Постановление Хабаровской краевой Думы
от 1 октября 1996 г. N 216
"О государственной регистрации Устава муниципального образования города Хабаровска"
Постановлением Хабаровской краевой Думы от 30 января 2002 г. N 52 настоящее Постановление признано утратившим силу
Рассмотрев Устав муниципального образования города Хабаровска и руководствуясь статьей 5 краевого Закона "О порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований в Хабаровском крае", краевая Дума постановляет:
1. Зарегистрировать Устав муниципального образования города Хабаровска.
2. Выдать свидетельство N 1 "О государственной регистрации Устава муниципального образования города Хабаровска".
Председатель |
В.А. Озеров |
Устав
муниципального образования города Хабаровска
Раздел 1. Общие положения
Статья 1. Цели и задачи Устава
Настоящий Устав на основе Конституции РФ, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", действующего законодательства Российской Федерации и Хабаровского края регулирует организацию и деятельность местного самоуправления, устанавливает права и обязанности жителей города по осуществлению самоуправления и их гарантии.
Статья 2. Основание города и его статус
Город Хабаровск, основанный в 1858 году, является краевым центром Хабаровского края.
День города Хабаровска отмечается в последнее воскресенье мая.
Статья 3. Герб города
1. Город Хабаровск имеет свой герб.
2. Герб города Хабаровска представляет собой изображение щита, разделенного вертикально на три равных (симметричных) части, окрашенные в цвета национального флага России. В правой и левой частях (в зеркальном отражении) стоящие на задних лапах стилизованные фигуры черного белогрудого медведя и уссурийскою тигра с червлеными глазами и языками, высунутыми из пасти, которые поддерживают прежний (старый) герб Хабаровска. В нижней части щита дата образования города - 1858.
Прежний герб Хабаровска был высочайше утвержден 1 февраля 1912 года и имел следующее изображение: "В золотом щите геральдический вилообразный лазурный крест, сопровождаемый внизу червленой рыбой. В вольной части щита - герб Приморской области ("В серебряном щите - лазурный столб, между двух черных сопок, с червлеными пламенами..."). Щит увенчан серебряною о трех зубцах башенною короною...".
Допускается воспроизведение герба города как в многоцветном, гак и в одноцветном исполнении.
Герб города Хабаровска помешается на гербовой печати города и на официальных бланках администрации города, городской Думы, а также на зданиях администрации города, в кабинете главы муниципального образования, в зале заседаний городской Думы.
Иные случаи официального воспроизведения и использования изображения герба города устанавливаются главой муниципального образования.
Раздел 2. Границы и состав территории города Хабаровска
Статья 4. Границы города
1. Границы города (городская черта) определяют территорию города Хабаровска как муниципального образования, в пределах которой осуществляется местное самоуправление.
2. Окружная граница города Хабаровска определена решением Хабаровского горисполкома от 17.02.58 N 82 на топографической карте масштаба 1:25000 и утверждена решением Хабаровского райисполкома. Корректировка окружной границы города произведена постановлением Главы Администрации Хабаровского края от 07.06.94 N 1200 "Об административно - территориальном подчинении рабочего поселка Березовка".
Статья 5. Установление границ территории города
1. Границы территории города устанавливаются органами государственной власти Хабаровского края с учетом мнения населения города и исторически сложившихся границ компактного проживания жителей в рамках, достаточных для развития города.
2. Граница территории города может быть изменена с учетом мнения населения города, выраженною через городской референдум.
3. Изменение городской черты производится по представлению органов местного самоуправления. Проект представления вносится в представительный орган местного самоуправления главой муниципального образования с учетом мнения населения и утверждается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, Хабаровского края и настоящим Уставом.
4. В ведение города могут быть отнесены территории, находящиеся вне его границ и отчуждаемые для городских нужд решениями органов государственной власти Хабаровского края.
Статья 6. Территория города Хабаровска
1. Территорию города Хабаровска составляют все земли в установленных границах города, независимо от собственности и целевого назначения (приложение: карта г. Хабаровска).
Территория города непосредственно подразделяется на 5 районов по решению городской Думы на основании представленного администрацией города проекта. На момент принятия настоящего Устава территории районов фиксируются с учетом сложившихся границ.
2. Земли в границах города, за исключением переданных в собственность в установленном порядке, являются муниципальными землями.
3. Передача земли в ведение города производится на основе нормативов обеспечения земельными ресурсами с обязательным выделением земель общего пользования, рекреационных зон и земель, необходимых для его целостного развития.
Порядок использования земель, переданных в ведение города, устанавливается органами местного самоуправления в соответствии с законодательством.
4. Органы местного самоуправления могут в интересах населения устанавливать в соответствии с законодательством дополнительные условия использования земель, находящихся в границах города Хабаровска.
Раздел 3. Система местного самоуправления города
Статья 7. Принадлежность прав местного самоуправления населению города
1. Обладателем всех прав местного самоуправлении в городе является население города. Субъектами самоуправления являются все постоянные жители города, достигшие 18 лет, обладающие избирательными правами.
2. Постоянным жителем города признается гражданин Российской Федерации, который проживает на территории города на жилой площади, принадлежащей ему на праве собственности или по найму, а также в порядке, определенном федеральным и краевым законодательством.
3. Местное самоуправление осуществляется в пределах территории города Хабаровска в целом как муниципального образования. В дальнейшем применяется термин "городское самоуправление", эквивалентный по значению термину "местное самоуправление" в трактовке ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
4. Население города осуществляет права городского самоуправления:
а) посредством референдумов, проводимых на территории города;
б) путем участия в выборах органов и должностных лиц городского самоуправлении;
в) через выборные органы городского самоуправления.
Статья 8. Функции городского самоуправления и реализации прав и свобод граждан
1. В деятельности органов городского самоуправления приоритетное значение придается созданию для граждан в городе благоприятной среды обитания, охране их здоровья, широкому доступу к образованию и культуре, социальной защите и личной безопасности населения.
2. Обеспечение в городе прав и свобод граждан, установленных Декларацией прав и свобод человека и гражданина и закрепленных в Конституции Российской Федерации, принадлежит к числу основных функций органов городского самоуправления.
Органы и должностные лица городского самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд требования о признании недействительными актов органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на данной территории.
3. Органы городского самоуправления регулярно информируют население о наиболее существенных вопросах развития города и его отдельных территорий, городского транспорта, жилищном строительстве, развитии сети социально-культурных, других учреждений и служб, предоставляющих различные услуги населению, состоянии охраны общественного порядка. В этих целях используются средства массовой информации.
4. В каждом органе городского самоуправления организуется прием населения по вопросам, отнесенным к компетенции этих органов, своевременное рассмотрение и разрешение всех поступающих обращений граждан.
5. Граждане имеют право обжаловать в суд решение органов и должностных лиц городского самоуправления, если эти решения противоречат законодательству, нарушают права и законные интересы граждан.
Раздел 4. Органы городского самоуправления
Статья 9. Состав органов городского самоуправления
Органами городского самоуправления являются:
- выборный представительный орган - городская Дума;
- выборный глава муниципального образования - Мэр города Хабаровска (в дальнейшем - Мэр);
- исполнительный орган - администрация города Хабаровска (в дальнейшем - администрация).
Статья 10. Городская Дума - представительный орган населения города
1. Городская Дума является представительным органом городского самоуправления и обладает правом юридического лица.
2. В состав городской Думы входит Мэр и шестнадцать депутатов, избираемых населением города на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года.
3. Депутатом городской Думы может быть избран гражданин РФ, житель города, достигший 21-летнего возраста и обладающий избирательным правом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Статья 11. Организация деятельности городской Думы
1. Депутаты городской Думы работают, как правило, на неосвобожденной основе, совмещая депутатскую деятельность с выполнением трудовых обязанностей по месту основной работы.
Для организации деятельности городской Думы секретарь Думы и председатель постоянной комиссии выбираются на освобожденной основе.
2. Городскую Думу возглавляет Мэр. Он обеспечивает соблюдение порядка и процедурных правил рассмотрения и принятия решений городской Думы.
3. Основной организационной формой деятельности городской Думы является заседание, на которых рассматриваются вопросы, отнесенные к компетенции городской Думы. Заседания проводится не реже четырех раз в год и созываются Мэром.
4. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания по инициативе Мэра или письменному требованию не менее одной трети депутатов городской Думы или не менее пяти процентов жителей города, обладающих активным избирательным правом.
5. Заседания городской Думы правомочны, если на них присутствует не менее двух третей от числа избранных депутатов городской Думы.
6. Первое заседание вновь избранной городской Думы созывается Мэром и председателем городской избирательной комиссии не позднее двухнедельного срока с момента официального объявления результатов выборов.
В случае, если в городскую Думу избрано менее половины ее состава, то заседание вновь избранной Думы не проводится, а сохраняются полномочия прежнего состава Думы, но на срок не более двух месяцев.
7. Первое заседание вновь избранной городской Думы открывает председатель городской избирательной комиссии.
8. На первом заседании городской Думы депутаты из своего состава избирают комиссию по мандатам, регламенту и депутатской этике. Комиссия осуществляет свои полномочия в соответствии с положением, принятым городской Думой.
9. Городская Дума в целях реализации своих полномочий может образовывать постоянные и временные комиссии и рабочие группы. Состав и задачи этих комиссий и групп определяется городской Думой при их образовании.
10. Организационно-техническое, юридическое, информационное и хозяйственное обеспечение городской думы осуществляется администрацией города и секретарем городской Думы.
11. Организационные вопросы по подготовке и проведению заседаний городской Думы и работы постоянных комиссий осуществляют секретарь городской Думы и председатели постоянных комиссий.
Статья 12. Регламент городской Думы
Городская Дума на основании настоящего Устава принимает регламент, регулирующий вопросы внутренней организации и деятельности Думы, а также порядок принятия решений.
Статья 13. Компетенция городской Думы
1. Городская Дума осуществляет свою деятельность на основе собственной компетенции в соответствии с настоящим Уставом.
2. В ведении городской Думы находятся;
2.1. Утверждение городского бюджета и отчета о его исполнении;
2.2. Утверждение программы социально - экономического развития города и контроль за ее исполнением;
2.3. Принятие порядка формирования, управления и контроля за использованием средств городских внебюджетных и валютных фондов;
2.4. Принятие решения о передаче на договорной основе отдельных функций городского самоуправления органам государственной власти Хабаровского края, а также о принятии отдельных государственных функций для исполнения органами городского самоуправления;
2.5. Установление общего порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
2.6. Утверждение Генерального плана развития города и правил застройки города;
2.7. Утверждение правил по предметам ведения муниципального образования;
2.8. Установление местных налогов и сборов, утверждение налоговых и иных льгот по представлению Мэра;
2.9. Установление дополнительных льгот и пособий для жителей города;
2.10. Утверждение порядка выпуска местных займов;
2.11. Установление порядка проведения собраний (конференций) граждан, митингов, уличных шествий, демонстраций, спортивных, зрелищных и других массовых мероприятий в соответствии с действующим законодательством;
2.12. Установление порядка использования и охраны природных ресурсов на территории города, правового режима пригородной зоны в соответствии с законодательством;
2.13. Рассмотрение ходатайств о представлении граждан к присвоению звания "Почетный гражданин города Хабаровска";
2.14. Принятие решений по вопросам административно-территориального устройства в соответствии с законодательством;
2.15. Осуществление законодательной инициативы в краевой Думе;
2.16. Осуществление контроля за исполнением собственных решений;
2.17. Подтверждение полномочий вновь избранных депутатов городской Думы;
2.18. Избрание комиссий городской Думы;
2.19. Назначение городского референдума;
2.20. Принятие Устава муниципального образования города Хабаровска и внесение в него поправок;
2.21. Досрочное прекращение полномочий городской Думы в результате самороспуска;
2.22. Выражение недоверия Мэру;
2.23. Принятие отставки Мэра.
3. Городская Дума осуществляет иные полномочия, отнесенные федеральными и краевыми законами к ведению представительных органов городского самоуправления.
Городская Дума самостоятельно решает все вопросы, отнесенные к ее компетенции. Органы государственной власти, иные органы городского самоуправления не вправе рассматривать вопросы, отнесенные к компетенции городской Думы,
4. Городская Дума принимает нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы местного значения, отнесенные к ведению городского самоуправления.
Статья 14. Реализация городской Думой контрольных функций
1. Городская Дума вправе осуществлять контроль за исполнением собственных решений.
2. Городская Дума осуществляет контроль за деятельностью органов местного самоуправления и их должностных лиц.
С целью организации контрольных функций городская Дума вправе образовывать временные комиссии, рабочие группы с привлечением специалистов, экспертов и аудиторов.
Статья 15. Решения городской Думы
1. Городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции, принимает решения.
2. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа депутатов, избранных в городскую Думу.
3. Решения по вопросам утверждения городского бюджета и отчета об его исполнении, установления местных налогов и сборов, досрочного прекращения полномочий городской Думы в случае самороспуска, принятия отставки Мэра, выражения недоверия Мэру, о назначении и проведении референдумов принимаются двумя третями от числа депутатов, избранных в городскую Думу, а решение о принятии Устава города и внесении в него поправок принимаются тремя четвертыми от числа депутатов, избранных в городскую Думу.
4. Право внесения проектов решений на рассмотрение городской Думы принадлежит Мэру, депутатам городской Думы, органам территориального общественного самоуправления.
5. Проекты решений о введении или отмене местных налогов и сборов, об изменении финансовых обязательств города, о расходах, покрываемых за счет городского бюджета, могут быть приняты к рассмотрению городской Думой только при наличии заключения администрации.
6. Решение может быть возвращено Мэром в течение десяти дней с момента его принятия для повторного рассмотрения городской Думой. Решение, не подписанное Мэром, считается принятым при повторном рассмотрении городской Думой в прежней редакции, если за него проголосовало не менее трех четвертей от числа избранных депутатов. В этом случае Мэр обязан в трехдневный срок подписать решение.
7. Решение городской Думы вступает в силу с момента его подписания Мэром, если в самом решении не предусмотрен иной срок.
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
8. Решение городской Думы может быть обжаловано в судебном порядке или опротестовано прокурором в порядке надзора в соответствии с законодательством.
9. Решение городской Думы может быть отменено Думой по собственной инициативе или признано в судебном порядке несоответствующим законодательству.
Статья 16. Прекращение полномочий городской Думы
1. Полномочия городской Думы прекращаются по истечении срока, предусмотренного настоящим Уставом.
2. Полномочия городской Думы могут быть прeкращены досрочно:
2.1. Решением городской Думы о самороспуске;
2.2. Решением городского референдума;
2.3. Постановлением Мэра о досрочном роспуске (в соответствии со статьей 17 настоящего Устава);
2.4. Решением краевой Думы в соответствии с краевым Законом.
3. Полномочия городской Думы в связи с истечением ее срока прекращаются в день официального объявления результатов выборов депутатов городской Думы нового созыва избирательной комиссией.
4. В остальных случаях полномочия досрочно прекращаются с момента вступления соответствующего решения о прекращении деятельности городской Думы в законную силу.
Статья 17. Досрочный роспуск городской Думы
1. В случае отсутствия кворума (две трети от числа избранных депутатов) на заседании городской Думы более трех раз подряд, Мэр вправе принять постановление о ее досрочном роспуске.
Повторный созыв заседаний городской Думы осуществляется Мэром по истечении семи дней со дня несостоявшегося заседания Думы из-за отсутствия кворума. При этом должны быть приняты все меры по письменному извещению депутатов через нарочного.
2. Постановление Мэра о досрочном роспуске городской Думы доводится до сведения населения через средства массовой информации не позднее трехдневного срока с момента подписания постановления.
Статья 18. Взаимоотношения городской Думы с органами государственной власти.
1. Взаимоотношения городской Думы с органами государственной власти строятся на основе федеральных законов, Устава и законов Хабаровского края, настоящего Устава, договоров и соглашений, заключенных между органами государственной власти и органами городского самоуправления.
2. Городская Дума вправе заключать договоры и соглашения с органами государственной власти края о взаимном делегировании полномочий в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и Хабаровского края.
Статья 19. Депутат городской Думы
1. Депутатами городской Думы не могут быть депутаты представительных органов государственной власти, судьи, прокуроры.
2. Депутат городской Думы при осуществлении депутатских полномочий не связан чьим-либо мнением и руководствуется своими убеждениями, не может быть привлечен к ответственности по результатам его голосования и в связи с принятием решения в городской Думе.
3. Депутат поддерживает связь с избирателями, информирует их своей работе, ведет прием граждан, изучает общественное мнение.
В рамках своих полномочий рассматривает поступившие к нему заявления, жалобы и предложения и способствует их своевременному разрешению.
4. По вопросам, отнесенным к компетенции городской Думы, депутат вправе обращаться к Мэру, должностным лицам администрации и другим государственным и общественным органам, а также в предприятия, учреждения, организации, действующие на территории города, с требованиями о предоставлении документов и необходимой информации.
5. Правовой статус депутата городской Думы определяется законами Российской Федерации и края, настоящим уставом и другими правовыми актами органов городского самоуправления.
Статья 20. Срок полномочий и основания прекращения депутатской деятельности
1. Полномочия депутата начинаются с момента его избрания и прекращаются в день официального объявления результатов выборов в городскую Думу нового созыва избирательной комиссией.
2. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях:
2.1. Письменного заявления депутата о сложении полномочий (об отставке);
2.2. Выезда депутата на постоянное место жительства за пределы города;
2.3. Прекращения гражданства Российской Федерации;
2.4. Вступления в законную силу приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом, служащего основанием для прекращения депутатских полномочий;
2.5. Признания депутата недееспособным решением суда;
2.6. Признания депутата безвестно отсутствующим решением суда;
2.7. Отзыва депутата избирателями. Порядок отзыва депутатов избирателями устанавливается городской Думой в соответствии с действующим федеральным и краевым законодательством;
2.8. Досрочного прекращения полномочий городской Думы.
3. Полномочия депутата прекращаются с момента наступления соответствующих событий, либо вступления в законную силу решений уполномоченных органов.
Статья 21. Администрация - исполнительный орган городского самоуправления
Администрация является исполнительным органом городского самоуправления и действует под непосредственным руководством Мэра.
Администрация подконтрольна в своей деятельности городской Думе в пределах полномочий последней.
Статья 22. Мэр - выборное должностное лицо муниципального образования города Хабаровска
1. Мэр является выборным должностным лицом, возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования города Хабаровска, подотчетным населению города Хабаровска и непосредственно городской Думе.
2. Мэр является руководителем администрации, входит в состав городской Думы и председательствует на ее заседаниях, представляет интересы населения, осуществляет представительские, исполнительные, распорядительные и контрольные функции на основе единоначалия.
3. Мэр избирается сроком на 4 года на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими на территории города и обладающими избирательным правом.
4. На Мэра распространяются гарантии выборной должности, установленные законодательством.
5. В течение срока своих полномочий Мэр не может заниматься и сохранять за собой должности в государственных или общественных органах, а также заниматься какой-либо оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Статья 23. Полномочия Мэра
1. Полномочия Мэра как главы муниципального образования:
1.1. Возглавляет городскую Думу, созывает ее на очередные и внеочередные заседания;
1.2. Подписывает решения городской Думы, обнародует их, организует исполнение и контроль за ходом выполнения решений городской Думы;
1.3. Досрочно распускает городскую Думу при наличии оснований, предусмотренных настоящим Уставом;
1.4. Реализует право законодательной инициативы в Законодательной Думе Хабаровского края;
1.5. Решает иные вопросы, возложенные на главу муниципального самоуправления федеральными, краевыми законами и решениями городской Думы.
2. Полномочия Мэра как руководителя администрации:
2.1. Представляет город во взаимоотношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от их форм собственности, а также в международном сотрудничестве;
2.2. Вносит ходатайства о награждении и присвоении почетных званий, присвоении звания "Почетный гражданин города Хабаровска";
2.3. Представляет администрацию в органах государственной власти;
2.4. Руководит деятельностью администрации;
2.5. Утверждает структуру и штаты администрации, формирует совещательные и вспомогательные органы при Мэре;
2.6. Наделяет структурные подразделения администрации правами юридического лица;
2.7. Назначает и освобождает от должности руководителей структурных подразделений администрации, определяет их полномочия;
2.8. Представляет в городскую Думу проект городского бюджета, сметы расходования внебюджетных валютных и иных фондов, распоряжается средствами городского бюджета, образует и распоряжается средствами внебюджетных, валютных и иных фондов и отчет об их исполнении;
2.9. Ежегодно отчитывается перед городской Думой о положении дел в городе;
2.10. Представляет на утверждение городской Думы программы социально - экономического развития города;
2.11. Разрабатывает и вносит на рассмотрение городской Думы правила содержания территории города, порядок владения, пользования и распоряжения земельными участками, а также проекты иных нормативно - правовых актов по вопросам городского самоуправления;
2.12. Рассматривает в соответствии с законодательством вопросы административно - территориального устройства города;
2.13. Принимает меры к приостановлению строительства, реконструкции, эксплуатации объектов, независимо от форм собственности в случае нарушения законодательства;
2.14. Обращается в суды в установленном законом порядке;
2.15. Делегирует часть своих полномочий должностным лицам в администрации;
2.16. Осуществляет иные полномочия, отнесенные к ведению городского самоуправления, за исключением тех, которые относятся к компетенции городской Думы.
Статья 24. Правовые акты Мэра
1. Мэр в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством и решениями городской Думы издает постановления и распоряжения, обязательные для исполнения всеми расположенными на территории города предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.
2. Правовые акты Мэра вступают в силу с момента их подписания, если в самом акте не предусмотрено иное.
3. Постановления и распоряжения Мэра могут быть обжалованы в судебном порядке или опротестованы прокурором.
4. Правовые акты Мэра могут быть отменены им по собственной инициативе, либо признаны недействительными по решению суда.
Статья 25. Прекращение полномочий Мэра
1. Полномочия Мэра прекращаются в случаях:
1.1. Истечения срока полномочий;
1.2. Личного заявления о сложении полномочий (отставка);
1.3. Прекращения гражданства Российской Федерации;
1.4. Выезда за пределы города на постоянное место жительства;
1.5. Вступления в законную силу обвинительного приговора суда;
1.6. Признания его недееспособным решением суда;
1.7. Отзыва на основании прямого волеизъявления жителей города, обладающих избирательным правом. Порядок отзыва утверждается городской Думой;
1.8. Признания безвестно отсутствующим или умершим по решению суда, вступившему в законную силу.
2. Полномочия Мэра в связи с истечением срока прекращаются с момента опубликования итогов по выборам Мэра.
3. Полномочия Мэра прекращаются с момента наступления соответствующих событий либо вступления в законную силу решений уполномоченных органов.
4. В случае досрочного прекращения полномочий Мэра новые выборы назначаются не позднее двух месяцев с момента его освобождения в соответствии с законодательством.
Статья 26. Право Мэра на отставку
1. Мэр вправе в любое время уйти в отставку, направив в городскую Думу письменное заявление с указанием мотивов отставки.
По результатам рассмотрения заявления городская Дума принимает решение простым большинством голосов от числа избранных депутатов.
2. Городская Дума принимает отставку или отклоняет ее. Мэр вправе в течение месяца со дня подачи заявления снять его, либо по истечении месяца уволиться.
Статья 27. Отзыв Мэра
Основания и порядок проведения отзыва Мэра города устанавливаются городской Думой в соответствии с законодательством.
Статья 28. Замещение должности Мэра в случае досрочного прекращения его полномочий
1. В случае досрочного прекращения полномочий Мэра его обязанности, как руководителя администрации исполняет первый заместитель по экономическим вопросам до избрания нового Мэра.
На заседаниях городской Думы председательствует секретарь городской Думы.
2. Выборы нового Мэра должны быть проведены не позднее двухмесячного срока с момента наступления одного из обстоятельств, предусмотренных в п. 1 ст. 25 настоящего Устава.
Раздел 5. Структура администрации города
Статья 29. Общие положения
1. Органами администрации являются созданные в соответствии со схемой управления городом самостоятельные структурные подразделения, обладающие полномочиями, предусмотренными законодательством о местном самоуправлении, а также настоящим Уставом, и осуществляющие исполнительную и распорядительную деятельность в определенной сфере управления городом.
Органы администрации состоят на городском бюджете.
2. Органы администрации могут быть наделены правами юридического лица, иметь смету расходов, открывать счета в банках.
Имущество органов администрации закрепляется за ними на правах оперативного управления актами Мэра.
3. Органы администрации, имеющие статус комиссии, принимают свои решения в коллегиальном порядке.
4. Комитеты, управления, отделы и приравненные к ним органы администрации возглавляются руководителями - председателями комитетов, начальниками управления, заведующими отделами.
Руководители этих органов в целях осуществления их полномочий издают приказы.
5. Комитеты, управления, отделы и приравненные к ним органы администрации самостоятельно решают вопросы управления, отнесенные к их ведению, руководят подчиненными им предприятиями, организациями и учреждениями при соблюдении гарантий самостоятельности этих предприятий, организаций и учреждений, установленных законодательством.
6. Комитеты, управления и отделы осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность, направленную на исполнение законов, указов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, актов вышестоящих органов государственной власти, принятых в пределах их компетенции, решений городской Думы и распоряжений Мэра.
По вопросам, отнесенным к ведению соответствующих вышестоящих органов государственной власти, комитеты, управления и отделы подконтрольны соответствующим вышестоящим органам.
7. Должностные инструкции для сотрудников комитетов, отделов и управлений администрации утверждаются руководителем соответствующего комитета, отдела, управления.
8. Оклады должностным лицам органов администрации устанавливаются Мэром в соответствии с утвержденной органами государственной власти схемой должностных окладов. Оклады другим работникам администрации устанавливаются по согласованию с руководителями структурных подразделений в соответствии с имеющимися схемами должностных окладов.
9. Администрации районов (Железнодорожного, Индустриального, Кировского, Краснофлотского, Центрального) являются структурными подразделениями администрации, возглавляются главой администрации района - заместителем Мэра, который назначается и освобождается от должности Мэра.
Структура, функции, порядок организации деятельности администраций районов, полномочия главы администрации района определяются положением, утверждаемым Мэром.
Статья 30. Содержание функций и полномочий органов администрации
Функции и полномочия органов администрации, а также организация и порядок их деятельности определяются положениями об органах, утвержденных Мэром или соответствующим заместителем.
Правовые основы организации муниципальной службы и основные положения о муниципальных служащих в городе Хабаровске регулируются Положением о муниципальной службе в г. Хабаровске, утверждаемым городской Думой.
Раздел 6. Экономическая основа городского самоуправления
Статья 31. Содержание экономической основы городского самоуправления
Экономическую основу местного самоуправления составляют собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам городского самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
Статья 32. Муниципальная собственность города
1. Муниципальная собственность города является достоянием населения города.
2. В муниципальной собственности города находятся объекты:
- городские (муниципальные) земли, природные объекты;
- средства городского бюджета;
- внебюджетные и валютные фонды;
- муниципальные банки;
- ценные бумаги и иные финансовые активы;
- имущество органов городского самоуправления;
- муниципальный жилищный и нежилой фонд, в том числе встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет пяти - семи процентных отчислении на строительство объектов социально - культурного и бытового назначения;
- муниципальные жилищно-эксплуатационые и ремонтно-строительные предприятия;
- муниципальные объекты инженерной инфраструктуры города, муниципальный пассажирский транспорт, муниципальные дороги, а также муниципальные предприятия, осуществляющие эксплуатацию, содержание и ремонт указанных объектов;
- муниципальные предприятия торговли, общественного питания бытового обслуживания населения;
- муниципальные учреждения и объекты здравоохранения, образования, социальной защиты населения, культуры и спорта;
- другое движимое и недвижимое имущество и иные объекты.
3. В собственность города безвозмездно, в установленном законом порядке передаются объекты, находящиеся в государственной собственности и служащие для решения вопросов городского значения.
4. Передача объектов муниципальной собственности в государственную собственность осуществляется городской Думой по представлению Мэра либо по решению суда.
Статья 33. Управление объектами муниципальной собственности
1. Управление объектами муниципальной собственности поручается администрации.
2. Администрация, осуществляя управление муниципальной собственностью через свои структурные подразделения, вправе:
2.1. Передавать на договорной основе объекты (имущество) муниципальной собственности во временное или постоянное пользование, продавать и отчуждать в порядке, установленном городской Думой.
2.2. Устанавливать ограничения на определенный срок по перепрофилированию отчуждаемых муниципальных предприятий при их приватизации и по изменению ассортимента выпускаемой ими продукции;
2.3. Получать полную компенсацию за причиненный ущерб в случае порчи и уничтожения объектов муниципальной собственности;
2.4. В соответствии с законом создавать муниципальные предприятия, муниципальные учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации; при создании предприятий, учреждений и организаций определять цели, условия и порядок их деятельности, утверждать уставы, назначать и увольнять руководителей данных предприятий, регулировать цены и тарифы на их продукцию (услуги), заслушивать отчеты об их деятельности;
2.5. Производить вклады в уставные капиталы предприятий иных организационно - правовых форм в соответствии с действующим законодательством; участвовать в создании некоммерческих организаций, основанных на смешанной форме собственности.
3. Органы городского самоуправления, обладают по отношению к органам государственной власти преимущественным правом на приобретение зданий, сооружений, объектов, земельных участков, находящихся на территории города, вправе требовать от органов государственной власти передачи или продажи в муниципальную собственность предприятий и иного имущества, находящегося в государственной собственности, в случае необходимости обеспечения коммунально-бытовых и социально - культурных нужд населения города, функционирование его хозяйственного комплекса.
Статья 34. Взаимоотношения органов городского самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не относящимися к муниципальной собственности
1. Органы городского самоуправления содействуют развитию предпринимательской деятельности, вправе предоставлять налоговые и иные льготы, преимущества предприятиям в пределах сумм налогов и иных платежей, зачисляемых в доход городского бюджета в установленном законом порядке.
2. По вопросам, не входящим в компетенцию администрации города, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров.
3. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально - экономическом развитии территории города.
4. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов РФ.
5. Органы городского самоуправления вправе:
5.1. Объединять на добровольной основе средства предприятий, организаций, граждан и бюджета города для финансирования строительства, ремонта и содержания муниципальных объектов производственной и социальной инфраструктуры.
5.2. Привлекать в установленном законом порядке предприятия и организации различных форм собственности к строительству и содержанию городских дорог, объектов природоохранного и другого назначения, обеспечивающих функционирование городского хозяйственного комплекса.
5.3. Осуществлять контроль за оптимальным размещением объектов социальной сферы на территории города с учетом нужд и интересов жителей города.
Раздел 7. Финансовая основа городского самоуправления
Статья 35. Бюджет города
1. Бюджет города включает в себя городской бюджет и бюджеты районов города.
2. Органы самоуправления города самостоятельно распоряжаются средствами города.
3. Формирование и исполнение бюджета города проводится городской и районными администрациями. Утверждение и контроль за исполнением бюджета города осуществляется городской Думой.
4. Реализация бюджетных прав городской Думы городской администрацией и администрациями районов производится в рамках бюджетной системы, бюджетного устройства и бюджетного процесса в городе.
5. Бюджетная система, бюджетное устройство и бюджетный процесс в городе по предложению администрации города утверждаются городской Думой и отражают порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета города.
Статья 36. Доходы бюджета города
1. Доходы бюджета города формируются за счет:
- отчислений от федеральных и краевых налогов, сборов, штрафов и других платежей;
- местных налогов, сборов, штрафов и других платежей;
- доходов от приватизации;
- платежей от сдачи муниципального имущества и земли в аренду;
- доходов от местных займов, лотерей;
- части прибыли муниципальных предприятий, организаций;
- целевых финансовых средств, передаваемых органам городского самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий;
- дотаций, субвенций, трансфертов, передаваемых органам городского самоуправления от федеральных и краевых органов государственной власти;
- иных поступлений в соответствии с действующим законодательством.
2. Доходы бюджета города, дополнительно полученные в ходе исполнения бюджета, а также суммы повышения доходов над расходами, образующиеся в результате перевыполнения доходов или экономии в расходах, изъятию не подлежат. Направление использования данных средств определяется городской и районными администрациями.
Статья 37. Местные налоги, сборы
1. Местные налоги, сборы, а также льготы по налогам, зачисляемым в бюджет города, устанавливается городской Думой в пределах действующего налогового законодательства. Решения о льготном налогообложении рассматриваются на основании заключений администрации и города.
2. Население города непосредственно путем общегородского референдума, на собрании граждан, а также городская Дума с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями города средств для финансирования целевых программ общегородского значения.
Статья 38. Расходы бюджета. Обеспечение минимального бюджета города
1. Федеральные и краевые органы государственной власти обеспечивают минимальный бюджет города путем закрепления соответствующих источников для покрытия минимально необходимых расходов бюджета города.
2. Минимально необходимые расходы бюджета города устанавливаются законами Хабаровского края на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
3. Установление нормативов минимальной бюджетной обеспеченности производится краевыми органами государственной власти по согласованию с администрацией города.
4. Доходная часть минимального бюджета города обеспечивается путем закрепления на долговременной основе федеральными законами, законами Хабаровского края доходных источников.
В случаях, если доходная часть минимального бюджета города не может быть обеспечена соответствующими доходными источниками, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Хабаровского края передают органам местного самоуправления иные источники федерального и краевого бюджетов. При этом дополнительные доходы бюджета города, полученные в ходе исполнения бюджета, суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате перевыполнения доходов, или экономия в расходах в расчет не принимаются.
5. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами самоуправления города отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном и краевом бюджетах.
6. Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и краевыми органами государственной власти, компенсируются органами, принявшими решение. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения.
Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.
Статья 39. Муниципальные внебюджетные фонды
1. Городская Дума вправе образовывать внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации и Хабаровского края.
2. Формирование, утверждение и исполнение муниципальных внебюджетных фондов производится аналогично бюджету города.
Статья 40. Участие органов самоуправления города в кредитных отношениях
Администрация в соответствии с действующим законодательством вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения.
Статья 41. Резервный фонд
В составе городского бюджета может образовываться резервный фонд для выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации стихийных бедствий. Положение о порядке формирования и использования резервного фонда утверждается городской Думой.
Статья 42. Основные положения рассмотрения и утверждения бюджета
1. Городская Дума рассматривает проект бюджета города по представлению Мэра.
2. В случае неутверждения бюджета города городской Думой до начала финансового года ежемесячное финансирование расходов производится по распоряжению Мэра в объеме 1/12 части от бюджета предыдущего года с учетам инфляции.
3. Отчет об исполнении бюджета города за предыдущий год представляется в городскую Думу не позднее 2 квартала текущего года и после его рассмотрения Думой официально опубликовывается.
Раздел 8. Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления
Статья 43. Городской референдум
1. Городской референдум проводится для решения непосредственно населением города наиболее важных вопросов городского самоуправления.
2. На городской референдум могут выноситься вопросы:
- административного деления города и организации городского самоуправления;
- приобретения или отчуждения важных объектов городской собственности;
- застройки города;
- создания на его территории крупных предприятий и хозяйственных организаций;
- одобрения городских программ;
- определения приоритетов в капитальном строительстве;
- иные важные вопросы, входящие в компетенцию органов городского самоуправления.
3. Формулировка вопроса, выносимого на референдум, должна обеспечивать возможность ясного, однозначного ответа на поставленный вопрос.
4. Порядок назначения и проведения городского референдума, принятия и изменения решений городского референдума устанавливаются краевым законом и Положением о городском референдуме.
Статья 44. Порядок назначения референдума
Решение о проведении референдума принимается городской Думой по инициативе Мэра, по инициативе граждан города в соответствии с Положением о городском референдуме.
Решение городской Думы о проведении городского референдума принимается большинством (не менее двух третей от числа избранных) депутатов.
Статья 45. Общие собрания граждан по месту жительства
1. Собрания (сходы) граждан созываются для решения вопросов местного значения. Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются настоящим Уставом в соответствии с краевым законом.
2. Собрания граждан по участкам городской территории созываются по мере необходимости депутатами городской Думы, органами территориального общественного самоуправления.
3. Вопросы повестки дня собрания определяются инициаторами созыва и утверждаются на собрании большинством голосов присутствующих граждан. Для ведения собрания избираются председатель и секретарь.
4. Принятие решения о проведении общегородской конференции граждан, о представительстве на конференции и вносимых на конференцию вопросах осуществляется городской Думой.
5. Общее собрание граждан по месту жительства, общегородские конференции жителей осуществляют следующие полномочия:
- обсуждают вопросы городской жизни, проекты решений городской Думы, имеющие существенное значение для населения данных территорий, выражают по ним свое мнение и дают предложения городской Думе и органам городского самоуправления;
- рассматривают сообщения и отчеты о работе депутатов городской Думы, руководящих работников администрации;
- принимают решения о добровольном принятии жителями общественных обязанностей по участию в благоустройстве, в охране общественного порядка, в сохранении городского жилого фонда, в охране природы, памятников истории и культуры, оказании помощи нуждающимся гражданам;
- принимают решения о создании и избрании органов территориального общественного самоуправления, утверждении положений о них, об одобрении программы деятельности этих органов, об использовании имущества и средств, находящихся в распоряжении органов территориального общественного самоуправления, заслушивают и утверждают отчеты этих органов;
- решают вопросы о добровольных взносах и пожертвованиях граждан на общественные нужды.
6. Решения, принятые собраниями (конференциями) в пределах их компетенции по вопросам организации и деятельности органов территориального общественного самоуправления, имеют для последних обязательную силу.
Статья 46. Индивидуальные и коллективные обращения (петиции) граждан
1. Жителям города обеспечивается право на индивидуальные и коллективные обращения в городскую Думу и администрацию.
2. Индивидуальные и коллективные обращения могут иметь своей целью:
- внесение в городскую Думу или в администрацию предложений о рассмотрении и разрешении вопросов, касающихся интересов населения;
- возбуждение в установленном порядке процедуры отзыва депутата или Мэра города;
- другие вопросы, существенные для жителей города.
3. Органы и должностные лица городского самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение 1 месяца.
Статья 47. Территориальное общественное самоуправление
1. Органами территориального общественного самоуправления на территории города является домовые комитеты, комитеты общественного самоуправления в микрорайонах, жилищных комплексах или иных подразделениях территории города.
2. Территориальные границы деятельности органов общественного самоуправления устанавливаются городской Думой по представлениям самих этих органов с учетом особенностей территории города.
3. Порядок создания органов территориального общественного самоуправления определяется законодательством об общественных объединениях граждан.
Статья 48. Полномочия органов общественного самоуправления
1. Компетенция органа территориального общественного самоуправления определяется Положением о нем, а также решениями городской Думы о передаче ему полномочий на основе добровольно взятых на себя населением и этим органом обязательств.
2. Орган территориального общественного самоуправления (комитет) вправе:
2.1. Созывать собрания (конференции) граждан для рассмотрения вопросов общественного самоуправления, проводить на своей территории опросы жителей, содействовать созданию, деятельности клубов избирателей и других клубов гражданской активности населения;
2.2. Вносить предложения в программы и планы социально - экономического развития города;
2.3. Объединять на добровольных началах собственные средства и средства предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, для строительства и содержания объектов социально - культурного и коммунально-бытового назначения, получать под свою ответственность кредиты и предоставлять ссуды из собственных средств, владеть имуществом на основе долевого участия, приобретать акции и облигации;
2.4. Создавать за счет собственных средств, добровольных взносов и пожертвований населения, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений объекты коммунально-бытового и социально - культурного назначения, обеспечивать их содержание и эксплуатацию;
2.5. Учреждать в установленном порядке предприятия по оказанию услуг населению;
2.6. Заключать договоры с предприятиями и организациями, связанные с их участием в решении социально - экономических задач на соответствующей территории города;
2.7. Выступать заказчиком по строительным и ремонтным работам, осуществляемым за счет средств, находящихся в распоряжении соответствующего органа территориального общественного самоуправления;
2.8. Принимать на свой баланс имущество, созданное за счет собственных средств и трудового участия населения в качестве коллективной собственности и переданное ему на управление по решению собраний (конференций) граждан;
2.9. Принимать решения о выполнении обязанностей в органе территориального общественного самоуправления на платной основе;
2.10. Выступать в установленном порядке по просьбам и поручениям отдельных граждан в качестве их представителей в суде при рассмотрении дел о нарушении прав и свобод жителей города.
3. Решения органов территориального общественного самоуправления, принятые в пределах их компетенций, обязательны для исполнения гражданами, проживающими на соответствующей территории, а также предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися на данной территории.
Статья 49. Взаимоотношения органов территориального общественного самоуправления с органами городского самоуправления
1. Органы городского самоуправления содействуют созданию, развитию и координации деятельности органов территориального общественного самоуправления и осуществлению их полномочий.
2. Органы городского самоуправления осуществляют контроль за реализацией полномочий, переданных ими органам территориального общественного самоуправления.
3. Органы городского самоуправления вправе обращаться к органам территориального общественного самоуправления с требованием об отмене или изменении решений, противоречащих законодательству. В случае отказа Мэр вправе отменить решение органов территориального общественного самоуправления.
В случае систематического нарушения законодательства органом территориального общественного самоуправления городская Дума вправе принять решение о его упразднении. Такое решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Раздел 9. Порядок принятия и изменения Устава муниципального образования г. Хабаровска
Статья 50. Порядок принятия и изменения Устава муниципального образования города Хабаровска
1. Устав муниципального образования города Хабаровска принимается городской Думой большинством не менее трех четвертей от числа избранных депутатов, подписывается председательствующим на заседании городской Думы.
2. Для подготовки проекта Устава создается рабочая группа.
3. Правом внесения проекта Устава обладают постоянные жители города Хабаровска, их группы, общественные и политические объединения, зарегистрированные на данной территории, органы местного самоуправления.
4. Устав муниципального образования города Хабаровска регистрируется в установленном законодательством порядке.
Статья 51. Изменения и дополнения в Устав муниципального образования города Хабаровска
1. Изменения и дополнения в Устав муниципального образования города Хабаровска принимаются городской Думой на ее заседании большинством не менее трех четвертей от числа избранных депутатов.
Предложения об изменении и дополнении в Устав предварительно рассматриваются постоянными комиссиями, которые выносят по ним свои заключения.
2. Изменения и дополнения тех положений Устава, которые были приняты городским референдумом, могут быть приняты только городским референдумом, назначаемым с этой целью.
Раздел 10. Ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц
Статья 52. Ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц
Городская Дума, Мэр, администрация и их должностные лица несут ответственность перед населением, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с действующими федеральным и краевым законодательством, настоящим Уставом.
Раздел 11. Заключительные положения
Статья 53. Участие города в международном сотрудничестве
Органы городского самоуправления вправе осуществлять международное сотрудничество по вопросам экономического, научного, культурного и иного характера в пределах своих полномочий.
Статья 54. Взаимоотношения города с органами государственной власти и органами местного самоуправления в Российской Федерации
Органы местного самоуправления от имени населения города вправе заключать договоры и соглашения с органами государственной власти и органами местного самоуправления Российской Федерации в пределах своих полномочий, представлять город в союзах и ассоциациях.
Председатель Хабаровской краевой Думы |
В.А. Озеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Хабаровской краевой Думы от 1 октября 1996 г. N 216 "О государственной регистрации Устава муниципального образования города Хабаровска"
Текст постановления опубликован в Сборнике нормативных актов Хабаровской краевой Думы, N 14, октября 1996 г., газете "Тихоокеанская звезда", 03.12.96, NN 238-239
Постановлением Хабаровской краевой Думы от 30 января 2002 г. N 52 настоящее Постановление признано утратившим силу