Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основные направления
развития физической культуры и спорта в Хабаровском крае на 2002-2005 годы
(утв. Постановлением губернатора Хабаровского края от 12 ноября 2001 г. N 474)
1. Характеристика состояния развития физической культуры и
спорта в Хабаровском крае
Развитие физической культуры и спорта в Хабаровском крае осуществляется согласно Закону Хабаровского края "О физической культуре и спорте" и постановлению главы администрации края от 9 марта 1999 г. N 99 "Об Основных направлениях развития физической культуры и спорта в Хабаровском крае на 1999-2000 годы".
На сегодняшний день в крае сохранилась и расширилась сеть муниципальных и государственных учреждений, появилось большое число негосударственных и общественных организаций, ставящих перед собой задачи развития физической культуры и спорта. В настоящее время в крае работает около 900 коллективов физической культуры с числом занимающихся в них около 150 тыс. человек (по сравнению с 1998 годом произошло увеличение на 11,5 тыс. человек), что составляет 9,5% от всего населения края. В среднем по Дальневосточному региону этот показатель составляет 8,8%, по Российской Федерации - 8,7%.
В то же время в крае наблюдаются неблагоприятные тенденции снижения общих показателей состояния здоровья населения, увеличения числа лиц, употребляющих наркотики и алкоголь, особенно среди молодежи. Высокими остаются показатели преступности.
Все эти негативные явления происходят на фоне снижения уровня физической подготовленности различных групп населения, отсутствия потребностей и возможностей у большей части населения регулярно заниматься физической культурой и спортом.
Общая ситуация с физической культурой и спортом характеризуется:
- низким процентом охвата занимающихся физической культурой и спортом, в том числе среди женщин и социально незащищенных слоев населения;
- сокращением числа спортивных сооружений по месту жительства и отдыха населения, а также низкой эффективностью использования имеющихся спортивных сооружений;
- неудовлетворительным состоянием системы физической культуры на предприятиях и в учреждениях (производственная физическая культура), отсутствием специалистов по физической культуре и спорту, работающих в трудовых коллективах, особенно в сельской местности;
- отсутствием целенаправленной работы по физическому воспитанию и образованию в образовательных учреждениях, особенно в дошкольных и школьных учреждениях, в использовании внеурочных и внешкольных форм занятий физической культурой и спортом;
- недостаточной работой по пропаганде ценностей физической культуры и спорта в средствах массовой информации;
- отсутствием устойчивой мотивации и материальной заинтересованности у специалистов высокой квалификации в области физической культуры и спорта работать со спортивным резервом и спортсменами высокого класса;
- отсутствием заинтересованности инвесторов вкладывать средства в спорт и развитие физической культуры;
- отсутствием интереса и потребности у большинства людей в занятиях физической культурой и спортом в свободное время, в том числе самостоятельно.
Законодательная и нормативная базы в настоящее время не охватывают всех вопросов в области развития физической культуры и спорта.
В крае стоит вопрос о наличии современных технически оснащенных баз, на которых можно готовиться к важнейшим международным соревнованиям и выступлениям на Олимпийских играх.
Увеличивается число учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
В сложившихся социально-экономических условиях произошли негативные изменения в постановке физкультурно-оздоровительной работы не только в образовательных учреждениях, в большей степени они затронули трудовые и производственные коллективы. В связи с этим большие трудности испытывают сегодня физкультурно-оздоровительные и спортивные объединения в работе по развитию физической культуры и спорта среди трудящихся. Повышение стоимости физкультурно-оздоровительных услуг делает недоступными для трудящихся учреждения (физической культуры и спорта, туризма и отдыха.
2. Цели и задачи развития физической культуры и спорта
Целью Основных направлений развития физической культуры и спорта в Хабаровском крае на 2002 - 2005 годы является определение комплекса мер правового, социально-экономического, научного и организационно-управленческого характера, направленных на увеличение числа граждан, занимающихся физической культурой и спортом, сохранение и повышение физической подготовленности, физического воспитания и образования каждого человека, подготовку спортсменов высокого класса. Осуществление этих мер будет способствовать:
- обеспечению конституционных гарантий и прав граждан на равный доступ к занятиям физической культурой и спортом;
- укреплению здоровья и снижению заболеваемости населения края;
- проведению рационального досуга;
- эффективному использованию средств физической культуры и спорта по предупреждению наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений среди молодежи;
- поддержанию высокой работоспособности и творческого долголетия людей;
- подготовке молодежи к защите Родины;
- развитие спорта высших достижений. Для реализации поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- разработка и реализация краевых программ развития физической культуры, спорта и иных программ в этой области с учетом социально-экономических, демографических и других условий и особенностей;
- укрепление взаимодействия с государственными и муниципальными органами власти, федерациями по видам спорта, общественными объединениями, спортивными клубами и школами в сфере физической культуры и спорта;
- укрепление материально-технической базы физической культуры и спорта;
- обеспечение подготовки и повышения квалификации тренеров-преподавателей и инструкторов-методистов детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства;
- создание условий для проведения массового организованного досуга;
- широкая пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа жизни.
3. Приоритеты развития физической культуры и спорта
- развитие физической культуры и спорта среди различных категорий и групп населения:
дошкольники;
учащаяся и студенческая молодежь;
трудящиеся;
инвалиды;
по месту жительства граждан;
- совершенствование законодательной базы в области физической культуры и спорта;
- укрепление материально-технической базы физической культуры и спорта;
- совершенствование системы подготовки кадров и научно-методическое обеспечение;
- пропаганда физической культуры и спорта, информационное обеспечение;
- развитие спорта высших достижений;
- финансирование физической культуры и спорта.
3.1. Развитие физической культуры и спорта среди различных категорий и групп населения.
Фундамент здоровья и положительного отношения к физической культуре закладывается в детские годы, именно на этот этап в ближайшие годы необходимо особое внимание.
Механизм реализации физического воспитания и образования должен осуществляется через:
- занятия по предмету физическая культура (физическое воспитание) в рамках общего и профессионального образования;
- дополнительные (факультативные) занятия физическими упражнениями и спортом;
- занятия физической культурой, ориентированные на обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья;
- физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня;
- внеклассные, неакадемические формы занятий (спортивные секции, занятия в спортивных школах, самостоятельные занятия);
- спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия. Следует развивать систему мониторинга физической подготовленности и развития, физического состояния здоровья различных категорий и групп населения, в первую очередь детей и учащейся молодежи, для определения причинно-следственных связей между физическим состоянием и физическим здоровьем населения и воздействием факторов среды обитания и развития человека, состояния его здоровья.
В целях решения проблем вовлечения в активные занятия физической культурой детей и молодежи особое внимание необходимо обратить и на проведение детьми досуга. Следует формировать в качестве приоритетных форм досуговой деятельности активный отдых, причем планировать и проектировать этот отдых нужно преимущественно как семейный. Одной из важных социальных задач является укрепление семейных связей. Поэтому организация семейного отдыха, активного отдыха должна быть признана приоритетной как на уровне пропаганды, так и на уровне организации досуга.
Новое измерение следует придать работе с молодежью по месту жительства. Необходимо продолжить практику проведения турниров "дворовых" команд: "Золотая шайба", "Плетеный мяч", "Кожаный мяч", "Снайперы баскетбола" и других, проводить районные этапы турниров, вовлекать новые команды. Социальная практика показывает, что физическая культура и спорт являются эффективным средством профилактики асоциального поведения. Совместная работа физкультурных организаций, военкоматов, органов управления образованием, здравоохранения, молодежной политики, советов РОСТО, союзов спортсменов и ветеранов войн должна быть направлена на:
- реализацию целевой программы военно-патриотического воспитания молодежи;
- увеличение числа военно-патриотических клубов;
- проведение военно-спортивных игр ("Зарница", "Орленок"), спартакиад допризывной молодежи, Дня призывника и других мероприятий, посвященных знаменательным датам;
- привлечение учащейся молодежи к занятиям военно-прикладными и техническими видами спорта.
Развитие физической культуры и спорта на предприятиях и в учреждениях может осуществляться путем формирования соответствующей мотивационной структуры. Самодеятельное физкультурно-спортивное движение должно быть возрождено через целую систему стимулов. Это прежде всего создание современной инфраструктуры физкультурно-оздоровительного и спортивного рынка услуг, создание индустрии спортивных товаров.
В целях возрождения физкультурно-оздоровительной и спортивной работы на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности необходимо:
- включение раздела "Физическая культура и спорт" в коллективные договоры предприятий, учреждений и организаций;
- восстановление должности инструктора-методиста физической культуры на местах;
- проведение "дней здоровья", массовых спортивных соревнований, спартакиад и т.д.;
- открытие "комнат реабилитации".
В настоящее время в организации физкультурно-оздоровительной работы с людьми пожилого возраста и инвалидами остро ощущается нехватка специально подготовленных кадров, материально-технической базы, научно-обоснованных рекомендаций и методических разработок, широкой разъяснительной пропагандистской кампании.
Для решения этих задач требуется:
- увеличение числа оздоровительных клубов в жилых микрорайонах и на спортивных сооружениях, льготное предоставление физкультурных и спортивных услуг;
- создание условий "равной личности" для инвалидов путем решения проблем в архитектурно-строительном комплексе;
- проведение комплексных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий среди этих категорий населения.
3.2. Совершенствование законодательной базы в области физической культуры и спорта.
Необходимо более широкое взаимодействие между физической культурой и спортом и такими сферами, как здравоохранение, защита окружающей среды, образование, социальная защита населения. Результатами такого сотрудничества должны стать совместные инициативы по разработке и принятию правовых актов, совместных программ.
Законодательством должно предусматриваться создание благоприятных условий для:
- организаций, реализующих программы, направленные на развитие физической культуры и спорта, особенно среди детей, инвалидов, сирот, и способствующие формированию здорового образа жизни;
- спонсоров и инвесторов, направляющих свои средства на подготовку спортивного резерва, спортсменов высокого класса и команд мастеров.
На уровне законов должны быть приняты программы, направленные на развитие физической культуры и спорта среди различных групп населения.
3.3. Укрепление материально-технической базы физической культуры и спорта. Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений Хабаровского края в настоящее время состоит из 21 стадиона, 9 дворцов спорта, 692 плоскостных площадок, 489 спортивных залов (95% находится в распоряжении учебных заведений), 39 бассейнов, 32 лыжных баз, 44 тиров, 347 других сооружений (в основном это тренажерные залы).
Существующие спортивные залы образовательных учреждений явно не удовлетворяют потребностей всех слоев населения в занятиях физической культурой и спортом. Положение осложняется тем, что строительство зданий и сооружений спортивных объектов приходилось в основном на 50-70-е годы. Большая часть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений имеет значительный физический и моральный износ. Они не оснащены современным спортивно-техническим оборудованием.
Развитие сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений предполагает:
- увеличение пропускной способности физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений края;
- работку и реализацию краевых и муниципальных программ по строительству и реконструкции физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений;
- включение в федеральные программы строительства и реконструкции физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений края;
- рациональное и эффективное использование существующих физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений;
- создание условий для занятий на физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях края всех без исключения слоев населения.
3.4. Совершенствование системы подготовки кадров и научно-методическое обеспечение.
Большое значение в решении вопросов развития физической культуры и спорта, формировании у населения устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом имеет качество профессиональной подготовки специалистов. В настоящее время в Хабаровском крае подготовку специалистов в области физической культуры и спорта ведут Дальневосточная академия физической культуры, Хабаровский государственный педагогический университет, Комсомольский-на-Амуре государственный педагогический университет, Комсомольское педагогическое училище.
Необходимо обеспечить подготовку специалистов высокой квалификации применительно к основным видам их будущей профессиональной деятельности. Создать в образовательных учреждениях высшего и среднего специального физкультурного образования группы по подготовке специалистов физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, детьми младшего и среднего школьного возраста, с учащимися специальных медицинских групп, людьми, имеющими хронические заболевания, инвалидами, пенсионерами. Следует также обеспечить подготовку, переподготовку и стимулирование деятельности общественных организаторов физической культуры, оказывать им постоянную помощь в работе.
Важной задачей является создание системы переподготовки и повышения квалификации специалистов в области физической культуры, учителей и преподавателей физического воспитания учебных заведений.
3.5. Информационное и пропагандистское обеспечение.
Обучение населения здоровому образу жизни, занятиям физической культурой должно осуществляться с помощью информационных программ, специально адаптированных к различным социально-демографическим группам населения.
Пропаганда физической культуры должна адресоваться непосредственно человеку, убедительно показывать приоритетное значение физической культуры и спорта в воспитании, профилактике болезней, продлении активного долголетия, в борьбе с наркоманией, курением, употреблением алкоголя, другими негативными явлениями. Задача средств информации - повышать у людей интерес к физическому совершенствованию, раскрывать гуманистические ценности физической культуры, активно популяризировать самостоятельные занятия с широким использованием природных факторов, настойчиво формировать в массовом сознании понимание жизненной необходимости физкультурно-спортивных занятий.
Одно из важных направлений развития физической культуры и массового спорта - усиление их гуманизации. Не должно поощряться развитие видов спорта и физических упражнений, связанных с неоправданным риском для жизни и здоровья занимающихся, не отвечающих этическим требованиям, формирующим культ насилия и жестокости.
3.6. Развитие спорта высших достижений.
Спорт высших достижений - сфера спорта, обеспечивающая раскрытие потенциальных возможностей человека, достижение высоких результатов, установление рекордов, организацию спортивно-зрелищных мероприятий.
Организационную структуру системы подготовки спортивного резерва составляют образовательные учреждения спортивной направленности органов государственного управления физической культурой и спортом, органов образования, ведомственных организаций и общественных объединений (детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивные школы, специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, школа высшего спортивного мастерства).
Совместная деятельность направлена на решение следующих задач:
подготовка спортивного резерва для сборных команд края и России;
определение приоритетных видов спорта, координация их развития государственным органом управления физической культурой и спортом;
разработка совместно с федерациями целевых программ по опорным видам спорта;
совершенствование деятельности детско-юношеских спортивных школ края независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности;
решение социальных проблем спортсменов, членов сборных команд России по видам спорта;
оптимальное управление учебно-тренировочным процессом на разных этапах подготовки на основе анализа соревновательной деятельности;
создание единого механизма подготовки высококвалифицированных спортсменов (тренировочного и соревновательного процесса, системы восстановления,
материально-технического обеспечения, прогнозирования и моделирования различных сторон подготовки);
научно-методическое, медико-биологическое и информационное обеспечение подготовки спортсменов высшего спортивного мастерства совместно с департаментом здравоохранения;
создание непрерывного образования и повышение квалификации тренеров - специалистов, работающих со спортсменами - кандидатами в сборные команды России и ближайшего резерва.
4. Финансирование Основных направлений развития физической культуры и
спорта в Хабаровском крае на 2002-2005 годы
В настоящее время возникла необходимость пересмотра системы взглядов финансовой политики в сфере физической культуры и спорта. С этой целью необходимо решить ряд задач:
привлечение средств из федерального бюджета на совместное финансирование целевых программ в сфере физической культуры, спорта и развития сети спортсооружений при более тесном взаимодействии с Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму;
внешние эффективности контроля за использованием бюджетных средств;
совершенствование системы налогообложения участников производственной сферы в зависимости от их вклада в финансирование спортивных и оздоровительных программ;
привлечение инвестиций из внебюджетных источников.
Финансирование отрасли физической культуры и спорта из бюджетных источников за последние годы выглядит следующим образом:
(тыс. рублей)
Источники финансирования | 2000 год | 2001 год (план) |
2002 год (проект) |
Краевой бюджет, всего в том числе: физическая культура и спорт молодежная политика образование социальная защита здравоохранение Муниципальные бюджеты Федеральный бюджет Расходы фонда социального страхования |
70780 63655 2160 2496 419 2050 61985 450 3764 |
133552 122906 3472 4427 636 2111 71398 450 4275 |
194791 186966 4450 5135 680 2560 78280 2450 3595 |
Практическая реализация задач, обозначенных в Основных направлениях, требует экономической, финансовой и правовой проработки и будет осуществляться на основе принятия законодательных актов, а также разработки и реализации соответствующих краевых целевых программ, ежегодных планов действий органов исполнительной власти Хабаровского края.
Реализация приоритетных направлений будет осуществляться во взаимосвязи с общим ходом экономических реформ. Сроки и масштабы планируемых мероприятий предполагается уточнять с учетом конкретно складывающейся экономической ситуации и финансовых возможностей бюджетов всех уровней и хозяйствующих субъектов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.