Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Закону
Хабаровского края
от 29 января 1999 г. N 93
Краевая целевая Программа
"Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на 1999 год"
Паспорт
краевой целевой Программы "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на 1999 год"
Наименование Программы:
"Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на 1999 год".
Наименование, номер и дата принятия решения о разработке Программы:
Постановления Главы Администрации края от 06.04.98 N 156 "О порядке осуществления мер социальной защиты пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми в 1998 - 1999 годах на территории Хабаровского края", 05.10.98 N 386 "Об итогах исполнения программы социальной защиты пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми за первое полугодие 1998 года".
Постановлением Главы Администрации Хабаровского края от 3 мая 2000 г. N 150 постановление Главы Администрации Хабаровского края от 15 апреля 1998 г. N 156 признано утратившим силу
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 31 декабря 2004 г. N 291 постановление Главы Администрации Хабаровского края от 5 октября 1998 г. N 386 признано утратившим силу
Государственный заказчик Программы:
Департамент социальной защиты населения Администрации края.
Цель Программы, важнейшие целевые показатели:
обеспечение социально-экономической поддержки малоимущих слоев населения Хабаровского края (граждане пожилого возраста и инвалиды, дети-сироты, дети-инвалиды, дети из малообеспеченных, неполных и многодетных семей, студенты, лица, попавшие в экстремальные ситуации, др.);
существенное улучшение социальной инфраструктуры;
обеспечение стабильного финансирования отраслей социальной сферы и мероприятий по социальной защите определенных категорий граждан.
Срок реализации Программы: 1999 год
Основные мероприятия Программы:
мероприятия, направленные на комплексное решение вопросов усиления социальной защищенности пожилых граждан, инвалидов, детей из малообеспеченных семей (обеспечение правовой защиты, охрана здоровья, поддержание жизнеспособности и активности, предоставление услуг, льгот, оказание адресной социальной помощи в соответствии с федеральным законодательством и настоящим законом);
мероприятия по созданию и улучшению условий функционирования краевых и муниципальных систем и служб, осуществляющих деятельность в интересах пожилых граждан, инвалидов, детей из малообеспеченных семей;
мероприятия по усилению дифференцированной адресной социальной помощи нуждающимся гражданам на основе учета материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий;
совершенствование статистической базы, информатизация проблем малообеспеченных граждан, кадровое обеспечение и информационная деятельность.
Основные исполнители Программы:
Департамент социальной защиты населения Администрации края, комитеты, департаменты и управления Администрации края: по социальным вопросам, по строительству, по культуре и искусству, по государственной статистике, по физкультуре, спорту и туризму, по труду, финансов, здравоохранения, торговли и питания, службы занятости населения по Хабаровскому краю, управления внутренних дел; органы социальной защиты населения края; органы местного самоуправления муниципальных образований; Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования; отделение Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю; региональный фонд социального страхования; управление федерального казначейства по Хабаровскому краю; ТПП "Фармация"; ОАО "Электрическая связь"; ТК "Востоктелеком"; АО "Хабэнерго"; Управление Дальневосточной железной дороги; ОАО "Амурское речное пароходство"; "Речной порт" и другие предприятия.
Объемы и источники финансирования:
утверждаются ежегодно; финансирование осуществляется в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах. На 1999 год прогнозируемая стоимость всей Программы составляет 655,7 млн. руб., в том числе: федеральный бюджет - 124,64; краевой бюджет - 199,19; бюджеты муниципальных образований - 242,0; отделение Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю - 16,36; Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования - 61,8; Региональный фонд социального страхования - 10,9; краевой центр занятости населения - 0,72; краевой внебюджетный фонд - 0,09.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
осуществление социальной поддержки пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми с учетом современной демографической и социально-экономической ситуации; развитие социальной инфраструктуры, обеспечивающей предоставление адресной социальной помощи, услуг и льгот.
Организация контроля за исполнением Программы:
координатором по организации контроля является Департамент социальной защиты населения Администрации края; отчет об исполнении настоящей Программы предоставляется одновременно с отчетом об исполнении бюджета края в сроки, установленные Главой Администрации края; периодичность отчетности: годовая, квартальная, по отдельным направлениям расходования средств - месячная.
Введение
В 1998 году работа органов и учреждений социальной защиты была направлена на усиление адресности социальной поддержки, концентрацию финансовых и материальных ресурсов для оказания помощи социально уязвимым группам населения, развития системы социального обслуживания.
Более 580 тысяч из числа пожилых граждан, инвалидов, детей, или 37,3 процентов от всего населения края, состоят на учете в территориальных органах социальной защиты и нуждаются в социальной помощи. 15,6 процентов от населения края имеют менее 400 рублей денежных доходов в расчете на одного человека, или менее 56 процентов к прожиточному минимуму. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года число бедных увеличилось в два раза.
Из 342,5 тысяч пенсионеров 74 процента получателей пенсий имеют доход ниже прожиточного минимума и являются малообеспеченными. Основным источником существования для пожилых граждан является пенсия.
На 01.07.98 г. минимальный размер месячных пенсий с учетом компенсаций в среднем по краю составил 289,73 рубля, или 40,7 процентов от прожиточного минимума, или 20,1 процентов от средней заработной платы по краю.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 г. N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" увеличение пенсии с 01.02.98 г. получили только 46258 человек или 13 процентов от общего числа получателей пенсий.
Более 80 процентов детей от общей численности детей по краю находятся за чертой бедности и состоят на учете в территориальных органах социальной защиты населения.
Самыми нуждающимися остаются старики, инвалиды и дети, которым оказывается всевозможная социальная поддержка в соответствии с краевой целевой программой.
Анализ исполнения Программы показал, что в результате адресной социальной помощи в первом полугодии текущего года 179 тысяч пожилых граждан, ветеранов войны и труда, инвалидов, детей из малообеспеченных семей ежемесячно получали дотацию дополнительно к пенсиям и другим видам доходов в размере 495 рублей на каждого в виде льгот, услуг, социальных выплат.
Анализ социологических опросов пенсионеров, инвалидов, проведенный Департаментом социальной защиты населения в конце 1997 года и в первом полугодии 1998 года, показал, что благодаря Мероприятиям Программы ветераны войны и труда, пожилые граждане ощутили существенную поддержку в виде получаемых льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, по проезду на всех видах общественного транспорта.
Опрос участников боевых действий в Чечне, уволенных в запас, подтвердил действенность мероприятий программы, направленных на обеспечение для этой категории медицинского обслуживания, предоставление лекарств и при надлежащих показаниях - санаторно-курортного лечения, а также получение и повышение специального профессионального образования.
В целом анализ мнений большинства опрошенных малообеспеченных граждан показал значимость таких мероприятий, как пособие по нуждаемости и бесплатное питание.
Итоги первого полугодия 1998 года
Основные цели и задачи на 1999 год
В условиях сложной социально-экономической ситуации в крае действующая система мер, определенных краевой целевой программой "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на 1998 год" и соответствующим Постановлением Главы Администрации края от 15.04.98 г. N 156, была направлена на социальную поддержку пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми.
Мероприятия краевой программы выполнены на 46,8 процентов при расходах 345,9 млн. рублей из различных источников финансирования. Из краевого бюджета - 68,5 млн. рублей, или 30,6 процентов от планируемых на год; из местных бюджетов - 68,0 млн. рублей, или 19 процентов. Более 179,0 млн. рублей, или 52 процента от общих затрат за отчетный период, составляют не возмещенные расходы из бюджетов всех уровней предприятиям, учреждениям, организациям за фактически оказанные услуги.
В крае ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам труда при выходе на пенсию, инвалидам, многодетным семьям предоставлялись льготы в соответствии с федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в РФ", Указом Президента РФ "О социальной поддержке многодетных семей", "О реабилитации жертв политических репрессий".
Кроме этого в соответствии с Программой предоставлялись краевые льготы, не предусмотренные федеральным законодательством для пожилых пенсионеров, имеющих общий трудовой стаж 35 - 40 лет; одиноких престарелых и супружеских пар старше 80 лет; участников боевых действий в Чечне, уволенных в запас, по оплате за жилищно-коммунальные услуги, за пользование телефоном, за проезд на городском и пригородном общественном транспорте. Для реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий - по оплате за пользование телефоном и радио. Для пожилых пенсионеров - за проезд на общественном транспорте городского и пригородного сообщения. Более 25 тыс. человек воспользовались этими льготами. Сумма затрат составила 11,0 млн. рублей.
Наиболее дорогостоящими льготами остаются проезд на всех видах транспорта (57,6 процентов от общих расходов за отчетный период), оплата за жилищно-коммунальные услуги (17 процентов от общих расходов за отчетный период), оказание медицинской помощи, лекарственное обеспечение и зубопротезирование (15 процентов от общих расходов за отчетный период).
В первом полугодии текущего года месячные фактические затраты на одного льготника в среднем составили 337 рублей, что в 1,2 раза больше, чем минимальный размер месячных пенсий с учетом компенсаций по краю. Более 179 тысяч ветеранов войны и труда и приравненных к ним лиц ежемесячно получали помощь в виде льгот дополнительно к пенсии в размере 54,3 процентов от среднего размера прожиточного минимума.
Анализ показал, что высокие фактические расходы за предоставленные льготы составляют по следующим категориям граждан из расчета на одного человека: инвалида Великой Отечественной войны (за первое полугодие -13,4 тыс. рублей, за месяц- 2,2 тыс. рублей), участника Великой Отечественной войны (за первое полугодие - 6,4 тыс. рублей, за месяц - 1,1 тыс. рублей). Героя Социалистического Труда (за первое полугодие - 4,3 тыс. рублей, за месяц - 0,72 тыс. рублей); инвалида труда и с детства (за полугодие - 2,6 тыс. рублей, за месяц - 430 рублей); ветерана труда (за полугодие - 2,0 тыс. рублей, за месяц - 350 рублей).
Наряду с льготами в соответствии с краевой целевой Программой оказывалась адресная денежная и натуральная помощь. 151234 малообеспеченных неработающих пожилых человека, инвалидов, детей из малообеспеченных семей получили различные виды помощи в органах социальной защиты на сумму 66,2 млн. рублей. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года ассигнования на мероприятия по оказанию адресной социальной помощи увеличились на 23,0 млн. рублей.
9369 нетрудоспособных граждан, совокупный среднедушевой доход которых ниже 50-процентов величины прожиточного минимума, получали пособие по нуждаемости. Расходы на выплату пособия составили более 2,5 млн. рублей за счет средств краевого бюджета и отделения Пенсионного Фонда по Хабаровскому краю, что в 4 раза больше, чем в соответствующий период прошлого года.
64 процента от общего числа получивших пособия составляют дети из многодетных, неполных и других семей, 32 процента - инвалиды и неработающие пенсионеры, 4 процента - дети из полных семей, сироты, беременные женщины, кормящие матери.
32748 малообеспеченным семьям предоставлена субсидия при оплате жилья и коммунальных услуг на сумму 11,9 млн. рублей. За счет местных бюджетов во всех территориях края, кроме Хабаровского, Комсомольского, Ульчского, им. Лазо, Нанайского, Вяземского районов, для малоимущих пенсионеров, детей из малообеспеченных семей предоставлялось горячее питание или минимальный набор продуктов. В г. Комсомольске-на-Амуре, Аяно-Майском районах малоимущим семьям производилась оплата расходов за посещение детских дошкольных учреждений. В г. Хабаровске, Ванинском, Верхне-Буреинском районах бесплатно отремонтированы квартиры для малообеспеченных пенсионеров. В г.г. Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре организовано льготное обеспечение молочными продуктами детей до двух лет.
Ряд мероприятий Программы выполнен за счет средств различных фондов. Так региональным отделением фонда социального страхования РФ оплачены путевки в санатории для 300 участников Великой Отечественной войны, для 260 беременных женщин организован реабилитационный курс в специализированном отделении санатория "Уссури". Общая сумма затрат по этим мероприятиям составила 1,8 млн. рублей.
Более 1,1 млн. рублей из краевого фонда занятости населения были направлены на создание и сохранение рабочих мест для инвалидов и родителей несовершеннолетних детей, переобучение, зарегистрированных в службе занятости и лиц из малоимущих семей, оказание помощи в организации отдыха и лечения детей безработных граждан.
За счет денежных средств (остатки на 01.01.98) отделения Пенсионного Фонда РФ по Хабаровскому краю предоставлялись льготы по бесплатному проезду, питанию, содержанию в период диагностики и послеоперационное время в Хабаровском филиале МНТК "Микрохирургия глаза", оказывалась единовременная материальная помощь малообеспеченным пенсионерам и инвалидам.
По сравнению с прошлым годом в крае увеличилась сеть нестационарных социальных учреждений на два территориальных центра в г.г. Хабаровске и Советская Гавань.
Сформированная в крае сеть нестационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов позволила оказывать необходимую адресную помощь указанным лицам в зависимости от характера нуждаемости в ней и с учетом здоровья и степени зависимости от посторонней помощи, материального и семейного положения.
За первое полугодие текущего года в нестационарных социальных учреждениях более 24600 человекам были оказаны различные виды социальной помощи, число обслуженных выросло на 22 процента.
В текущем году органами социальной защиты продолжилась работа по созданию специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому, по расширению льготных жизненно значимых услуг (услуги сиделки, ремонт, прокат бытовой техники). Такие отделения открыты в Центральном и Ленинском округах г. Комсомольска-на-Амуре, в Ульчском районе.
В 1998 году продолжалась реорганизация государственной службы медико-социальной экспертизы края, создана новая комиссия педиатрического профиля. Это позволило передать освидетельствование детей-инвалидов до 16 лет из органов здравоохранения в учреждения медико-социальной экспертизы.
Несмотря на принимаемые меры по усилению социальной защиты населения, ряд категорий граждан испытывают трудности в получении социальной помощи. В частности, 70 процентов из числа первично обратившихся в аптечные учреждения участников Великой Отечественной войны не получили нужного лекарства.
Остается проблемой обеспечение льготного зубопротезирования, слухопротезирования пожилых людей, получения льготных услуг в МНТК "Микрохирургия глаза".
Из-за ограниченных возможностей бюджетов всех уровней слабо развивается сеть нестационарных социальных учреждений, не выполняются в полном объеме мероприятия Программы по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.
Слабо возмещаются расходы из различных источников финансирования за предоставленные льготы муниципальным, кооперативным предприятиям жилищно-коммунального хозяйства.
Острой проблемой остается низкая заработная плата социальных работников, осуществляющих обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.
Важнейшими задачами органов и учреждений социальной защиты в 1999 году остается усиление адресности социальной поддержки, концентрация финансовых и материальных ресурсов для оказания помощи социально уязвимым группам населения, развития системы социального обслуживания.
Система программных мероприятий
Программа определяет систему мер, направленных на социальную защиту в приоритетном порядке наиболее уязвимых категорий граждан. Она обеспечивает защиту конституционных прав, гарантий, предусмотренных федеральным законодательством, оказание социальной помощи в виде дополнительных льгот, услуг, денежных выплат, натуральной помощи, а также обслуживание в нестационарных социальных учреждениях.
В первом разделе мероприятий Программы предусмотрено предоставление льгот и услуг по медицинскому обслуживанию, лекарственному обеспечению, по жилищно-коммунальным услугам, транспорту и связи в соответствии с федеральным законодательством для ветеранов войны и труда, инвалидов, многодетных семей и других категорий граждан без учета дохода получателя.
Льготы без учета дохода семьи (или получателя) предоставляются участникам боевых действий в Чечне в соответствии со статьей 4 настоящего Закона.
Для реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий. Программой установлены краевые льготы, не предусмотренные федеральным законодательством, по оплате за пользование телефоном и радио.
Кроме того, Программой установлены краевые льготы для пожилых пенсионеров, имеющих общий трудовой стаж 35 - 40 лет, одиноких престарелых и супружеских пар старше 80 лет, имеющих доход ниже прожиточного минимума, по оплате за жилищно-коммунальные услуги, за пользование телефоном, за проезд на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения.
Бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения предоставляется для пожилых пенсионеров по старости на общих основаниях, имеющих доход ниже прожиточного минимума.
Второй раздел Программы - это мероприятия по обеспечению среды жизнедеятельности инвалидов всех групп и категорий.
Система социальных выплат в виде социальных пособий, компенсаций, субсидий и натуральной помощи предусмотрена третьим разделом мероприятий Программы.
Основными видами адресной помощи для бедных слоев населения остаются: пособие по нуждаемости, единовременная материальная помощь, ежедневное горячее питание или выдача продуктовых наборов.
В третий раздел мероприятий Программы включено дальнейшее развитие сети социальных учреждений с комплексом социально-экономических, медико-социальных, психолого-социальных, социально-педагогических, социально-бытовых и других социальных услуг малообеспеченным, нетрудоспособным гражданам.
Во вновь открытых учреждениях помощь будут получать многодетные, неполные семьи, семьи, имеющие детей-инвалидов, другие семьи с несовершеннолетними детьми, оказавшиеся в различных экстремальных ситуациях, а также одинокие престарелые граждане, лица без определенного места жительства, выпускники детских домов, школ-интернатов, лица, освободившиеся из мест лишения свободы и ряд других.
В соответствии с мероприятиями Программы в 1999 году за счет средств краевого бюджета планируется открыть региональные учебно-производственные центры профессиональной и социальной реабилитации инвалидов (г. Хабаровск и г. Комсомольск-на-Амуре), реабилитационный Центр для лиц, освободившихся из мест лишения свободы и оказавшихся без места жительства и занятий.
Также планируется за счет бюджетов городов и районов края открытие новой сети муниципальных социальных учреждений.
Рекомендуется за счет средств бюджетов муниципальных образований, привлеченных средств развить существующую сеть социальных учреждений, а также реализовать дополнительные мероприятия по социальной защите малообеспеченных нетрудоспособных граждан, семей с несовершеннолетними детьми.
Реализация мероприятий Программы должна способствовать социальной защите ветеранов войны и труда, пожилых граждан, инвалидов и семей с детьми, снижению социальной напряженности в обществе.
Механизм реализации Программы
Порядок реализации Программы утверждается Главой Администрации края. Ответственным за реализацию Программы является заказчик Программы - Департамент социальной защиты населения Администрации края.
Основными исполнителями Программы являются: комитет по экономике (по вопросам методологического и ресурсного обеспечения Программы), финансовый департамент (по вопросам финансового обеспечения Программы), Департамент социальной защиты населения Администрации края, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации (по вопросам, отнесенным к их компетенции) с участием органов исполнительной власти районов и городов края.
Заказчик обеспечивает в ходе реализации Программы координацию деятельности основных исполнителей, контролирует целенаправленное и эффективное использование ассигнований и выполнение намеченных мероприятий.
Основные исполнители Программы с участием органов исполнительной власти разрабатывают и утверждают мероприятия по выполнению принятой Программы, осуществляют организацию, контроль и обеспечение выполнения в полном объеме предусмотренных Программой мер социальной защиты; ежеквартально представляют заказчику информацию о ходе реализации мероприятий Программы.
Организация контроля за ходом реализации Программы
Департамент социальной защиты населения Администрации края как заказчик Программы совместно с Комитетом по экономике, управлением финансов и другими заинтересованными органами исполнительной власти осуществляет контроль за ее выполнением.
Информация и доклады о ходе выполнения Программы и об использовании средств бюджетов различных уровней представляются в установленном порядке.
Председатель |
В.А. Озеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.