Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению
Законодательной Думы
Хабаровского края
от 29 июля 1998 г. N 207
Рекомендации
депутатских слушании по теме "О проблеме защиты прав вкладчиков
Хабаровского края"
Цель депутатских слушаний - получение наиболее полной и достоверной информации о состоянии возврата вкладов обанкротившимися финансовыми и страховыми компаниями и коммерческими банками на территории Хабаровского края, определение путей и методов решения проблемы защиты прав вкладчиков и акционеров. Участники слушаний отметили следующее:
Объявленный Правительством Российской Федерации переход к рыночной экономике сопровождался ростом финансовых пирамид в России, экономических преступлений и обманутых вкладчиков.
С ведома правительственных органов и администраций на местах в короткие сроки был создан ряд страховых компаний и коммерческих банков, путем реклам привлечены большие средства (в основном сбережения граждан), в том числе и в нашем Хабаровском крае; с финансовых рынков частных инвестиций отдельные мошенники успели снять "наличные денежные сливки", в то же время породили острую и критическую проблему защиты прав обманутых вкладчиков, так как вслед за обвалом финансовых компаний последовал крах банков.
На территории Хабаровского края было зарегистрировано 7 финансовых компаний, которые в период 1995-1996 годов прекратили свою деятельность и признаны арбитражным судом банкротами: "Русский дом Селенга", "Русская недвижимость" и "Хопер-Инвест" - г.Волгоград; "МММ" и "Гермес" - г.Москва; "Алькор" и "Алькор-Инвест" - г.Хабаровск. Ориентировочное количество обманутых вкладчиков составило около 38260 человек на сумму привлеченных средств свыше 70 млн. деноминированных рублей.
У 10 коммерческих банков, зарегистрированных на территории Хабаровского края, Центральным банком России отозваны лицензии на право совершения банковских операций, из них 9 банков признаны арбитражным судом несостоятельными: в 1996 году - СВАКбанк"; в 1997 году - "НАКбанк", "Дальпромстройбанк", "Дальстройбанк", "БИЗОН-Капитал", "УргалКредит", "КАФкомбанк"; в 1998 году - "БАМ-кредит", "ДАКобанк". По банку "Дальпрогресс" - г.Комсомольск-на-Амуре арбитражный суд дело о несостоятельности еще не рассматривал.
В отношении банков, признанных банкротами, открыто конкурсное производство и назначены конкурсные управляющие. По этим банкам ориентировочное количество обманутых вкладчиков свыше 90750 человек, сумма привлеченных средств составляет 199,8 млн. деноминированных рублей.
Страховая компания "Дельфин" прекратила свою деятельность в сентябре 1996 года, в мае 1997 года арбитражным судом она была признана банкротом с открытием конкурсного производства: поступило свыше 20 тысяч претензий страхователей на сумму в пределах 210 млн. деноминированных рублей.
Возврат вкладов некоторыми банками по состоянию на 1 июля 1998 г. характеризуется следующими показателями:
- "Дальпромстройбанк" возвратил 50% вкладов, обратилось 6 тысяч вкладчиков (из общего количества 14 тыс.человек), которым выплачено 15,5 млн. деноминированных рублей, из общей суммы вкладов 31,3 млн.рублей;
- "Дальстройбанк" приступил к возврату вкладов только с июня 1998 года: выплачено 1112 вкладчикам в пределах 35% от общей суммы вкладов;
- "НАКбанк" к частичным выплатам приступил также с июня 1998 года. Размер возврата составляет лишь 13,7% от общей суммы вкладов. На первом этапе конкурсная комиссия располагает средствами для возврата вкладов в размере 21 млн. деноминированных рублей. Из общего количества 60,5 тыс. вкладчиков 33 тысячи человек - жители г. Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района, им перечислено 8,5 млн. рублей; вкладчикам из г.Хабаровска (27,5 тыс. человек) перечислено 2,3 млн. рублей.
Депутаты Законодательной Думы отмечают, что информация обманутым вкладчикам через средства массовой информации края поступает явно недостаточно, в результате вкладчики вынуждены систематически обращаться за разъяснениями к депутатам, в Администрацию края, в правоохранительные и судебные органы и в общественные организации.
Таким образом, проблемы обманутых вкладчиков и акционеров требуют повышенного и постоянного внимания.
Рассмотрев сообщения ряда компетентных и заинтересованных органов по решению проблем обманутых вкладчиков и акционеров, участники депутатских слушаний рекомендуют:
1. Управлению Центрального банка России по Хабаровскому краю (Бурая Г.А.) установить действенный контроль за работой действующих на территории Хабаровского края коммерческих банков и их филиалов, которые привлекают средства населения.
2. Администрации края
2.1. Рассмотреть возможность ежеквартального опубликования в краевых средствах массовой информации рейтинга надежности финансово-кредитных организаций.
2.2. Активизировать работу краевой комиссии по рассмотрению обращений вкладчиков в финансово-кредитные учреждения по невозврату вложенных средств, образованной постановлением Главы Администрации края от 31.10.95 г.
2.3. Внести в Законодательную Думу законопроекты, стимулирующие привлечение сбережений населения в качестве источника заемных средств краевого бюджета и источника инвестиций, предусмотрев при этом необходимые надежные гарантии вкладчикам.
2.4. Рассмотреть целесообразность подготовки законопроекта, решающего проблемы взыскания денежных средств с должников и расчетов с вкладчиками и акционерами финансово-кредитных учреждений.
3. Хабаровской межрегиональной инспекции страхового надзора Минфина РФ (Воробьев Е.П.) повысить действенность контроля по возврату вкладов страховыми компаниями. Рассмотреть целесообразность установления необходимого контроля в работе инспекции с правоохранительными и судебными органами по возврату средств обманутым вкладчикам.
4. Ликвидационным комиссиям обанкротившихся коммерческих банков и страховых компаний активизировать работу по возвращению выданных ссуд, созданию конкурсной массы, необходимой для полного погашения задолженности вкладчикам.
5. Краевой общественной организации по защите прав вкладчиков и акционеров (Корзунина В.В.) организовать регулярное информирование вкладчиков о положении дел в ликвидируемых коммерческих банках, финансовых и страховых компаниях; готовить и направлять в средства массовой информации материалы по основным ссудозаемщикам с пофамильным указанием руководителей и учредителей, уклоняющихся от возврата ссуд, полученных в ликвидируемых финансовых и страховых компаниях и коммерческих банках.
6. Администрации края и краевой общественной организации по защите прав вкладчиков и акционеров
6.1. Добиваться привлечения средств из федерального фонда, предназначенного для погашения задолженности, причитающейся обманутым вкладчикам.
6.2. С целью повышения профессионализма, оперативности и действенности в работе ликвидационных комиссий рассмотреть возможность создания отделения общественногосударственного фонда, включая вкладчиков всех обанкротившихся банков на территории края.
6.3. Активизировать, в рамках действующего законодательства, работу конкурсных управляющих.
7. Правоохранительным органам в первоочередном порядке проводить оперативные действия, связанные с установлением местонахождения лиц, находящихся в розыске по поводу обмана вкладчиков, и активов должников; своевременно накладывать арест на имущество должников, в сроки, установленные законодательством, осуществлять его реализацию.
8. Краевому арбитражному суду (Серов Н.Н.) при обращениях ликвидационных комиссий принимать оперативные меры судопроизводства.
9. Управлению юстиции Администрации края (Шестаков А.Ф.)
9.1. Повысить контроль и ответственность соответствующих органов за судопроизводством судов общей юрисдикции, исполнением судебных решений и возвратом задолженности вкладчикам.
9.2. Оказать практическую юридическую помощь в работе инициативной группы вкладчиков финансовых компаний "Алькор" и "Алькор-Инвест".
10. Законодательной Думе Хабаровского края обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с предложением об ускорении принятия Федеральных законов:
- "О гарантировании вкладов граждан в банках";
- "О несостоятельности и банкротстве банков (кредитных учреждений)";
- "О внесении изменений в п.1 статьи 64 части 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации" (Об очередности удовлетворения денежных требований при ликвидации банков и других кредитных убеждений, а также страховых компаний), усиливающий механизм защиты прав граждан.
- "О внесении изменений в п.1 статьи 64 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации" (Об очередности удовлетворения денежных требований при ликвидации банков и других кредитных учреждений, а также страховых компаний), усиливающий механизм защиты прав граждан.
Председатель Законодательной Думы |
В.А. Озеров |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательной Думы Хабаровского края от 29 июля 1998 г. N 207 "О рекомендациях депутатских слушаний по... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.