Постановление Главы Администрации Хабаровского края
от 29 ноября 1996 г. N 536
"Об основных направлениях развития здравоохранения в Хабаровском крае на
1996 - 2005 годы"
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 9 января 2002 г. N 6 настоящее Постановление признано утратившим силу
Во исполнение п. 10 (абзац четвертый) Постановления Главы Администрации края от 12.03.96 г. N 118 "О социально-экономической ситуации в 1995 году и основных направлениях развития экономики края на 1996 год", в целях глубокой структурной перестройки в здравоохранении края, постановляю:
1. Утвердить "Основные направления развития здравоохранения в Хабаровском крае на 1996 - 2005 годы" (прилагается).
2. Главам администраций городов и районов края при формировании программы развития здравоохранения территорий руководствоваться "Основными направлениями развития здравоохранения в Хабаровском крае на 1996 - 2005 годы".
3. Управлению здравоохранения администрации края (А.И.Вялков) в месячный срок разработать план организационных мероприятий по выполнению основных направлений развития здравоохранения края в 1996 - 1997 годах.
4. Комитету по экономике администрации края (А.Б. Левинталь), финансовому управлению администрации края (А.С. Кацуба), управлению здравоохранения администрации края (А.И. Вялков) при формировании планов социально-экономического развития края, краевого бюджета на 1997 год и последующие годы учитывать реализацию "Основных направлений развития здравоохранения в Хабаровском крае на 1996 - 2005 годы".
5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Главы Администрации края И.И. Стрелкову и управление здравоохранения администрации края (А.И. Вялков).
6. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Глава Администрации
Хабаровского края |
В.И. Ишаев |
Утверждено
Постановлением
Главы Администрации
Хабаровского края
от 29 ноября 1996 г. N 536
Основные направления
развития здравоохранения в Хабаровском крае на 1996 - 2005 годы
1. Необходимость разработки и осуществления основных направлений
развития здравоохранения Хабаровского края
2. Цели, задачи, принципы и этапы развития здравоохранения
Хабаровского края
3. Этап стабилизации 1996-1997 гг
4. Этап развития медицинских технологий
5. Этап творческого развития 2001 - 2005 годы
6. Методы и механизмы реализации основных направлений
развития здравоохранения края
1. Необходимость разработки и осуществления основных направлений развития
здравоохранения Хабаровского края
За последние четыре года показатели общественного здоровья населения Хабаровского края ухудшились. В 1995 году общая смертность населения составила 13 на 10 тыс. населения, что на 22 процента превышает уровень смертности населения в 1992 году. При этом смертность от сердечно - сосудистых заболеваний возросла на 24 процента, от несчастных случаев в 1,4 раза. Смертность среди трудоспособного населения увеличилась на 29,5 процента, что обусловило снижение средней продолжительности предстоящей жизни населения края с 66,3 в 1992 году до 62,7 в 1995 году.
На высоком уровне продолжает оставаться младенческая смертность, показатели которой в 1995 году составили 17,8 на тысячу родившихся. Основными причинами младенческой смертности в крае являются: состояния, возникшие в перинатальный период, врожденные пороки, болезни органов дыхания, инфекционные заболевания.
По сравнению с 1992 годом на 16 процентов возросла общая заболеваемость населения. Особую тревогу вызывает неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка и рост в 1995 году таких инфекционных заболеваний как дифтерия, туберкулез, инфекционные гепатиты, сифилис. На высоком уровне сохраняется заболеваемость психическими расстройствами, алкоголизмом, нарко - и токсикоманиями.
Сложившаяся к началу 90-х годов система здравоохранения с систематическим ее финансированием по остаточному принципу оказалась не в состоянии сдержать резкий процесс ухудшения здоровья населения, связанный с социально-экономическим кризисом как в России в целом, так и в крае. Отсутствие в России единой государственной концепции развития здравоохранения, крайне слабая законодательная база в области охраны здоровья населения еще более усиливают негативные тенденции в состоянии общественного здоровья россиян.
Нынешнее состояние здравоохранения края характеризуется острым недостатком финансовых средств для покрытия расходов медицинских учреждений и проведения мероприятий по профилактике болезней. Введение обязательного медицинского страхования позволило лишь частично восполнить острый недостаток финансовых средств в учреждениях здравоохранения. Действующий принцип приоритетного финансирования лишь защищенных статей лишает медицинские учреждения самостоятельной деятельности, не дает возможности регулярно обновлять основные фонды, создавать условия для рационального использования ресурсов.
Существующие в здравоохранении края организационные медицинские технологии не дают возможности для осуществления эффективных мероприятий по профилактике болезней, сокращению сроков лечения больных.
Имеющаяся в крае сеть медицинских учреждений не позволяет обеспечить этапность лечебно-диагностического процесса, принятого в развитых странах мира: интенсивная терапия, долечивание, восстановительное лечение. В крае нет учреждений здравоохранения для хронических больных, нуждающихся не столько в лечении, сколько в длительном постоянном уходе. Несмотря на высокий уровень обеспеченности населения края медицинскими работниками, качество их работы в целом не соответствует международному уровню. Большинство врачей и средних медицинских работников не умеют управлять процессами диагностики и лечения болезней. В крае отсутствует система оказания медицинской помощи по принципу врача общей практики, осуществляющего функции постоянного наблюдения за пациентом.
Нуждается в укреплении медицинская наука. Недостаточно проводятся научные исследования в области профилактики болезней, по разработке новейших медицинских технологий, повышающих эффективность лечебно-диагностических мероприятий.
В нынешнем виде здравоохранение края с трудом поддается изменениям и малоспособно к динамичной реакции на меняющиеся условия его функционирования. Коренной перестройки требует система управления здравоохранением края, целью деятельности которой должно стать повышение эффективности использования ресурсов. Здравоохранению края требуются единые подходы к планированию, основанные на глубоком системном анализе состояния здоровья населения и деятельности медицинских учреждений.
Проведенный краткий анализ состояния здравоохранения края ставит вопрос о необходимости глубокой структурной перестройки в области организации, функционирования и управления медицинскими учреждениями. Основные направления развития здравоохранения определены в соответствии с Постановлением Главы Администрации края от 30.10.95 г. N 427 "Об основных направлениях структурной перестройки экономики Хабаровского края".
2. Цели, задачи, принципы и этапы развития здравоохранения
Хабаровского края
Целью развития здравоохранения является снижение заболеваемости и смертности населения края.
Задачи для достижения цели:
- увеличение объема мероприятий медицинской профилактики;
- восстановление утраченного здоровья в более короткие сроки путем предоставления населению качественной, общедоступной медицинской помощи.
Принципы развития здравоохранения:
- профилактическая направленность;
- единство медицинской науки и практики здравоохранения;
- экономическая эффективность функционирования учреждений здравоохранения;
- участие населения в решении вопросов охраны здоровья.
Этапы развития здравоохранения края:
- этап стабилизации 1996 - 1997 г.;
- этап развития медицинских технологий 1998 - 2000 г.;
- этап творческого развития 2001 - 2005 г.
Для практической реализации этапов развития здравоохранения Хабаровского края потребуется разработка конкретных программ действий, направленных на решение важнейших задач по снижению заболеваемости и смертности населения.
3. Этап стабилизации 1996 - 1997 гг.
3.1. Разработать проекты законов:
- о здравоохранении в Хабаровском крае;
- о медицинской и фармацевтической деятельности на территории Хабаровского края;
- о медицинском страховании граждан в Хабаровском крае.
3.2. Разработать краевые программы: - совместно с заинтересованными управлениями и ведомствами по предупреждению производственного и дорожно - транспортного травматизма;
- вакцинопрофилактики;
- по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в крае;
- по предупреждению распространения СПИДа;
- о развитии самодеятельных форм охраны здоровья населения;
- о развитии сети госпитальных и амбулаторно-поликлинических учреждений на период 1997 - 2000 годы;
- о развитии системы медицинской реабилитации;
- о внедрении современных медицинских технологий в практику деятельности учреждений здравоохранения.
3.3. Развитие амбулаторно-поликлинической помощи:
- ввести в действие систему врача общей практики в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, районе им. Лазо;
- организовать во всех поликлиниках дневные стационары и стационары на дому;
- укрепить диагностическую базу поликлиник (лабораторную, эндоскопическую, ультразвуковую, рентгеновскую);
- организовать регулярные выезды специалистов краевых медицинских учреждений в районы края для проведения профилактических медицинских осмотров населения, консультаций больных, оказания практической помощи.
3.4. Развитие скорой медицинской помощи:
- в централизованном порядке закупить 95 санитарных автомобилей;
- оснастить бригады станций скорой медицинской помощи достаточным количеством лекарственных средств, диагностической и лечебной аппаратурой.
3.5. Развитие госпитальной помощи:
- в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре структурно перепрофилировать больницы и поликлиники с организацией лечебно-диагностических этапов (интенсивная терапия, долечивание, медицинская реабилитация) и отделений по уходу за больными;
- продолжить оснащение современным оборудованием диагностических и реанимационных отделений, операционных;
- расширить и оснастить необходимым оборудованием ожоговое отделение краевой клинической больницы N 2;
- внедрить методы аортально-коронального шунтирования и дистанционной литотрипсии в Дальневосточном медицинской центре;
- открыть специализированные отделения для лечения больных наркоманией в краевом центре психического здоровья;
- организовать в составе краевого центра охраны здоровья матери и ребенка перинатальный центр.
3.6. Совершенствование управления здравоохранением:
3.6.1. Привести структуру органов управления здравоохранением территорий в соответствие с задачами, направленными на снижение заболеваемости и смертности населения.
3.6.2. Упорядочить систему управления в учреждениях здравоохранения с выделением структур, управляющих ресурсными потоками и процессом оказания медицинской помощи.
3.6.3. Разработать и внедрить единую систему информационного обеспечения деятельности органов управления здравоохранением, медицинских учреждений и организаций медицинского страхования.
3.7. Совершенствование планирования здравоохранения:
3.7.1. Внедрить методику планирования здравоохранения, основанную на системном анализе деятельности органов и учреждений здравоохранения, стандартах условий оказания медицинской помощи, тарифах на медицинские услуги.
3.7.2. В целях исключения дублирования, распыления средств и разобщенности действий при разработке и реализации программ ограничить их следующими наименованиями:
- краевая (базовая) и районные программы оказания медицинской помощи населению (ежегодно);
- краевая (базовая), городские и районные программы обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения (ежегодно);
- краевая (базовая), городские и районные программы в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия (от года до пяти лет);
- краевая (базовая), городские и районные программы в области развития отдельных служб здравоохранения (от трех до пяти лет);
- краевая (базовая), городские и районные программы в области кадровой политики в сфере здравоохранения (от трех до пяти лет).
3.8. Финансирование здравоохранения:
3.8.1. Укрепление краевой системы обязательного медицинского страхования на основе обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования посредством усиления ответственности страхователей и совершенствования системы сбора страховых взносов и платежей.
3.8.2. Привлечь к финансированию здравоохранения дополнительные источники финансирования:
- Хабаровское региональное отделение пенсионного фонда РФ для покрытия затрат, связанных с проведением пенсионерам лечебных мероприятий медицинской реабилитации в амбулаторно-поликлинических условиях, льготному зубному протезированию;
- Хабаровское региональное отделение фонда социального страхования РФ для покрытия расходов, связанных:
- с проведением медицинских мероприятий детям и подросткам, оздоравливающимся в городских и загородных лагерях труда и отдыха;
- с подготовкой и переподготовкой специалистов в области экспертизы нетрудоспособности;
- с проведением постгоспитального этапа медицинской реабилитации пациентов в санаториях "Уссури", "Амурский", в краевой бальнеологической больнице "Анненские воды", доме отдыха "Дружба";
- Хабаровское региональное отделение фонда занятости РФ для покрытия расходов, связанных с проведением медицинской экспертизы профессиональной пригодности при приеме лиц на работу или при поступлении на учебу, проведения безработным пациентам лечебных мероприятий медицинской реабилитации в амбулаторно-поликлинических условиях;
- Хабаровского краевого фонда социальной защиты населения для покрытия расходов на лечение ветеранов в Хабаровском филиале МНТК "Микрохирургия глаза", приобретение и техническое обслуживание слуховых аппаратов для малообеспеченных ветеранов войны и труда.
3.8.3. Привлечение личных средств граждан за счет расширения платных медицинских услуг и услуг немедицинского характера (продажа лекарств и изделий гигиены и медицинского назначения в поликлиниках), развития системы добровольного медицинского страхования.
3.9. Обеспечение медикаментами, реактивами и медицинским оборудованием:
3.9.1. Ввести систему регулирования цен на лекарственные препараты для медицинских учреждений на конкурентной основе;
3.9.2. Обеспечить неснижаемый запас лекарственных средств на случай ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф.
3.10. Инновационная политика в здравоохранении:
3.10.1. Интегрировать научную деятельность в области здравоохранения края путем организации краевого совета по инновационной политике в здравоохранении.
3.10.2. Углубить сотрудничество здравоохранения края с зарубежными клиниками Вирджиния Мэйсон (США), префектуры Аомори (Япония) и университетами штатов Кентукки и Орегон (США).
3.11. Кадровая политика в здравоохранении:
3.11.1. Подготовка кадров:
- внедрить программу обучения студентов Хабаровского государственного медицинского университета вопросам менеджмента в здравоохранении;
- продолжить работу по подготовке врачей общей практики;
- организовать школу подготовки специалистов в области управления здравоохранением с одногодичным сроком обучения (очно - заочная форма);
- подготовить программу подготовки и закрепления медицинских работников в соответствии с потребностями учреждений здравоохранения края.
3.11.2. Повышение уровня профессиональных знаний работников здравоохранения (постдипломное образование):
- разработать квалификационные требования к специалистам здравоохранения;
- регулярно проводить в учреждениях здравоохранения аттестации работников на соответствие занимаемой должности;
- организовать в коллективах медицинских работников постоянно действующие семинары по вопросам повышения качества медицинской помощи;
- ежегодно проводить краевые научно-практические конференции по проблемам внедрения современных медицинских технологий и повышения использования ресурсов в здравоохранении;
- организовать на базе краевой поликлиники N 1 учебно-методический центр подготовки и переподготовки специалистов амбулаторно-поликлинической службы.
3.12. Повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении:
3.12.1. Обеспечить соответствие профессиональной подготовки работников здравоохранения уровням сложности и объемам выполняемой работы.
3.12.2. Обеспечить соответствие между нормативами расходования ресурсов и стандартами оказания медицинской помощи.
3.12.3. Разработать в учреждениях здравоохранения программы внедрения ресурсосберегающих технологий.
3.13. Участие населения в охране здоровья:
3.13.1. Разработка программы привлечения к охране здоровья населения общественных и религиозных организаций.
3.13.2. Создать при государственных медицинских учреждениях общественные попечительские советы.
3.13.3. Ввести ежемесячную рубрику в средствах массовой информации "Будьте здоровы".
3.13.4. Организовать общественный комитет по защите прав пациентов.
4. Этап развития медицинских технологий
4.1. Разработать проекты Законов Хабаровского края:
- о государственной, муниципальной и частной системах здравоохранения;
- о профилактике болезней.
4.2. Разработать краевые программы:
- совместно с заинтересованными управлениями и ведомствами обеспечения населения безопасными для здоровья продуктами питания, развития системы физической культуры и оздоровительного туризма;
- предупреждение кариеса зубов;
- охрана материнства и детства;
- кардиология;
- онкология;
- сахарный диабет;
- здоровье подростков и молодежи;
- активное долголетие.
4.3. Развитие амбулаторно-поликлинической помощи:
- продолжить переход на систему врача общей практики в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, районах им. Лазо, Амурском, Ванинском, Советско - Гаванском.
4.4. Развитие госпитальной помощи:
- организовать в крупных больницах г. Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре отделения для лечения больных в течение одного дня;
- провести переоснащение районных больниц диагностическим оборудованием.
4.5. Развитие службы скорой медицинской помощи:
- провести переоснащение станций и отделений скорой медицинской помощи современным санитарным автотранспортом;
- оснастить бригады скорой медицинской помощи средствами для интенсивной диагностики и лечения;
- организовать в отдельных районах г. Хабаровска службы спасения.
4.6. Медицинское страхование.
Осуществить мероприятия по переходу к общественно-государственной форме построения системы медицинского страхования, включающего:
- перераспределение источников покрытия расходов на оказание медицинской помощи между субъектами страхования: государства, работодателей и населения, с повышением роли последнего в финансировании мероприятий по сохранению и поддержанию своего здоровья;
- повышение роли страховых медицинских организаций различной формы собственности в покрытии финансовых рисков населения при возникновении заболеваний. Расширение видов страховых медицинских программ добровольного страхования;
- расширение функций защиты прав застрахованных при получении ими медицинской помощи.
4.7. Управление здравоохранением:
4.7.1. Завершить создание краевой информационной системы "Здоровье".
4.7.2. Внедрить балансовый метод оценки результатов деятельности учреждений здравоохранения.
4.7.3. Внедрить методику планирования здравоохранения на основе стандартов условий оказания медицинской помощи и объемов выполняемых медицинских услуг.
4.7.4. Ввести в действие методику планирования расходов на амбулаторно-поликлиническую помощь, исходя из размеров затрат на одного жителя в год, с учетом всех затрат на оказание медицинской помощи.
4.8. Обеспечение медицинским оборудованием:
4.8.1. Оснастить учреждения здравоохранения базовой медицинской техникой:
- диагностическая система ЯМР - 1 шт.;
- компьютерный томограф - 2 шт.;
- аппарат дистанционной литотрипсии - 2 шт.
4.8.2. Переоснащение больниц г. Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре своевременной рентгеновской техникой.
4.9. Инновационная политика:
4.9.1. Совместно с Хабаровским государственным медицинским университетом образовать на базе крупных многопрофильных больниц г. Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре научно-производственные медицинские объединения.
4.9.2. Разработать и осуществить меры по международному сотрудничеству учреждений здравоохранения края по проблемам:
- охраны здоровья женщин и детей;
- вакцинопрофилактики;
- онкологии;
- кардиологии;
- диабетологии;
- психиатрии и наркологии.
4.10. Кадровая политика:
4.10.1. Расширить возможности постдипломного образования медицинских работников здравоохранения в Дальневосточном государственном медицинском университете.
4.10.2. Сформировать программу поэтапного введения в технологию лечебно-диагностической деятельности лечебных учреждений должность работников со специальностью 0406 "сестринское дело" с высшим образованием и организовать их подготовку.
4.11. Участие населения в охране здоровья:
4.11.1. Организовать в городах и районных центрах края обучение населения методам оказания первой медицинской помощи по уходу за больными в домашних условиях.
4.11.2. Образовать клубы здорового образа жизни.
5. Этап творческого развития 2001 - 2005 годы
5.1. Разработать проект Закона Хабаровского края "О защите прав пациентов на территории Хабаровского края".
5.2. Разработать краевые программы:
- совместно с заинтересованными управлениями и ведомствами по обеспечению населения качественной водой;
- профилактики заболеваний населения на период 2001 - 2005 г.;
- повышению эффективности восстановления утраченного здоровья;
- развития медицинской науки.
5.3. Развитие амбулаторно-поликлинической помощи:
- завершить работу по переходу на систему врача общей практики.
5.4. Развитие службы скорой медицинской помощи:
- оснастить отделения скорой медицинской помощи районных больниц реанимобилями;
- организовать в г. Хабаровске и Комсомольске службы спасения.
5.5. Развитие госпитальной помощи:
- завершить структурную перестройку медицинской помощи населению с введением этапов: интенсивная терапия, долечивание, медицинская реабилитация.
5.6. Обеспечение медицинским оборудованием.
Оснастить учреждения здравоохранения современной базовой медицинской техникой:
- диагностическая система ЯМР - 2 шт.,
- компьютерный томограф - 3 шт.,
- иммунологическая лаборатория - 7 шт.,
- переоснащение лабораторий крупных больниц г. Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре.
5.7. Кадровая политика.
Ввести в Хабаровском государственном медицинском университете программы подготовки специалистов с высшим образованием: в области управления здравоохранением, экономистов, юристов, специалистов эксплуатации основных фондов, специалистов социальной медицины (профилактика болезней), психологов.
5.8. Медицинское страхование.
Расширить возможности медицинского страхования в покрытии расходов населения в области медицинского, лекарственного обеспечения, реабилитации, а также развития материально - технической базы лечебно-профилактических учреждений на основе:
- оптимизации тарифа взносов на обязательное медицинское страхование, стимулирующих интерес работодателя к мерам по охране здоровья работающих;
- разработки и финансирования целевых программ профилактики заболеваний с целью снижения числа страховых случаев и дающую экономию средств для их последующего реинвестирования в совершенствование медицинских технологий.
6. Методы и механизмы реализации основных направлений
развития здравоохранения края
Основные направления развития здравоохранения края представляют собой систему действующих и планируемых мер государственного воздействия на изменения в здравоохранении, способствующие снижению смертности и заболеваемости населения.
Политика Администрации края нацелена на формирование и функционирование такой системы здравоохранения, которая бы в условиях рыночных отношений могла:
- осуществлять эффективные профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных заболеваний и выявлению патологии на ранней стадии болезней;
- восстанавливать утраченное здоровье в более короткие сроки путем предоставления населению доступной и качественной медицинской помощи;
- рационально использовать ранее накопленный и вновь создаваемый производственный, научный и профессиональный потенциал здравоохранения края;
- привлечь широкие слои населения к решению вопросов укрепления и охраны собственного здоровья.
Важной предпосылкой кардинального решения проблем развития здравоохранения в крае является принятая Правительством РФ федеральная программа долгосрочного развития Дальнего Востока до 2005 года, выполнение которой обеспечит создание равных с общероссийскими условий жизнедеятельности населения, в том числе и в охране здоровья.
Основные меры поддержки в сфере здравоохранения должны быть следующими:
в области профилактики болезней:
- выделение средств на ликвидацию выбросов в природную среду вредных для здоровья веществ;
- выделение средств на строительство в крупных промышленных центрах современных водоочистных сооружений с системами фторирования воды;
- выделение средств для проведения массовой вакцинной профилактики населения против инфекционных заболеваний;
- выделение оборудования для экспресс-диагностики возбудителей инфекционных болезней.
В области развития материально-технической базы здравоохранения:
- выделение средств на строительство и оборудование медицинских учреждений в районах проживания коренных народностей Приамурья;
- выделение средств на строительство краевого перинатального центра;
- выделение оборудования для выхаживания недоношенных и ослабленных новорожденных;
- выделение средств для завершения строительства в Хабаровске цеха по выпуску продуктов детского питания;
- выделение современного оборудования для ранней диагностики и эффективного лечения онкологических, сердечно - сосудистых заболеваний, сахарного диабета, болезней почек и органов дыхания.
В области развития медицинской науки:
- выделение средств для проведения комплекса научных исследований в области охраны материнства и детства, профилактики природно - очаговых инфекций, охраны окружающей природной среды;
- создание в г. Хабаровске Дальневосточного научного медицинского центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук.
В области подготовки медицинских кадров:
- выделение средств для проведения ежегодной подготовки не менее 40 клинических ординаторов и 20 аспирантов по наиболее актуальным проблемам медицины;
- выделение средств для организации на базе Хабаровского медицинского училища - колледжа для подготовки специалистов по "Сестринскому делу" с высшим медицинским образованием.
Реализация указанных предложений в региональной политике позволит создать благоприятные предпосылки для стабильного развития здравоохранения края. Однако в условиях экономической и политической нестабильности, неопределенности федеральной региональной политики, основная тяжесть в решении проблем медицинских учреждений ложится на край.
Политика администрации края в области развития здравоохранения должна осуществляться в три этапа.
На этапе стабилизации 1996 - 1997 годов требуется сохранить имеющийся в здравоохранении края производственный, научный и кадровый потенциал. Сконцентрировать имеющиеся ресурсы на решение важнейших, приоритетных проблем здравоохранения. Развернуть среди населения активную работу по пропаганде здорового образа жизни и самооздоровлению.
В условиях резко ограниченных финансовых ресурсов выполнение вышеперечисленных мер требует проведения структурной перестройки в здравоохранении, заключающейся в перераспределении части объемов госпитальной помощи на амбулаторно-поликлинический уровень. Это позволит получить достигнутые результаты оказания медицинской помощи с меньшими затратами, либо получить лучшие результаты с прежними затратами. В связи с этим на первый план выступает работа по укреплению структуры амбулаторно-поликлинических учреждений. Помимо улучшения диагностической базы существующих поликлиник, создания в них дневных стационаров и отделений медицинского ухода за больными на дому, требуется начать работу по переходу оказания медицинской помощи по принципу врача общей практики. Уже с осени 1996 года необходимо организовать их работу в нескольких поликлиниках г. Хабаровска и районе им. Лазо, а в 1997 году начать эту работу в поликлиниках Комсомольска-на-Амуре. Важным моментом развития общей врачебной практики должно стать введение подушевого финансирования поликлиник (от количества населения, изъявившего желание наблюдаться), с учетом затрат на лечение в госпиталях.
В период 1996 - 1997 годов необходимо выделение бюджетных средств для замены на станциях и отделениях скорой медицинской помощи устаревших санитарных автомобилей.
В ближайшее время необходимо предусмотреть перепрофилизацию коечного фонда в крупных больницах г. Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре с образованием лечебно-диагностических комплексов интенсивного лечения, долечивания и медицинской реабилитации. За счет местных бюджетов необходимо продолжить оснащение реанимационных отделений современными средствами для проведения интенсивных диагностических и лечебных мероприятий.
Большой комплекс мер необходимо осуществить в области совершенствования управления здравоохранением. Приведение структуры органов управления здравоохранения территорий к единым целям и задачам позволит построить работу медицинских учреждений на основе глубокого анализа состояния здоровья населения с учетом приоритетности развития тех или иных видов медицинской помощи. В целях более рационального использования средств и повышения эффективности оказания медицинской помощи населению в учреждениях здравоохранения необходимо выделить структуры, управляющие ресурсными потоками и медицинским процессом.
Важным направлением деятельности органов и учреждений здравоохранения должно стать внедрение современных методов планирования, основанных на системном анализе и стандартах условий оказания медицинской помощи.
В условиях острого недостатка финансирования здравоохранения администрации края необходимо рассмотреть вопрос о дополнительном привлечении средств из существующих внебюджетных фондов.
Учитывая постоянный рост цен на лекарственные препараты, необходимо продолжить работу по созданию в медицинских учреждениях служб клинической фармакологии и организации централизованного обеспечения больниц медикаментами. Это позволит упорядочить использование лекарственных средств, уменьшить расходы на медикаменты.
В условиях ограниченных ресурсов важное место занимает работа по внедрению в здравоохранение новых эффективных технологий, позволяющих уменьшить сроки лечения пациентов, сократить расходы на непроизводственные гостиничные услуги. В этих целях требуется разработать краевую инновационную программу, важное место в которой должно быть отведено сотрудничеству медицинских учреждений края с зарубежными клиниками.
В течение двух предстоящих лет требуется усилить внимание работе по обеспечению учреждений здравоохранения края высококвалифицированными кадрами. Уже во втором полугодии 1996 года необходимо разработать программу "Кадры здравоохранения Хабаровского края на период 1996 - 2000 годы". Основное место в программе должно быть уделено полному обеспечению медицинскими работниками амбулаторий и участковых больниц. В целях повышения качества медицинской помощи в Хабаровском государственном медицинском университете нужно продолжить работу по подготовке врачей общей практики, начать обучение студентов вопросам менеджмента и качества медицинской помощи, приступить к подготовке средних медицинских работников с высшим образованием. Важным моментом в выполнении мероприятий по развитию здравоохранения в период 1996 - 1997 годов должна стать работа по разработке законов Хабаровского края о здравоохранении, медицинской и фармацевтической деятельности, о медицинском страховании. Это позволит создать законодательную базу государственного регулирования отношений между всеми субъектами, участвующими в охране здоровья населения края.
На этапе развития медицинских технологий в 1998 - 2000 г. главное внимание должно быть уделено активному внедрению в практику учреждений здравоохранения современных методов профилактики, диагностики и лечения болезней. В связи с этим требуется разработать и осуществить краевые программы по обеспечению населения безопасными для здоровья продуктами питания, развитию физической культуры и оздоровительного туризма, предупреждению кариеса зубов. В целях сокращения сроков лечения больных с получением хороших клинических результатов необходимо выполнить комплекс мероприятий, направленных на улучшение медицинской помощи женщинам и детям, подросткам, лицам пенсионного возраста, пациентам, страдающим сердечно-сосудистыми расстройствами, онкологическими заболеваниями, сахарным диабетом. Для выполнения данных мероприятий необходимо оснастить учреждения здравоохранения края базовой медицинской техникой для точной диагностики и лечения болезней. В Дальневосточном медицинском центре будет внедрена технология аортально-коронарного шунтирования и дистанционной литотрипсии, что позволит значительно уменьшить смертность населения от ишемической болезни сердца и количество тяжелых осложнений мочекаменной болезни.
В целях повышения эффективности использования ресурсов и улучшения качества медицинской помощи необходимо завершить работу по созданию в краевых учреждениях здравоохранения и крупных многопрофильных больницах г. Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре профильных клинико-диагностических комплексов, позволяющих обеспечить госпитальную поточность пациентов по этапам: интенсивное лечение, долечивание.
Дальнейшее развитие должна получить система врача общей практики и особенно в г. Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре. Во всех поликлиниках предстоит организовать отделения медицинского ухода за больными, лечащимися на дому.
В г. Хабаровске на базе отдельных подстанций скорой медицинской помощи с участием органов внутренних дел необходимо создать службы спасения.
В крупных больницах г. Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре предстоит организовать отделения лечения больных в течение одного дня.
Для повышения эффективности проводимых мероприятий по охране здоровья населения необходима дальнейшая интеграция медицинской науки и практического здравоохранения путем создания на базе крупных больниц г. Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре научно-производственных медицинских объединений, активного участия учреждений здравоохранения края в международных программах.
В области совершенствования структуры управления здравоохранением необходимо создать в крае информационную систему "Здоровье", ввести единую методику планирования здравоохранения на основе стандартов условий оказания медицинской помощи и объектов выполняемых медицинских услуг.
Дальнейшее развитие потребует законодательная база здравоохранения. В период 1998 - 2000 г. необходимо разработать законы Хабаровского края: о государственной, муниципальной и частной системах здравоохранения, о профилактике болезней.
Это позволит усилить роль государственных органов в повышении ответственности работодателей за охрану здоровья трудящихся.
На этапе творческого развития 2001 - 2005 г. требуется создать условия для работников здравоохранения по выбору эффективных технологий в профилактике, диагностике и лечении болезней. В этих целях необходимо завершить работу по переходу на оказание амбулаторно-поликлинической помощи населению по принципу врача общей практики. Оснастить отделения скорой медицинской помощи крупных районных больниц реанимобилями, в г. Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре организовать службы спасения людей. С учетом структурной перестройки госпитальных и амбулаторно-поликлинических учреждений медицинская помощь населению края будет оказываться по этапам: интенсивная терапия, долечивание, медицинская реабилитация. В части профилактики болезней необходимо разработать и реализовать краевую комплексную программу предупреждения заболеваемости населения. Большинство мероприятий программы предлагается осуществить за счет средств федерального бюджета.
Требуется продолжить работу по переоснащению учреждений здравоохранения края современным диагностическим оборудованием и, прежде всего, средствами лабораторной диагностики. В целях замены устаревших основных фондов необходимо осуществить строительство четырнадцати объектов здравоохранения различного назначения.
Дальнейшему повышению эффективности оказания медицинской помощи населению будут способствовать осуществление краевых программ развития медицинской науки, восстановления утраченного здоровья у разных групп населения и создание в крае совместно с зарубежными партнерами медицинских клиник.
В части развития законодательной базы здравоохранения потребуется разработать законы Хабаровского края о защите прав пациентов. Это должно обеспечить повышение ответственности лиц за причиненный ущерб здоровью людей и способствовать развитию в крае добровольного медицинского страхования и страхования на риск врачебной ошибки. Большая роль в этой работе отводится профессиональным медицинским ассоциациям, которые должны взять на себя заботу по повышению профессиональных знаний медицинских работников, защите своих рядов от профессионально некомпетентных врачей и медицинских сестер.
Предлагаемые меры государственной поддержки развития здравоохранения в крае позволят создать условия для наращивания потенциала учреждений медицинской профилактики и восстановления утраченного здоровья, что в свою очередь обеспечит максимальное восстановление трудовых ресурсов в экономике края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы Администрации Хабаровского края от 29 ноября 1996 г. N 536 "Об основных направлениях развития здравоохранения в Хабаровском крае на 1996 - 2005 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 9 января 2002 г. N 6 настоящее Постановление признано утратившим силу