Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Городская целевая программа
"Вовлечение молодежи города Хабаровска в предпринимательскую
деятельность на 2011 - 2013 годы"
(утв. постановлением администрации г. Хабаровска от 22 сентября 2011 г. N 3109)
28 апреля, 8 октября 2012 г.
Постановлением Администрации города Хабаровска от 8 октября 2012 г. N 4202 в Паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования (обнародования) названного постановления
Паспорт
городской целевой программы "Вовлечение молодежи города Хабаровска
в предпринимательскую деятельность на 2011 - 2013 годы"
1. Характеристика проблемы, решение которой осуществляется путем
реализации Программы, анализ причин ее возникновения
Численность молодежи города Хабаровска (от 14 до 30 лет) составляет 156,5 тыс. человек. Это 27% всего населения города и 42% трудоспособного населения, при этом на рынке труда уровень молодежной безработицы (от 16 до 29 лет) занимает лидирующие позиции. По данным Центра занятости населения города Хабаровска, по состоянию на 01.03.2011 уровень молодежной безработицы составлял 26,8%, по состоянию на 01.06.2011 - 22,9%. Однако уже в ближайшие два месяца ситуация снова начнет ухудшаться, поскольку учреждения профессионального образования окончат значительное число выпускников, не получивших направления на работу.
По данным министерства образования и науки Хабаровского края, за последние годы количество выпускников-хабаровчан, не получающих направление на работу, колеблется от 36% в начальном профессиональном образовании до 68% в среднем профессиональном образовании (см. таблицу 1):
Итого в 2010 году не получили направления на работу после окончания профессиональных училищ, техникумов и вузов 6 856 хабаровчан. В результате не-востребованным на рынке труда молодым специалистам приходится идти работать не по специальности либо искать применение своим знаниям в других регионах страны и за рубежом.
По данным Государственной службы статистики Хабаровского края в последние годы из края ежегодно уезжает от 2,2 до 2,6% молодежи в возрасте 16-29 лет. В частности, в 2007 году уехало 8 968 человек, в 2008 году - 9 078 чел., в 2009 году - 7 631 чел. Экспертные оценки показывают, что уезжают те, кто, получив в крае хорошее профессиональное образование, не смогли найти достойную, а иногда и вообще какую-либо работу.
Очевидно, что работа по найму - это сегодня самая уязвимая стратегия профессиональной деятельности, так как она не дает гарантий постоянной занятости. В сложившейся ситуации одним из наиболее оптимальных путей решения проблемы занятости молодых людей может являться вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность, то есть в другую альтернативную стратегию трудовой профессиональной деятельности.
Однако для вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность необходимы специальные условия и меры, которых пока нет в Хабаровске. На решение данной проблемы направлена данная городская целевая программа.
Для целей настоящей программы используются следующие понятия и определения.
Предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В соответствии с законами психологии и профессионального становления личности "жизненный цикл предпринимателя" может быть представлен следующей упорядоченной структурой:
Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность - система мер, способствующих вхождению как можно большего числа молодых хабаровчан в "жизненный цикл предпринимателя" и поступательному движению по нему (переходу от этапа к этапу) с минимальными рисками и потерями.
Ниже приведен анализ каждого этапа цикла в соответствии с таблицей 2.
Этап 1. Возникновение желания стать предпринимателем.
Социологические исследования, проведенные за последние годы1, позволили выявить следующие данные о мотивации молодежи города Хабаровска к предпринимательской деятельности. По данным ДВАГС, более половины школьников (56,9% от числа опрошенных) и подавляющее число студенческой молодежи (68,7% от числа опрошенных) хотели бы заниматься предпринимательской деятельностью (диаграмма 1).
Диаграмма 1
Рисунок не приводится, может быть представлен по запросу пользователя
По данным автономной некоммерческой организации "ОНТИНЕТ", желание создать собственный бизнес среди студентов I-V курсов хабаровских вузов и техникумов выразили 54,7% молодых людей; категорически против - 19,8% опрошенных, не определились 24,5% а 1% уже имеют свой бизнес. Вместе с тем, большинство (92% от числа опрошенных) не знают примеров создания молодыми людьми собственного бизнеса, у них нет знакомых и друзей, которые занимаются предпринимательством, они не слышали о тех, кто открыл свое дело и добился успехов. Те немногие (8%), кто все-таки знают такие примеры, перечисляют в основном родственников.
Очевидно, что появление желания (мотива) заняться той или иной профессиональной деятельностью существенно зависит от имиджа данной профессии в обществе. Поскольку профессия предпринимателя сегодня в массовом сознании особой популярностью не пользуется, то для вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность необходимо осуществлять специальные меры, направленные на изменение стереотипов массового сознания. В терминологии Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" это есть ничто иное как "пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности".
Этап 2. Получение начального предпринимательского образования.
По данным социологического исследования, проведенного ДВАГС, на пути реализации желания молодых людей стать предпринимателем имеются существенные препятствия (диаграмма 2):
Диаграмма 2
/--------\
Другое | | 8,4%
\--------/
/------------------\
Политические | | 17,9%
\------------------/
/--------------\
Образовательные | | 13,8%
\--------------/
/---------------------------------\
Экономические | | 35,2%
\---------------------------------/
/-------------------------------------\
Информационные | | 38,0%
\-------------------------------------/
/-------------\
Препятствий не вижу | | 11,9%
\-------------/
По данным автономной некоммерческой организации "ОНТИНЕТ", условия, необходимые для создания бизнеса, по мнению молодежи, следующие (диаграмма 3)
Диаграмма 3
Рисунок не приводится, может быть представлен по запросу пользователя
Очевидно , что молодежь осознает потребность в знаниях для начала предпринимательской деятельности.
Под начальным предпринимательским образованием в целях реализации данной Программы понимается:
- ознакомление с основами предпринимательства путем преподавания в общеобразовательных школах города элективного курса "Основы предпринимательской деятельности";
- дальнейшее углубленное обучение основам предпринимательской деятельности в средних, начальных профессиональных образовательных учреждениях и высших учебных заведениях;
- развитие качеств личности, которые требуются предпринимателю, на всех этапах обучения.
Этап 3. Создание субъекта предпринимательства.
Осуществление данного этапа связано с разработкой документов и государственной регистрацией субъекта предпринимательства, что требует определенных знаний и финансовых затрат. Инструментами вовлечения молодежи в данный этап "жизненного цикла предпринимателя" могут быть:
- бесплатная консультационная помощь в подготовке документов для регистрации субъекта предпринимательства;
- субсидии или возмещение в полном объеме финансовых затрат на регистрацию субъекта предпринимательства.
Этап 4. Обеспечение эффективного функционирования субъекта молодежного предпринимательства.
Благоприятными условиями для обеспечения эффективного функционирования деятельности молодых предпринимателей является наличие соответствующей инфраструктуры поддержки, состав элементов которой определен Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Она должна включать в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников. Практика показывает, что необходимо дополнительно осуществлять еще правовую поддержку субъектов молодежного предпринимательства, что допускается Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (п. 3 ст. 16).
Результатом вовлечения молодежи в описанные выше этапы "жизненного цикла предпринимателя" будет являться рост числа субъектов молодежного предпринимательства, которые, очевидно, начнут общаться между собой, что, в свою очередь, будет способствовать появлению сообщества молодых предпринимателей. Как показывает социальная практика, для качественного развития таких сообществ им необходимы, как минимум, информационная и организационная поддержка.
Выводы:
а) в "текущем режиме", без использования программно-целевого метода невозможно решить задачу массового вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность, и тем самым преодолеть негативные тенденции, сформировавшиеся в сфере занятости молодежи и ее миграционных настроениях;
б) система вовлечения молодежи в предпринимательство в городе Хабаровске должна состоять из следующих пяти подсистем (блоков) (диаграмма 4):
- пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности;
- начальное предпринимательское образование;
- поддержка создания субъектов молодежного предпринимательства;
- инфраструктура поддержки субъектов молодежного предпринимательства;
- поддержка развития сообщества молодых предпринимателей.
Диаграмма 4
/-------------------------------\
| Система вовлечения молодежи |
| в предпринимательскую |
| деятельность |
\-------------------------------/
/--------------------------------------+--------------------------------------------------\
/-------------------\ /-------------\ /---------------------\ /---------------------\ /---------------------\
|1. Пропаганда и | |2. Начальное | |3. Поддержка создания| |4. Инфраструктура | |5. Поддержка |
|популяризации | |предпринима- | |субъекта молодежного | |поддержки | |развития |
|предпринимательской| |тельское | |предпринимательства | |субъектов молодежного| |сообщества молодежных|
|деятельности | |образование | | | |предпринимательства | |предпринимателей |
\-------------------/ \-------------/ \---------------------/ \---------------------/ \---------------------/
Субъектами молодежного предпринимательства в целях реализации данной Программы являются:
- индивидуальные предприниматели - физические лица в возрасте до 30 лет;
- юридические лица, в уставном капитале которых доля, принадлежащая лицам в возрасте до 30 лет, составляет не менее 50%.
Построение такой системы и обеспечение ее деятельности за счет средств городского бюджета соответствует Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также полномочиям органов местного самоуправления, установленным ст. 11 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
2. Основные цели и задачи Программы. Ожидаемые результаты
реализации Программы и целевые индикаторы
Цель Программы: создание в городе Хабаровске постоянно действующей системы вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность, включающей в себя:
- пропаганду и популяризацию предпринимательской деятельности;
- начальное предпринимательское образование;
- поддержку создания субъектов молодежного предпринимательства;
- инфраструктуру поддержки субъектов молодежного предпринимательства;
- поддержку развития сообщества молодых предпринимателей.
Основные задачи Программы:
Задача 1. Сформировать постоянно действующую и развивающуюся систему пропаганды и популяризации предпринимательской деятельности и обеспечить ее деятельность.
Ожидаемые результаты: создание постоянно действующей системы пропаганды и популяризации предпринимательской деятельности в городе.
Задача 2. Создать городскую систему начального предпринимательского образования.
Ожидаемые результаты:
- рост числа выпускников образовательных учреждений города, подготовленных к предпринимательской деятельности в форме индивидуального предпринимателя;
- повышение популярности предпринимательской деятельности в молодежной среде.
Задача 3. Организовать поддержку создания субъектов молодежного предпринимательства.
Ожидаемый результат: рост числа субъектов молодежного предпринимательства.
Задача 4. Создать инфраструктуру поддержки молодежного предпринимательства и обеспечить ее деятельность.
Ожидаемый результат: создание и развитие инфраструктуры .поддержки субъектов молодежного предпринимательства, создание новых инструментов и субъектов инфраструктуры.
Задача 5. Содействовать развитию сообщества молодых предпринимателей
Ожидаемый результат: количественный и качественный рост молодежных общественных предпринимательских организаций.
3. Перечень и описание программных мероприятий. Состав мероприятий,
необходимые ресурсы и сроки реализации
Перечень основных программных мероприятий представлен в приложении N 1 к Программе.
4. Срок реализации Программы
Срок реализации Программы: 2011 - 2013 годы.
5. Описание социальных и экономических последствий
реализации Программы.
Оценка рисков реализации Программы
Основными социальными и экономическими последствиями реализации Программы будут:
5.1. Улучшение имиджа предпринимательской деятельности в молодежной среде и в городе в целом. Этому будет способствовать перечень мер по пропаганде и популяризации предпринимательской деятельности, которые будут осуществляться в рамках задачи 1, а также преподавание в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного и профессионального образования нового учебного курса "Основы самозанятости и предпринимательства".
5.2. Улучшение ситуации с занятостью молодежи (особенно с выпускниками учреждений профессионального образования) будет способствовать снижению уровня социальной напряженности в молодежной среде, а также уменьшит отток и миграционные настроения молодежи города Хабаровска.
5.3. Создание новых субъектов молодежного предпринимательства обеспечит прирост общего количества субъектов предпринимательства в городе, доли оборота малых предприятий, а также доли налоговых поступлений от субъектов предпринимательства в бюджете города.
5.4. Участие молодых предпринимателей в работе Совета по предпринимательству при мэре города и в Общественной молодежной палате при Хабаровской городской думе повысит уровень знаний предпринимателей в сфере муниципального управления, будет способствовать развитию их лидерских качеств.
5.5. Привлечение молодежи к разработке и реализации отдельных мероприятий Программы повысит их эффективность, поскольку данные мероприятия будут в наибольшей степени соответствовать интересам и потребностям молодежи.
5.6. Проведение маркетинговых исследований и подготовка обобщенных обзоров по приоритетным для развития предпринимательства в городе отраслям будет хорошей поддержкой не только для субъектов молодежного предпринимательства, но и для других бизнесменов, работающих в городе. Кроме того, эти исследования и разработки положат начало формированию информационной инфраструктуры как фактора конкурентной среды.
Технологические риски, связанные с реализацией Программы, отсутствуют, поскольку для всех предложенных мероприятий имеются разработанные и апробированные технологии, а также в городе есть специалисты, владеющие данными технологиями. Бюджет города располагает достаточным количеством финансовых ресурсов.
6. Оценка эффективности расходования бюджетных средств
С учетом общего количества молодежи от 14 до 30 лет, проживающей в городе Хабаровске (156 505 чел.), расходы Программы составляют 106 рублей на 1 человека.
Несмотря на то, что основной целевой группой Программы является молодежь, многие ее мероприятия окажут положительное влияние и на другие категории населения, в том числе на предпринимателей других возрастных категорий. К числу таких мероприятий относятся:
- подготовка видеосюжетов и других пропагандистских материалов о лучших предпринимателях города и предоставление их СМИ для использования в работе;
- ежегодное проведение в городе Всероссийского дня предпринимателя и Всемирной недели предпринимательства;
- реализация проектов, направленных на пропаганду и популяризацию предпринимательской деятельности;
- проведение маркетинговых исследований и подготовки обобщенных обзоров в отраслях, являющихся приоритетными для развития предпринимательства в городе.
Кроме того, в ходе реализации Программы будет разработана инновационная образовательная программа "Основы самозанятости и предпринимательства" и подготовлены как минимум 100 педагогов для ее преподавания. Это будет способствовать повышению качества школьного образования в части реализации одной из основных целей школы - адаптации личности к жизни в обществе. Преподавание данного курса не потребует в дальнейшем расходов из городского бюджета.
7. Методика оценки эффективности Программы
Оценка эффективности Программы будет основываться на мониторинге достижения запланированных результатов, описанных в паспорте Программы и в приложении N 2 к Программе, а именно:
- рост положительного отношения молодежи к предпринимательской деятельности будет определяться в ходе ежегодного социологического исследования состояния молодежного предпринимательства;
- доля выпускников образовательных учреждений, имеющих свой бизнес-проект, будет определяться по информации управления образования города, министерства образования и науки Хабаровского края или непосредственно образовательных учреждений;
- число вновь созданных субъектов молодежного предпринимательства будет определяться по данным налоговых органов;
- число субъектов молодежного предпринимательства, получивших различные формы поддержки, будет определяться по информации структурных подразделений администрации, а также иных организаций, которые будут оказывать различные формы поддержки в ходе реализации Программы;
- количество зарегистрированных членов виртуального сообщества молодых предпринимателей будет определяться на основе статистических данных информационно-коммуникационной площадки;
- число субъектов молодежного предпринимательства, вошедших в молодежные структурные подразделения бизнес-ассоциаций, будет определяться по информации бизнес-ассоциаций.
8. Обоснование потребностей в необходимых ресурсах
Финансовые ресурсы на выполнение мероприятий Программы определялись исходя из сложившихся в городе Хабаровске рыночных цен на соответствующие услуги, а также практики планирования и расходования бюджетных средств на аналогичные мероприятия, реализуемые структурными подразделениями администрации города в ходе выполнения Программ.
Формирование мероприятий настоящей Программы обеспечивается за счет средств бюджета города. Объем финансирования указанных мероприятий за счет средств бюджета должен ежегодно уточняться в соответствии с решением Хабаровской городской думы о бюджете городского округа "Город Хабаровск" на соответствующий год.
Постановлением Администрации города Хабаровска от 8 октября 2012 г. N 4202 в раздел 9 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования (обнародования) названного постановления
9. Система управления реализацией Программы
Общее управление процессом реализации Программы осуществляет управление по делам молодежи и социальным вопросам администрации города Хабаровска (далее - управление по социальным вопросам).
Управление по делам молодежи и социальным вопросам в ходе реализации мероприятий Про-граммы обеспечивает координацию и текущий контроль деятельности исполнителей, контролирует своевременность выполнения мероприятий и целевое использование денежных средств. В установленном порядке информирует управление экономического развития и финансовый департамент администрации города о результатах выполнения Программы.
Для эффективного управления и оценки эффективности реализации Программы формируются и публикуются ежегодные отчеты по выполнению мероприятий Программы.
1 В 2008 году - исследование Дальневосточной академии государственной службы (ДВАГС), результатом которого стала Аналитическая записка по итогам научно-исследовательской работы "Специфика и проблемы состояния молодежного потенциала в Хабаровском крае". В 2009 году исследования проводились автономной некоммерческой организацией "ОНТИНЕТ" в рамках проекта "Свежий ветер".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.