Устав муниципального образования города Хабаровска
от 3 января 2002 г. N 162
(новая редакция)
(с изменениями от 26 марта 2002 г.)
Принят
Решением
Хабаровской городской Думы
от 3 января 2002 г. N 162
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Устав муниципального образования города Хабаровска
1. Устав муниципального образования города Хабаровска (далее по тексту - Устав города Хабаровска) является высшим нормативным правовым актом муниципального образования города Хабаровска (далее по тексту - город Хабаровск), который в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", действующим федеральным и краевым законодательством, Уставом Хабаровского края регулирует организацию и деятельность городского самоуправления, устанавливает права и обязанности жителей города по осуществлению городского самоуправления, полномочия выборных и иных органов городского самоуправления, экономическую и финансовую основы осуществления городского самоуправления.
2. Устав города Хабаровска обладает наибольшей юридической силой по отношению к актам органов и должностных лиц городского самоуправления, действует непосредственно, обязателен для исполнения всеми расположенными на территории города Хабаровска организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами городского самоуправления и гражданами.
Статья 2. Основание города Хабаровска и его статус
1. Город Хабаровск, заложенный 31 мая 1858 года, является самостоятельным муниципальным образованием, краевым центром Хабаровского края.
Изменение статуса города как муниципального образования, его преобразование, упразднение или объединение с другими муниципальными образованиями могут осуществляться только в соответствии с краевым законом с учетом мнения населения города, в том числе путем проведения референдума.
2. Город Хабаровск - это исторический, культурный, научный, промышленный центр Хабаровского края; место нахождения органов государственной власти края, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, дипломатических представительств, консульств иностранных государств в Хабаровском крае.
Под статусом города Хабаровска как краевого центра понимается правовое положение города Хабаровска, обусловленное установленными Законом Хабаровского края "О статусе города Хабаровска - краевого центра Хабаровского края" особенностями прав и обязанностей органов государственной власти края и органов городского самоуправления в связи с осуществлением городом Хабаровском функций краевого центра.
3. День города Хабаровска отмечается в последнее воскресенье мая.
Статья 3. Герб города Хабаровска
1. Город Хабаровск имеет свой герб.
2. Герб города Хабаровска представляет собой изображение щита, разделенного вертикально на три равные (симметричные) части, окрашенные в цвета национального флага России. В правой и левой частях (в зеркальном отражении) стоящие на задних лапах стилизованные фигуры черного белогрудого медведя и уссурийского тигра с червлеными глазами и языками, высунутыми из пасти, которые поддерживают прежний (старый) герб города Хабаровска. В нижней части щита дата образования города - 1858.
Прежний герб города Хабаровска был Высочайше утвержден 1 февраля 1912 года и имел следующее изображение: "В золотом щите геральдический вилообразный лазурный крест, сопровождаемый внизу червленой рыбой. В вольной части щита - герб Приморской области ("В серебряном щите лазурный столб, между двух черных сопок, с червлеными пламенами ..."). Щит увенчан серебряною о трех зубцах башенною короною ...".
Допускается воспроизведение герба города Хабаровска, как в многоцветном, так и в одноцветном исполнении.
Герб города Хабаровска помещается на гербовой печати города Хабаровска и на официальных бланках Администрации города Хабаровска, Хабаровской городской Думы, а также на зданиях Администрации города, в кабинете главы муниципального образования, в зале заседаний Хабаровской городской Думы.
Иные случаи официального воспроизведения и использования изображения герба города Хабаровска устанавливаются главой муниципального образования.
Статья 4. Внешнеэкономическая деятельность органов городского самоуправления
Органы городского самоуправления вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность по вопросам экономического, научного, культурного и иного характера в пределах своих полномочий.
Статья 5. Взаимодействие органов городского самоуправления с органами государственной власти и органами местного самоуправления в Российской Федерации
1. В интересах населения города органы городского самоуправления взаимодействуют, в том числе на договорной основе, с органами государственной власти для решения общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения.
2. Органы городского самоуправления при осуществлении своих полномочий вправе сотрудничать с органами местного самоуправления иных муниципальных образований и в соответствии с законодательством вступать в ассоциацию с ними для осуществления задач, представляющих общий интерес.
Глава 2. Границы и состав территории города Хабаровска
Статья 6. Границы города Хабаровска
1. Границы города Хабаровска (городская черта) определяют территорию города Хабаровска как муниципального образования, в пределах которой осуществляется городское самоуправление.
2. Окружная граница города Хабаровска определена Решением Хабаровского горисполкома от 17.02.58 N 82 на топографической карте масштаба 1:25000 и утверждена решением Хабаровского крайисполкома. Корректировка окружной границы города произведена постановлением Главы Администрации Хабаровского края от 07.06.94 N 1200 "Об административно-территориальном подчинении рабочего поселка Березовка", Постановлением Главы Администрации Хабаровского края от 19.12.94 N 605 "Об изменении городской черты города Хабаровска".
Статья 7. Установление границ территории города Хабаровска
1. Границы территории города Хабаровска устанавливаются и изменяются по инициативе населения, органов городского самоуправления, органов государственной власти Хабаровского края с учетом исторических и иных местных традиций.
2. Изменение границ территории города Хабаровска не допускается без учета мнения населения города Хабаровска.
3. Установление и изменение границ города Хабаровска, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении города Хабаровска, осуществляется органами государственной власти Хабаровского края с учетом мнения населения города Хабаровска и иных местных традиций.
Статья 8. Территория города Хабаровска
1. Территорию города Хабаровска составляют земли городского поселения, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселения, и другие земли в границах города Хабаровска независимо от форм собственности и целевого назначения.
Территория города Хабаровска непосредственно подразделяется на 5 районов по решению Хабаровской городской Думы на основании представленного Администрацией города Хабаровска проекта. На момент принятия настоящего Устава территории районов фиксируются с учетом сложившихся границ.
2. Земли в границах города Хабаровска, за исключением земель, переданных в государственную и частную собственность в установленном порядке, являются муниципальными землями.
3. Порядок использования земель, переданных в ведение города Хабаровска, устанавливается органами городского самоуправления в соответствии с законодательством.
4. Органы городского самоуправления могут в интересах населения устанавливать в соответствии с законодательством условия использования земель, находящихся в границах города Хабаровска.
Глава 3. Предметы ведения города Хабаровска
Статья 9. Предметы ведения города Хабаровска
1. В ведении города Хабаровска находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, переданные органам городского самоуправления в установленном законом порядке.
2. К вопросам местного значения относятся:
1) принятие и изменение Устава города Хабаровска, контроль за его соблюдением;
2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов городского значения;
4) комплексное социально-экономическое развитие города Хабаровска;
5) содержание и использование муниципального жилищного фонда, нежилых помещений;
6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
9) регулирование планировки и застройки территории города Хабаровска;
10) создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
11) контроль за использованием земель на территории города Хабаровска;
12) регулирование использования водных объектов городского значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, также недр для строительства подземных сооружений городского значения;
13) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
14) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог городского значения;
16) благоустройство и озеленение территории города Хабаровска;
17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;
18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
19) организация и содержание городского архива;
20) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений;
21) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
22) создание условий для деятельности учреждений культуры в городе Хабаровске;
23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
24) организация и содержание городской информационной службы;
25) создание условий для деятельности средств массовой информации города Хабаровска;
26) создание условий для организации зрелищных мероприятий;
27) создание условий для развития физической культуры и спорта в городе Хабаровске;
28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
29) участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
30) обеспечение противопожарной безопасности в городе Хабаровске, организация муниципальной пожарной службы;
31) создание и содержание учреждений дополнительного образования детей.
3. Муниципальное образование вправе принимать к рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами Хабаровского края, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.
Глава 4. Система городского самоуправления
Статья 10. Право граждан на осуществление городского самоуправления
1. Обладателем всех прав городского самоуправления является население города Хабаровска.
Субъектами городского самоуправления являются граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, обладающие избирательными правами в соответствии с законодательством Российской Федерации, проживающие на территории города Хабаровска.
Субъектами городского самоуправления могут быть также иностранные граждане, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами Хабаровского края.
2. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории города Хабаровска, обладающие избирательными правами, имеют право:
1) участвовать непосредственно в референдумах, собраниях (сходах), проводимых на территории города Хабаровска;
2) избирать и быть избранными в органы городского самоуправления;
3) на равный доступ к муниципальной службе;
4) получать полную информацию о деятельности органов городского самоуправления;
5) обращаться лично либо коллективно в органы городского самоуправления и к их должностным лицам;
6) на судебную защиту права на участие в городском самоуправлении.
3. Население города Хабаровска осуществляет права городского самоуправления через различные формы прямой демократии, а также через выборные и иные органы городского самоуправления.
Статья 11. Функции городского самоуправления в реализации прав и свобод граждан
1. В деятельности органов городского самоуправления приоритетное значение придается созданию для граждан в городе Хабаровске благоприятных условий проживания, охране их здоровья, доступу к образованию и культуре, социальной защите, защите прав потребителей и личной безопасности населения.
2. Обеспечение в городе Хабаровске прав и свобод граждан, установленных Декларацией прав и свобод человека и гражданина и закрепленных в Конституции Российской Федерации, принадлежит к числу основных обязанностей органов городского самоуправления.
Граждане, проживающие на территории города Хабаровска, органы городского самоуправления и должностные лица городского самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права городского самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов городского самоуправления и должностных лиц городского самоуправления, организаций, а также общественных объединений.
3. Органы городского самоуправления регулярно информируют население о наиболее существенных вопросах развития города Хабаровска и его отдельных территорий, городском транспорте, жилищном строительстве, развитии сети социально-культурных, других учреждений и служб, представляющих различные услуги населению, состоянии охраны общественного порядка, в том числе в средствах массовой информации.
4. В каждом органе городского самоуправления организуется прием населения по вопросам, отнесенным к компетенции этих органов, своевременное рассмотрение и разрешение всех поступающих обращений граждан.
Глава 5. Органы городского самоуправления и выборное должностное лицо
городского самоуправления
Статья 12. Органы городского самоуправления и выборное должностное лицо городского самоуправления
Органами городского самоуправления и выборным должностным лицом городского самоуправления являются:
1) выборный представительный орган - Хабаровская городская Дума (далее по тексту - городская Дума);
2) исполнительный орган - Администрация города Хабаровска (далее по тексту - Администрация города);
3) выборное должностное лицо - Глава муниципального образования города Хабаровска - Мэр города Хабаровска (далее по тексту - Мэр города).
Статья 13. Представительный орган городского самоуправления
1. Городская Дума является представительным органом городского самоуправления.
Городская Дума осуществляет свои полномочия в коллегиальном порядке.
Городская Дума правомочна, если в ее состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.
В случае если в городскую Думу избрано менее двух третей от установленного числа депутатов, то заседания вновь избранной Думы не проводятся, а сохраняются полномочия прежнего состава городской Думы до дня избрания не менее двух третей от установленного числа депутатов городской Думы нового созыва.
2. Официальное наименование представительного органа - Хабаровская городская Дума.
3. В состав городской Думы входят:
1) Мэр города, избранный населением города Хабаровска на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года;
2) шестнадцать депутатов, избранных населением города Хабаровска на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года.
3. Городская Дума является юридическим лицом.
Статья 14. Организация деятельности городской Думы
1. Депутаты городской Думы осуществляют свои полномочия как на профессиональной постоянной основе, так и путем совмещения депутатской деятельности с выполнением трудовых обязанностей по месту работы. Денежное содержание депутату, осуществляющему свои обязанности на постоянной основе, выплачивается за счет средств местного бюджета.
2. Мэр города председательствует на заседаниях городской Думы, голосует при принятии решений городской Думой. Он обеспечивает соблюдение порядка и процедурных правил рассмотрения и принятия решений городской Думой.
3. Основной организационной формой деятельности городской Думы являются заседания, на которых рассматриваются вопросы, отнесенные к полномочиям городской Думы. Заседания проводятся не реже четырех раз в год и созываются Мэром города.
4. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания по инициативе Мэра города, письменному требованию не менее одной трети от числа избранных депутатов городской Думы или не менее пяти процентов жителей города, обладающих избирательными правами. Инициатор проведения внеочередного заседания городской Думы представляет секретарю городской Думы письменное заявление с перечнем предлагаемых к рассмотрению вопросов и необходимых документов.
5. Заседание городской Думы правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от числа избранных депутатов городской Думы.
6. Первое заседание вновь избранной городской Думы созывается председателем территориальной избирательной комиссии города Хабаровска не позднее месяца со дня избрания не менее двух третей от установленного числа депутатов городской Думы.
7. Первое заседание вновь избранной городской Думы открывает председатель территориальной избирательной комиссии города Хабаровска.
8. Организационно-техническое, юридическое, информационное и хозяйственное обеспечение городской Думы осуществляется Администрацией города и секретарем городской Думы.
9. Организационные вопросы по подготовке и проведению заседаний городской Думы и работы постоянных комиссий осуществляют секретарь городской Думы и председатели постоянных комиссий.
Статья 15. Секретарь городской Думы
1. Секретарь городской Думы избирается из числа депутатов. Полномочия секретаря городской Думы прекращаются с момента начала работы городской Думы нового созыва.
2. Секретарь городской Думы считается избранным, если за него проголосовало более половины от избранного состава городской Думы.
3. Секретарь городской Думы осуществляет свои полномочия на постоянной профессиональной основе, оплачиваемой за счет средств местного бюджета.
4. Секретарь городской Думы в период отсутствия Мэра города исполняет полномочия Мэра города, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 27, частью 1 статьи 62 настоящего Устава.
5. Полномочия секретаря городской Думы определяются Регламентом городской Думы.
6. Секретарь городской Думы подотчетен городской Думе, он может быть досрочно освобожден от должности в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей по инициативе Мэра города, одной или нескольких постоянных комиссий городской Думы, группы депутатов численностью не менее одной трети от числа избранных депутатов при условии внесения инициаторами в городскую Думу письменного мотивированного обоснования.
7. Решение городской Думы о досрочном освобождении секретаря городской Думы от должности считается принятым, если за него проголосовало более половины от избранного состава городской Думы.
8. В случае досрочного освобождения секретаря городской Думы от должности избирается новый секретарь в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи.
Статья 16. Органы городской Думы
1. Для организации правотворческой деятельности, осуществления представительных, контрольных функций и других полномочий городская Дума создает из состава депутатов органы городской Думы.
2. К органам городской Думы относятся комиссия по мандатам, регламенту и депутатской этике, постоянные и временные комиссии городской Думы, рабочие группы, согласительные комиссии и другие органы.
3. Постоянные комиссии являются основными органами городской Думы. Перечень вопросов ведения, порядок формирования, структура, полномочия и организация работы постоянных комиссий определяются городской Думой.
4. Председатели постоянных комиссий по решению городской Думы работают на постоянной профессиональной основе, оплачиваемой за счет средств местного бюджета.
5. Комиссия по мандатам, регламенту и депутатской этике избирается из числа депутатов на первом заседании городской Думы и осуществляет свои полномочия в соответствии с Положением, принятым городской Думой.
Статья 17. Регламент городской Думы
Городская Дума на основании настоящего Устава принимает Регламент, регулирующий вопросы внутренней организации и деятельности городской Думы, а также порядок принятия нормативных правовых актов.
Статья 18. Полномочия городской Думы
1. Городская Дума осуществляет свою деятельность на основе собственной компетенции в соответствии с настоящим Уставом.
2. В исключительном ведении городской Думы находятся:
1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения города Хабаровска, предусмотренных настоящим Уставом;
2) утверждение местного бюджета, контроль за его исполнением, утверждение отчета об исполнении бюджета;
3) принятие планов и программ развития города Хабаровска и утверждение отчетов об их исполнении;
4) установление местных налогов и сборов, утверждение налоговых и иных льгот;
5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
6) контроль за деятельностью органов городского самоуправления и должностных лиц городского самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом.
3. К полномочиям городской Думы также относятся:
1) установление порядка формирования, управления и контроля за использованием средств городских бюджетного и валютного фондов;
2) принятие решения о передаче на договорной основе отдельных функций городского самоуправления органам государственной власти Хабаровского края;
3) утверждение генерального плана развития города Хабаровска и правил застройки города Хабаровска;
4) установление дополнительных льгот и пособий для жителей города Хабаровска при условии исполнения утвержденного местного бюджета;
5) утверждение порядка выпуска местных займов;
6) установление порядка проведения собраний (сходов) граждан в соответствии с действующим законодательством;
7) присвоение звания "Почетный гражданин города Хабаровска";
8) принятие решения по вопросам административно - территориального устройства в соответствии с действующим законодательством;
9) реализация права законодательной инициативы в Законодательной Думе Хабаровского края;
10) осуществление контроля за исполнением собственных решений;
11) избрание комиссий городской Думы;
12) назначение городского референдума;
13) принятие Устава города Хабаровска и внесение в него изменений и дополнений;
14) досрочное прекращение полномочий городской Думы в результате самороспуска;
15) принятие отставки Мэра города;
16) принятие решения, о создании муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
17) формирование избирательных комиссий в соответствии с Избирательным кодексом Хабаровского края;
18) утверждение по представлению территориальной избирательной комиссии города Хабаровска председателя и секретаря для работы в комиссии на постоянной (штатной) основе за счет средств местного бюджета;
19) принятие решения о создании за счет средств местного бюджета муниципального казначейства для управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета, утверждение Положения о муниципальном казначействе.
4. Городская Дума осуществляет иные полномочия, отнесенные федеральными и краевыми законами к ведению представительных органов местного самоуправления.
5. Городская Дума самостоятельно решает все вопросы, отнесенные к ее полномочиям.
Статья 19. Реализация городской Думой контрольных функций
1. Городская Дума осуществляет контроль за исполнением собственных решений.
2. Городская Дума осуществляет контроль за деятельностью органов городского самоуправления и их должностных лиц в пределах своих полномочий.
3. С целью организации контрольных функций городская Дума вправе образовывать временные комиссии, рабочие группы с привлечением специалистов, экспертов и аудиторов.
4. Осуществляя контрольную деятельность, городская Дума может внести Мэру города предложение об освобождении от занимаемой должности должностных лиц Администрации города.
Статья 20. Нормативные правовые акты городской Думы
1. Городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции, принимает нормативные правовые акты - решения.
2. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от избранного состава городской Думы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Уставом.
3. Решения по вопросам утверждения местного бюджета и отчета об его исполнении, установления местных налогов и сборов, досрочного прекращения полномочий городской Думы в случае самороспуска, принятия отставки Мэра города, о принятии Устава города и внесении в него изменений и дополнений принимаются двумя третями от избранного состава городской Думы.
4. Правом внесения проектов решений на рассмотрение городской Думы (правом правотворческой инициативы) обладают Мэр города, депутаты городской Думы, органы территориального общественного самоуправления, население города.
Население города реализует свое право правотворческой инициативы в городской Думе в порядке, установленном городской Думой.
5. Проекты решений о введении или отмене местных налогов и сборов, об изменении финансовых обязательств города, о расходах, покрываемых за счет местного бюджета, могут быть приняты к рассмотрению городской Думой только при наличии заключения Администрации города.
6. Решение может быть возвращено Мэром города в течение десяти дней со дня его принятия для повторного рассмотрения городской Думой. Решение, не подписанное Мэром города, считается принятым при повторном рассмотрении городской Думой в прежней редакции, если за него проголосовало не менее двух третей от избранного состава городской Думы. В этом случае Мэр города обязан в трехдневный срок подписать решение.
7. Решение городской Думы вступает в силу со дня его подписания Мэром города, если действующим законодательством, настоящим Уставом или в самом решении не предусмотрен иной срок.
8. Решения городской Думы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
9. Решение городской Думы может быть обжаловано в судебном порядке или опротестовано прокурором в порядке надзора в соответствии с законодательством.
10. Решение городской Думы может быть отменено городской Думой по собственной инициативе или признано в судебном порядке несоответствующим законодательству.
Статья 21. Прекращение полномочий городской Думы
1. Полномочия городской Думы прекращаются с момента начала работы городской Думы нового созыва.
2. Полномочия городской Думы могут быть прекращены досрочно:
1) по решению городской Думы о самороспуске;
2) по принятому федеральному либо краевому закону.
3. Выборы депутатов городской Думы нового созыва проводятся в срок, установленный Избирательным кодексом Хабаровского края.
Статья 22. Взаимоотношения городской Думы с органами государственной власти
Взаимоотношения городской Думы с органами государственной власти строятся на основе федеральных законов, Устава и законов Хабаровского края, настоящего Устава, договоров и соглашений, заключенных между органами государственной власти и органами городского самоуправления.
Статья 23. Депутат городской Думы
1. Депутатом городской Думы является избранный населением города Хабаровска гражданин Российской Федерации в возрасте не моложе 21 года, уполномоченный представлять интересы населения в городской Думе и осуществлять полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом и законами Хабаровского края, настоящим Уставом.
Депутат городской Думы не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Законодательной Думы Хабаровского края, Губернатором Хабаровского края, главой муниципального образования, депутатом представительных органов местного самоуправления других муниципальных образований, состоять на государственной или муниципальной службе.
Депутат городской Думы, работающий на постоянной профессиональной основе, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.
2. Депутат городской Думы при осуществлении депутатских полномочий не связан чьим-либо мнением, руководствуется интересами населения города Хабаровска, действующим законодательством и своими убеждениями, не может быть привлечен к ответственности по результатам его голосования и в связи с принятием решения в городской Думе.
3. Депутат поддерживает связь с избирателями, информирует их о своей работе, ведет прием граждан, изучает общественное мнение.
В рамках своих полномочий рассматривает поступившие к нему заявления, жалобы и предложения и способствует их своевременному разрешению.
4. Все расположенные на территории города Хабаровска государственные органы власти, органы городского самоуправления, организации всех форм собственности и режима секретности, должностные лица воинских частей, а также должностные лица и лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях, к которым обратился депутат по решению вопросов местного значения, обязаны дать депутату ответ на его обращение или представить запрашиваемые им документы и сведения не позднее чем в десятидневный срок со дня получения его обращения. Ответ на обращение депутата, требующее дополнительного изучения и проверки, а также сбора запрашиваемых им документов и сведений, дается в месячный срок со дня получения такого обращения. Секретная информация предоставляется в порядке, установленном федеральным законодательством.
Депутат имеет право принимать непосредственное участие в заседаниях соответствующих органов при рассмотрении поставленных им вопросов (в том числе на закрытых заседаниях). В этом случае о дне рассмотрения обращения депутат должен быть извещен не позднее чем за три дня.
5. Правовой статус депутата городской Думы определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Хабаровского края.
Статья 24. Срок полномочий депутата и основания прекращения депутатской деятельности
1. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы городской Думы нового созыва.
2. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях:
1) письменного заявления депутата о сложении своих полномочий;
2) утраты депутатом гражданства Российской Федерации, кроме случаев, предусмотренных международными договорами и соответствующим им федеральными и краевыми законами;
3) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом;
4) признания гражданина, являющегося депутатом, недееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;
5) объявления гражданина, являющегося депутатом, безвестно отсутствующим или умершим по решению суда, вступившему в законную силу;
6) смерти депутата;
7) избрания его депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или депутатом иного представительного органа местного самоуправления, а также Губернатором Хабаровского края или главой муниципального образования;
8) поступления депутата на государственную или муниципальную службу, занятия депутатом, работающим на постоянной основе, другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или творческой деятельности;
9) отзыва депутата избирателями в соответствии с краевым законом;
10) роспуска городской Думы по вступившему в силу краевому либо федеральному закону.
3. Досрочное прекращение полномочий депутата наступает со дня принятия городской Думой соответствующего решения или со дня вступления в силу судебного акта либо со дня вступления в силу краевого или федерального закона о досрочном прекращении полномочий представительного органа городского самоуправления.
Статья 25. Исполнительный орган городского самоуправления
1. Администрация города является исполнительным органом городского самоуправления и действует под непосредственным руководством Мэра города.
Администрация города подконтрольна в своей деятельности городской Думе в пределах полномочий последней.
2. Официальное наименование исполнительного органа - Администрация города Хабаровска Хабаровского края.
3. К полномочиям Администрации города относятся:
1) обеспечение исполнительно-распорядительных функций по эффективному решению вопросов городского значения в интересах населения города Хабаровска;
2) осуществление управления муниципальной собственностью, а также управление федеральной и краевой государственной собственностью, переданной органам городского самоуправления в соответствии с федеральными и краевыми законами;
3) разработка проектов планов социально-экономического развития города Хабаровска;
4) разработка местного бюджета и обеспечение его исполнения;
5) проведение работы по формированию и эффективному использованию целевых городских бюджетных фондов;
6) осуществление полномочий, переданных Администрации города органами государственной власти и органами местного самоуправления других муниципальных образований в соответствии с краевыми законами на основании заключенных договоров;
7) осуществление иных исполнительно-распорядительных полномочий по обеспечению жизнедеятельности населения города Хабаровска в пределах своих полномочий в соответствии с действующим законодательством.
Статья 26. Выборное должностное лицо городского самоуправления
1. Мэр города является выборным должностным лицом, возглавляющим деятельность по осуществлению городского самоуправления на территории муниципального образования города Хабаровска, подотчетным населению города Хабаровска и городской Думе.
2. Мэр города является руководителем Администрации города, входит в состав городской Думы и председательствует на ее заседаниях, представляет интересы населения города Хабаровска, осуществляет представительские, исполнительные, распорядительные и контрольные функции на основе единоначалия.
3. Мэр города избирается сроком на 4 года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами Российской Федерации, проживающими на территории города Хабаровска и обладающими избирательными правами.
4. На Мэра города распространяются гарантии выборной должности, установленные законодательством.
Статья 27. Полномочия Мэра города
1. Полномочия Мэра города как главы муниципального образования:
1) председательствует на заседаниях городской Думы, созывает ее на очередные и внеочередные заседания;
2) подписывает решения городской Думы, обнародует их, организует исполнение и контроль за ходом выполнения решений городской Думы;
3) представляет город Хабаровск во взаимоотношениях с органами государственной власти, органами городского самоуправления, общественными объединениями, организациями, независимо от их форм собственности, а также во внешнеэкономической деятельности;
4) решает иные вопросы, возложенные на главу муниципального образования федеральными, краевыми законами и решениями городской Думы.
2. Полномочия Мэра города как руководителя Администрации:
1) руководит деятельностью Администрации города;
2) утверждает структуру и штатное расписание Администрации города, формирует совещательные и вспомогательные органы при Мэре города;
3) назначает и освобождает от должности руководителей структурных подразделений Администрации города, определяет их полномочия;
4) представляет в городскую Думу проект местного бюджета, отчет о его исполнении, распоряжается средствами местного бюджета, распоряжается средствами бюджетного, валютного и иных фондов;
5) ежегодно отчитывается перед городской Думой о социально - экономическом положении города Хабаровска;
6) представляет на утверждение городской Думы программы социально - экономического развития города Хабаровска;
7) разрабатывает и вносит на рассмотрение городской Думы правила содержания территории города Хабаровска, порядок владения, пользования и распоряжения земельными участками, а также проекты иных нормативных правовых актов по вопросам городского самоуправления;
8) принимает меры к приостановлению строительства, реконструкции, эксплуатации объектов независимо от форм собственности в случае нарушения законодательства;
9) обращается в суды в установленном законом порядке;
10) вправе делегировать часть своих полномочий должностным лицам Администрации города;
11) назначает и освобождает от должности руководителей муниципальных предприятий, учреждений;
12) принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с действующим законодательством;
13) принимает решение о создании муниципального банка;
14) принимает правовые акты по вопросам регулирования земельных правоотношений в соответствии с действующим земельным законодательством в пределах своих полномочий;
15) вносит в соответствующие органы ходатайства о награждении и присвоении почетных званий, присвоении звания "Почетный гражданин города Хабаровска";
16) осуществляет иные полномочия, отнесенные к ведению городского самоуправления, за исключением тех, которые относятся к полномочиям городской Думы.
Статья 28. Вступление в должность Мэра города
Мэр города вступает в должность после регистрации территориальной избирательной комиссией и выдачи удостоверения об избрании Мэром города.
Статья 29. Нормативные правовые акты Мэра города
1. Мэр города по предметам своего ведения принимает постановления и распоряжения.
2. Постановления Мэра города принимаются в случаях, когда необходимо издать нормативный акт по основным вопросам, относящимся к ведению Мэра города.
3. Распоряжения Мэра города издаются по оперативным вопросам и для организации исполнения решений городской Думы и постановлений Мэра города.
4. Правовые акты Мэра города вступают в силу со дня их подписания, если действующим законодательством или в самом акте не предусмотрено иное.
5. Правовые акты Мэра города, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
6. Правовые акты Мэра города могут быть обжалованы в судебном порядке или опротестованы прокурором.
7. Правовые акты Мэра города могут быть отменены им по собственной инициативе, признаны утратившими силу либо признаны недействительными по решению суда.
8. Правовые акты Мэра города, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории города Хабаровска организациями независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, а также органами городского самоуправления, выборными и другими должностными лицами и гражданами и не требуют дополнительного утверждения органами государственной власти.
Статья 30. Досрочное прекращение полномочий Мэра города
1. Полномочия Мэра города прекращаются досрочно в случаях:
1) его смерти;
2) его отставки;
3) утраты им гражданства Российской Федерации, кроме случаев, предусмотренных международными договорами и соответствующими им федеральными и краевыми законами;
4) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом;
5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
6) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
7) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
8) стойкой неспособности по состоянию здоровья в течение более четырех месяцев исполнять должностные обязанности, подтвержденной заключением медицинской комиссии;
9) его отзыва избирателями города Хабаровска, если такое положение предусмотрено краевым законом.
2. Полномочия Мэра города прекращаются с момента наступления соответствующих событий либо вступления в законную силу решений уполномоченных органов.
3. В случае досрочного прекращения полномочий Мэра города новые выборы назначаются в срок, установленный Избирательным кодексом Хабаровского края.
Статья 31. Право Мэра города на отставку
1. Мэр города вправе в любое время уйти в отставку, направив в городскую Думу письменное заявление с указанием мотивов отставки. По результатам рассмотрения заявления городская Дума принимает решение большинством голосов от числа избранных депутатов.
2. Городская Дума принимает отставку или отклоняет ее. Мэр вправе в течение месяца со дня подачи заявления отозвать его либо по истечении месяца уволиться.
Статья 32. Отзыв Мэра города
1. В случае если Мэр города не оправдал доверие избирателей, самоустранился от выполнения своих обязанностей, он может быть отозван в порядке, установленном краевым законом.
2. Право инициативы проведения голосования об отзыве Мэра города принадлежит гражданам Российской Федерации, достигшим на день проведения голосования 18 лет и проживающим на территории города Хабаровска, а также Законодательной Думе Хабаровского края, Губернатору Хабаровского края, Хабаровской городской Думе.
3. Голосование об отзыве Мэра города назначается, если под требованием проведения голосования об его отзыве поставят подписи в порядке, установленном краевым законом, не менее 5 процентов от общего числа избирателей округа, зарегистрированных на момент избрания Мэра города.
4. Инициативные группы избирателей по проведению голосования об отзыве Мэра города образуются на собраниях непосредственно избирателями. Численный состав инициативной группы не может быть менее 50 человек.
5. Собрание избирателей по образованию инициативной группы по проведению голосования об отзыве Мэра города правомочно при участии в нем не менее 100 человек.
6. Предложение о проведении голосования об отзыве Мэра города не может быть внесено ранее, чем через 6 месяцев с момента его избрания или голосования об его отзыве, если в результате этого голосования он сохранил свои полномочия.
Статья 33. Замещение должности Мэра города в случае досрочного прекращения его полномочий
В случае досрочного прекращения полномочий Мэра города до избрания нового Мэра города его обязанности, как руководителя Администрации, исполняет вице - Мэр города Хабаровска, первый заместитель по экономическим вопросам. Полномочия Мэра города, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 27, частью 1 статьи 62 настоящего Устава, исполняет секретарь городской Думы.
Глава 6. Структура Администрации города
Статья 34. Правовое положение и структура Администрации города
1. Администрация города является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Уставом Хабаровского края, иными нормативными правовыми актами Хабаровского края, настоящим Уставом, решениями городской Думы и регламентом Администрации города.
Финансирование Администрации города осуществляется за счет средств местного бюджета.
2. В составе Администрации города могут создаваться структурные подразделения (комитеты, управления, департаменты, службы), осуществляющие свою деятельность самостоятельно на принципе единоначалия и на основе положений, утверждаемых Мэром города.
Структурные подразделения могут иметь смету расходов в качестве составной части местного бюджета, печати, штампы, бланки и счета в банках.
В составе комитетов, управлений, департаментов, служб могут создаваться отделы.
3. Комитеты, управления, департаменты, службы и другие структурные подразделения Администрации города самостоятельно решают вопросы управления, отнесенные к их ведению. Организуют работу подведомственных предприятий и учреждений по профилю своей деятельности.
4. В структуре Администрации города создаются комиссии, которые принимают решения в коллегиальном порядке. Цели, задачи, полномочия, состав комиссий определяются актами Мэра города.
Статья 35. Содержание функций и полномочий структурных подразделений Администрации города
Функции и полномочия структурных подразделений Администрации города, а также организация и порядок их деятельности определяются Положениями, утверждаемыми Мэром города.
Глава 7. Муниципальная служба
Статья 36. Нормативное правовое регулирование муниципальной службы в городе Хабаровске
Нормативное правовое регулирование муниципальной службы в городе Хабаровске осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", частью второй Кодекса Хабаровского края о государственной и муниципальной службе, принимаемыми в соответствии с ними краевыми законами, нормативными правовыми актами органов городского самоуправления, положением о муниципальной службе в городе Хабаровске.
Статья 37. Муниципальная служба
Муниципальная служба - профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.
Статья 38. Муниципальный служащий
1. Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном Уставом города Хабаровска, нормативными актами городской Думы и Мэра города принятыми в соответствии с федеральными и краевыми законами, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
2. Лица, не замещающие должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов городского самоуправления, не являются муниципальными служащими.
Статья 39. Поступление на муниципальную службу
1. Поступление на муниципальную службу осуществляется в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" и частью второй Кодекса Хабаровского края о государственной и муниципальной службе.
2. При поступлении на муниципальную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, возраста, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к политическим партиям и общественным объединениям, созданным в установленном законом порядке.
3. Гражданин не может быть принят на должности муниципальной службы или занимать должность муниципальной службы в случаях:
1) признания его недееспособным или ограничено дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
2) лишения его права занимать должности муниципальной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу;
3) наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей;
4) близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, если их муниципальная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
5) отказа от предоставления сведений, предусмотренных статьей 78 части второй Кодекса Хабаровского края о государственной и муниципальной службе.
4. При поступлении на муниципальную службу гражданин представляет:
1) личное заявление;
2) документ, удостоверяющий личность;
3) трудовую книжку;
4) документы, подтверждающие профессиональное образование;
5) справку из органов государственной налоговой службы о представлении сведений о доходах и имуществе, принадлежащих ему на праве собственности;
6) медицинское заключение о состоянии здоровья.
5. Прием на муниципальную службу осуществляется в порядке назначения или конкурса при наличии соответствующего образования, опыта работы, квалификации по муниципальной должности с обязательным заключением трудового договора на неопределенный срок либо на срок не более пяти лет.
Статья 40. Ограничения, связанные с муниципальной службой
1. Муниципальный служащий не вправе:
1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
2) быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Законодательной Думы Хабаровского края, Губернатором Хабаровского края, депутатом представительного органа городского самоуправления, членом иных выборных органов городского самоуправления выборным должностным лицом местного самоуправления;
3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
4) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе городского самоуправления, в котором он состоит на муниципальной службе, либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему;
5) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое муниципальное имущество и служебную информацию;
6) получать гонорары за публикации и выступления в качестве муниципального служащего;
7) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, деньги, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением им должностных обязанностей;
8) выезжать в командировки за счет физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органов городского самоуправления с органами местного самоуправления других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;
9) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено законом, или если в порядке, установленном Уставом муниципального образования города Хабаровска в соответствии с федеральными и краевыми законами ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
10) принимать участие в забастовках;
11) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений.
2. Муниципальные служащие не вправе образовывать в органах городского самоуправления структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.
3. Муниципальный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию муниципального образования на время прохождения муниципальной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном в соответствии с федеральными и краевыми законами.
Статья 41. Гарантии для муниципального служащего
1. Муниципальному служащему гарантируется:
1) денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами края и нормативными правовыми актами органов городского самоуправления;
2) условия службы, обеспечивающие выполнение должностных полномочий;
3) ежегодный оплачиваемый отпуск;
4) медицинское обслуживание муниципального служащего и членов его семьи, в том числе после выхода на пенсию;
5) пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;
6) обязательное получение его согласия на перевод на другую должность муниципальной службы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;
7) обязательное государственное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им муниципальной службы или после ее прекращения, но наступившей в связи с исполнением должностных обязанностей;
8) защита его и членов его семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в порядке, установленном законом;
9) обеспечение служебным транспортом и телефонной связью в соответствии с краевыми законами и Положением о муниципальной службе в городе Хабаровске;
10) возмещение расходов на служебные командировки;
11) возмещение расходов и предоставление иных компенсаций в связи с приемом на муниципальную службу, переводом на другую муниципальную должность муниципальной службы в соответствии с федеральными и краевыми законами, нормативными правовыми актами органов городского самоуправления;
12) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей.
2. В случае ликвидации органа городского самоуправления, сокращения штата работников данного органа муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные законодательством Российской Федерации о труде и Кодексом Хабаровского края о государственной и муниципальной службе.
3. Расходы, связанные с предоставлением гарантий, предусмотренных настоящей статьей, производятся за счет средств местного бюджета в установленном порядке.
Решением Хабаровской городской Думы от 26 марта 2002 г. N 189 настоящий Устав дополнен статьей 41-1 следующего содержания:
Статья 41-1. Предоставление муниципальным служащим жилой площади
1. Муниципальным служащим, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется жилая площадь в соответствии с действующим законодательством.
2. Муниципальным служащим, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания или нуждающимся в улучшении жилищных условий, вступившим в жилищно-строительные кооперативы либо осуществляющим строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир) в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемой краевыми нормативными правовыми актами, предоставляются льготные (беспроцентные) бюджетные ссуды при общей продолжительности муниципальной службы в размере:
- от 10 до 15 лет не менее 50 процентов стоимости жилых помещений, принадлежащих жилищно-строительным (жилищным) кооперативам, или строительства (покупки) индивидуальных жилых домов (квартир), с возвратом полученной суммы в течение 5 лет;
- от 15 лет и более не менее 75 процентов стоимости жилых помещений, принадлежащих жилищно-строительным (жилищным) кооперативам, или строительства (покупки) индивидуальных жилых домов (квартир), с возвратом полученной суммы в течение 8 лет.
3. Порядок предоставления льготных (беспроцентных) бюджетных ссуд определяется в соответствии с постановлением Мэра города.
Статья 42. Пенсионное обеспечение муниципального служащего
1. Муниципальный служащий приобретает право выхода на пенсию и пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законодательством.
2. Размер пенсии муниципального служащего определяется в порядке, установленном федеральным законодательством.
3. Муниципальный служащий при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет имеет право на ежемесячную доплату за счет средств местного бюджета к государственной пенсии, назначаемой в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", при увольнении с муниципальной службы по следующим основаниям:
1) ликвидация органов городского самоуправления, а также сокращение штата муниципальных служащих в органах городского самоуправления, их структурных подразделениях;
2) достижение предельного возраста, установленного для замещения муниципальной должности муниципальной службы;
3) обнаружившееся несоответствие замещаемой муниципальной должности муниципальной службы вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению муниципальной службы;
4) увольнение по собственному желанию в связи с выходом на муниципальную пенсию.
4. В случае гибели (смерти) муниципального служащего, выхода в отставку, если она наступила вследствие причинения телесных повреждений или иного вреда его здоровью в связи с исполнением должностных обязанностей, нетрудоспособным членам его семьи, находившимся на его иждивении, за счет средств местного бюджета ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между приходившейся на их долю частью денежного содержания умершего и назначенной им пенсии по случаю потери кормильца, без учета суммы выплат, полученных по обязательному государственному страхованию.
5. В случае причинения в связи с исполнением должностных обязанностей вреда здоровью муниципального служащего, исключающего дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, вышедшему на пенсию муниципальному служащему производится ежемесячная компенсация в виде разницы между его денежным содержанием по последнему месту прохождения муниципальной службы и назначенной пенсии без зачета суммы выплат, полученных по обязательному государственному страхованию.
Глава 8. Экономическая основа городского самоуправления
Статья 43. Содержание экономической основы городского самоуправления
Экономическую основу городского самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам городского самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения города Хабаровска.
Статья 44. Муниципальная собственность города Хабаровска
1. Права собственника осуществляют органы городского самоуправления или население непосредственно.
2. Городу Хабаровску принадлежат:
1) средства местного бюджета;
2) ценные бумаги и другие финансовые активы;
3) муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;
4) имущество, закрепленное за органами городского самоуправления, муниципальными учреждениями на праве оперативного управления;
5) имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения;
6) муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения;
7) муниципальные объекты инженерной инфраструктуры города, муниципальный пассажирский транспорт, муниципальные дороги;
8) другое движимое и недвижимое имущество.
3. Для решения вопросов городского значения в собственность города безвозмездно в установленном законом порядке могут передаваться объекты, находящиеся в государственной собственности.
Статья 45. Управление объектами муниципальной собственности
1. Управление объектами муниципальной собственности осуществляет Администрация города в соответствии с общим порядком, установленным городской Думой.
2. Администрация города, осуществляя управление муниципальной собственностью через свои структурные подразделения, вправе:
1) передавать на договорной основе объекты (имущество) муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим или юридическим лицам, отчуждать, передавать в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом в порядке, установленном городской Думой;
2) осуществлять контроль за использованием объектов муниципальной собственности;
3) выполнять программу приватизации муниципального имущества, утвержденную городской Думой;
4) защищать имущественные права всеми установленными гражданским законодательством способами;
5) производить вклады в уставные капиталы организаций иных организационно-правовых форм в соответствии с действующим законодательством;
6) участвовать в создании некоммерческих организаций.
Статья 46. Взаимоотношения органов городского самоуправления с организациями, находящимися в муниципальной собственности
1. Органы городского самоуправления определяют цели, порядок и условия деятельности организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.
2. Права по управлению организациями, находящимися в муниципальной собственности, могут быть переданы органами городского самоуправления отдельным юридическим лицам с обязательным осуществлением контроля за пользованием указанными правами.
3. Отношения между органами городского самоуправления и руководителями организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством. Организации самостоятельно определяют свою структуру, затраты на содержание аппарата управления, штатное расписание и порядок оплаты труда работников.
Статья 47. Взаимоотношения органов городского самоуправления с организациями, не находящимися в муниципальной собственности
1. Органы городского самоуправления содействуют развитию предпринимательской деятельности, вправе предоставлять налоговые и иные льготы, преимущества организациям в пределах сумм налогов и иных платежей, зачисляемых в доход местного бюджета в установленном законом порядке.
2. По вопросам, не входящим в компетенцию Администрации города, ее отношения с организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров.
3. Органы городского самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории города.
4. Органы городского самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами Хабаровского края.
5. Органы городского самоуправления вправе:
1) объединять на добровольной основе средства организаций, граждан и местного бюджета для финансирования строительства, ремонта и содержания муниципальных объектов производственной и социальной инфраструктуры и мероприятий социальной направленности;
2) привлекать в установленном законом порядке организации различных форм собственности к строительству и содержанию городских дорог, объектов природоохранного и другого назначения, обеспечивающих функционирование городского хозяйственного комплекса;
3) осуществлять контроль за оптимальным размещением объектов социальной сферы на территории города Хабаровска с учетом нужд и интересов жителей города Хабаровска.
Глава 9. Финансовая основа городского самоуправления
Статья 48. Местный бюджет
1. Местный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения городского самоуправления.
Местный бюджет обеспечивается наличием собственных источников дохода и правом городской Думы определять направления и порядок их использования и расходования.
Местный бюджет утверждается в форме решения Хабаровской городской Думы о местном бюджете на очередной финансовый год. Разработка местного бюджета и его исполнение осуществляется Администрацией города.
Местный бюджет утверждается в форме решения Хабаровской городской Думы о местном бюджете на очередной финансовый год.
Городская Дума рассматривает и утверждает отчет об исполнении местного бюджета, осуществляет контроль за исполнением местного бюджета.
2. Органы городского самоуправления распоряжаются средствами города в рамках утвержденного городской Думой местного бюджета.
3. Обслуживание местного бюджета, управление средствами местного бюджета, а также осуществление иных бюджетных полномочий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации осуществляется финансовым органом города Хабаровска.
Местный бюджет утверждается в форме решения Хабаровской городской Думы о местном бюджете на очередной финансовый год. Разработка местного бюджета и его исполнение осуществляется Администрацией города.
4. Реализация бюджетных прав городской Думой и Администрацией города производится в рамках бюджетной системы, бюджетного устройства и бюджетного процесса в городе Хабаровске.
5. Бюджетная система, бюджетное устройство и бюджетный процесс в городе Хабаровске по предложению Администрации города утверждаются городской Думой и отражают порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения местного бюджета.
Статья 49. Доходы местного бюджета
1. Доходы местного бюджета формируются за счет:
1) доходов по местным налогам, доходов за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, а также соответствующих доходов от взыскания пени и штрафов;
2) доходов от приватизации;
3) доходов от использования муниципального имущества;
4) доходов от продажи или иного возмездного отчуждения муниципального имущества;
5) доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями;
6) платы от пользователей природными ресурсами и других доходов в соответствии с действующим законодательством;
7) доходов в виде финансовой помощи, полученной из бюджетов других уровней;
8) ассигнований на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам городского самоуправления, на финансирование реализации органами городского самоуправления федеральных законов и законов Хабаровского края, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местного бюджета;
9) иных неналоговых доходов в соответствии с законодательством Российской Федерации, Хабаровского края и нормативными правовыми актами органов городского самоуправления.
2. Доходы местного бюджета, дополнительно полученные в ходе исполнения бюджета, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате перевыполнения доходов или экономии в расходах, изъятию не подлежат. Направление использования данных средств определяется городской Думой.
Статья 50. Местные налоги и сборы
1. Местные налоги, сборы, а также льготы по налогам и сборам, зачисляемым в местный бюджет, устанавливаются городской Думой в пределах действующего законодательства.
2. Проекты решений о льготном налогообложении рассматриваются при наличии заключения городской комиссии по льготному налогообложению.
Положение и состав комиссии по льготному налогообложению утверждаются городской Думой.
В проектах решений о льготном налогообложении необходимо указывать источники финансирования покрытия выпадающих доходов местного бюджета.
3. Население города непосредственно путем общегородского референдума, на собрании граждан, а также городская Дума с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями города средств для финансирования вопросов местного значения.
Статья 51. Расходы местного бюджета. Обеспечение минимального местного бюджета
1. Федеральные и краевые органы государственной власти обеспечивают минимальный местный бюджет путем закрепления соответствующих источников для покрытия минимально необходимых расходов местного бюджета.
2. Минимально необходимые расходы местного бюджета устанавливаются законами Хабаровского края на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
3. Установление нормативов минимальной бюджетной обеспеченности производится краевыми органами государственной власти по согласованию с Администрацией города.
4. Доходная часть минимального местного бюджета обеспечивается путем закрепления на долговременной основе федеральными законами, законами Хабаровского края доходных источников.
В случаях, если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена соответствующими доходными источниками, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Хабаровского края передают органам местного самоуправления иные источники федерального и краевого бюджетов. При этом дополнительные доходы местного бюджета, полученные в ходе исполнения бюджета, суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате перевыполнения доходов, или экономия в расходах в расчет не принимаются.
5. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами городского самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном и краевом бюджетах.
6. Увеличение расходов или уменьшение доходов органов городского самоуправления, возникшее в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими решение. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения.
Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов городского самоуправления, реализуются органами городского самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.
Статья 52. Муниципальные бюджетные фонды
Городская Дума вправе в составе местного бюджета образовывать целевые бюджетные фонды, за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений, используемые по отдельной смете в порядке и на условиях, установленными актами органов городского самоуправления, законодательством Российской Федерации и Хабаровского края.
Статья 53. Участие органов городского самоуправления в кредитных отношениях
Органы городского самоуправления в соответствии с действующим законодательством вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения.
Статья 54. Резервный фонд
В составе местного бюджета может образовываться резервный фонд для выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации стихийных бедствий. Положение о порядке формирования и использования резервного фонда утверждается городской Думой.
Статья 55. Основные положения рассмотрения и утверждения местного бюджета
1. Основные положения рассмотрения и утверждения местного бюджета устанавливаются городской Думой в соответствии с действующим законодательством.
Проект местного бюджета вносится в городскую Думу Мэром города.
Утвержденный местный бюджет подлежит официальному опубликованию.
2. В случае неутверждения местного бюджета городской Думой до начала финансового года ежемесячное финансирование расходов производится по распоряжению Мэра города в объеме не более 1/12 части - в расчете на месяц ассигнований предыдущего года по соответствующим разделам функциональной и ведомственной классификации расходов местного бюджета с учетом инфляции.
3. Отчет об исполнении местного бюджета за предыдущий год представляется в городскую Думу не позднее 2 квартала текущего года и после его утверждения городской Думой подлежит официальному опубликованию.
Глава 10. Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления городского самоуправления
Статья 56. Городской референдум
1. Городской референдум проводится для решения непосредственно населением города вопросов местного значения.
2. На городской референдум не могут быть вынесены вопросы:
1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов городского самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов городского самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
2) о формировании состава органов городского самоуправления, персональном составе органов городского самоуправления;
3) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;
4) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;
5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
3. Формулировка вопроса, вносимого на городской референдум, должна обеспечивать возможность ясного, однозначного ответа на поставленный вопрос.
4. Порядок назначения и проведения городского референдума, принятия и изменения решений городского референдума устанавливается краевым законом.
5. Голосование на городском референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.
6. Решение, принятое на городском референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами городского самоуправления или государственной власти. Решения и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 57. Порядок назначения городского референдума
1. Городской референдум назначается городской Думой по собственной инициативе или по требованию населения города Хабаровска.
2. Инициировать проведение городского референдума может группа депутатов городской Думы не менее одной трети от числа избранных депутатов городской Думы.
3. Решение о проведении городского референдума по инициативе группы депутатов принимается, если за него проголосовало не менее двух третей от избранного состава городской Думы.
4. Право граждан требовать проведения городского референдума реализуется путем сбора не менее 1000 подписей в поддержку указанного требования.
5. Для сбора подписей под требованием о назначении референдума образуется инициативная группа в количестве не менее 10 человек.
6. Собрание по избранию инициативной группы правомочно, если на нем присутствовало не менее 100 человек.
7. Референдум признается несостоявшимся в случае, если в нем приняло участие менее половины участников городского референдума, внесенных в списки участников референдума на территории города Хабаровска.
Решение признается принятым, если за него проголосовало не менее половины участников референдума, принявших участие в референдуме.
Статья 58. Собрание (сход) граждан
1. В городе Хабаровске для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан.
2. Собрание (сход) граждан - форма прямого волеизъявления граждан, проживающих на определенной территории, по вопросам, отнесенным законодательством и Уставом города Хабаровска к его компетенции.
3. В случае проведения собрания (схода) граждан на всей территории города Хабаровска по вопросам местного значения, отнесенным к ведению города Хабаровска, данное собрание (сход) является формой осуществления местного самоуправления.
4. В случае проведения собрания (схода) граждан на определенной части территории города Хабаровска для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения, данное собрание (сход) является формой осуществления территориального общественного самоуправления.
5. В случае проведения собрания (схода) граждан на всей территории города Хабаровска или на его определенной части за исключением случаев, определенных частями 2 и 3 настоящей статьи, по вопросам, для решения которых требуется учесть мнение населения соответствующей территории, собрание (сход) является формой выявления мнения населения.
6. Количество жителей города Хабаровска, от имени которых может исходить инициатива о созыве собрания (схода) граждан, равняется 5 процентам жителей, имеющих право участвовать в собрании (сходе).
7. В собраниях (сходах) граждан вправе принимать участие каждый гражданин Российской Федерации, проживающий на территории города Хабаровска, достигший на день проведения собрания (схода) 18 лет, и обладающий избирательными правами в соответствии с федеральными и краевыми законами.
8. Периодичность проведения собраний (сходов) граждан определяется возникновением обстоятельств созыва.
9. Порядок созыва и проведения собраний (сходов) граждан, принятия и изменений их решений, пределы их компетенции устанавливаются в соответствии с краевым законом
Статья 59. Индивидуальные и коллективные обращения (петиции) граждан
1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы городского самоуправления и к должностным лицам городского самоуправления.
2. Органы и должностные лица городского самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца.
3. Ответственность за нарушение сроков и порядок ответа на обращения граждан в органы городского самоуправления устанавливаются в соответствии с федеральным и краевым законами.
Статья 60. Территориальное общественное самоуправление
1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту жительства их на части территории города Хабаровска (улицы, группы дворов) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.
2. Участие населения в общественном территориальном самоуправлении по решению вопросов местного значения может осуществляться непосредственно или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления (уличные советы, дворовые комитеты и т.д.).
3. Органы территориального общественного самоуправления могут являться юридическими лицами.
4. Органы территориального общественного самоуправления создаются в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Глава 11. Гарантии городского самоуправления
Статья 61. Гарантии городского самоуправления
1. Гарантиями городского самоуправления являются:
1) право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления органами городского самоуправления своих полномочий, а также закрепленных в Конституции Российской Федерации и федеральных законах принципов местного самоуправления;
2) право на самостоятельную деятельность органов городского самоуправления в пределах их полномочий, включая право самостоятельно определять свои внутренние административные структуры;
3) право на защиту муниципальной собственности;
4) право на обеспечение минимального местного бюджета путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов бюджета города, устанавливаемых на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, с учетом специфики города Хабаровска как краевого центра;
5) право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;
6) запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
2. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений городской Думы и нормативных актов Мэра города влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Глава 12. Порядок принятия и изменения Устава города Хабаровска
Статья 62. Порядок принятия Устава города Хабаровска, внесения в него изменений и дополнений
1. Устав города Хабаровска, изменения и дополнения, внесенные в него, принимаются городской Думой большинством не менее двух третей от избранного состава городской Думы, подписываются Мэром города.
2. Правом внесения проекта Устава города Хабаровска, изменений и дополнений в него обладают депутаты городской Думы, Мэр города, органы территориального общественного самоуправления, общественные и политические организации и объединения, зарегистрированные на территории города Хабаровска в установленном законом порядке, а также группа граждан от имени населения города Хабаровска, численностью не менее 1 процента от числа жителей города Хабаровска, обладающих активным избирательным правом.
3. Для подготовки к рассмотрению внесенного в городскую Думу проекта Устава города Хабаровска, изменений и дополнений в него городская Дума создает комиссию по Уставу муниципального образования города Хабаровска. В состав комиссии включаются депутаты городской Думы, представители Администрации города, представители общественных и политических организаций и объединений, зарегистрированных на территории города в установленном законом порядке, специалисты, эксперты.
4. Положения Устава города Хабаровска, которые были приняты на городском референдуме, могут быть изменены либо дополнены только городским референдумом, назначаемым с этой целью.
5. В случае непринятия проекта Устава города Хабаровска, городская Дума вправе поручить комиссии по Уставу муниципального образования города Хабаровска, доработать его либо вынести отдельные положения проекта Устава города на городской референдум в порядке, установленном статьей 57 настоящего Устава.
Статья 63. Порядок опубликования и вступления в силу Устава города Хабаровска, изменений и дополнений в Устав города Хабаровска
1. Устав города Хабаровска, изменения и дополнения в Устав города Хабаровска подлежат регистрации в порядке, установленном Законом Хабаровского края "О порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований в Хабаровском крае".
2. Устав города Хабаровска, изменения и дополнения в Устав города Хабаровска вступают в силу после их официального опубликования.
Глава 13. Ответственность органов городского самоуправления и их
должностных лиц
Статья 64. Ответственность органов городского самоуправления и их должностных лиц перед населением
1. Выборные органы и выборное должностное лицо городского самоуправления подотчетны населению непосредственно.
2. Ответственность органов городского самоуправления и их должностных лиц перед населением города Хабаровска наступает в случае утраты доверия населения.
3. Ответственность перед населением реализуется в виде права на выражение недоверия соответствующим органам и должностным лицам.
4. Формою ответственности органов городского самоуправления и их должностных лиц является досрочное прекращение полномочий, в том числе отзыв.
Статья 65. Ответственность органов городского самоуправления и их должностных лиц перед государством
1. Ответственность органов городского самоуправления и их должностных лиц перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, Устава Хабаровского края, федеральных законов, законов Хабаровского края, Устава муниципального образования города Хабаровска.
2. Органы городского самоуправления и их должностные лица несут ответственность за осуществление переданных отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.
3. Представительный орган городского самоуправления, Мэр города, принявший (издавший) нормативный правовой акт, который признан судом противоречащим Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, Уставу Хабаровского края, закону Хабаровского края, Уставу города Хабаровска, обязаны в установленный решением суда срок отменить данный нормативный правовой акт или отдельные его положения, а также опубликовать информацию о решении суда в течение десяти дней со дня вступления решения суда в силу. В случае отказа исполнить данные требования органы городского самоуправления и их должностные лица несут ответственность в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Статья 66. Ответственность органов городского самоуправления и их должностных лиц перед физическими и юридическими лицами
1. Ответственность органов городского самоуправления и их должностных лиц перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными и краевыми законами.
Мэр г. Хабаровска |
А.Н. Соколов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Устав муниципального образования города Хабаровска от 3 января 2002 г. N 162
Текст Устава опубликован в газете "Хабаровские вести" от 8 февраля 2002 г., N 21-22
Решением Хабаровской городской Думы от 13 июля 2004 г. N 509 настоящий Устав, принятый Решением, признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Хабаровской городской Думы от 18 мая 2004 г. N 489
Решение Хабаровской городской Думы от 21 января 2003 г. N 309
Решение Хабаровской городской Думы от 15 октября 2002 г. N 259
Решение Хабаровской городской Думы от 18 июня 2002 г. N 222
Решение Хабаровской городской Думы от 26 марта 2002 г. N 189