Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Долгосрочная целевая программа
"Семья и дети городского округа "Город Хабаровск" на 2013 - 2015 годы"
(утв. постановлением Администрации города Хабаровска от 13 мая 2013 г. N 1595)
Паспорт программы
Наименование Программы |
долгосрочная целевая программа "Семья и дети городского округа "Город Хабаровск" на 2013 - 2015 годы" (далее - Программа) |
|
Дата принятия решения о разработке Программы |
служебная записка N 60 от 09.01.2013 Постановление администрации города Хабаровска от ____N____ "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Семья и дети городского округа "Город Хабаровск" на 2013 - 2015 годы" |
|
Заказчик Программы |
администрация города |
|
Руководитель Программы |
начальник управления социальной работы с населением администрации город а Хабаровска |
|
|
- управление социальной работы с населением; - управление образования; - управление культуры; - управление по физической культуре и спорту; |
|
Исполнители Программы |
- управление по делам молодежи и социальным вопросам; - управление здравоохранения; - управление дорог и внешнего благоустройства; - управление по охране окружающей среды; - департамент муниципальной собственности; - пресс-служба; - компьютерно-информационное управление |
|
Ответственный исполнитель Программы |
первый заместитель начальника управления социальной работы с населением администрации города Хабаровска |
|
Цель и задачи Программы |
целью Программы является повышение статуса семьи и семейных ценностей, помощь семье в воспитании, образовании, формировании здорового образа жизни. Задачи Программы: - повышение социальной активности семьи; - пропаганда здорового образа жизни; - повышение статуса семьи, семейных ценностей; - развитие системы социального партнерства с общественными организациями, действующими в интересах семьи и детства; - развитие взаимодействия со средствами массовой информации по формированию общественного мнения о приоритете семейных отношений, повышении статуса семьи; - обмен опытом специалистов, работающих с семьей и детьми |
|
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
ежегодное увеличение доли семей (на 2%), вовлеченных в программные мероприятия; повышение удовлетворенности жителей города, вовлеченных в программные мероприятия (до 70%); увеличение удельного веса опрошенных граждан, ведущих здоровый образ жизни (до 25%); выделение 2 млн. руб. на поддержку социальных проектов 4 СО НКО на реализацию мероприятий в сфере семейной политики; увеличение до 10 СМИ, с которыми налажено взаимодействие по пропаганде семейных ценностей; увеличение до 150 публикаций в СМИ, материалов, информирующих граждан об эффективных примерах социальной активности семей; увеличение до 15% доли специалистов, работающих с семьей и детьми, внедривших инновационные подходы в работу с семьей и детьми |
|
Перечень программных мероприятий |
перечень программных мероприятий согласно приложению к настоящей Программе |
|
Объемы и источники финансирования, в том числе по годам |
финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета города: а) 2013 год - 2605,0 тыс. руб., в том числе: - по отрасли "Молодежная политика" - 200,0 тыс. руб.; - по отрасли "Социальная политика" - 2 290,0 тыс. руб.; - по отрасли "Спорт и физическая культура" - 15,0 тыс. руб.; - по отрасли "Благоустройство" - 100,0 тыс. руб. б) 2014 год -2515,0 тыс. руб., в том числе: - по отрасли "Молодежная политика" - 200,0 тыс. руб.; - по отрасли "Социальная политика" - 2 300,0 тыс. руб.; - по отрасли "Спорт и физическая культура" - 15,0 тыс. руб. в) 2015 год - 2615,0 тыс. руб., в том числе: - по отрасли "Молодежная политика" - 200,0 тыс. руб.; - по отрасли "Социальная политика" - 2 400,0 тыс. руб.; - по отрасли "Спорт и физическая культура" - 15,0 тыс. руб. |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально- экономической эффективности |
повышение социальной активности семей - ежегодное увеличение доли семей (на 2%), вовлеченных в программные мероприятия; развитие гражданского общества - поддержка 4 социально ориентированных некоммерческих организаций, действующих в интересах семьи; повышение статуса семьи - увеличение до 150 публикаций по формированию общественного мнения о приоритете семейных отношений, повышению статуса семьи в средствах массовой информации; улучшение здоровья семей г. Хабаровска - увеличение доли хабаровчан, ведущих здоровый образ жизни (до 25%) |
1. Характеристика проблемы
Городское сообщество представляет собой большую, сложно структурированную социальную группу. Ее основным элементом являются различные семейные состояния людей. Семьи отличает разнообразие брачных структур и практик семейной жизни, что обусловлено неравномерностью адаптации к изменяющимся условиям жизни, сосуществованием различных семейных укладов, культурными различиями, социальным и экономическим расслоением.
В настоящее время институт семьи переживает значительные трудности, обусловленные рядом социальных факторов: низкой материальной обеспеченностью и ухудшением здоровья населения, в том числе детей; ослаблением духовно-нравственных ориентиров в семейных отношениях; недостаточной информационной и культурно-просветительской работой по укреплению семьи.
В городе развиваются типичные для российского общества социально-демографические процессы превышения показателей смертности над рождаемостью, миграционный отток населения, возрастание доли трудовых мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья, растет число неполных семей с детьми, происходит ослабление межпоколенческих связей.
Семья в значительной степени утратила свои традиционные функции, существенно снизился ее жизненный потенциал, способность противостоять негативному влиянию современной действительности. Это привело к целому ряду проблем как для самой семьи, так и для подрастающего поколения. Усилился риск социальной уязвимости многодетных и неполных семей, семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, молодых семей.
Согласно данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю на 2012 год, население города Хабаровска составляет 593,9 тысяч человек, из них детское население (от 0 до 18 лет) - 97 372 человека (17%).
Типичными для г. Хабаровска являются семьи, имеющие одного или двух детей. И лишь 5% (1585 семей) из числа всех семей, проживающих в городе, имеют трех и более детей, 6% (1898 семей), проживающих в городе, воспитывают детей-инвалидов.
По данным министерства социальной защиты населения Хабаровского края, в городе на учете состоит 31 777 семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в которых воспитываются 44 706 детей (46% детей города воспитываются в семьях "группы риска"), в том числе:
- в 15 938 неполных семьях, что составляет 50,1% от общего числа семей города, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, воспитывается 18 791 ребенок;
- в 1678 многодетных семьях, что составляет 5,2% от общего числа семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, воспитываются 5 379 детей.
Одной из серьезных проблем современности является высокий уровень разводов в семьях, что приводит к росту неполных семей, что в свою очередь выступает серьезным фактором риска социального развития детства, фактором его социального неблагополучия. Так, в городе Хабаровске примерно на каждые 3 брака приходится 2 развода, причем такая тенденция сохраняется на протяжении последних пяти лет. Ежегодно более трех с половиной тысяч хабаровских семей распадается (табл. 1).
Таблица 1
Число зарегистрированных браков и разводов в городе Хабаровске
|
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Число зарегистрированных браков |
5816 |
5822 |
5670 |
6154 |
5766 |
Число зарегистрированных разводов |
3636 |
3663 |
3657 |
3420 |
3606 |
Всего в семьях с одним родителем воспитываются 18,5 тысячи детей (почти каждый шестой ребенок воспитывается без одного родителя), или 16% всех детей и подростков, проживающих в городе.
В городе Хабаровске сохраняются высокие показатели смертности, хотя за последние годы наметилось некоторое ее снижение одновременно с незначительным ростом рождаемости (13,3 на 1 ООО человек). В Российской Федерации этот показатель -14,2; в Дальневосточном федеральном округе -13,6; в Хабаровском крае - 13,6.
Среди умерших жители в возрасте до 65 лет составляют 45,8%. В структуре причин общей смертности 56,9% приходится на сердечно-сосудистую патологию, 31,8% - на онкологическую патологию, 5,5% - травмы. В основе этих заболеваний лежат управляемые факторы риска, связанные с образом жизни. Среди них низкая физическая активность, нерациональное питание, избыточная масса тела, курение, злоупотребление алкоголем, низкая устойчивость к стрессам.
Продолжительность жизни хабаровчан составляет 68,4 года (в Российской Федерации - 68,7 года; в Дальневосточном федеральном округе - 65,9 года; в Хабаровском крае - 66,3 года).
Показатель общей заболеваемости населения в Хабаровске составляет 1 276,4 случаев на тысячу населения, т.е. каждый житель города имеет одно и более заболеваний; в Хабаровском крае этот показатель составляет 1 413,6 случаев на тысячу населения.
В городе Хабаровске регистрируются высокие показатели заболеваемости социально значимыми болезнями. Так заболеваемость туберкулезом составляет 107,9 случаев на 100 тысяч человек (в Российской Федерации - 82,6, в Дальневосточном федеральном округе - 148,3). Не менее тревожно выглядит заболеваемость онкологическими болезнями - 341,3 случаев на 100 тысяч человек (в Российской Федерации - 355,8, в Дальневосточном федеральном округе - 313,0).
При этом, на здоровье человека медицина, здравоохранение могут повлиять на 10-15%. Все остальное - это здоровый образ жизни.
Отсюда главная задача семейной политики должна заключаться в формировании у населения, особенно детей и молодежи, основ ведения здорового образа жизни.
По статистике Хабаровского края 83 из каждой тысячи женщин в возрасте от 15 до 45 лет ежегодно делают аборт, из них прерывают беременность до 19 лет 5,6%. К 17 годам на одну женщину, имеющую сексуальный опыт, приходится 1,4 аборта в год.
Одним из важных составляющих элементов здорового образа жизни является семейный досуг. Семейный досуг респондентов ориентирован на проведение свободного времени с детьми, в кругу семьи в 55% опрошенных семей (в опросе приняли участие 626 семей). Спортом занимаются лишь 10% опрошенных, что говорит о низкой физической культуре респондентов.
Дети предпочитают проводить досуг за просмотром телевизора (40%), либо играя в компьютерные игры (36%).
По мнению 43% опрошенных, в городе Хабаровске недостаточно внимания уделяется решению проблем семьи, лишь один из пяти респондентов считает его достаточным. Затруднились дать ответ на этот вопрос 39% опрошенных.
В целях профилактики социального сиротства в городе созданы и действуют 47 структурных подразделений в учреждениях отраслей образования, культуры, социальной работы с населением. Это отделения сопровождения семьи и детей, ранней коррекции детского развития, специализированного сопровождения несовершеннолетних матерей центров социальной работы с населением, социальные клубы в муниципальных библиотеках, "социальные гостиные" в муниципальных образовательных учреждениях, рабочие группы межведомственного реагирования. Однако деятельность этих субъектов семейной политики нуждается в оптимизации межведомственного взаимодействия, усиления его ориентации на достижение целей и задач настоящей Программы.
Актуальной проблемой в семейной политике является поиск новых способов коммуникаций между семьями, использование их внутренних ресурсов в сохранении и укреплении семейных основ и традиций. Целевая группа, на которую направлено действие настоящей Программы - это городские семьи, не только "группы риска", но и социально благополучные, являющиеся ресурсом развития городского сообщества, потенциальным общественным активом, который может стать примером и социальным ориентиром для других семей.
Реализация полномочий органов местного самоуправления городского округа в области семейной политики позволяет преодолеть противоречия между ее нормативно-правовым, организационно-технологическим, финансовым обеспечением муниципальных услуг и социальными стандартами качества жизни городских семей с детьми. Их роль в социально-экономических, политических и культурных процессах современности обуславливает важность проблем стабильности городского социума.
Среди основных факторов обеспечения социальной стабильности в городском социуме важнейшими выступают коммуникативные, которые определяют все социальные взаимодействия в условиях городского пространства. Они осуществляют связь в повседневной жизни городского социума в принятии других людей: членов семьи, друзей, коллег, знакомых и незнакомых. По данным опросов, наибольшую активность жители города проявляют, прежде всего, в общении с друзьями и знакомыми, затем с родственниками, далее - с сослуживцами и в последнюю очередь с соседями. С учетом высокого уровня отчужденности людей в городском сообществе ориентацией на сугубо прагматические действия повседневной жизни, социально-коммуникативные факторы служат основой для возрождения солидарных связей различных типов семей.
Исходя из вышеизложенного, концептуальной основой настоящей Программы служат:
- во-первых, принципы (гуманности, адресной помощи, комплексности, гарантированности и др.), выступающие как исходные начала в практике предоставления муниципальных услуг различным типам семей;
- во-вторых, основные направления, предполагающие организацию альтернативных форм обслуживания семей, составление социальной карты семей городского социума, создание условий для формирования и укрепления ценностей семьи и сохранения традиций семейного воспитания;
- в-третьих, система мер, позволяющих обеспечивать эффективность и координацию всех субъектов реализации семейной политики.
Долгосрочная целевая программа "Семья и дети городского округа "Город Хабаровск" на 2013 - 2015 годы" направлена на объединение усилий всех заинтересованных учреждений и организаций в единый механизм; педагогическое и психологическое просвещение родителей, организацию разнообразных форм досуга и семейного отдыха, а также поддержку общественных инициатив, имеющих своей целью укрепление семьи и решение ее проблем.
2. Основные цели и задачи Программы
Цель Программы: повышение статуса семьи и семейных ценностей, создание благоприятных условий для воспитания, образования, здорового образа жизни, улучшение качества жизни семей городе Хабаровска.
Задачи Программы:
- повышение социальной активности семьи;
- пропаганда здорового образа жизни;
- повышение статуса семьи, семейных ценностей;
- развитие системы социального партнерства с общественными организациями по семье и детству;
- развитие взаимодействия со средствами массовой информации по формированию общественного мнения о приоритете семейных отношений, повышении статуса семьи;
- обмен опытом специалистов, работающих с семьей и детьми.
3. Целевые показатели и индикаторы Программы
Динамика изменения показателей и индикаторов Программы
отображена с нарастающим итогом
Задачи Программы, показатели |
Ед. измерения |
2012 г. |
Плановый период |
||||||
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|||||||
Задача 1. Повышение социальной активности семьи | |||||||||
Показатель 1. Ежегодное увеличение доли семей, вовлеченных в программные мероприятия |
% |
- |
2 |
2 |
2 |
||||
Задача 2. Пропаганда здорового образа жизни | |||||||||
Показатель 1. Увеличение удельного веса лиц, отмечающих о ведении здорового образа жизни |
% |
15 |
18 |
21 |
25 |
||||
Показатель 2. Увеличение охвата детей и подростков профилактическими мероприятиями, направленными на пропаганду здорового образа жизни |
% |
- |
80 |
90 |
100 |
||||
Задача 3. Повышение статуса семьи, семейных ценностей | |||||||||
Показатель 1. Удовлетворенность граждан, вовлеченных в программные мероприятия |
% |
- |
60 |
65 |
70 |
||||
Задача 4. Развитие системы социального партнерства с общественными организациями по семье и детству | |||||||||
Показатель 1. Количество СО НКО, получивших грантовую поддержку из бюджета города на реализацию мероприятий в сфере семейной политики |
организации |
|
4 |
4 |
4 |
||||
Показатель 2. Объем финансовых средств, выделенных на поддержку социальных проектов СО НКО на реализацию мероприятий в сфере семейной политики |
тыс. руб. |
|
2 000 |
2 000 |
2 000 |
||||
Задача 5. Развитие взаимодействия со средствами массовой информации по формированию общественного мнения о приоритете семейных Отношений, повышении статуса семьи | |||||||||
Показатель 1. Число СМИ, с которыми налажено взаимодействие по пропаганде семейных ценностей |
единиц |
- |
5 |
8 |
10 |
||||
Показатель 2. Количество публикаций в СМИ, материалов, информирующих граждан об эффективных примерах социальной активности семей |
публикаций |
- |
100 |
120 |
150 |
||||
Задача 6. Повышение квалификации специалистов, работающих с семьей и детьми | |||||||||
Показатель 1. Доля специалистов, работающих с семьей и детьми, внедривших инновационные подходы в работу с семьей и детьми |
% |
|
5 |
10 |
15 |
||||
Показатель 2. Доля специалистов, работающих с семьей и детьми, принявших участие в семинарах, круглых столах по проблемам семьи и детей |
% |
|
10 |
15 |
20 |
4. Срок реализации Программы
Данная целевая программа реализуется в период с мая 2013 года по декабрь 2015 года.
5. Описание социальных и экономических последствий реализации Программы
Результатом реализации Программы должны стать следующие достижения:
- повышение социальной активности семей - ежегодное увеличение доли семей (на 2%), вовлеченных в программные мероприятия;
- развитие гражданского общества - поддержка 4 социально ориентированных некоммерческих организаций, действующих в интересах семьи;
- повышение статуса семьи - увеличение количества публикаций в средствах массовой информации до 150 по формированию общественного мнения о приоритете семейных отношений, повышении статуса семьи;
- улучшение здоровья семей города Хабаровска - увеличение доли хабаровчан до 25% ведущих здоровый образ жизни.
Перечень конкретных программных мероприятий, раскрывающих достижение основных результатов Программы, представлен в Приложении к настоящей Программе.
6. Оценка эффективности расходования бюджетных средств
Оценка эффективности расходования бюджетных средств осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации Программы, а при необходимости - и после ее реализации в соответствии с постановлением мэра города Хабаровска от 08.12.2008 N 3797 "Об утверждении порядка проведения оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ в городе Хабаровске".
7. Методика оценки эффективности Программы
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется Управлением социальной работы с населением администрации города Хабаровска по итогам ее исполнения за отчетный финансовый год и в целом после завершения реализации Программы по следующим критериям:
а) степень достижения за отчетный период запланированных значений целевых индикаторов и показателей;
в) степень выполнения мероприятий Программы;
б) уровень финансирования за отчетный период мероприятий Программы от запланированных объемов.
Ежегодная оценка эффективности реализации долгосрочной целевой Программы осуществляется в соответствии с пунктом 4 порядка проведения оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ в городе Хабаровске, утвержденным постановлением мэра города Хабаровска от 08.12.2008 N 3797 "Об утверждении порядка проведения оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ в городе Хабаровске".
Оценка эффективности реализации Программы производится путем сравнения фактически достигнутых в результате Программы индикаторов и показателей с запланированными, сравнения фактического объема финансирования мероприятий Программы с запланированным, фактического выполнения мероприятий Программы с запланированными Программой.
На основе проведенной оценки эффективности реализации Программы могут быть сделаны следующие выводы:
- эффективность реализации Программы снизилась;
- эффективность реализации Программы находится на прежнем уровне;
- эффективность реализации Программы повысилась.
Информация об оценке эффективности реализации Программы за отчетный финансовый год и в целом за весь период реализации Программы представляется управлением социальной работы с населением Администрации города Хабаровска в управление экономического развития Администрации города Хабаровска и финансовый департамент Администрации города Хабаровска ежегодно в срок до 1 апреля с приложением данных по Таблицам N 1 и 2, прилагаемым к настоящей методике.
Таблица 1
Оценка эффективности реализации Программы за _______ год
Наименование задач, показателей и индикаторов Программы |
Ед. измерения |
Значения индикаторов и показателей Программы |
|||
утверждено в Программе |
достигнуто |
отклонение от утвержденного значения (+,-,%) |
причины недостижения запланированных значений |
||
Задача 1 |
|
|
|
|
|
Показатель 1 |
|
|
|
|
|
Задача 2 |
|
|
|
|
|
Показатель 1 |
|
|
|
|
|
Показатель 2 |
|
|
|
|
|
Задача 3 |
|
|
|
|
|
Показатель 1 |
|
|
|
|
|
и т.д. |
|
|
|
|
|
Таблица 2
Оценка эффективности реализации Программы за весь период реализации (2013-2015 гг.)
Наименование задач, показателей и индикаторов Программы |
Ед. измерения |
До начала реализации Программы |
Значения индикаторов и показателей Программы |
|||||||||
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
За период реализации Программы |
|||||||||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
отклонение (+,-, %) |
причины недостижения запланированных значений |
|||
Задача 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Показатель 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задача 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Показатель 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Показатель 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задача 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Показатель 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и т.д. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для оценки эффективности реализации Программы наряду со статистической методикой оценки, методикой оценки эффективности расходования бюджетных средств, будет использоваться методика социологической оценки достижения показателей. В частности, для измерения из 14 показателей эффективности По 2 показателям необходимо проведение социологического опроса хабаровчан. Это показатели:
- удовлетворенность граждан, вовлеченных в программные мероприятия;
- увеличение удельного веса лиц, отмечающих о ведении здорового образа жизни.
8. Механизм управления и реализации Программы
Общее управление Программой и публичное освещение ее реализации в средствах массовой информации осуществляет начальник управления социальной работы с населением администрации города Хабаровска.
Механизм реализации Программы представляет собой систему, включающую планирование мероприятий, предполагающее координацию планов и действий субъектов, участвующих в ней, и в первую очередь отраслевых структур администрации города Хабаровска.
Система управления по реализации программы включает следующие компоненты и условия:
1) организационную структуру управления, основанную на взаимодействии институтов публичной власти и общества;
2) соответствующую нормативно-правовую основу;
3) научно-методическое обеспечение;
4) систему мониторинга и оценки Программы, оперирующую объективными статистическими и социологическими данными;
5) доступ к средствам массовой информации с целью информирования населения о ходе реализации программы, главных ее проблемах;
6) опору на население в реализации программных мероприятий;
7) использование опыта других городов Российской Федерации.
Исполнителями Программы являются руководители структурных подразделений администрации города (управление социальной работы с населением, управление образования, управление культуры, управление по физической культуре и спорту, управление по делам молодежи и социальным вопросам, управление здравоохранения, управление дорог и внешнего благоустройства, управление по охране окружающей среды, департамент муниципальной собственности, пресс- служба, компьютерно-информационное управление), которые:
- осуществляют планирование и реализацию мероприятий Программы по своим направлениям деятельности;
- оценку результативности достигнутых фактических показателей и степени их соответствия целевым ориентирам по направлениям деятельности;
- вносят предложения о необходимости корректировки мероприятий Программы и изменении объемов финансирования по своим направлениям;
- представляют в управление социальной работы с населением администрации города:
а) ежеквартально, до 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (кроме отчета за четвертый квартал), отчеты (нарастающим итогом с начала года) о реализации Программы с указанием использованных средств бюджета;
б) ежегодно до 15 января отчеты о выполнении Программы в отчетном году с указанием использованных средств бюджета.
Для достижения ожидаемых результатов Программы управление социальной работы с населением осуществляет:
- сбор, обобщение и анализ отчетных материалов о реализации Программы;
- мониторинг измеряемых результатов реализации программных мероприятий;
- оценку результативности достигнутых фактических показателей и степени их соответствия целевым ориентирам;
- внесение изменений о корректировке Программы и об изменении объемов финансирования отдельных мероприятий.
Ежегодно до 1 апреля руководитель Программы представляет в управление экономического развития отчет о выполнении Программы за прошедший год.
По завершении реализации мероприятий Программы руководитель Программы представляет в координационный совет итоговый отчет о выполнении целей и задач Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.