Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Постановлению
Мэра г. Хабаровска
от 17 мая 2001 г. N 454
Основные направления культурной политики в г. Хабаровске на 2001-2005 годы
На рубеже веков Хабаровск продолжает оставаться культурным центром Дальнего Востока с исторически сложившимся неповторимым обликом и высоким уровнем духовных запросов его жителей, с разветвленной системой учреждений культуры и искусства, представляющих основные его виды и направления. С образованием в России федеральных округов Хабаровск получил статус столицы Дальнего Востока, предъявляющий высокие требования к культуре города.
К сожалению, Хабаровск входит в новое тысячелетие не на пике культурного развития, а на его спаде, вызванном происходящими в стране переменами. Последние сопровождаются ухудшением социальной и экономической обстановки, что приводит к:
- отрыву Дальнего Востока от европейской части России, регулярно поставлявшей в край наиболее квалифицированных специалистов, информацию о достижениях ее культурных центров;
- сокращению финансирования учреждений культуры и искусства из федерального и местного бюджетов;
- снижению активности творческих союзов, утративших полностью или частично и без того скудные источники финансирования;
- появлению всевозможных конфессий и общественных организаций, которые, прикрываясь лозунгом "свободы совести", легально занимаются размыванием основ государства, разрушением национального самосознания путем подмены отечественных культурных и жизненных ценностей другими, исторически и онтологически нам чуждыми.
Реформа общества и государства, изменение социально-экономических условий делают необходимым переход к новой стратегии развития культуры. Особенностями этой стратегии являются:
- действия в условиях ограничения финансовых, материально-технических и кадровых ресурсов;
- использование новых возможностей для реализации различных культурных инициатив и начинаний;
- делегирование ряда управленческих полномочий городских Административных органов общественным организациям данной отрасли.
Новая стратегия культурной политики города, предлагаемая в качестве основы программы сохранения и развития культуры и искусства г. Хабаровска, строится на активном вовлечении культуры в решение общих для города проблем экономического у социального развития.
Поддержки культуры требуют интересы города: его реконструкция, сохранение окружающей среды, воспитание молодежи, образование и просвещение, борьба с организованной преступностью, наркоманией, беспризорностью, внешние связи и многое другое. Культура вездесуща и должна присутствовать во всех действиях власти, постоянно быть в поле ее зрения. Задача органов местного самоуправления - консолидация усилий всех заинтересованных ведомств, организаций, учреждений, фондов в целях сохранения национальных традиций, духовных основ российской культуры.
Исходя из анализа сложившейся в городе ситуации, руководствуясь резолюцией городской научно-практической конференции "Культурный облик Хабаровска в XX веке" (ноябрь 1999 г.), Постановлением Главы Администрации Хабаровского края "Об основных направлениях культурной политики Хабаровского края на 2001-2005 гг.", определены следующие направления культурной политики в г. Хабаровске:
- "Кадровая политика в сфере культуры";
- "Защита национальных духовных основ";
- "Сохранение и обновление исторически сложившегося культурного облика города, его инфраструктуры";
- "История культуры города Хабаровска, литературное наследие";
- "Привлечение финансовых средств для целей культурного строительства".
1. Кадровая политика в сфере культуры
Это направление является наиболее важным по следующим причинам.
Люди - главный ресурс любой политики. Понимание ими целей и задач общества, способность генерировать идеи и находить практические пути для их реализации - гарантия успеха любого дела. Уровень образования специалистов, их опыт, гражданская позиция и материальная заинтересованность - необходимые (параметры> при оценке кадровой ситуации.
Проблема кадров в городе и в сфере культуры и искусства скоро достигнет критической отметки. Уходят из жизни те, кто составлял славу дальневосточной культуры - музыканты, режиссеры, артисты, художники, архитекторы, писатели и поэты. Город покидает наиболее интеллектуальная и социально активная часть населения, уезжая либо в западные районы России, либо в страны АТР по контракту. Те, кто остались, борются за существование, лишенные поддержки государства.
Край не пополняется квалифицированными кадрами из ведущих вузов культуры и искусства страны. Специалисты учебных заведений и учреждений культуры и искусства по причине отсутствия финансов не имеют возможности повышать свою квалификацию в ведущих вузах России.
Подготовка специалистов в вузах и средних специальных учебных заведениях региона оставляет желать лучшего. Надо добавить к этому, что учащиеся и студенты учебных заведений культуры и искусства региона, в основной массе, не имеют возможности прикоснуться к сокровищам мировой и российской культуры, сосредоточенным в городах центральной части России. Кроме того, "дети перестройки" нынешнее поколение молодых людей - не имеют мотива для работы в учреждениях культуры и искусства, находящихся на самом низу социальной лестницы, сферы интересов нашего государства.
Программа "Кадровая политика в сфере культуры" включает следующие направления:
1. сохранение кадров, оценка их труда, правовая и социальна защита: создание компьютерной картотеки кадрового "золотого фонда" культуры города по видам искусства (театр, музыкальное искусство, живопись, прикладное искусство, танцевальное искусство, литературное творчество, кино, музеи, библиотеки, искусствоведение и культурология, педагоги учебных заведений культуры и искусства) с указанием стажа работы, творческих достижений, финансового положения, жилищных условий и условий труда деятелей отрасли; отслеживание их творческой деятельности, ее оценка (премии, награды, звания, бенефисы, юбилеи).
2. поиск и поддержка талантливой молодежи: конкурсы, фестивали, стажировки, мастер-классы, летние школы, лагеря, стипендии, премии, популяризация творчества.
3. подготовка и переподготовка кадров (совершенствование программ и учебных планов, содержания дисциплин с учетом требований времеяи), их информационное обеспечение, трудоустройство, наиболее эффективное использование, обмен специалистами с зарубежными странами.
2. Защита национальных духовных основ
Сохранение духовных основ нации есть важнейшее условие государственной безопасности. Для Хабаровска как политического, военного, экономического и культурного форпоста пограничного края это особенно актуально.
Программа этого направления включает следующие разделы:
1. взаимоотношения с религиозными конфессиями и общественными организациями, разъяснительная работа по поводу их деятельности средствами СМИ;
2. введение общественной цензуры, защищающей население города и в первую очередь подрастающее поколение от пошлости, насилия в искусстве;
3. поддержка творческих коллективов города - самодеятельных и профессиональных;
4. сохранение и развитие системы дополнительного образования (детского и взрослого);
5. возрождение просветительства: лектории, лекции-концерты, клубы, дискуссионные клубы.
3. Сохранение и обновление исторически сложившегося культурного облика города, его инфраструктуры
Разделы программы этого направления:
1. принятие городской думой законодательных актов о сохранении архитектурно-ландшафтного облика города, исторических названий улиц, площадей;
2. сохранение и реконструкция исторически сложившегося облика города;
3. сохранение системы учреждений культуры, ее инфраструктуры;
4. развитие материальной базы учреждений культуры и искусства.
4. История культуры города Хабаровска, литературное наследие
Разделы программы этого направления:
1. издание дальневосточной классики (проза, поэзия, драматургия)современных авторов;
2. проведение городских научных конференций, посвященных проблемам культуры и искусства города и края;
3. издание научных сборников, монографий, эссе, посвященных культуре города и края.
5. Привлечение финансовых средств для целей культурного строительства.
Программа данного раздела включает следующие разделы:
1. консолидация бюджетных средств Министерства культуры Российской Федерации, краевого и городского бюджетов;
2. привлечение внебюджетных средств:
- принятие городской и краевой думой законодательных актов о благотворительности, позволяющих предприятиям, фирмам перечислять на нужды культуры и образования 2-3% от прибыли без обложения данной суммы налогом;
- рассмотрение администрацией города возможностей предоставления других льгот тем, кто систематически оказывает помощь учреждениям культуры и образования (льготное кредитование, льготы по аренде и т.д.)
Реализация Программы сохранения культуры и искусства города Хабаровска в 2001-2005 годах потребует консолидации и координации творческих сил, организационных и финансовых возможностей города и края.
В консолидации творческих сил города большая роль отведена Совету по координации культурно-творческой деятельности, оказывающему помощь отделу культурно-просветительных учреждений и народного творчества, с делегированием ему администрацией города полномочий, связанных:
- с участием членов Совета в разработке программы сохранения и развития культуры и искусства г. Хабаровска;
- ежегодным планированием мероприятий;
- обсуждением смет;
- участием в реализации всех направлений культурной политики городской Администрации.
Управляющий делами |
В.Д. Безлепкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.