Постановление Правительства Хабаровского края от 22 мая 2012 г. N 163-пр
"О краевой целевой программе "Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2013 - 2015 годы"
29 декабря 2012 г., 11 сентября 2013 г.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 15 апреля 2014 г. N 108-пр настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с пунктом 3.58 распоряжения Губернатора Хабаровского края от 30 декабря 2011 г. N 842-р "Об утверждении примерного перечня проектов законов Хабаровского края, проектов постановлений Законодательной Думы Хабаровского края, проектов федеральных законов, проектов постановлений Губернатора Хабаровского края, Правительства Хабаровского края на 2012 год" Правительство края постановляет:
1. Утвердить прилагаемую краевую целевую программу "Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2013 - 2015 годы" (далее - Программа).
Постановлением Правительства Хабаровского края от 29 декабря 2012 г. N 476-пр пункт 2 настоящего постановления изложен в новой редакции
2. Министерству социальной защиты населения края (Цилюрик Н.И.):
2.1. Обеспечить координацию деятельности краевых государственных учреждений, ответственных за выполнение мероприятий Программы.
2.2. Обеспечить выполнение мероприятий Программы в установленные сроки.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 29 декабря 2012 г. N 476-пр пункт 3 настоящего постановления изложен в новой редакции
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на исполняющего обязанности заместителя Председателя Правительства края по вопросам социального развития Витько А.В.
Губернатор, Председатель |
В.И. Шпорт |
Постановлением Правительства Хабаровского края от 29 декабря 2012 г. N 476-пр настоящая Краевая целевая программа изложена в новой редакции
Краевая целевая программа
"Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов,
семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2013 - 2015 годы"
(утв. постановлением Правительства Хабаровского края от 22 мая 2012 г. N 163-пр
(в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 29 декабря 2012 г. N 476-пр)
29 декабря 2012 г., 11 сентября 2013 г.
Паспорт
краевой целевой программы
"Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей
с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2013 - 2015 годы"
Ответственный исполнитель краевой целевой программы "Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2013 - 2015 годы" (далее - Программа) |
- |
министерство социальной защиты населения Хабаровского края (далее - край) |
Соисполнители, участники Программы |
- |
краевые государственные казенные учреждения - центры социальной поддержки населения |
Цели Программы |
- |
повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной поддержке, сокращение бедности за счет развития адресных форм социальной защиты населения |
Задачи Программы |
- |
предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в дополнение к мерам, предусмотренным законодательством Российской Федерации и края; повышение уровня жизни малоимущих семей, одиноко проживающих граждан; обеспечение социальной интеграции отдельных категорий граждан в общественную жизнь; привлечение внимания общественности к проблемам социально незащищенных слоев населения |
Мероприятия Программы |
- |
мероприятия Программы состоят из двух разделов: меры социальной поддержки по оплате проезда; мероприятия по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и другим категориям граждан |
Показатели (индикаторы) Программы |
- |
удельный вес численности граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, которым оказана материальная помощь, в общей численности граждан, обратившихся за оказанием материальной помощи; удельный вес средств, выплаченных гражданам (семьям) в виде адресной социальной помощи на основе заключенных социальных контрактов, в общем объеме выплаченной адресной социальной помощи; удельный вес денежных выплат отдельным категориям граждан на предоставление мер социальной поддержки по оплате проезда в общем объеме средств, направляемых на предоставление мер социальной поддержки по оплате проезда; количество мероприятий, направленных на социальную интеграцию отдельных категорий граждан в общественную жизнь; доля детей, оздоровленных в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием, от общего количества детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подлежащих оздоровлению; неснижение объема оказываемой государственной социальной помощи из краевого бюджета различным категориям граждан |
Этапы и сроки реализации Программы |
- |
одноэтапно 2013 - 2015 годы |
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных средств на реализацию целей Программы |
- |
Программа финансируется за счет средств краевого бюджета. Объем финансирования составляет 3 714 373,24 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 1 295 326,08 тыс. рублей; 2014 год - 1 209 263,58 тыс. рублей; 2015 год - 1 209 783,58 тыс. рублей. |
Конечные результаты выполнения Программы |
- |
преодоление негативных демографических тенденций, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, повышение качества жизни населения; обеспечение минимальных потребностей малоимущих граждан; доведение охвата малоимущих граждан государственными социальными выплатами до 100 процентов; обеспечение предоставления материальной помощи 100 процентам граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию и обратившихся за ее оказанием; увеличение объема выплаты адресной социальной помощи на основе заключенных социальных контрактов до 45 процентов в общем объеме предоставляемой адресной социальной помощи; рост удельного веса денежных выплат отдельным категориям граждан на предоставление мер социальной поддержки по оплате проезда до 100 процентов в общем объеме средств, направляемых на предоставление мер социальной поддержки по оплате проезда; увеличение доли детей, оздоровленных в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием, от общего количества детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подлежащих оздоровлению, до 50 процентов; повышение внимания общества к проблемам социально незащищенных групп населения |
Постановлением Правительства Хабаровского края от 11 сентября 2013 г. N 271-пр в раздел 1 настоящей Программы внесены изменения
1. Общие положения
В настоящей Программе используются следующие основные понятия:
1) граждане пожилого возраста - лица пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), получатели трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению или ежемесячного пожизненного содержания;
2) малоимущая семья - лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство и имеющие среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в крае;
3) ветераны труда и приравненные к ним лица - лица, имеющие удостоверения "Ветеран труда", "Ветеран военной службы"; лица, награжденные орденами или медалями либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин;
4) труженики тыла - лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 09 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;
5) реабилитированные лица - граждане, признанные в установленном Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" порядке реабилитированными и имеющие справки о реабилитации, выдаваемые правоохранительными органами, постоянно проживающие на территории края;
6) лица, пострадавшие от политических репрессий - граждане, признанные в установленном Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" порядке пострадавшими от политических репрессий и имеющие справки о признании пострадавшими от политических репрессий, выдаваемые правоохранительными органами, постоянно проживающие на территории края;
7) многодетная семья - семья, имеющая трех и более детей (в том числе пасынков и падчериц) в возрасте до 18 лет;
8) малоимущие ветераны боевых действий - лица, указанные в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", имеющие среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в крае;
9) члены семей военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) - члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
10) лица без определенного места жительства и занятий - граждане, не имеющие регистрации по месту жительства (месту пребывания) на территории края и не занятые трудовой деятельностью, приносящей заработок, трудовой доход, а также не зарегистрированные в органах службы занятости;
11) социальный контракт - договор о взаимных обязательствах между малоимущим гражданином и краевым государственным казенным учреждением - центром социальной поддержки населения о предоставлении ему и (или) его семье государственной социальной помощи в виде денежных выплат;
12) социальные нужды - потребность граждан в отдельных услугах, носящих социальный характер, включая: лечение (консультация) в лечебно-профилактических учреждениях края; санаторно-курортное лечение; приобретение лекарственных препаратов; получение юридической помощи; решение вопросов в органах государственной власти края, судебных и правоохранительных органах, учреждениях социальной поддержки населения; решение вопросов, связанных с захоронением близких родственников;
13) ветераны труда Хабаровского края - лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда Хабаровского края.
2. Характеристика текущего состояния сферы социальной поддержки населения
Систему социальной защиты населения Хабаровского края определяют особенности демографического, социального и экономического развития Хабаровского края, а также специфика его бюджетной обеспеченности и структуры социальных расходов.
По состоянию на 01 января 2011 г. общая численность постоянного населения Хабаровского края составляла 1 342,9 тыс. человек, из них 1 098,7 тыс. человек (81,8 %) городские жители и 244,2 тыс. человек (18,2 %) - сельские.
В 2009 - 2011 годах в крае произошла стабилизация демографических показателей. Однако величина естественного прироста населения сохраняется отрицательной (от минус 1,1 в 2009 году до минус 1,7 в 2011 году).
В общей численности населения края доля детского населения в 2011 году составила 238 664 человек (18 %). Соотношение числа детей-инвалидов к общей численности детского населения составило 1,8 процента (в 2010 году - 1,7 % , 2009 году - 1,6 %). Общее число детей в Хабаровском крае, признанных инвалидами при проведении в 2011 году медико-социальной экспертизы, снизилось в сравнении с 2010 годом на 13,8 процента (с 3 575 до 3 083 детей).
Современная демографическая ситуация в крае характеризуется увеличением доли лиц старше трудоспособного возраста: с 1990 по 2010 годы доля лиц пенсионного возраста в общей численности населения края увеличилась с 12,4 процента до 19,5 процента. По состоянию на 01 января 2011 г. численность граждан пожилого возраста составляет 279,8 тыс. человек.
На территории Хабаровского края проживает 390,2 тыс. получателей пенсий. Численность пожилых граждан (женщин старше 55 лет, мужчин старше 60 лет) по состоянию на 01 января 2011 г. составляла 250,4 тыс. человек (18,6 процента населения края, что на 13,9 процента ниже, чем в среднем по стране), на 01 января 2012 г. - 256,6 тыс. человек (19,1 процента населения края).
Величина прожиточного минимума пенсионера в среднегодовом выражении в целом по Хабаровскому краю составила в 2011 году 7 280 рублей в месяц, а для установления социальной доплаты к пенсии - 6 946 рублей в месяц.
Основными доходами граждан пожилого возраста являются выплаты трудовой пенсии в рамках обязательного пенсионного обеспечения. Средний размер пенсии, назначенной в номинальном выражении пенсионерам, состоящим на учете в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, составил на 01 января 2012 г. 9 604,7 рубля в месяц.
Соотношение среднего размера назначенной пенсии с величиной прожиточного минимума пенсионера в целом по Хабаровскому краю на 01 января 2012 г. составило 132 процента.
В целях ликвидации бедности среди пенсионеров за счет средств краевого бюджета выплачивается региональная социальная доплата к пенсии. Региональную социальную доплату к пенсии на 01 января 2012 г. получают около 40 тыс. неработающих пенсионеров, ее размер в среднем по Хабаровскому краю в 2011 году был равен 1 885,8 рубля в месяц. На эти цели из краевого бюджета в 2011 году было выделено 983,1 млн. рублей.
Для неработающих граждан пожилого возраста предусмотрено оказание содействия в текущем ремонте жилого помещения; бесплатное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение в целях долечивания (реабилитации) после инфаркта миокарда, острого нарушения мозгового кровообращения, долечивания больных, оперированных по поводу язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, и после холецистэктомии, и другие виды помощи.
Особое внимание уделяется ветеранам Великой Отечественной войны. В крае проживают 15 062 ветерана, из них 2 485 участников Великой Отечественной войны. С целью определения нуждаемости ветеранов проводится комплексное обследование социально-бытовых условий их проживания. По результатам обследования в 2011 году ветеранам предоставлены различные виды адресной социальной помощи: материальная помощь, продуктовые наборы, бытовая техника на сумму более 30,0 млн. рублей из различных источников финансирования. Одним из востребованных видов помощи является оказание содействия в текущем ремонте жилых помещений. В 2011 году оказано содействие в ремонте жилых помещений 1 603 ветеранам войны. Затраты на ремонтные работы из краевого, местных бюджетов, привлеченных средств составили более 10,0 млн. рублей.
Приоритетным направлением демографической и социальной политики в крае является осуществление мер, направленных на поддержку семей с детьми, усилению адресности социальной поддержки семей.
В настоящее время институт семьи переживает значительные трудности, обусловленные рядом социальных факторов: низкой материальной обеспеченностью и ухудшением здоровья населения, в том числе детей; ослаблением духовно-нравственных ориентиров в семейных отношениях; недостаточной систематической пропагандистской и культурно-просветительской работой по укреплению семьи.
В крае развиваются типичные для современного мира социально-демографические процессы. Растет число неполных семей с детьми, происходит ослабление межпоколенческих связей. Количество семей с детьми, нуждающихся в помощи государства, остается стабильно высоким. В 2011 году их доля составила 47,4 процента от общего количества семей, проживающих в крае (в 2010 году - 49,2 %, в 2009 году - 49,0 %).
Согласно распоряжению Правительства Хабаровского края от 18 марта 2011 г. N 127-рп "Об основных направлениях деятельности Правительства Хабаровского края на период 2011 - 2015 годов" усиление адресной государственной помощи семьям, имеющим детей, в первую очередь малоимущим, является одним из основных направлений деятельности Правительства Хабаровского края на период 2011 - 2015 годов.
Ежемесячные пособия на детей получают 116,0 тыс. малоимущих семей; средний размер пособий составляет 607,75 рубля. В 2011 году на выплату ежемесячных пособий на детей израсходовано 1 137,5 млн. рублей, что на 8 процентов больше, чем в 2010 году - 1 068,5 млн. рублей.
В связи с рождением второго и каждого последующего ребенка, независимо от дохода семьи, выплачивается единовременное пособие за счет средств краевого бюджета в размере 5000,0 рублей. Ежегодно данный вид пособий получает более 6,0 тыс. семей.
В 2011 году был принят и реализуется Закон Хабаровского края от 29 июня 2011 г. N 100 "О бесплатном предоставлении в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Хабаровского края", а также Закон Хабаровского края от 27 июля 2011 г. N 112 "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Хабаровского края", согласно которому в связи с рождением третьего и последующих детей начиная с 01 января 2011 г., семья имеет право на краевой материнский (семейный) капитал в сумме 200 тыс. рублей.
В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" в крае решен вопрос материальной поддержки многодетных семей, имеющих детей в возрасте до трех лет: принят Закон Хабаровского края от 27 июня 2012 г. N 201 "О ежемесячной денежной выплате в случае рождения третьего ребенка или последующих детей". Семьи, имеющие среднедушевой доход ниже среднего по краю, при рождении после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей будут получать ежемесячную денежную выплату в размере прожиточного минимума для детей до достижения ребенком возраста трех лет. Дополнительные расходы краевого бюджета на эти цели в 2013 году составят свыше 143 млн. рублей.
Расширяется выбор форм отдыха и оздоровления детей и подростков за счет развития профильных лагерей, санаторных оздоровительных лагерей круглогодичного действия, творческих смен, малозатратных форм оздоровления. Учитывая особенности дальневосточного климата и трудности с выездом детей из северных районов в осенне-зимний период, путевки в оздоровительные лагеря приобретаются преимущественно на летний период.
Системная работа министерства социальной защиты населения края и краевых государственных казенных учреждений - центров социальной поддержки населения позволила на протяжении последних лет сохранить тенденцию увеличения числа оздоровленных детей (2009 году - 38 %, 2010 году - 45 %, 2011 году - 52,2 %).
Действенной мерой государственной поддержки семей является организация отдыха и оздоровления детей-инвалидов. С 2009 года бесплатный отдых и оздоровление детей-инвалидов организуется без учета доходов семьи, что позволило значительно увеличить число оздоровленных детей данной категории (в 2009 году - 740 человек, 2010 году - 930 человек, 2011 году - 1 302 человека).
В 2012 году на организацию профильных смен для детей-инвалидов дополнительно из краевого бюджета выделено 1,0 млн. рублей.
Таким образом, основной задачей реализации государственной политики в отношении детей-инвалидов в Хабаровском крае является обеспечение им равных возможностей для самореализации и социальной интеграции в общество, повышение уровня и качества их жизни.
С целью создания детям-инвалидам возможности свободного передвижения в крае действует порядок льготной оплаты их проезда на всех видах общественного транспорта. Семьям, имеющим детей-инвалидов, выделяется материальная и натуральная помощь, в том числе адресная социальная помощь, продуктовые наборы, одежда, обувь, канцелярские товары и другие предметы первой необходимости.
В связи со значительной протяженностью территории края, отдаленностью населенных пунктов от краевого и районных центров, их труднодоступностью в интересах граждан оптимизируется социальная поддержка в отношении проезда.
Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на всех видах общественного транспорта на территории Хабаровского края осуществляется в соответствии с Законом Хабаровского края "О краевой целевой программе "Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан", постановлением Губернатора Хабаровского края от 17 мая 2005 г. N 122 "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края".
С 2005 года меры социальной поддержки по проезду предоставляются в денежно-натуральной форме в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100 рублей; перечисления денежных средств краевым государственным казенным учреждениям - центрам социальной поддержки населения для последующего расчета с автотранспортными предприятиями; расчетов с транспортными предприятиями согласно представленным счетам-фактурам на основании договоров, заключенных с министерством.
С 01 января 2011 г. заменена форма предоставления меры социальной поддержки по оплате проезда на автомобильном транспорте междугородного сообщения по социальным нуждам (вместо бесплатного проезда по справкам установленного образца предусмотрена компенсация расходов по проезду в размере 100 процентов).
Основные расходы краевого бюджета производятся за проезд на автомобильном, электрическом транспорте внутригородского сообщения и автомобильном транспорте пригородного внутримуниципального и межмуниципального сообщения, который осуществляется на основании единых социальных проездных билетов. Доля льготников, ежемесячно приобретающих единый социальный проездной билет, ежегодно в среднем составляет 40 процентов от общего числа льготных категорий граждан.
Во исполнение распоряжения Правительства Хабаровского края от 18 марта 2011 г. N 127-рп "Об основных направлениях деятельности Правительства Хабаровского края на период 2011 - 2015 годов" ведется работа по совершенствованию и корректировке механизма перевода натуральных льгот на денежные выплаты. В 2015 году данный показатель по краю должен составлять 100 процентов.
Для выполнения в дальнейшем задачи, поставленной Основными направлениями деятельности Правительства Хабаровского края, будет прорабатываться вопрос по совершенствованию системы социальной поддержки отдельным категориям граждан по проезду на пригородном и междугороднем видах железнодорожного и водного транспорта, проводиться подготовительная работа по переводу различных компенсационных выплат на единую ежемесячную денежную выплату.
Задача по обеспечению социальной интеграции отдельных категорий граждан в общественную жизнь и привлечению внимания общественности к проблемам социально незащищенных слоев населения реализуется по следующим направлениям.
В отношении ветеранов войны государственная политика строится, в том числе, и на пропаганде подвига советского народа в Великой Отечественной войне, сохранении исторических ценностей и традиций уважительного отношения к старшему поколению. Традиционными стали проведение мероприятий, посвященных Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, Международному дню освобождения узников фашизма, годовщинам Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, окончания Второй мировой войны, образования Хабаровского края, Международному дню пожилых людей, Дню памяти жертв политических репрессий. Ежегодно ко Дню Победы из краевого бюджета ветеранам войны производятся единовременные денежные выплаты в общей сумме свыше 10,0 млн. рублей.
Государственная семейная политика не может ограничиваться только ориентацией на создание условий для воспроизводства населения и предоставлении помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Очевидна необходимость разработки качественно иной идеологии системы организационных и иных мер по формированию образа успешной семьи, пропаганды семейных ценностей, здорового образа жизни и традиций здоровой семейной жизнедеятельности. С этой целью на краевом уровне проводятся праздники "День семьи", "День защиты детей", "День семьи, любви и верности", "День матери" и другие, позволяющие обеспечить новый уровень положения семьи в обществе, расширить жизненное пространство семьи, повысить уровень ответственности родителей за воспитание детей.
Особое внимание в крае уделяется гражданам, имеющим заслуги перед Российской Федерацией, Хабаровским краем, и членам их семей. Независимо от дохода семьи за счет средств краевого бюджета выплачиваются персональная надбавка к пенсии, ежемесячная доплата к пенсии инвалидам I, II групп вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы по призыву. Малоимущим семьям военнослужащих, погибших в Афганистане, Чеченской Республике, Республике Таджикистан, предоставляется ежемесячное пособие. Количество получателей указанных выплат, размеры выплат и суммы расходов на эти цели в 2011 году составили:
N п/п |
Наименование выплаты |
Количество получателей (человек) |
Расходы (млн. рублей) |
1. |
Персональная надбавка к пенсии в размере 700 рублей |
1 166 |
10,4 |
2. |
Ежемесячная доплата к пенсии в размере 700 рублей |
112 |
1,0 |
3. |
Ежемесячное пособие в размере 1 700 рублей семьям военнослужащих, погибших в Афганистане, Чеченской Республике, Республике Таджикистан |
57 |
1,2 |
В 2012 году впервые было предоставлено право получать персональную надбавку к пенсии лицам, награжденным орденами "Мать-героиня" и "Материнская слава", до 800,0 рублей в месяц была увеличена ежемесячная доплата к пенсии инвалидам I, II групп вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы по призыву.
Принимая во внимание социально-демографические и экономические особенности жизнедеятельности населения Хабаровского края, можно выделить следующие определяющие аспекты системы социальной поддержки:
- высокий удельный вес граждан пожилого возраста в общей численности населения и уязвимость неработающих пенсионеров из-за низкого соотношения между средней заработной платой и средней пенсией определяют граждан пожилого возраста и инвалидов как приоритетную группу социальной поддержки. Сложившаяся система мер социальной поддержки компенсирует большинство рисков потери доходов, вместе с тем высокие расходы на доплаты к пенсиям формируют риски для бюджетной устойчивости;
- сложившаяся система семейно-брачных отношений и социально-экономическое неравенство сформировали угрозы для экономической устойчивости семьи, семейного благополучия. Семьи с детьми отличаются высокими рисками бедности.
На 01 января 2012 г. в общекраевом регистре граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, числилось 355,5 тыс. человек, в том числе 102,0 тыс. человек - федеральные льготники, 253,5 тыс. человек - региональные льготники (реабилитированные лица и лица, пострадавшие от политических репрессий, труженики тыла, ветераны труда, граждане пожилого возраста, дети из многодетных семей). Все нормативно-публичные обязательства перед жителями края исполняются в полном объеме.
В целом, предоставление мер социальной поддержки и государственной социальной помощи основано на двух принципах:
- универсальном принципе предоставления мер социальной поддержки определенным категориям граждан без проверки нуждаемости;
- принципе адресности с дифференциацией населения по уровню нуждаемости.
Для преодоления крайних форм бедности недостаточно одного экономического роста, необходима адресная и эффективная система социальной защиты.
Адресная помощь гражданам, нуждающимся в социальной поддержке, - это поддержка семей и граждан, для которых четко установлены критерии необходимой помощи; адресные программы предусматривают поддержку граждан или семей с низким уровнем доходов на основе проверки нуждаемости.
При этом, целевая установка на приоритетную поддержку бедных семей не может быть достигнута без эффективных процедур контроля доходов заявителя и ограничений для входа в программы для небедных категорий граждан.
Преимущество адресности как средства борьбы с бедностью состоит в том, что чем более точен охват мерами социальной поддержки самых бедных членов общества, тем меньше потери ресурсов, выделяемых на программы социальной поддержки, и, следовательно, дешевле обходится достижение цели - снижение уровня бедности. При этом, эффективности распределения имеющихся ресурсов уделяется значительное внимание даже в развитых странах, где проблема бедности стоит не так остро и на социальные нужды выделяются значительные средства.
Таким образом, закономерно, что если социальная политика края направлена на снижение бедности, то средства, выделяемые в виде социальных пособий, должны быть предназначены малоимущим гражданам.
Как показывает практика на федеральном и региональном уровне, решение приоритетных задач по улучшению положения отдельных категорий граждан целесообразно решать программно-целевым методом, это позволяет сосредоточить материальные и финансовые ресурсы на решении наиболее острых проблем, проводить мониторинг результатов реализации Программы.
Целесообразность решения проблем социальной поддержки населения на основе программно-целевого подхода обусловлена, во-первых, масштабностью и высокой социально-экономической значимостью решаемых проблем. Во-вторых, необходимостью повышения эффективности и результативности оказываемых мер социальной поддержки населению и необходимостью повышения финансовой устойчивости системы, включая оптимизацию численности получателей и объема оказываемой помощи.
Действующая система социальной поддержки и государственной социальной помощи нуждается в дальнейшей модернизации и совершенствовании.
Модернизация будет осуществляться поэтапно и за счет: повышения адресности при предоставлении мер социальной поддержки; поэтапной замены неэффективных с точки зрения социальной справедливости обязательств с единовременным введением новых форм помощи и поддержки.
Таким образом, основными направлениями модернизационного развития являются:
- развитие принципов адресности при предоставлении социальных выплат и оказании государственной социальной помощи;
- повышение эффективности и результативности оказываемых населению мер социальной поддержки.
3. Цели и задачи целевой программы
В целях реализации конституционно закрепленного принципа социального государства система социальных выплат в денежной и натуральной форме, предоставляемых за счет средств краевого бюджета, призвана повысить уровень жизни населения.
Задачи политики органов государственной власти в сфере социальной поддержки населения заключаются в повышении уровня социальной защищенности, обеспечении нуждающихся граждан социальными услугами, предоставлении социальных гарантий (социальных выплат) в необходимом объеме и качестве, постепенном переходе от иждивенческо-потребительской системы социальной защиты населения к системе активного партнерства государства и гражданина.
При этом, принимаемые меры должны быть эффективными и достигать максимального результата в соответствии со стратегическими и тактическими целями:
1. Повышение эффективности мер социальной поддержки за счет развития и усиления адресного оказания социальной помощи малоимущим слоям населения края.
2. Сокращение уровня бедности.
Во исполнение задач, поставленных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, целями Программы являются:
повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной поддержке;
сокращение бедности за счет развития адресных форм социальной защиты населения.
Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих задач:
предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в дополнение к мерам, предусмотренным законодательством Российской Федерации и края;
повышение уровня жизни малоимущих семей, одиноко проживающих граждан;
обеспечение социальной интеграции отдельных категорий граждан в общественную жизнь; привлечение внимания общественности к проблемам социально незащищенных слоев населения.
В рамках решения данных задач будут реализованы мероприятия, направленные на расширение адресности при предоставлении мер социальной поддержки гражданам с доходами ниже прожиточного минимума с внедрением современных социальных технологий, в том числе системы социальных контрактов.
Так, внедрение современной технологии адресной социальной помощи с заключением социальных контрактов стало необходимым в современных условиях для выполнения стратегической цели по снижению бедности. В 2011 году заключено 14 социальных контрактов в г. Хабаровске, Амурском и Верхнебуреинском районах. Размер оказанной помощи составлял от 10 до 45 тыс. рублей на семью. Денежные средства были использованы получателями на развитие подсобного хозяйства, на оплату профессионального обучения и осуществление индивидуальной трудовой деятельности, на решение срочных неотложных нужд. Результаты эксперимента показали, что выделенные бюджетные средства 60 процентами получателей направлены на увеличение среднедушевого дохода их семей и в дальнейшем будут способствовать выходу этих семей из категории малоимущих. В 2012 году государственная социальная помощь на основе социальных контрактов предоставляется во всех территориях края.
Решение установленных Программой задач позволит, с одной стороны, оказать конкретную помощь нуждающимся малоимущим гражданам, а с другой стороны создать условия для их становления на основе самообеспечения, трудовой занятости, а также при прочих равных условиях, создаст основу для увеличения в стоимостном выражении, объемов индивидуальной социальной поддержки и, в то же время, более эффективного использования средств краевого бюджета.
4. Прогноз конечных результатов реализации целевой программы
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
преодоление негативных демографических тенденций, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, повышение качества жизни населения;
обеспечение минимальных потребностей малоимущих граждан;
доведение охвата малоимущих граждан государственными социальными выплатами до 100 процентов;
обеспечение предоставления материальной помощи 100 процентам граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию и обратившихся за ее оказанием;
увеличение объема выплаты адресной социальной помощи на основе заключенных социальных контрактов до 45 процентов в общем объеме предоставляемой адресной социальной помощи;
рост удельного веса денежных выплат отдельным категориям граждан на предоставление мер социальной поддержки по оплате проезда до 100 процентов в общем объеме средств, направляемых на предоставление мер социальной поддержки по оплате проезда;
увеличение доли детей, оздоровленных в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием, от общего количества детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подлежащих оздоровлению, до 50 процентов;
повышение внимания общества к проблемам социально незащищенных групп населения.
5. Сроки и этапы реализации целевой программы
Программа реализуется в течение 2013 - 2015 годов.
Решение проблем социальной поддержки граждан в полном объеме не может иметь четко определенных временных рамок, поскольку связано с выполнением одной из социальных функций государства. В этой связи этапы реализации Программы не выделяются.
6. Перечень показателей (индикаторов) целевой программы
Оценка эффективности реализации деятельности системы социальной поддержки населения невозможна без целевых индикаторов, позволяющих объективно оценивать состояние работ по Программе. В систему целевых индикаторов включены следующие показатели (приложение N 1):
удельный вес численности граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, которым оказана материальная помощь, в общей численности граждан, обратившихся за оказанием материальной помощи: количественно характеризует ход реализации Программы; отражает решение задачи по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в дополнение к мерам, предусмотренным законодательством Российской Федерации и края. Определяется на основании анализа отчетных данных краевых государственных казенных учреждений - центров социальной поддержки населения (далее - центры социальной поддержки). Рассчитывается путем деления количества граждан, которым оказана материальная помощь, на количество граждан, попавших в трудную жизненную и обратившихся за ее предоставлением, и умножения на 100;
удельный вес средств, выплаченных гражданам (семьям) в виде адресной социальной помощи на основе заключенных социальных контрактов, в общем объеме выплаченной адресной социальной помощи: количественно характеризует ход реализации Программы; отражает решение задачи по повышению уровня жизни малоимущих семей, одиноко проживающих граждан. Определяется на основании анализа отчетных данных центров социальной поддержки. Рассчитывается путем деления суммы средств, выплаченных гражданам (семьям) в виде адресной социальной помощи на основе заключенных социальных контрактов, на сумму выплаченной адресной социальной помощи, и умножения на 100;
удельный вес денежных выплат отдельным категориям граждан на предоставление мер социальной поддержки по оплате проезда в общем объеме средств, направляемых на предоставление мер социальной поддержки по оплате проезда: количественно характеризует ход реализации Программы; отражает решение задачи по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в дополнение к мерам, предусмотренным законодательством Российской Федерации и края. Определяется на основании анализа отчетных данных центров социальной поддержки. Рассчитывается путем деления суммы денежных выплат отдельным категориям граждан на предоставление мер социальной поддержки по оплате проезда на общую сумму средств, направляемых на предоставление мер социальной поддержки по оплате проезда, и умножения на 100;
количество мероприятий, направленных на социальную интеграцию отдельных категорий граждан в общественную жизнь: количественно характеризует ход реализации Программы; отражает решение задачи по обеспечению социальной интеграции отдельных категорий граждан в общественную жизнь и привлечению внимания общественности к проблемам социально незащищенных слоев населения. Определяется на основании анализа отчетных данных центров социальной поддержки. Рассчитывается как сумма мероприятий, направленных на социальную интеграцию отдельных категорий граждан в общественную жизнь;
доля детей, оздоровленных в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием, от общего количества детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подлежащих оздоровлению: количественно характеризует ход реализации Программы; отражает решение задачи по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в дополнение к мерам, предусмотренным законодательством Российской Федерации и края. Определяется на основании анализа отчетных данных центров социальной поддержки. Рассчитывается путем деления количества детей, оздоровленных в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием, на общее количество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подлежащих оздоровлению, и умножения на 100;
неснижение объема оказываемой государственной социальной помощи из краевого бюджета различным категориям граждан: количественно характеризует ход реализации Программы; отражает решение задачи по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в дополнение к мерам, предусмотренным законодательством Российской Федерации и края. Определяется на основании анализа отчетных данных центров социальной поддержки. Рассчитывается как отношение установленной на текущий год суммы расходов на оказываемую государственную социальную помощь из краевого бюджета различным категориям граждан к аналогичным расходам предыдущего года в сопоставимых условиях (без учета социальной помощи, предусмотренной в текущем году по иным мероприятиям и программам).
7. Краткое описание программных мероприятий
Достижение поставленных целей и решение задач Программы осуществляется путем реализации комплекса мероприятий.
Мероприятия Программы (приложение N 2) состоят из двух разделов.
Раздел 1 включает меры социальной поддержки по оплате проезда, предоставляемые отдельным категориям граждан в виде оплаты проезда на городском транспорте общего пользования, автомобильном транспорте пригородного внутримуниципального и межмуниципального сообщения, в том числе ежемесячной денежной выплаты на проезд в размере 100 рублей, бесплатного обеспечения едиными социальными проездными билетами; компенсации расходов по оплате проезда по социальным нуждам на автомобильном транспорте междугородного сообщения, на пассажирских поездах дальнего следования и скоростных судах местных маршрутов, на воздушном транспорте на местных маршрутах; компенсации расходов по оплате проезда в краевые стационарные учреждения социального обслуживания населения на постоянное проживание; расходов по оплате проезда до определенных в Программе пунктов назначения (и обратно), а также в установленные Программой периоды года.
Раздел 2 включает мероприятия по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и другим категориям граждан, в том числе предоставление адресной социальной помощи, единовременной материальной помощи семьям (гражданам), оказавшимся в бедственном положении в связи с трудной жизненной ситуацией, единовременной помощи и социального пособия на погребение, ежемесячного пособия в размере 1 700 рублей семьям военнослужащих, погибших в Афганистане, Чеченской Республике, Республике Таджикистан, персональной надбавки к пенсии в размере 700 рублей, ежемесячной доплаты к пенсии в размере 800 рублей, компенсации в размере 50 процентов расходов по оплате коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда, компенсации расходов по оплате за обучение, а также оплата путевок в санатории в установленных Программой целях, мероприятия по оплате путевок в оздоровительные лагеря с дневным пребыванием, проезда организованных групп детей к местам отдыха и обратно, по организации профильных смен для детей-инвалидов в учреждениях отдыха и оздоровления, проведение социальных мероприятий.
Мероприятия в рамках Программы не дублируют иные реализуемые программы и не финансируются из иных источников, кроме определенных в рамках Программы ассигнований краевого бюджета.
8. Ресурсное обеспечение реализации целевой программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом Хабаровского края о краевом бюджете на очередной финансовый год.
На реализацию мероприятий Программы в 2013 - 2015 годы предполагается направить бюджетные ассигнования краевого бюджета в размере 3 714 373,24 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 1 295 326,08 тыс. рублей;
2014 год - 1 209 263,58 тыс. рублей;
2015 год - 1 209 783,58 тыс. рублей.
Информация по ресурсному обеспечению реализации Программы за счет средств краевого бюджета приведена в приложении N 3.
9. Анализ рисков реализации целевой программы
Важным условием успешной реализации Программы является компонент управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Программы. На минимизацию рисков невыполнения мероприятий Программы в связи с возникшими техническими и организационными сложностями нацелен мониторинг. Административный риск, связанный с неверными действиями и суждениями людей, непосредственно задействованных в реализации Программы, защищен закреплением персональной ответственности исполнителей мероприятий Программы.
Важным экономическим и финансовым риском является возможное уменьшение объема средств краевого бюджета, направляемых на реализацию мероприятий Программы, в связи с экономической ситуацией, оптимизацией расходов при формировании бюджета. Для уменьшения данного риска бюджет Программы сформирован исходя из "пессимистического" прогноза развития экономической ситуации. Гарантией исполнения мероприятий Программы является бюджетная обеспеченность основных мероприятий Программы.
В целом, способом ограничения рисков будет являться мониторинг эффективности проводимых мероприятий, ежегодная корректировка целевых показателей в зависимости от достигнутых результатов.
10. Механизм реализации целевой программы
Реализация мероприятий Программы осуществляется в соответствии с федеральным и краевым законодательством.
Ответственным исполнителем, осуществляющим управление Программой и контроль за ходом реализации программных мероприятий, является министерство социальной защиты населения края.
Участниками Программы являются краевые государственные казенные учреждения - центры социальной поддержки населения.
Ответственный исполнитель Программы:
- осуществляет реализацию мероприятий Программы;
- проводит мониторинг, включающий контроль за процессом реализации Программы, экспертизу достигнутых результатов и выработку рекомендаций по совершенствованию программных мероприятий и управленческих инструментов; подготавливает указания по эффективному выполнению мероприятий Программы с учетом хода их реализации;
- ведет отчетность по реализации Программы;
- ежегодно уточняет механизм реализации Программы, целевые индикаторы, расходы на реализацию мероприятий Программы с учетом особенностей их реализации, исключая дублирование мероприятий, и их финансирования;
- организует размещение в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, в том числе сети "Интернет", сведений о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга реализации Программы, программных мероприятиях;
- разрабатывает в пределах своей компетенции проекты нормативных правовых актов, необходимых для реализации Программы;
- представляет ответственному исполнителю государственной целевой программы Хабаровского края "Развитие социальной защиты населения Хабаровского края", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 16 мая 2012 г. N 152-пр, в рамках которой реализуется Программа, сведения, необходимые для проведения мониторинга реализации Программы, формирования сводных отчетов (в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом), подготовки годового отчета (в срок до 10 февраля года, следующего за отчетным), оценки эффективности Программы.
В рамках реализации Программы проводятся совещания, семинары, заседания "круглого стола" и другие организационные мероприятия, способствующие решению поставленных задач.
Участники Программы:
- осуществляют реализацию программных мероприятий;
- несут ответственность за эффективное и целевое использование средств, выделяемых на реализацию программных мероприятий;
- ежегодно направляют ответственному исполнителю Программы в срок до 01 февраля года, следующего за отчетным, сведения о ходе реализации программных мероприятий, исполнителями которых они являются, и сведения о ходе реализации программы за отчетный год.
Приложение N 1
к Программе
Сведения
о показателях (индикаторах) краевой целевой программы
"Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми,
малоимущих и других категорий граждан на 2013 - 2015 годы"
N п/п |
Наименование показателя (индикатора) долгосрочной краевой целевой программы |
Единица измерения |
Источник информации |
Значение показателя (индикатора) |
||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
Удельный вес численности граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, которым оказана материальная помощь, в общей численности граждан, обратившихся за оказанием материальной помощи |
процентов |
анализ отчетных данных |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
2. |
Удельный вес средств, выплаченных гражданам (семьям) в виде адресной социальной помощи на основе заключенных социальных контрактов, в общем объеме выплаченной адресной социальной помощи |
процентов |
анализ отчетных данных |
1,4 |
3,0 |
15,0 |
30,0 |
45,0 |
3. |
Удельный вес денежных выплат отдельным категориям граждан на предоставление мер социальной поддержки по оплате проезда в общем объеме средств, направляемых на предоставление мер социальной поддержки по оплате проезда |
процентов |
анализ отчетных данных |
32,8 |
34,65 |
36,1 |
100 |
100 |
4. |
Количество мероприятий, направленных на социальную интеграцию отдельных категорий граждан в общественную жизнь |
единиц |
анализ отчетных данных |
167 |
186 |
186 |
186 |
186 |
5. |
Доля детей, оздоровленных в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием, от общего количества детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подлежащих оздоровлению |
процентов |
анализ отчетных данных |
38 |
41 |
44 |
47 |
50 |
6. |
Неснижение объема оказываемой государственной социальной помощи из краевого бюджета различным категориям граждан (коэффициент) |
|
анализ отчетных данных |
1,065 |
1,053 |
1,043 |
1,033 |
1,002 |
Постановлением Правительства Хабаровского края от 11 сентября 2013 г. N 271-пр в приложение настоящей Программы внесены изменения
Приложение N 2
к Программе
Перечень
мероприятий краевой целевой программы "Социальная поддержка граждан пожилого возраста,
инвалидов, семей с детьми и других категорий граждан на 2013 - 2015 годы"
Ответственный исполнитель - министерство социальной защиты населения края
11 сентября 2013 г.
N п/п |
Наименование мероприятия |
Категории граждан. Основание |
Срок реализации |
Непосредственный результат (краткое описание) |
Последствия нереализации мероприятия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Раздел 1. Меры социальной поддержки по оплате проезда |
||||
1.1. |
Предоставление мер социальной поддержки отдельным льготным категориям граждан по оплате проезда на городском транспорте общего пользования, автомобильном транспорте пригородного внутримуниципального и межмуниципального сообщения в том числе: |
|
2013 - 2015 гг. |
повышение качества и доступности социальных услуг по реализации прав граждан по проезду на транспорте |
социальное недовольство среди населения края |
|
- ежемесячная денежная выплата на проезд в размере 100 рублей |
граждане пожилого возраста, не имеющие льготы на проезд по другим основаниям; ветераны труда и приравненные к ним лица; ветераны труда Хабаровского края; труженики тыла; реабилитированные лица и лица, пострадавшие от политических репрессий; учащиеся общеобразовательных учреждений из многодетных семей; учащиеся специальных (коррекционных) учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья из многодетных семей |
|
|
|
|
- бесплатное обеспечение едиными социальными проездными билетами |
инвалиды Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица; участники Великой Отечественной войны; категории граждан, перечисленные в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235; члены семей военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей); Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы, ордена "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" |
|
|
|
1.2. |
Компенсация: - в размере 100 процентов расходов по оплате проезда на автомобильном транспорте междугородного сообщения по социальным нуждам |
категории граждан, перечисленные в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235; ветераны Великой Отечественной войны; ветераны труда и приравненные к ним лица; ветераны труда Хабаровского края; труженики тыла; реабилитированные лица и лица, пострадавшие от политических репрессий; ветераны боевых действий; члены семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий; члены семей военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей); инвалиды, в том числе дети-инвалиды; граждане пожилого возраста, проживающие в сельской местности; ветераны труда Хабаровского края; |
2013 - 2015 гг. |
доступность необходимых социальных услуг |
неудовлетворенность граждан, отсутствие возможности получения необходимых услуг |
|
- в размере 100 процентов расходов по оплате проезда в Хабаровский филиал федерального государственного учреждения "МНТК "Микрохирургия глаза" им. академика С.Н. Федорова Росмедтехнологии", муниципальное учреждение здравоохранения "Городская больница N 10" управления здравоохранения администрации г. Хабаровска, муниципальное учреждение здравоохранения "Городская больница N 4" отдела здравоохранения администрации г. Комсомольска-на-Амуре, краевое государственное бюджетное учреждение "Хабаровский центр социальной реабилитации инвалидов" (для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей - пролета при отсутствии другого вида транспорта) |
малоимущие граждане пожилого возраста; инвалиды; дети-инвалиды |
|
|
|
|
в размере 50 процентов расходов по оплате проезда |
лица, сопровождающие инвалидов I группы и детей-инвалидов в соответствии с медицинскими показаниями |
|
|
|
|
- в размере 100 процентов расходов по оплате проезда в краевые стационарные учреждения социального обслуживания населения на постоянное проживание |
малоимущие: граждане пожилого возраста, инвалиды, дети-инвалиды |
|
|
|
|
- в размере 100 процентов расходов по оплате проезда (туда и обратно) на воздушном транспорте на местных маршрутах Хабаровск - Новокуровка - Победа в период с 1 по 30 апреля и с 1 по 30 ноября для лиц, проживающих в пос. Победа, с. Новокуровка, с. Улика-Национальная, с. Иванковцы, с. Пасека, с. Хаил Хабаровского района, один раз в месяц по социальным нуждам |
граждане пожилого возраста |
|
|
|
|
- в размере 100 процентов расходов по оплате проезда на пассажирских поездах дальнего следования и скоростных судах местных маршрутов по социальным нуждам |
малоимущие: граждане пожилого возраста, инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, члены семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, члены семей военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), дети-инвалиды, труженики тыла, реабилитированные лица, лица, пострадавшие от политических репрессий, ветераны труда и приравненные к ним лица |
|
|
|
1.3. |
Бесплатный проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения (при отсутствии пригородного сообщения - компенсация в размере 100 процентов расходов по оплате проезда на поездах дальнего следования по социальным нуждам) |
труженики тыла; реабилитированные лица и лица, пострадавшие от политических репрессий; ветераны труда Хабаровского края |
2013 - 2015 гг. |
доступность социальных услуг по реализации прав проезда на транспорте |
неудовлетворенность граждан, отсутствие возможности получения необходимых услуг |
|
бесплатный проезд на водном транспорте внутригородского, пригородного сообщения (при отсутствии пригородного сообщения - на скоростных судах местных маршрутов по социальным нуждам) |
категории граждан, перечисленные в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235; ветераны Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий; члены семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий; члены семей военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей); труженики тыла; реабилитированные лица и лица, пострадавшие от политических репрессий; инвалиды, в том числе дети-инвалиды |
|
|
|
|
50-процентная скидка на оплату проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения и водном транспорте внутригородского, пригородного сообщения (при отсутствии пригородного сообщения - по социальным нуждам: компенсация в размере 50 процентов расходов по оплате проезда на поездах дальнего следования и 50-процентная скидка на оплату проезда на скоростных судах местных маршрутов) |
ветераны труда и приравненные к ним лица |
|
|
|
|
бесплатный проезд (туда и обратно) на водном транспорте на скоростных судах местных маршрутов в период с 01 мая по 31 октября для лиц, проживающих в пос. Победа, с. Новокуровка, с. Улика-Национальная, с. Иванковцы, с. Пасека, с. Хаил Хабаровского района, с. Бельго, с. Верхнетамбовское, с. Нижние Халбы Комсомольского района, один раз в месяц по социальным нуждам |
граждане пожилого возраста |
|
|
|
1.4. |
50-процентная скидка на оплату проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения и водном транспорте внутригородского, пригородного сообщения (при отсутствии пригородного сообщения - по социальным нуждам: компенсация в размере 50 процентов расходов за проезд на поездах дальнего следования и 50-процентная скидка на оплату проезда на скоростных судах местных маршрутов): - для проживающих в городской местности не более 18 поездок в месяц в период с 01 мая по 31 октября; - для проживающих в сельской местности не более 10 поездок в месяц в течение года |
граждане пожилого возраста |
2013 - 2015 гг. |
доступность социальных услуг по реализации прав проезда на всех видах транспорта |
неудовлетворенность граждан, отсутствие возможности получения необходимых услуг |
1.5. |
50-процентная скидка на оплату проезда на автомобильном транспорте общего пользования пригородного сообщения в период с 01 мая по 31 октября |
граждане пожилого возраста, проживающие в городской местности |
2013 - 2015 гг. |
повышение качества и доступности социальных услуг по реализации прав проезда на всех видах транспорта |
неудовлетворенность граждан, отсутствие возможности получения необходимых услуг |
|
бесплатный проезд на автомобильном транспорте общего пользования пригородного сообщения - не более 10 поездок в месяц в течение года |
граждане пожилого возраста, проживающие в сельской местности |
|
||
|
Раздел 2. Мероприятия по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и другим категориям граждан |
||||
2.1. |
Адресная социальная помощь, в том числе государственная социальная помощь на основе заключенных социальных контрактов |
малоимущие граждане, среднедушевой доход которых ниже величины среднедушевого прожиточного минимума, установленной на территории края: граждане пожилого возраста; инвалиды; одинокие беременные женщины; одинокие женщины, имеющие детей в возрасте до одного года; дети-инвалиды; дети несовершеннолетних родителей; дети, у которых один или оба родителя являются инвалидами или гражданами пожилого возраста; дети из неполных семей и дети из многодетных семей; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей на период оформления документов об установлении над ними опеки (попечительства), находящиеся на иждивении родственников или иных лиц; дети, находящиеся под опекой; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет |
2013 - 2015 гг. |
повышение качества жизни и усиление государственной поддержки малоимущих граждан (семей), оказавшихся в трудной жизненной ситуации |
снижение уровня жизни малоимущих граждан |
2.2. |
Единовременная материальная помощь семьям (гражданам), оказавшимся в бедственном положении в связи с трудной жизненной ситуацией |
граждане пожилого возраста; инвалиды; дети-инвалиды; малоимущие семьи с несовершеннолетними детьми; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет; лица без определенного места жительства и занятий |
2013 - 2015 гг. |
повышение качества жизни и усиление государственной поддержки малоимущих граждан (семей), оказавшихся в трудной жизненной ситуации |
снижение уровня жизни малоимущих граждан |
2.3. |
Единовременная помощь на погребение |
граждане, осуществляющие погребение умерших малоимущих пенсионеров, не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, инвалидов, не имеющих близких родственников, обязанных по закону осуществлять за ними уход; малоимущие семьи с несовершеннолетними детьми, потерявшие кормильца |
2013 - 2015 гг. |
усиление государственной поддержки малоимущих граждан (семей), оказавшихся в трудной жизненной ситуации |
неудовлетворенность граждан, отсутствие возможности получения необходимых услуг |
2.4. |
Социальное пособие на погребение |
супруг(а), близкий родственник, иной родственник, законный представитель умершего или иное лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности |
2013 - 2015 гг. |
усиление государственной поддержки малоимущих граждан (семей), оказавшихся в трудной жизненной ситуации |
неудовлетворенность граждан, отсутствие возможности получения необходимых услуг |
2.5. |
Ежемесячное пособие семьям военнослужащих, погибших или без вести пропавших в ходе боевых действий в Афганистане и при выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и Республике Таджикистан |
Члены семей военнослужащих, погибших или без вести пропавших в ходе боевых действий в Афганистане и при выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и Республике Таджикистан (Закон Хабаровского края от 24 апреля 2013 г. N 280 "О ежемесячном пособии семьям военнослужащих, погибших или без вести пропавших в ходе боевых действий в Афганистане и при выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и Республике Таджикистан") |
2013 - 2015 гг. |
расширение мер государственной социальной поддержки семей военнослужащих, погибших в Афганистане, Чеченской Республике, Республике Таджикистан или без вести пропавших в ходе боевых действий в Афганистане и при выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и Республике Таджикистан |
снижение уровня жизни малоимущих семей военнослужащих |
2.6. |
Персональная надбавка к пенсии в размере 700 рублей |
неработающие пенсионеры, получающие пенсии через территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации: вдовы инвалидов и участников Великой Отечественной войны, награжденные одним орденом; граждане, награжденные двумя и более орденами; граждане, имеющие почетные звания СССР, РСФСР, Российской Федерации; граждане, награжденные Почетным знаком Правительства края "За заслуги" имени Н. Муравьева-Амурского, Почетным знаком Правительства края "Заслуженный ветеран"; орденами "Родительская слава", "Мать-героиня", "Материнская слава", Почетным знаком Правительства края "Материнская слава"; бывшие персональные пенсионеры союзного, республиканского и местного значения |
2013 - 2015 гг. |
дополнительные ежемесячные выплаты гражданам, имеющим особые заслуги перед краем |
социальное недовольство среди отдельных категорий граждан; снижение уровня жизни граждан |
2.7. |
Ежемесячная доплата к пенсии в размере 800 рублей |
инвалиды I, II групп вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы по призыву (срочной службы), получающие одну пенсию через территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации |
2013 - 2015 гг. |
усиление государственной социальной поддержки |
социальное недовольство среди отдельных категорий граждан; снижение уровня жизни граждан |
2.8. |
Компенсация в размере 50 процентов расходов по оплате коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, в том числе в баллонах, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных Правительством края), а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива; подвоз воды; по оплате услуг связи и за пользование коллективной телевизионной антенной (кроме спутниковых телевизионных антенн) |
малоимущие ветераны боевых действий |
2013 - 2015 гг. |
расширение предоставляемых мер социальной поддержки за счет средств краевого бюджета |
социальное недовольство среди отдельных категорий граждан; снижение уровня жизни граждан |
2.9. |
Материальная помощь ко Дню Победы |
ветераны Великой Отечественной войны |
2013 - 2015 гг. |
ежегодная выплата к 9 маю |
социальное недовольство среди населения края |
2.10. |
Компенсация расходов по оплате проезда школьников из малоимущих семей в период с 01 мая по 15 сентября на дачные участки |
малоимущие семьи, имеющие детей школьного возраста |
2013 - 2015 гг. |
усиление социальной поддержки малоимущих семей |
отсутствие возможности оказать помощи родителям в работе на дачных участках |
2.11. |
Компенсация расходов по оплате проезда к месту обучения и обратно: - в размере 100 процентов расходов по оплате проезда в учебные заведения края и учебные заведения, подведомственные Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Всероссийскому Ордена Трудового Красного Знамени обществу слепых |
малоимущие семьи (граждане): инвалиды, дети-инвалиды; ветераны боевых действий из числа военнослужащих по призыву, уволенных в запас; дети военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей); |
2013 - 2015 гг. |
усиление государственной социальной поддержки |
отсутствие возможности получения образования |
|
- в размере 50 процентов расходов по оплате проезда в учебные заведения за пределы края |
инвалиды, дети-инвалиды |
|
|
|
2.12. |
Компенсация расходов по оплате за обучение в том числе: |
|
2013 - 2015 гг. |
усиление государственной социальной поддержки |
отсутствие возможности получения образования |
|
- в размере 100 процентов в учреждениях высшего профессионального, среднего профессионального и начального профессионального образования края |
малоимущие семьи (граждане): инвалиды, дети-инвалиды; ветераны боевых действий из числа военнослужащих по призыву, уволенных в запас; дети военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) |
|
|
|
|
- в размере 50 процентов в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования края |
дети военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, погибших в ходе боевых действий в Чеченской Республике и в ходе проведения контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона |
|
|
|
2.13. |
Оплата путевок в санатории в целях: |
|
2013 - 2015 гг. |
укрепление здоровья беременных женщин, пожилых граждан и инвалидов |
ухудшение здоровья граждан |
|
- оздоровления беременных женщин в специализированном отделении санатория |
беременные женщины из числа малоимущих |
|||
|
- долечивания (реабилитации) после перенесения инфаркта миокарда, острого нарушения мозгового кровообращения - долечивания больных, оперированных по поводу язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, и после холецистэктомии |
неработающие: граждане пожилого возраста; инвалиды; малоимущие граждане |
|
|
|
2.14. |
Мероприятия по оплате путевок в оздоровительные лагеря с дневным пребыванием; проезда организованных групп детей к местам отдыха и обратно; по организации профильных смен для детей-инвалидов в учреждениях отдыха и оздоровления |
дети из малоимущих семей; дети-инвалиды; дети военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) |
2013 - 2015 гг. |
укрепление здоровья детей отдельных категорий |
ухудшение состояния здоровья детей |
2.15. |
Проведение мероприятий, посвященных Дню пожилых людей, Дню памяти жертв политических репрессий, Дню Победы, Дню узников фашизма, Дню семьи, Дню защиты детей, Дню матери, Дню участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф, Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, годовщине окончания Второй мировой войны и других социальных мероприятий |
инвалиды Великой Отечественной войны; ветераны Великой Отечественной войны; инвалиды, дети-инвалиды; граждане пожилого возраста; семьи с детьми; дети из малоимущих семей; ветераны боевых действий; члены семей военнослужащих, погибших в локальных войнах и вооруженных конфликтах; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и приравненные к ним лица; реабилитированные лица и лица, пострадавшие от политических репрессий; категории граждан, перечисленные в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 |
2013 - 2015 гг. |
содействие укреплению общения граждан старшего поколения, обеспечение интеграции отдельных категорий граждан в общественную жизнь |
утрата связи между поколениями, интереса населения к истории страны |
2.16. |
Оказание содействия в текущем ремонте жилого помещения |
одинокие и одиноко проживающие: вдовы участников Великой Отечественной войны; ветераны Великой Отечественной войны; супружеские пары, в которых один из супругов является ветераном Великой Отечественной войны; малоимущие: семьи инвалидов и семьи, имеющие детей-инвалидов; неработающие граждане пожилого возраста; супружеские пары, где оба члена семьи являются неработающими гражданами пожилого возраста |
2013 - 2015 гг. |
улучшение условий проживания |
ухудшение условий жизни отдельных категорий граждан |
2.17. |
Компенсация расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробных памятников |
граждане, осуществляющие погребение умерших граждан, перечисленных в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 |
2013 - 2015 гг. |
усиление государственной поддержки |
неудовлетворенность граждан, отсутствие возможности получения необходимых услуг |
2.18. |
Бесплатное обеспечение протезами, протезно-ортопедическими изделиями и компенсация расходов, связанных с проездом в учреждения, оказывающие услуги по протезированию в том числе: |
|
2013 - 2015 гг. |
создания условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к физическому окружению, транспорту, информации, государственным и социальным услугам |
ограниченность передвижения |
|
- обеспечение протезами, протезно-ортопедическими изделиями |
граждане, не имеющие группы инвалидности: женщины, перенесшие операцию мастэктомии; дети |
|
||
|
- глазное протезирование |
дети |
|
|
|
Постановлением Правительства Хабаровского края от 11 сентября 2013 г. N 271-пр в приложение настоящей Программы внесены изменения
Приложение N 3
к Программе
Ресурсное обеспечение
реализации краевой целевой программы
"Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми и других
категорий граждан на 2013 - 2015 годы" за счет средств краевого бюджета
Ответственный исполнитель - министерство социальной защиты населения края
11 сентября 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С целью повышения уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной поддержке, а также сокращения бедности за счет развития адресных форм социальной защиты населения, утверждена Программа.
Ответственным исполнителем Программы является министерство социальной защиты населения Хабаровского края.
Срок реализации Программы 2013 - 2015 годы.
Финансирование реализации мероприятий Программы осуществляется за счет средств краевого бюджета. Общий объем финансирования - 3 586 795,5 тыс. рублей.
Ожидаемые конечные результаты:
- преодоление негативных демографических тенденций, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, повышение качества жизни населения;
- обеспечение минимальных потребностей малоимущих граждан;
- доведение охвата малоимущих граждан государственными социальными выплатами до 100 процентов; и пр.
Постановление Правительства Хабаровского края от 22 мая 2012 г. N 163-пр "О краевой целевой программе "Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2013 - 2015 годы"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Хабаровского края от 12 июня 2012 г. N 5 (118) (Часть II), на "Официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края (www.laws.khv.gov.ru) 24 мая 2012 г.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 15 апреля 2014 г. N 108-пр настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Хабаровского края от 11 сентября 2013 г. N 271-пр
Постановление Правительства Хабаровского края от 29 декабря 2012 г. N 476-пр