Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению
Законодательной Думы
Хабаровского края
от 31 марта 1999 г. N 453
Рекомендации
депутатских слушаний по вопросу "Об экологической катастрофе, связанной
с лесными пожарами на территории Хабаровского края в 1998 году,
и о мерах по ликвидации ее последствий"
В ходе депутатских слушаний, которые состоялись 1 марта 1999 года, был подтвержден вывод специалистов экспертно-координационной группы Организации Объединенных Наций по чрезвычайным ситуациям (ЮНДАК), что в результате лесных пожаров 1998 года в Хабаровском крае сложилась крупномасштабная чрезвычайная ситуация международного значения, которую можно отнести к категории глобальных экологических катастроф.
По данным Управления лесами Хабаровского края за 1998 год в крае произошло 1279 лесных пожаров на площади 2,1 млн. гектаров лесного фонда. Площадь некоторых из них составляла 25-30 тыс. гектаров и более.
Хабаровский край является одним из самых крупных лесных регионов страны, а пострадавшие от пожаров районы имеют наиболее важное значение для лесной промышленности края. Поэтому пожары нанесли большой вред лесной промышленности и экономике края в целом. Общий ущерб, причиненный лесному хозяйству, составил 3,3 млрд. рублей, повреждено 125 млн. кубометров древесины на корню.
По данным Дальневосточного регионального центра Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий непосредственно на тушение пожаров было израсходовано около 79,2 млн. рублей. На 10 октября 1998 года федеральный долг краю по тушению лесных пожаров составлял 25 млн. рублей.
Лесные пожары могут иметь серьезные долгосрочные отрицательные последствия для здоровья людей. Свыше 1 миллиона человек в течение длительного периода времени подвергались воздействию дымов, содержащих мелкие частицы вредных веществ, и угарного газа. По данным центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Хабаровском крае уровень угарного газа в городах Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске в течение нескольких недель был в 3-13 раз выше, предельно допустимой концентрации, а иногда превышал ее в 24 раза.
От пожаров пострадали коренные малочисленные народы Севера (около 19 тысяч человек). Эти пожары нанесли серьезный ущерб местам их проживания и сильно сократили популяции охотничье-промысловых животных и птиц, которые являются для этих народов основным источником пищи.
Столь длительное горение леса на огромных площадях повлечет за собой экологические последствия, которые станут ощутимыми на глобальном уровне. Эти пожары могут отразиться на процессе глобального потепления климата за счет эмиссии двуокиси углерода, климатических изменений в результате большого выхода тепла и потенциальных воздействий на озоновый слой.
На пострадавшей территории Находятся места обитания нескольких исчезающих видов животных международного значения, охраняемых в рамках Конвенции по международной торговле исчезающими видами, внесенных в международную Красную книгу и в Красную книгу России, в том числе амурского тигра. Пожары сильно разрушили его места обитания и сократили популяции кабана, составляющего основу питания тигра.
Высказываются также опасения по поводу того, что пожары станут причиной снижения уровня биоразнообразия, упрощения видового состава на больших территориях.
В денежной исчислении ущерб, нанесенный пожарами охотничье-промысловым ресурсам, составляет 2,7 млн. рублей. Причем, эта сумма не включает в себя ущерб, нанесенный кормовой базе животных, а лишь отражает воздействия на популяции таких важных местных видов, как соболь, олень и белка.
От пожаров пострадали и почвенные ресурсы. Огонь горел в глубоких слоях почвы, что приведет к уничтожению большого количества флоры и фауны и к стерилизации почвы на больших площадях. В суровых условиях тайги восстановление может произойти очень не скоро.
Пожары отразятся и на водных ресурсах. В горах могут исчезнуть небольшие ручьи и озера. Уничтожение пожарами фактически всех водоохранных зон вдоль рек приведет к усилению стока, эрозии и, возможно, к наводнениям в низовьях рек. Из-за загрязнения системы реки Амур пожарным валежником и золой лосось может не вернуться на свои нерестилища.
По оценкам специалистов, в 1999 году не исключено возникновение пожарной обстановки, соизмеримой по масштабам с бедствием 1998 года.
Участники депутатских слушаний рекомендуют:
1. Законодательной Думе Хабаровского края:
1.1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Проект федерального закона "О ликвидации последствий стихийного бедствия - лесных пожаров в Хабаровском крае и Сахалинской области в 1998 году";
1.2. Поддержать обращение Администрации Хабаровского края к Правительству Российской Федерации с просьбой о безвозмездной передаче Управлению лесами Хабаровского края высвободившихся при реформировании вооруженных сил 40 вездеходов МТЛБ и 50 авторазливочных станций АРС-14.
2. Администрации Хабаровского края совместно с Законодательной Думой Хабаровского края обратиться к Правительству Российской федерации с предложением о погашении задолженности по финансированию из федерального бюджета тушения лесных пожаров по фактическим затратам, а принятии мер по восстановлению авиапатрулирования лесов в крае, об обращении в международное сообщество с просьбой о помощи краю в ликвидации последствий экологической катастрофы.
3. Администрации Хабаровского края:
3.1. Ускорить представление необходимых документов и их защиту в Правительстве Российской Федерации по мероприятиям, направленным на ликвидацию последствий стихийного бедствия - лесных пожаров 1998 года - с обеспечением выплаты затрат предприятиям, привлекавшимся к тушению лесных пожаров;
3.2. Обратиться к Правительству Российской Федерации:
- о выделении необходимой медицинской техники и оборудования для обследования населения в районах, пострадавших от лесных пожаров в 1998 году;
- о необходимости формирования специальной комиссии Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий для изучения последствий лесных пожаров для здоровья людей и определения конкретных мер по профилактике и лечению населения в этих районах;
- о государственном заказе на строительство в г. Комсомольске-на-Амуре самолетов Бе-103П для патрулирования и тушения лесных пожаров;
3.3. Принять меры по тушению торфяников в крае до наступления пожароопасного периода;
3.4. Пересмотреть Программу восстановления и охраны лесов Хабаровского края на 1996-2000 годы и на период до 2010 года в соответствии с Федеральной целевой программой "Охрана лесов от пожаров на 1999-2006 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.90 года N 35;
3.5. Оказать содействие управлению лесами Хабаровского края в создании пожарно-химических станций в Ванинском, Верхнебуреинском, Комсомольском и Ульчском районах;
3.6. Принять меры по организации заготовки горелого леса в 1999-2000 годах с привлечением лесозаготовителей из других регионов России;
3.7. Создать резерв авиационного топлива на пожароопасный период;
3.8. Рассмотреть вопрос по выпуску авиационного топлива на ОАО "Комсомольский нефтеперерабатывающий завод - Роснефть";
3.9. Рассмотреть возможность финансирования (на условиях кредитования) ремонта 6-8 самолетов Ан-2 на государственном предприятии "Завод N 24 гражданской авиации" в г. Хабаровске;
3.10. Рассмотреть во втором квартале 1999 года вопрос об использовании для патрулирования лесов сверхлегких летательных аппаратов, готовящихся к производству в г. Комсомольске-на-Амуре;
3.11. Разработать и внести в Законодательную Думу Хабаровского края краевую целевую программу, предусматривающую изучение медицинских последствий экологической катастрофы для населения края, принятие мер по организации мониторинга качества воздуха на всей территории края, разработку методических указании по диагностированию и методам лечения заболеваний, возникающих в результате длительного воздействия дыма лесных пожаров, разработку мер помощи населению наиболее пострадавших от дыма территорий, разработку планов защиты населения в подобных чрезвычайных ситуациях;
3.12. Разработать и внести в Законодательную Думу Хабаровского края нормативный правовой акт, предусматривающий направление части лесных платежей при заготовке горелого леса на его восстановление.
4. Управлению лесами Хабаровского края:
4.1. Разработать систему профилактической а разъяснительной работы среди населения, в том числе, при помощи средств массовой информации, специальных занятий в школах, информационных листовок, щитов и плакатов;
4.2. Принять меры к обеспечению лесопожарных формирований необходимым оборудованием; помпы, шланги, рюкзаки, распылители, лопаты, защитная одежда для пожарных, палатки, спальные мешки, радиостанции УКВ и КВ диапазонов;
4.3. Разработать и провести экстренные противопожарные мероприятия в горельниках с целью недопущения в них повторных пожаров в ближайшие годы в связи с наличием в них большого количества горючего материала и их высокой продуваемостью.
5. Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Хабаровского края с учетом практики применения Закона Хабаровского края "О защите населения и территории Хабаровского края от чрезвычайных, ситуаций техногенного и природного характера" разработать свои предложения по внесению в него изменений и дополнений.
Председатель Законодательной Думы |
В.А. Озеров |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательной Думы Хабаровского края от 31 марта 1999 г. N 453 "О рекомендациях депутатских слушаний... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.