Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к Закону
Хабаровского края
от 30 мая 1996 г. N 52
Краевая целевая Программа
"Содействие занятости населения Хабаровского края на 1996 год"
Введение
Продолжающийся спад производства, структурные сдвиги в экономике края оказали негативное влияние на занятость населения, вызвали рост безработицы. За прошедший год уровень безработицы увеличился в 1,9 раза.
В условиях дестабилизации рынка труда, когда предложение рабочей силы значительно превышает спрос на нее, когда нарастает социальная напряженность, становится необходимым разработка комплекса мероприятий, направленных на то, чтобы воспрепятствовать перерастанию несбалансированности на региональном рынке труда в кризис.
Социальными группами, требующими особого внимания при формировании занятости населения в крае, являются работающие, но находящиеся под угрозой увольнения граждане и безработные, зарегистрированные в службе занятости.
Программа является частью системы правовых и социально-экономических мер, принимаемых Администрацией края, краевой Думой, службой занятости, направленных на смягчение ситуации на рынке труда при переходе к новым экономическим отношениям.
Состояние проблемы занятости населения
Ситуация на рынке труда Хабаровского края (далее - края) складывалась под влиянием общеэкономических процессов, характеризующихся ухудшением финансового состояния предприятий, сокращением объемов инвестиций, продолжающимся спадом производства. Значительное влияние на дифференциацию состояния рынка труда по районам края оказывают особенности существующей структуры производства (концентрация в отдельных районах преимущественно оборонного производства, лесозаготовительной и лесоперерабатывающей промышленности).
В 1995 году по ряду экономических показателей край значительно отстал от показателей среднероссийских. Так например, падение объемов промышленного производства составило более 20 % против 5-6 % в среднем по России, темпы роста инвестиций соответственно 56,5 % против 82 %, соотношение между доходами к прожиточному минимуму в крае 1,5 против 1,9 в целом по России. Наибольшее падение промышленного производства наблюдалось в г. Комсомольске-на-Амуре (44,2 %) и Бикинском районе (40 %).
Неблагоприятной тенденцией в экономике края стал рост числа убыточных предприятий - с 30 % в 1994 году до 37,8 % в 1995 году, а в таких районах как Тугуро-Чумиканский и район им. П. Осипенко удельный вес убыточных предприятий составляет 100 %, в Амурском и Бикинском районах - 62,5 %.
Проводимые Администрацией края меры (это работа в Правительстве по выделению дотаций, налоговые льготы в отношении отдельных предприятий, привлечение иностранного капитала и другие) позволили в какой - то степени смягчить кризисную ситуацию в экономике. По многим вопросам были найдены конкретные решения, что в какой-то степени позволило найти пути стабилизации отдельных отраслей хозяйственного комплекса и таким образом, содействовать сохранению рабочих мест и занятости населения. Однако, несмотря на это, в экономике края так и не наступили позитивные изменения.
Наметившиеся положительные тенденции в области занятости в таких отраслях, как цветная металлургия, топливная, лесная и деревообрабатывающая, малое предпринимательство - не смогли снять напряжение на рынке труда.
Численность занятых в среднем по краю за 1995 год снизилась по сравнению с предыдущим годом на 5 %. Наиболее значительное сокращение численности занятых произошло в районах им. Лазо - на 18,5 %, Тугуро-Чумиканском - на 12 %, Вяземском - на 8,5 %.
Все это не могло не повлиять на конъюнктуру рынка труда края. В региональном плане по степени напряженности рынка труда по-прежнему выделяются три группы территорий. К первой относятся районы с военно-промышленным комплексом (гг. Комсомольск-на-Амуре, Амурск, Николаевск-на-Амуре, п. Эльбан). Другая охватывает северные, слабозаселенные районы, и обусловлена крайней отдаленностью и моноструктурой производства. Среди них особо выделяются районы им. П. Осипенко, и Тугуро-Чумиканский. К третьей группе проблемных территорий относятся сельскохозяйственные районы с узкой производственной направленностью, где население в основном занято в малоэффективном, слабо развитом сельскохозяйственном производстве, лесозаготовительных и лесоперерабатывающих предприятиях, где ресурсы истощены до крайности, перерабатывающие предприятия маломощны и, как правило, убыточны. Среди них в наиболее критическом положении оказались районы им. Лазо, Нанайский, Бикинский и Вяземский. Эти районы испытывают наибольшие проблемы с трудоустройством населения.
В течение 1995 года продолжалось значительное увеличение предложений рабочей силы на рынке труда края, что привело к росту числа обращений в службу занятости. В подразделениях службы занятости за 1995 год было зарегистрировано 79,1 тысяч человек, из них признано безработными 52,8 тысяч человек, что составило 82 % незанятых граждан, обратившихся в службу занятости в поисках работы (в 1993 году эта доля составила 49 %, в 1994 году - 65 %). Численность зарегистрированных безработных в 1995 году по сравнению с 1994 годом увеличилась 1.6 раз.
Одной из главных причин, вызывающих рост обращений в службу занятости является отсутствие постоянных доходов и резкое падение уровня жизни населения. Невыплата заработной платы большинством предприятий в течении нескольких месяцев стала закономерностью. Так, в декабре 1995 года 32 % общей суммы начисленных средств на потребление не выплачено в установленные сроки. Кроме того, 38 предприятий вообще не производили начисление заработной платы из - за отсутствия средств. К концу года доля граждан, уволенных по собственному желанию и зарегистрированных в службе занятости составила 42,7 %.
Среди граждан, снятых с учета по безработице в течение 1995 года 48,9 % трудоустроены, 5,8 % направлено на профобучение, 2,5 % отправлены на досрочную пенсию и 42,8 % сняты по другим причинам. Значительная часть граждан, снятых с учета - это безработные, не появлявшиеся для регистрации в службе занятости более трех месяцев.
Одной из основных неблагоприятных черт характеризующих ухудшение конъюнктуры рынка труда края, стал рост продолжительности безработицы. В конце 1995 г. продолжительность текущей безработицы в крае составила почти 6,2 месяца (в 1994 году в то же самое время она составляла чуть более 4 месяцев). Увеличился удельный вес таких категорий людей, для которых поиск работы связан со значительными трудностями. Удельный вес безработных, не имеющих работы более года, составил 14,1 %, что превышает соответствующий показатель прошлого года в 2.9 раза. В конце 1995 г. численность стоящих на учете безработных составила 40,5 тысяч человек, а уровень безработицы к экономически активному населению достиг 5,2 % и вырос по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 1,9 раз. Из 19 районов в восьми уровень безработицы более чем в два раза превысил средний по России. В Тугуро-Чумиканском районе такое превышение составило более пяти раз.
Еще одним показателем, характеризующим дестабилизацию на рынке труда, является соотношение численности безработных и числа вакантных рабочих мест. В конце 1995 года на одну вакансию приходилось 10 безработных.
Ближайшая перспектива на рынке труда - это избыток рабочей силы. Изменить ситуацию смогут лишь подъем производства, инвестиции, создание перспективных экономически целесообразных рабочих мест.
Предложение рабочей силы будет возрастать. Ожидается, что в органы государственной службы занятости обратится 140 - 180 тыс. чел. Из них почти 75 % будут признаны безработными. Около 30 % из них будут представлены группами населения со сниженной конкурентоспособностью.
Наиболее вероятный уровень безработицы к концу 1996 года составит 8 - 12 %. Анализ итогов использования Фонда занятости службой занятости на реализацию программных мероприятий, в 1995 г. показал, что расходы фонда были увеличены на программы профессионального обучения и консультирования, на программы организации общественных работ и временной занятости, на программы материальной поддержки безработных.
В то же время в связи с отсутствием средств было снижено финансирование программ поддержки рабочих мест на предприятиях и организации собственного дела.
Из 19 подразделений краевого центра занятости населения бюджеты 15 городских и районных центров занятости населения были сведены с дефицитом.
Цель Программы
Программа содействия занятости населения нацелена на осуществление государственной политики по смягчению социальной напряженности на рынке труда края, на защит работающих, но находящихся под угрозой увольнения и потерявших работу граждан от безработицы.
Задачи Программы
Организация взаимодействия государственных и общественных органов, ведомств и служб по снижению угрозы массового высвобождения работников. Содействие всесторонней занятости населения.
Осуществление мер по совершенствованию деятельности краевой службы занятости, ее кадровому обеспечению.
Основные направления реализации Программы
Учитывая сложившуюся социально-экономическую ситуацию в крае, ограниченные экономические и финансовые возможности сдерживания роста безработицы, приоритетными направлениями политики занятости на 1996 год будут следующие:
создание условий для быстрейшего трудоустройства безработных граждан;
материальная поддержка лиц, потерявших работу;
увеличение масштабов общественных работ и временной занятости безработных граждан;
профессиональная ориентация и психологическая поддержка безработных граждан и незанятого населения;
опережающее переобучение и переподготовка работников, находящихся под угрозой увольнения, переобучения граждан, потерявших работу;
финансовая поддержка развития малого и среднего бизнеса; содействие созданию благоприятных условий для развития сферы услуг, что будет способствовать занятости населения.
Основы деятельности службы занятости
Деятельность службы занятости Хабаровского края осуществляется на основе Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 20.04.96 N 36-ФЗ), Положения о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации, Положения о Хабаровском Краевом центре занятости населения, указов Президента Российской Федерации.
Источники финансирования мероприятий Программы
Основными источниками финансирования мероприятий по содействию занятости населения являются Государственный фонд занятости населения Хабаровского края а также средства краевого бюджета на стимулирование и поддержку реализации приоритетных направлений социально-экономического развития края.
Бюджет Государственного фонда занятости Хабаровского края на 1996 год
Проект бюджета Государственного фонда занятости населения края (далее по тексту - Фонд занятости) на 1996 год разработан на основе показателей прогноза социально-экономического развития края на 1996 год.
В расчетах доходов на 1996 год размер страхового тарифа применен в размере 1,5 % по отношению к начисленной оплате труда.
В расчетной базе поступлений страховых взносов принят фонд оплаты труда на 1996 год в сумме 8190 млрд. рублей. Среднегодовой коэффициент сбора страховых взносов предусматривается в размере 85 % с учетом того, что от уплаты страховых взносов в Фонд занятости освобождаются фонды оплаты труда предприятий обществ инвалидов и религиозных общин, военнослужащих и приравненных категорий граждан, а также сохранится тенденция к росту взаимных неплатежей, а, следовательно, функционированию предприятий в режиме неполного рабочего времени и недоплатежей зарплаты. Поступление страховых взносов запланировано в сумме 104 млрд. рублей.
В прочих доходах в сумме 2 млрд. рублей предусматривается возврат финансовой помощи работодателям, а также начисления пени и штрафов за несвоевременное перечисление средств и нарушение порядка начисления и уплаты страховых взносов. Переходящий остаток средств составит 1,6 млрд. рублей.
Согласно Протоколу Правительственной комиссии по предотвращению критических ситуаций на рынке труда в отдельных регионах N 6 (16) от 29 сентября 1995 года Хабаровскому краю предусмотрено Федеральной службой занятости России резервирование средств в размере 10 млрд. руб. в 1996 году под предложенные Администрацией края инвестиционные проекты по созданию новых рабочих мест.
Доходы Фонда занятости по региону составят 117,6 млрд. рублей.
В проекте расходной части бюджета Фонда занятости учтен предполагаемый рост безработицы в 1996 году в 1,5 раза по сравнению с 1995 годом. Число официально признанных безработных в 1996 году состоит 72 тыс. человек.
За счет средств Фонда занятости предполагается осуществить переобучение более, чем пяти тыс. безработных, в том числе, путем реализации программ опережающего обучения граждан, высвобождаемых с предприятий в связи с конверсией и структурной перестройкой экономики, банкротством и т.п. На цели профобучения и профориентации предполагается направить 13,8 млрд. рублей или 5,3 % от всех расходов Государственного фонда занятости.
В соответствии с программами создания дополнительных рабочих мест с участием средств Фонда занятости, на конкурсной основе должно быть организовано порядка 1,3 тыс. экономически эффективных рабочих мест, порядка 200 безработных получат финансовую поддержку для создания собственного дела, предполагается направить 10,5 млрд. рублей или 4,1 % от расходов.
В условиях спада производства особое значение имеет решение проблемы частичной безработицы. Поэтому в проекте расходов бюджета предусмотрено, что около пяти тыс. человек смогут получить компенсационные выплаты и субсидии к зарплате в случаях, когда они вынужденно отправляются в отпуска без сохранения содержания или работают неполный рабочий день или неделю. Расходы на эти цели составят один млрд. рублей или 0,4 %.
В 1996 году должны быть активизированы усилия службы занятости, органов исполнительной власти в регионах и на местах для активного привлечения граждан к общественным работам и временной занятости. Предполагается, что в них должны принять участие порядка 13,9 тыс. человек и будет затрачено 2,5 млрд. рублей или 0,9 % от расходов.
Предполагается, что 108 тыс. человек будут охвачены программами материальной поддержки безработных, в том числе 105 тыс. человек потребуется выплата пособий по безработице, трем тыс. человек из числа безработных предпенсионного возраста будет производиться выплата пенсий. Общие расходы на программы материальной поддержки безработных планируются в размере 140,4 млрд. рублей или 53,1 % всех расходов Фонда занятости, при этом средний срок получения безработным пособия будет составлять восемь месяцев.
Административные расходы на 1996 год на органы СЗ предусматриваются в сумме 19,3 млрд. рублей, что составляет 7,5 % от общих расходов Фонда занятости. Административные расходы предполагается с учетом инфляции в целом оставить на уровне 1995 года. Нормальные условия обслуживания возрастающего потока обращающихся в службу занятости граждан предусматривается обеспечить за счет развития инфраструктуры службы занятости, внедрения компьютерных систем, прогрессивных технологий информационной поддержки программ содействия занятости, повышения квалификации работников центров занятости населения. Кроме того, для завершения строительства здания краевого и городского центров занятости населения потребуется 45,3 млрд. рублей или 17,6 %.
Отчисления в Федеральную службу занятости России для образования централизованных средств ФЗ составят 20,8 млрд. рублей или 8 %.
Расчет затрат Фонда занятости по конкретным направлениям деятельности произведен в соответствии с нормативной документацией Государственной службы занятости. Программа сведена с дефицитом бюджета в 140,15 млрд. руб.
Определены возможные пути погашения дефицита бюджета Фонда занятости:
усиление контроля за расходованием средств в городах и районах на основные целевые программы социальной поддержки безработных граждан;
дополнительное сокращение перечня предполагаемых действий, ориентация на преимущественное финансирование выплаты пособий по безработице и организацию общественных работ;
погашение дефицита из Федеральной части Фонда занятости населения.
В зависимости от степени напряженности бюджета Фонда занятости предусматривается возможность последовательного частичного или полного закрытия отдельных программ.
В целях более рационального использования Государственного фонда занятости населения края необходимо централизовать средства на краевом уровне для последующего перераспределения на покрытие дефицитных бюджетов в городах и районах с высоким уровнем безработицы, а также для финансирования мероприятий краевой Программы занятости.
Ожидаемый результат реализации Программы
Программа содействия занятости населения края на 1996 год обеспечит:
1. Равенство граждан в получении государственной поддержки в случае потери работы или угрозы безработицы вне зависимости от места их проживания.
2. Сокращение времени поиска гражданами работы и периода заполнения вакансий на предприятиях через совершенствование технологии работы городских и районных центров занятости по приему и трудоустройству населения.
3. Создание условий для безработных граждан в самостоятельном обеспечении себя работой, содействия в развитии малого и среднего бизнеса.
4. Временную занятость лиц, потерявших работу и не имеющих возможности быстро трудоустроиться. Занятость учащейся молодежи и школьников в свободное от учебы время с приоритетным правом на трудоустройство детей-сирот, детей из неблагополучных, неполных, многодетных семей, детей, у которых родители безработные.
5. Повышение конкурентоспособности на рынке труда безработных граждан и незанятого населения с целью трудоустройства через профессиональное обучение и переобучение, профессиональную ориентацию и психологическую поддержку.
6. Социальную поддержку слабозащищенных категорий безработных граждан (молодежи, женщин, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, граждан предпенсионного возраста, граждан из малочисленных народов Приамурья, граждан, освободившихся из мест лишения свободы).
7. Осуществление ряда мер, направленных на смягчение ситуации в области занятости населения в городах и районах с критической ситуацией на рынке труда.
8. Дальнейшее формирование в крае эффективной сети органов службы занятости, обеспечивающей свободный доступ к ее услугам всем нуждающимся гражданам.
Порядок реализации Краевой целевой Программы
1. Оказание социальной помощи гражданам работающим, но находящимся под угрозой увольнения и безработным, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 20.04.96 N 36-ФЗ) и другими нормативными документами службы занятости.
2. Ответственные исполнители обязаны выполнять мероприятия Программы в пределах имеющихся бюджетных средств.
3. Граждане имеют право обжаловать в суде отказ в признании их нуждающимися в социальной помощи в соответствии с Законом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.