Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению
Законодательной Думы
Хабаровского края
от 2 июля 1998 г. N 193
Рекомендации
депутатских слушаний по теме: "О ходе реформы жилищно-коммунального хозяйства
на территории края"
Цель депутатских слушаний - получение информации о ходе реформы жилищно-коммунального хозяйства края, определение основных способов защиты интересов населения, потребляющего жилищно-коммунальные услуги.
Депутаты и участники слушаний отметили следующее: Реформа жилищно-коммунального хозяйства проводится в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", Указом Президента Российской Федерации "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" от 27.05.97 N 528 и рассчитана на период с 1997 по 2003 год.
В крае с 1994 года осуществляется переход на новую систему оплаты жилищно-коммунальных услуг. В результате этого к началу 1998 года доля платежей населения составила 30 процентов от себестоимости за коммунальные услуги и 40 процентов - за жилищные услуги (в 1993 году - 4 процента и 1,6 процентов соответственно).
Реформа жилищно-коммунального хозяйства края (далее - ЖКХ) проводится без должной подготовки. Существующая законодательная база не приведена в соответствие с целями и задачами реформы. Проводимые мероприятия вступают в противоречие с Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", Жилищным кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации. Согласно концепции жилищно-коммунальной реформы, разработанной Правительством Российской Федерации, рост жилищно-коммунальных платежей должен соответствовать и не превышать рост доходов населения. У нас же реальные доходы населения продолжают снижаться (за 1997 г. - на 10 процентов, за первый квартал 1998 г. - на 12 процентов).
С первого апреля 1998 года возросли платежи населения за техническое обслуживание в связи с введением инвестиционной составляющей на капитальный ремонт жилья. Кроме этого, введен еще один дополнительный платеж - плата за наем жилых помещений муниципального и государственного жилищных фондов, которая входит в общую структуру платежей населения за жилье и коммунальные услуги.
Не осуществлена организационная перестройка методов управления ЖКХ. Растет численность управленческого аппарата, не проводится отбор руководящих работников и специалистов на основе их аттестации. Лицензирование ЖКХ проходит медленно, контроль за соблюдением условий лицензирования практически не осуществляется.
Медленно внедряются новые финансово-экономические отношения, которые предполагают формирование единой системы сбора платежей и предоставление субсидий, внедрение счета-квитанции, привлечение возможностей банков, дифференцированную оплату жилья. Внедрение отдельных из них идет с нарушением действующего Законодательства. Например, в г.Хабаровске службы заказчика введены в структуру муниципальной власти, в то время как антимонопольным законодательством запрещено совмещение функций хозяйствующего субъекта и органов местного самоуправления, Не внедрен контроль за соответствием услуг ЖКХ нормам ГОСТов и СНиП, качеством предлагаемых услуг и их себестоимостью, в результате чего стоимость стандартного набора жилищно-коммунальных услуг в крае превысила федеральный стандарт 1997 года.
Не принимаются меры по приостановлению роста тарифов на услуги ЖКХ и увеличению финансирования за счет сокращения издержек в самой отрасли.
Не осуществляется должный контроль за ценами локальных и не локальных монополий с целью снижения издержек на производимые ими работы, услуги. Резервы снижения издержек есть. Например, проверки в г. Санкт-Петербурге выявили завышение себестоимости обслуживания жилого фонда на 36 процентов, капитального ремонта - на 50 процентов, тарифов на тепло - на 40 процентов, на воду - на 37 процентов. В Курганской области аудит выявил завышение себестоимости на 41 предприятии на 140 млрд.рублей. По результатам этой проверки снижены тарифы на воду - на 25 процентов, на канализацию - на 24 процента, теплоэнергию -на 17 процентов, обслуживание жилья - на 7,5 процентов. Повышение стоимости жилья и услуг ЖКХ осуществляется без учета потерь тепла и энергии предприятиями края, экономической ситуации в крае и реального материального положения населения. Тяжесть содержания служб ЖКХ и производителей коммунальных услуг переносится на население, которым покрывается более 33 процентов фактических затрат на производство всех жилищно-коммунальных услуг.
Не принимаются меры по внедрению энерго и ресурсосберегающих технологий. Строительство жилья ведется без учета уже существующих энергосберегающих материалов и технологий. Как следствие, потери тепла в домах из сборного железобетона составляют до 20 процентов - через стены и до 40 процентов - через окна.
Участники депутатских слушаний рекомендуют:
1. Законодательной Думе Хабаровского края:
- выйти в Государственную Думу Российской Федерации с законодательной инициативой, предусматривающей более плавный переход на полную оплату населением затрат на содержание жилья, а также нормы, запрещающие увеличение платы за жилищно-коммунальные услуги в случае снижения доходов населения;
- разработать и принять краевые нормативные правовые акты по жилищно-коммунальной реформе, защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг на территории края, социальной защите граждан, имеющих доход ниже прожиточного минимума, предусмотрев нормы, ограничивающие препятствия для получения субсидий для оплаты жилищно-коммунальных услуг;
- разработать и принять краевой закон о регулировании ценообразования локальных естественных монополий;
- проводить депутатские слушания о ходе жилищно-коммунальной реформы не реже одного раза в два года.
2. Главе Администрации края, Главам муниципальных образований разработать программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства края и муниципальных образований с учетом особенностей местных условий, определив первоочередные мероприятия по реформированию управления ЖКХ и финансовых взаимоотношений, демонополизации жилищно-коммунальной отрасли, формированию конкурентной среды на рынке услуг в сфере ЖКХ.
3. Законодательной Думе, Главе Администрации края и главам муниципальных образований при разработке нормативных правовых актов и программ реформы ЖКХ края и муниципальных образований предусмотреть в первую очередь:
- оптимизацию структуры управления ЖКХ края через лицензирование деятельности в отрасли, сертификацию услуг ЖКХ, аттестацию руководящих работников и специалистов, независимость контролирующих органов по лицензированию, сертификации отрасли и аттестации руководящих работников и специалистов от влияния самой реформируемой отрасли;
- ликвидацию посреднических услуг и переход на прямые договорные отношения;
- возможность создания единой системы сбора платежей и предоставления субсидий, внедрение счетов-квитанций, привлечение возможностей банков путем организации конкурса на право работать в качестве уполномоченного муниципального банка;
- обязательность регулярной инвентаризации всего жилого фонда с целью учета действительного его износа и планирования ремонтов; - введение дифференцированной оплаты жилья и коммунальных услуг в зависимости от качества и местоположения жилья, от нормативного и сверхнормативного потребления услуг;
- разработку системы социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг, предусматривающей адресную направленность социальной поддержки населения;
- внедрение энерго и ресурсосберегающих технологий, в том числе при строительстве жилья;
- стимулы развития творческого потенциала работников ЖКХ, внедрение рационализаторских предложений по качественному обслуживанию населения;
- ответственность должностных лиц всех уровней власти за проведение реформы ЖКХ;
- подготовку и аттестацию руководителей и специалистов отрасли;
- внедрение конкурсного отбора организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание, обеспечивающих коммунальные предприятия материалами, оборудованием, выполняющих проектно-строительные работы;
- контроль за ценообразованием на жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые естественными и локальными монополиями;
- стимулирование приватизации жилья и создание товариществ собственников жилья, других форм общественного самоуправления жилищным фондом. Считать основной задачей на ближайшее время - снижение издержек производства ЖКХ и, в первую очередь, внедрение энергосберегающих технологий, реформирование структуры управления ЖКХ.
4. Прокуратуре края рассмотреть:
- правомерность включения в ставку оплаты жилья платы за наем жилых помещений и затрат на капитальный ремонт;
- соблюдение антимонопольного законодательства в сфере ЖКХ, в том числе совмещение функций хозяйствующих субъектов и органов власти (службы заказчика, органов контроля).
5. Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации края обобщить и распространить опыт муниципального предприятия ЖКХ в поселке Корфовском Хабаровского района по осуществлению договорных обязательств, мобилизации финансовых средств для самостоятельной деятельности и уплаты налогов, оказать поддержку предприятию с целью его устойчивой работы.
6. Средствам массовой информации края и муниципальных образований опубликовывать нормативные документы, затрагивающие социально-экономические права населения в сфере ЖКХ; отчеты организаций-монополистов, обосновывающих необходимость повышения тарифа на свою продукцию или услугу; права потребителей услуг на получение видов и объемов работ от хозяйствующего субъекта, собственника жилья.
Заместитель председателя |
3.Ф. Софрина |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательной Думы Хабаровского края от 2 июля 1998 г. N 193 "О рекомендациях депутатских слушаний по... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.