Постановление Главы Администрации Хабаровского края
от 10 февраля 2000 г. N 42
"Об основных направлениях развития экспорта и экспортной базы Хабаровского края на 2000 - 2005 годы"
Постановлением Правительства Хабаровского края от 4 августа 2006 г. N 124-пр настоящее постановление признано утратившим силу
В целях активизации внешнеэкономической политики Администрации края, совершенствования организационно-правовых мер, направленных на создание благоприятных экономических и инвестиционных условий развития экспорта и экспортного производства, содействия продвижению на зарубежные рынки готовой, в том числе высокотехнологичной продукции, обеспечения организационной и информационной поддержки экспорта, постановляю:
1. Утвердить прилагаемые:
Основные направления развития экспорта и экспортной базы Хабаровского края на 2000 - 2005 годы;
Мероприятия по реализации Основных направлений развития экспорта и экспортной базы Хабаровского края на 2000 - 2005 годы.
2. Департаментам, комитетам и управлениям Администрации края обеспечить выполнение Мероприятий в установленные сроки.
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на управление внешнеэкономических связей Администрации края (Лопатин С.И.).
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Глава Администрации |
В.И. Ишаев |
Основные направления
развития экспорта и экспортной базы Хабаровского края на 2000 - 2005 гг.
(утв. постановлением Главы Администрации Хабаровского края от 10 февраля 2000 г. N 42
1. Оценка исходного состояния экспорта и производственной базы
1.1. Общие тенденции развития экспорта период 1992 - 1999 гг.
В период становления рыночных отношений внешнеэкономические связи стали важным стабилизирующим фактором хозяйственного развития Хабаровского края, обеспечивающим сохранение его экономического потенциала и удовлетворение первоочередных потребностей внутреннего рынка.
В экономике края заметно усилилась внешнеэкономическая ориентация. Так, если в 1992 году доля экспорта в общем объеме промышленного производства края составляла 7 процентов, то в 1996 и 1998 годах уже свыше 25 процентов.
В целом объем экспорта в 1999 году увеличился по сравнению с 1992 годом на 85 процентов, составив сумму 598 млн. долл. США. Средняя годовая величина экспорта за этот период составила 670 млн. долл. США.
Наиболее значительный рост за рассматриваемый период был характерен для экспорта продукции военного машиностроения, нефтепродуктов, международных услуг, доли которых в общей структуре экспорта заметно возросли.
Благоприятная тенденция замещения экспорта сырья продукцией машиностроения вовсе не означает, что происходит прогрессивная перестройка структуры экономики края. Более полно реализуется созданный ранее потенциал лишь одного предприятия -
Комсомольского-на-Амуре авиационного объединения, которое не имеет кооперационных связей внутри Хабаровского края.
В объеме традиционного экспорта, основанного на природно-ресурсном потенциале края, происходит "вымывание" продукции первичной переработки сырья и "откат" к вывозу необработанных сырьевых ресурсов. По отчету за 1999 год 45 процентов краевого экспорта составили круглый лес, рыба - сырец, лом черных и цветных металлов, а также медный, оловянный и вольфрамовый концентраты.
Самой динамичной, но и неустойчивой статьей экспорта, зависящей от резкого колебания мировых цен на сырьевые товары, являются нефтепродукты. Прирост и падение экспорта по отношению к предыдущему году составляет до 50 процентов.
Следует отметить, что с увеличением экспортных поставок наметилась и новая тенденция - усиление экспортной специализации различных видов услуг - транспортных, связи, гостиничных и других.
Либерализация внешнеэкономической деятельности, выход на внешние рынки большого числа новых коммерческих структур привели к значительному расширению географии экспорта Хабаровского края с 25 государств в 1992 году до 35 государств в 1999 году.
Соседство стран АТР и отсутствие платежеспособного спроса на товарную продукцию предприятий края на внутреннем рынке предопределило восточную ориентацию внешнеэкономических связей Хабаровского края. В зону АТР поставляется около 80 процентов товаров и услуг.
За рассматриваемый период наибольший удельный вес в экспорте Хабаровского края занимали Япония, Китай и Южная Корея. В 1999 году доля этих четырех стран в объеме краевого экспорта составила около 70 процентов. Соответственно Япония - 35 процентов (205 млн. долл. США), Китай - 23 процента (133 млн. долл. США), Корея - 10 процентов (55 млн. долл. США).
Анализ экспорта и экспортного производства в исследуемый период выявил следующие особенности:
- экспорт имеет весьма неустойчивую динамику; ежегодное падение и прирост экспорта могут достигать от 20 до 50 процентов к уровню предыдущего года;
- сырьевая ориентация экспорта делает его в значительной степени уязвимым вследствие резкого колебания мировых цен на сырьевые группы товары;
- несовершенная технологическая база ряда производств сокращает перечень товаров мирового уровня, поставляемых краем на экспорт; - ведущее место во внешнеэкономических связях стали занимать государства, с которыми имеется налаженное транспортное грузовое и пассажирское сообщение;
- наиболее дорогим рынком для продукции, производимой в крае, по-прежнему остается рынок Японии, куда направляется основная часть традиционного краевого экспорта;
- объем, структура и динамика краевого экспорта в Китай не соответствуют ни потенциальным возможностям китайского рынка, ни экономическим интересам и структуре экспортного потенциала Хабаровского края.
1.2. Отраслевые проблемы экспорта и экспортной базы.
Лесной комплекс
Лесная отрасль традиционно составляет ядро экспортного потенциала Хабаровского края. В общей структуре товарного экспорта на продукцию из древесины приходится в среднем до 35 процентов.
В 1999 году экспорт древесины и изделий из нее составил 207,4 млн. долл. США. При этом доля круглого леса в общей сумме лесоэкспорта составила 95 процентов. Объемы экспорта круглого леса не только не сокращались, но даже росли. Так, если в 1995 году он составлял 2,5 млн. куб. м в год, то в 1997 году - 3 млн. куб. м и в 1999 году - 3,9 млн. куб. м.
С отменой в 1996 году института спецэкспортеров ситуация в лесоторговле приобрела малоуправляемый характер, на внешний рынок вышло около 200 предприятий и фирм - посредников, возникла острая конкуренция среди российских экспортеров, что привело к падению экспортных цен, снижению качества экспортной продукции и потере своих ниш на рынках лесоматериалов.
Наиболее очевидные и крупные потери связаны с низким уровнем маркетингового сопровождения экспортных поставок, прежде всего круглого леса. Отсутствует сортировка товара, круглый лес "дорабатывается" в портах Японии, в связи с чем потери российских экспортеров составляют десятки миллионов долларов США в пересчете на годовой объем.
Несмотря на очевидные преимущества сортировки древесины, позволяющей полностью исключить рекламации на экспортируемые лесоматериалы, уверенно работать на внешнем рынке и удерживать на стабильном уровне экспортные цены, услугами сортировочной линии в порту Советская Гавань пользуется практически одно предприятие - закрытое акционерное общество "Флора".
В целях выработки единой ценовой политики и повышения доходности от экспорта древесины ценных и твердолиственных пород управлением внешнеэкономических связей было разработано и реализовано предложение по организации в крае аукционной продажи древесины. В результате принятых мер удалось упорядочить заготовку ценных пород древесины в крае, значительно повысить экспортные цены на пиловочник ясеня и сократить количество экспортеров с 78 в 1998 году до 10 в 1999 году.
Негативные тенденции в организации лесоэкспорта развивались одновременно с ухудшением экономической ситуации в сырьевой и производственной сферах лесного комплекса.
Общей заметной тенденцией является уменьшение размеров эксплуатационных запасов ликвидной древесины. Лишь 40 процентов заготавливаемых круглых материалов соответствует требованиям экспортного пиловочника для японского рынка, остальная часть - пониженного качества.
Есть все основания утверждать, что экспортная сырьевая ориентация лесопользования с привязкой к рынку Японии себя исчерпала. Хабаровский край по возможностям лесосырьевой базы подошел к пределу объемов экспорта качественных лесоматериалов и перспективу развития лесной индустрии может строить только на основе более полной переработки менее качественного сырья.
Сложное положение складывается в лесоперерабатывающей промышленности. Остановились и не подлежат восстановлению технологические линии на Амурском ЦКК, Хорском биохимическом заводе, Литовском фанерном заводе и в фанерном цехе АО "Мухенское". В значительной мере утрачены мощности по переработке древесины. Несмотря на рост экспорта пиломатериалов в 1999 году по сравнению с 1998 годом на 62,4 процента (62,7 тыс. куб. м), доля их в общей сумме экспорта лесоматериалов остается незначительной (4,7 процента или 9,7 млн. долл. США). Из номенклатуры поставляемых на экспорт товаров исчезли такие виды лесной продукции, как древесноволокнистые и древесностружечные плиты, целлюлоза и картон. Экспорт технологической щепы за период с 1990 по 1999 год уменьшился в 12 раз и составил 12 тыс. тонн.
С самого начала открытия российской экономики иностранному капиталу лесная отрасль Хабаровского края стала привлекательной для зарубежных инвесторов. К настоящему времени здесь создано 29 предприятий с общим объемом накопленных иностранных инвестиций 90 млн. долл. США.
Развитие экспортной базы лесной отрасли требует осуществления крупных мероприятий в следующих направлениях:
- корректировка исходных целей развития экспорта и экспортной базы края, которые должны быть ориентированы на увеличение объемов экспорта лесоматериалов при соблюдении принципа неистощительного лесопользования;
- восстановление системы государственного регулирования лесным комплексом;
- реструктуризация предприятий и укрепление лесной отрасли, создание действующих холдингов и групп по типу ФПГ при участии краевой собственности;
- формирование вертикально интегрированных структур с целью комплексной заготовки и переработки древесины; создание экономических условий для их развития;
- постепенное запрещение экспорта необработанных наиболее ценных твердолиственных и хвойных пород древесины, особенно в местах благоприятных для развития деревообработки;
- соединение лесозаготовок с грубым (частичным) лесопилением, пересмотр традиционных схем размещения лесопильных предприятий.
Рыбная промышленность
Рыбная промышленность так же, как и лесная, относится к отраслям традиционной экспортной специализации Хабаровского края. На ее долю приходится 7 - 8 процентов годовой добычи рыбы и морепродуктов Дальнего Востока. Основным районом промысла рыбы для рыбаков Хабаровского края было и будет Охотское море: здесь вылавливается около 100 тыс. т минтая, до 25 тыс. т нерестовой сельди, большая часть лосося, около 3,5 тыс. т крабов.
Экспорт рыбы, рыбопродукции и морепродуктов за период с 1998 по 1999 год сократился по объему на 24 процента (с 65,7 тыс. т. до 7 тыс. т) и на 16 процентов по сумме (с 40 млн. долл. США до 33,7 млн. долл. США). Сокращение экспортных поставок произошло из-за уменьшения квоты на вылов минтая на 20 процентов по сравнению с 1998 годом и сокращения объемов вылова нерестовой сельди на 40 процентов.
Важным моментом общей ситуации в рыбной промышленности является сокращение ресурсов и объемов допустимых уловов минтая. Причем ожидается, что эта тенденция сохранится на весь планируемый период.
Особенностью рыбной промышленности Хабаровского края является дисбаланс добывающих и перерабатывающих мощностей в системе Крайрыбакколхозсоюза, на долю которого приходится 48 процентов общего вылова рыбы и морепродуктов. Из-за этого значительная часть продукции продается сырцом, без обработки, по низким ценам.
По-прежнему практически бесконтрольной остается работа флота за пределами таможенной границы, что создает предпосылки для неучтенной реализации рыбы и морепродуктов. По данным статистики за 1999 год реализация продукции за пределами таможенной зоны составила 90 процентов от всего экспорта рыбы и морепродуктов.
В 1999 году экспортные поставки осуществлялись в Японию (51 процент краевого экспорта рыбы и морепродуктов), США (12,7 процента), Польшу (8 процентов).
В настоящее время основными экспортерами рыбы и морепродуктов края являются ООО "Востокрыбпром", Крайрыбакколхозсоюз и ООО "Совгаваньрыба". На их долю приходится 95 процентов Краевого экспорта рыбопродукции.
Следует отметить, что Россия на рыбных рынках не доминирует и испытывает острую конкуренцию со стороны США, Канады, Кореи, Польши и других стран. И здесь действуют обычные законы рыночной конкуренции. В соответствии с ними наша рыбная продукция на внешнем рынке в 1,5 - 2 раза дешевле, чем продукция зарубежных конкурентов, что отражает прежде всего особенности сырья и качества товаров. Кроме того, низкая степень переработки обуславливает низкую валютную отдачу от экспорта значительной части экспортируемой рыбопродукции.
Наиболее важными направлениями развития экспорта и экспортной базы в рыбной промышленности края являются:
- развитие прибрежных перерабатывающих предприятий по глубокой заморозке и хранению рыбопродукции, развитие мощностей по производству соленой икры сельди, мороженой рыбопродукции высокой степени переработки, переход к производству консервов, в том числе крабовых;
- развитие лизинга и лизинговых форм технического перевооружения предприятий отрасли.
Горнодобывающая промышленность
Экспортный потенциал горной промышленности Хабаровского края в рассматриваемый период был представлен Солнечным ГОКом (а с 1998 года Дальневосточной горной компанией). В последние годы внешний рынок стал основным направлением сбыта продукции ГОКа, и доля экспорта в объеме производства достигла 80 процентов.
Начиная с 1995 года объемы экспорта стали уменьшаться, что было вызвано как обострением финансовых проблем на самом предприятии, так и резким падением цен на медные концентраты на мировом рынке. За период с 1998 по 1999 год экспорт медных концентратов при сохранении объемов (14,9 тыс. т) сократился на 22 процента по сумме, составив 1,8 млн. долл. США. В то же время, после прекращения экспорта олова металлического в 1998 году, в прошедшем 1999 году были возобновлены поставки за рубеж концентратов оловянных (2,1 млн. долл. США) и вольфрамовых (1 млн. долл. США).
Рынками сбыта медного концентрата являются Китай и Япония.
Основные проблемы экспорта медного и оловянного концентратов, производимых Дальневосточной горной компанией, связаны с экономикой, низкой эффективностью производства. По расчетам предприятия, отдельные виды товара дают убытки до 30 процентов. Не решена старая проблема неполного и некомплексного использования сырья. Сложные руды всех месторождений Солнечного района при переработке на существующем ГОКе дают недостаточно чистые концентраты олова и меди. При наличии в них других полезных компонентов эти составляющие являются "загрязнителями" и учитываются при формировании внешнеторговой цены в ряде случаев со знаком минус.
В рамках прогнозируемой перспективы требуется осуществление научных и опытно-промышленных работ в целях получения новых технологических способов переработки сырья Солнечного района.
Черная и цветная металлургия
В отличие от других экспортных отраслей Хабаровского края в черной металлургии проведены основные преобразования. Именно поэтому с 1997 года наметилась тенденция увеличения производства и экспорта черных металлов. Но эта тенденция не является устойчивой.
В 1999 году на экспорт было поставлено 192 тыс. т проката на сумму 29 млн. долл. США, что составило 104 процента от уровня 1998 года по объему и 92 процента по сумме. Примечательно, что доля проката в общей сумме экспорта черных металлов увеличилась с 56 процентов в 1997 году до 61 процента в 1999 году.
Основным экспортером проката является ОАО "Амурметалл". Черные металлы поставляются в Китай, Республику Корея и другие страны АТР.
Сопредельные страны в значительных объемах импортируют прокат черных металлов, однако иностранные фирмы не проявляют интерес к дальневосточной продукции. Основная причина - низкое качество проката, несоответствие российских ГОСТов требованиям мирового рынка. Поставляемая на экспорт стальная заготовка лишь в 2 раза дороже, чем металлолом. Экономические показатели эффективности экспорта лома значительно выше, чем заготовки, поэтому экспорт металлолома будет сдерживать производство металла.
В силу указанных обстоятельств выход на внешние рынки черных металлов требует повышения качества продукции за счет использования качественного металлолома, первородного сырья, легирующих добавок. Без этого в ближайшие годы мы вынуждены будем уйти с внешнего рынка.
Экспорт продукции цветной металлургии в крае представлен одним видом - вторичным алюминием, который стал поставляться за рубеж в виде сплавов после создания совместного российско-японского предприятия "Востокметалл".
При производстве алюминиевых сплавов впервые на Дальнем Востоке удалось реализовать идею производства готового товара, полностью соответствующего требованиям конечного потребителя на внешнем рынке. Подавляющая часть экспортных поставок алюминия (90 - 95 процентов) осуществлялась в Японию, остальная часть в
Республику Корея, Китай, Швейцарию и на Кипр.
В 1993 году объем экспортных поставок алюминия достиг своей наибольшей величины (22 тыс. т). В 1997 году из-за отсутствия оборотных средств и резкого падения мировых цен на алюминий ЗАО "Востокметалл" оказалось под угрозой банкротства. И только при финансовой поддержке Администрации края удалось стабилизировать работу предприятия и создать условия для наращивания экспорта цветного металла. На протяжении последних двух лет ЗАО "Востокметалл" осуществляет стабильные поставки алюминия за рубеж в объеме 12 тыс. тонн.
Следует отметить, что, несмотря на неудавшуюся попытку организовать стабильную деятельность нескольких крупных совместных предприятий в металлургии края, в целом в данную отрасль привлечено около 25 млн. долл. США иностранных инвестиций и создано было более 2000 рабочих мест.
Машиностроение
Предприятия машиностроительной отрасли края, в отличие от других экспортных производств, с началом экономических реформ не смогли преодолеть жесткие барьеры по выходу со своей продукцией на новые рынки стран АТР и найти свою нишу в международном разделении труда.
В результате ликвидации системы госзаказа многие машиностроительные предприятия, такие, как завод им. Горького, "Дальэнергомаш", "Дальдизель", станкостроительный завод, были вынуждены фактически свернуть экспорт и значительно снизить производство, не имея достаточных оборотных средств не только на освоение новых продуктов, но и для продвижения на внешние рынки традиционной продукции.
В 1999 году доля гражданского машиностроения в экспорте края составила 1 процент.
В то же время ряд предприятий оборонного комплекса края значительно расширил внешнеэкономическую деятельность в рамках военно-технического сотрудничества с зарубежными странами и проектов международной кооперации в производстве гражданской продукции. Начиная с 1995 года продукция военного машиностроения значительно изменила структуру краевого экспорта. В 1995 году ее доля в сумме краевого экспорта составила 21 процент, в 1996 году - 45 процентов, превысив поставки за рубеж традиционных товаров сырьевой группы. В 1998 году этот показатель еще больше вырос, достигнув 58 процентов.
В новых экономических условиях КнААПО не только сохранило производственный и кадровый потенциал, но и значительно диверсифицировало свою деятельность. Проводимая в настоящее время конверсионная программа по освоению производства и началу серийного выпуска гражданских самолетов (С-80, Бе-103) ориентирована на потребителей не только внутреннего рынка, но и на экспорт.
Одновременно на уровне края осуществляется работа по продвижению продукции военного машиностроения на рынки стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.
Одним из немногих машиностроительных предприятий края, ориентированным на расширение производства и экспорт продукции, является АО "Амурлитмаш". В 1998 году продукция завода "Амурлитмаш" экспортировалась в Бельгию, Литву и Японию.
Поддержание и стимулирование производства такого вида продуктов, развитие на их основе широкой внутрирегиональной кооперации - это одно из наиболее важных направлений общей политики промышленного развития края и его экспортной базы.
Топливно-энергетический комплекс
Существенное место в экспорте края в рассматриваемый период занимала продукция топливно-энергетического комплекса. Хабаровский и Комсомольский-на-Амуре нефтеперерабатывающие заводы входят в десятку экспортеров края. В объеме краевого экспорта продукция этих предприятий составляет от 4 до 18 процентов. В 1999 году экспорт нефтепродуктов вырос по сравнению с 1998 годом на 112 процентов по объему (с 503,6 тыс. т до 1,068 млн. т) и на 147 процентов по сумме (с 46,1 млн. долл. США до 114,3 млн. долл. США).
Факторами понижения конкурентоспособности экспорта обоих заводов являются: высокий уровень цен на сырье, высокие транспортные затраты, отсталая производственная база предприятий.
Наиболее существенными моментами, сдерживающими возможности развития экспортной базы и экспорта нефтепродуктов, являются следующие:
- в мировом хозяйстве нет особого дефицита мощностей НПЗ; общим "правилом" является приближение заводов к зонам концентрированного потребления нефтепродуктов;
- оба завода используют устаревшее оборудование и отсталые технологические идеи, которые не позволяют в полной мере конкурировать их продукции на мировом рынке;
- колебания цен на нефть достигают огромных размеров и непосредственно влияют на обеспечение заводов сырьем, которого в крае нет;
- дальневосточные нефтепродукты по затратным характеристикам уступают сибирским, поэтому последние будут вытеснять их на внешних рынках.
Транспорт и связь
В последние годы все больше возрастает самостоятельное значение предприятий транспорта и связи как крупнейших экспортеров услуг, чему способствует выгодное экономико-географическое положение Хабаровского края на пересечении транспортных и торговых путей.
В целом доля услуг в общей сумме краевого экспорта может, по предварительным оценкам, составить в 1999 году 13 процентов (около 78 млн. долл. США, или 97 процентов к уровню 1998 года). Для сравнения в 1997 году этот показатель составлял 27 процентов (189 млн. долл. США).
Ожидаемое незначительное сокращение нетоварного экспорта в 1999 году обусловлено накоплением негативных факторов в ряде инфраструктурных отраслей. На речном транспорте началось заметное и невосполнимое выбытие судов класса река - море, что уже снизило мощности Амурского пароходства по грузоперевозкам на 25 процентов; заметно активизировались китайские компании на пассажирских приграничных линиях. На авиационном транспорте сокращаются объемы международных перевозок по причине ухудшения материально - технической базы, а также за счет перераспределения их потоков в пользу аэропортов других дальневосточных территорий.
Наиболее крупными предприятиями - экспортерами услуг являются: Хабаровское государственное унитарное предприятие "Дальавиа", ГП "Дальаэроконтроль", АО "Трансбункер", Ванинский морской торговый порт и Амурское пароходство.
2. Внешние условия развития экспорта
Важным фактором, характеризующим состояние и перспективу развития экспорта, являются внешние условия. Выгодное экономико-географическое положение Хабаровского края, его близость к крупнейшим и развитым странам Азиатско-Тихоокеанского региона, емкость рынков сопредельных стран, дефицит ресурсов - все это положительные факторы, воздействующие на формирование хозяйственного комплекса края, ориентированного на внешние рынки.
Азиатско-Тихоокеанский регион, с которым соседствует российский Дальний Восток, представляет собой дифференцированный по уровню экономического развития мир, который по своим потенциальным возможностям способен принять не только всю продукцию региона, но и России в целом.
Китай, будучи зоной "надежного" бизнеса, сформировал мощную базу экспортной экспансии, поэтому в ближайшее время он будет оказывать решающее влияние на тактику и стратегию развития экспорта России, Дальнего Востока и Хабаровского края. В этой связи Хабаровский край должен будет больше повернуться к Китаю.
Анализ складывающихся отношений с сопредельными странами предопределяет необходимость дифференцированной экспортной политики относительно конкретных стран. Япония на обозримую перспективу останется самым дорогим рынком по многим видам товаров. Вместе с тем нельзя ожидать в ближайшие 5 лет значительных изменений в характере сотрудничества с Японией. Большие различия в технологической структуре производства будут толкать ее на максимизацию импорта с Дальнего Востока сырья с минимальной переработкой, как это было в предыдущие десятилетия.
Перспективным является рынок Республики Корея, Малайзии, Вьетнама и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
3. Развитие экспорта и экспортной базы в период 2000 - 2005 годов
По прогнозным оценкам внешнеторговый оборот Хабаровского края в 2000 году составит порядка 1350 млн. долл. США, в том числе экспорт около 1200 млн. долл. США.
В 2000 году ожидается значительный рост экспорта продукции военного машиностроения (630 млн. долл. США). Объем экспорта продукции гражданского машиностроения прогнозируется на уровне 10 млн. долл. США.
В лесопромышленном комплексе за счет освоения новых лесных участков по проектам компании "Римбунан Хиджау", увеличения объемов сортировки деловой древесины в выходных портах Ванино и Советская Гавань экспорт круглого леса может составить 4 млн. куб. м на сумму около 210 млн. долл. США.
Планируемая загрузка имеющихся деревообрабатывающих мощностей позволит увеличить экспорт пиломатериалов до 70 тыс. куб. м на сумму свыше 10 млн. долл. США.
Реализация мер производственно-экономического характера позволяет прогнозировать в 2000 году рост экспорта цветных металлов: вторичного алюминия до 15 тыс. т, меди в концентрате до 4 тыс. т, олова в концентрате до 2 тыс. тонн.
Значительную долю в экспорте по-прежнему будут составлять нефтепродукты, поставки за рубеж которых в 2000 году планируются в объеме свыше 1 млн. т на сумму около 120 млн. долл. США.
Активизация внешнеэкономической деятельности в крае вызовет рост транспортных и сопутствующих услуг (бункеровка, авианавигация, ремонт и другие) на сумму около 80 млн. долл. США.
В связи с ожидаемым сокращением допустимых уловов минтая и других объектов промысла в 2000 году экспорт рыбы, рыбопродукции и морепродуктов составит примерно 40 тыс. т на сумму около 32 млн. долл. США.
Реализация мероприятий Основных направлений развития экспорта и экспортной базы Хабаровского края на 2000 - 2005 годы позволит увеличить внешнеторговый оборот в 2005 году ориентировочно до 1600 млн. долл. США, в том числе экспорт до 1300 млн. долл. США.
4. Основные направления развития экспорта и экспортной базы края
Внешнеэкономическая политика Администрации края на ближайшие годы призвана обеспечить максимальное увеличение элементов и механизмов, стимулирующих реальный переход к рыночной системе отношений, увеличение устойчивости сферы экспорта и экспортного производства, использование доходов от внешней торговли в целях реструктуризации народного хозяйства, обеспечение поступательного роста объемов экспорта, создание дополнительных возможностей хозяйствующим субъектам по расширению внешнеэкономических связей и уменьшению отрицательного воздействия конъюнктуры мирового рынка на результаты внешней торговли. Решение этой задачи предусматривается посредством реализации основных направлений, включающих:
- осуществление организационно-правовых мероприятий, направленных на создание благоприятных экономических и инвестиционных условий развития экспорта и экспортного производства;
- поддержку производителя экспортной продукции;
- увеличение выпуска и экспорта "лидирующих" продуктов на предприятиях края;
- увеличение объемов экспорта, улучшение использования природных ресурсов, модернизацию экспортной базы.
4.1. Организационно-правовые мероприятия
В рамках этого направления рекомендуется решение следующих задач:
- создание эффективной системы управления государственной собственностью на уровне края;
- реорганизация предприятий;
- повышение степени управления народным хозяйством через совершенствование механизмов управления ресурсами; внедрение аукционных, конкурсных механизмов предоставления в пользование ресурсов края;
- предоставление гарантий краевого бюджета;
- внедрение биржевых и аукционных систем продажи производимых в крае экспортных товаров;
- совершенствование общей нормативной базы инвестирования, в том числе привлечения иностранных инвестиций; законодательное разрешение конфликтных ситуаций, арендного права, предоставления информации; страхования рисков.
4.2. Меры по поддержке экспорта.
Задачами Администрации края являются всемерная поддержка экспорта традиционных товаров и содействие их продвижению на новые рынки, поиск новых экспортных ресурсов, а в более долгосрочной перспективе - уход от неэффективной структуры экспорта и обеспечение прорыва готовой, в том числе высокотехнологичной, продукции на внешние рынки.
В этих условиях экспортная политика Администрации края должна быть нацелена на внедрение экономических стимулов для экспортеров готовой продукции, обеспечение информационной и организационной поддержки.
4.3. Увеличение выпуска и экспорта "лидирующих" продуктов
Помимо уже определенных "лидирующих" продуктов, ряд новых товаров и видов работ, которые обладают свойствами "лидирующего" продукта, то есть имеют сверхприбыль, составляют первый набор проектов, поддерживаемых краем, а также в первую очередь рассматриваются в качестве начальных интеграционных структур, на основе которых могут развиваться высокоэффективные проекты.
Базовыми отраслями производства "лидирующих" продуктов определены машиностроение, лесопромышленный комплекс, рыбопромышленный комплекс, цветная металлургия.
В машиностроении "лидирующими" продуктами являются или могут быть:
- военные самолеты, а также технологии и производства;
- самолеты гражданского назначения С-80 и Бе-103;
- оборудование для нефтяной промышленности.
В стратегическом плане важно решить проблему максимальной кооперации местных предприятий вокруг проектов по производству "лидирующих" продуктов.
В лесной промышленности лидирующими производствами и идеями являются:
- сортировка экспортного леса, создание сортировочной линии и накопительных складов;
- переход на биржевые способы торговли круглым лесом и открытое биржевое ценообразование;
- формирование вертикально интегрированных структур с целью комплексной заготовки и переработки древесины, создание экономических условий для их развития.
В рыбной промышленности к числу лидирующих проектов относятся:
- увеличение производства икры сельди;
- увеличение производства рыбопродукции на основе глубокой заморозки.
В горной промышленности к числу лидирующих направлений развития относятся:
- переработка комплексного сырья Солнечного горно-промышленного района;
- поиск месторождений и реализация проектов добычи и переработки редких и дефицитных видов сырья (цирконий, платина и другие).
В сфере оказания услуг лидирующими направлениями являются:
- развитие современной системы контроля воздушного пространства и увеличение коридоров для иностранных компаний, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов;
- расширение функций действующих аэропортов по обслуживанию иностранных самолетов и обеспечению безопасности их полетов над территорией края;
- развитие системы международных контейнерных перевозок из Восточной Азии в Западную Европу.
4.4. Увеличение объемов экспорта и улучшение использования имеющихся ресурсов
Лесная сырьевая база остается на весь рассматриваемый период перспективной зоной концентрации экспорта.
Перед лесным комплексом стоят задачи замены материальнотехнической базы производства, в том числе за счет привлечения иностранного капитала. Нужны серьезные работы по корректировке сырьевой базы лесной индустрии с учетом пожаров 1998 года. Требует решения проблема запрещения вывоза за пределы края необработанной твердолиственной древесины, особенно в зонах потенциального развития переработки.
В рыбной промышленности главным резервом увеличения добычи является нерестовая охотоморская сельдь, объем которой может быть доведен до 25 тыс. тонн. При этом объемы вылова в значительной мере будут определяться возможностями приема и переработки рыбы на берегу.
В настоящее время основным объектом промысла рыбаков Хабаровского края является минтай, но его ресурсы резко уменьшаются. Поэтому нужны существенные шаги в изучении и освоении других ресурсов северо-западной части Охотского моря и Татарского пролива.
В цветной металлургии увеличение объемов использования ресурсов для целей экспорта необходимо связывать с отработкой нижних горизонтов Фестивального месторождения, а также освоения Правоурмийского месторождения оловянных руд.
Мероприятия
по реализации основных направлений развития экспорта и экспортной базы
(утв. постановлением Главы Администрации Хабаровского края от 10 февраля 2000 г. N 42
Содержание мероприятий | Срок исполнения |
Исполнитель |
1. Организационно-правовые мероприятия | ||
1.1. Внести дополнение в Закон Хабаровского края от 26.02.97 N 5 "О регулировании земельных отношений на территории Хабаровского края" в части определения прав землепользования иностранных инвесторов 1.2. Подготовить дополнение к проекту закона Хабаровского края "Об инвестиционной деятельности" в части налоговых льгот для иностранных инвесторов 1.3. Подготовить обращение в Правительство Российской Федерации о пролонгации и внесении изменений в межправительственное Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 20 мая 1994 г. "О производственной кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности" 1.4. Разработать положение о биржевой торговле лесоматериалами 1.5. Создать информационную систему о конъюнктуре мирового рынка по номенклатуре продукции, производимой в крае на экспорт 1.6. Разработать план реструктуризации долгов предприятий бюджету края с последующим реформированием экспортоориентированных предприятий в лесной и рыбной промышленности, цветной металлургии, машиностроении 1.7. Провести исследования и разработать предложения по структуризации (укрупнению и объединению) экспортоориентированных предприятий в различных отраслях и сферах народного хозяйства 1.8. Подготовить и провести научно-практическую конференцию "Проблемы и перспективы развития экспорта и экспортной базы Хабаровского края" 1.9. Разработать основные направления развития лесной, горнодобывающей и судостроительной промышленности, включающие рекомендации по развитию экспортной базы и импортозамещающих производств 1.10. Разработать и утвердить концепцию развития зоны свободной торговли "Бикин - Жаохэ" |
2000 г. 2000 г. 2000 г. 2001 г. 2001 г. 2000 - 2001 гг. 2001 г. 2001 г. 2000 - 2001 гг. 2000 г. |
комитет по земельным ресурсам и землеустройству Хабаровского края; комитет по управлению государственным имуществом Хабаровского края; управление внешнеэкономических связей Администрации края управление внешнеэкономических связей Администрации края; комитет по экономике Администрации края комитет промышленности, транспорта и связи Администрации края; управление внешнеэкономических связей Администрации края ГП "Хабаровскглавлес"; комитет по экономике Администрации края; управление внешнеэкономических связей Администрации края управление внешнеэкономических связей Администрации края; комитет по экономике Администрации края отраслевые департаменты, комитеты и управления Администрации края; комитет по управлению государственным имуществом Хабаровского края; финансовый департамент Администрации края; Управление Министерства РФ по налогам и сборам по Хабаровскому краю отраслевые департаменты, комитеты и управления Администрации края; комитет по экономике Администрации края управление внешнеэкономических связей Администрации края; комитет по экономике Администрации края; научные организации края и Российской Федерации отраслевые департаменты, комитеты и управления Администрации края; комитет по экономике Администрации края; управление внешнеэкономических связей Администрации края комитет по экономике Администрации края; управление внешнеэкономических связей Администрации края; научные организации |
2. Меры по поддержке экспорта | ||
2.1. Проанализировать эффективность действующих налоговых льгот по оптимизации налогообложения предприятий, обеспечивающих прирост экспорта готовой продукции 2.2. Региональной энергетической комиссии решать вопросы по оказанию адресной поддержки производителям экспортной продукции за счет экономически обоснованного снижения тарифов на электрическую и тепловую энергию 2.3. Использовать механизм распределения квот (лимитов), выдачи лицензий, проведение конкурсов для стимулирования роста производства, поступления налоговых платежей, наращивания доли экспортной продукции и услуг, а также развития экспортной базы организаций 2.4. Предусматривать выделение гарантий из инвестиционного бюджета с использованием механизма действия залогового фонда под приоритетные проекты экспортоориентированных производств 2.5. Подготовить обращение к депутатам Государственной Думы от Хабаровского края о внесении, в порядке законодательной инициативы, изменения в Федеральный закон от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" в части отмены уплаты НДС с авансов, поступающих в счет выполнения экспортных контрактов |
2000 г. 2000 - 2005 гг. 2000 - 2005 гг. 2000 - 2005 гг. 2000 г. |
комитет по экономике Администрации края; финансовый департамент Администрации края; Управление Министерства РФ по налогам и сборам по Хабаровскому краю; управление внешнеэкономических связей Администрации края комитет по топливно- энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации края; отраслевые департаменты, комитеты и управления Администрации края; комитет по экономике Администрации края; управление внешнеэкономических связей Администрации края отраслевые департаменты, комитеты и управления Администрации края; комитет по экономике Администрации края комитет по экономике Администрации края; комитет по управлению государственным имуществом Хабаровского края; отраслевые департаменты, комитеты и управления Администрации края; управление внешнеэкономических связей Администрации края управление внешнеэкономических связей Администрации края; комитет промышленности, транспорта и связи Администрации края |
3. Увеличение выпуска и экспорта "лидирующих" продуктов | ||
3.1. Подготовить и представить на рассмотрение в Правительство РФ проект Постановления о предоставлении Комсомольскому-на-Амуре авиационному производственному объединению права самостоятельной внешнеэкономической деятельности по ранее исполненным контрактам в части поставок запасных частей и сервисного обслуживания самолетов 3.2. Разработать проект производственной кооперации КнААПО с предприятиями КАС и г. Хабаровска по выпуску экспортных товаров народного потребления 3.3. Подготовить и направить в ФГУП ГК "Росвооружение", ФГУП "Промэкспорт", российские загранучреждения в странах АТР информацию по продвижению на рынки этих стран продукции КнААПО, ФГУП "Вымпел", судов постройки Хабаровского, Амурского и Николаевского-на- -Амуре судостроительных заводов 3.4. Обеспечить содействие в разработке и продвижении бизнес - планов: - по созданию биржи лесоматериалов в пос. Ванино - по созданию технологической линии для сортировки круглого леса на территории порта Ванино мощностью до 500 тыс. куб. м в год - по переработке низкосортной древесины и производству экспортной щепы в выходных портах Советская Гавань и Ванино - по строительству лесохимических предприятии на базе ПО "Амурмаш" и Хорского биохимического завода 3.5. Обеспечить увеличение переработки сельди на береговых предприятиях в целях наращивания объемов экспорта икры сельди |
2000 г. 2000-2001 гг. 2000 - 2005 гг. 2000 г. 2000 г. 2000-2001 гг. 2000-2001 гг. 2000 - 2005 гг. |
комитет промышленности, транспорта и связи Администрации края; КнААПО комитет промышленности, транспорта и связи Администрации края; Администрация г. Комсомольска-на-Амуре; комитет по экономике Администрации края; КнААПО; управление внешнеэкономических связей Администрации края управление внешнеэкономических связей Администрации края; комитет промышленности, транспорта и связи Администрации края; предприятия края ГП "Хабаровскглавлес"; управление внешнеэкономических связей Администрации края; Администрация Ванинского района ГП "Хабаровскглавлес"; департамент по природным ресурсам и ресурсодобывающей промышленности Администрации края; морской торговый порт Ванино; управление внешнеэкономических связей Администрации края ГП "Хабаровскглавлес"; Администрация г. Советская Гавань с Советско-Гаванским районом; Администрация Ванинского района; департамент по природным ресурсам и ресурсодобывающей промышленности Администрации края; управление внешнеэкономических связей Администрации края ГП "Хабаровскглавлес"; департамент по природным ресурсам и ресурсодобывающей промышленности Администрации края департамент по рыболовству Администрации края; предприятия Охотского и Аяно- Майского районов |
4. Увеличение объемов экспорта, лучшение использования природных ресурсов, модернизация экспортной базы |
||
4.1. Продолжить реализацию проектов по освоению лесных массивов в бассейне р. Бичи с доведением объемов заготовки круглого леса до 450 тыс. куб. м, в том числе для целей экспорта до 250 тыс. куб. м, и приступить к заготовке леса на базе лесных массивов Сукпайского лесхоза в объеме 650 тыс. куб. м, в том числе для целей экспорта 275 тыс. куб. м 4.2. Изучить возможности лизинга и лизинговых форм технического перевооружения предприятий лесной отрасли 4.3. Изучить потребность китайского и корейского рынков в химико-термомеханической древесной массе, предлагаемой на экспорт Хорским биохимическим заводом 4.4. Создать вертикально интегрированную структуру по заготовке леса и переработке его на Амурском МДК с увеличением выпуска экспортного пиломатериала до 15 тыс. куб. м в 2000 году и до 80 тыс. куб. м в 2005 году 4.5. Осуществить строительство в Охотском районе морозильно- холодильных мощностей производительностью 100 т по заморозке рыбы и 1800 т для хранения 4.6. Осуществить строительство рыбоконсервного завода в колхозе им. Ленина (Охотский район) 4.7. Реализовать проект переработки цирконийсодержащих руд Алгоминского месторождения 4.8. Продолжить разведочные работы по определению запасов нефти и газа в Верхнебуреинском районе 4.9. Реализовать проекты отработки нижних горизонтов Фестивального месторождения 4.10. Приступить к реализации проекта вскрытия и освоения Правоурмийского месторождения оловянных руд 4.11. Разработать и реализовать проекты по производству деревообрабатывающих станков, установок и инструментов для высококачественной обработки древесины на базе ОАО "Амурлитмаш", ОАО "Технология", ОАО "Хабаровский станкостроительный завод" 4.12. Осуществить строительство установки по каталитическому риформингу мощностью 450 тыс. тонн в год на ОАО "Комсомольский-на-Амуре нефтеперерабатывающий завод - Роснефть" 4.13. Осуществить строительство цеха по гидроочистке дизтоплива на ОАО "Хабаровский НПЗ" 4.14. Осуществить разработку технико - экономического обоснования по строительству обогатительной фабрики на базе ОАО "Ургалуголь" для производства экспортных марок угля 4.15. Разработать концепцию использования бальнеологических и рекреационных ресурсов, развития въездного туризма на территории Хабаровского края 4.16. Поэтапно реализовать проект модернизации системы управления воздушным движением Дальневосточного региона 4.17. Разработать обоснование по привлечению инвестиций в реконструкцию аэродромного комплекса международного аэропорта г. Хабаровска 4.18. Разработать и реализовать проекты производственной кооперации с КНР в сфере лесной промышленности, машиностроения, черной и цветной металлургии, пищевой промышленности, транспортного использования р. Амура |
2000 - 2005 гг. 2001 г. 2000 - 2002 гг. 2000 - 2005 гг. 2000 - 2005 гг. 2000 - 2005 гг. 2002 - 2005 гг. 2000 - 2003 гг. 2000 - 2005 гг. 2000 - 2002 гг. 2000 - 2005 гг. 2000 г. 2000 - 2005 гг. 2000 - 2005 гг. 2001 г. 2000 - 2005 гг. (I этап) 2000 г. 2000 - 2005 гг. |
департамент по природным ресурсам и ресурсодобывающей промышленности Администрации края; ГП "Хабаровскглавлес"; Администрация Ульчского района; комитет по экономике Администрации края; управление внешнеэкономических связей Администрации края; компания "Римбунан Хиджау" ГП "Хабаровскглавлес"; департамент по природным ресурсам и ресурсодобывающей промышленности Администрации края управление внешнеэкономических связей Администрации края; ГП "Хабаровскглавлес" ГП "Хабаровскглавлес"; департамент по природным ресурсам и ресурсодобывающей промышленности Администрации края департамент по рыболовству Администрации края; предприятия рыбной отрасли департамент по рыболовству Администрации края; Крайрыбакколхозсоюз; колхоз им. Ленина департамент по природным ресурсам и ресурсодобывающей промышленности Администрации края; ТОО "Георос" департамент по природным ресурсам и ресурсодобывающей промышленности Администрации края; геологические предприятия департамент по природным ресурсам и ресурсодобывающей промышленности Администрации края; предприятие, выигравшее конкурс; ООО "Дальневосточная горная компания" департамент по природным ресурсам и ресурсодобывающей промышленности Администрации края; ООО "Дальневосточная горная компания" комитет промышленности, транспорта и связи Администрации края; ГП "ХабаровскГлавлес" комитет по топливно- энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации края; ОАО "Комсомольский НПЗ - Роснефть" комитет по топливно- энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации края; ОАО "Хабаровский НПЗ" комитет по топливно- энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации края; ОАО "Ургалуголь" комитет по экономике Администрации края; департамент здравоохранения Администрации края комитет промышленности, транспорта и связи Администрации края; ГП "Дальаэроконтроль" комитет промышленности, транспорта и связи Администрации края; Хабаровское ГУП "Дальавиа" отраслевые департаменты, комитеты и управления Администрации края; управление внешнеэкономических связей Администрации края |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы Администрации Хабаровского края от 10 февраля 2000 г. N 42 "Об основных направлениях развития экспорта и экспортной базы Хабаровского края на 2000 - 2005 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
Текст постановления опубликован в Сборнике нормативных актов Администрации Хабаровского края от 10 марта 2000 г. N 2
Постановлением Правительства Хабаровского края от 4 августа 2006 г. N 124-пр настоящее постановление признано утратившим силу