Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
Постановлением
Главы Администрации
Хабаровского края
от 25 июня 2001 г. N 247
Краевая программа
"Реформирование системы финансирования расходов на социальное обеспечение
и социальную защиту населения хабаровского края"
Паспорт
краевой программы "Реформирование системы финансирования расходов на
социальное обеспечение и социальную защиту населения Хабаровского края"
Наименование - краевая программа "Реформирование системы
финансирования расходов на социальное
обеспечение и социальную защиту населения
Хабаровского края"
Наименование, номер, - Распоряжение Главы Администрации края от 25
дата принятия решения декабря 2000 г. N 926-р "Об утверждении
о разработке Программы Концепции Программы реформирования управления
региональными финансами Хабаровского края"
Государственный заказчик - Департамент социальной защиты населения
Администрации края
Основные разработчики - Департамент социальной защиты населения
Администрации края
Цели и задачи - улучшение состояния региональных финансов
и качества управления ими; переход к более
эффективным методам и технологиям управления,
повышение прозрачности финансовой системы в
области социальной защиты и социального
обеспечения; получение дополнительных
федеральных денежных средств; техническое
обеспечение органов социальной защиты
населения края
Сроки реализации - 2001-2003 годы
Основные мероприятия - перечень мероприятий Программы предусматривает
решение конкретных задач, взаимосвязанных и
скоординированных по времени, ресурсам и
исполнителям на всех стадиях реформирования
системы финансирования расходов на социальное
обеспечение и социальную защиту населения края
Основные исполнители - Департамент социальной защиты населения,
финансовый департамент. Департамент здраво-
охранения, комитет по труду Администрации края.
Хабаровский краевой комитет государственной
статистики Госкомстата России, Администрации
городов и районов края, органы социальной
защиты населения края
Объемы и источники - на исполнение Программы потребуется
финансирования 181233,2 тыс. рублей, в том числе:
в 2001-2002 годах - 107742,6 тыс. рублей, в
2003 году - 73490,6 тыс. рублей;
за счет средств федерального бюджета -
144972,0 тыс. рублей;
за счет средств краевого бюджета -
36261,2 тыс. рублей
Ожидаемые конечные - результатом намеченных мероприятий Программы
результаты реализации должны стать позитивные изменения параметров
Программы системы социального обеспечения и социальной
защиты населения
Система организации - контроль за исполнением Программы осуществляют
контроля за исполнением в установленном порядке комитет по социальным
Программы вопросам и Департамент социальной защиты
населения Администрации края совместно с другими
краевыми органами исполнительной власти,
органами муниципальных образований городов
и районов края
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Характерные особенности Хабаровского края влияют на бюджетные расходы по социальной защите населения.
Климатические условия, отдаленность края, низкая плотность населения влекут за собой более высокие расходы на услуги инфраструктурных отраслей (транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, связь, энергетика), чем в среднем по стране.
Отсюда и высокие расходы на социальное обеспечение и социальную защиту населения, наибольшая часть которых приходится на финансирование льгот, установленных федеральным законодательством.
Действующее федеральное законодательство определяет функционирование системы социальной защиты на принципах уравниловки, категорийности, воспроизводящих иждивенческие настроения получателей льгот и пособий.
Оказание социальной помощи по категориальному принципу приводит к тому, что она практически не попадает самым бедным гражданам, так как в сочетании с целевым характером выплат и льгот не учитывается общее материальное положение семьи.
Это связано прежде всего с тем, что устаревшие безадресные модели социальных расходов ведут к расточительному и неэффективному использованию государственных средств. Они не способны обеспечить преодоление массовой бедности и действенную поддержку уязвимых социальных групп в условиях роста бедности и снижения реальных ассигнований на социальные цели.
В крае общее число льготников согласно федеральному законодательству составляет более 500 тыс. человек. И если учесть, что ряд федеральных мандатов распределяется и на членов их семей, то 67% от всего населения получают социальные трансферты без учета доходов, а только 23% от всего населения края получают социальную поддержку в виде денежных выплат, натуральной помощи, услуг с учетом прожиточного минимума и среднедушевого дохода семьи.
Бюджетное финансирование социального обеспечения и социальной защиты населения отражено преимущественно в разделе "Социальная политика".
Кроме этого, мероприятия по предоставлению льгот отражаются и по другим категориям бюджетных расходов (транспорт, здравоохранение, промышленность, энергетика).
В 2000 году на социальную политику по краевому бюджету были определены средства в сумме 197441 тыс. рублей, профинансировано в сумме 185003,8 тыс. рублей, или на 94%. Кредиторская задолженность составила всего 15575,8 тыс. рублей.
В том числе мероприятия по разделу "Социальная помощь" при плане 89700,0 тыс. рублей были профинансированы на 85168,0 тыс. рублей (94,9%).
Если анализировать структуру фактических расходов краевого бюджета по подразделу "Социальная помощь", то большая часть расходов (61%) приходится на финансирование федеральных мандатов: "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и других законодательных актов, 21% - на оказание адресной социальной помощи в соответствии с краевыми законами.
Не возмещенные бюджетом расходы предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, транспорта частично покрываются за счет перекрестного субсидирования. В случаях, когда бюджетного финансирования недостаточно для покрытия расходов на предоставление льгот, а перекрестное субсидирование невозможно, расходы на реализацию льгот осуществляются за счет финансовых результатов деятельности предприятий, в результате чего многие из них являются убыточными.
Кроме обозначенных проблем, существует проблема устаревшей методики возмещения расходов. Практика возмещения расходов за льготные услуги в крае, как и в других регионах, одна: везде расчет суммы к возмещению является произведением трех следующих сомножителей:
- численность льготников,
- объем потребленных услуг,
- тариф на оказание услуги.
У органов социальной защиты и предприятий, в большей мере транспортных, предоставляющих льготные услуги, возникают разногласия в отношении численности льготников и объема потребленных услуг. Характерным является то, что поставщики услуг стремятся к завышению численности реципиентов.
Фактическое финансирование составляет ежегодно не более 30% от предъявленных к возмещению сумм, хозяйствующие субъекты часто вынуждены покрывать свои некомпенсированные издержки самостоятельно за счет перекрестного субсидирования или чистой прибыли.
В отчетах по ведомственной принадлежности никогда не выделяются расходы по предоставлению льгот при перечислении средств поставщикам услуг. Так, например, при перечислениях предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, транспорта не обособляются даже средства на компенсацию выпадающих доходов по всем видам льгот и категориям. Они оказываются в "общем котле" со средствами на компенсацию убытков от субсидирования тарифов для всех граждан (в настоящее время тарифы повсеместно не покрывают себестоимости).
Серьезные проблемы существуют и в сфере финансирования системы социального обеспечения населения.
Приоритеты финансирования здесь, как правило, предопределяются сложившейся исторически структурой бюджетной сети социальных учреждений, финансирование которых основывается на традиционных затратных принципах.
Ограничен доступ негосударственных организаций к оказанию соответствующих услуг в рамках социального заказа. Из-за низкого уровня жизни населения в крае недостаточно используются возможности самофинансирования при предоставлении социальных услуг.
Отсутствие конкурентных начал в сфере социальных услуг не повышает качества социального обеспечения.
Нуждаются в серьезном совершенствовании и методы финансирования Административных расходов на содержание органов социальной защиты населения.
Низкая заработная плата социальных работников не является залогом высокого качества социального обеспечения.
Исходя из вышесказанного социальная политика должна быть направлена на создание условий для самообеспечения граждан и их занятости и предоставление эффективной социальной помощи тем, кто не в состоянии обеспечить себя и свои семьи из-за возраста, состояния здоровья и семейного положения.
С этой целью планируется последовательная реализация принципа адресности социальной помощи на основании среднедушевого совокупного дохода и прожиточного минимума. В основу реформ в сфере социальной защиты должен быть положен принцип предоставления социальной поддержки лишь тем домохозяйствам, фактическое потребление которых находится ниже уровня прожиточного минимума.
2. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются обеспечение социальной справедливости, снижение бедности путем развития адресного характера помощи, оптимизации механизмов оказания социальной помощи, повышения эффективности работы органов управления социальной защитой.
Для достижения основных целей Программы требуется решение следующих задач:
обеспечение государственных гарантий равного отношения системы социальной защиты к гражданам, имеющим равные права на получение социальной помощи;
сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, а также льгот и выплат, предоставляемых по категориальному принципу без учета доходов и имущественного положения;
сокращение объемов помощи лицам, фактическое потребление которых превышает уровень прожиточного минимума, одновременно увеличение объемов помощи нуждающимся;
расширение возможностей граждан выбирать производителей услуг, диверсификация форм предоставления подобных услуг, в том числе и за счет средств негосударственных учреждений, организаций;
повышение эффективности бюджетного планирования и финансирования;
совершенствование организации и повышение уровня квалификации кадрового состава органов социальной защиты населения;
налаживание и совершенствование автоматизированного учета и координации видов социальной помощи и льгот, предоставляемых по различным основаниям.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа будет выполняться поэтапно в 2001-2003 годах.
На первом этапе (2001-2002 гг.) будет осуществляться разработка законодательных и нормативных документов о социальном заказе, о современных технологиях деятельности социальных учреждений всех форм собственности, о региональных социальных стандартах, нормативах численности специалистов органов управления социальной защиты населения. Компьютеризация органов социальной защиты населения края, налаживание и совершенствование автоматизированного учета и координации видов социальной помощи и льгот, предоставляемых по различным основаниям.
На втором этапе (2003 год) будет осуществлена замена всех краевых льгот, услуг, предоставляемых без учета дохода, социальным пособием или обеспечением льготных услуг с учетом дохода в соотношении с прожиточным минимумом получателя. Внедрение новых методик и технологий в деятельность органов управления социальной защитой и социальных учреждений всех форм собственности.
4. Система программных мероприятий
Перечень мероприятий Программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям на всех стадиях реформирования системы финансирования расходов на социальное обеспечение и социальную защиту населения Хабаровского края.
Предлагаются программные мероприятия реформирования на период 2001-2003 годов по следующим направлениям:
1. Структура и формы предоставления социальной помощи: разработка критерия нуждаемости для домохозяйств, претендующих на получение социальной помощи, процедур выявления домохозяйств, отвечающих критерию нуждаемости; использование оптимальных форм оказания социальной помощи с учетом региональной специфики; определение величины денежной помощи; определение годовой потребности в финансовых ресурсах на исполнение социальных обязательств.
2. Источники финансирования социальной помощи: разграничение ответственности за предоставление и финансирование социальной помощи; совершенствование механизма финансирования социальной защиты из различных источников.
3. Механизмы финансирования системы социального обслуживания: реструктуризация сети социальных учреждений; развитие форм бюджетного и внебюджетного финансирования; развитие конкурентных отношений.
4. Информационное обеспечение: создание единой базы данных получателей пособий; введение единого социального паспорта домохозяйства; мониторинг эффективности социальной политики.
5. Управление и кадровое обеспечение системы социальной защиты: совершенствование структуры и функций органов управления социальной защитой; организация финансирования и бюджетного планирования; кадровая политика, повышение квалификации.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Программа реализуется за счет средств федерального, краевого бюджетов.
Стоимость Программы составляет 181233,2 тыс. рублей. Расходы распределяются по годам: на 2001-2002 годы - 107742,6 тыс. рублей, на 2003 год - 73490,6 тыс. рублей. Финансирование производится за счет средств федерального бюджета в сумме 144972,0 тыс. рублей, за счет средств краевого бюджета - 36261,2 тыс. рублей.
6. Реализация Программы и контроль за ходом ее выполнения
К участию в реализации Программы привлекаются органы исполнительной власти края, различные организации и научные учреждения.
Организация и контроль за реализацией Программы осуществляется комиссией под руководством заместителя Главы Администрации края - председателя комитета по социальным вопросам.
Текущее управление осуществляется дирекцией Программы, возглавляемой директором Департамента социальной защиты населения Администрации края, ответственным за реализацию Программы.
Департамент социальной защиты населения Администрации края с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и состав исполнителей.
Для обеспечения научного руководства и координации работ при департаменте создается экспертная комиссия с участием ведущих специалистов заинтересованных ведомств, региональных экспертов, научных работников Института экономических исследований Дальневосточного отделения Российской академии наук, Дальневосточной академии государственной службы.
7. Оценка эффективности реализации Программы
Результатом выполнения намеченных мероприятий Программы должны стать позитивные изменения параметров системы социального обеспечения и социальной защиты населения в части:
повышения эффективности социальной поддержки малоимущего населения в условиях дефицита бюджетных ресурсов;
обеспечения социальной справедливости в оказании социальной помощи бедным слоям населения;
улучшения материального положения пенсионеров, инвалидов, семей с детьми, доход которых ниже установленной административной границы бедности;
развития сети негосударственных учреждений по социально-медицинскому обслуживанию инвалидов, престарелых граждан;
расширения возможности граждан выбирать производителей услуг в социальных учреждениях всех форм собственности;
создания единого информационного пространства для успешного решения проблем снижения бедности, оказания социальной помощи;
повышения эффективности работы органов управления социальной защитой.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Главы Администрации Хабаровского края от 25 июня 2001 г. N 247 "Об утверждении краевой программы "Реформирование... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.