Постановление Главы Администрации Хабаровского края
от 8 июня 1998 г. N 242
"Об инвестиционной программе Хабаровского края на 1998-2005 годы"
Постановлением Правительства Хабаровского края от 10 июля 2003 г. N 13-пр настоящее Постановление признано утратившим силу
Анализ реальной ситуации в экономике показывает, что в числе основных проблем, сдерживающих инвестиционные процессы в крае, являются нестабильность экономической ситуации в стране, несовершенство федерального законодательства в части привлечения отечественных и зарубежных инвестиций, а также ограниченность компетенции органов государственной власти Хабаровского края в правовом регулировании инвестиционной деятельности.
Кроме того, сказывается недостаточность развития производственной и социальной инфраструктуры края, узость внутреннего дальневосточного рынка, незаинтересованность участием в инвестиционном процессе финансовых структур, неорганизованность фондового рынка и другое.
С целью формирования благоприятного инвестиционного климата в крае, привлечения отечественных и зарубежных инвестиций, способствующих экономическому росту и активизации жизнедеятельности населения, его занятости и роста жизненного уровня, постановляю:
1. Утвердить инвестиционную программу Хабаровского края на 1998-2005 годы (Прилагается).
2. Утвердить план мероприятий по реализации инвестиционной программы Хабаровского края на 1998-2005 годы (Прилагается).
3. Контроль за исполнением данного Постановления возложить на заместителя Главы Администрации края - председателя Комитета по экономике А.Б. Левинталя.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Глава Администрации
Хабаровского края |
В.И. Ишаев |
Утверждена
Постановлением
Главы Администрации
Хабаровского края
от 8 июня 1998 г. N 242
Инвестиционная программа Хабаровского края на 1998-2005 годы
Введение
Инвестиционная программа Хабаровского края направлена на формирование благоприятного инвестиционного климата с целью привлечения отечественных и зарубежных инвестиций, способствующих экономическому росту и активизации жизнедеятельности населения края, его занятости и повышению жизненного уровня.
Основными задачами инвестиционной программы являются:
- дальнейшее укрепление "правового поля", обеспечивающего приток отечественных и зарубежных инвестиций в экономику края;
- совершенствование бюджетной и налоговой политики края;
- создание краевой системы гарантий инвесторам;
- содействие развитию финансовой инфраструктуры и фондового рынка;
- формирование перечня эффективных инвестиционных проектов по приоритетным отраслям и сферам экономики края;
- использование возможностей международных инвестиционных программ и фондов, зарубежных представительств;
- информационное обеспечение систем поиска потенциальных инвесторов, предоставление информации о возможностях и условиях инвестиционной деятельности на территории края;
- подготовка кадров по вопросам инвестиционной деятельности.
Раздел 1. Анализ инвестиционной деятельности в крае
(источники, динамика инвестиций и проблемы)
На современном этапе в экономике Хабаровского края все еще сохраняются кризисные явления, обусловленные общеэкономической ситуацией как в стране, так и в крае, что не может не оказывать влияния на состояние инвестиционной деятельности.
Объем промышленного производства в крае в 1996 году к уровню 1990 года составил 27,5 процента, в то время, как в России - 58,5 процента. В 1997 году соответственно - 25,9 и 59,6 процента. Продолжается спад производства в таких отраслях как: машиностроение и металлообработка, в том числе по предприятиям оборонного комплекса, в химической и нефтехимической, легкой промышленности. В последнее время наблюдается тенденция к замедлению резкого спада производства, что обусловлено достижением его критической точки.
Доля инвестиций в валовом региональном продукте (ВРП) в 1995 году составила - 13,1 процента, по России - 16,37 процента, соответственно в 1996 году - 12,6 и 16,4 процента, в 1997 - 13,1 и 15,3 процента.
1.1. Бюджетные источники капитальных вложений.
Распределение капитальных вложений в Хабаровском крае
(по источникам финансирования, в процентах)
1991 г. | 1992 г. | 1993 г. | 1994 г. | 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. | |
Капитальные вложения, всего |
100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в том числе финансируемые за счет бюджетных средств |
38,1 | 38,6 | 47,6 | 32,2 | 19,5 | 30,3 | 27,8 |
из них: федеральный бюджет |
... |
29,4 |
32,7 |
25,7 |
14,4 |
21,6 |
17,8 |
краевой и местный бюджеты |
... | 9,2 | 14,9 | 6,5 | 5,1 | 8,7 | 10 |
Как показывает таблица, тенденции в сфере бюджетного инвестирования таковы:
- происходит сокращение доли капитальных вложений, выделяемых из федерального бюджета на развитие экономики края;
- доля капитальных вложений, выделяемых из бюджета края, по существу не изменилась и находится на уровне 1992 года.
Практически все инвестиции краевого бюджета направляются, прежде всего, на решение социальных задач и лишь незначительная доля направляется на создание производственной инфраструктуры. В эту сферу направляются средства федерального бюджета (строительство моста через реку Амур, реконструкция взлетно-посадочных полос в г. Николаевске-на-Амуре и с. Богородском, финансирование которых, как правило, осуществляется с нарушением сроков и не в полном объеме).
Кроме того, продолжающийся спад производства, существующий кризис неплатежей, рост числа убыточных предприятий ведет к недопоступлению доходов в бюджет.
Ограниченность ресурсов краевого бюджета предопределила жесткие подходы к исполнению планируемых инвестиционных расходов. Дефицит бюджетных средств в 1997 году не позволил сформировать инвестиционный фонд в размерах, позволяющих обеспечивать гарантии инвесторам по реализации крупных инвестиционных проектов. Не осуществлено финансирование на развитие рыночной инфраструктуры, в том числе на поддержку малого предпринимательства.
Несмотря на дефицит краевого бюджета в течение последних лет действует закон Хабаровского края о налогах и сборах, устанавливающий систему краевых налоговых льгот, стимулирующих инвестиции в развитие производства.
Дальнейшее совершенствование налоговой политики Администрации края требует анализа эффективности ранее предоставленных краевых налоговых льгот, внедрения льгот в иных формах, включая практику предоставления налогового кредита.
1.2. Государственные внебюджетные источники капитальных вложений.
В качестве источников инвестирования используются государственные внебюджетные фонды. Так, на цели сохранения и организации рабочих мест на предприятиях края в 1995 году из федерального фонда занятости населения было выделено 5,3 млрд. рублей, в том числе предприятиям г. Комсомольска-на-Амуре - 4,0 млрд. рублей, из соответствующего краевого фонда - 3,4 млрд. рублей.
Наиболее стабильным источником инвестиций остается территориальный дорожный фонд. Так, в 1995 году в общей сумме расходов фонда инвестиции составили 43,8 процента, в 1996 году - 44,1 процента, в 1997 году - 53 процента.
Кроме того, в крае имеются другие государственные внебюджетные фонды:
- государственный экологический фонд;
- санитарно-эпидемиологический фонд;
- фонд охраны и воспроизводства ресурсов охотничьих животных;
- фонд охраны и воспроизводства лесных ресурсов;
- фонд охраны земельных ресурсов и землеустройства;
- государственный экологический фонд "Пожарная безопасность";
- краевой внебюджетный фонд.
Проблема использования средств этих фондов в качестве источников инвестирования заключается в небольших размерах и ограниченности источников их формирования.
1.3. Источники инвестирования предприятий и организаций.
Одним из основных источников финансирования капитальных вложений становятся собственные средства предприятий и организаций, которые идут на новое строительство, замещение и обновление физически устаревшего оборудования, в качестве которых в основном используются амортизационные отчисления.
Доля собственных средств предприятий в общей структуре источников финансирования капитальных вложений возросла с 53,5 процента в 1990 году до 58,8 процента в 1997 году.
Доля прибыли, используемая в качестве инвестиций, в настоящее время является ничтожно малой в связи с убыточностью и низкой рентабельностью большинства предприятий. Кроме того, в общей численности предприятий наибольший удельный вес составляют предприятия торговли, прибыль которых направляется, как правило, не в инвестиции.
Недостаток собственных средств вынуждает предприятия прибегать к помощи заемных, что на современном этапе представляет серьезную проблему в силу дороговизны кредитов.
Другой проблемой привлечения заемных средств является незаинтересованность инвесторов, прежде всего иностранных, в предоставлении инвестиций, так как коммерческие инвестиционные проекты российских предприятий не являются привлекательными с точки зрения их доходности. Высокоэффективные и высокодоходные инвестиционные проекты имеют больше шансов получить необходимые инвестиции даже и при отсутствии каких-либо гарантий.
Инвестиционные проекты, имеющиеся у предприятий края, как правило, не соответствуют международным требованиям и стандартам. В крае отсутствуют международные аудиторские компании, которые пользуются доверием у иностранных инвесторов и которые могут дать объективное заключение об эффективности проекта.
Кроме того, недоверие иностранных инвесторов к финансовой документации российских компаний вызывает деятельность последних по сокрытию доходов от налогообложения посредством ведения так называемого двойного бухгалтерского учета. Это одни из основных препятствий на пути привлечения иностранных инвестиций.
В целях улучшения инвестиционного климата в условиях существующей кредиторской задолженности Администрация края приняла решение о введении специальных счетов предприятиям для целевого использования поступающих инвестиций.
Предприятия не могут, а зачастую и не хотят использовать возможность привлечения необходимых средств посредством дополнительной эмиссии ценных бумаг, так как:
- не уделяют должного внимания стратегическому планированию развития предприятия, разработке его отдельных этапов и высокоэффективных инвестиционных проектов;
- эмиссия ценных бумаг является в определенной степени рискованной в силу низкой привлекательности предприятий - эмитентов;
- процедура эмиссии ценных бумаг и выпуска облигационного займа требует высоких затрат;
- отсутствует информация о котировке ценных бумаг, что препятствует формированию устойчивого спроса со стороны потенциальных инвесторов;
- недостаточно развит фондовый рынок (отсутствие организатора торговли ценными бумагами, ограниченное число лицензированных инвестиционных институтов и профессиональных участников рынка ценных бумаг и др.);
- в крае все еще мало менеджеров и профессионально подготовленных специалистов, адаптированных к рыночным условиям, готовых обеспечить продвижение инвестиционных проектов по всем стадиям инвестиционного процесса и получение положительных результатов от их внедрения;
- существует информационная оторванность краевых потребителей инвестиций от баз данных отечественных и мировых инвестиционных ресурсов и проектов.
1.4. Инвестиционная деятельность финансовых институтов.
Особая роль в привлечении инвестиций в экономику края принадлежит субъектам финансовой инфраструктуры. Однако, в настоящее время финансовый капитал все еще практически не задействован в инвестиционном процессе.
Коммерческие банки до сих пор не используют практику предоставления долгосрочных кредитов. В общей сумме кредитных вложений основную долю занимают краткосрочные кредиты (примерно 95 - 96 процентов). В последние годы заметно начинает расти просроченная и нереальная к погашению ссудная задолженность, которая в 1996 году составила 38,5 процента, в 1997 году - 43,3 процента, что усиливает недоверие к заемщикам и затрудняет возможности инвестиционной деятельности банков.
В крае существует рынок страхования и перестрахования рисков. Абсолютные размеры страховых резервов, имеющихся в страховых компаниях, минимальны, а существующие ограничения по их использованию позволяют размещать лишь определенную часть свободных средств в корпоративные ценные бумаги и таким образом участвовать в инвестиционном процессе.
Администрация края содействует укрупнению краевых коммерческих банков, страховых компаний, способных участвовать в инвестиционном процессе, имеющих корреспондентские отношения с зарубежными финансовыми институтами и пользующихся их доверием.
В целях активизации инвестиционной деятельности финансовых институтов (кредитные организации, страховые компании, инвестиционные фонды) краевой Закон "О налогах и сборах Хабаровского края" освобождает от налогообложения прибыль в части сумм, зачисляемых в краевой бюджет в размере 1/3 ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, полученной ими от долгосрочных инвестиций (от одного года и более) в многоэтажное жилищное строительство в рамках утвержденных федеральных и краевых программ с участием бюджетных средств, технологии глубокой переработки древесины, строительство современных типов рыболовецких судов, технологическое переоборудование рыбоперерабатывающих и рыборазводных предприятий, в конверсию предприятий ВПК для перехода на выпуск гражданской продукции, развитие топливно - энергетических объектов края, прогрессивных внутрикраевых средств связи.
1.5. Сбережения населения как источник инвестиций.
Перспективным источником инвестиций могут стать свободные средства населения, а потому серьезной проблемой, требующей внимания Администрации края, является превращение сбережений населения в реальные инвестиции.
Показатели превышения доходов населения над расходами в Хабаровском крае
1992 г. | 1993 г. | 1994 г. | 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. | |
Превышение доходов над расходами, млрд. руб. |
23,5 | 243,2 | 563,5 | 1226 | 1941,1 | 1635 |
Удельный вес суммы превышения в доходах, в процентах |
23,2 | 24,2 | 16,8 | 13,2 | 15 | 10,7 |
О наличии свободных средств населения свидетельствует динамика роста вкладов граждан в коммерческих банках. В 1997 году вклады населения в коммерческих банках выросли на 0,5 процента, в том числе в Хабаровском банке Сберегательного банка РФ - на 9,8 процента.
Кроме того, имеет место превышение сумм купленной физическими лицами валюты над суммами проданной ими валюты, которое за 1996 год составило 1282,3 млрд. руб., за 1997 год - 1877,5 млрд. рублей.
Население края для сохранения своих сбережений приобретает иностранную валюту. Так, доля расходов населения на покупку валюты выросла с 2,7 процента в 1993 году до 13,5 процента в 1996 году. В 1997 году по сравнению с 1996 годом покупка населением края иностранной валюты выросла более чем в два раза. Причем, доля резидентов в 1996 году при покупке валюты составила 96 процентов, а при продаже валюты - 92 процента, соответственно в 1997 году - 86 и 90 процентов. По экспертным оценкам специалистов коммерческих банков доля так называемых "челноков" среди резидентов составляет 35 - 36 процентов.
В настоящее время собственные накопления население края связывает с вложениями в недвижимость, предметы длительного пользования (мебель, бытовая техника, автотранспорт). Так, количество сделок по отчуждению недвижимости в крае выросло с 21406 в 1995 году до 23563 в 1997 году. Важнейшей проблемой, требующей внимания, является выработка механизмов, стимулирующих превращение сбережений населения в инвестиции.
1.6. Иностранные инвестиции.
Объем иностранных инвестиций в экономику края в 1995 году составил 4 процента от общей суммы капитальных вложений, в 1996 году - 6 процентов. В 1997 году сохраняется уровень 1996 года.
Поступление иностранных инвестиций в край осуществляется, в основном, путем создания предприятий с иностранными инвестициями. По инвестиционному рейтингу субъектов РФ Хабаровский край входит в двадцатку первых регионов России по уровню развития совместного предпринимательства.
Динамика предприятий с иностранными инвестициями в Хабаровском крае
1992 г. | 1993 г. | 1994 г. | 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. | |
Количество предприятий, зарегистрированных в текущем году, единиц |
149 | 207 | 91 | 65 | 52 | 36 |
Иностранные инвестиции, млн. долл. США |
45,6 | 10,2 | 26,2 | 54,7 | 7,9 | 20,8 |
В крае на начало 1998 года зарегистрировано 652 предприятия с иностранным капиталом, в том числе 400 совместных предприятий, 156 предприятий полностью принадлежащих иностранным инвесторам, 96 филиалов и представительств совместных предприятий и иностранных фирм.
Наиболее активно действуют на рынке края фирмы США (21,2 процента всех иностранных инвестиций). Республики Корея (10,9 процента), Японии (10,5 процента), Китая (6 процентов).
Привлечению иностранных инвестиций содействует развитие внешней торговли, позволяя знакомиться с реальной экономической ситуацией, возможностями и условиями инвестиционной деятельности за рубежом.
Учитывая важность поступлений в краевую экономику зарубежных инвестиций, их приток стимулируется в течение ряда лет. В частности, установлены льготы по налогу на прибыль, получаемую от производства товаров и услуг:
- вновь создаваемым совместным предприятиям с долей внесенного иностранного капитала более 30 процентов и предприятиям, полностью принадлежащим иностранным инвесторам, в течение первых двух лет с момента государственной регистрации;
- вновь создаваемым предприятиям с объемом иностранных инвестиций 1 млн. долларов США и выше, направляемых на развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, прогрессивных внутрикраевых средств связи, развитие производств по переработке древесины, поиск, добычу и переработку полезных ископаемых, в течение первых трех лет с момента государственной регистрации.
В настоящее время требуется анализ и оценка эффективности вышеуказанных льгот, отработка механизма учета и контроля потерь бюджета края от предоставляемых налоговых льгот.
В сложившихся неблагоприятных экономических условиях Администрация края ищет возможности решения проблемы привлечения инвестиций с использованием незадействованных ресурсов края. Так, Постановление Главы Администрации края от 01.02.1996 года N 41 "О создании залогового фонда Хабаровского края" позволяет использовать в качестве залога государственные пакеты акций предприятий и организаций, недвижимость, имущество, находящиеся в краевой собственности, а также право пользования природными ресурсами. Однако, привлекательность залогового фонда для иностранных инвесторов пропорциональна ликвидности его составляющих объектов.
В настоящее время обсуждается вопрос о создании внебюджетного инвестиционного гарантийного фонда, в том числе с участием иностранных партнеров. Такое сотрудничество позволило бы создать систему гарантий, развить современные методы финансового менеджмента в экономике края и приобрести необходимый опыт по управлению финансовыми программами в масштабе региона.
В развитии инвестиционной деятельности большое значение приобретают контакты краевой Администрации с представителями структур власти и деловых кругов зарубежных стран. Уже накоплен практический опыт проведения международных конгрессов, симпозиумов, научно-практических конференций, семинаров, выставок.
В г. Хабаровске работают Генеральные консульства КНР и Японии, Хабаровское представительство МИД России. Для расширения своей деятельности в Хабаровском крае открыли свои представительства такие всемирно известные фирмы, как Мицуи, Сумитомо, Марубени, Катерпиллар, LG электроникс, ДЭУ Корпорейшн.
По инициативе и при поддержке Администрации края инвестиционный фонд "США - Россия" осуществляет программу кредитования малого бизнеса, в рамках которой в 1996 году прокредитовано 5 инвестиционных проектов на сумму 356 тыс. долларов США и в 1997 году - 11 проектов на сумму 750 тыс. долларов США.
В соответствии с российско - американским проектом рационального природопользования на российском Дальнем Востоке в рамках проекта "Природоохранная политика и технология" были получены гранты для поддержки малого бизнеса в виде оборудования на сумму 250 тыс. ам. долларов. Оборудование получили научно-производственная фирма "Амурбиофарм", товарищество с ограниченной ответственностью "ПРОМИН ЛТД", дальневосточная ассоциация по использованию недревесных ресурсов, а также предприятия Амурского, Комсомольского районов и района имени Лазо.
Европейский Банк Реконструкции и Развития совместно с федеральным Фондом поддержки малого предпринимательства реализует программу на территории края по двум направлениям:
- увеличение оборотного капитала с предоставлением кредита до 30 тыс. долларов США сроком до 6 месяцев;
- инвестиционные кредиты в сумме до 125 тыс. долларов США сроком до 2-х лет.
С сентября 1997 года в Хабаровске действует программа микрокредитования малого бизнеса, в реализации которой с американской стороны участвуют Каунтерпарт Интернешнл Инк., Рабочий Капитал, Инвестиционный Фонд США - Россия. Партнерами с российской стороны выступают "Союз деловых женщин Хабаровского края" и краевой фонд поддержки малого предпринимательства.
Развитию сотрудничества российских и американских предпринимателей содействует участие Администрации края в деятельности рабочей группы "Российский Дальний Восток и западное побережье США".
Отрабатывается система информационного обеспечения потенциальных иностранных инвесторов, в частности, формируется база данных по инвестиционной проблематике и распространяется по каналам международной информационной системы Интернет.
На регулярной основе издаются бизнес - справочники, каталоги об инвестиционных предложениях и экспортной продукции Хабаровского края, предоставляющие инвесторам возможность первого знакомства с его инвестиционным потенциалом.
Возможности привлечения инвестиций во многом определяются наличием подготовленных кадров, способных работать в инвестиционной сфере. При поддержке Администрации края в г. Хабаровске созданы и активно работают Российско - Американский Учебно - Научный Центр, Японский Центр, которые обучают методике составления бизнес - планов, инвестиционных предложений, поиску потенциальных партнеров. Так, в 1997 году было проведено более 70 семинаров, в которых приняло участие около 2,3 тысяч специалистов. Зарубежные стажировки в США и Японии прошли около 100 человек.
Администрация края содействует привлечению иностранных консультантов по каналам зарубежной технической помощи. Так, японские консультанты на бывших государственных и вновь созданных частных предприятиях оказали помощь по их "выживанию" в условиях рыночной экономики и продвижению продукции на внутренний и внешний рынки.
Анализ реальной ситуации в экономике показывает, что к числу основных проблем, сдерживающих инвестиционные процессы в крае, относятся:
- несовершенство федерального законодательства в части привлечения отечественных и зарубежных инвестиций, а также ограниченность компетенции органов государственной власти Хабаровского края в правовом регулировании инвестиционной деятельности;
- неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, высокие энергетические и транспортные тарифы, затрудняющие инвесторам поиск сфер вложения капитала, ориентированного на производство конкурентоспособного продукта;
- узость внутреннего дальневосточного рынка;
- несформированность фондового рынка, сдерживающая движение динамичной части акционерного капитала и привлечение "портфельных" инвестиций, способных инициировать развитие рынка инвестиций;
- ограниченность финансовых ресурсов и слабая связь с финансовыми центрами, отсутствие мощных финансовых институтов, большое число убыточных предприятий, удельный вес которых в общем количестве действующих предприятий растет год от года (в 1994 году - 32,4 процента, 1995 году - 36,5 процента, 1996 году - 44,8 процента, 1997 году - 58 процентов), нестабильные, по сравнению с западными регионами России, денежные потоки, вызывающие острую нехватку оборотных средств, существенно ограничивающие возможности инвестирования за счет привлеченных и собственных источников даже для финансово - устойчивых предприятий;
- недостаток кадров специалистов (финансовых менеджеров, бухгалтеров и аудиторов), способных работать в соответствии с международными стандартами;
- информационная оторванность краевых потребителей инвестиций от баз данных отечественных и мировых инвестиционных ресурсов и проектов.
В экономике края проявляются тенденции, дающие возможность прогнозировать в ближайшей перспективе некоторое инвестиционное оживление, в частности, значительно замедлились темпы падения объемов промышленного производства, в 1997 году - 5,8 процента против 13 процентов в 1996 году. Наметился рост объемов нефтепереработки, добычи угля, вылова рыбы, микробиологической промышленности. Обеспечена устойчивая работа топливно-энергетического комплекса края. Наращивают объемы производства, улучшают качество, расширяют ассортимент продукции предприятия пищевой и пищеперерабатывающей промышленности. Осуществляются позитивные сдвиги в развитии финансового рынка края. Зарегистрирована эмиссия первого краевого займа, выпущены два займа для погашения задолженности по сельскому хозяйству и акционерному обществу "Хабаровскэнерго", с 1995 года в практике работы Администрации края используется вексель, в том числе "золотой".
Деятельность Администрации края направлена на реализацию стратегии структурной перестройки экономики и осуществление структурных сдвигов внутри приоритетных отраслей, а также федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы (далее - программа "Дальний Восток и Забайкалье"), имеющей президентский статус.
В Хабаровском крае в последние годы сложилась достаточно стабильная социально-политическая ситуация.
Оценка экспертами инвестиционного потенциала и риска Хабаровского края, публикуемая в специальных инвестиционных журналах, характеризует край как регион с высоким потенциалом и умеренным риском.
Раздел 2. Основные задачи по формированию благоприятного инвестиционного
климата в крае
Решение задач по формированию благоприятного инвестиционного климата в крае в значительной мере зависит от дальнейшего развития и совершенствования федерального законодательства в инвестиционной сфере и политики Правительства РФ, направленной на стимулирование инвестиционной деятельности в России.
В частности, на федеральном уровне требуется обеспечить:
- стабильность законодательства о финансовом, валютном, налоговом, тарифном и нетарифном регулировании инвестиций;
- заблаговременное информирование предпринимателей о намечаемых изменениях правовых норм;
- отработку процедур и механизмов, защищающих инвесторов от неправомерных действий органов государственного узравления.
Из числа отсутствующих Федеральных законов, тормозящих рост инвестиций, следует назвать, прежде всего, Земельный кодекс, "Об ипотеке (залоге недвижимости)", "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "Об оценочной деятельности", о концессиях, о свободных экономических и таможенных зонах, кроме того, необходимо внести изменения и дополнения в Федеральные законы "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", "Об иностранных инвестициях", "О разделе продукции".
На краевом уровне также важно сформировать законодательную базу инвестиционной деятельности в крае, обеспечивающую стабильный правовой режим для российских и зарубежных инвесторов. В ближайшее время предстоит принять закон "Об инвестиционной деятельности в Хабаровском крае", разработать положения о порядке формирования и использования краевого инвестиционного фонда, а также краевого внебюджетного инвестиционного гарантийного фонда.
2.1. Приоритеты экономики края в привлечении инвестиций.
Формирование благоприятного инвестиционного климата в Хабаровском крае предполагает:
- определение приоритетов экономики края в привлечении инвестиций;
- отработку механизмов финансово-кредитных, налогово-бюджетных отношений, создающих стимулы и гарантии деятельности инвесторов.
Основой плана привлечения инвестиций в приоритетные отрасли и сферы, избирательной поддержки инвестиционных проектов является стратегия Администрации Хабаровского края по структурной перестройке экономики, программа "Дальний Восток и Забайкалье".
Ядром отраслевой структурной перестройки экономики и повышения эффективности производства продукции в крае является топливно - энергетический комплекс (ТЭК), который представляет одновременно жизнеобеспечивающие и экспортоориентированные отрасли. Обеспечение ускоренного развития собственной топливной базы через строительство (расширение) Ургальского угольного разреза, создание малых угольных разрезов. Изменению структуры топливного баланса в крае за счет увеличения доли газа как более дешевого и экологического топлива будет способствовать реализация федеральной программы газификации Сахалинской области, Хабаровского и Приморского краев, представляющей межрегиональные интересы и требующей совместных усилий по привлечению инвестиций. Названная программа позволяет перевести на газ энергоснабжающие предприятия энергосистемы края, соответственно на этой основе постепенно осуществлять снижение тарифов на электрическую и тепловую энергию, на газ для промышленных потребителей и населения, и таким образом улучшать условия для повышения конкурентоспособности продукции, производимой предприятиями края, и ее продвижения на внешний рынок.
Администрация края добивается в Правительстве РФ решения вопроса о включении энергосистемы края в единый российский оптовый рынок энергии, что также привело бы к снижению тарифов на электрическую и тепловую энергию.
К числу общественно значимых для края и эффективных инвестиционных проектов в ТЭК, окупаемость которых требует времени и которые уже сегодня финансируются за счет бюджетных и внебюджетных источников, относятся проекты поэтапного строительства магистральных газопроводов, в том числе "Комсомольск-на-Амуре - Амурская ТЭЦ-1 - Солнечный", "Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск" и далее до границ Приморского края с выходом за рубеж.
Частью федеральной целевой программы энергосбережения становится соответствующая краевая программа, осуществление которой требует реализации проектов по производству и установке приборов учета для систем энерго- и теплоснабжения и потребления.
Существенный интерес представляют проекты по сейсмическому изучению перспективных нефтегазоносных структур и оценке их ресурсного потенциала на шельфе Охотского моря и Татарского пролива, прилегающего к территории Хабаровского края, по поиску нефтегазоносных структур и оценке их ресурсного потенциала в пределах Лазаревской площади Нижне-Амурского нефтегазоносного бассейна.
Приоритетными отраслями развития экономики, имеющими прежде всего экспортоориентированную значимость, являются отрасли природопользования. Лесной комплекс, основные задачи развития которого состоят в доведении вырубки лесных угодий до оптимальных объемов, определяемых критериями эффективного воспроизводства леса и экологической безопасности, и осуществлении перехода к выпуску продукции глубокой переработки и комплексного использования древесины как для внутрироссийского потребления, так и на экспорт. Коммерчески доходные инвестиционные проекты могут быть реализованы в сфере деревообработки, в частности в лесопилении. Производство пиломатериалов из низкотоварного сырья можно организовать на базе небольших (семейных) предприятий непосредственно на лесосеке с использованием мобильных современных малогабаритных станков, что одновременно решает проблему занятости населения в отдаленных селах и поселках края.
В районах края, где лесосырьевая база выработана, выгодно привлечение инвестиций для организации переработки тонкомера и пиловочника для внутреннего рынка на базе уже действующих предприятий (Амурский мебельный деревообрабатывающий комбинат, акционерное общество "Мариинсклес"). Эффективной является организация переработки крупномерного сырья, в том числе твердолистных и хвойных, особо ценных пород в южных районах края, на БАМовской ветке для производства фанеры и плитных материалов. Создание новых производств по глубокой переработке древесины возможно на базе реконструкции Амурского целлюлознокартонного комбината, Хорского биохимзавода, где существует высокая концентрация сырья. Прибыльными являются инвестиционные проекты по организации и переработки недревесных ресурсов.
Быстро окупаемыми инвестиционными проектами являются вложения в современные лесозаготовительные технологические комплексы, в частности, технология канатной трелевки леса в подвешенном состоянии.
В рыбном комплексе намечается обновление флота, улучшение номенклатуры выпускаемой продукции за счет развития и переоснащения береговой рыбообрабатывающей базы, модернизации действующего рыбодобывающего и рыбообрабатывающего флота, преодоление прямой негативной зависимости качества и объемов производства отрасли от ухудшающейся природной сырьевой базы посредством искусственного разведения ценных пород рыб и морепродуктов, вовлечение в освоение новых видов рыб и морепродуктов. В этой сфере важнейшими инвестиционными проектами являются воспроизводство запасов лососевых пород рыб в реках Хабаровского края, строительство рыбоконсервных заводов и холодильно - морозильного комплекса в поселке Охотск, добыча и переработка морепродуктов.
Отрасли добычи и переработки цветных и драгоценных металлов, перспективы которых связаны с развитием геологоразведки и освоением новых месторождений, углублением комплексной добычи и переработки сырья. Целевая направленность привлечения инвестиций связана с разработкой Правоурмийского медно - оловянного месторождения, отработкой нижележащих горизонтов рудников "Солнечный", "Молодежный", освоением Алгаминского месторождения цирконийсодержащих руд и их промышленной переработки до товарной продукции. Наиболее быстроокупаемыми проектами являются добыча и переработка руд золото - серебряных месторождений Хаканджа и Юрьевское. Экологически значимыми проектами, требующими инвестиций, являются проекты по утилизации и переработке отходов горнодобывающих предприятий и связанных с ними производств.
Развитие транспорта нацелено на превращение магистрального транспорта (железнодорожный, морской, речной, воздушный, автомобильный) в конкурентоспособную отрасль, прежде всего международного транзита, для чего необходимо создание в зонах контакта соответствующих мировых технологий пропуска транзитных грузов и повышение уровня сервиса на всем пути следования и грузов и пассажиров, а также установление приемлемых для мирового рынка правового и экономического порядка пропуска транзитного потока.
Высокоэффективными инвестиционными проектами, имеющими общественную значимость в сфере воздушного транспорта являются такие, как:
- обновление самолетного парка авиакомпаний края, обслуживающих российские и международные авиалинии, в частности на Японию, Южную Корею, Китай, США и другие;
- повышение безопасности полетов и обеспечение надежного поля радиолокационного контроля в зоне воздушного пространства Дальнего Востока, в частности на территории Хабаровского края, где пересекаются два мощных транзитных международных воздушных потока - Транссибирский (Европа - Азия) и Транстихоокеанский (Америка - Азия);
- приобретение авиатехники под грузовые перевозки на международном и внутрироссийском рынках, а также развитие авиации общего назначения, используемой для деловых и туристических целей;
- модернизация международного аэропорта в г. Хабаровске;
- создание лизинговой авиакомпании, осуществляющей производство и эксплуатацию самолетов на местных воздушных линиях в регионе Сибири и Дальнего Востока.
Привлечение инвестиций необходимо в реализацию инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение и являющихся социально значимыми для края, в частности в реконструкцию взлетно - посадочных полос аэропортов в г. Николаевске-на-Амуре и с. Богородском, куда уже направляются бюджетные источники, а также в поселке Охотск.
Перспективными направлениями привлечения инвестиций в сферу речного транспорта являются:
- обновление парка судов смешанного типа "река - море" для удовлетворения существующих потребностей на рынке Азиатско - Тихоокеанского региона, в том числе на основе совместной эксплуатации с зарубежными компаниями;
- развитие речных портов на р. Амур под растущие грузовые и пассажирские перевозки в направлении КНР;
- строительство пассажирского пункта пропуска в международном речном порту Хабаровск;
- строительство второй очереди моста через р. Амур в части автодорожного проезда и подходов к нему.
Развитие морского транспорта связано с созданием судоходной компании в крае на основе лизинга морских судов, со строительством в морском порту Ванино рефрижераторного терминала с холодильником емкостью до 5 тыс. тонн под расчетный грузооборот переработки морепродуктов и импортного продовольствия до 100 тыс. тонн в год.
В ближайшее время потребуется привлечение инвестиций под развитие современной автоматизированной системы управления железнодорожными перевозками, в частности создание к 2000 году цифровой магистральной сети оптико - волоконной связи, что позволит организовать в г. Хабаровске центр управления перевозками с целью поэтапной централизации управления движением поездов в Дальневосточном регионе и внедрения автоматизированной комплексной системы фирменного транспортного обслуживания.
Важное значение для края имеет реализация таких инвестиционных проектов, как строительство автомобильных дорог Хабаровск - Лидога - Ванино, Комсомольск-на-Амуре - Николаевскна-Амуре, способствующих развитию транспортной сети на территории края, сокращению транспортных издержек по завозу товаров в отдаленные северные районы и сельские районы, обеспечивающих их экономическую доступность, а также прямой автомобильный выход из морских портов Ванино и Советская Гавань на федеральную сеть автомобильных дорог и непосредственно к потребителям Хабаровского края.
Дальнейшее развитие системы связи будет происходить на основе внедрения современных достижений в целях максимального удовлетворения внутрикраевых, общероссийских и международных потребностей в услугах связи и информатики. В частности, предполагается реализация инвестиционных проектов, таких, как волоконно - оптическая линия связи на трассе Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре - Амурск, модернизация и расширение автоматизированных телефонных станций в городах и районах края.
Сохранение промышленного потенциала края осуществляется, прежде всего за счет обеспечения структурных сдвигов в отраслях машиностроения, перспективы развития которых связаны с их ориентацией на удовлетворение потребностей приоритетных и экспортоориентированных отраслей экономики Дальнего Востока. Важнейшими направлениями привлечения инвестиций в отрасли машиностроения становятся производство авиатехники, оборудования для лесозаготовок и лесопереработки, горнодобывающей и угольной промышленности, судов для рыбной отрасли, перевозка грузов и пассажиров, выпуск трамвайных вагонов, а также производство конкурентоспособной продукции на оборонных предприятиях.
Развитие импортозамещающих производств в промышленности связано с реализацией прибыльных инвестиционных проектов по техническому перевооружению и реконструкции ряда предприятий, производящих электробытовую технику и пищевые продукты, учитывающие менталитет питания населения Дальнего Востока.
Социально значимыми программами в крае, требующими инвестиций, в том числе привлечения средств населения, наряду с планируемыми средствами в федеральном, краевом и местном бюджетах, являются строительство жилья и социальных объектов.
Дальнейшее расширение малого предпринимательства также требует привлечения инвестиций, в том числе в производство продовольственных и потребительских товаров, производство и переработку сельскохозяйственной продукции, оказание услуг населению, строительство и ремонт объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения, инновационную деятельность.
2.2. Механизмы привлечения инвестиций на основе современного этапа приватизации.
Формированию благоприятного инвестиционного климата будет содействовать дальнейшее осуществление экономических реформ в крае, в частности использование современного этапа приватизации для привлечения инвестиций на цели технологического и инновационного обновления производства.
Для чего необходимо:
- развивать практику продажи акций, в том числе государственных пакетов акций;
- организовать консультации и другую помощь предприятиям в выпуске и размещении собственных акций (разводнение), облигаций, что позволило бы им привлечь дополнительные средства на цели развития производства, а в случае наступления кризисных ситуаций (снижения уровня платежеспособности, приводящего к дальнейшему банкротству) этот механизм позволит обеспечить финансовое оздоровление предприятия;
- отработать механизм передачи инвестору собственности на оставление в долгосрочную аренду земельного участка, на котором расположено приватизированное или государственное недвижимое имущество. Такое решение возможно при наличии у инвестора проекта или программы реконструкции и модернизации производства.
Расширению данных возможностей будет содействовать Постановление Главы Администрации края от 03.11.97 N 477 "О порядке приватизации земельных участков, занимаемых приватизированными предприятиями на территории Хабаровского края", которое позволит рассматривать предприятие как единый хозяйственный комплекс, кроме того, разработка положения о порядке подготовки материалов по отнесению земель в краевую собственность позволит в ближайшей перспективе использовать земельные участки в качестве залога и ввести в действие механизм ипотечного залога;
- содействовать подготовке и переподготовке бухгалтеров, аудиторов и финансовых менеджеров, что позволит ускорить реформирование бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и формировать доступную для всех заинтересованных пользователей, в первую очередь инвесторов, информацию, представляющую объективную картину финансового положения и результатов деятельности хозяйствующих субъектов;
- отраслевым Комитетам Администрации края совместно с предприятиями необходимо сформировать банк данных незадействованных и высвобождаемых производственных площадей, обеспеченных соответствующей инфраструктурой (газ, водоснабжение, электроэнергия, очистные сооружения и т.п.) для привлечения потенциальных инвесторов.
2.3. Содействие развитию финансовой инфраструктуры и фондового рынка.
В формировании благоприятного инвестиционного климата задачей Администрации края является содействие развитию финансовой инфраструктуры и фондового рынка.
Для чего важно:
- решить вопрос о создании отделения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) в крае, что позволит обеспечить становление фондового рынка и его развитие по международным стандартам;
- осуществить реорганизацию структуры и функций Региональной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Администрации Хабаровского края и наряду с контролирующими функциями комиссии усилить функции, обеспечивающие развитие рынка ценных бумаг;
- развивать сотрудничество с профессиональными участниками фондового рынка, использовать возможности инвестиционных компаний в целях повышения его открытости, получения информации о котировке ценных бумаг предприятий края, о конъюнктуре внутреннего и внешнего рынка, в том числе по продукции, выпускаемой на предприятиях края. Некоторым из них можно придать статус агентов залогового фонда Хабаровского края для привлечения инвестиций, в том числе иностранных, под реализацию коммерческих (высокодоходных) и общественно значимых инвестиционных проектов, при этом окончательное решение о предоставлении залога остается за Администрацией края;
- проанализировать необходимость создания на территории края информационного центра для населения по вопросам инвестиций и вкладов в объекты коллективных инвестиций (паевые фонды, чековые инвестиционные фонды, фонды банковских гарантий и т.д.);
- Главному управлению Центрального Банка по Хабаровскому краю при содействии Администрации края ускорить организационное оформление торговли государственными ценными бумагами, что одновременно будет содействовать развитию инфраструктуры фондового рынка;
- привлечь коммерческие банки для совместной работы, в частности, по выдаче совместных гарантий под реализацию инвестиционных проектов, совместному формированию краевого внебюджетного инвестиционного гарантийного фонда Хабаровского края, подготовке и выпуску синдицированного (коммерческого) займа;
- содействовать участию банков в процессе объединения предприятий различных форм собственности в эффективные промышленные структуры - финансово - промышленные группы, консорциумы, холдинги;
- рассмотреть вопрос о возможности передачи государственных пакетов акций предприятий в трастовое управление банков, в их собственность взамен на обязательства вложить в развитие предприятия соответствующую сумму финансовых средств, в том числе на основе принудительной конверсии в акции долгов предприятия государству по налогам и другим платежам с последующей их продажей банкам;
- развивать сотрудничество с коммерческими банками по линии привлечения финансовых ресурсов национальных и международных рынков капитала, в том числе с использованием механизма выпуска собственных ценных бумаг на внешнем рынке;
- проанализировать возможность создания специализированного инвестиционно-финансового института в крае (Банка развития) с участием уполномоченного банка - "Далькомбанка", "Региобанка" и филиалов российских банков для привлечения крупного капитала;
- учитывая, что филиалы центральных банков, таких, как "Сбербанк РФ по Хабаровскому краю", "Хабаровский филиал Внешторгбанка РФ" аккумулируют значительные сбережения населения в крае, а вопрос их использования решается в головных отделениях в Москве, необходимо заключить с банками соглашения, в которых определить условия направления этих средств в инвестиционную сферу.
2.4. Меры по оздоровлению бюджетной системы Хабаровского края.
Важнейшим направлением формирования благоприятного инвестиционного климата является деятельность Администрации края по усилению бюджетных возможностей для успеха в конкурентной борьбе за инвестиционные ресурсы, в том числе по организации внешних заимствований. Для чего необходимо:
- постепенно решать комплекс задач, прежде всего, по оздоровлению бюджетной системы Хабаровского края, обеспечению надежности текущего состояния краевого бюджета и улучшению бюджетного сальдо по сравнению с другими субъектами Федерации, в том числе с Дальневосточными регионами. Решение проблем последовательного сокращения и ликвидации дефицита краевого бюджета, обеспечения роста его доходной части становятся важнейшими задачами деятельности Комитетов, управлений и департаментов Администрации края, а также налоговых органов края по повышению уровня собираемости налогов и сокращению недоимок;
- осуществление задачи внутренних заимствований края с полным размещением зарегистрированных займов и их обслуживанием в строго установленные сроки формирует имидж края на внутреннем рынке, позволяет не только обеспечить финансирование краевых целевых программ, уменьшить дефицит бюджета края, но и в перспективе изменить механизм его покрытия, постепенно сокращая зависимость от федеральных бюджетных ссуд;
- продолжение практики выпуска и размещения внутренних займов позволит привлечь свободные денежные средства юридических и физических лиц. При этом важно учитывать, что сбережения населения могут быть привлечены, если краевые и муниципальные целевые инвестиционные программы будут представлять для жителей края интерес;
- с учетом имеющегося опыта Администрации края по выпуску внутренних займов в 1997 году организовать синдицированный коммерческий заем с участием ведущих российских банков на цели поэтапной ликвидации дефицита краевого бюджета, а также на реализацию общественно значимых для края инвестиционных проектов. Данный механизм позволит переместить часть нагрузки по финансированию проектов, программ с бюджета на отечественные коммерческие банки с предоставлением им взамен (в залог) государственных пакетов акций и других форм содействия их деятельности;
- организовать долгосрочные внешние заимствования края как субъекта РФ в форме размещения облигаций на мировом рынке в 1999-2000 годах, осуществив ряд подготовительных мероприятий, в том числе по определению кредитного рейтинга Хабаровского края;
- для цели консолидации инвестиционно-финансовых ресурсов можно использовать инвестиционную часть краевого бюджета - бюджет развития, как в случае участия в реализации коммерчески окупаемых (прибыльных), общественно значимых для края инвестиционных проектов, так и в случае финансирования бесприбыльных социально значимых проектов.
Деятельность Администрации края по уменьшению дефицита бюджета Хабаровского края будет способствовать созданию возможности для инвестирования в отрасли социальной сферы и предоставления гарантий инвесторам, пополнению залогового фонда края и повышению его ликвидности, формированию положительного рейтинга края.
2.5. Создание системы гарантий и льгот инвестиционной деятельности в крае
Важно развивать практику предоставления гарантий Администрации Хабаровского края, для чего необходимо создать:
- краевые инвестиционный и внебюджетный инвестиционный гарантийный фонды, а также предложить порядок их формирования и использования;
- фонд предоставления гарантий для кредитования инвестиционных программ и проектов в сфере малого бизнеса в крае, а также фонд содействия развитию лизинга с привлечением средств федерального бюджета;
- отработать процедуру предоставления гарантии Администрации края под приоритетные инвестиционные проекты и экспертизы на предмет их эффективности и значимости для края;
- пополнять залоговый фонд края объектами высокой ликвидности, особенно в части акций и недвижимости. При уменьшении дефицита краевого бюджета возможно решение проблемы покупки золота и других драгоценных металлов на залоговые цели;
- рассмотреть возможность пополнения гарантийных и залогового фондов Хабаровского края за счет установления норматива отчислений средств, полученных от проведения конкурсов, торгов (тендеров) на право пользования природными ресурсами на территории края;
- совершенствовать систему налоговых льгот в крае, сохранять стабильность и их целевую направленность по видам и срокам. Необходимо решить вопрос об освобождении предприятий, расширяющих свое производство или создающих новое производство, от уплаты налога на прибыль и имущество, зачисляемых в бюджет края и исчисленных из налогооблагаемой базы, образованной в процессе реализации инвестиционных проектов на период полной окупаемости затрат, предусмотренных инвестиционным проектом, а также в случаях, если в хозяйственный оборот вводятся законсервированные объекты основных производственных мощностей, имущество, приобретенное у предприятий, признанных банкротами. Освобождение финансовых институтов от налога на прибыль в части сумм, зачисляемых в краевой бюджет связать с их доходами. Решение этой задачи требует анализа эффективности ранее предоставленных налоговых льгот, в частности, по итогам 1997 года;
- Администрации края совместно с Государственной налоговой инспекцией по Хабаровскому краю необходимо разработать систему информирования о предприятиях, использующих краевые налоговые льготы, с указанием сумм по каждому виду льготы, их целевого использования и принятых мерах по фактам нарушения.
Важным направлением деятельности Администрации края становится использование возможностей международных инвестиционных фондов и программ, для чего необходимо:
- продолжить участие в работе международных организаций и фондов;
- развивать договорные основы участия Администрации края в инвестиционном сотрудничестве, в частности, в подготовке и подписании соглашений, в том числе с международными финансовыми институтами и организациями;
- осуществить подготовительную работу по использованию таких форм привлечения иностранных инвестиций, как концессионные договоры, инвестиционные соглашения с иностранными фирмами, кредиты поставщиков оборудования в рамках компенсационных соглашений, в том числе на основе Закона РФ о разделе продукции;
- рассмотреть вопрос о создании на территории края свободных экономических зон, зон свободной торговли, так называемых свободных таможенных складов для ввоза современных технологий и оборудования на цели перехода к глубокой переработке природных ресурсов в крае;
- разработать механизм предоставления совместных гарантий иностранными и отечественными коммерческими банками и Администрацией края на основе предложенной Правительством США программы "Региональная инвестиционная инициатива на российском Дальнем Востоке".
2.6. Развитие информационного обеспечения инвестиционной деятельности.
В целях развития информационного обеспечения систем поиска партнеров, продвижения инвестиционных проектов, предоставления информации об инвестиционных возможностях Хабаровского края необходимо продолжить работу по размещению соответствующей информации в печатных изданиях и, прежде всего, в электронных изданиях глобальной сети Интернет или специализированных электронных системах. На российском Дальнем Востоке, в том числе в Хабаровском крае, электронной системы, продвигающей товары на внешний рынок, пока нет. Многое будет зависеть от желания предприятий края подключиться к системам электронной торговли, которые используют сеть Интернет или аналогичные системы.
Администрация края имеет возможность использовать сеть Интернет (WWW-сервера), другие специализированные электронные системы. Однако, для размещения информации об инвестиционных проектах необходимо разработать схему их структуры и содержания, при этом схема должна учитывать менталитет той или иной страны.
В целях изучения реальной ситуации на внешних рынках и условий привлечения иностранных инвестиций необходимо более широко использовать опыт и возможности российских консульств и торговых представительств за рубежом, прежде всего, в КНР, США, Японии, Республике Корея.
Необходимо работать над формированием системы обслуживания и защиты зарубежного инвестора с момента его прибытия до принятия инвестиционного решения. Прежде всего, важно не дать уйти с инвестиционного рынка края уже действующему инвестору. Инвестиционный рейтинг Хабаровского края складывается в процессе изучения потенциальным инвестором опыта действующего или ранее действовавшего в крае инвестора и их оценок инвестиционного климата и диалога с краевой властью. Практика работы с инвесторами показала, что политические риски имеют большую значимость, чем финансовые. Необходимо рассмотреть вопрос о создании ассоциации иностранных инвесторов при Главе Администрации края, готовых продвигать инвестиции и формировать инвестиционный имидж края.
Реализация поставленных задач по созданию благоприятного инвестиционного климата в ближайшей перспективе окажет положительное влияние на стабилизацию ситуации в экономике края.
Приложение
к Постановлению
Главы Администрации
Хабаровского края
от 8 июня 1998 г. N 242
План мероприятий
по реализации инвестиционной программы Хабаровского края на 1998-2005 годы
N п/п | Содержание мероприятий |
Вид документа | Срок исполнения |
Исполнители (Комитеты, управления, департаменты Администрации края) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Разработать проекты законов Хабаровского края, в том числе: "Об инвестиционной деятельности в Хабаровском крае" |
проект закона |
II квартал 1998 г. |
Комитет по экономике, управление внешнеэкономических связей Администрации края |
2. | Продолжить работу по формированию системы предоставления налоговых и иных льгот инвесторам, в том числе иностранным |
Комитет по экономике, управление внешнеэкономических связей, финансовый департамент |
||
2.1. | Провести анализ эффективности использования налоговых льгот за 1997 год |
III квартал 1998 г. |
государственная налоговая инспекция по Хабаровскому краю, контрольно - ревизионное управление Министерства финансов РФ по Хабаровскому краю, Комитет по экономике Администрации края |
|
2.2. | Разработать положение о порядке заключения договоров об инвестиционном налоговом кредите |
IV квартал 1998 г. |
финансовый департамент, Комитет по экономике Администрации края |
|
3. | Осуществлять содействие в разработке инвестиционных проектов, технико - экономических обоснований и бизнес - планов |
постоянно | Комитет по экономике, управление внешнеэкономических связей, отраслевые Комитеты, управления, департаменты Администрации края |
|
4. | Разработать программу приоритетных инвестиционных проектов (перечень инвестиционных проектов прилагается) |
постоянно | управление финансово - кредитной политики, Комитет по экономике, управление внешнеэкономических связей, отраслевые Комитеты, управления, департаменты Администрации края |
|
4.1. | Осуществить отбор инвестиционных проектов с высокой степенью готовности |
|||
4.2. | Продвижение на инвестиционный рынок, в том числе для получения государственных гарантий на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации |
|||
5. | Разработать положение о порядке проведения экспертизы инвестиционных проектов |
I квартал 1999 г. |
Комитет по экономике, финансовый департамент, управление финансово - кредитной политики Администрации края |
|
6. | Разработать положение, определяющее порядок рассмотрения инвестиционных проектов, их реализации и контроля за их исполнением |
I квартал 1999 г. |
Комитет по экономике, финансовый департамент, управление финансово - кредитной политики Администрации края |
|
7. | Организация экспертизы технико - экономических обоснований, бизнес - планов и инвестиционных проектов на предмет предоставления гарантии Администрации края |
постоянно | Комитет по экономике, финансовый департамент, управление финансово - кредитной политики Администрации края |
|
8. | Разработать положение о порядке предоставления инвестиционных ресурсов, а также гарантий под инвестиционные ресурсы края |
I квартал 1999 г. |
Комитет по экономике, финансовый департамент Администрации края |
|
9. | Подготовить проект соглашения о порядке предоставления коммерческими банками и Администрацией края совместных гарантий под кредитование инвестиционных проектов |
IV квартал 1998 г. |
Комитет по экономике, управление финансово - кредитной политики Администрации края |
|
10. | Разработать положение о порядке проведения подрядных торгов по размещению заказов по объектам инвестиционной деятельности |
II квартал 1999 г. |
Комитет по экономике, отраслевые Комитеты, управления, департаменты Администрации края |
|
11. | Организовать учет выданных Администрацией края гарантий и объектов залога |
постоянно | финансовый департамент, Комитет по управлению государственным имуществом Хабаровского края |
|
12. | Проводить работу по повышению ликвидности объектов залогового фонда края |
постоянно | Комитет по управлению государственным имуществом Хабаровского края, управление природными ресурсами и ресурсодобывающей промышленности, финансовый департамент, Комитет по экономике Администрации края |
|
12.1. | Систематически осуществлять инвентаризацию объектов краевой собственности для повышения ликвидности и пополнения залогового фонда края |
один раз в полугодие |
Комитет по управлению государственным имуществом Хабаровского края, управление природными ресурсами и ресурсодобывающей промышленности Администрации края |
|
12.2. | Разработать механизм повышения ликвидности залогового права пользования участками недр и леса |
II квартал 1998 г. |
управление природными ресурсами и ресурсодобывающей промышленности Администрации края, Комитет по управлению государственным имуществом Хабаровского края |
|
12.3. | Документально оформить объекты недвижимости, находящиеся в краевой государственной собственности и относящиеся к памятникам культуры, архитектуры и истории местного значения, для использования в качестве объектов залога в соответствии с Постановлением Главы Администрации края от 03.11.97 N 477 |
II квартал 1998 г. |
Комитет по культуре и искусству Администрации края, Комитет по управлению государственным имуществом Хабаровского края |
|
12.4. | Разработать механизм регистрации предприятий как единого имущественного комплекса на предмет ипотечного залога |
II квартал 1998 г. |
управление юстиции Администрации края, Комитет по управлению государственным имуществом Хабаровского края |
|
13. | Осуществлять продажу государственного краевого пакета акций в соответствии с перечнем, утвержденным Главой Администрации края на очередной год |
согласно плану - графику продаж |
Комитет по управлению государственным имуществом Хабаровского края, отраслевые Комитеты, управления, департаменты Администрации края |
|
14. | Разработать программу развития рынка ценных бумаг Дальневосточного региона |
IV квартал 1998 г. |
управление финансово - кредитной политики Администрации края, межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов федерации Дальнего Востока и Забайкалья |
|
15. | Создать межрегиональный лизинговый центр в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.07.97 N 915 |
IV квартал 1999 г. |
Комитет по экономике, финансовый департамент Администрации края |
|
16. | Организовать работу по выпуску синдицированного (коммерческого) займа с участием ведущих российских банков |
IV квартал 1998 г. |
управление финансово - кредитной политики, Комитет по экономике Администрации края |
|
17. | Использовать возможности международных инвестиционных фондов и программ для привлечения иностранных инвестиций |
постоянно | Комитет по экономике, управление внешнеэкономических связей Администрации края |
|
18. | Создать информационное обеспечение систем поиска деловых партнеров и продвижения проектов: - подготовка, размещение и ведение информационных материалов на WWW-сервере Администрации края; - участие в создании единого информационного пространства российского Дальнего Востока |
проект Постановления Главы Администрации края о порядке подготовки, размещения и ведения информационных материалов Администрации края в Интернет |
информационно - аналитический центр Комитета по экономике Администрации края |
|
19. | Проведение презентаций инвестиционных проектов, организация выставок, международных инвестиционных миссий, конференций |
Комитет по экономике, управление внешнеэкономических связей Администрации края |
||
20. | Подготовка кадров, в том числе специалистов Администрации края, путем участия в семинарах, встречах, конференциях, включая международные |
Комитет по экономике, управление внешнеэкономических связей Администрации края |
Приложение
к Плану мероприятий по
реализации инвестиционной
программы Хабаровского
края на 1998-2005 годы
Перечень
инвестиционных проектов, намечаемых к реализации на территории
Хабаровского края
N п/п | Наименование инвестиционного проекта |
Инициатор проекта | Основные показатели проекта (в соответствующих единицах) |
Объем инвестиций (млн. долл. США) |
Срок окупаемости проекта (лет) |
Стадия разработки проекта |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Топливно - энергетический комплекс |
|||||
1.1 | Строительство разреза "Правобережный" акционерного общества "Ургалуголь" |
акционерное общество "Ургалуголь" |
мощность: 4 млн. тонн угля в год |
56,9 | 5,8 | технико - экономическое обоснование, рабочий проект |
1.2 | Строительство (расширение) разреза "Ургальский" |
акционерное общество "Ургалуголь" |
увеличение добычи на 1 млн. тонн угля в год |
36,8 | 4,5 | бизнес - план |
1.3 | Строительство шахты "Сатанки" |
акционерное общество "Ургалуголь" |
мощность: 2 млн. тонн угля в год |
141,38 | 6,7 | бизнес - план |
1.4 | Строительство шахты "Ургал - Солони" |
акционерное общество "Ургалуголь" |
мощность: 1 млн. тонн угля в год |
100 | 3,5 | предпроектные проработки |
1.5 | Разработка Мухенского угольного разреза |
акционерное общество "Малые разрезы" |
мощность: 300 тыс. тонн угля в год |
7,39 | 2 | бизнес - план |
1.6 | Строительство Пушкинского угольного разреза |
акционерное общество "Малые разрезы" |
мощность: 200 тыс. тонн угля в год |
7,38 | 2 | бизнес - план |
1.7 | Строительство Мареканского угольного разреза |
акционерное общество "Ургалуголь" |
мощность: 120 тыс. тонн угля в год |
3,1 | 1,5 | бизнес - план |
1.8 | Строительство установки каталитической гидроочистки дизельного топлива |
акционерное общество "Хабаровский нефтеперерабатывающ. завод" |
увеличение глубины переработки нефти, увеличение на 18 % выпуска дизельного топлива |
64 | 7 | бизнес - план |
1.9 | Строительство газопровода от г. Комсомольска-на-Амуре до Амурска |
акционерное общество "Хабаровскэнерго" |
протяженность 72,5 км, пропускная способность - 3,3 млн. куб. м в сутки |
20 | 2 | технико - экономическое обоснование |
2. | Транспорт и связь | |||||
2.1 | Порт Ванино. Терминал для импорта и экспорта сырой нефти |
акционерное общество "Трансбункер" |
резервуары 8*10 тыс. куб. м для нефти, специализиров. причал |
24,1 | 5,2 | технико - экономическое обоснование |
2.2 | Модернизация международного аэропорта г. Хабаровска |
Хабаровский объединенный авиаотряд |
доведение технических параметров до мирового уровня |
73,4 | 5 | технико - экономическое обоснование |
2.3 | Модернизация системы управления воздушным движением Дальневосточного региона |
государственное предприятие "Дальаэроконтроль" |
повышение качества аэронавигацион. услуг |
17,5 | 5 | технико - экономическое обоснование |
2.4 | Строительство дороги Хабаровск - Лидога - Ванино с подъездом в г. Комсомольск-на-Амуре |
региональная дирекция N 1 "Дороги Востока" |
протяженность 360 км, 2 категория |
740 | 8 | технико - экономическое обоснование |
2.5 | Модернизация и расширение автоматической телефонной станции г. Комсомольска-на-Амуре |
акционерное общество "Электрическая связь" |
использование цифровой станции NEAX-61C емкостью 40 тыс. номеров |
2,27 | 5 | рабочий проект |
2.6 | Волоконно - оптическая линия связи на трассе Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре - Амурск |
акционерное общество "Электрическая связь" |
увеличение каналов связи, протяженность прокладки кабеля - 494 км |
8,37 | 6 | бизнес - план |
3. | Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно - бумажная промышленность |
|||||
3.1 | Производство клеевой и пропиточной мебельных смол |
акционерное общество "Амурский судостроительный завод" |
мощность - 12 тыс. тонн клеевой и пропиточной смолы |
6,9 | 4,5 | бизнес - план |
3.2 | Производство скиддеров | акционерное общество "Амурский судостроительный завод" |
мощность технологической линии - 300 трелевочных тракторов в год |
6 | 1,7 | бизнес - план |
3.3 | Производство плитного материала |
акционерное общество "Амурский мебельный деревообрабатывающий комбинат" |
мощность - 30 тыс. куб. м плит в год |
22 | 3 | инвестиционное предложение |
3.4 | Производство кашированной плиты |
акционерное общество "Амурский судостроительный завод" |
мощность линии 3 млн. кв. м плит в год |
2,4 | 1,6 | бизнес - план |
3.5 | Организация производства тракторосборочного производства (скиддеры TIMBERJACK 240) |
акционерное общество "Дальлеспром - TIMBERJACK" |
мощность - 100 скиддеров в год |
4,3 | 3,3 | бизнес - план |
4. | Машиностроение | |||||
4.1 | Выпуск трамвайных вагонов "Спектр-1" на базе Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения |
Комсомольское-на- Амуре авиационное производственное объединение |
мощность - 25 штук в год |
126 | 1 | бизнес - план |
4.2 | Производство и реализация радиоэлектронной, бытовой техники и мебели (АВЕСТ) |
Дальневосточный радиоэлектронный завод "Авест" |
мощность: телевизоры до 96 тыс. штук в год; стиральные машины до 8 тыс. штук в год |
0,9 | 2 | бизнес - план |
4.3 | Производство трубчатых электрических нагревателей (ТЭНов) |
производственное объединение "Вымпел" |
мощность - 2,5 тыс. пог. км в год |
0,83 | 1,5 | бизнес - план |
4.4 | Производство закаленных стекол "сталлинит" |
производственное объединение "Вымпел" |
мощность - 50 тыс. кв. м стекла в год |
0,2 | 1,2 | бизнес - план |
4.5 | Производство и установка приборов учета для систем тепло - водоснабжения и электрической энергии |
акционерное общество "Дальэлектрон" |
мощность - 6 тыс. штук в год |
0,15 | 1,4 | бизнес - план |
4.6 | Производство и сервисное обслуживание приборов учета расхода воды и газа |
научно - производственное объединение "Дальстандарт", акционерное общество "Хабаровский горводоканал", акционерное общество "Дальэнергомаш", акционерное общество "Дальэлектронпром" |
в соответствии с потребностью края |
0,25 | 1,5 | технико - экономическое обоснование |
4.7 | Производство и установка приборов учета для систем газоснабжения |
акционерное общество "Дальэлектрон" |
мощность - 20 тыс. штук в год |
0,34 | 2,9 | технико - экономическое обоснование |
4.8 | Создание акционерного общества "Совгаваньбункер" |
акционерное общество Судоремонтный завод "Якорь" |
грузооборот - 500 тыс. тонн в год |
15,5 | 7 | технико - экономическое обоснование |
5. | Микробиологическая промышленность |
|||||
5.1 | Производство лечебного лигнина на Хорском биохимическом заводе |
акционерное общество "Хорский биохимический завод" |
объем производства лигнина до 250 тонн в год |
0,09 | 3,3 | инвестиционное предложение |
5.2 | Реконструкция Хорского биохимического завода |
акционерное общество "Хорский биохимический завод" |
фурфурол - 6 тыс. тонн в год; кормовые дрожжи - 25 тыс. тонн в год |
4,2 | 5 | инвестиционное предложение |
5.3 | Организация производства древесной массы акционерным обществом "Хорский биохимический завод" |
акционерное общество "Хорский биохимический завод" |
мощность - 100 тыс. тонн в год древесной массы |
15 | 2,6 | инвестиционное предложение |
6. | Химическая промышленность | |||||
6.1 | Реконструкция предприятия акционерного общества "Дальтехгаз" |
акционерное общество "Дальтехгаз" |
выпуск технических газов в год: жидких - 5,5 тыс. тонн, газообразных - 1,14 млн. куб. м |
0,74 | 3,5 | бизнес - план |
6.2 | Производство минерального удобрения акционерным обществом "Комсомольский сернокислотный завод" |
акционерное общество "Комсомольский сернокислотный завод" |
мощность - 24 тыс. тонн в год кальциевой селитры |
1,5 | 4 | бизнес - план |
6.3 | Техническое перевооружение цеха инъекционных растворов |
акционерное общество "Дальхимфарм" |
мощность - 25 млн. упаковок в год |
12,5 | 5 | технико - экономическое обоснование |
7. | Рыбная промышленность | |||||
7.1 | Воспроизводство запасов лососевых пород рыб в реках Хабаровского края |
департамент по рыболовству Администрации Хабаровского края |
45 млн. молоди осенней кеты в год |
36 | 10 | инвестиционное предложение |
7.2 | Строительство рыбоконсервного завода рыболовецким колхозом п. Охотск |
рыболовецкий колхоз им. Ленина |
выпуск консервной продукции - 1,5 муб в год |
8,33 | 5 | бизнес - план |
7.3 | Холодильно - морозильный комплекс п. Охотск |
некоммерческая организация Охотск - рыба |
мощность по заморозке до 100 тонн рыбы в сутки, хранение - 1800 тонн рыбы |
4,95 | 4 | бизнес - план |
7.4 | Рыбоконсервный завод, п. Охотск |
некоммерческая организация Охотск - рыба |
мощность консервной линии в фигурной банке - 3500 банок в час |
9 | 7 | бизнес - план |
8 | Туризм, услуги гостиниц | |||||
8.1 | Международный гостиничный комплекс "Спутник" в г. Хабаровске |
Хабаровское отделение бюро молодежного международного туризма "Спутник" |
комплекс на 500 мест на уровне 4-5 звездочного отеля |
60 | 6 | инвестиционное предложение |
8.2 | Строительство Дальневосточного спортивно - коммерческого центра (ДВСКЦ) в г. Хабаровске |
акционерное общество "Жемчужина Уссури" |
гостиница, крытый корт, спортзал, бассейн, сауна, русская баня, ресторан |
22,8 | 3,9 | бизнес - план |
8.3 | Туристическо - оздоровительный комплекс "Славянка" |
институт водных и экологических проблем ДВО РАН |
5 коттеджей летнего типа на 30 человек, разработаны 3 туристических маршрута |
0,85 | 5 | инвестиционное предложение |
8.4 | Высокогорная спортивно - оздоровительная база отдыха туристического клуба "Амут" |
Спортивно - туристический клуб "Амут" |
учебно - тренировочный комплекс по зимним видам спорта |
0,16 | 2,5 | инвестиционное предложение |
9. | Минерально - сырьевые ресурсы |
|||||
9.1 | Разработка Правоурмийского медно - оловянного месторождения |
акционерное общество "Солнечный горно - обогатительный комбинат" |
мощность в год: олова - 1,38 тыс. тонн, меди - 0,3 тыс. тонн |
25,4 | 8 | бизнес - план |
9.2 | Вскрытие и отработка нижележащих горизонтов рудника "Солнечный" |
акционерное общество "Солнечный горно - обогатительный комбинат" |
запасы олова 12 тыс. тонн, извлечение до 75% |
10,7 | 2 | бизнес - план |
9.3 | Вскрытие и отработка нижележащих горизонтов Фестивального месторождения рудника "Молодежный" |
акционерное общество "Солнечный горно - обогатительный комбинат" |
разведанные запасы: олова - 69 тыс. тонн, меди - 147,3 тыс. тонн |
20 | 1 | бизнес - план |
9.4 | Производство модульной облицовочной плитки (освоение месторождения гранодиоритов "Эльбанское" в Амурском районе) |
товарищество с ограниченной ответственностью "Амуркамень" |
мощность - 120 тыс. кв. м облицовочной плитки |
7,1 | 4 | бизнес - план |
9.5 | Освоение Алгаминского месторождения цирконийсодержащих руд и их промышлен. переработка до товарной продукции |
совместное российско - японское предприятие "Роско", горнорудная компания "Георос" |
1 этап - выпуск до 30 тонн диоксидов циркония в год, 2 этап - до 120 тонн диоксидов циркония и 3000 тонн циркониевых концентратов в год |
11,3 | 6 | бизнес - план |
10. | Производство продуктов питания и потребительских товаров |
|||||
10.1 | Инвестиционная программа акционерного общества "ДАКГОМЗ" |
акционерное общество "ДАКГОМЗ" |
производство соевого молока - 2400 тонн в год, натурального молока - 3600 тонн в год, напиток соевый - 4600 тонн в год |
2 | 3 | бизнес - план |
10.2 | Производство комбинированных кисломолочных продуктов питания на основе необезжиренных семян сои и коровьего молока |
ДальНИИ сельского хозяйства опытно - производственное хозяйство "Восточное" |
мощность - 20 тонн комбинированных кисломолочных продуктов питания в сутки |
0,25 | 1 | бизнес - план |
10.3 | Реконструкция пивоваренного производства акционерного общества "Амур-Пиво" |
акционерное общество "Амур-Пиво" |
увеличение мощности производства пива до 10 млн. дал. |
13 | 2,8 | бизнес - план |
10.4 | Акционерное общество "Краснореченский комбинат хлебопродуктов", техническое перевооружение |
акционерное общество "Краснореченский комбинат хлебопродуктов" |
мельница производительн. 185 тонн в сутки, увеличение емкости элеватора до 24 тыс. тонн |
30 | 2 | бизнес - план |
10.5 | Применение ПЕТ бутылок при разливе минеральной воды акционерным обществом "Амур-Пиво" |
акционерное общество "Амур-Пиво" |
12 млн. бутылок в год |
2,5 | 1,9 | бизнес - план |
10.6 | Расширение производства адаптогенных чаев |
товарищество с ограниченной ответственностью "Научно - производственная фирма "Амурбиофарм" |
расширение ассортимента выпускаемой продукции |
0,12 | 2 | бизнес - план |
10.7 | Производство муки и комбикормов |
общество с ограниченной ответственностью "Контакт-1" |
мощность: мука высоких сортов - 216 тонн в месяц, комбикорма - 126 тонн в месяц |
0,08 | 2 | бизнес - план |
10.8 | Добыча и переработка морепродуктов |
общество с ограниченной ответственностью "Вариант" |
новое производство - добыча и переработка морской капусты |
0,02 | 1 | инвестиционное предложение |
10.9 | Производство сиропов и соков в ПЕТ бутылках |
общество с ограниченной ответственностью "Промохота" |
мощность - 572 тыс. бутылок в год |
0,58 | 1 | бизнес - план |
10.10 | Хлебопечение | товарищество с ограниченной ответственностью "Фирма "Бумеранг" |
собственное производство - удешевление мучных изделий для северного района |
0,17 | 3 | инвестиционное предложение |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы Администрации Хабаровского края от 8 июня 1998 г. N 242 "Об инвестиционной программе Хабаровского края на 1998-2005 годы"
Текст Постановления опубликован в Сборнике нормативных актов Администрации Хабаровского края, июнь 1998 г., N 6
Постановлением Правительства Хабаровского края от 10 июля 2003 г. N 13-пр настоящее Постановление признано утратившим силу