Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к Закону
Хабаровского края
от 27 ноября 2001 г. N 355
Краевая целевая программа
"Развитие детско-юношеского спорта в Хабаровском крае на 2002 - 2005 годы"
Содержание проблемы
В течение последнего десятилетия в крае сформировалась тенденция роста заболеваемости детей и подростков во всех возрастных группах. В частности, на первом году жизни заболеваемость выросла на 26%, от 1 года до 14 лет - на 7 % и от 15 до 17 лет - на 16 %. Из всего спектра заболеваний и психологических состояний у детей и подростков в 90-е годы в наибольшей степени выросли заболевания органов пищеварения, обмена веществ и иммунитета, далее следуют болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, болезни нервной системы и органов чувств, анемии, болезни системы кровообращения.
Анализ заболеваний у детей по районам края за 1988 - 1995 гг. показал, что наибольшая общая заболеваемость детей выявлена в г. Комсомольске-на-Амуре, в Советско-Гаванском и Охотском районах.
Сложная обстановка отмечается и в г. Хабаровске: в 2,5 раза чаще стали встречаться новообразования, в 1,5 раза - болезни органов пищеварения, в 1,4 раза - болезни мочевыделительной системы, в 8 раз - заболевания нефритом, в 1,8 раза - врожденные аномалии.
Анализ медицинских показателей у детей коренных малочисленных народов свидетельствует о том, что заболеваемость у них находится на относительно высоком уровне.
Большую тревогу вызывает сохраняющаяся тенденция к ухудшению показателей состояния здоровья детей школьного возраста в процессе обучения, о чем свидетельствуют результаты проводимых профилактических осмотров, ежегодно регистрирующих неуклонный рост числа детей с нарушением зрения, осанки, причем данная тенденция отмечается на всех этапах обучения и особенно в периоды "критического возраста" (1 класс, 4-5 классы, 9 класс).
Выросло количество школьников, состоящих на диспансерном учете. В настоящее время 30,5 % учащихся с различной патологией наблюдаются у врачей-специалистов.
Основными причинами формирования у школьников описанной выше патологии являются: низкая двигательная активность, организация занятий в несколько смен, высокая интенсивность обучения и неорганизованный режим труда и отдыха.
В связи с высоким уровнем заболеваемости подростков в крае возникли проблемы призыва молодежи на военную службу. В 1999 году до 56,5 % снизился показатель годности юношей призывного возраста к службе в Вооруженных силах Российской Федерации. По данным различных исследований, в России лишь около 10 % молодежи имеет нормальный уровень физического состояния и здоровья. Зарубежные, российские и хабаровские ученые зафиксировали достоверную зависимость числа и характера нарушений в состоянии здоровья дошкольников и учащейся молодежи от объема и интенсивности учебных нагрузок, от несбалансированного питания, разрушения служб школьного врачебного контроля.
Результаты медицинского освидетельствования граждан при призыве на воинскую службу
Военные комиссариаты рай- онов и городов края |
Категории годности к военной службе (в процентax) | |||||||||
годны к военной службе |
годны с незначи- тельными ограниче- ниями |
ограниче- но годны |
временно не годны |
не годны к воинской службе |
||||||
1999 год |
1998 год |
1999 год |
1998 год |
1999 год |
1998 год |
1999 год |
1998 год |
1998 год |
1999 год |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
районы г. Хабаровска | ||||||||||
Индустриальный | 44,0 | 48,7 | 17,7 | 15,2 | 24,7 | 28,3 | 17,0 | 6,0 | 1,6 | 1,7 |
Железнодорожный | 44,3 | 40,2 | 21,5 | 40,5 | 29,0 | 15,5 | 4,0 | 2,8 | 1,2 | 0,9 |
Центральный | 32,2 | 36,4 | 36,5 | 33,2 | 23,0 | 20,6 | 7,1 | 8,6 | 1,2 | 1,1 |
Краснофлотский | 47,8 | 43,2 | 18,0 | 28,8 | 24,7 | 18,7 | 7,7 | 8,1 | 1,8 | 1,1 |
Кировский | 38,4 | 39,9 | 31,7 | 38,9 | 19,0 | 15,8 | 9,1 | 5,3 | 1,0 | - |
Хабаровский | 35,2 | 39,6 | 28,5 | 22,9 | 24,0 | 31,1 | 10,6 | 4,8 | 1,6 | 1,5 |
район имени Лазо | 27,5 | 28,0 | 29,7 | 36,5 | 34,1 | 22,6 | 7,6 | 9,4 | 1,1 | 3,4 |
Вяземский район | 34,3 | 46,5 | 21,3 | 19,9 | 32,3 | 24,2 | 11,0 | 8,1 | 1,1 | 1,2 |
Бикинский район | 45,6 | 36,1 | 17,4 | 15,5 | 29,4 | 36,2 | 7,0 | 9,5 | 0,6 | 2,6 |
районы г. Комсо- мольска-на-Амуре |
||||||||||
Центральный | 22,8 | 40,0 | 31,4 | 21,9 | 32,0 | 33,1 | 11,6 | 3,7 | 1,6 | 1,2 |
Ленинский | 15,3 | 37,7 | 27,1 | 21,0 | 31,0 | 32,0 | 25,7 | 7,8 | 0,9 | 1,4 |
Комсомольский район |
17,3 |
57,2 |
24,4 |
24,4 |
40,2 |
9,9 |
16,8 |
7,1 |
1,3 |
1,2 |
Солнечный район |
25,4 |
23,9 |
25,5 |
40,2 |
29,4 |
23,2 |
18,8 |
4,9 |
0,9 |
7,7 |
Амурский район | 21,7 | 42,3 | 29,1 | 18,3 | 39,0 | 26,8 | 10,2 | 11,2 | - | 1,3 |
Советско-Гаванский район |
- | - | - | - | - | - | - | - | - | |
Ванинский район | 24,9 | 58,3 | 22,2 | 3,7 | 37,0 | 31,4 | 14,7 | 4,1 | 1,2 | 2,4 |
Николаевский-на- Амуре район |
11,7 |
24,4 |
27,1 |
25,4 |
51,0 |
39,8 |
8,3 |
9,2 |
1,9 |
1,1 |
Ульчский район | 23,1 | 16,6 | 22,6 | 64,7 | 37,0 | 11,8 | 15,6 | 6,8 | 1,5 | - |
Нанайский район |
25,6 |
18,8 |
23,1 |
13,8 |
36,0 |
46,3 |
13,2 |
18,9 |
2,1 |
2,1 |
Охотский район | 35,5 | 46,6 | 20,2 | 14,3 | 32,8 | 33,8 | 7,9 | - | 3,6 | 5,2 |
Аяно-Майский район | 34,7 | 36,7 | 23,3 | 41,6 | 17,4 | 1,6 | 20,4 | 20,0 | 4,2 | - |
район имени П. Осипенко |
33,3 |
52,5 |
15,3 |
15,8 |
44,7 |
31,6 |
5,1 |
- |
1,6 |
- |
Верхнебуреинский район |
31,0 |
60,3 |
34,0 |
12,6 |
20,0 |
17,9 |
14,0 |
7,9 |
1,0 |
1,2 |
Всего по краю | 30,5 | 39,1 | 24,7 | 26,4 | 31,2 | 25,2 | 12,1 | 7,4 | 1,5 | 1,7 |
Вследствие сокращения возможностей для разумного использования свободного времени резко возросло число преступлений, совершаемых несовершеннолетними, все больше детей и молодежи страдают алкоголизмом и наркоманией.
В связи со всем перечисленным возникает острая необходимость поиска путей выхода из создавшейся экстраординарной ситуации как с нравственным, так и с физическим здоровьем подрастающего поколения. Многочисленными исследованиями, выполненными отечественными и зарубежными специалистами, установлено, что занятия физической культурой и спортом оказывают позитивное влияние на все функции и системы организма, являются мощным средством профилактики заболеваний, способствуют формированию морально-волевых и гражданских качеств личности.
Организованные формы двигательной активности детей и подростков, выражающиеся в рациональной организации досуга, активного отдыха, общения и самосовершенствования, имеют важное социальное значение.
Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа в Хабаровском крае
Как показал анализ физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, в последние годы в крае идет процесс стабилизации спортивных учреждений края.
Число коллективов физической культуры, занимающихся всеми формами физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в крае, составляет 906, с числом занимающихся в них 148308 человек. По сравнению с 1998 годом произошло увеличение на 11608 человек. В общеобразовательных школах число занимающихся спортом за последние пять лет колеблется в пределах от 50 тыс. человек до 54 тыс. человек. Такая же закономерность проявляется в начальном профессиональном образовании, в средних специальных учебных заведениях и в высших учебных заведениях края, где число занимающихся находится примерно на одном уровне.
Наблюдается снижение численности занимающихся физической культурой в организациях (63,3 тыс. человек в 1995 году и 31,8 тыс. человек в 2000 году). Из-за пересмотра системы финансирования в профсоюзах, несбалансированности бюджета на предприятиях страдает работа организаций, проводящих спортивно-оздоровительную работу. Данная закономерность с численностью занимающихся отмечена и по месту жительства, соответственно 38,8 тыс. человек (1995 г.) и 26,8 тыс. человек (2000 г.).
Общее число девочек и девушек, занимающихся в секциях и группах по видам спорта, клубах и группах физкультурно-оздоровительной направленности в крае, в 2000 году составило 51,5 тыс. человек (34,7 % от общего числа), из них в спортивных школах - 3,7 тыс., в общеобразовательных школах - 16,6 тыс., в учреждениях начального образования - 1,5 тыс. человек, в ссузах - 1,3 тыс. человек, в вузах - 2,4 тыс. человек, в организациях - 13,2 тыс. человек, в спортивных клубах, на спортивных сооружениях, по месту жительства - 12,8 тысяч.
Общее количество детей, подростков и молодежи, посещающих учебные занятия по физической культуре в образовательных учреждениях края, находится примерно на одном и том же уровне и колеблется от 245,8 тыс. человек (1996 г.) до 250,0 тыс. человек (2000 г.). Наибольший процент (от общего числа занимающихся) приходится на общеобразовательные школы (79,2 %), учреждения начального профессионального образования - 6,6 %, ССУЗы - 6,0 % и ВУЗы - 8,2 %.
Весьма настораживает тот факт, что с 1995 по 1998 годы число учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам, увеличилось на 20,1 %, что отражает динамику их роста во всех образовательных учреждениях.
Заболеваемость (человек) | Число посещающих ДЮСШ |
||
дети | подростки | ||
Верхнебуреинский район | 1654 | 1514 | 482(8,3 %) |
Советско-Гаванский район | 1961 | 1362 | 590 (8,6 %) |
Вяземский район | 903 | 761 | 1060(24 %) |
Район им. Лазо | 1137 | 996 | 1517(15,7 %) |
Четко прослеживается тенденция снижения числа занимающихся физической культурой и спортом, практически в такой же пропорции растет и число заболеваний среди детей и подростков.
Работа детско-юношеских спортивных школ и детско-юношеских клубов физической подготовки в крае
Одной из главных задач, помимо оздоровительной и воспитательной, является подготовка спортивных резервов. На 1 января 2001 года в крае функционирует 18 детско-юношеских спортивных школ и 16 детско-юношеских клубов физической подготовки.
По принадлежности: три детско-юношеские спортивные школы и девять детско-юношеских клубов физической подготовки отделов образования, три детско-юношеские спортивные школы фонда социального обеспечения, семь детско-юношеских спортивных школ и шесть детско-юношеских клубов физической подготовки спорткомитетов, четыре детско-юношеские спортивные школы спортивного клуба Дальневосточного военного округа, один детско-юношеский клуб физической подготовки дальневосточной железной дороги Министерства путей сообщения, одна детско-юношеская спортивная школа Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
В 34 образовательных учреждениях спортивной направленности к занятиям в 2000 году привлечено 24229 детей и подростков (в детско-юношеских спортивных школах - 12971 человек, в детско-юношеских клубах физической подготовки - 11258 человек), это на 117 человек больше, чем в 1999 году.
Число занимающихся в детско-юношеских спортивных школах и детско-юношеских клубах физической подготовки составляет 12,9 % (24229) от числа посещающих уроки физической культуры. Самый большой процент занимающихся в детско-юношеских спортивных школах и детско-юношеских клубах физической подготовки в г. Вяземском - 24 %, в г. Амурске - 17,3 %, в г. Николаевске-на-Амуре - 16,2 %, в Охотском районе - 15,8 %. Самый низкий процент в - Хабаровском районе (6,8 %).
Число учащихся, посещающих уроки физической культуры и учреждения спортивной направленности
Наименование территории | Число посе- щающих уроки физкультуры (человек) |
Число посещающих ДЮСШ и ДЮКФП (человек) |
Процент охвата |
1 | 2 | 3 | 4 |
г. Хабаровск | 68521 | 9404 | 13,7 |
г. Комсомольск-на-Амуре | 37712 | 5328 | 14,1 |
г. Советская Гавань | 6837 | 590 | 8,6 |
г. Николаевск-на-Амуре | 6466 | 1050 | 16,2 |
г. Амурск | 12471 | 2162 | 17,3 |
Ванинский район | 6535 | 933 | 14,3 |
Верхнебуреинский район | 5836 | 482 | 8,3 |
Вяземский район | 4406 | 1060 | 24,0 |
Район им. Лазо | 9666 | 1517 | 15,7 |
Солнечный район | 6180 | 518 | 8,4 |
Хабаровский район | 12099 | 828 | 6,8 |
Охотский район | 2265 | 357 | 15,8 |
Средний показатель по краю |
197846 | 24229 | 12,2 |
В детско-юношеских спортивных школах и детско-юношеских клубах физической подготовки открыто 168 отделений по 40 видам спорта. Самые многочисленные виды спорта: плавание - 2908 человек, футбол - 2327 человек, баскетбол - 2276 человек, легкая атлетика - 1757 человек, лыжные гонки - 1566 человек.
Учебный процесс осуществляют 578 тренеров-преподавателей и педагогов дополнительного образования, из них 443 человека, или 74,9 %, - штатные работники, 373 человека (86,1 %) имеют профессиональное образование, 297 (68,6 %) - квалификационную категорию.
За три года детско-юношескими спортивными школами и детско-юношескими клубами физической подготовки подготовлено 972 спортсмена высокого класса.
Основные показатели развития детско-юношеского спорта в Хабаровском крае
N п/п |
Основные показатели |
Годы | |||||
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. |
Число школ в том числе: ДЮСШ СДЮШОР ДЮКФП |
38 17 5 16 |
36 16 6 14 |
29 11 8 10 |
34 11 8 15 |
35 10 9 16 |
34 10 8 16 |
2. | Количество отделений |
123 | 124 | 139 | 148 | 156 | 168 |
3. | Всего занимающих- ся (человек) из них: массовых разрядов первый разряд КМС МС МСМК |
24205 6185 302 148 31 6 |
24134 7161 332 185 42 4 |
23915 7602 390 205 70 12 |
22916 7107 459 260 81 13 |
24112 7679 487 324 107 7 |
24229 8334 419 323 135 8 |
4. | Всего тренеров в том числе: штатных с высшим образо- ванием средним образова- нием |
565 351 250 63 |
562 379 268 71 |
582 405 277 75 |
523 416 302 79 |
578 443 303 69 |
578 433 305 68 |
5. | Квалификационная категория: высшая первая вторая |
44 65 65 |
57 81 80 |
65 89 77 |
80 94 80 |
78 95 95 |
82 118 97 |
Число занимающихся на этапах подготовки (в процентах)
Этапы подготовки | 1997 год | 1998 год | 1999 год | 2000 год |
Спортивно-оздоровительные группы | 10,2 | 6,7 | 7,0 | 7,8 |
Группы начальной подготовки | 57,8 | 61,6 | 60,1 | 60,0 |
Учебно-тренировочные группы | 28,8 | 29,4 | 29,5 | 29,7 |
Группы спортивного совершенствования | 2,2 | 2,0 | 2,4 | 2,4 |
Группы высшего спортивного мастерства | 0,02 | 0,07 | 0,06 | 0,1 |
Анализ показывает, что школы выполняют свои основные задачи - повышение уровня физической подготовленности, спортивных результатов и подготовку перспективных спортсменов для достижения ими высоких результатов, позволяющих войти в состав сборных команд России. Пять человек из детско-юношеских школ отделов образования и четыре из детско-юношеских школ комитета являются членами сборной и молодежной сборной Российской Федерации.
Материально-техническое обеспечение сферы физической культуры и спорта в Хабаровском крае и его административно-территориальных единицах
Анализ показывает, что с 1999 года ситуация в крае с материально-техническим обеспечением стала стабилизироваться. Так, общее число спортсооружений возросло до 1676 (т.е. практически достигло уровня 1995 года).
Возросла на 1372 человека в 2000 году и пропускная способность спортсооружений (за исключением сельской местности).
Положительная динамика количества спортивных сооружений наблюдается в основном за счет строительства плоскостных сооружений, не требующих больших капитальных вложений.
Из 34 детско-юношеских спортивных школ и детско-юношеских клубов физической подготовки только 17 (48 % ) имеют свою собственную спортивную базу. Серьезные вопросы по аренде спортсооружений для проведения учебно-тренировочного процесса возникают перед специализированными детско-юношескими школами олимпийского резерва N 1, 3, 6 г. Хабаровска. В г. Комсомольске-на-Амуре, г. Николаевске-на-Амуре, п. Солнечном при передаче детско-юношеских спортивных школ и детско-юношеских клубов физической подготовки все спортсооружения переданы в муниципальную собственность. Сегодня в г. Комсомольске-на-Амуре 95 % муниципальной базы, и на одном спортсооружении занимаются до 3 - 4 спортивных школ.
В Хабаровском крае в системе детско-юношеского спорта имеется достаточное количество спортсооружений. Однако практически все они требуют реконструкции или ремонта. Часть из них используется не по целевому назначению.
Оценивая состояние качества материальной базы физической культуры и спорта в крае с позиции современности, необходимо отметить, что многие спортивные сооружения не отвечают санитарно-гигиеническим нормам, не обеспечены техническими средствами, приборами и оборудованием, необходимыми для учебно-тренировочного процесса и соревнований.
Спортивные сооружения Хабаровского края
N п/п |
Наименование спортивного соору- жения |
Количество спортсооружений (единиц) |
Единовременная пропускная способность спортивных сооружений (человек) |
||||||||||||||
всего | из них в сельской местности |
всего (тысяч человек) | из них в сельской местности |
||||||||||||||
1996 год |
1997 год |
1998 год |
1999 год |
2000 год |
1996 год |
1997 год |
1998 год |
1999 год |
2000 год |
1998 год |
1999 год |
2000 год |
1998 год |
1999 год |
2000 год |
||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
1 | Всего спортсоору- жений |
1583 |
1442 |
1443 |
1610 |
1676 |
400 |
398 |
362 |
438 |
449 |
92036 |
41577 |
45141 |
20739 |
11933 |
12464 |
1.1 | в том числе стадионы |
22 |
22 |
19 |
21 |
21 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3136 |
2070 |
1285 |
200 |
53 |
60 |
1.2 | Дворцы спорта | 8 | 5 | 9 | 1 | 1 | 1 | 1612 | 135 | 255 | 200 | 25 | 35 | ||||
из них: ледовые |
2 |
2 |
50 |
50 |
50 |
||||||||||||
1.3 | Легкоатлетические манежи |
2 |
2 |
3 |
64 |
162 |
|||||||||||
1.4 | Плоскостные сооружения |
594 |
508 |
656 |
692 |
191 |
189 |
224 |
231 |
14344 |
17016 |
3800 |
5944 |
6331 |
|||
из них: площадки |
449 |
503 |
505 |
118 |
140 |
143 |
10851 |
9956 |
11688 |
3204 |
3474 |
3816 |
|||||
поля | 111 | 145 | 176 | 68 | 82 | 86 | 4238 | 4138 | 5030 | 2410 | 2455 | ||||||
спортивные ядра | 4 | 8 | 11 | 2 | 2 | 250 | 298 | 60 | 60 | ||||||||
1.5 | Спортивные залы | 482 | 459 | 444 | 467 | 489 | 135 | 123 | 105 | 117 | 124 | 51774 | 14140 | 14631 | 11082 | 3525 | 3750 |
в том числе: в обще- образовательных учреждениях |
302 |
320 |
326 |
97 |
113 |
115 |
30058 |
9600 |
9510 |
7582 |
3390 |
3450 |
|||||
В учреждениях на- чального профессио- нального образова- ния |
27 |
29 |
31 |
1 |
2 |
3240 |
840 |
930 |
30 |
60 |
|||||||
в вузах# | 22 | 25 | 25 | 2640 | 750 | 750 | |||||||||||
в ссузах# | 22 | 23 | 26 | 2640 | 725 | 780 | |||||||||||
1.6 | Плавательные бас- сейны |
41 | 40 | 40 | 37 | 39 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 3734 | 1265 | 1269 | 284 | 105 | 126 |
из них: крытые |
40 |
39 |
39 |
36 |
38 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
1230 |
1227 |
105 |
126 |
|||
1.7 | Лыжные базы | 43 | 39 | 40 | 36 | 32 | 3 | 6 | 3 | 3 | 5 | 3680 | 1690 | 1405 | 300 | 230 | 215 |
1.8 | Стрелковые тиры | 41 | 37 | 33 | 44 | 44 | 3 | 2 | 4 | 5 | 5 | 896 | 255 | 211 | 184 | 15 | 24 |
1.9 | Другие спортсооружения |
360 |
337 |
293 |
342 |
347 |
62 |
72 |
58 |
82 |
77 |
12065 |
7614 |
8907 |
1485 |
2036 |
1923 |
2 | Кроме того: физкультурно- оздоровительные центры предприятий и учреждений |
149 |
147 |
133 |
135 |
137 |
10 |
4 |
5 |
9 |
2 |
605 |
1835 |
240 |
55 |
Инвестиционная политика
В 2000 году на развитие физической культуры и спорта в крае выделено 108 млн. 362 тыс. руб. (в 1999 году - 63 млн. 111 тыс. руб.). Получено из других источников 4 млн. 462 тыс. руб. (в 1999 году - 2 млн. 668 тыс. руб.), всего израсходовано 112 млн. 824 тыс. руб. (в 1999 году - 65 млн. 779 тыс. руб.). Сумма затрат в 2000 году превышает показатели 1999 года на 47 млн. 45 тыс. рублей, естественно, все это позитивно сказалось как на состоянии материально-технической базы, на показателях подготовки спортсменов, так и на развитии массово-оздоровительного движения.
В некоторых административно-территориальных единицах наблюдаются факты, когда выделенная сумма оказалась гораздо меньше той, что была запланирована в бюджете. Так, в г. Комсомольске-на-Амуре запланировано на 1999 год 11 млн. 680 тыс. рублей, а выделено 9 млн. 890 тыс. рублей (84,6 %), в Бикинском районе выделено 34 % от запланированного, в Амурском - 75 %, в Охотском - 27,7 %, в Нанайском - 60 %, в Ульчском - 64,2 %.
Последние годы в крае идет процесс передачи ведомственных капитальных спортивных сооружений в муниципальную собственность. Сегодня это произошло в г. Комсомольске-на-Амуре (17 объектов), в г. Хабаровске (4 объекта), г. Николаевске-на-Амуре (3 объекта), в г. Советской Гавани (2 объекта), в г. Амурске (2 объекта), в п. Солнечном (2 объекта), в п. Ванино (2 объекта). Эта тенденция продолжается в связи с реформированием Министерства путей сообщения, имеющего на балансе в Хабаровском крае спортивные сооружения.
Многие руководители спортивных сооружений увеличивают стоимость арендной платы за предоставление времени для занятий детско-юношеским спортивным школам и клубам физической подготовки.
Детско-юношеские спортивные школы края не имеют достаточных средств для участия в соревнованиях краевого и регионального уровня, на оплату за аренду спортсооружений, на приобретение спортивной формы, инвентаря и оборудования, на дополнительное питание; их финансирование не соответствует законодательной базе и требует совершенствования.
Система оплаты труда применительно к сфере дополнительного образования спортивной направленности не формирует материальных стимулов для высокоэффективного труда тренерско-преподавательского состава. Крайне слабо используются возможности привлечения дополнительных средств за счет предоставления платных услуг населению. Не используются возможности привлечения средств из внебюджетных источников за счет развертывания деятельности различных фондов поддержки детско-юношеского спорта. Все эти формы не могут подменить необходимости участия органов государственного управления в развитии детско-юношеского спорта в Хабаровском крае, в том числе увеличения инвестиций, непосредственно направленных учреждениям дополнительного образования спортивной направленности и клубам физической подготовки по месту жительства.
В целом для дальнейшего развития физической культуры и спорта в крае необходимо увеличение ассигнований на детско-юношеский спорт.
Кадровое обеспечение
Анализ динамики кадрового обеспечения сферы физической культуры и спорта Хабаровского края за пятилетие (1995 - 2000 гг.) показывает, что в г. Хабаровске и в пяти районах края (Советско-Гаванский, Бикинский, имени Полины Осипенко, Ульчский, Комсомольский) произошло снижение числа штатных физкультурных работников. Особенно высок этот показатель в Бикинском (15 человек) и Комсомольском (11 человек) районах.
Анализ динамики насыщенности физкультурными кадрами (отношение специалистов с высшим и средним специальным образованием к общему числу специалистов) показывает разброс этих параметров. На 33,7 % увеличился этот показатель в Бикинском районе, на 33,3 % - в Аяно-Майском районе, на 12,8 % в Верхнебуреинском районе. Вместе с тем этот показатель упал на 28,0 % в Охотском и Советско-Гаванском районах, на 18,1 % в Николаевском районе. Это свидетельствует о том, что увеличение числа штатных физкультурных работников в этих районах происходило преимущественно за счет лиц, не имеющих специального физкультурного образования. Вряд ли при таком варианте возможно улучшение качества деятельности физкультурных организаций. В целом по краю этот показатель также имеет отрицательную динамику. И это несмотря на наличие Дальневосточной государственной академии физической культуры, факультета физической культуры в Хабаровском государственном педагогическом университете, в Комсомольском-на-Амуре государственном педагогическом университете и педагогическом колледже.
Вместе с тем следует отметить, что существует серьезная проблема с повышением квалификации физкультурных кадров края, в том числе и тренерских. Средства на эти цели не выделяются, требования о необходимости повышения квалификации не менее одного раза в 5 лет зачастую не выполняются.
Поскольку кадровое обеспечение оказывает значительное влияние на развитие физической культуры и спорта среди детей и подростков, на эти вопросы требуется обращать повседневное внимание.
Решить проблему можно путем отбора и направления молодых спортсменов на целевую контрактную подготовку в соответствующие вузы.
Физкультурные кадры
N п/п |
Наименование показателей |
Всего физкультурных работников |
Из них с физкультурным образованием | |||||||||||||
высшим | средним | |||||||||||||||
1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
1. | Штатные физкуль- турные работники |
2151 |
2181 |
2386 |
2242 |
2268 |
1581 |
1660 |
1614 |
1628 |
1646 |
344 |
334 |
352 |
356 |
383 |
1.1 | В том числе работники физкуль- турно- оздоровительной направленности детских дошкольных учреждений |
45 |
78 |
27 |
14 |
17 |
11 |
17 |
8 |
7 |
6 |
15 |
23 |
11 |
2 |
7 |
1.2 | Учителя образова- тельных школ |
880 |
896 |
871 |
885 |
843 |
678 |
703 |
668 |
654 |
618 |
191 |
169 |
178 |
205 |
195 |
1.3 | Руководители и преподаватели уч- реждений начального профес- сионального обра- зования |
61 |
63 |
61 |
63 |
62 |
47 |
42 |
48 |
46 |
45 |
6 |
11 |
8 |
11 |
12 |
1.4 | Преподаватели ссузов | 60 | 70 | 73 | 77 | 79 | 57 | 69 | 70 | 73 | 75 | 1 | 1 | 5 | 2 | 2 |
1.5 | Преподаватели вузов | 192 | 202 | 197 | 199 | 232 | 177 | 202 | 197 | 199 | 228 | 4 | ||||
1.6 | Тренеры- преподаватели, ин- структоры- методисты детско- юношеских спортив- ных школ, школ высшего спортивно- го мастерства |
474 |
432 |
290 |
296 |
285 |
354 |
347 |
226 |
216 |
219 |
63 |
41 |
39 |
33 |
33 |
1.7 | Педагоги дополни- тельного образова- ния детско- юношеских клубов физической подго- товки |
51 |
142 |
162 |
163 |
38 |
97 |
99 |
99 |
11 |
34 |
36 |
35 |
|||
1.8 | Инструкторы- методисты клубов, предприятий, учре- ждений, организа- ций |
61 |
28 |
73 |
79 |
40 |
17 |
43 |
42 |
13 |
4 |
20 |
11 |
|||
1.9 | Тренеры- преподаватели клу- бов, предприятий, учреждений |
167 |
145 |
92 |
84 |
72 |
62 |
10 |
6 |
16 |
||||||
2. | Работники физиче- ской культуры орга- нов управления фи- зической культурой и спортом всех уровней |
46 |
50 |
51 |
53 |
48 |
42 |
44 |
41 |
47 |
43 |
1 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2.1 | Из них руководители | 13 | 18 | 17 | 10 | 14 | 15 | 1 | 1 | |||||||
3. | Работники аппарата физкультурно- спортивных обществ |
2 |
8 |
25 |
15 |
16 |
2 |
6 |
20 |
12 |
15 |
2 |
2 |
1 |
||
4. | Физкультурные ра- ботники спортсо- оружений |
141 |
76 |
310 |
92 |
90 |
49 |
46 |
54 |
54 |
47 |
17 |
9 |
28 |
7 |
32 |
5. | Физкультурные ра- ботники по месту жительства |
199 |
245 |
51 |
63 |
92 |
126 |
144 |
26 |
40 |
53 |
35 |
66 |
16 |
11 |
23 |
6. | Из общего числа штатных работ в сельской местности |
300 |
289 |
246 |
333 |
320 |
208 |
201 |
131 |
202 |
207 |
85 |
73 |
62 |
63 |
69 |
Природно-климатические условия Хабаровского края
В Хабаровском крае можно выделить четыре группы территорий по преобладающим климатогеографическим характеристикам, которые существенно разнятся между собой:
первая группа - Охотский, Аяно-Майский и Тугуро-Чумиканский районы - представлена в основном морскими террасами и горными территориями с ультраконтинентальным климатом и выраженным влиянием Охотского моря;
вторая группа - Николаевский и Советско-Гаванский районы, для которых характерны слаборасчлененные террасы и низменности с выраженным морским климатом;
третья группа - Ульчский, имени Полины Осипенко, Комсомольский, Солнечный, Нанайский (северная группа), Амурский, Хабаровский, Вяземский, Бикинский (южная группа) районы, сосредоточенные в переувлажненных поймах и долинах крупных рек с отдельными горными образованиями и предгорьями, находящимися в зоне выраженного муссонного влияния;
четвертая группа - Верхнебурейский и район имени Лазо - обширные горные территории с континентальным климатом, имеющим более или менее выраженные муссонные черты.
По данным многочисленных наблюдений, среднегодовая температура на юге территорий положительная и составляет 0,1 - 1,5 градуса по Цельсию. По направлению на север она постепенно уменьшается и достигает минус 3 градуса. Большая часть территории имеет отрицательную среднегодовую температуру воздуха. Самым холодным месяцем является январь. В южных континентальных районах средние температуры изменяются от минус 22 до минус 24 градусов по Цельсию (в г. Хабаровске минус 22,3 градуса), а на морском побережье - от минус 18 на юге до минус 24 градусов на севере. В отдельные дни температура воздуха снижается на юге до минус 40 - 45, на севере - до минус 56 градусов по Цельсию.
Среднесуточная температура воздуха в крае составляет 9,2 градуса. В северных районах наибольшие колебания температуры воздуха (12,3 градуса) - приходятся на март, в южных районах пик колебаний выпадает на май - 10,3 градуса.
Минимум атмосферных осадков наблюдается в январе - феврале и составляет на большей территории края 3 - 10 мм, увеличиваясь в горных районах и на побережье до 25 мм. В летнее время на этой территории наблюдаются ливневые дожди большой интенсивности (75 - 163 мм).
Зима в Хабаровском крае длится около четырех месяцев на юге до шести месяцев на севере, но снежный покров невелик. Устойчивый снежный покров образуется в ноябре, а в горных районах - во второй половине октября.
Общее заключение
Хронический недостаток финансовых средств, выделяемых из государственного бюджета в течение 10 - 12 последних лет, привел к появлению ряда негативных факторов в сфере детско-юношеского спорта в Хабаровском крае:
снизилась физкультурно-оздоровительная работа на жилищно-эксплуатационных предприятиях, не создается материально-техническая база для занятий физической культурой и спортом по месту жительства;
многие спортивные сооружения недоступны для массового спорта, требуют ремонта или реконструкции, оснащения техническими средствами и оборудованием для осуществления учебно-тренировочного процесса;
уровень программного учебно-методического, научного, медицинского обеспечения детско-юношеского спорта не соответствует современным требованиям;
ослаблена работа по пропаганде и популяризации массовых форм занятий физической культурой;
снизилось (в отдельных районах края прекратилось) финансирование внешкольной и внеурочной спортивной работы;
учреждения дополнительного образования спортивной направленности не имеют достаточных средств для участия в соревнованиях краевого и регионального уровня, на проведение учебно-тренировочных сборов перед Всероссийскими соревнованиями, на оплату за аренду спортсооружений, на дополнительное питание;
слабым звеном в развитии детско-юношеского спорта остается кадровое обеспечение.
Все вышеперечисленное и послужило основанием для разработки краевой целевой программы развития детско-юношеского спорта в Хабаровском крае на 2001 - 2005 годы.
Для реализации программы необходимы коренные преобразования всех компонентов системы управления массовым детско-юношеским спортом - структуры финансирования, материально-технического и кадрового обеспечения, создание действенной нормативно-правовой базы.
Программа предусматривает:
увеличение числа детских физкультурно-спортивных учреждений;
разработку, внедрение и освоение новых физкультурно-оздоровительных технологий;
укрепление и развитие материально-технических баз;
кадровое и научно-методическое обеспечение.
Образовательные учреждения с учетом местных условий и интересов учащихся определяют формы занятий физической культурой и средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий (не менее пяти часов в неделю).
Конкретные проекты предлагаемых новых форм организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми и подростками позволят существенно увеличить число занимающихся, что в свою очередь даст возможность многократно сэкономить средства, затрачиваемые на лечение различных заболеваний и содержание малолетних преступников в местах лишения свободы.
Вся совокупность программных мероприятий при полной ее реализации позволит существенным образом обновить содержание физкультурно-оздоровительной работы в крае, решить весьма актуальные проблемы повышения эффективности работы с детьми и учащейся молодежью.
Важнейшими результатами реализации программных мероприятий будут формирование ценностно-ориентированного отношения детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом, укрепление здоровья, профилактика правонарушений и вредных привычек, увеличение объема и повышение качества физкультурно-оздоровительных услуг, формирование морально-волевых и гражданских качеств личности детей, подростков и молодежи Хабаровского края.
Программа направлена на структурные изменения в системе ценностей прежде всего подрастающего поколения края, которое будет определять будущее.
Затраты, запланированные на мероприятия, предусмотренные программой
Всего предусмотрено: 194 млн. 927 тыс. руб.,
из них: краевой бюджет - 92 млн. 365 тыс. руб.;
муниципальный бюджет (по 93 млн. 302 тыс. руб.;
согласованию с органами местного
самоуправления) -
федеральный бюджет - 9 млн. 260 тыс. руб.
по годам:
2002 год - 52 млн. 432 тыс. руб,
(25 млн. 384 тыс. руб. + 25 млн. 383 тыс. руб. + 1 млн. 665 тыс. руб.);
2003 год - 61 млн. 056 тыс. руб.,
(24 млн. 198 тыс. руб. + 34 млн. 793 тыс. руб. + 2 млн. 065 тыс. руб.);
2004 год - 47 млн. 206 тыс. руб.,
(24 млн. 227 тыс. руб. + 20 млн. 514 тыс. руб. + 2 млн. 465 тыс. руб.);
2005 год - 34 млн. 233 тыс. руб.,
(18 млн. 556 тыс. руб. + 12 млн. 612 тыс. руб. + 3 млн. 065 тыс. руб.).
по разделам программы:
Раздел 1
Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая и профилактическая работа с детьми, подростками и молодежью.
Всего: 40 млн. 129 тыс. руб., по годам:
2002 год - 7 млн. 942 тыс. руб.;
2003 год - 9 млн. 195 тыс. руб.;
2004 год - 10 млн. 602 тыс. руб.;
2005 год - 12 млн. 390 тыс. руб.
Раздел 2
Подготовка спортивных резервов и развитие спорта высших достижений в системе детско-юношеского спорта.
Всего: 24 млн. 874 тыс. руб., по годам:
2002 год - 6 млн. 565 тыс. руб.;
2003 год - 4 млн. 719 тыс. руб.;
2004 год - 6 млн. 431 тыс. руб.;
2005 год - 7 млн. 159 тыс. руб.
Раздел 3
Нормативно-правовое обеспечение.
Всего: 12 тыс. руб., по годам:
2002 год - 2 тыс. руб.;
2003 год - 3 тыс. руб.;
2004 год - 3 тыс. руб.;
2005 год - 4 тыс. руб.
Раздел 4
Информационная, образовательно-просветительская и рекламная деятельность.
Всего: 2 млн. 932 тыс. руб., по годам:
2002 год - 584 тыс. руб.;
2003 год - 669 тыс. руб.;
2004 год - 785 тыс. руб.;
2005 год - 894 тыс. руб.
Раздел 5
Кадровое обеспечение, повышение квалификации преподавателей, научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа.
Всего: 575 тыс. руб., по годам:
2002 год - 110 тыс. руб.;
2003 год - 132 тыс. руб.;
2004 год - 154 тыс. руб.;
2005 год - 179 тыс. руб.
Раздел 6
Развитие материально-технической базы и физкультурно-спортивной продукции.
Всего: 126 млн. 405 тыс. руб., по годам:
2002 год - 37 млн. 229 тыс. руб.;
2003 год - 46 млн. 338 тыс. руб.;
2004 год - 29 млн. 231 тыс. руб.;
2005 год - 13 млн. 607 тыс. руб.
по ведомствам - основным исполнителям:
1. Комитет по физической культуре, спорту и туризму Администрации края
73 млн. 150 тыс. руб.
(20 млн. 284 тыс. руб. + 20 млн. 223 тыс. руб. + 19 млн. 599 тыс. руб. + 13 млн. 044 тыс. руб.).
2. Комитет по молодежной политике Администрации края
11 млн. 004 тыс. руб.
(2 млн. 050 тыс. руб. + 2 млн. 460 тыс. руб. + 2 млн. 952 тыс. руб. + 3 млн. 542 тыс. руб.).
3. Комитет общего образования Администрации края
3 млн. 892 тыс. руб.
(720 тыс. руб. + 864 тыс. руб. + 1 млн. 036 тыс. руб. + 1 млн. 272 тыс. руб.).
4. Департамент социальной защиты населения Администрации края
1 млн. 660 тыс. руб.
(370 тыс. руб. + 400 тыс. руб. + 430 тыс. руб. + 460 тыс. руб.).
5. Департамент здравоохранения Администрации края 799 тыс. руб.
(160 тыс. руб. + 191 тыс. руб. + 210 тыс. руб. + 238 тыс. руб.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.