27 октября 2011 г., 26 июля 2013 г.
Администрация Смоленской области постановляет:
Утвердить прилагаемую Региональную комплексную программу развития профессионального образования на 2011-2015 годы (далее также - Программа).
Губернатор |
С.В. Антуфьев |
Региональная комплексная программа
развития профессионального образования на 2011-2015 годы
(утв. постановлением Администрации Смоленской области от 18 апреля 2011 г. N 221)
27 октября 2011 г., 26 июля 2013 г.
Постановлением Администрации Смоленской области от 26 июля 2013 г. N 602 в паспорт внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Региональная комплексная программа развития профессионального образования на 2011-2015 годы |
Основание для разработки Программы |
Закон Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании"; перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 г. (от 09.09.2010 N Пр-2663); областной закон от 28.12.2004 N 118-з "Об образовании в Смоленской области"; Стратегия социально-экономического развития Смоленской области на долгосрочную перспективу (до 2020 года), утвержденная постановлением Администрации Смоленской области от 26.11.2007 N 418; Рекомендации по разработке региональных комплексных программ развития профессионального образования, утвержденные заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.К. Пономаревым от 23.12.2010 N АП-497/13 |
Заказчик Программы |
Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи (далее - Департамент образования) |
Разработчики Программы |
Департамент образования; Департамент экономического развития и торговли Смоленской области; Департамент Смоленской области по информационным технологиям, связи и обеспечению предоставления услуг в электронном виде; Департамент государственной службы занятости населения Смоленской области (далее - Департамент государственной службы занятости); Департамент Смоленской области по социальному развитию (далее - Департамент по социальному развитию); Департамент спорта, туризма и молодежной политики Смоленской области; Главное управление информационной политики и общественных связей Смоленской области (далее - Главное управление информационной политики) |
Цель и задачи Программы |
цель Программы - повышение эффективности профессионального образования в целях формирования конкурентоспособного кадрового потенциала как приоритетного ресурса, обеспечивающего инновационное социально-экономическое развитие региона. Задачи Программы: - создание системы профессионального образования Смоленской области, адекватной потребностям развивающейся инновационной экономики региона в конкурентоспособном кадровом потенциале; - формирование эффективных механизмов управления системой профессионального образования Смоленской области |
Целевые показатели Программы |
- увеличение доли лиц, принятых на программы начального и среднего профессионального образования (далее также - НПО/СПО) по востребованным профессиям/специальностям, до 72,6 процента; - увеличение доли лиц, обучающихся по сокращенным программам профессионального образования в учреждениях НПО/СПО Смоленской области, до 5,5 процента; - увеличение доли доходов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования (далее также - НПО/СПО/ВПО) Смоленской области от реализации программ повышения квалификации и профессиональной подготовки по заказам работодателей до 5 процентов; - увеличение доли представителей реального сектора экономики в составе преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения в учреждениях НПО/СПО Смоленской области до 3,9 процента; - увеличение доли лиц, обучающихся по программам профессионального образования на основе договоров с другими учреждениями (организациями) в Смоленской области, до 4 процентов; - увеличение доли учреждений профессионального образования, имеющих органы самоуправления, обеспечивающие демократический, государственно-общественный характер управления учреждением профессионального образования, до 33,8 процента; - увеличение доли обучающихся 10-11-х (12-х) классов общеобразовательных учреждений, выбравших для освоения программы профессиональной подготовки, до 7,8 процента; - увеличение доли выпускников общеобразовательных учреждений, поступивших на программы НПО/СПО, до 63 процентов; - увеличение доли взрослых, прошедших обучение по программам НПО/СПО/дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки, до 37 процентов; - увеличение доли лиц, обучающихся общеобразовательных учреждений, получивших профориентационные услуги в соответствии с профориентационными программами, принятыми в Смоленской области, до 50 процентов; - увеличение доли выпускников очной формы обучения государственных и негосударственных образовательных учреждений НПО/СПО/ВПО Смоленской области, трудоустроившихся не позднее 1 года после выпуска, до 92 процентов; - увеличение доли преподавателей в возрасте до 35 лет в учреждениях профобразования до 53 процентов; - увеличение доли преподавателей учреждений НПО/СПО, прошедших переподготовку/повышение квалификации на основе механизмов персонифицированного финансирования, до 30 процентов; - увеличение доли педагогических и руководящих работников учреждений НПО/СПО, прошедших стажировку в организациях, в том числе за рубежом, до 32 процентов; - увеличение доли выпускников программ профессионального образования/профессиональной подготовки, успешно прошедших сертификационные процедуры, до 18 процентов; - увеличение доли лиц, обучающихся по программам НПО/СПО/ВПО, прошедшим профессионально-общественную аккредитацию, до 3,5 процента; - увеличение доли подведомственных учреждений НПО/СПО, финансирование которых осуществляется на основе нормативов бюджетного (подушевого) финансирования, до 100 процентов; - увеличение доли учреждений профессионального образования, в которых введены новые системы оплаты труда, до 100 процентов; - увеличение доли контрольных цифр приема по востребованным укрупненным группам специальностей до 72,6 процента; - увеличение доли лиц, обучающихся по программам НПО/СПО на условиях софинансирования за счет средств работодателей, до 31 процента; - увеличение доли учреждений профобразования, непосредственно участвующих в автоматизированном мониторинге реализации Программы, до 100 процентов; - увеличение доли учреждений профессионального образования, имеющих свои регулярно (не реже 2 раз в месяц) обновляемые сайты в сети Интернет и публикующих на них отчеты о результатах своей образовательной и хозяйственной деятельности, до 100 процентов |
Сроки реализации Программы |
2011-2015 годы |
Объем и источники финансирования Программы |
общий объем финансирования Программы составляет 112 480,9 тыс. рублей, из них: - за счет средств областного бюджета - 29 715,3 тыс. рублей; - за счет средств федерального бюджета - 78 051 тыс. рублей; - за счет средств работодателей - 4 714,6 тыс. рублей |
Постановлением Администрации Смоленской области от 26 июля 2013 г. N 602 в раздел 1 внесены изменения
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Система образования является стратегически важной сферой деятельности, определяющей уровень модернизации экономики Смоленской области путем развития науки, ее интеграции с образованием и бизнесом, формирования современной инновационной образовательной среды.
Требования регионального рынка труда обусловливают необходимость корректировки структуры и объемов подготовки кадров по профессиям и специальностям, повышения качества подготовки квалифицированных кадров на всех уровнях профессионального образования. Высокая профессиональная квалификация рабочих кадров и специалистов становится основным критерием трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений.
Подготовка профессиональных кадров в Смоленской области ведется по 24 направлениям, из них: в учреждениях высшего профессионального образования - по 20 направлениям (около 80 специальностей), учреждениях среднего профессионального образования - по 21 направлению (87 специальностей), учреждениях начального профессионального образования - по 14 направлениям (94 профессии), профессиональная подготовка в образовательных учреждениях НПО/СПО - по 32 профессиям.
По состоянию на 01.01.2011 система профессионального образования Смоленской области представлена 100 образовательными учреждениями (далее также - ОУ), из них: 15 - ОУ НПО*, 51 - ОУ СПО, 34 - ОУ ВПО. В ведомственном подчинении Департамента образования находится 31 ОУ НПО/СПО, Департамента Смоленской области по здравоохранению - 3 ОУ СПО, Департамента Смоленской области по культуре - 1 ОУ СПО, 1 ОУ ВПО.
Таблица 1
Региональная система профессионального образования
Уровни образования |
Количество ОУ |
ОУ НПО (областного подчинения)* |
15 |
ОУ СПО: |
51 |
ОУ федерального подчинения |
15 |
ОУ областного подчинения |
21 |
негосударственные ОУ |
15 |
ОУ ВПО: |
34 |
ОУ федерального подчинения |
20 |
ОУ областного подчинения |
1 |
негосударственные ОУ |
13 |
* Без учета трех профессиональных училищ Федеральной службы исполнения наказаний.
Территориально образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования располагаются в 15 муниципальных образованиях Смоленской области, в том числе в 7 городах и 8 районах, образовательные учреждения высшего профессионального образования - в 4 муниципальных образованиях Смоленской области.
Общий контингент обучающихся в ОУ всех уровней профессионального образования, по данным на 01.10.2010, составил 72,5 тыс. человек и практически не изменился по сравнению с 2006 годом, так как сокращение контингента обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования компенсировалось его ростом в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
"Рис. 1. Количество обучающихся в системе профессионального образования Смоленской области по уровням подготовки"
Сокращение численности студентов в ОУ НПО/СПО вызвано как объективными причинами (демографический кризис, вызванный снижением рождаемости в 90-е годы XX века (с 1990 по 1995 год уровень рождаемости в среднем по стране снизился на 45,8 процента с 1988,9 тыс. человек до 1363,8 тыс. человек; по Смоленской области - на 54 процента с 3,1 тыс. человек до 1,7 тыс. человек), миграционные процессы, естественная убыль населения), так и субъективными (всеобщая доступность высшего образования, в частности распространение негосударственных вузов и их филиалов).
В свою очередь спрос на рабочие профессии в Смоленской области если и имеет тенденцию к снижению, то незначительную, а по некоторым специальностям отмечается положительная динамика. Региональный рынок труда испытывает потребность в металлообработчиках, сварщиках, ремонтниках, наладчиках, специалистах по работе с контрольно-измерительными приборами, специалистах в сфере транспорта.
Особенно востребованы, несмотря на кризис, специалисты в области строительства, полиграфии, производства продуктов питания, швейного производства, обслуживания, электроэнергетики (в том числе инженеры-электрики), информатики. По данным профессиям, исходя из перспектив развития экономики, можно прогнозировать и дальнейший устойчивый спрос. По этим профессиям целесообразно сохранить либо (в отдельных случаях) повысить объем подготовки специалистов в профессиональных образовательных учреждениях. Целесообразно рассмотреть возможность увеличения количества обучающихся по строительным специальностям, специальностям легкой промышленности.
Анализ потребности организаций Смоленской области в 2010 году в специалистах с высшим профессиональным образованием свидетельствует о недостаточном количестве выпускаемых специалистов в области здравоохранения, строительства, сервиса, в информационной и транспортной сферах. Существует дефицит кадров необходимой компетенции в инновационной деятельности, что связано с недостаточным использованием компетентностных и деятельных подходов в подготовке специалистов, недостаточностью развития маркетингового и проектного мышления, творческих способностей и навыков работы в команде у выпускников образовательных учреждений профессионального образования. Помимо требований к профессиональным компетенциям, аналитическим способностям, ориентиру на результат работодатели справедливо предъявляют к работникам дополнительные требования, связанные с их социально-психологическими компетенциями (обучаемость, коммуникабельность, стрессоустойчивость, ответственность), которые в стандартах специальностей или направлений практически не отражены.
В то же время количество выпускников сферы высшего профессионального образования превышает ежегодную потребность в специалистах в таких сферах, как экономика и юриспруденция. При этом необходимо отметить, что основная часть этих специалистов выпускается на платной основе негосударственными учреждениями высшего профессионального образования (79 процентов).
В настоящее время структура профессиональных программ, реализуемых областными образовательными учреждениями начального профессионального образования в различных сферах экономики, динамично меняется и сейчас выглядит следующим образом: общественное питание, торговля, производство пищевой продукции и потребительских товаров - 25,2 процента; металлообработка, машиностроение, энергетика - 22,3 процента; автомобильный и железнодорожный транспорт - 15 процентов; электромонтеры, радиомеханики, операторы ЭВМ - 6 процентов; сельское хозяйство - 11,1 процента; строительные работы - 11,4 процента; бухгалтерский учет - 5,4 процента; профессии служащих - 3,6 процента. Надо отметить, что значительно увеличилось количество профессий технического профиля, доля профессий служащих сократилась до 3,6 процента.
Структура профессиональных программ, реализуемых в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, распределилась в 2010 году следующим образом: специальности группы техника и технологии, в том числе технология машиностроения, энергетика, электронная техника, приборостроение, - 28 процентов, специальности группы экономика и управление - 25 процентов, архитектура и строительство - 7 процентов, транспортные средства - 9 процентов, образование и педагогика - 5 процентов, здравоохранение - 6 процентов, культура и искусство - 2 процента, сельское хозяйство - 8 процентов, сфера обслуживания - 2 процента, гуманитарные и социальные науки - 8 процентов.
Структура профессиональных программ, реализуемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, распределилась в 2010 году следующим образом: специальности группы техника и технологии, в том числе технология машиностроения, энергетика, электронная техника, приборостроение, - 8,9 процента, специальности группы экономика и управление - 40 процентов, архитектура и строительство - 0,8 процента, транспортные средства - 3,1 процента, образование и педагогика - 10,4 процента, здравоохранение - 6,1 процента, культура и искусство - 3,5 процента, сельское хозяйство - 2 процента, сфера обслуживания - 4,2 процента, гуманитарные и социальные науки - 19,5 процента, естественные науки и математика - 1,5 процента.
Следует заметить, что в системе профессионального образования региона осуществляется работа по ее реформированию. Ряд образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования имеют структурные подразделения: региональный учебно-методический центр профессионального образования при областном государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования "Смоленский технологический колледж", региональный ресурсный центр при областном государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования "Смоленский индустриальный техникум", информационно-аналитический центр по развитию системы высшего и среднего профессионального образования при областном государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования "Смоленский педагогический колледж", культурно-эстетический центр при областном государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования "Смоленский колледж легкой промышленности и индустрии моды", областная база отдыха "Старт" при смоленском областном государственном бюджетном образовательном учреждении начального профессионального образования "Профессиональное училище N 34 пос. Катынь".
С целью приведения в соответствие с потребностями регионального рынка труда подготовки рабочих кадров и специалистов осуществляются мероприятия по оптимизации образовательной сети образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Смоленской области. В этом контексте особенностью региональной системы профессионального образования является создание двухуровневых образовательных учреждений, дающих как начальное, так и среднее профессиональное образование. Это позволило сделать более эффективной систему непрерывного профессионального образования, укрепить взаимосвязь данных образовательных учреждений с их социальными партнерами. В настоящее время таких учреждений 14: областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Смоленский колледж легкой промышленности и индустрии моды", областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Смоленский индустриальный техникум", областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Смоленский технологический техникум", смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Козловский аграрно-технологический техникум", смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Вяземский железнодорожный техникум", смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Верхнеднепровский технологический техникум", смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Ярцевский индустриальный техникум", смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Демидовский аграрно-технологический техникум", областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Смоленский машиностроительный колледж", областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Смоленский монтажный техникум", смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Десногорский энергетический колледж", смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Сафоновский индустриально-технологический техникум", смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Колледж профессиональных технологий и спорта", смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Духовщинский аграрно-технический техникум".
С учетом запросов работодателей акцент в подготовке рабочих кадров и специалистов среднего звена в системе профессионального образования делается на получение повышенных разрядов и целевое трудоустройство. Анализ складывающейся практики показывает, что доля обучающихся выпускных курсов образовательных учреждений начального профессионального образования, получивших разряды выше установленных, выросла с 2004 года по настоящее время с 19,5 процента до 34 процентов. Качественный показатель по производственному обучению составил 82 процента, по предметам профессиональных блоков - 53 процента.
Решение проблемы подготовки квалифицированных кадров рабочих и специалистов неразрывно связано с состоянием материально-технической базы системы НПО и СПО, программно-методическим обеспечением, современными производственными технологиями, кадрами преподавателей и мастеров, тесными партнерскими связями с работодателями ведущих сфер экономики Смоленской области.
Анализ состояния учебно-материальной базы учреждений профессионального образования показал высокий процент изношенности техники и оборудования, практически полное отсутствие современных средств обучения.
Так, большая часть сельскохозяйственной техники, используемой в учебно-производственном процессе сельских профессиональных училищ, произведена еще в 70-80-е годы прошлого столетия. В обветшавшем, но технически исправном состоянии в настоящее время находится 40 процентов от необходимого количества колесных тракторов, 30 процентов грузовых автомобилей, 30 процентов комбайнов. Вся техника устарела не только физически, но и морально. Училища не располагают ни одной единицей навесного сельскохозяйственного оборудования, выпущенного позднее 1990 года. На данных образцах невозможно формировать профессиональные компетенции, необходимые для современного сельскохозяйственного производства.
Станочный парк учреждений начального профессионального образования, на базе которого осуществляется подготовка специалистов в области металлообработки, относится также к 70-80-м годам прошлого века. Станки вдвое превысили установленный срок эксплуатации и выработали свой ресурс. Около 25 процентов станочного парка составляют такие модели станков, которые уже не используются на промышленных предприятиях, 55 процентов станочного парка требует капитального ремонта, стоимость которого сопоставима со стоимостью нового оборудования. Учреждения профессионального образования не располагают в достаточном объеме оборудованием для обучения современным методам и технологиям производства, применяемым и в других отраслях экономики региона. Образовательные учреждения в настоящее время решают данную проблему путем организации производственного обучения в организациях - государственно-частных партнерах.
В рамках долгосрочной областной целевой программы "Развитие системы образования в Смоленской области" на 2009 - 2013 годы предусмотрено приобретение компьютерного и учебно-производственного оборудования на сумму 8 463,3 тыс. рублей за счет средств областного бюджета. Значительная работа ведется по развитию внебюджетной деятельности областных государственных образовательных учреждений НПО/СПО по направлениям:
- выпуск продукции в учебно-производственных мастерских;
- работа хозрасчетных участков;
- оказание платных образовательных услуг населению.
В результате доля внебюджетных средств в общем объеме финансирования областных государственных образовательных учреждений выросла в 2010 году по сравнению с 2009 годом в 1,6 раза.
Таблица 2
Финансирование образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования
Уровни |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
|||
Бюджетные поступления |
Внебюджетные поступления |
Бюджетные поступления |
Внебюджетные поступления |
Бюджетные поступления |
Внебюджетные поступления |
|
НПО |
281289,9 |
32006,9 |
260618,7 |
29755,3 |
201683,17 |
24441,3 |
СПО |
148750,5 |
13794,2 |
181344,7 |
20124,5 |
309370,663 |
44552,3 |
В областную систему начального профессионального образования сегодня входят 328 организаций, которые являются государственно-частными партнерами профессиональных образовательных учреждений, из них 277 предприятий организуют места для производственной практики, 188 - для производственного обучения. По заявлениям работодателей обновляется перечень профессий, по которым ведется профессиональная подготовка в образовательных учреждениях.
Во всех ОУ НПО/СПО/ВПО, расположенных на территории Смоленской области, осуществляется сотрудничество с центрами занятости населения, государственно-частными партнерами по трудоустройству выпускников.
Для установления более тесных контактов между ОУ и потенциальными работодателями ежегодно Департаментом образования совместно с Центром научно-технической информации и Смоленской Торгово-промышленной палатой проводятся выставки "Образование и карьера", "Смоленскпрофтех", областные ярмарки вакансий, конкурсы профессионального мастерства в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.
В целях оценки качества подготовки выпускников ежегодно для участия в заседаниях государственных аттестационных комиссий приглашаются руководители и представители организаций Смоленской области. Кроме того, в качестве консультантов работодатели привлекаются к проектированию профессиональных образовательных программ направлений и специальностей в соответствии с требованиями рынка труда.
В профессиональных образовательных учреждениях Смоленской области функционируют центры содействия занятости выпускников и их трудоустройству, которые тесно сотрудничают со службами занятости населения и государственно-частными партнерами (работодателями). Работа указанных центров строится по следующим направлениям:
- разработка информационной системы (базы данных) о рынке труда в соответствии с основными образовательными программами образовательного учреждения;
- образовательное содействие в трудоустройстве выпускников (включение в учебный план по отдельным направлениям подготовки дисциплин "Трудоустройство и планирование карьеры", "Предпринимательство, рынок труда и право");
- работа со студентами в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда посредством профориентации, информирования о тенденциях спроса на специалистов, организация профильных научных исследований студентов и преподавателей (например, по заказам организаций студенты негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Смоленский гуманитарный университет" выполнили 11 выпускных квалификационных работ);
- предоставление студентам и выпускникам информации о месте нахождении# хозяйствующих субъектов, кадровых агентств, в задачи которых входит подбор специалистов для организаций;
- предоставление услуг дополнительного образования в целях расширения возможностей на рынке труда;
- социально-психологическое сопровождение процесса трудоустройства.
В образовательных учреждениях начального профессионального образования разработаны планы по трудоустройству выпускников, которые включают в себя следующие мероприятия:
- мониторинг трудоустройства и социально-профессиональной адаптации выпускников, анализ причин обращения выпускников в службы занятости;
- взаимодействие образовательного учреждения с организациями по вопросам прохождения обучающимися производственного обучения и производственной практики;
- информирование обучающихся о состоянии рынка труда;
- организация совместно со службой занятости населения стажировок выпускников в организациях;
- организация обучения выпускников второй смежной рабочей профессии.
Проведенная совместно с советом ректоров вузов и советом директоров сузов Смоленской области работа позволила переориентировать деятельность центров с организации (в основном) временного трудоустройства студентов в период обучения на более активное сотрудничество с центрами занятости населения в целях трудоустройства выпускников на постоянное место работы в соответствии с полученной специальностью.
Так, для реализации мер по профессиональной ориентации студентов и оказанию помощи выпускникам в трудоустройстве в негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Смоленский гуманитарный университет" действует центр развития карьеры. Активно ведется работа по трудоустройству и адаптации выпускников, организуются:
- "круглые столы" "Профессия и карьера" в области психологии, экономики, юриспруденции, географии и перевода с участием работодателей (в течение года);
- конференции по вопросам адаптации молодых специалистов к новым условиям труда с привлечением работодателей;
- ярмарки вакансий;
- Дни карьеры;
- презентации работодателей;
- мастер-классы работодателей (в течение года);
- школы планирования карьеры в рамках центра развития карьеры (ежемесячно);
- консультации по написанию резюме для трудоустройства;
- психологический тренинг "Профессионал".
На протяжении последних лет в негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Смоленский гуманитарный университет" с Главным управлением по делам молодежи Смоленской области и при поддержке Департамента образования проводится областная научно-практическая конференция "Профессиональное развитие и карьера". В целях повышения конкурентоспособности выпускников предусмотрены учебные курсы и образовательные программы в системе дополнительного образования.
В федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Смоленская государственная сельскохозяйственная академия" с октября 2009 года работает отдел по трудоустройству выпускников и организации практик студентов, заключаются договоры на прохождение практики и дальнейшее трудоустройство.
В негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Смоленский институт бизнеса и предпринимательства" организован отдел поддержки при трудоустройстве студентов и выпускников.
В штатное расписание негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Смоленский институт экономики Санкт-Петербургской академии управления и экономики" с 01.01.2010 введена штатная единица старшего специалиста по профессиональной ориентации, довузовской работе, трудоустройству и практике. Разработана и реализуется социально-реабилитационная программа "Специалист года", которая способствует адаптации выпускников вуза к требованиям современного рынка труда, что обеспечивает их трудоустройство в максимальном объеме. В январе 2010 г. проведен "круглый стол" на тему "Проблемы трудоустройства и переподготовки молодых специалистов в области экономики и финансов в условиях кризиса", на котором обсуждались проблемы подготовки, переподготовки и трудоустройства молодых экономистов. С коммерческим банком "Смоленский банк" заключен договор об организации на базе вуза "фальшь-офиса" с целью подготовки из наиболее перспективных студентов института высококвалифицированных специалистов банковской сферы с последующим трудоустройством их в офисах банка.
В Смоленском филиале федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" создан отдел маркетинга, профориентации и взаимодействия с выпускниками в целях оказания им помощи в трудоустройстве.
С 2007 года в федеральном государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования "Смоленский промышленно-экономический колледж" функционирует центр содействия выпускникам, основной целью которого является обеспечение занятости студентов и их эффективное трудоустройство.
В смоленском областном государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования "Десногорский энергетический колледж" создана служба содействия трудоустройству выпускников.
С целью обеспечения профессиональной мобильности выпускников в образовательных учреждениях осуществляется многопрофильная подготовка студентов. Так, в ряде образовательных учреждений (федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Смоленский колледж телекоммуникаций (филиал) Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им.проф. М.А. Бонч-Бруевича", федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Смоленский автотранспортный колледж им.Е.Г. Трубицына", федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Смоленский промышленно-экономический колледж", федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Смоленский торгово-экономический техникум", филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный университет туризма и сервиса" в г. Смоленске и др.) к выпуску каждый студент, кроме основной квалификации по избранной специальности, получает 3-4 социально востребованных рабочих профессии.
Отдельные ОУ организуют обучение в условиях, непосредственно приближенных к производству: на ОАО "Осрам", ОАО "Смоленскэнерго", ОАО "Измеритель" есть филиалы кафедры "Оптико-электронные системы" филиала государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский энергетический институт (технический университет)" в г. Смоленске; на ОАО "Измеритель" - учебно-производственный участок федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Смоленский промышленно-экономический колледж" и др. Обучающиеся там студенты являются потенциальными специалистами этих предприятий.
Студенты федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Смоленская сельскохозяйственная академия" проходят преддипломную практику с последующим трудоустройством на производственных участках базовых хозяйств: СПК "Пригорское", ПСХК "Козинский тепличный комбинат", предприятий по переработке сельхозпродукции. На сайте академии имеют возможность разместить информацию о наличии вакансий организации всех форм собственности - потенциальные работодатели.
Структура приема обучающихся за счет средств областного бюджета в областные государственные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования в 2010 году разработана по результатам мониторинга востребованности рабочих и специалистов на региональном рынке труда на основании заключенных образовательными учреждениями договоров (наличия заявок) с организациями, объединениями работодателей, органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области и согласованы с Департаментом государственной службы занятости, Департаментом экономики и Департаментом бюджета и финансов Смоленской области, в результате увеличен прием:
- по профессиям профессиональной подготовки с 637 человек до 1082 человек;
- по специальностям среднего профессионального образования с 1270 человек до 1400 человек.
Снижены объемы подготовки по профессиям "администратор", "социальный работник", "бухгалтер", "мастер-изготовитель деталей и изделий из стекла" в связи с низкой востребованностью данных специалистов на рынке труда.
Одним из показателей соответствия подготовки кадров потребностям регионального рынка труда является показатель трудоустройства. На 10.12.2010 распределение выпускников очной формы обучения профессиональных образовательных учреждений по уровням образования выглядит следующим образом.
Таблица 3
Распределение выпускников 2010 г. очной формы обучения профессиональных образовательных учреждений по уровням образования (на 10.12.2010)
|
Уровень НПО |
Уровень СПО |
Уровень ВПО |
Трудоустроустроены# |
44,5% |
42% |
45% |
Продолжили обучение |
20,9% |
21,4% |
19% |
Подлежат призыву в армию |
30,3% |
22% |
23,4% |
Не определились с трудоустройством |
4,3% |
14,6% |
12,6% |
Ситуация с кадровым обеспечением (в том числе, промышленного сектора экономики) обостряется в связи с тем, что, по оценкам Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области, с 2008 года уменьшается доля трудоспособного населения. Прогнозируемая неблагоприятная демографическая ситуация будет затрагивать и общий контингент впервые обучающихся в учреждениях профессионального образования области, так как количество выпускников общеобразовательных школ региона имеет тенденцию к сокращению (см. таблицу 4). В этой связи актуальным становится вопрос о массовой организации на базе образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования опережающего обучения, краткосрочного обучения персонала предприятий вторым профессиям, повышения квалификации, переобучения кадров по профессиям, более востребованным предприятиями региона.
Таблица 4
Сравнительная динамика численности выпускников школ Смоленской области
Выпуск обучающихся |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
9-х классов |
9420 |
8481 |
7547 |
8513 |
8307 |
7997 |
7517 |
11-х классов |
6905 |
4513 |
5247 |
4423 |
3775 |
4829 |
4638 |
Создание инновационной экономики, прогнозирование направлений ее развития, поиск адекватных ей механизмов подготовки кадров - это вызов системе профессионального образования, который обусловлен следующими факторами:
- развитие системы профессионального образования в большей степени носит "догоняющий" характер по отношению к потребностям инновационной экономики региона. Все более динамичный характер технологических изменений при новом экономическом укладе затрудняет формирование прогноза потребности в кадрах и компетенциях для экономики региона на перспективу, а также четкого заказа системе профессионального образования со стороны государства и бизнеса;
- несоответствие существующей сети учреждений профессионального образования, а также структуры оказываемых ими услуг демографической ситуации в регионе. Сегодняшние демографические показатели в перспективе окажут существенное влияние на решение кадровых проблем отраслей экономики региона. Дефицит квалифицированных кадров серьезным образом отражается на темпах экономического развития;
- увеличение разрыва между потребностями рынка труда в тех или иных специалистах и предложением системы профессионального образования региона.
Кроме того, современное состояние системы профессионального образования в Смоленской области характеризуется наличием следующих проблем:
- разрыв между достаточно высокими количественными показателями состояния образовательного комплекса региона и качеством подготовки кадров;
- отсутствие четких критериев качества профессионального образования и комплексной оценки качества подготовки выпускников. Потребителями образовательных услуг являются не только работодатель, но и сам студент, его родители, государство и общество в целом. Требования к качеству образования в этих группах потребителей различаются;
- слабая ориентация студентов на получение знаний, умений, навыков, обеспечивающих необходимую компетентность;
- неразвитость системы государственно-частного партнерства в системе "наука - образование - бизнес - власть", сокращение института наставничества на производстве;
- недостаточное обновление учебно-материальной базы отдельных образовательных учреждений профессионального образования, а также интеллектуальных информационно-коммуникационных систем;
- отсутствие механизма вертикальной интеграции образовательных учреждений всех уровней профессионального образования;
- низкий престиж качественных знаний у студентов и обучающихся профессиональных образовательных учреждений.
В целях преодоления деструктивных процессов в сфере образования, повышения эффективности работы по подготовке рабочих кадров и специалистов в соответствии с потребностями регионального рынка труда необходимо:
- разработать и внедрить эффективные механизмы сетевого взаимодействия системы профессионального образования с отраслями экономики;
- выстроить систему гибкого реагирования на потребности рынка труда в квалифицированных кадрах;
- сформировать систему непрерывного профессионального образования на основе интеграции программ общего среднего, начального, среднего и высшего профессионального образования;
- создать рациональную структуру подготовки, переподготовки и повышения квалификации мастеров производственного обучения, преподавателей спецдисциплин с целью овладения ими современными производственными технологиями.
Все вышеизложенное определило выбор направлений реализации Программы и перечень программных мероприятий.
2. Цель, задачи и целевые показатели Программы
Целью Программы является повышение эффективности профессионального образования в целях формирования конкурентоспособного кадрового потенциала как приоритетного ресурса, обеспечивающего инновационное социально-экономическое развитие региона.
Задачи Программы:
- создание системы профессионального образования Смоленской области, адекватной потребностям развивающейся инновационной экономики региона в конкурентоспособном кадровом потенциале;
- формирование эффективных механизмов управления системой профессионального образования Смоленской области.
Система целевых показателей Программы для количественной оценки достижения целей и выполнения задач Программы приведена в таблице 5.
Таблица 5
Система целевых показателей для количественной оценки достижения целей и выполнения задач Программы
3. Перечень мероприятий Программы
Перечень мероприятий Программы представлен в приложении к Программе.
Постановлением Администрации Смоленской области от 26 июля 2013 г. N 602 раздел 4 изложен в новой редакции
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств областного, федерального бюджетов, средств работодателей.
Общий объем финансирования Программы составляет 112 480,9 тыс. рублей, из них:
- за счет средств областного бюджета - 29 715,3 тыс. рублей;
- за счет средств федерального бюджета - 78 051 тыс. рублей;
- за счет средств работодателей - 4 714,6 тыс. рублей;
- в том числе:
- в 2011 году - 20 226,9 тыс. рублей;
- в 2012 году - 38 614,1 тыс. рублей;
- в 2013 году - 38 947,5 тыс. рублей;
- в 2014 году - 7 231,7 тыс. рублей;
- в 2015 году - 7 460,7 тыс. рублей.
Объемы финансирования мероприятий Программы подлежат ежегодному уточнению с учетом норм областного закона об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, предусматривающих средства на реализацию Программы.
Постановлением Администрации Смоленской области от 26 июля 2013 г. N 602 в раздел 5 внесены изменения
5. Механизм реализации Программы
Заказчик Программы обеспечивает ее реализацию посредством применения оптимальных методов управления процессом реализации Программы исходя из ее содержания.
Заказчик Программы осуществляет мониторинг мероприятий Программы и принимает меры для привлечения дополнительных источников финансирования Программы.
Заказчик Программы в ходе реализации Программы взаимодействует с органами исполнительной власти Смоленской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, образовательными учреждениями, иными организациями Смоленской области в целях обеспечения выполнения мероприятий Программы в полном объеме.
Процесс реализации Программы будет осуществляться в сроки, указанные в Программе, следующими исполнителями: Департаментом образования, Департаментом экономического развития Смоленской области (далее - Департамент экономики), Департаментом Смоленской области по информационным технологиям (далее - Департамент по информационным технологиям), Департаментом государственной службы занятости, Департаментом по социальному развитию, Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - Департамент имущества), Главным управлением информационной политики; органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (далее - органы местного самоуправления) (по согласованию); областными государственными бюджетными образовательными учреждениями начального профессионального образования (далее также - ОГБОУ НПО), в том числе смоленским областным государственным бюджетным образовательным учреждением начального профессионального образования "Профессиональное училище N 34 пос. Катынь" (далее также - ПУ N 34); областными государственными бюджетными образовательными учреждениями среднего профессионального образования (далее также - ОГБОУ СПО), в том числе областным государственным бюджетным образовательным учреждением среднего профессионального образования "Смоленский колледж легкой промышленности и индустрии моды" (далее - СКЛПиИМ), областным государственным бюджетным образовательным учреждением среднего профессионального образования "Смоленский педагогический колледж" (далее - СПК), смоленским областным государственным бюджетным образовательным учреждением среднего профессионального образования "Гагаринский педагогический колледж" (далее - ГПК), государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Смоленский областной институт развития образования" (далее - ГАУ ДПОС "СОИРО"); Смоленским региональным объединением работодателей "Научно-промышленный союз" (далее - НПС) (по согласованию); иными юридическими лицами (на конкурсной основе).
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях реализации Программы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Участие в реализации Программы юридических лиц будет осуществляться на конкурсной основе с последующим заключением контрактов в соответствии с федеральным законодательством.
Реализация мероприятий Программы осуществляется ГАУ ДПОС "СОИРО" за счет средств областного бюджета, предоставляемых автономным учреждениям в виде субсидии на иные цели, не связанные с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ).
Управление реализацией Программы осуществляет заказчик Программы.
Постановлением Администрации Смоленской области от 26 июля 2013 г. N 602 приложение изложено в новой редакции
Приложение
к Региональной комплексной программе
развития профессионального образования
на 2011 - 2015 годы
(в редакции постановления
Администрации Смоленской области
от 26 июля 2013 г. N 602)
Перечень программных мероприятий
27 октября 2011 г., 26 июля 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Смоленской области от 18 апреля 2011 г. N 221 "Об утверждении Региональной комплексной программы развития профессионального образования на 2011-2015 годы"
Текст постановления опубликован в Вестнике Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области от 21 апреля 2011 г. N 3 (часть III) стр. 198
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Смоленской области от 24 октября 2013 г. N 823
Постановление Администрации Смоленской области от 26 июля 2013 г. N 602
Постановление Администрации Смоленской области от 27 октября 2011 г. N 675