Постановлением Законодательной Думы Хабаровского края от 31 июля 2002 г. N 382 настоящее Постановление снято с контроля
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Законодательная Дума постановляет:
1. Направить в порядке реализации права законодательной инициативы в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации Проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации".
2. Обратиться к законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также к депутатам Государственной Думы от Хабаровского края с просьбой поддержать данный Проект Федерального закона.
3. Поручить депутату Законодательной Думы Хабаровского края Бондаренко А. И. представлять настоящий законопроект в Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на комитет по правам человека, законности и социальной защите.
Председатель Законодательной Думы
Хабаровского края |
В.А. Озеров |
Вносится Законодательной
Думой Хабаровского края
Проект
Российская Федерация
Федеральный закон
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О народных
заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 2 января 2000 года N 37-ФЗ "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст.158) следующие изменения и дополнения:
1. В статье 2:
1) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Общий список народных заседателей районного суда (далее - общий список) формируется соответствующим представительным органом местного самоуправления на основе списка избирателей района, на территорию которого распространяется юрисдикция данного районного суда. Число народных заседателей, включаемых в общие списки, определяется в количестве от 78 до 156 народных заседателей на одного районного судью и должно соответствовать Пропорционально числу жителей (избирателей), проживающих на территории распространения юрисдикции данного районного суда.";
2) после пункта 1 дополнить новыми пунктами 2-5 следующего содержания:
"2. Исполнительные органы местного самоуправления и их должностные лица организуют отбор кандидатов в народные заседатели на основе списков избирателей, а также на основе предложений о кандидатах в народные заседатели, направленных в соответствующие исполнительные органы местного самоуправления предприятиями, учреждениями, организациями, общественными и профсоюзными объединениями, воинскими частями, собраниями (сходами) граждан по месту жительства.
3. О сформированных общих списках исполнительные органы местного самоуправления информируют население не позднее двух недель после их формирования. Замечания, предложения по общим спискам рассматриваются исполнительными органами местного самоуправления в течение двух месяцев со дня информирования населения.
4. Сформированный общий список направляется исполнительными органами местного самоуправления в соответствующие органы для проверки на предмет установления ограничений, предусмотренных статьей 3 настоящего закона.
5. Список народных заседателей для участия в рассмотрении дел в гарнизонном военном суде формируется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и утверждается законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации отдельно от общего списка.";
3) пункты 2,3,4,5 считать соответственно пунктами 6,7,8,9;
4) дополнить пунктами 10 и 11 следующего содержания:
"10. Утвержденный общий список доводится до сведения населения органами местного самоуправления в течение тридцати дней после его утверждения.
11. Органы местного самоуправления регулярно проверяют общий список и исключают из него лиц, утративших право быть народными заседателями, или включают дополнительно выбранных.".
2. В статье 3:
1) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"I. Народными заседателями могут быть граждане, достигшие возраста 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие среднее (высшее) образование.";
2) пункт 2 дополнить подпунктом 6 следующего содержания:
"б) лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти -";
3) дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"З. Народный заседатель, впервые приступивший к исполнению своих обязанностей, в открытом судебном заседании приносит присягу следующего содержания:
"Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне гражданский долг и совесть".".
3. В статье 4:
1) в названии и пункте 1 после слов "должностных лиц" дополнить словом "граждан";
2) дополнить пунктом 2 следующего содержания:
"2. За непредоставление информации, необходимой для составления общих списков, а также за предоставление неверной информации граждане, должностные лица, лица, выполняющие функции управления в коммерческих организациях (руководители предприятий, учреждений, организаций), несут ответственность, предусмотренную законодательством об Административных правонарушениях.".
4. В статье 5:
1) пункты 4 и 5 изложить в следующей редакции:
"4. Отбор народных заседателей для участия в рассмотрении дел в гарнизонном военном суде осуществляется на основе отдельного списка народных заседателей данного гарнизонного военного суда.
5. Отбор народных заседателей для исполнения обязанностей судей по конкретному делу в гарнизонном военном суде производится судьей, рассматривающим данное дело, путем жеребьевки из числа народных заседателей в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи.";
2) дополнить пунктом 6 следующего содержания:
"б. Председатели судов (судьи) заблаговременно ставят в известность народных заседателей, руководителей предприятий, учреждений, организаций о времени явки народных заседателей в Суд для участия в рассмотрении судебных дел.".
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
В.В. Путин |
Пояснительная записка
к Проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "О народных заседателях федеральных судов общей
юрисдикции в Российской Федерации"
Федеральный закон "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации", принятый в январе 2000 года с намерением сделать правосудие эффективным и беспристрастным при применении, создал серьезные помехи в работе судов.
Общий список народных заседателей, формируемый представительными органами местного самоуправления на основе списка избирателей конкретного района и представляемый в законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации согласно названному Федеральному закону, содержит положения, вызывающие ряд вопросов.
Среди лиц, включенных в списки народных заседателей, могут быть и злоупотребляющие алкоголем и наркотиками, и судимые, и глубокие старики, и т. д. То есть в списке оказываются люди, которые либо по объективным причинам не могут выполнять обязанности народных заседателей, либо своим поведением дискредитирующие звание судьи.
Это стало возможным в силу того, что, во-первых, требуемое количество народных заседателей из расчета 156 заседателей на одного судью, отвечающих требованиям закона (т. е. качественный состав народных заседателей), из имеющегося ограниченного количества избирателей выбрать трудно. Во-вторых, в законе не содержатся нормы, регулирующие механизм надлежащего отбора кандидатов в народные заседатели. Поэтому в представляемых списках может оказаться кто угодно, ответственности за качественный состав списка народных заседателей представительные органы не несут, заставить их это сделать у субъектов Российской Федерации нет полномочий.
Кроме того, включенные в список народные заседатели зачастую не информируются о включении их в список, списки не публикуются. Вызывает серьезное опасение и посещаемость народными заседателями судебных процессов. Если руководитель не отпустит работника для выполнения его гражданского долга по участию в судебном процессе, то вряд ли работник предпочтет судебное заседание основной работе.
В предлагаемом законопроекте вносятся существенные изменения и дополнения в действующий закон, позволяющие решить указанные проблемы. Данный вариант и устранит неосведомленность кандидатов в народные заседатели о возложении на них обязанностей по участию в осуществлении правосудия, и позволит сформировать качественный состав народных заседателей, и снимет проблемы с руководителями, не соглашающимися с двухнедельным отсутствием работника для участия в судебном процессе, и упорядочит процесс отбора кандидатов в народные заседатели представительными органами местного самоуправления.
Председатель Законодательной Думы
Хабаровского края |
В.А. Озеров |
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу,
приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием
Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"
В случае принятия данного Закона необходимо внести изменение и дополнение в Кодекс РСФСР об Административных правонарушениях в части установления Административной ответственности за непредоставление информации, необходимой для составления общих списков народных заседателей.
Председатель Законодательной Думы
Хабаровского края |
В.А. Озеров |
Финансово-экономическое обоснование
Проекта Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный
закон "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" не потребует дополнительных материальных затрат.
Председатель Законодательной Думы
Хабаровского края |
В.А. Озеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательной Думы Хабаровского края от 31 октября 2001 г. N 1422 "О законодательной инициативе по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"
Текст постановления опубликован в Сборнике нормативных правовых актов Законодательной Думы Хабаровского края от 23 ноября 2001 г. N 10
Настоящий документ снят с контроля