Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к Закону
Хабаровского края
от 29 января 1997 г. N 1
Краевая целевая программа
социальная защита пожилых граждан инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на 1997 год
Введение
В Хабаровском крае общая численность населения на 01.01.96 г. составила 1560,4 тыс. человек (на 01.01.95 - 1588,1 тыс. чел.). Численность экономически активного населения к концу 1995 года составила 49 % общей численности населения.
Социально-экономическая ситуация в Хабаровском крае, как и в целом по России, продолжает оставаться крайне нестабильной, в связи с чем уровень жизни населения снижается. Согласно официальным источникам средняя заработная плата в крае в марте 1994 г. обеспечивала 3,0 прожиточных минимума по краю, в декабре 1994 г. - 2,4 прожиточного минимума, в декабре 1995 г. - 2,1 прожиточного минимума, в июле 1996 - на том же уровне.
Численность населения, имеющего среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума, на начало 1996 г. составила 31 % от общей численности населения в крае.
Численность только официально зарегистрированных в крае безработных возрастает: 21,7 тыс. чел. - на 01.01.95; 40,5 тыс. чел. - на 01.01.96; 47,1 тыс. чел. - на 01.07.96 (6,3 % от численности экономически активного населения). На начало 1996 года из общего числа безработных воспитывали несовершеннолетних детей: 1700 многодетных матерей (4,2 % от общего количества безработных) и 2900 одиноких матерей (7,2 %).
Самыми незащищенными слоями населения являются те, кто по объективным причинам не способен к самообеспечению. Это пенсионеры, инвалиды, а также различные категории семей, имеющих детей до 16 лет: многодетные, студенческие, неполные семьи (в т.ч. семьи, потерявшие кормильца, одинокие матери и др.), семьи, имеющие детей-инвалидов, семьи, родители в которых инвалиды и др.
На 1 июля 1996 года в органах социальной защиты населения края на учете состояло 326,6 тыс. пенсионеров. Средний размер назначенных пенсий (с учетом компенсационных выплат) по краю на 01.07.96 г. был равен 397,9 тыс. рублей и составил 34 % от начисленной в июне средней заработной платы. 23964 пенсионеров (7 % от общего количества) в июне получили пенсию в размере минимальной и ниже.
В Хабаровском крае 71 % семей от общего количества семей в крае, имеющих детей до 16 лет, нуждаются в социальной поддержке и состоят на учете в органах социальной защиты населения (данные на 01.01.96). 89 % семей с детьми до 16 лет, в которых родители являются инвалидами, и 77 % семей, которые воспитывают детей-инвалидов, нуждаются в социальной поддержке. При выборочном обследовании семей отмеченных категорий, проживающих в г. Хабаровске, районе им. Лазо и Нанайском районе, большая часть обследованных семей (56 %) отметили, что без социальной помощи (осуществляемой в той или иной форме), их "положение стало бы совсем бедственным".
Принципиально новым подходом при составлении программы является включение в ее структуру самостоятельного раздела мероприятий по обеспечению жизнедеятельности инвалидов.
Итоги 1995 года и первого полугодия 1996 года. Оценка ситуации и тенденция развития. Цели социальной защиты на период до 2000 года
Состояние социальной сферы в 1995, текущем годах, в целом отражало экономическую ситуацию в стране.
Анализ ситуации свидетельствует, что социально уязвимыми группами населения были и остаются пожилые граждане, инвалиды, многодетные и неполные семьи с несовершеннолетними детьми.
Несмотря на принятые меры по повышению минимальных размеров оплаты труда, пенсий, стипендий и пособий, увеличению заработной платы работников бюджетной сферы, реальные денежные расходы сферы сократились.
Так, Хабаровский край среди субъектов федерации по соотношению душевого дохода и прожиточного минимума занял 43 место (из 77), первое место в этом списке занимает г. Москва. Если в г. Москве денежный доход на душу населения в среднем превышает прожиточный минимум в 5,8 раза, то в Хабаровском крае - всего в 1,6 раза.
В декабре 1995 года средний размер пенсии с компенсацией был 252,0 тыс. руб., прожиточный минимум пенсионера - 261,8 тыс. руб., т.е. средний размер пенсии составлял 96,3 % от размера прожиточного минимума. По этому показателю край занимает 63 место среди субъектов Российской Федерации. В 1995 году только 43,3 % пенсионеров края получали пенсию в максимальном размере. В феврале т.г. соотношение минимальной пенсии с компенсацией и прожиточного минимума пенсионера составляло 55,7 %, в апреле это соотношение снизилось до 55,3 %.
Состояние действующей системы пенсионного обеспечения представляет собой одну из острейших социально-экономических проблем. Необходимость реформирования пенсионного обеспечения вызвана тем, что пенсионная система не соответствует социально ориентированной рыночной экономике. Высокие размеры обязательных страховых взносов в пенсионный фонд, постоянно возрастающая финансовая нагрузка на экономически активную часть населения в связи с ухудшающимся соотношением между количеством трудоспособных и нетрудоспособных граждан обременительны для экономики. Действующая пенсионная система не может обеспечить значительной части пенсионеров их минимальной потребности. Значительная доля льготных пенсий при равных условиях страхования - одна из причин низких размеров пенсий.
Средний размер пенсии по возрасту в крае составляет 440593 рубля или 40 % от среднемесячного заработка, что ниже регионального прожиточного минимума.
Сокращение реальных денежных доходов населения повлекло рост числа нищих и бедняков. В крайне тяжелом положении находятся одинокие пожилые граждане, многодетные и неполные семьи, семьи, в которых родители инвалиды, семьи, имеющие детей - инвалидов. Если в 1994 году в органах социальной защиты населения края на учете состояло 166079 человек, то в 1995 году - 196496 человек (увеличение на 15 %).
В 1995 году 14186 человек признаны инвалидами, из них: 7960 человек (46,4 %) в трудоспособном возрасте, что на 8,4 % выше среднего показателя по Российской Федерации, но на 8,3 % ниже показателя по Дальневосточному региону.
Администрацией края, органами муниципальных образований на местах принимаются меры по социальной защите пожилых граждан, инвалидов и семей с несовершеннолетними детьми. В 1995 году за счет средств краевого бюджета на территории края предоставлялось 50 % скидка на оплату жилой площади и коммунальных услуг участникам войны, труженикам тыла, инвалидам 1 и 2 группы, одиноким престарелым гражданам, некоторым другим категориям граждан. Одиноко проживающим участникам и инвалидам войны, инвалидам 1 и 2 группы, некоторым другим категориям граждан предоставлялась 50 % скидка на оплату за пользование телефоном, все одиноко проживающие пенсионеры вносили плату за телефон в размере 75 % ее стоимости. Увеличилась сеть социальных нестационарных учреждений. Всего в 1995 году различные виды помощи получили более 510 тысяч человек на сумму 104,6 млрд. рублей.
В 1996 году приняты Законы Хабаровского края N 18 от 01.03.96 и N 42 от 23.04.96, которыми предусмотрены меры социальной защиты ветеранов войны и труда, инвалидов за счет средств краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований.
В 1995-1996 годы выплачивалось адресное пособие пенсионерам, получающим пенсию в минимальном размере, за счет средств краевого бюджета.
Не дожидаясь финансирования из федерального бюджета, в крае введены основные позиции по социальной защите ветеранов войны и труда, инвалидов: - 50 % скидка по оплате жилой площади и коммунальных услуг, - 50 % скидка по оплате топлива и его доставке, - 50 % скидка по оплате за пользование телефоном, - бесплатный проезд на внутригородском транспорте, - льготный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и т.д.
Впервые в этом году в крае введено пособие по нуждаемости для тех, кто живет за чертой нищеты.
В первом полугодии 1996 года общая сумма затрат на реализацию краевой целевой программы составила 182,6 млрд. рублей. 211293 ветеранам войны и труда на сумму 149,8 млрд. рублей были предоставлены льготы в соответствии с Законом РФ "О ветеранах"; 42162 малообеспеченным пожилым гражданам, инвалидам, семьям с детьми оказана социальная помощь на сумму 25,3 млрд. рублей; 166692 человекам была оказана социальная поддержка за счет средств местных бюджетов на сумму 7,5 млрд. рублей.
За счет средств краевого бюджета израсходовано на мероприятия социальной защиты населения 93,8 млрд. рублей; за счет средств бюджетов муниципальных образований - 67,0 млрд. рублей; за счет средств фонда социального страхования - 8,7 млрд. рублей, отделения ПФ РФ по Хабаровскому краю - 890,9 млн. руб., фонда обязательного медицинского страхования - 199,0 млн. рублей, фонда занятости населения - 3,0 млн. рублей.
Но итоги социально-экономического развития края в 1995-1996 годах показывают, что принятых мер недостаточно для улучшения сложившейся ситуации в социальной сфере и требуются новые подходы к решению пенсионного обеспечения, социального обслуживания и социальной помощи нетрудоспособным и социально уязвимым группам населения.
Предусматривается направить действия Администрации края, органов самоуправлений в первую очередь на защиту пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми и других малообеспеченных категорий населения.
Предусматривается осуществить ряд мер по развитию законодательной, нормативной, материально-технической, финансовой, кадровой, научной и информационной составляющих системы социальной защиты, расширению видов и числа учреждений и предприятий отрасли с соответствующим увеличением расходов на реализацию отдельных гарантий нетрудоспособных и социально уязвимых групп населения.
Будет продолжена реализация федеральных, краевых, городских (районных) социальных программ.
Предусмотрено исполнение комплексной программы социальной защиты населения как на краевом уровне, так и в районах, городах, которая должна явиться основой бюджетных заявок на соответствующих уровнях финансирования.
В условиях наметившейся экономической и финансовой стабилизации представляется возможным обеспечить в предстоящий период достижение следующих главных целей:
- добиться ощутимого перелома в улучшении материального положения и условий жизни пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми и других социально уязвимых групп населения через пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальную помощь;
- улучшить состояние инфраструктуры социальной защиты.
Основные направления реализации программы. Основы и принципы социальной защиты граждан
При составлении Программы применен комплексный подход, которым предусмотрено определение источников финансирования и выполнение мероприятий по социальной защите всех нуждающихся категорий населения (пенсионеров по старости и инвалидности, семей с детьми-инвалидами, неполных и многодетных семей, беженцев, вынужденных переселенцев и др.).
Преимуществом данного подхода является его универсальность, отсутствие дублирования в перечне мероприятий по социальной защите, полный охват всех нуждающихся категорий населения.
Информационно-статистическое обеспечение социальной защиты граждан предполагает создание информационно-справочной системы для формирования краевого банка данных нуждающихся в социальной защите и реабилитации граждан.
Программой предусмотрены следующие основные принципы:
принцип адресности, предусматривающий предоставление социальной помощи конкретным нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных особенностей и иных объективных причин (возраст, состояние здоровья, размер совокупного дохода, состав семьи и т.п.);
принцип гарантированности, предполагающий обязательное оказание социальной помощи лицам, имеющим на нее право;
принцип территориально дифференцированного подхода при определении видов и размеров социальной помощи в зависимости от места проживания нуждающихся лиц (город, район);
принцип комплексности предоставления одновременно различных видов социальной помощи (денежной, натуральной, в виде льгот и услуг) в зависимости от социально-экономического положения различных категорий граждан;
принцип оперативного реагирования, предполагающий своевременный пересмотр социальных нормативов в зависимости от изменения размеров прожиточного минимума, минимальной пенсии, минимальной заработной платы, изменения уровня занятости.
Основы создания государственной системы социальной защиты
В целях создания основ государственной системы социальной защиты и реабилитации нуждающихся в ней граждан программа предусматривает разработку системы организационных и правовых аспектов социальной защиты и реабилитации граждан.
В ней предусмотрена подготовка законов, нормативных методических документов, регламентирующих порядок функционирования учреждений социальной защиты и реабилитации граждан, гарантирующих адресность, правовую защиту граждан, порядок кадрового финансового обеспечения служб социальной защиты, перспективу текущего и долгосрочного планирования социальной защиты и реабилитации нуждающихся граждан.
Основные формы и виды социальной защиты населения, критерии предоставления и получатели социальной помощи
Наряду с выплатой государственных пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальным стационарным обслуживанием программой предусмотрены мероприятия по предоставлению социальной помощи нуждающимся гражданам в виде льгот и услуг, денежных выплат, натуральной помощи, а также обслуживание в нестационарных социальных учреждениях.
Система услуг и льгот предусмотрена в Разделе I мероприятий программы для соответствующих категорий граждан.
Мероприятия Раздела II программы включает в себя мероприятия по обеспечению жизнедеятельности инвалидов всех групп и категорий. Это мероприятия по медицинской, профессиональной, социальной реабилитации инвалидов, укреплению материально-технической базы предприятий и учреждений, осуществляющих реабилитацию инвалидов.
Система денежных выплат и натуральной помощи предусмотрена Разделом III мероприятий программы.
В 1997 году дальнейшее развитие в крае получит сеть социальных нестационарных учреждений с комплексом социально-экономических, медикосоциальных, психолого-социальных, социально-педагогических, социально-бытовых и других социальных услуг малообеспеченным, нетрудоспособным гражданам. Такую помощь будут получать многодетные, неполные семьи (семьи одиноких матерей), семьи, имеющие детей-инвалидов, другие семьи с несовершеннолетними детьми, оказавшиеся в различных экстремальных ситуациях.
Кроме того, в социальных учреждениях различные услуги получают одинокие престарелые граждане, лица без определенного места жительства, выпускники детских домов, школ-интернатов, лица, освободившиеся из мест лишения свободы и ряд других.
В соответствии с Разделом III мероприятий Программы в 1997 году в крае планируется открыть региональный учебно-производственный центр профессиональной и социальной реабилитации инвалидов (г. Хабаровск и г. Комсомольск-на-Амуре), Центр по социальной адаптации граждан, попавших в экстремальную ситуацию, с отделениями ночного пребывания, срочной социальной помощи, социально-медицинского обслуживания и кризисным отделением помощи женщинам (г. Хабаровск), отделения дневного пребывания при центрах социального обслуживания населения (гг. Хабаровск, Вяземский). Планируется оснастить оборудованием центры социального обслуживания в пос. Ванино, во всех пяти районах г. Хабаровска, в п. Солнечном, п. Троицком, в г. Бикине и ряде других районов края. Также планируется создание, оснащение оборудованием и содержание социальных приютов для детей и подростков в Верхнебуреинском, Ванинском, Комсомольском, Вяземском, Солнечном, Аяно-Майском районах, гг. Комсомольске-на-Амуре, Советской Гавани, Николаевске-на-Амуре.
Рекомендуется за счет средств бюджетов муниципальных образований, привлеченных средств развить существующую сеть социальных учреждений, а также осуществлять дополнительные мероприятия по социальной защите малообеспеченных нетрудоспособных граждан, семей с несовершеннолетними детьми. В том числе рекомендовано компенсировать расходы на посещение общественных бань малообеспеченным пенсионерам и семьям с детьми, приобретать для них одежду, обувь, другие предметы первой необходимости, компенсировать расходы по родительской оплате за посещение детских дошкольных учреждений, компенсировать расходы на набор продуктов малообеспеченным семьям, имеющим детей от 2-х до 3-х лет, детей, больных сахарным диабетом, беременным женщинам и кормящим матерям, оказывать адресную материальную помощь малообеспеченным гражданам из числа инвалидов, пенсионеров, детей с детьми и других категорий. Также рекомендовано организовывать продажу продуктов питания по сниженным ценам через торговую сеть.
Реализация мероприятий Программы должна способствовать социальной защите ветеранов войны и труда, пожилых граждан, инвалидов и семей с детьми, снижению социальной напряженности в обществе.
Финансирование мер по социальной защите населения
Финансирование мероприятий из краевого бюджета предусмотрено через управление здравоохранения, ТПП "Фармацию", департамент социальной защиты населения, управление внутренних дел.
Фонды краевого и регионального уровней финансируют мероприятия по медицинскому, санаторно-курортному обслуживанию, оздоровительным мероприятиям, по оказанию социальной поддержки малообеспеченным слоям населения.
Ожидаемый результат реализации программы
Программа мероприятий социальной защиты края на 1997 год обеспечит:
возможность отслеживать и контролировать раздельно затраты на исполнение мероприятий по реализации федерального законодательства, краевых мероприятий, а также мероприятий городов, районов;
условия для самореализации и самообеспечения определенной части нуждающихся в социальной поддержке граждан (в основном тех, кто по объективным причинам оказался неконкурентноспособен на рынке труда, а следовательно не способен к самообеспечению) за счет создания для них дополнительных рабочих мест и привлечения их к участию в общественных и временных работах, работах с неполным рабочим днем;
возможность перераспределения высвободившихся за счет перехода к методу адресных пособий финансовых средств в пользу наиболее нуждающихся и обездоленных жителей края;
возможность предоставления наиболее нуждающимся категориям граждан социальной помощи, оказываемой в форме адресных денежных пособий, сообразно присущим личности (либо семье) потребностям и интересам.
Порядок реализации краевой целевой программы
Оказание адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам, указанным в Программе, осуществляется в порядке, установленном Законом Хабаровского края "Об адресной социальной помощи гражданам". Нуждаемость граждан в оказании им социальной помощи определяется в соответствии с Законом Хабаровского края "О прожиточном минимуме в Хабаровском крае".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.