Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приложению
Информация о ходе исполнения постановления Законодательной Думы Хабаровского края от 30.05.2012 N 814 "О рекомендациях депутатских слушаний на тему "О правовом регулировании профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Хабаровском крае"
Заслушав и обсудив информацию о ходе исполнения постановления Законодательной Думы Хабаровского края 30.05.2012 N 814 "О рекомендациях депутатских слушаний на тему "О правовом регулировании профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Хабаровском крае" (далее - рекомендации), постоянный комитет Законодательной Думы Хабаровского края по законности и социальной защите населения отмечает следующее.
Изучение вопроса показало, что в целом положения указанных рекомендаций выполнены или находятся на стадии реализации.
В рамках исполнения подпункта 1.1 рекомендаций Законодательной Думой Хабаровского края (далее - край) подготовлено и направлено обращение в комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству и в комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей с предложением внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" о совершенствовании порядка рассмотрения материалов о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел и установлении единого перечня оснований недопущения к участию в уголовном деле или отстранения от участия в нем законного представителя несовершеннолетних подозреваемого, обвиняемого, подсудимого и потерпевшего, когда есть основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего, с привлечением к участию в уголовном деле другого законного представителя несовершеннолетнего.
Нашли поддержку у федеральных законодателей предложения, изложенные в обращении к комитету Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, о необходимости повышения административной ответственности родителей за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей, внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за курение в местах, в которых курение запрещено федеральным законом, совершенствования правовых норм, устанавливающих административную ответственность для несовершеннолетних за распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции.
12.02.2013 Государственной Думой принят Федеральный закон N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", которым вводится запрет на курение на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания услуг в системе образования, учреждений культуры, органов по делам молодежи, физической культуры и спорта, на детских площадках, в лифтах, в помещениях общего пользования многоквартирных домов, на отдельных транспортных средствах и в ряде других мест. В целях обеспечения исполнения положений указанного федерального закона в Государственную Думу внесен проект федерального закона N 222563-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" и Федеральный закон "О рекламе" в связи с принятием Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", устанавливающий административную ответственность за нарушение правил продажи табачных изделий, курение в неустановленных местах, вовлечение несовершеннолетних в процесс потребления табака. Указанный законопроект принят в первом чтении 14.05.2013.
Кроме того, Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона N 129690-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления уголовной и административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", предусматривающий повышение штрафных санкций за вовлечение несовершеннолетних в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции или одурманивающих веществ, а также за появление несовершеннолетних в возрасте до 16 лет в состоянии опьянения в общественных местах и распитие ими в запрещенных местах алкогольной продукции.
В рамках реализации подпункта 1.2 рекомендаций проведен анализ динамики уровня преступности несовершеннолетних в крае за последние три года, который показал, что криминальная активность подростков снижается. По итогам 2012 года число преступлений, совершенных несовершеннолетними, сократилось на 6 процентов в сравнении с аналогичными показателями 2011 года (с 1 457 до 1 369 преступлений) и на 10,9 процента (с 1 536 до 1 369 преступлений) в сравнении с показателями 2010 года. При этом большая часть уголовно наказуемых деяний (77,8%) совершена несовершеннолетними в дневное время суток. В период с 22 до 23 часов в 2012 году несовершеннолетними правонарушителями было совершено 3,2 процента противоправных деяний от общего числа совершенных преступлений. На 11,6 процента (с 930 до 822 преступлений) в 2012 году сократилось количество преступлений, жертвами которых стали несовершеннолетние, при этом 85,3 процента указанных противоправных действий также совершено в дневное время суток, а в период с 22 до 23 часов - 1,7 процента преступных посягательств. Названные показатели свидетельствуют об отсутствии в настоящее время необходимости снижения временной границы "ночного времени", в течение которого несовершеннолетним запрещено находиться в общественных местах без сопровождения родителей, лиц, их заменяющих, с 23 до 22 часов, а также повышения возраста лиц, на которых распространяется указанный запрет, с 16 до 18 лет.
В целях приведения в соответствие с федеральным законодательством Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях (далее - Кодекс края) Законом края от 26.12.2012 N 255 "О внесении изменений в Кодекс Хабаровского края об административных правонарушениях и признании утратившей силу статьи 7 Закона Хабаровского края "О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию детей" внесены изменения в часть 2 статьи 12 Кодекса края, исключившие из нее положения об ответственности родителей, усыновителей, опекунов, попечителей за допуск несовершеннолетних на объекты (на территории, в помещения), на которых в соответствии с нормативными правовыми актами края и органов местного самоуправления их нахождение не допускается. Как следует из разъяснения, данного Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 02.11.2011 N 1-Г11-26, указанное деяние подпадает под действие статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей ответственность за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. В связи с внесением указанных изменений в Кодекс края утратил актуальность вопрос о передаче полномочий по рассмотрению административных материалов о правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 12 Кодекса края, комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В целях изучения вопроса о возможности увеличения штатной численности муниципальных служащих, обеспечивающих деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных районах и городских округах (пункт 2 рекомендаций), решением постоянного комитета Законодательной Думы края по законности и социальной защите населения от 06.06.2012 N 304 создана рабочая депутатская группа. Однако названная инициатива депутатов не нашла поддержку в органах исполнительной власти края, в связи с чем указанный вопрос пока не решен положительно.
Во исполнение подпункта 3.1 рекомендаций министерством образования и науки края в целях обеспечения контроля за целевым использованием субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований края из краевого бюджета для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий края по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, проводится ежемесячный мониторинг остатков денежных средств на счетах финансовых органов муниципальных образований края.
При уточнении бюджета проводится анализ ожидаемого исполнения с учетом расходов на запрашиваемый период.
Кроме того, распоряжением министерства образования и науки края от 28.06.2011 N 708 утверждена ежемесячная форма отчета N 1-248 о расходах субвенций, выделяемых бюджету городского округа или муниципального района на реализацию Закона края от 19.01.2005 N 248 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав", представляемая до 10 числа месяца, следующего за отчетным.
Также финансовые органы муниципальных образований края ежеквартально, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют отчет об использовании межбюджетных трансфертов и не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют акты сверки расчетов с финансовыми органами муниципальных образований края.
В рамках исполнения подпункта 3.2 рекомендаций в ходе оценки необходимости разработки нормативного правового акта, определяющего порядок расходования субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований края из краевого бюджета для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий края по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, установлено, что указанные правоотношения урегулированы нормативными правовыми актами Российской Федерации и края (Бюджетный кодекс Российской Федерации, Закон края от 19.01.2005 N 248 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав", Закон края от 16.12.2011 N 149 "О краевом бюджете на 2012 год", приказ министерства финансов края от 19.01.2012 N 5П "Об утверждении Порядка исполнения краевого бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета и санкционирования оплаты денежных обязательств").
В целях реализации подпункта 3.3 рекомендаций Правительством края принято решение о создании структурного подразделения, обеспечивающего деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в аппарате Правительства края.
Для повышения уровня квалификации ответственных секретарей комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав городских округов и муниципальных районов края (подпункт 3.4 рекомендаций) органами исполнительной власти проведены следующие мероприятия:
28-29 июня 2012 года проведен краевой семинар-совещание на тему "О ходе выполнения норм Закона Хабаровского края от 01 октября 2003 года N 142 "О порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Хабаровском крае", в котором приняли участие председатели и ответственные секретари комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований;
в адрес председателей комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав городских округов и муниципальных районов края направляются информационные письма о внесении изменений и дополнений в отдельные нормативные правовые акты Российской Федерации, рекомендации по оформлению документов, оказывается организационно-методическая помощь;
в декабре 2012 года, марте 2013 года в режиме видеоконференции проведены заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве края с участием более 180 специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних городских округов и муниципальных образований края;
комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве края в рамках обобщения и распространения положительного опыта работы органов и учреждений системы профилактики края организована работа по представлению администрациями городских округов и муниципальных районов края материалов для формирования методических рекомендаций по вопросу: "Практика работы субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по реализации Федерального закона от 29.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений".
В настоящее время Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2012 N 297-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 11 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" разрабатывается примерное Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, критерии оценки эффективности деятельности комиссий. До утверждения примерного Положения проведение конкурса на лучшую организацию работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (подпункт 3.5 рекомендаций) не представляется возможным.
Согласно информации, представленной органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края, в рамках реализации пункта 4 рекомендаций во всех муниципальных образованиях края проводятся мероприятия, направленные на снижение алкоголизации подростков, нарушений требований статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не допускается (подпункт 4.2 рекомендаций).
Постановлением администрации городского округа "Город Хабаровск" от 16.05.2012 N 1884 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" утверждено новое типовое Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа "Город Хабаровск", исключающее возложение на ответственных секретарей комиссий обязанностей, не относящихся к деятельности комиссий в муниципальных образованиях. В иных муниципальных образованиях края положения части 4 статьи 9 Закона края от 01.10.2003 N 142 "О порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Хабаровском крае", запрещающие возлагать на муниципальных служащих, выполняющих функции ответственных секретарей комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных образованиях края, обязанности по выполнению поручений, не связанных с деятельностью указанных комиссий, исполняются (подпункт 4.1 рекомендаций).
Вопросы о мерах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ежегодно рассматриваются во всех муниципальных образованиях края на коллегиях при главах муниципальных образований. В 2013 году указанный вопрос также планируется к рассмотрению на заседании собрания депутатов в пяти муниципальных образованиях края (подпункт 4.3 рекомендаций).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.