2. Признать утратившим силу Постановление Главы Администрации края от 8.05.96 г. N 220 "Об утверждении Основных направлений развития производства товаров народного потребления в Хабаровском крае на 1996-1998 гг.".
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на комитет промышленности, транспорта и связи (Тевелевич В.М.) и комитет по экономике (Левинталь А.Б.) Администрации края.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Глава Администрации
Хабаровского края |
В.И. Ишаев |
Основные направления
развития производства непродовольственных потребительских товаров в
Хабаровском крае на 2000-2001 гг.
(утв. Постановлением Главы Администрации Хабаровского края от 24 января 2000 г. N 18)
Введение
Основные направления развития производства непродовольственных потребительских товаров в Хабаровском крае на 2000-2001 гг. (в дальнейшем - Основные направления) разработаны в соответствии с Постановлением Главы Администрации края от 8 февраля 1999 г. N 58 "О социально-экономической ситуации в крае в 1998 г. и об основных направлениях развития экономики края в 1999 г.".
Вопросы развития производства непродовольственных потребительских товаров на предприятиях края являются важными и актуальными на современном этапе экономических преобразований. Их решение позволит насытить рынок разнообразными товарами, расширить их ассортимент, увеличить объемы произведенной продукции и налоговых поступлений в бюджет края, осуществить загрузку производственных мощностей и сохранить кадровый потенциал промышленных предприятий.
Увеличение производства непродовольственных потребительских товаров является важным фактором в формировании потребительского рынка края.
Содержание и направленность Основных направлений состоят в обосновании и последующей реализации комплекса экономических, организационных и специальных мер стимулирования развития производства непродовольственных потребительских товаров.
1. Современное состояние производства непродовольственных потребительских
товаров
За годы реализации Основных направлений развития производства непродовольственных товаров народного потребления в Хабаровском крае на 1996 - 1998 гг. в крае достигнут определенный рост в производстве непродовольственных потребительских товаров. В 1997 г. рост по непродовольственным товарам составил 9 процентов. По итогам 1998 г. их производство по крупным и средним предприятиям составило 103,2 процента к соответствующему периоду прошлого года. Удельный вес непродовольственных товаров в общем объеме производства потребительских товаров в 1998 г. составил 25,4 процента (в 1997 г. - 18,9 %). Увеличилась и доля непродовольственных товаров в общем объеме промышленного производства.
По сравнению с прошлым годом существенно увеличили выпуск непродовольственных потребительских товаров многие предприятия края. Это такие крупные промышленные предприятия как ОАО "Электро-технический завод", ПО "Вымпел", ОАО "Амурский судостроительный завод", ОАО "Дальхимфарм", ОАО "Хабаровский завод отопительного оборудования", ЗАО "Комсомолка", ОАО "Али-Восток" и т.д.
На Хабаровском судостроительном заводе по сравнению с прошлым годом увеличилось производство мебели. На протяжении ряда лет увеличивает объемы производства лекарственных средств ОАО "Дальхимфарм". Заводом "Космос" освоено производство бытовых фильтров водоочистителей-фтораторов. Для школьных и дошкольных учреждений народного образования и здравоохранения произведено их 2700 штук, и первая партия продукции поступила в торговую сеть для продажи населению края. Кроме того, на заводе "Космос" осуществляется ремонт инвалидных колясок.
Завод "АВЕСТ", использующий импортные комплектующие, в связи с ростом курса доллара к концу года оказался в сложном финансовом положении. Однако производство телевизоров увеличилось по сравнению с прошлым годом на 78 процентов, хотя ожидаемого выпуска все же не произошло. На заводе разрабатывается и готовится к выпуску новая модель телевизора с использованием меньшего числа импортных комплектующих.
На предприятиях машиностроительного и лесного комплексов, выпускающих непродовольственные товары ситуация ухудшилась. Сократили производство потребительских товаров ОАО "Дальэнергомаш", ОАО "Станкостроительный завод", ОАО завод "Амурлитмаш", завод "Полимер", "ОАО "Ванинский лесопромышленный комбинат" и т.д. С начала 1998 г. в крае не выпускались телефонные аппараты, коляски и велосипеды детские. Прекратил выпуск мотоблоков завод "Дальдизель". Практически прекратила выпуск мебели ОАО "Фабрика мягкой мебели" и работает только по заказам населения.
В то же время ОАО "Вяземский леспромхоз" увеличивает производство мягкой мебели, работает над обновлением ассортимента и улучшением качества продукции.
Сокращение производства потребительских товаров во многом является следствием их прогрессирующего замещения импортной продукцией или завозимой из других регионов России. Продукция, выпускаемая предприятиями края, по своему качеству, потребительским свойствам и дизайну пока еще значительно уступает завозимым аналогам.
Увеличивают производство потребительских товаров предприятия легкой промышленности края. Индекс физического объема по отрасли составил 126,5 процента. Удельный вес продукции отрасли легкой промышленности в общем объеме производства непродовольственных потребительских товаров в 1998 г. составил 16 процентов (в 1997 г. -12,4 %).
Продукция, выпускаемая предприятиями легкой промышленности, по цене доступна практически всем слоям населения и поставляется в основном в края и области Дальнего Востока и Забайкалья. Предприятия отрасли работают в тесном контакте с иностранными партнерами. ОАО "Восток" и ЗАО "Комсомолка" увеличили выпуск курток по заказам инофирм из давальческого сырья. Не имея достаточных средств, предприятия не могут приобрести отечественное сырье и материалы и вынуждены перерабатывать давальческое сырье, поставляемое иностранными фирмами.
Закрытое акционерное общество "Комсомолка" в течение 1998 г. созданы филиалы в г. Амурске, пос. Горный Солнечного района, пос. Солнечный. Возобновлена производственная деятельность в г. Советская Гавань. Всего на филиалах предприятия трудоустроено 370 человек.
По-прежнему основными причинами сдерживания производства непродовольственных потребительских товаров являются: отсутствие оборотных средств на развитие производства, снижение объемов основного производства и перенос всех накладных расходов на потребительские товары, пассивность маркетинговых служб на предприятиях, опережающий рост цен на услуги монополистов.
Главной задачей для товаропроизводителей края является повышение конкурентоспособности продукции, изучение покупательского спроса, расширение рынков сбыта. Известно, что именно усилия в области улучшения качества являются эффективным средством вывода экономики из кризиса. Предприятиям необходимо работать над обновлением ассортимента выпускаемой продукции, снижением себестоимости, повышением качества. В выпуске товаров в первую очередь необходимо ориентироваться на конечного потребителя - покупателя.
2. Основные направления развития производства непродовольственных
потребительских товаров предприятиями края
Увеличение выпуска потребительских товаров является одним из путей вывода предприятий из кризиса. При этом обязательным условием является достаточный объем покупательского спроса на товары, который станет инициирующим фактором роста производства потребительских товаров.
Помимо платежеспособного спроса населения большое влияние на формирование масштабов и структуры производства потребительских товаров оказывает и будет оказывать конкуренция импортных товаров. Для этого необходимо решить задачу выпуска продукции, отвечающей современным требованиям по качеству и уровню цен.
Другой круг вопросов, без решения которых невозможно добиться стабилизации и развития промышленности, это кардинальные изменения сложившихся ранее форм организации и управления производством, сбытом продукции и финансами предприятий, призванные обеспечить конкурентоспособность потребительских товаров в рыночных условиях.
В сложившихся условиях необходимы принципиально новые подходы к стабилизации и развитию промышленности:
- совершенствование системы государственного регулирования в промышленности с одновременным повышением уровня управления промышленными предприятиями;
- проведение организационных и структурных преобразований;
- создание необходимых условий для существенного увеличения инвестиций в промышленность;
- формирование инфраструктуры товарных рынков на основе развития новых экономических отношений.
Для обеспечения подъема производства и стимулирования выпуска непродовольственных товаров необходимо принятие дополнительных мер реализации Основных направлений:
- принятие действенных мер краевой поддержки производителей потребительских товаров, направленных на увеличение объемов производства непродовольственных потребительских товаров и платежей в бюджет края, осваивающих новые виды продукции, внедряющих прогрессивные технологии, сохраняющих и создающих дополнительные рабочие места;
- проработка вопроса и принятие нормативных документов по размещению краевых (муниципальных) заказов для нужд края на промышленных предприятиях. Разработать механизм финансирования промышленных предприятий, выполняющих краевой (муниципальный) заказ для нужд края;
- исходя из целесообразности и социальной значимости промышленных предприятий рассматривать вопросы увеличения (приобретения) государственной доли в собственности промышленных предприятий за счет задолженности перед бюджетом;
- оказание помощи промышленным предприятиям по реструктуризации задолженности за энергоносители;
- привлечение средств Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Хабаровскому краю для создания дополнительных рабочих мест за счет реструктуризации долгов организаций в Государственных фонд занятости населения Российской Федерации;
- привлечение имеющегося в крае студенческого и научного потенциала для решения проблем промышленных предприятий;
- изучение потребительского рынка, создание условий заинтересованности предприятий торговли за реализацию продукции местных товаропроизводителей;
- осуществление поставки продукции краевых товаропроизводителей в районы края с ограниченными сроками завоза грузов (северный завоз).
Практически все промышленные предприятия края имеют резервы для выпуска потребительских товаров.
Имеющийся в крае производственный потенциал позволяет решить вопросы освоения новых видов изделий без привлечения значительных финансовых ресурсов. Так, в крае имеются возможности по расширению производства и организации выпуска следующих видов продукции: оцинкованной и эмалированной посуды, светотехнических изделий, кожгалантерейных и трикотажных изделий, инвалидных колясок, школьной формы, мотокультиваторов, керамических изделий из местной белой глины и т.д.
Крупной проблемой организационно-экономического характера является перестройка инфраструктуры потребительского рынка. Речь идет, прежде всего, о состоянии и перспективах развития оптового звена как организатора товародвижения, связывающего воедино товаропроизводителя и розничную торговлю. В связи с этим необходимо совершенствовать работу торговых предприятий по следующим направлениям:
- восстановление системы оптовой торговли по реализации непродовольственных потребительских товаров, в том числе и продукции местных товаропроизводителей;
- расширение сети фирменных магазинов промышленных предприятий;
- предоставление промышленным предприятиям края на льготных условиях торговых площадей на торговых рынках и оптовых базах;
- организация рекламной поддержки конкурентоспособных товаров, выпускаемых промышленными предприятиями края;
- организация работы постояннодействующей краевой выставки потребительских товаров.
3. Этапы реализации основных направлений
Реализация Основных направлений будет способствовать увеличению выпуска непродовольственных потребительских товаров и созданию условий для финансово - экономического оздоровления предприятий.
На первом этапе (2000 г.) необходимо создать предпосылки заинтересованности предприятий в выпуске высококачественных непродовольственных потребительских товаров:
- при формировании бюджета края предусматривать налоговые льготы для предприятий, выпускающих потребительские товары;
- разработка мер заинтересованности малого предпринимательства на выпуск потребительских товаров;
- оказание предприятиям края методической и консультативной помощи со стороны Администрации края по вопросам, касающимся проблем производства потребительских товаров;
- создание механизма кредитования приоритетных направлений в развитии производства потребительских товаров (выделение льготных кредитов).
В результате на первом этапе реализации основных направлений должен быть достигнут устойчивый рост объемов производства потребительских товаров.
На втором этапе (2001 г.) необходимо:
- реализовать комплекс мер по инвестированию малого предпринимательства по выпуску потребительских товаров;
- привлекать инвестирование свободных денежных средств населения с гарантией вкладчикам;
- проводить масштабные выставочно-ярмарочные и рекламные мероприятия по продвижению товаров на внутренний и внешний рынок;
- оказывать эффективную поддержку со стороны Администрации края в первую очередь производителям конкурентоспособных товаров для накопления ими финансовых средств, необходимых активов для увеличения производства высококачественных товаров, пользующихся спросом не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.
В целях реализации Основных направлений развития производства непродовольственных потребительских товаров на 2000-2001 гг. разработаны Мероприятия (прилагаются).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы Администрации Хабаровского края от 24 января 2000 г. N 18 "Об утверждении основных направлений развития производства непродовольственных потребительских товаров в Хабаровском крае на 2000-2001 гг."
Текст постановления официально опубликован не был