Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1.2. Условия деятельности малого предпринимательства
Администрацией края в последнее время принимались определенные меры по изменению внешней среды деятельности малого предпринимательства. Помимо законодательных актов краевого уровня принят ряд постановлений Главы Администрации края, регулирующих предпринимательскую деятельность.
В рамках реализации действующей программы поддержки разработан ряд проектов положений: "О порядке ведения Реестра субъектов малого предпринимательства Хабаровского края", "О порядке формирования и использования Гарантийного Фонда государственного Фонда поддержки малого предпринимательства Хабаровского края", "О Фонде содействия развитию лизинга в Хабаровском крае" и Концепция создания межрегионального лизингового Центра для малого предпринимательства в г. Хабаровске.
При подготовке федеральных законов и постановлений Правительства, затрагивающих интересы малого бизнеса, Администрацией края направлялись предложения и замечания, в том числе в проекты Налогового кодекса и Законов "О внесении изменений в Федеральный закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
Сформированная органами государственной власти система поддержки малого предпринимательства на краевом уровне включает в себя:
- комитет по экономике Администрации края основной орган по координации и осуществлению единой политики в сфере содействия и укрепления предпринимательского сектора экономики края;
- государственный Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края и аналогичные муниципальные фонды;
- действующую краевую целевую программу "Развитие и поддержка малого предпринимательства в Хабаровском крае на 1997-1998 годы", утвержденную Законом Хабаровского края;
- Законы Хабаровского края "О малом предпринимательстве в Хабаровском крае" и "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства Хабаровского края" и ряд постановлений Главы Администрации края по вопросам развития малого предпринимательства;
- краевую систему информационного обеспечения малого предпринимательства;
- Региональное краевое агентство техноэкополиса КАС по поддержке малого и среднего предпринимательства;
- Региональный опорный центр морозовского проекта по Хабаровскому краю;
- общественные объединения предпринимателей;
- Российско-Американский учебно-научный центр;
- Японский центр;
- другие иностранные организации и представительства по поддержке малого бизнеса, в том числе программу микрокредитования малого бизнеса "Рабочий Капитал - Россия", Инвестиционный Фонд "США - Россия" и программу "Кредитование малого бизнеса".
При содействии Администрации края продолжалось формирование инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса. В частности, в Хабаровске создан региональный опорный центр морозовского проекта по подготовке кадров для предпринимательских структур и в г. Комсомольске-на-Амуре - Региональное краевое агентство техноэкополиса КАС (Комсомольск-на-Амуре - Амурск - Солнечный) по поддержке малого и среднего предпринимательства, как в одном из кризисно депрессивных районов, для оказания различных услуг предпринимателям.
В целях возрождения и развития традиционных ремесел направлен пакет документов в министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, согласованный с другими федеральными структурами, с обоснованием необходимости создания в Хабаровске краевого Центра по развитию малого предпринимательства в сфере ремесел, народных промыслов и художественных производств.
В нынешних условиях, отношение населения к бизнесу носит неоднозначный характер. Для поднятия престижа предпринимательской деятельности, повышения культуры ведения бизнеса, его легализации Администрацией края в рамках реализации краевой целевой программы второй год проводится краевой конкурс "Предприниматель года" (по итогам 1996 и 1997 гг.), в результате которого определяются победители и лауреаты.
В целях повышения квалификации предпринимателей при содействии Администрации края за 1997 год и семь месяцев текущего года проведено 99 семинаров, в работе которых приняли участие около 3200 человек и 190 предпринимателей прошли стажировки в США и Японии.
Администрация края в период 1997-1998 годов содействовала проведению 18 специализированных и отраслевых выставок - ярмарок продукции, услуг и участию в них субъектов малого предпринимательства края.
В порядке оказания технической помощи территориям Дальнего Востока по развитию рыночной экономики, осуществляемой МИД Японии, в Хабаровске в конце 1996 и в начале 1997 года работали японские консультанты на приватизированных и вновь созданных частных предприятиях с целью подготовки рекомендаций по "выживанию" предприятий в условиях рыночной экономики, продвижению продукции на внутренний и внешний рынки. По итогам работы консультантами подготовлены для Администрации края и предприятий рекомендации по работе органов власти и хозяйствующих субъектов в современных условиях.
В условиях значительного дефицита краевого бюджета проводится постоянная работа по привлечению средств из внебюджетных источников, включая иностранные инвестиционные программы в области малого и среднего бизнеса. В текущем году началась реализация программы микрокредитования малого бизнеса "Рабочий Капитал - Россия", финансируемой Правительством США и программы "Кредитование малого бизнеса", осуществляемой Европейским Банком Реконструкции и Развития (ЕБРР) и направленной на кредитование действующих малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных и ведущих свой бизнес в городе Хабаровске.
Кроме этих программ, Инвестиционный Фонд США - Россия (TUSRIF) с 1995 года осуществляет целевое кредитование субъектов малого и среднего бизнеса.
В соответствии с Российско-Американским проектом рационального природопользования на российском Дальнем Востоке в рамках проекта "Природоохранная политика и технология" (ЕРТ) Администрацией края в 1997 году были привлечены гранты для поддержки малого бизнеса края в виде оборудования на 250 тыс. ам. долларов.
По всем вышеперечисленным программам за 1997 год и первое полугодие текущего года субъекты малого предпринимательства Хабаровского края получили кредиты на сумму 1,9 млн. долл. США и 266 тыс. рублей и это, безусловно, способствовало созданию новых рабочих мест и увеличению потока товаров на рынки края.
К сожалению, в последнее время кризис в финансово-кредитной системе оказывает отрицательное воздействие на развитие инвестиционных программ малого бизнеса и отношение к ним предпринимателей, поскольку теряется привлекательность так называемых льготных кредитов и возрастает доля риска возврата кредитов в связи с резким падением курса рубля.
В целом из 50 мероприятий краевой программы выполнено полностью или частично около 40, в большей части не требующих значительных финансовых затрат.
Реализация мероприятий действующей программы развития и поддержки малого предпринимательства осуществляется в тесном сотрудничестве с общественными организациями и объединениями предпринимателей, с органами местного самоуправления края.
В то же время, несмотря на усилия по созданию благоприятного климата, малое предпринимательство края по-прежнему сталкивается с комплексом проблем, препятствующим его развитию.
Положение в секторе малого предпринимательства продолжает оставаться сложным. К факторам, сдерживающим его развитие, следует отнести правовую незащищенность, неразвитость и нестабильность законодательства, частые изменения в налоговом законодательстве жесткое давление налоговой системы, недостаток финансовых средств.
Малые предприятия в наибольшей степени страдают от кризиса неплатежей, недисциплинированности и банкротства деловых партнеров, неравенства получения производственных и служебных помещений, ставящие их в кабальную зависимость от арендодателей, зачастую произвольно изменяющих условия аренды. Нередко предприниматели сталкиваются с административными барьерами, создаваемыми федеральными, краевыми органами государственной власти и местного самоуправления.
Вхождение в бизнес является ключевым этапом в деятельности предпринимателей, особенно в малом бизнесе. От того, насколько благоприятны условия вхождения в бизнес, насколько проблемы этого этапа оказываются решаемыми по срокам и издержкам, во многом зависит успех первоначального замысла.
Наиболее острые проблемы вхождения в бизнес условно можно разбить на три группы:
1) организационные (регистрация предприятий, открытие счета в банке, получение лицензии на вид деятельности, если она лицензируется);
2) обеспечивающие (помещение, оборудование, персонал, безопасность, налаживание отношений с местными органами власти);
3) материально-финансовые (формирование уставного капитала для регистрации и оплата регистрационных сборов, формирование стартового капитала для обеспечения деятельности, решение вопросов снабжения и сбыта продукции).
Наибольшее критическое значение для становления малого предпринимательства имеют именно материальные и финансовые проблемы, связанные со сложностью в получении кредитов и нежеланием коммерческих банков кредитовать малый бизнес. Основной причиной этого является отсутствие у малых предприятий необходимого залога, неразвитость системы государственных гарантий и лизинговых операций, неразвитость банков в регионах.
Для малых предприятий характерны низкие технические показатели материально-технической базы, т.е. их слабая техническая оснащенность. В среднем по России, доля собственных средств малых предприятий в объеме капитальных вложений в оборудование составляет порядка 60 процентов, ежегодный дефицит инвестиционных вложений малого предпринимательства возрастает и самостоятельно ему это не осилить. Собственные возможности, особенно на этапе создания и реконструкции малых предприятий, ограничены. И здесь без помощи федеральных, краевых и муниципальных органов власти по созданию и укреплению материально-технической базы малых предприятий трудно рассчитывать на существенные изменения в этом секторе экономики.
Большинство проблем, тормозящих развитие малого бизнеса, зависит от решения их на федеральном уровне и все же многое зависит от решения органов государственной власти края и органов местного самоуправления. Сегодня простаивает порядка 50 процентов всего парка оборудования, которое можно задействовать на производство механизмов и оборудования для малого предпринимательства, либо решать вопросы по передаче оборудования в долгосрочную аренду с правом выкупа, предоставление льгот по налогу на имущество вновь созданных производственных малых предприятий в течение года после регистрации и ряд других мер.
Для облегчения условий аренды и приобретения в собственность нежилых помещений необходима организация целевых конкурсов по продаже прав на аренду субъектам малого предпринимательства.
Малое предпринимательство, как сектор экономики России в целом и регионов, состоялся. Период создания малого предпринимательства, в основном, завершен и начался период его развития.
На решение проблем регионального уровня направлены мероприятия действующей программы и проекта данной программы, которые исходят из необходимости создания благоприятного инвестиционного финансового климата и организационно-правовых условий для повышения устойчивости и динамичного развития малого предпринимательства по приоритетным направлениям, отвечающим задачам структурной перестройки и экономического роста.
Программа поддержки малого предпринимательства ориентирована на то, чтобы изменить условия (внешнюю среду) малого бизнеса и за счет этого, инициировать процессы изменений в его структуре, потенциале и в конечном итоге - его результативности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.