Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к Закону
Хабаровского края
от 1 марта 1996 г. N 18
Краевая целевая программа
"Социальная защита ветеранов войны и труда, малообеспеченных, с ограниченной трудоспособностью, нетрудоспособных граждан и семей с несовершеннолетними детьми"
Введение
Социально-экономическая ситуация в Хабаровском крае, как и в целом по России, продолжает оставаться крайне нестабильной, в связи с чем уровень жизни населения края в целом снижается. Согласно официальным источникам средняя заработная плата в крае в марте 1994 г. обеспечивала три прожиточных минимума по краю; в декабре 1994 г.- 2,4 прожиточных минимума, в марте и июне 1995 г. - 1,6 и 1,54 прожиточных минимума соответственно; в сентябре 1995 г.- 1,8, в декабре 1995 г. - 2,1.
Самыми незащищенными слоями населения являются те, кто по объективным причинам не способен к самообеспечению. Это пенсионеры, инвалиды, а также различные категории семей, имеющих детей до 16 лет: многодетные, студенческие, неполные семьи, семьи, имеющие детей-инвалидов, семьи, родители в которых инвалиды и др.
Программа является частью системы правовых и социально-экономических мер, принимаемых администрацией края, краевой Думой Хабаровского края, направленных на менее болезненный переход к новым социально-экономическим реалиям, связанным с переходом к рыночным отношениям и усугубившимся тяжелым социально-экономическим положением в крае и в России в целом.
Состояние проблемы
В Хабаровском крае общая численность населения по предварительным расчетам на 01.01.95 составила 1573,6 тыс. человек.
Численность только официально зарегистрированных в крае безработных составила: 21,7 тыс. чел. - на 01.01.95 г.; 29,1 тыс. чел - на 01.04.95; 34.2 тыс. чел. (4,4 % от численности экономически активного населения) - на 01.07.95, на 01.01.96 г.- 40.5 тыс. (5,2 % от численности эконом. активн. населения).
На 1 июля 1995 года в органах социальной защиты населения края на учете состояло 318,6 тыс. пенсионеров. Средний размер пенсий на 01.01.96 г. по краю составил 28 % по отношению к величине средней по краю заработной платы и 95 % - к величине прожиточного минимума. 60,2 % пенсионеров в крае - неработающие. Более половины неработающих пенсионеров (65,3 %) в IV квартале получали пенсию менее прожиточного минимума, 22885 чел. получали пенсию в размере минимальной (на 01.07.95); 28930 чел. из числа получающих минимальную пенсию не работают, что составляет 9,1 % от общего количества пенсионеров в крае.
В Хабаровском крае 53138 семей (70,7 % от общего количестве на 01.01.96 г.), имеющих детей до 16 лет, состоят на учете в органах социальной защиты населения (данные на 01.01.95). Более половины, 57,2 % от общего количества, беременных и кормящих матерей нуждаются в социальной поддержке. Всего в Хабаровском крае более 400 тыс. малообеспеченных граждан. Согласно данным организованного департаментом социальной защиты опроса малообеспеченных семей с несовершеннолетними детьми, проживающих в г. Хабаровске, наиболее важным видом социальной поддержки является материальная - денежная помощь. 20,5 % опрошенных отметили "недостаточное внимание государства к оказанию социальной поддержки людей" и только 2,9 % - собственную пассивность в связи с факторами, мешающими им выйти из материального кризиса.
Ввиду ограниченности средств и в целях более справедливого распределения их между наиболее нуждающимися стало объективно необходимым оказание адресной социальной помощи, где это возможно, и адресных социальных пособий наиболее нуждающимся категориям граждан.
В настоящее время при сложном процессе адаптации населения к новым социально-экономическим условиям чрезвычайно важно обеспечить становление новых, адекватных рынку служб социальной сферы. Закон РФ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" предусматривает систему предоставления социально-экономических, медико-социальных, психолого-социальных, социально-педагогических, социально-правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг нуждающимся в них гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Это помощь в поддержке доходов на индивидуальной основе, организации самообеспечения, помощь в уходе и присмотре за инвалидами, престарелыми и детьми, социальная, в том числе трудовая реабилитация инвалидов, включая детей-инвалидов, индивидуальная консультативно-разъяснительная работа с гражданами и поддержка их в реализации своих прав, психолого-педагогическое консультирование.
Особо нуждаются в социальных услугах - многодетные, неполные, бездетные разводящиеся молодые семьи, несовершеннолетние родители; семьи, в которых проживают инвалиды, лица, страдающие психологическими расстройствами, злоупотребляющие алкоголем, принимающие наркотики; семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, эмоционально-конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей, жестоким обращением с детьми.
Социальные услуги предоставляются детям, оказавшимся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих здоровью и развитию, осиротевшим или оставшимся без попечения родителей; проживающим с родителями, временно не способными заботиться о детях в результате болезни, нетрудоспособности, длительных командировок, привлечения к судебной ответственности или пренебрегающими своими родительскими обязанностями, ведущими аморальный и паразитический образ жизни, а также детям с асоциальным поведением, беспризорным, испытывающим насилие, приобщившимся к алкоголю, наркотикам, переживающим острые конфликтные ситуации с родителями, имеющим затруднения в профессиональном и жизненном самоопределении. В крае таких детей 25626.
Необходимость социальных услуг очевидна и для таких категорий населения, как одинокие и пожилые люди, безработные, лица без определенного места жительства, выпускники детских домов, школ-интернатов для детей с недостатками умственного развития, специальных школ и профтехучилищ для детей и подростков, совершивших правонарушения, лица, освободившиеся из мест лишения свободы и ряда других.
В названных выше сложных жизненных ситуациях периодически оказываются или длительное время находятся тысячи взрослых и детей, проживающих в крае.
Отсутствие учреждений социального обслуживания, предназначенных оказывать помощь или решать возникающие проблемы, преодолевать личностные и семейные трудности, крайне отрицательно сказывается на психологическом микроклимате, порождают# у населения чувство незащищенности, усугубляют# тревожное состояние социального здоровья.
В Хабаровском крае в настоящее время в системе социальной защиты действует# 10 стационарных учреждений, рассчитанных на 2495 койко-мест, в т.ч. 3 интерната для проживания престарелых и инвалидов по 1115 мест, 5 психоневрологических интернатов на 1075 мест и 2 детских дома-интерната для умственно-отсталых# детей на 305 мест.
В настоящее время проблем по устройству в дома-интернаты для детей, престарелых и инвалидов нет, так как освобождение мест в интернатах для престарелых и инвалидов происходит в результате естественной убыли из них, а также сократилось количество родителей, желающих определить своих детей в интернаты с того времени, как увеличились пенсии и льготы для детей-инвалидов. На очереди для помещения в психоневрологические интернаты стоят всего 120 человек (мужчин).
Сегодня в крае остро стоят проблемы беспризорности и бродяжничества. Субъектами названной проблемы являются взрослые граждане без постоянного места жительства. К этой категории относятся лица, вышедшие из мест заключения и, по ряду причин, лишенные места проживании#, а также лица, сбежавшие из мест специального содержания (приемники-распределители, лечебницы для душевнобольных).
Безнадзорными часто становятся и реэмигранты из стран ближнего и дальнего зарубежья, которые возвратившись в Россию, не имеют здесь постоянного места жительства. В последнее время увеличилось количество безнадзорных детей, живущих в асоциальных семьях, находящихся как бы вне общества.
Анализ опросов и наблюдений, сделанных специалистами органов социальной защиты населения, показал, что большинство из безнадзорных граждан считают, что причинами их беспризорности стали: ухудшение уровня жизни, невозможности# трудоустройства по месту проживания, потеря жилья по разным причинам. Причина появления беженцев и вынужденных мигрантов - склонность некоторых лиц к перемене мест. Таким образом, причины увеличения безнадзорных лиц могут быть как объективные, так и субъективные. Среди объективных причин - обострение экономической ситуации (стагнация производства, инфляция, рост цен, падение жизненного уровня), политическая нестабильность, потеря нравственных ценностей и ориентиров, безработица, расслоение общества на богатых и тех, кто не в состоянии обеспечить себе прожиточный минимум.
Ввиду того, что сегодня открытие стационарных учреждений для асоциальных граждан чрезвычайно затруднительно из-за недостатка средств, то в решении многих вопросов по безнадзорности могли бы помочь такие социальные учреждения, как центры социального обслуживания или трудовой реабилитации, социальные приюты и другие как официальные так и общественные учреждения и фонды.
Цель Программы
Основной целью реализации Программы является усиление социальной защищенности для обеспечения выживания наименее защищенных категорий населении#, совокупный среднедушевой доход которых ниже установленного для края прожиточного минимума.
Задачи Программы
Разработка и совершенствование научно-методологических, экономических и правовых вопросов социальной защиты и реабилитации наименее защищенных категорий граждан.
Осуществление мер по расширению и совершенствованию служб социальной защиты и реабилитации инвалидов и асоциальных категорий граждан, кадровое обеспечение служб социальной защиты и реабилитации инвалидов и асоциальных категорий граждан.
Основные направления реализации программы
Основы и принципы социальной защиты граждан
При составлении Программы применен комплексный подход, которым предусмотрено определение источников финансирования и выполнение мероприятий по социальной защите всех нуждающихся категорий населения (пенсионеров по старости и инвалидности, семей с детьми-инвалидами, неполных и многодетных семей, беженцев, вынужденных переселенцев и др.).
Преимуществом данного подхода является его универсальность, отсутствие дублирования в перечне мероприятий по социальной защите, полный охват всех нуждающихся категорий населения.
Информационно-статистическое обеспечение социальной защиты граждан предполагает создание информационно-справочной системы для формирования краевого банка данных нуждающихся в социальной защите и реабилитации граждан. Программой предусмотрены следующие основные принципы:
принцип адресности, предусматривающий предоставление социальной помощи конкретным нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных особенностей и иных объективных причин (возраст, состояние здоровья, размер совокупного дохода, состав семьи и т.п.)
принцип гарантированности, предполагающий обязательное оказание социальной помощи лицам, имеющим на нее право;
принцип территориально дифференцированного подхода при определении видов и размеров социальной помощи в зависимости от места проживания нуждающихся лиц (город, район);
принцип комплексности предоставления одновременно различных видов социальной помощи (денежной, натуральной, в виде льгот и услуг) зависимости# от социально-экономического положения различных категорий граждан;
принцип оперативного реагирования, предполагающий своевременный пересмотр социальных нормативов в зависимости от изменения размеров прожиточного минимума, минимальной пенсии, минимальной заработной платы, изменения уровня занятости.
Основы создания государственной и муниципальной системы социальной защиты
В целях создания основ государственной и муниципальной систем социальной защиты и реабилитации нуждающихся в ней граждан программа предусматривает разработку системы организационных и правовых аспектов социальной защиты и реабилитации граждан.
В ней предусмотрена подготовка нормативных методических документов, законов, регламентирующих порядок функционирования учреждений социальной защиты и реабилитации граждан, гарантирующих адресность, правовую защиту граждан, порядок кадрового и финансового обеспечения служб социальной защиты, перспектива текущего и долгосрочного планирования социальной защиты и реабилитации нуждающихся граждан.
Основные формы и виды социальной защиты населения, критерии ее предоставления, получатели социальной помощи в Программе
По структуре Программа представляет три раздела:
мероприятия по реализации федерального Закона "О ветеранах", предусматривающего социальную защиту ветеранов войны и труда;
краевые мероприятия, обеспечивающие поддержание уровня жизни малообеспеченных, нетрудоспособных граждан и семей с детьми;
рекомендуемые мероприятия для городов и районов за счет средств местного бюджета, а также дополнительных привлеченных средств, обеспечивающие социальную защиту лиц, нуждающихся в ней.
Помимо традиционных форм социального обеспечения (государственные пенсии, пособия, компенсационные выплаты, содержание в государственных стационарных учреждения#) Программой предусмотрены следующие основные формы:
система денежного обеспечения (пособия, компенсационные выплаты);
система натурального обеспечения, услуг и льгот;
обслуживание в стационарных и нестационарных учреждениях социального обслуживания наименее защищенных категорий граждан.
Программой 384626 гражданам будет обеспечена социальная защита на общую сумму затрат 1869,8 млрд. руб.
В первый раздел Программы включены льготы и услуги, предусмотренные федеральным Законом "О ветеранах", финансируемыми# из различных источников, по жизненно важным вопросам: в т.ч. предоставление льгот по оплате жилья, коммунальных услуг, абонентной оплате# за пользование телефоном, приобретение лекарств, бесплатный или льготный проезд как на внутригородском так и междугородном транспорте, бесплатное или льготное обеспечение транспортными средствами и т.д.
210467 гражданам будет обеспечена социальная защита на общую сумму затрат 902532,9 млн. руб.
Во втором разделе Программы предусмотрены следующие виды социальной помощи:
ежемесячное пособие но# нуждаемости семьям (или одиноко проживающему гражданину) до уровня, установленного на территории Хабаровского края. Пособие начисляется по обращению одного из членов семьи (или одиноко проживающего гражданина), направленному в органы социальной защиты населения по месту постоянного проживания и после оценки нуждаемости на основе заполняемой заявителем декларации и справок о доходах по специально установленным формам. Пособие назначается на срок от одного до шести месяцев и может продлеваться на такой же срок.
Получатели пособия по нуждаемости: малообеспеченные неработающие нетрудоспособные пенсионеры и неполные семьи с несовершеннолетними детьми. Общее число претендентов на пособие по нуждаемости 183631 чел.
Размеры ежемесячного пособия по нуждаемости, позволяющего обеспечить 40 процентов прожиточного минимума на члена семьи (гражданина), определяются индивидуально по категориям граждан, обозначенным в программе (приложение 3):
адресное денежное пособие для проезда на внутригородском пассажирском транспорте общего пользования малообеспеченным неработающим пенсионерам по старости, не имеющим льгот по действующему федеральному законодательству за выслугу лет, по инвалидности, семьям, в которых один из родителей не работает по уходу за ребенком-инвалидом до 16 лет, по уходу за детьми до 2 лет, за опекаемыми детьми. Лиц, нуждающихся в адресном денежном пособии на проезд - 21788 чел.
предоставление бесплатного горячего питания в столовых, доставка горячих обедов на дом, обеспечению# минимальным набором продуктов через торговую сеть малообеспеченных пенсионеров, малообеспеченных семьей с несовершеннолетними детьми, по решению органов социальной защиты. Общие затраты составят в год 10800 млн. рублей;
бесплатный ремонт жилья малообеспеченным одиноким пенсионерам. В крае нуждается# в представлении этой льготы 500 человек. Общая сумма затрат составит 1500 млн. рублей;
оказание помощи в проведении ритуально-обрядовых услуг при погребении малообеспеченных пенсионеров и одиноких граждан. Предполагаемые затраты составят 1500 млн. рублей;
мероприятия, содействующие обеспечению занятости лиц, нуждающихся в социальной защите. В крае нуждается в трудоустройстве: детей в возрасте от 16 до 18 лет из многодетных семей - 1200, пенсионеров и инвалидов - 220 человек.
В 1996 году в крае предусмотрено открытие следующих учреждений социального обслуживания краевого уровня:
краевого учебно-производственного Центра профессиональной и социальной реабилитации инвалидов (г. Хабаровск).
Краевого центра по социальному обслуживанию лиц, попавших в экстремальную ситуацию (г. Хабаровск) с тремя отделениями:
отделения дневного и ночного пребывания на 50 мест;
отделения срочного социального обслуживания с организацией горячего питания или минимального набора продуктов, с представлением необходимой одежды, вещей первой необходимости, гуманитарной помощи;
отделения социально-медицинского обслуживания.
Программой рекомендовано за счет средств муниципальных образований обеспечение минимального набора продуктов, представление необходимой одежды, вещей первой необходимости, гуманитарной помощи;
отделения социально-медицинского обслуживания;
(Программой рекомендовано за счет средств муниципальных образований обеспечение минимального набора продуктов, предоставление необходимой одежды, вещей первой необходимости, гуманитарной помощи),
отделения социально-медицинского обслуживания.
(Программой рекомендовано за счет средств муниципальных образований расширение сети социальных учреждений, раздел III мероприятий).
Полнокровное функционирование вышеназванных учреждений должно содействовать:
снижению социальной напряженности в обществе, созданию возможности семьям (гражданам), попавшим в сложную жизненную ситуацию, имеющим потребность адаптации# в новых условиях, получить необходимую помощь, поддержку, консультацию;
решению проблем реабилитации граждан, в том числе детей, имеющих инвалидность;
созданию более действенного механизма профилактики правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних детей путем индивидуальной профилактической и реабилитационной работы с детьми и подростками;
обеспечению временного приюта безнадзорных детей и подростков, граждан без определенного места жительства и занятий.
Администрация городов и районов за счет средств местных бюджетов и других местных ресурсов может расширить мероприятия по социальной поддержке малообеспеченных слоев населения
Финансирование мер по социальной защите населения
Расходы на реализацию прав и льгот, представляемых по первому разделу Программы, производится за счет средств федерального и краевого бюджетов в соответствии с порядком возмещения указанных расходов, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Финансирование мер по социальной защите, включенных во второй раздел, осуществляется из источников, определенных Приложением 3 Закона.
Финансирование мер по социальной защите, включенных в третий раздел рекомендовано производить за счет средств местных бюджетов и дополнительно привлеченных средств.
Ожидаемый результат реализации Программы
Программа мероприятий социальной защиты края на 1996 год обеспечит:
возможность отслеживать и контролировать раздельно затраты на исполнение мероприятий по реализации федерального законодательства краевых мероприятий, а также мероприятий городов, районов;
условия для самореализации и самообеспечения определенной части нуждающихся в социальной поддержке граждан (в основном тех, кто по объективным причинам оказался неконкурентоспособен на рынке труда, а следовательно не способен к самообеспечению) за счет создания для них дополнительных рабочих мест и привлечения их к участию в общественных и временных работах, работах с неполным рабочим днем;
возможность перераспределения высвободившихся за счет перехода к методу адресных пособий финансовых средств в пользу наиболее нуждающихся и обездоленных жителей края;
возможность предоставления наиболее нуждающимся категориям граждан социальной помощи, оказываемой в форме адресных денежных пособий, сообразно присущим личности (либо семье) потребностям и интересам.
Порядок реализации краевой целевой Программы
1. Оказание адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам, указанным в Программе, осуществляется в порядке, установленном Законом Хабаровского края "Об адресной социальной помощи гражданам".
Нуждаемость граждан в оказании им социальной помощи определяется в соответствии с Законом Хабаровского края "О прожиточном минимуме в Хабаровском крае".
2. Органы местного самоуправления обязаны выполнять мероприятия Программы в соответствии со статьями 6 и 38 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части, если это финансирование мероприятий предусмотрено Программой или эти "мероприятия финансировались ими или должны были финансироваться в соответствии с другими законами до издания Федерального закона "О ветеранах", или компенсация на эти мероприятия предусмотрена при согласовании бюджетов органов местного самоуправления при утверждении Закона Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 1996 год".
3. Граждане, подпадающие под действие настоящего Закона имеют право обжаловать в суде отказ в признании нуждающимися в социальной помощи по настоящей Программе, если указаны категории лиц и размеры социальной помощи. Не предоставление# социальной помощи другим категориям граждан, поименованным в Программе и предоставляющейся по решениям органов исполнителей обжалуется гражданами в порядке подчиненности или Главе администрации края.
Председатель |
В.А. Озеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.