн. рублей, заемные средства сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств - 11 млн. рублей;
- в 2014 году - 30 млн. рублей, из них собственные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), занимающихся производством и (или) переработкой картофеля в Смоленской области, - 17 млн. рублей, заемные средства сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств - 13 млн. рублей;
- в 2015 году - 37 млн. рублей, из них собственные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), занимающихся производством и (или) переработкой картофеля в Смоленской области, - 18 млн. рублей, заемные средства сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств - 19 млн. рублей.
Распределение объема средств внебюджетных источников по источникам финансирования и по годам в разрезе программных мероприятий приведено в таблице 5.
Таблица 5
(млн. рублей)
N |
Наименование мероприятия Программы |
Объем средств на реализацию программного мероприятия* |
В том числе |
||||||||||
собственные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), занимающихся производством и (или) переработкой картофеля в Смоленской области |
заемные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), занимающихся производством и (или) переработкой картофеля в Смоленской области |
||||||||||||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
итого |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
итого |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
итого |
||
1. |
Развитие системы семеноводства |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
3 |
- |
- |
- |
- |
2. |
Выращивание безвирусного семенного материала картофеля |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
3 |
- |
- |
- |
- |
3. |
Техническая и технологическая модернизация производства и переработки картофеля |
23,1 |
28 |
35 |
86,1 |
12,1 |
15 |
16 |
43,1 |
11 |
13 |
19 |
43 |
Всего по мероприятиям Программы |
25,1 |
30 |
37 |
92,1 |
14,1 |
17 |
18 |
49,1 |
11 |
13 |
19 |
43 |
------------------------------
* Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств внебюджетных источников подлежат ежегодному уточнению.
Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета подлежат ежегодному уточнению с учетом норм областного закона об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, предусматривающих средства на реализацию Программы.
Для финансирования мероприятий Программы предполагается привлечь средства федерального бюджета. Финансирование мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета в 2013-2015 годах будет осуществляться в соответствии с ежегодно заключаемыми между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Администрацией Смоленской области соглашениями.
Постановлением Администрации Смоленской области от 8 апреля 2013 г. N 238 в раздел 5 внесены изменения
5. Механизм реализации Программы
Заказчик Программы является ответственным за обеспечение ее реализации, которая осуществляется посредством применения оптимальных методов управления процессом реализации Программы исходя из ее содержания.
Исполнителем мероприятий Программы является Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию.
Выполнение программных мероприятий организовывается на основании следующих нормативных правовых актов:
- Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства";
- постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы";
- постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1042 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации".
Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию осуществляет контроль за эффективностью использования средств, выделяемых на реализацию программных мероприятий, в период всего срока реализации Программы, сбор и систематизацию информации по реализации программных мероприятий, представляет отчеты о ходе реализации Программы в уполномоченный орган исполнительной власти Смоленской области в сфере экономики.
В ходе реализации Программы возможны риски, которые не позволят достичь поставленной цели, окажут влияние на решение поставленных задач и достижение предусмотренных в ней конечных результатов.
К основным из них можно отнести:
- макроэкономические риски, в том числе рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические средства, потребляемые в отрасли, что ограничивает возможности значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществлять инновационные проекты, переход к новым ресурсосберегающим технологиям, обеспечивающим рост эффективности производственно-финансовой деятельности;
- внешние риски, связанные с изменением конъюнктуры мирового рынка продовольствия и возникающими в связи с этим ценовыми колебаниями;
- природные риски, связанные с размещением большей части сельскохозяйственного производства в зонах рискованного земледелия, что приводит к существенным потерям объемов производства, ухудшению ценовой ситуации и снижению доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- риски в сфере сбыта продукции картофелепродуктового подкомплекса.
В целях снижения негативного влияния указанных рисков на достижение предусмотренных Программой результатов будет:
- проводиться мониторинг реализации программных мероприятий в рамках реализации постановления Администрации Смоленской области от 21.04.2008 N 248 "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации долгосрочных областных целевых программ";
- реализовываться программное мероприятие "Проведение мониторинга среди сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), занимающихся производством и (или) переработкой картофеля в Смоленской области, на предмет оценки эффективности программных мероприятий";
- осуществляться финансирование программных мероприятий в предусмотренных Программой объемах.
Постановлением Администрации Смоленской области от 17 января 2013 г. N 3 в приложение внесены изменения
Приложение
к долгосрочной областной целевой
программе "Развитие производства
и переработки картофеля в Смоленской
области" на 2013-2015 годы
Перечень
программных мероприятий
17 января 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Смоленской области от 21 сентября 2012 г. N 674 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Развитие производства и переработки картофеля в Смоленской области" на 2013-2015 годы"
Текст постановления опубликован в Вестнике Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области от 10 декабря 2012 г. N 12 (часть II)
Постановлением Администрации Смоленской области от 27 декабря 2013 г. N 1170 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Смоленской области от 24 октября 2013 г. N 820
Постановление Администрации Смоленской области от 28 мая 2013 г. N 420
Постановление Администрации Смоленской области от 8 апреля 2013 г. N 238
Постановление Администрации Смоленской области от 17 января 2013 г. N 3