Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к Закону
Хабаровского края
от 28 декабря 1996 г. N 92
Краевая целевая программа
"Развитие и поддержка малого предпринимательства в Хабаровском крае на 1997 - 1998 годы"
Введение
Краевая целевая программа "Развитие и поддержка малого предпринимательства в Хабаровском крае на 1997 - 1998 годы" (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и Законом Хабаровского края "О малом предпринимательстве в Хабаровском крае".
Программа разработана исходя из принципа преемственности по отношению к "Основным направлениям поддержки малого предпринимательства в Хабаровском крае" на период до 1997 года и является составной частью экономической политики Хабаровского края.
Программа определяет цели, приоритеты и вытекающие из них основные задачи.
Дальнейшее развитие малого предпринимательства в крае создает условия для:
- вовлечения широких масс населения в предпринимательскую деятельность и решения проблемы занятости;
- реализации индивидуальных способностей и обеспечения материальной основы своей семье;
- насыщения товарного рынка отечественной продукцией и услугами с целью удовлетворения потребностей населения;
- обеспечения стабильных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Политика государственной поддержки малого предпринимательства, как основной базы формирования рациональной структуры местного хозяйства с учетом его особенностей, обусловлена необходимостью стабилизации социально-экономической ситуации в крае и поиску# мер по выходу из кризисного состояния.
Организационную основу политики органов государственной власти края в области поддержки малого бизнеса будет создавать краевая целевая программа "Развитие и поддержка малого предпринимательства в Хабаровском крае на 1997 - 1998 годы" и аналогичные программы на последующие годы.
Положения настоящей Программы распространяются на малые предприятия и физические лица, отнесенные законодательством Российской Федерации и края к субъектам малого предпринимательства.
1. Анализ современного состояния малого предпринимательства в крае
1.1. Анализ выполнения "Основных направлений поддержки малого предпринимательства в Хабаровском крае"
Анализ выполнения "Основных направлений поддержки малого предпринимательства в Хабаровском крае" показывает, что система государственной поддержки малых предприятий на федеральном и региональном уровне стала создаваться более целенаправленно. Органы государственной власти усиливают внимание к решению проблем, препятствующих развитию предпринимательства.
Из запланированных мероприятий "Основных направлений поддержки..." реализовано около 90 процентов. Безусловно, государственная поддержка малого предпринимательства в крае могла быть более эффективной при наличии финансовых ресурсов.
Однако в 1994 - 1995 годах финансовая поддержка осуществлялась незначительная. Из существовавшего краевого Фонда государственной поддержки предпринимательства профинансировано лишь 13 проектов предприятий на льготных условиях.
Из-за отсутствия финансовых средств не удалось реализовать такие мероприятия, как создание регионального банка поддержки малого предпринимательства, бизнес-инкубатора в г. Хабаровске, системы финансового лизинга и других мероприятий, связанных с созданием инфраструктуры поддержки предпринимательства.
Не выполнено мероприятие, рекомендующее главам Администраций городов и районов создать отделы или назначить специалистов по вопросам развития и координации деятельности предпринимательства. В большинстве районов специалисты занимаются только вопросами регистрации предприятий.
Необходимо отметить то, что процесс массового создания новых малых предприятий и регистрация предпринимателей без образования юридического лица практически закончился. Появилась настоятельная необходимость в координации деятельности малого предпринимательства в крае, в направлении этой деятельности на решение проблем и нужд региона, на развитие производственного предпринимательства, развитие предпринимательства в сфере науки и наукоемкого производства.
Несмотря на существующие трудности, малое предпринимательство в крае продолжает активно развиваться и сформирован достаточно большой потенциал для дальнейшего его развития на качественно более высоком уровне.
Все эти факты, включая и усиленное в последнее время внимание государства к развитию малого предпринимательства во всех регионах России, в том числе и принятую Правительством Российской Федерации Федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1996 - 1997 годы, послужили основанием для разработки новой краевой целевой программы "Развитие и поддержка малого предпринимательства в Хабаровском крае на 1997 - 1998 годы".
1.2. Развитие малого предпринимательства в крае
В крае по состоянию на начало 1996 года действовало около 19 тысяч предпринимательских структур, при этом 79 процентов от общего числа, то есть 14,5 тысяч составляют малые предприятия и около 24 тысяч зарегистрировано предпринимателей, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью без образования юридического лица.
Удельный вес малого бизнеса края составляет 1,5 процента в общем количестве по России.
Однако, из общего количества предприятий малого бизнеса фактически работает около 60 процентов, то есть 8,7 тысяч, которыми получен объем выручки (валового дохода) от реализации продукции, работ (услуг) в сумме 2264 млрд. рублей. Вклад малого предпринимательства оценивается 10,1 процента в общем объеме выручки (валового дохода) по краю. Часть предприятий не приступили к хозяйственной деятельности или приостановили ее, официально не ликвидировавшись, часть предприятий из-за трудностей распадаются, не сумев организовать собственное дело.
Для сравнения: по оценке Государственного комитета по статистике в целом по России из зарегистрированных хозяйствующих субъектов около 72 процентов являются малыми, из которых более трети не работают, а по отдельным регионам - работающих чуть более половины из общего числа малых предприятий.
В сфере малого предпринимательства края занято около 76 тысяч человек на постоянной основе и работающих по совместительству и договорам подряда, при этом доля занятых в маслом# бизнесе составляет 11,3 процента от общей численности занятых в экономике края. При возрастающей напряженности на рынке труда субъекты малого предпринимательства активно противостоят росту безработицы.
Остаются основной возможностью создания новых рабочих мест. Малый бизнес, уже сегодня используя значительную часть трудовых ресурсов края, превращается в заметную сферу вторичной занятости населения. Около 34 тысяч человек имеют дополнительную занятость и извлекают доходы для своей семьи.
1.3. Структура, организационно-правовые формы и основные виды деятельности малого предпринимательства
Характеристика малого предпринимательства края по организационно-правовым формам
Таблица 1
/-----------------------------------------------------------------------\
| | Всего| В том числе организационно-правовые формы |
| |------+--------------------------------------------------------|
| | |коопе-|товарищества|индивидуальные|акционерные| другие |
| | |ративы| (общества) | частные | общества |предприя-|
| | | |с ограничен-| предприятия | | тия и |
| | | | ной | | | объеди- |
| | | |ответствен- | | | нения |
| | | | ностью | | | |
|-------+------+------+------------+--------------+-----------+---------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|-------+------+------+------------+--------------+-----------+---------|
|Всего | | | | | | |
|по |14522 | 746 | 7519 | 3755 | 1284 | 1218 |
|краю: | | | | | | |
|-------+------+------+------------+--------------+-----------+---------|
|В том | | | | | | |
|числе: | | | | | | |
|Хабаро-| | | | | | |
|вск |9260 |414 | 4771 | 2213 | 968 | 894 |
|-------+------+------+------------+--------------+-----------+---------|
|Комсо- | | | | | | |
|мольск-| | | | | | |
|на-Аму-| | | | | | |
|ре | 1930 | 164 | 1107 | 533 | 19 | 107 |
|-------+------+------+------------+--------------+-----------+---------|
|Амур- | | | | | | |
|ский | | | | | | |
|район | 334 | 2 | 190 | 135 | 7 | - |
|-------+------+------+------------+--------------+-----------+---------|
|Совет- | | | | | | |
|ско- | | | | | | |
|Гаван- | | | | | | |
|ский | | | | | | |
|район | 431 | 8 | 278 | 104 | 39 | 2 |
|-------+------+------+------------+--------------+-----------+---------|
|Другие | | | | | | |
|районы | 2567 | 158 | 1173 | 770 | 251 | 215 |
\-----------------------------------------------------------------------/
В структуре организационно-правовых форм малого бизнеса наибольшее предпочтение при создании отдается товариществам (обществам) с ограниченной ответственностью, удельный вес которых составляет 52 процента в общем количестве, при этом доля индивидуальных частных предприятий составляет 26 процентов, а доля акционерных обществ и кооперативов составляет соответственно 8,8 и 5 процентов.
В целом по г. Хабаровску структура организационно-правовых форм сохраняется на уровне края, по другим городам и районам немногим более 50 процентов также составляют товарищества (общества), а доля индивидуальных частных предприятий колеблется от 24 до 40 процентов. Таким образом, эти виды организационно-правовых форм оказываются более привлекательными для предприятий малого бизнеса.
В структуре края особенно активное развитие новых субъектов предпринимательской деятельности, их значительная концентрация отмечается в г. Хабаровске, где больше источников трудовых ресурсов, велик научно-технический потенциал, наиболее удобное транспортное расположение, шире потребительский рынок и сегодня доля предприятий малого бизнеса и предпринимателей г. Хабаровска составляет около 64 процентов от общего количества в крае.
В г. Комсомольске-на-Амуре зарегистрировано 1930 малых предприятий или 13,3 процента от общего количества в крае.
Среди районов наибольшее количество создано в Хабаровском районе, в Советско-Гаванском, Ванинском, Амурском, Верхнебуреинском (доля каждого - от 3,7 до 2 процентов от общего количества в крае).
При этом абсолютное снижение количества вновь создаваемых малых предприятий в 1995 году произошло в отдельных районах, таких, как Верхнебуреинский, Комсомольский, район имени Лазо, в городе Комсомольске-на-Амуре, в связи с резким снижением жизненного уровня и платежеспособности населения из-за длительных простоев предприятий и задержками с выплатой заработной платы. Менее всего малое предпринимательство развито в северных районах.
С углублением реформ, изменением структуры экономических отношений и собственности под влиянием приватизации и создания многоукладной экономики, стремительным увеличением количества хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм, резко ухудшилась дисциплина отчетности предприятий перед органами статистики не только в крае, но и по другим регионам России. Сегодня перед органами статистики отчитывается около 30 процентов из зарегистрированных предприятий. Согласно методике Государственного комитета по статистике России, органы статистики, на основе данных по отчитавшимся предприятиям, проводят дорасчеты показателей по неучтенному кругу предприятий, ориентируясь на данные об общем количестве предприятий, полученные от налоговых органов. Большинство малых предприятий в крае занимается, как правило, несколькими видами деятельности, иначе им не выжить. При сложившейся практике отнесение таких предприятий к той или иной отрасли экономики осуществляется по преобладанию объема производства (реализации) товаров (работ и услуг) за отчетный период, хотя предприятия в разные отчетные периоды могут представлять разные отрасли экономики.
Структура малого предпринимательства Хабаровского края в 1995 году по отраслям экономики (основным видам деятельности), в процентах
/---------------------------------------------------------------------\
|Торговля и общественное питание | 50,6 |
|--------------------------------------------+------------------------|
|Строительство | 11,0 |
|--------------------------------------------+------------------------|
|Промышленность | 7,3 |
|--------------------------------------------+------------------------|
|Бытовое обслуживание | 3,5 |
|--------------------------------------------+------------------------|
|Транспортные услуги | 1,7 |
|--------------------------------------------+------------------------|
|Производство и переработка с/х продукции | 2,2 |
|--------------------------------------------+------------------------|
|Научно-техническая сфера | 1,2 |
|--------------------------------------------+------------------------|
|Другие отрасли | 22,5 |
\---------------------------------------------------------------------/
Из диаграммы видно, что наибольшее количество малых предприятий сосредоточено в отраслях, занятых оптовой и розничной торговлей, общественным питанием и посредническими услугами в сфере торговли (почти половина всех предприятий), такая же тенденция сохраняется и в целом по России, что объясняется сравнительной простотой организации этой отрасли и возможностью быстрого накопления капитала.
Доля предприятий, занятых в строительстве составляет 11 процентов, в промышленности - 7,3 процента, небольшая доля предприятий (3,5 %) оказывает бытовые услуги населению, 2,2 процента от общего числа - в сельском хозяйстве (без фермерских хозяйств) и остальные заняты в других отраслях экономики. В целом по краю порядка 30 процентов предприятий малого бизнеса заняты производством товаров народного потребления и оказанием услуг населению.
Несмотря на то, что торговля гарантирует быстрый оборот и максимальную норму прибыли, все же отмечается замедление темпов роста малых предприятий в сфере торговой деятельности и посреднических услуг, что связано, очевидно, с более быстрым приближением к оптимальному их количеству для этой отрасли. В сложившихся условиях они заполнили свою нишу экономического пространства быстрее по сравнению с другими видами деятельности. Кроме того, возникли более притягательные, с точки зрения эффективности, сферы вложения капитала.
Сравнительно быстрое развитие малых предприятий во многих случаях объясняется их более гибкой адаптацией по сравнению с крупными предприятиями к таким внешним условиям хозяйствования, как изменение спроса, ресурсного обеспечения и других. Рост малых строительных предприятий при продолжающемся спаде промышленного и жилищного строительства происходит за счет резкого увеличения объемов реконструкции и строительства офисных и складских помещений.
Промышленную ориентацию в крае имеют чуть более 1 тысячи малых предприятий или 7,3 процентов общего их числа, при этом большее их число сконцентрировано в лесной, деревообрабатывающей, легкой промышленности.
Распределение малых предприятий по объему выручки (валового дохода) от реализации продукции (работ, услуг) и численности занятых в отдельных отраслях экономики края в 1995 году
Таблица 2
/-----------------------------------------------------------------------\
| |Среднеспи-|Удельный |Выручка (валовый |Удельный вес вы- |
| | сочная |вес числен-|доход от реализа-| ручки в общем |
| Отрасли | числен- |ности | ции продукции, | объеме выручки |
| экономики | ность |отрасли в | работ (услуг) в | от реализации |
| | занятых |численности| малом | продукции в |
| | в малом |занятых в |предприниматель- |малом предприни- |
| |предприни-|в малом | стве | мательстве |
| |мательст- |предприни- | (млн. руб.) | края, (%) |
| | ве, |мательстве | | |
| | (чел.) | | | |
|------------+----------+-----------+-----------------+-----------------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|------------+----------+-----------+-----------------+-----------------|
|Малые пред- | 75670 | 100,0 | 2264100 | 100,0 |
|приятия | | | | |
|------------+----------+-----------+-----------------+-----------------|
|Из них: | | | | |
|торговля, | | | | |
|общественное| 35330 | 46,7 | 854980 | 37,8 |
|питание и | | | | |
|посредничес-| | | | |
|кие услуги | | | | |
|------------+----------+-----------+-----------------+-----------------|
|Строитель- | 11880 | 15,7 | 344140 | 15,2 |
|ство | | | | |
|------------+----------+-----------+-----------------+-----------------|
|Промышлен- | 9100 | 12,0 | 328290 | 14,5 |
|ность | | | | |
|------------+----------+-----------+-----------------+-----------------|
|Бытовое | | | | |
|облуживание | 6050 | 8,0 | 103270 | 4,5 |
|населения | | | | |
\-----------------------------------------------------------------------/
Приведенные данные характеризуют вклад малого бизнеса и отдельных его отраслей в экономику края. Так, торговлей, посредническими услугами в торговле и в сфере общественного питания занимаются 7,3 тыс. предприятий, т.е. 50,6 процентов общего их числа, на них работают 35,3 тыс. человек или 46,7 процентов от среднесписочной численности занятых в малом бизнесе. Доля полученного объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) составляет 37,8 процентов в общем объеме малого бизнеса.
В сфере строительства функционируют 1,6 тыс. предприятий с численностью 11,9 тыс. человек, или 15,7 процентов численности занятых на малых предприятиях и 18,3 процентов от численности всех работающих в этой отрасли, при этом ими были выполнены подрядные работы на сумму 344,1 млрд. рублей или 37,5 процентов от общего объема работ в строительной отрасли и 15,2 процентов в общем объеме, произведенном в малом бизнесе.
С промышленной ориентацией связаны чуть более 1 тыс. предприятий или 7,3 процентов от общего их числа с численностью 9,1 тыс. человек, которыми произведен объем работ на сумму 328,3 млрд. рублей. При этом их вклад оценивается в малом бизнесе: по объему выручки 14,5 процентов, по численности - 12 процентов; в целом по промышленности края: по объему выручки от реализации продукции - 2,8 процента, по численности 5,2 процентов.
Удельный вес оказанных населению бытовых услуг субъектами малого предпринимательства составляет 65,7 процентов в общем объеме произведенных бытовых услуг населению в крае, т.е. ими оказано бытовых услуг на 103,3 млрд. рублей.
Следует отметить тот факт, что доля малых предприятий в объеме валового выпуска товаров и услуг по краю - 10,1 процентов соответствует их удельному весу в общей численности занятых в экономике края - 11,3 процентов. Это свидетельствует о том, что эффективность затрат труда в малом бизнесе края не превышает среднего уровня малого бизнеса России в экономике страны (доля произведенного объема продукции (товаров, услуг) в малом бизнесе -12 процентов валового выпуска продукции России, доля численности в малом бизнесе - 15 процентов в общей численности занятых в экономике России).
Характеристика малого предпринимательства по отдельным районам в структуре края в 1995 году
Таблица 3
Количество предприя- тий |
Среднесписоч- ная численность, (чел.) |
Удельный вес численности района в малом предпринима- тельстве края, (%) |
Выручка (валовый) доход от реализации продукции, работ (услуг) (млн. руб.) |
Удельный вес выручки района в объеме выручки малого предпринима- тельства края, (%) |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Малые предприятия - всего |
14522 | 75670 | 100,0 | 22664100 | 100,0 |
Из них: г. Хабаровск |
9260 |
45010 |
59,5 |
1347390 |
59,5 |
г. Комсомольск-на- Амуре |
1930 |
11770 |
15,6 |
343930 |
15,2 |
Амурский район | 334 | 3200 | 4,2 | 4,2 | 56400 |
Советско- Гаванский район |
431 |
2540 |
3,4 |
82400 |
3,64 |
Николаевский район | 263 | 1540 | 2,0 | 75845 | 3,35 |
Бикинский район | 86 | 596 | 0,8 | 6225 | 0,3 |
Аяно-Майский район |
33 |
250 |
0,3 |
5600 |
0,25 |
Верхнебуреинский район |
312 |
1136 |
1,5 |
61500 |
2,7 |
Ванинский район | 393 | 2180 | 2,9 | 98400 | 4,3 |
Вяземский район | 99 | 670 | 0,9 | 8750 | 0,4 |
Комсомольский район | 205 | 1520 | 2,0 | 57700 | 2,55 |
район им. Лазо | 208 | 720 | 0,9 | 7820 | 0,35 |
Нанайский район | 92 | 543 | 0,7 | 9040 | 0,4 |
Охотский район | 51 | 110 | 0,15 | 3260 | 0,15 |
район им. Полины Осипенко |
19 |
315 |
0,4 |
13740 |
0,6 |
Солнечный район | 187 | 1220 | 1,6 | 37600 | 1,66 |
Тугуро- Чумиканский район |
9 |
40 |
0,05 |
- |
- |
Ульчский район | 70 | 520 | 0,7 | 7400 | 0,33 |
Хабаровский район | 540 | 1790 | 2,4 | 41100 | 1,82 |
Таким образом, наибольший вклад в развитие малого бизнеса края вносят малые предприятия г. Хабаровска, доля которых по объему выручки (валового дохода) от реализации продукции, работ (услуг) и по численности занятых составляет 59,5 процентов в целом по малому предпринимательству края, доля малого бизнеса г. Комсомольска-на-Амуре - соответственно 15,2 и 15,6 процентов. Удельный вес других районов по объему выручки колеблется от 4,3 процентов (Ванинский район) до 1,6 процента (Солнечный район) и в восьми районах - менее 1 процента в объеме по краю.
Неравномерна и концентрация трудовых ресурсов в сфере малого бизнеса. В отдельных районах доля занятых колеблется от 4,2 процентов (Амурский район) до 1,5 (Верхнебуреинский район) и в девяти районах - их доля менее 1 процента в численности занятых в малом бизнесе края.
1.4. Развитие индивидуальной трудовой деятельности
С принятием Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица наравне с малыми предприятиями отнесены к субъектам малого предпринимательства, на которые распространяются все действующие нормативные правовые акты.
В крае около 24 тысяч граждан (в целом по России около 2 млн. человек) оформили к 1996 году право на занятие индивидуальной трудовой деятельностью во всех ее сферах, причем только за 1995 год зарегистрировано 8,5 тыс. человек, которыми уплачено регистрационных взносов в бюджеты районов (560 млн. рублей). В целом за 1995 год индивидуальными предпринимателями края внесено в местные бюджеты налогов в сумме 16,8 млрд. рублей.
Наибольшее развитие индивидуальная трудовая деятельность, как самостоятельное направление предпринимательства, получила в крупных городах и районах края. Так, из числа всех предпринимателей без образования юридического лица, зарегистрированных в крае по различным видам деятельности - 47,6 процентов (или 11324 человека) расположены в г. Хабаровске; 21,4 процентов (или 5091 человек) - в г. Комсомольске-на-Амуре; 6 процентов - в Амурском; 5 - в Советско-Гаванском; 3 - в Ванинском районах.
Наибольшее число предпринимателей (см. таблицу 4) стабильно привлекает самая доступная для получения прибыли сфера - торгово-закупочная деятельность. Доля предпринимателей, занимающихся этим видом деятельности, увеличилась с 75 процентов в 1994 году до 83 процентов в 1995 году и составила 19,7 тыс. человек.
Динамично развиваются виды деятельности, находящие все больший спрос на рынке услуг. Это перевозка грузов и пассажиров (рост 1995 г. к 1994 г. - в 4,7 раза), ремонт автомашин (рост к 1994 году - в 1,4 раза). Расширяется спектр предоставляемых предпринимателями услуг. Появляются новые, характерные для сегодняшнего времени услуги, оказываемые предпринимателями без образования юридического лица: юридические, страховые и некоторые другие. Растет число предпринимателей, занимающихся изготовлением товаров народного потребления и народными художественными промыслами (в 1,9 раза по сравнению с 1994 годом), аудиторской деятельностью (в 1,1 раза), предоставляющих парикмахерские (в 1,5 раза к 1994 г.), рекламные услуги (на 106,2 процента). Вместе с тем произошел отток предпринимателей из сферы медицинских, бытовых услуг, педагогической, научной деятельности.
Динамика развития индивидуальной трудовой деятельности в Хабаровском крае
1992 г. количе- ство (чел.) |
1993 г. | 1993 г. в % к 1992 г. (или во сколько раз) |
1994 г. | 1994 г. в % к 1993 г. (или во сколько раз) |
1995 г. | 1995 г. в % к 1994 г. (или во сколько раз) |
||||
коли- чество (чел.) |
удельный вес в общем коли- честве (%) |
коли- чество (чел.) |
удельный вес в общем коли- честве (%) |
коли- чество (чел.) |
удельный вес в общем коли- честве (%) |
|||||
Всего предпринимателей, занимающихся индивидуально- трудовой деятельностью без образования юридического лица |
4106 | 5465 | в 1.3 р. |
15300 | в 2 р. | 23780 | в 1,6 р. | |||
Основные виды деятельности |
||||||||||
- торгово-закупочная деятельность |
2363 |
4668 |
85,0 |
в 2 р. |
11504 |
75,2 |
в 2,5 р. |
19666 |
82,7 |
в 1,7 р. |
- пошив одежды, вязание | 353 | 332 | 6,1 | 94,0 | 431 | 2,8 | 130,0 | 534 | 2,2 | в 1,2 р. |
- перевозка грузов, пассажиров |
123 |
283 |
5,2 |
в 3 р. |
834 |
5,5 |
в 2,9 р. |
1126 |
4,7 |
в 1,4 р. |
- ремонт и изготовление обуви |
72 |
1,3 |
107 |
0,7 |
в 1,5 р. |
149 |
0,6 |
в 1,4 р. |
||
- изготовление ТНП | 190 | 120 | 2,2 | 63,2 | 191 | 1,2 | 160,0 | 361 | 1,5 | в 1,9 р. |
- медицинские услуги | 174 | 167 | 3,0 | 96,0 | 171 | 1,1 | 102,4 | 134 | 0,6 | 78,0 |
- парикмахерские услуги | 102 | 1,9 | 157 | 1,0 | 150,0 | 233 | 1,0 | в 1,5 р. | ||
- аудиторская деятельность |
57 |
1,0 |
266 |
1,8 |
в 4,6 р. |
293 |
1,2 |
110,1 |
||
- педагогическая, научная деятельность |
69 |
1,3 |
283 |
1,9 |
в 4,1 р. |
212 |
0,9 |
75,0 |
||
- рекламные услуги | 30 | 0,5 | 97 | 0,6 | в 3,2 р. | 103 | 0,4 | 106,2 | ||
- ремонт автомашин | 43 | 60 | 1,1 | 139,5 | 133 | 0,9 | в 2,2 р. | 192 | 0,8 | 144,4 |
- ремонт телерадиоаппаратуры и сложнобытовой техники |
114 |
157 |
2,9 |
137,7 |
37,3 |
2,4 |
в 2,4 р. |
280 |
1,2 |
75,1 |
1.5. Меры органов государственной власти края, направленные на развитие и поддержку малого предпринимательства
В ходе проведения экономических реформ в крае и создания рыночной экономики принято с 1994 года и до настоящего времени 19 постановлений и распоряжений Главы Администрации края, направленных на развитие и поддержку предпринимательской деятельности.
Среди них важнейшим документом является разработанная комитетом по экономике программа в виде "Основных направлений поддержки малого предпринимательства в Хабаровском крае" с комплексом мероприятий, утвержденная постановлением Главы Администрации края.
В числе последних документов в 1996 году приняты Законы Хабаровского края "О малом предпринимательстве в Хабаровском крае" и "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства Хабаровского края", которые создают дополнительные условия поддержки субъектов малого предпринимательства.
В апреле 1996 года зарегистрирован государственный Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края как некоммерческая организация с правом юридического лица, основным учредителем которого выступила Администрация края.
Значительно оживилась деятельность реорганизованного Совета по предпринимательству при Главе Администрации края.
Создается краевая система информационного обеспечения малого предпринимательства, включающая в себя краевой информационно-аналитический центр и сеть информационно-консультационных пунктов в городах и районах края.
За 1994 - 1996 годы проведено 22 семинара с участием отечественных и зарубежных специалистов, на которых прошли обучение свыше 2 тысяч специалистов предпринимательских структур. Кроме того, была организована в Хабаровске школа рыночной экономики с участием ведущих специалистов Хоккайдо.
Были организованы зарубежные стажировки руководителей предпринимательских структур и осуществлялась реализация пилотного проекта "Бизнес для России" Российско-Американской программы "Партнерство".
При содействии Администрации края в г. Хабаровске открыты представительства инвестиционного Фонда "США - Россия" и Регионального Венчурного Фонда, Японский Центр и Российско-Американский Учебно-научный Центр"#.
Помимо реализации вышеперечисленных мер краевого уровня, подготавливались и направлялись в Министерство экономики Российской Федерации предложения по восьми проектам федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам развития и государственной поддержки предпринимательства.
В настоящее время, кроме федерального уровня, создается краевая комплексная система государственной поддержки малого предпринимательства.
Эта система включает в себя:
- комитет по экономике Администрации края - основной орган по координации и осуществлению единой политики в сфере содействия и укрепления предпринимательского сектора экономики края;
- государственный Фонд поддержки малого предпринимательства края и аналогичные фонды поддержки малого предпринимательства органов местного самоуправления;
- действующая программа в виде "Основных направлений поддержки малого предпринимательства в Хабаровском крае" на период до 1997 года;
- Законы Хабаровского края "О малом предпринимательстве в Хабаровском крае" и "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства Хабаровского края";
- создаваемая краевая система информационного обеспечения малого предпринимательства;
- вводимые местные налоговые льготы и выделяемые средства из местных бюджетов;
- общественные объединения предпринимателей;
- инвестиционный Фонд "США-Россия";
- Японский Центр;
- Российско-Американский Учебно-научный Центр;
- другие иностранные организации и представительства.
Все чаще органы государственной власти края и органы местного самоуправления встают на путь сотрудничества с предпринимательскими структурами, увидев в них реальную экономическую силу, с помощью которой можно решать назревшие проблемы, будь то насыщение потребительского рынка или обеспечение занятости населения.
На уровне края и местных властей постепенно формируются предпосылки для перехода к широкомасштабной поддержке частного бизнеса.
В июне 1996 года состоялся Съезд предпринимателей Хабаровского края, на котором были обсуждены вопросы о задачах и роли предпринимателей в социально-экономическом развитии края. Принципиальные решения съезда нашли отражение в настоящей Программе.
1.6. Состояние дел по формированию инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства в крае
В настоящее время в крае создан основной спектр инфраструктурных объектов регионального уровня, деятельность которых направляется на развитие и поддержку как среднего, так и малого бизнеса.
Зарегистрирован государственный Фонд поддержки малого предпринимательства края, основной задачей которого является содействие проведению государственной политики поддержки малого предпринимательства путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и мероприятий. Финансирование мероприятий данной Программы предусматривается осуществить через этот Фонд.
В целях информационного обеспечения предприятий малого бизнеса создается краевая система информационного обеспечения малого предпринимательства, включающая в себя региональный информационно-аналитический Центр с сетью информационно-консультационных пунктов в городах и районах края.
Для решения проблемы обеспечения предприятий как среднего, так и малого бизнеса квалифицированными кадрами в крае функционируют 15 школ бизнеса и других структур, в том числе в г. Хабаровске - 11, в г. Комсомольске-на-Амуре - 4. Среди них: Дальневосточный институт международного бизнеса, школа менеджеров - "Персонал-ДВ", Российско-Американский Учебно-научный Центр бизнеса, Хабаровский региональный Центр производительности, Японский Центр, отделения и факультеты в вузах края.
В крае имеется сеть консультационных и аудиторских организаций, предоставляющих предпринимателям консультации по вопросам права, помощь в регистрации, ликвидации, преобразовании предприятий, в составлении бухгалтерского баланса предприятия, проведении аудиторских проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий и другие услуги.
В частности, такими предприятиями являются: Центр малого бизнеса, АОЗТ "Центр юридической защиты предпринимателя", Региональный информационный Центр "Консультант-Плюс", действует свыше 20 аудиторских организаций.
В целях эффективного воздействия на оптовый товарный рынок, для привлечения широкого круга предпринимателей из соседних и отдаленных регионов России, ближнего зарубежья и иностранных государств, по инициативе предпринимателей в октябре 1995 года создана общественная организация - Хабаровский союз ярмарок и выставок.
В это объединение вошли акционерные общества "Дальневосточная ярмарка", "Дальневосточный международный торговый центр", "Дирекция Хабаровской международной ярмарки". Объединиться их в первую очередь, побудило намерение построить в г. Хабаровске крупнейший региональный бизнес-центр с прилегающей территорией технопарка.
В 1995 году проведены одна международная ярмарка и четыре специализированные выставки, три из них по предложению участников будут отныне проводиться ежегодно. Среди участников проводимых ярмарок и выставок доля продукции, произведенной субъектами малого предпринимательства, небольшая. Предстоит еще значительная работа на федеральном и региональном уровнях по созданию благоприятных условий и привлечению малого бизнеса в производственную сферу.
По мере углубления рыночных реформ и развития предпринимательства одним из важных вопросов является лицензирование.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации в июне 1995 года принято Постановление Главы Администрации края "О лицензировании отдельных видов деятельности на территории Хабаровского края" с утверждением перечня видов деятельности, лицензируемых на территории края и органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, межведомственной комиссии по лицензированию и Положения о ней. Согласно Закону Хабаровского края "О малом предпринимательстве в Хабаровском крае" субъектам малого предпринимательства на территории края, занятым приоритетными видами деятельности, предоставляется отсрочка платы и снижение ее размеров до 50 процентов за рассмотрение заявления и выдачу лицензии.
Большое влияние на развитие малого бизнеса имеют банковская и страховая системы. В крае функционирует широкая сеть банковских учреждений, включающая в себя, помимо сбербанка, 22 коммерческих банка и 43 филиала этих банков, а также 16 филиалов банков других регионов.
По-прежнему сохраняется заинтересованность банков в выдаче краткосрочных кредитов, воспользоваться которыми при высоких кредитных ставках большинство субъектов малого предпринимательства не в состоянии, особенно на организацию производства. Удельный вес долгосрочных ссуд не превышает 5 процентов (49,6 млрд. руб.) от общих кредитных вложений. Всего 5,7 млрд. рублей направлено коммерческими банками на участие в совместной хозяйственной деятельности.
Необходимо отметить отсутствие интеграции банковских учреждений края с целью практического решения социально-экономических проблем районов и края в целом. Необходимость интеграции подтверждается банкротством отдельных банков, большим количеством невозвратных кредитов, а по отдельным банкам решается вопрос по отзыву лицензий.
Однако, можно отметить ряд крупнейших банков края, таких как Региобанк, Дальневосточный социально-коммерческий банк, Конэкагропром, Хакобанк, Далькомбанк и другие, чья деятельность достаточно стабильна.
Страховой рынок в крае сформировался сравнительно недавно, на котором в настоящее время работает 25 страховых компаний и 18 филиалов страховых организаций других регионов страны.
Лизинговая деятельность в крае только зарождается, несмотря на то, что она включена в уставы почти 40 предприятий среди других видов. В декабре 1995 года в Хабаровске зарегистрирована Тихоокеанская лизинговая компания.
Имеется ряд малых предприятий в крае, занимающихся научно-технической и инновационной деятельностью.
Вместе с тем, необходимо отметить, что все вышеперечисленные структуры создавались, в основном, бессистемно, так как отсутствовали координация и взаимодействие структур, выполняющих одни и те же услуги.
Данная Программа предусматривает решение этих проблем и соединение отдельных звеньев и элементов инфраструктуры краевого уровня в систему, включающую разветвленную сеть инфраструктурных объектов. Уже сейчас созрела объективная необходимость системного подхода в развитии малого предпринимательства в крае и ориентации его на решение конкретных задач городов и районов края.
1.7. Проблемы развития малого предпринимательства края
Малое предпринимательство края, как и других регионов, находится сегодня в положении крайне неустойчивого равновесия, которое характеризует высокая степень неопределенности ближайшей перспективы его развития. Эта неустойчивость объясняется противоречивостью нынешней ситуации: с одной стороны, накоплен значительный потенциал, позволяющий эффективно развиваться, с другой стороны, малый бизнес сталкивается в своем развитии с огромными трудностями, которые гасят стремление к росту.
Важнейшие среди них:
- неустойчивость и незавершенность законодательной базы деятельности и поддержки предпринимательства;
- недостаточность собственных финансовых средств и чрезвычайная усложненность порядка получения и возврата кредитов;
- бремя налогов и платежей и усложненность систем налогообложения:
- давление криминальных структур:
- острая нехватка квалифицированных кадров: бухгалтеров, менеджеров, консультантов;
- проблемы с получением помещений и крайне высокая арендная плата;
- ограниченные возможности получения лизинговых услуг.
Большой проблемой является отсутствие должной социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников предпринимательских структур. Процесс приватизации в России оказал весьма слабое воздействие на развитие и финансовую поддержку малого и среднего бизнеса.
К числу наиболее острых проблем следует отнести, в первую очередь, финансирование инвестиций и сбыт.
Затрудненность доступа к коммерческому кредиту и высокие ставки по заемным обязательствам обычно считаются специфическими для России проблемами развития малого и среднего бизнеса.
Не менее острой проблемой являются гарантии возвратности кредитов малыми предприятиями, однако многим предприятиям удается получать и реинвестировать высокие прибыли.
Для стабилизации финансового состояния малый бизнес пытается задействовать имеющиеся резервы.
В предпринимательской среде широко распространяется "частный кредит". Иногда он идет полуофициальным путем, через заключение договоров о взаимном сотрудничестве, финансовой помощи, но обычно осуществляется в "тени", просто передачей наличных денег из рук в руки. Есть примеры формирования группами предпринимателей "черной кассы" для взаимного краткосрочного кредитования.
И все же большинство предпринимателей считают, что главным злом для развития предпринимательства, особенно малого бизнеса, было и остается отсутствие стабильной нормативной правовой базы и фискальное бремя, препятствующее нормальному развитию бизнеса.
Сегодня по прежнему# для всех предпринимателей, в том числе и занятых в малом бизнесе, главная проблема - это налоги.
Основным способом приспособления в налоговой политике стала практика ухода в "тень", которая реализуется распространением наличного оборота, использованием бартерных обменов, иных финансовых операций в виде благотворительности. Укрывая от учета часть своей деятельности, малый бизнес все шире использует практику работы без оформления договоров.
Таким образом, снижение налогов и упрощение системы налогообложения рассматриваются предпринимателями как шаг первостепенной важности в системе неотложных мер по поддержке малого и среднего бизнеса.
Совершенно ненормально, когда предпринимателю невыгодно заводить свое дело в производственной сфере. Появились признаки вырождения малого бизнеса в материальном производстве, в результате промышленные малые предприятия отходят от своей основной деятельности и все больше занимаются торговыми и посредническими операциями.
Жизнеспособность, устойчивость малого предпринимательства остается острейшей проблемой. Значительная часть прошедших регистрацию малых фирм либо так и не приступают к реальной хозяйственной деятельности, либо вскоре ликвидируются, либо становятся ширмой для "теневиков" и криминальных структур.
С учетом того, что малый бизнес в реальном секторе особенно нуждается в производственных площадях, оборудовании, сырье и материалах, его поддержка должна строиться соответствующим образом. Прежде всего нужно введение практики ускоренной амортизации, кроме того, необходимо освободить от налогообложения бездействующее оборудование, передаваемое малым предприятиям. Тем самым появляется возможность получить не только продукцию с бездействующего оборудования, но и прибыль, а значит и поступления в бюджет.
Перспективы развития малого бизнеса напрямую зависят от степени решения перечисленных проблем на федеральном и региональном уровнях, при этом определяющее значение имеет общий ход экономических реформ и их воздействие на состояние экономики.
Масштабы распространения и вклад малого бизнеса в развитие экономики края в сравнении с имеющимся потенциалом совершенно недостаточны. Нужны серьезные меры по значительному ускорению его роста. Здесь, несомненно, велика роль Администрации края.
На качественно новую ступень должна выйти система государственной поддержки малого предпринимательства, как со стороны органов государственной власти края, так и органов местного самоуправления, в которой должна проявляться активная и взвешенная политика в отношении малого бизнеса с учетом отраслевых и региональных особенностей развития этого сектора. На эти цели и направлена краевая целевая программа "Развитие и поддержка малого предпринимательства в Хабаровском крае на 1997 - 1998 гг.", которая, являясь ключевым инструментом, будет создавать организационную основу политики органов государственной власти края в области поддержки малого бизнеса и станет значительным шагом в создании более благоприятных условий для его развития.
2. Основные направления и содержание программных мероприятий развития и поддержки малого предпринимательства в крае на 1997 - 1998 годы
2.1. Цель программы, приоритетные направления и вытекающие из них задачи программы развития и поддержки малого предпринимательства
Целью данной Программы является обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства в производственной, инновационной и других сферах, как неотъемлемой части структурной перестройки экономики края и важнейшего направления обеспечения занятости населения.
Данная Программа предлагает с одной стороны методы и формы активного воздействия на предпринимательский сектор экономики края для придания интенсивного характера его развитию, и с другой, может составлять один из элементов структурной перестройки экономики края, поскольку ее содержание увязано с общими приоритетами развития.
Экономика края объективно нуждается в малом предпринимательстве. Крупные предприятия не могут обрести нужную гибкость производства без опоры на хорошо развитую сеть обслуживающих их малых предприятий, заполняющих ниши, оставленные им и способствующих расширению занятости населения.
Стратегия развития малого предпринимательства предопределяется главными условиями и задачами развития народного хозяйства в целом, потребностями структурной перестройки экономики края. В связи с этим органы государственной власти края будет стимулировать малое предпринимательство в тех направлениях деятельности, которые в наибольшей степени способствуют более полному удовлетворению общественных потребностей в продукции и услугах, отвечают потребностям экономики по насыщению внутреннего рынка потребительскими товарами.
С учетом сложившегося гипертрофированного развития экономики с преобладанием предприятий военно-промышленного комплекса, машиностроения с высокой долей в объеме продукции средств производства, в крае определены следующие приоритетные направления деятельности на 1997 - 1998 годы, в которых необходимо развивать малое предпринимательство и оказывать ему поддержку со стороны органов государственной власти края:
- производство продовольственных товаров;
- производство и переработка сельскохозяйственной продукции (включая углубление степени переработки сырьевых ресурсов, организацию производства плодоовощных консервов и полуфабрикатов, заготовку и переработку дикорастущих съедобных растений);
- производство товаров народного потребления (включая изделия легкой промышленности; хозяйственного назначения; народных художественных промыслов и сувениров с дальневосточной тематикой; товары для физической культуры, спорта и туризма; бытовой химии; сельскохозяйственный и садово-огородный инвентарь; электротовары и изделия из пластмассы; одежду и обувь для социально уязвимых слоев населения; технические средства реабилитации инвалидов; товары детского ассортимента и изделия для учреждений образования, в том числе ученической мебели);
- оказание потребительских услуг населению (включая бытовые услуги, особенно химчистка# и крашение одежды, ремонт одежды, обуви, часов, мебели и сложной бытовой техники; эксплуатацию гостиниц и бань; создание социально значимых торговых и торгово-производственных предприятий, в том числе специальных магазинов по торговле хлебом, молоком и детскими товарами, организаций по обслуживанию льготных категорий населения (участников войны, многодетных семей, малоимущих и др.; создание предприятий общественного питания, в том числе на основе новых технологий быстрого обслуживания населения);
- строительство и ремонт объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая производство строительных материалов);
- изготовление продукции производственно-технического назначения (включая изготовление экспортно-ориентированной продукции, а также переработку вторичных ресурсов, в том числе макулатуры вторичных текстильных и полимерных материалов, изношенных шин);
- инновационная деятельность (включая разработку и производство новых видов продукции, наукоемких продуктов, освоение прогрессивных технологий, "ноу-хау").
Поскольку большинство субъектов малого предпринимательства занимаются многопрофильными видами деятельности, относить к приоритетному направлению в том случае, если доля по одному из указанных видов или в совокупности их составляет не менее 50 процентов от общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Исходя из выделенных приоритетов главной задачей Программы является содействие ускорению развития малого предпринимательства, прежде всего, за счет повышения эффективности мер его государственной поддержки и адресной направленности, посредством:
- создания на краевом уровне правовых, экономических и организационных условий для устойчивого развития малого предпринимательства, как важнейшего составляющего экономики края и, прежде всего, в приоритетных направлениях деятельности малых предприятий;
- целенаправленного формирования системы государственной и общественной поддержки малого предпринимательства;
- создания новых рабочих мест, открытия и поддержки малых предприятий в производственной, инновационной и социальной сферах для обеспечения рынка отечественными товарами, услугами и развития конкуренции;
- активизации финансово-кредитных и инвестиционных механизмов для финансирования предпринимательской деятельности.
Ключевой задачей Программы является формирование целостной (комплексной) системы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в крае.
Малый бизнес в силу своей специфики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. В условиях развития хозяйственной самостоятельности регионов малое предпринимательство рассматривается органами государственной власти края, как важное средство создания оптимальной структуры региональной экономики.
Малые предприятия нуждаются в поддержке, прежде всего потому, что имея массу преимуществ, формируют не только новую экономику, но и иные общественные отношения, основанные не на долге перед государством и обществом, а на личном интересе, однако, личная выгода оборачивается в итоге общественным благом.
Малый бизнес эффективно работает на потребительском рынке, оперативно реагируя на изменения спроса. Малые предприятия в большей степени обеспечивают быструю окупаемость затрат, создавая дополнительные рабочие места.
Главным принципом государственной поддержки малых предприятий должно стать создание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования. Государственная поддержка должна выражаться в формировании экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития и конкурентоспособности малых предприятий с учетом отраслевых, географических особенностей, а также зарубежного опыта.
Необходимо создание на краевом уровне развернутой и всесторонней системы государственной и общественной поддержки малого бизнеса посредством реализации следующих основных программных мероприятий:
- формирование нормативно-правовой базы поддержки и развития малого предпринимательства;
- финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства;
- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
- информационное обеспечение малого предпринимательства;
- производственная и инновационная поддержка малых предприятий;
- научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства;
- содействие внешнеэкономической деятельности малого предпринимательства;
- создание организационных структур, обеспечивающих взаимодействие органов исполнительной власти и субъектов малого предпринимательства;
- социальная защищенность и безопасность в малом предпринимательстве.
Реализация мероприятий Программы повысит роль малого предпринимательства в практическом решении социально-экономических проблем края и приведет к следующим результатам:
- возрастет количество малых частных предприятий, позволяющих усилить конкуренцию на местном уровне и их количество к концу 1998 года достигнет 17 тысяч;
- увеличится количество новых рабочих мест, что сдержит рост безработицы;
- возрастет доля производимой малыми предприятиями продукции и услуг, что будет способствовать пополнению рынка товарами и укреплению краевого и местных бюджетов;
- активнее будет формироваться слой собственников как социальной основы стабильности общества и повышения уровня благосостояния населения;
- улучшится инвестиционный климат в крае.
Таким образом, в ближайшие годы малый бизнес будет переходить к более качественному уровню развития, при котором основное значение приобретет не количество малых предприятий, а структура, устойчивость и эффективность малого бизнеса, как важнейшего фактора процесса экономической и социальной стабилизации.
2.2. Формирование нормативно-правовой базы поддержки и развития малого предпринимательства
В течение 1994 - 1995 годов в России сформированы основы нормативно-правового обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства. Приняты Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации о лицензировании видов деятельности, участии малых предприятий в реализации государственных программ и выполнении заказов для государственных нужд, развитии лизинга, инфраструктуры малого предпринимательства, законы "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", и "О некоммерческих организациях". Указ Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах государственной поддержки много# предпринимательства в Российской Федерации" как важнейшей сферы российской экономики.
К сожалению, в ряде случаев положения нормативных правовых актов носят декларативный характер, исполнение которых не обеспечивается.
Программа действий Правительства Российской Федерации на 1993 - 1997 годы впервые включает упоминание о мерах по поддержке предпринимательства как одного из основных факторов структурных преобразований в экономике. В рамках программы предполагается, что устойчивая стабилизация производства и возобновление экономического роста могут быть достигнуты при быстром росте частного сектора экономики.
Важно отметить и то, что начался процесс формирования нормативно-правовой базы развития и поддержки малого предпринимательства на краевом уровне.
В развитие федеральных законов в текущем году приняты Законы Хабаровского края "О малом предпринимательстве в Хабаровском крае" и "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства Хабаровского края".
Необходимо принять участие в формировании "двухуровневой" системы нормативно-правового обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства, предусматривающей, наряду с определением общих принципов, форм и направлений государственной политики на федеральном уровне, их конкретизацию на уровне края с учетом местных условий и особенностей. При этом следует обеспечить разграничение полномочий между Федерацией и краем с целью единства регулирования деятельности малых предприятий.
Правовое регулирование предпринимательской деятельности должно быть направлено на создание условий для их успешного старта, выживания, стабилизации развития при возрастающей конкуренции и на предотвращение предвзятости к малым предприятиям со стороны органов государственной власти.
Предстоит разработка нормативных правовых актов, вытекающих из Закона Хабаровского края "О малом предпринимательстве в Хабаровском крае" и подготовка поправок к Закону Хабаровского края "Об упрощенной системе налогообложения учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства Хабаровского края" с учетом потребностей практики и совершенствования его применения.
В целях совершенствования и развития финансовой поддержки предстоит разработка Положений о гарантийном Фонде для гарантирования кредитования инвестиционных проектов и программ в сфере малого бизнеса и о Фонде содействия развитию лизинга в крае.
2.3. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства
Среди проблем, с которыми сталкивается малый бизнес, наиболее важное место занимают проблемы финансирования. Трудности, связанные с привлечением капитала, являются не только входным, но и постоянно действующим барьером.
В 1997 - 1998 годах финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства должна сочетать налоговые льготы с развитием системы кредитования и созданием благоприятного инвестиционного климата.
Финансовая поддержка малого предпринимательства в крае осуществляется по трем основным направлениям:
- финансирование проектов и программ по развитию и поддержке инфраструктуры малого предпринимательства;
- льготное налогообложение субъектов малого предпринимательства, занятых приоритетными видами деятельности;
- кредитование и страхование действующих в приоритетных направлениях субъектов малого предпринимательства.
Государственная поддержка малого предпринимательства на современном этапе очевидно должна претерпеть существенное изменение. Это относится, прежде всего, к формам предоставления финансовых ресурсов.
Особое внимание следует уделить такому методу финансовой поддержки малых предприятий, как предоставление гарантий за счет средств федерального и краевого бюджетов.
Использование гарантийных механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства может быть достаточно эффективным, так как будет способствовать его развитию, наполнению товарного рынка, смягчению проблемы безработицы, особенно в районах с депрессивным характером развития.
Необходимо понимать, что в условиях огромного дефицита бюджетов всех уровней, переход от предоставления льготных кредитов отдельным предприятиям к выдаче поручительств, гарантий - это не только более эффективный путь использования государственных ресурсов, но и средство привлечения частных ресурсов. Как показывает практика, на 1 рубль гарантийного фонда можно привлечь 5 - 8 рублей частных кредитов. Предоставление гарантий и поручительств по кредитам, запрашиваемым субъектами малого предпринимательства в коммерческих банках, позволит значительно увеличить количество проектов и мероприятий, получающих государственную поддержку, в сравнении с прямым предоставлением ссуд за счет бюджетных средств. Кроме того, целесообразно создавать систему обществ взаимного кредитования, более действенную и надежную по сравнению с названными ранее "черными кассами", "частными кредитами".
Большую роль в расшивке "узких мест" в процессе финансирования инвестиций в малое предпринимательство, помимо создания системы гарантий и поручительств, может сыграть содействие развитию лизинговых операций. В крае имеются реальные возможности для развития лизинга, в первую очередь в добывающих и перерабатывающих отраслях промышленности, в наукоемких и высокотехнологичных производствах. Развитие в крае финансового лизинга особенно важно потому, что открываются возможности обновить оборудование, не прибегая к большим кредитам на всю его стоимость, а выплачивать частями, что позволило бы одновременно увеличить заказы на производство и оживить в некоторой степени отдельные отрасли экономики.
Важным направлением в дальнейшем совершенствовании банковских услуг в крае и более активном участии в формировании краевого бюджета, является активная продуманная политика инвестирования социально значимых проектов, поддержка инноваторов и производителей продукции. Продуманная единая кредитная политика в крае может привести как к повышению рентабельности самих банков, так и к более широкому развитию малого и среднего бизнеса в крае.
Таким образом, переход к новым, более эффективным формам предоставления финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства, особенно в сфере производства, предполагает создание в крае в 1997 - 1998 годах гарантийного Фонда для гарантирования кредитования инвестиционных программ и проектов в сфере малого предпринимательства края и Фонда содействия развитию лизинга в крае с привлечением средств федерального бюджета. На создание этих фондов в рамках реализации федеральной целевой программы "Государственная поддержка малого предпринимательства в Российской Федерации на 1996 - 1997 годы" необходимо выделение из федерального бюджета 6,5 млрд. рублей, из краевого бюджета - 5 млрд. рублей.
В целях реализации мероприятий федеральной и краевой программ развития и поддержки малого предпринимательства предусматривается подготовка Соглашения Администрации края с Государственным комитетом Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП России) и Федеральным Фондом поддержки малого предпринимательства по совместному финансированию мероприятий.
Программой предусматривается проведение конкурсов инвестиционных проектов, а также кредитование проектов предприятий малого бизнеса, занятых в приоритетных видах деятельности, для чего предлагается из краевого бюджета выделить 6 млрд. рублей.
Особого внимания требует малое предпринимательство в кризисно-депрессивных районах края, на развитие и поддержку которого предполагается выделение средств в сумме 3 млрд. рублей, в том числе 2 млрд. рублей - из краевого бюджета.
В сложившихся условиях кризиса экономики одной из острых проблем является женская безработица. Для оказания моральной, юридической и консультационной поддержки и помощи начинающим женщинам-предпринимателям в Хабаровске зарегистрировано некоммерческое партнерство "Союз деловых женщин края" при котором в дальнейшем предусматривается создание краевого фонда поддержки предпринимателей - женщин. В настоящее время при содействии американской общественной организации "Каунтерпарт" "Союзу деловых женщин" выделен гранд для организации и деятельности в сумме 25 тыс. американских долларов, одновременно предусматривается выделение из привлеченных источников в 1997 году 120 млн. рублей в качестве залогового фонда.
Финансовая поддержка малого предпринимательства, кроме прямого инвестирования, должна также осуществляться через систему налоговых льгот, возможность проведения ускоренной амортизации основных производственных фондов, льгот по аренде помещений.
Предусматривается подготовка предложений о предоставлении дополнительных льгот по налогообложению субъектам малого предпринимательства, занятым приоритетными видами деятельности.
Правительство декларирует на ближайшие годы, что переключение ресурсов государства с поддержки старых бесперспективных производств на стимулирование роста частного, в том числе и малого, предпринимательства и частных инвестиций должно стать одним из ключевых моментов в процессе стабилизации и начала экономического подъема. Для этого необходимо сохранение налоговых льгот для малого предпринимательства, распространение упрощенной системы налогообложения и активная поддержка со стороны краевых органов управления и органов местного самоуправления. Государственные органы должны, прежде всего, соблюдать положение о не ухудшении# налогового режима для малого предпринимательства.
2.4. Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства
Основной задачей формирования и совершенствования инфраструктуры малого предпринимательства является создание благоприятных условий для его развития в крае путем обеспечения комплексной и адресной поддержки субъектов малого предпринимательства в различных направлениях: финансовом, информационном, производственно-технологическом, научно-техническом, а также в оказании предпринимателям широкого спектра деловых услуг. Через объекты инфраструктуры происходит налаживание деловых контактов и кооперации предпринимателей, что способствует самоорганизации малого предпринимательства.
Основой инфраструктуры малого предпринимательства на краевом и местном уровнях должны стать государственные и общественные структуры, обеспечивающие следующие основные функции:
- управление и контроль;
- финансирование малого предпринимательства;
- обратную связь государственных органов с малым предпринимательством, защиту его интересов и консультативное обеспечение государственной политики в области малого предпринимательства.
В связи с этим назрела необходимость формирования базового блока институтов поддержки малого предпринимательства, включающего структуры по развитию и поддержке малого предпринимательства в Администрации края, органах местного самоуправления городов и районов, фонды поддержки, консультационные и обучающие структуры, а также общественные объединения предпринимателей.
При этом государственный Фонд поддержки малого предпринимательства края и муниципальные фонды должны стать базовым элементом инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в крае.
В организационном аспекте для поддержки малого предпринимательства необходимо создание таких элементов инфраструктуры, как бизнес-инкубаторы, социально-деловые центры, технопарки, обеспечивающие предоставление малым предприятиям помещений, оборудования, комплексов услуг и консультаций на льготных условиях их оплаты.
Ядром структуры государственной и местной поддержки наукоемкого предпринимательства должна стать полномасштабная реализация идеи техноинкубации проектов и бизнес-инкубации малых фирм с созданием технопарковой структуры, включающей в себя:
- создание правовых и экономических условий "вызревания" и функционирования самостоятельных творческих коллективов внутри научных, научно-учебных организаций и учреждений, учитывающих интересы обеих сторон;
- проведение конкурсов проектов, позволяющих выделить наиболее перспективные, как для нужд региона, так и в коммерческом плане;
- финансирование доводки проекта до промышленного образца (техноинкубация проекта);
- оказание финансовой, технической, информационной поддержки по вопросам создания и ведения малого предприятия;
- организация целевой подготовки специалистов-менеджеров;
- бизнес-инкубация отобранных малых предприятий, то есть предоставление помещения для офиса, необходимого оборудования, оргтехники, средств связи:
- развитие связей, поощрение совместных проектов групп малых предприятий, размещенных в одной зоне технопарка.
В рамках реализации федеральной целевой Программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 годы предусматривается в 1997 - 1998 годах создать, на базе Комсомольского-на-Амуре технического университета, технопарк для поддержки и подготовки к самостоятельной деятельности малого наукоемкого предпринимательства в области сопровождения новых технологий и проектов при их практическом применении, включая изготовление образцов продукции и их рекламу.
Задачи кадровой поддержки малого предпринимательства также должны решаться в рамках бизнес-инкубаторов, социально-деловых центров, технопарка, а также Учебно-делового центра по Морозовскому проекту.
В рамках реализации мероприятий в области молодежной политики предполагается создание Центра содействия молодежному предпринимательству в г. Комсомольске-на-Амуре на базе Хабаровского краевого Центра содействия предпринимательству и занятости молодежи.
Учитывая важность развития финансового лизинга, в связи с принятым постановлением Правительства Российской Федерации "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности", целесообразным является создание в крае лизинговых компаний и оказание содействия им в решении организационных, кредитно-финансовых, материально-технических и социальных вопросов.
В целях развития межрегиональных экономических связей и производственной кооперации будет продолжена организация и проведение ежегодных выставок-ярмарок продукции, производимой предприятиями малого и среднего бизнеса.
Для создания указанных выше элементов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, кроме финансовых средств края, должны быть привлечены средства федерального бюджета.
Полезной организационной формой является организация всевозможных ассоциаций и союзов малого бизнеса. Необходимо стимулировать возникновение таких ассоциаций, в рамках которых осуществлялось бы кредитование, страхование, социальное обеспечение, снабженческо-сбытовая деятельность по заказам и в интересах малых фирм.
В связи с этим очевидной потребностью становится разработка и принятие Федерального закона "О союзах (ассоциациях) малого предпринимательства" для обеспечения активного участия данных общественных организаций в защите интересов малых предприятий, в практической отработке и реализации мер его государственной поддержки, особенно на региональном уровне, в осуществлении мер самоконтроля и самозащиты предприятий малого бизнеса.
2.5. Информационное обеспечение малого предпринимательства
Успешное развитие малого бизнеса во многом зависит от уровня постановки его информационной инфраструктуры. Во-первых, это связано с самой природой малой фирмы, которая не имеет возможности своими силами систематически отслеживать ситуацию на рынке, изменения в сфере законодательства и налогообложения, развивать рекламную, межрегиональную и внешнеэкономическую деятельность - все эти виды услуг субъекты малого предпринимательства должны получать по мере необходимости от специализированных структур, в том числе государственных и общественных, которые должны представлять им такую информацию на льготных условиях.
Во-вторых, малый бизнес, особенно в переходной экономике, где он еще относительно слаб и где наблюдается быстрая смена общеэкономической ситуации, требует постоянного мониторингового наблюдения, которое позволяло бы оперативно отслеживать обострение тех или иных проблем и принимать оперативные меры.
Действительно, наличие информации - это ключевой элемент механизма принятия хозяйственных решений.
В отличии# от среднего и крупного предпринимательства, малый бизнес оперирует в основном на локальных рынках сбыта и снабжения в потребительском сегменте рынка, внутрифирменная структура малого предприятия упрощена и оно находится в пространстве местного регулирования.
Соответственно, потребности в информационном обеспечении для субъектов малого предпринимательства - это информация:
- о локальных поставщиках (дилерах);
- о совокупных издержках по приобретению сырья, материалов и т.п., включая транспортные расходы;
- о стабильности возможного поставщика;
- о платежеспособном спросе населения;
- о тенденциях спроса на локальном рынке.
Не менее важной является информационная потребность для снижения издержек. В конечном счете информация - фактор, определяющий уровень риска предпринимательской деятельности. Более высокая и достоверная информированность позволяет сводить к минимуму риски и соответственно снижать издержки производства.
Таким образом, информация, необходимая частному бизнесу, сводится к следующим показателям:
- объем платежеспособного спроса (информация о наличии финансовых ресурсов);
- перечень и характеристика экономических агентов (деловых партнеров);
- информация, позволяющая оценивать риски.
Поэтому задачей органов государственной власти края является обеспечение доступа малого предпринимательства к своевременной и полной информации об основных показателях социально-экономического положения территории и о регистрационных данных предпринимательских структур.
Необходимо обеспечить доступность информации по малому бизнесу как для органов управления, так и для предпринимательских структур, зарубежных и международных организаций на базе регионального информационно-аналитического центра. В целях реализации перечисленных задач Программой предусматривается дальнейшее создание краевой системы информационного обеспечения малого предпринимательства, заключающей в себя краевой информационно-аналитический центр с сетью информационно-консультационных пунктов в городах и районах края, объединенных в общероссийскую единую информационную систему.
Кроме того, предусматривается организация постоянного издания информационного бюллетеня по вопросам развития малого предпринимательства и проведение иных мероприятий, направленных на повышение информированности субъектов малого предпринимательства.
2.6. Производственная и инновационная поддержка малых предприятий
В целях реализации Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" принято постановление Правительства Российской Федерации "Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государственных нужд#, в котором рекомендуется органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять привлечение субъектов малого предпринимательства к производству и поставке продукции и товаров (услуг) для региональных нужд в порядке, предусмотренном настоящим постановлением.
На основании постановления и в соответствии с принятым Законом Хабаровского края "О малом предпринимательстве в Хабаровском крае" предусматривается резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку продукции, товаров и услуг для нужд Хабаровского края, но не менее 15 процентов от общего объема заказов.
Краевым законом предусматривается распределение гарантированной доли заказов среди субъектов малого предпринимательства производить при помощи проведения целевых подрядных конкурсов на основе широкой гласности. При этом, в случае превышения возможностей субъектов малого предпринимательства с учетом величины и сложности заказа, преимущественным правом на конкурсе пользуются претенденты, гарантирующие привлечение субъектов малого предпринимательства в качестве субподрядчиков.
В качестве одного из направлений поддержки малого предпринимательства в крае предусматривается формирование целевого Фонда нежилых помещений для размещения субъектов малого предпринимательства на основе договоров об аренде помещений на льготных условиях в части арендной платы. Порядок предоставления льгот и использования нежилых помещений целевого Фонда будет определен Положением об этом фонде.
Администрация края и органы местного самоуправления должны организовать и проводить целевые конкурсы и торги по продаже прав на аренду нежилых помещений, земельных участков и незавершенных# строительством объектов на условиях возможности объединения средств субъектов малого предпринимательства для совместного приобретения указанных объектов в собственность.
Необходимо создавать и развивать систему субконтрактных отношений в малом предпринимательстве, которая позволит существенно улучшить производственную кооперацию и сбыт продукции, изготовленной малыми предприятиями.
Важными факторами развития и становления малых предприятий являются возможности передачи технологий, осуществление перспективных НИОКР, доступ к отраслевым научно-техническим информационным базам данных.
Учитывая, что каждое малое предприятие не имеет возможности заниматься всеми этими вопросами целесообразно организовать на базе имеющихся в гг. Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре научно-технических предприятий специальные центры для оказания научно-технических услуг субъектам малого предпринимательства. Эти центры могли бы частично финансироваться за счет бюджетных средств, и частично - за счет взимания платы за оказываемые услуги.
Программой предусматривается организация региональных и межрегиональных выставок, ярмарок инновационных проектов в области малого предпринимательства.
Кроме того, в целях смягчения проблемы безработицы в крае, предусматривается лицам, стоящим на учете в городских и районных центрах занятости и создающим свое собственное дело, оказывать финансовую поддержку за счет средств государственного Фонда занятости в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации".
2.7. Научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства
Одной из важных проблем в развитии малого предпринимательства является необеспеченность квалифицированными кадрами, отсутствие опыта в ведении бизнеса. Редко, когда индивидуальная фирма создается более, чем одним лицом и, следовательно, ее хозяин, не располагая специализированными подразделениями по вопросам финансов, сбыта, проектирования, производства и другим, должен обладать определенной универсальностью.
Одним из путей решения задачи обучения может быть в придании консультационных функций системе социальной защиты и службе занятости. Консультационные услуги могут оказывать банки своим клиентам.
Принятый Закон Хабаровского края "О малом предпринимательстве в Хабаровском крае" обязывает налоговые органы оказывать информационное и консультационное содействие субъектам малого предпринимательства.
Помимо консультирования предпринимателей, необходимы также достаточно основательные и систематические программы, отражающие опыт ведения собственного дела. Большая часть предпринимателей открывает дело, не проходя обучения, однако, среди "выживших" значительно выше удельный вес прошедших подготовку.
Для обеспечения субъектов малого предпринимательства специалистами необходима система подготовки и переподготовки кадров, в том числе с использованием средств государственного Фонда поддержки малого предпринимательства края и краевого Центра занятости населения.
Необходимо продолжить работу по организации обучения кадров для предпринимательских структур путем проведения семинаров с участием отечественных и иностранных специалистов и стажировок за рубежом.
Продолжится обучение специалистов предпринимательских структур в Японском Центре в г. Хабаровске, Российско-Американском Учебно-научном Центре и других подобных организациях.
Наряду с обучением специалистов предпринимательских структур, необходимо обучение работников органов государственной власти края, органов местного самоуправления, занимающихся вопросами развития и поддержки малого предпринимательства.
В целях реализации мероприятий в области молодежной политики предполагается подготовка менеджеров из числа молодежи для управления малыми предприятиями и проведение ежегодных конкурсов "Лучший молодой предприниматель года".
2.8. Содействие внешнеэкономической деятельности малого предпринимательства
Понимая важность установления и расширения внешнеэкономических связей,
Администрация края и органы местного самоуправления осуществляют содействии# субъектам малого предпринимательства края в расширении их участия в экспортно-импортных операциях, включая содействие развитию их торговых, производственных, информационных связей с зарубежными государственными и частными организациями и фондами, национальными и международными банками, содействие участию малых предприятий в реализации программ и проектов в области внешнеэкономической деятельности, в поиске и проверке состоятельности зарубежных партнеров.
В связи с этим Программой предусматривается выполнение ряда мероприятий по оказанию методической помощи в установлении контактов предпринимателей края с иностранными партнерами через торговые представительства за рубежом, по проведению внешнеторговых миссий между зарубежными деловыми кругами и предпринимателями края.
Кроме того, будет продолжено формирование банка данных и отбор наиболее эффективных инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства с целью доведения их до потенциальных инвесторов и привлечения иностранных инвестиций, в том числе по каналам технической помощи.
Администрация края, государственный Фонд поддержки малого предпринимательства края и Торгово-промышленная палата должны оказывать содействие в представлении предприятий малого бизнеса на выставках, проводимых за рубежом.
2.9. Создание организационных структур, обеспечивающих взаимодействие органов исполнительной власти и субъектов малого предпринимательства
С учетом возрастающей роли малого предпринимательства и его влияния на развитие экономики региона все более актуальной возникает необходимость регулирования его деятельности и принятия мер, направленных на развитие и поддержку.
В целях создания необходимых условий для решения этих задач постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 1996 г. N 277 и Указом Президента Российской Федерации от 4 апреля 1996 г. N 491 рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации создать региональные системы государственной поддержки малого предпринимательства в органах исполнительной власти.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер вышеназванного Указа следует читать как "N 491"
В соответствии с данной Программой предусматривается создание в краевой, городских и районных администрациях определенных структур, занимающихся вопросами развития и поддержки малого предпринимательства.
Администрация края должна оказывать содействие созданию и деятельности общественных объединений предпринимателей, способствующих решению проблем и улучшению благоприятного климата для развития малого предпринимательства.
Представители объединений предпринимателей привлекаются к обсуждению вопросов, касающихся проблем предпринимательства, участвуют в работе совещаний с руководителями краевых и федеральных органов, во встречах с представителями иностранных делегаций, принимают участие в подготовке проектов нормативных правовых актов.
Необходимо более активное создание советов по предпринимательству при Главах муниципальных образований, представляющих интересы сферы предпринимательства, создание ассоциаций, союзов субъектов малого предпринимательства по отраслевому признаку, что способствовало бы консолидации их сил в решении многих проблем и участию в реализации программ развития и поддержки малого предпринимательства.
2.10. Социальная защищенность и безопасность в малом предпринимательстве
Не менее важной проблемой в развитии малого предпринимательства является защита личности и собственности.
В целях социальной защищенности и безопасности занятых в малом предпринимательстве Программой предусматривается проведение ряда мероприятий соответствующими органами по оказанию практической помощи субъектам малого предпринимательства в сфере охраны труда и техники безопасности. Будет организовано обучение руководителей малых предприятий по вопросам охраны труда, техники безопасности и социально-трудовых отношений.
Одной из мер поддержки субъекты малого предпринимательства видят в государственной защите от рэкета. Особенно в этом нуждаются более слабые предприятия и объясняется это двумя причинами: во-первых, фирмы с устойчивым экономическим положением имеют достаточные финансовые возможности, как для того, чтобы откупиться от рэкета, так и для того, чтобы "защититься" от него собственной службой безопасности. Во-вторых, для предприятий с устойчивым экономическим положением, даже если они платят "дань", это не настолько разорительно, насколько может быть разорительным для слабых в экономическом отношении фирм.
С целью усиления защиты личности и собственности в сфере малого предпринимательства органы государственной власти края разработают рекомендации для субъектов малого предпринимательства по созданию систем защиты и безопасности.
2.11. Механизм реализации программы
Программа реализуется в тесном взаимодействии с федеральными, краевыми органами государственной власти и органами местного самоуправления при их активном участии и при участии предпринимательских структур и их общественных объединений. Учитывая, что в мероприятиях федеральной Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1997 год центр тяжести переносится на региональный и муниципальный уровни, для реализации краевой Программы предусматривается привлечь финансовые ресурсы федеральных источников, включая федеральный бюджет, а также средства краевого, местных бюджетов, собственные средства государственного Фонда поддержки малого предпринимательства края и средства зарубежных организаций.
Контроль за ходом выполнения данной Программы осуществляет комитет по экономике Администрации края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.