Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к Закону
Хабаровского края
от 27 декабря 2000 г. N 280
Краевая целевая программа
"Развитие и поддержка малого предпринимательства в Хабаровском крае на 2001 - 2003 годы"
1. Состояние и проблемы малого предпринимательства в крае
Развитие рыночных отношений в Хабаровском крае (далее - край) свидетельствует о том, что рождение малого предпринимательства происходило в более неблагоприятных условиях по отношению к западным регионам страны, где были лучше развиты наиболее привлекательные для предпринимателей такие отрасли как пищевая и легкая промышленность, сфера услуг, развита производственная инфраструктура, прежде всего, сеть автомобильных дорог, более дешевые источники электрической и тепловой энергии, позволяющие производить и реализовывать конкурентоспособную продукцию.
Сложность состояла в том, что становление малого бизнеса в крае не могло произойти на основе конверсии и технического перевооружения предприятий военно-промышленного комплекса, развития топливно-энергетических отраслей.
Именно поэтому в стратегии Администрации края по структурной перестройке экономики - развитие малого предпринимательства обозначено одним из приоритетных направлений, поскольку его развитие заметно влияет на структурные сдвиги внутри и между отраслями.
Краевая целевая программа "Развитие и поддержка малого предпринимательства в Хабаровском крае на 2001 - 2003 годы" (далее - Программа) определяет основные направления развития малого бизнеса и механизмы его поддержки. Программа разработана в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и Законом Хабаровского края "О малом предпринимательстве в Хабаровском крае", исходя из принципа преемственности по отношению к аналогичной программе на 1999 - 2000 годы, в ходе реализации которой удалось решить многие проблемы становления предпринимательства в крае.
Фактически достигнутый уровень развития малого предпринимательства края более корректно сравнивать с 1996 годом, поскольку с изменением критериев определения субъектов малого предпринимательства, установленных Федеральным законом от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", именно 1996 год можно считать базовым.
Представленная ниже динамика основных показателей деятельности малого предпринимательства свидетельствует о его развитии, несмотря на трудности.
Таблица 1
Динамика
основных (отдельных) показателей деятельности малого предпринимательства края
Показатели | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 1999 к 1998 г., в % |
1-е полу- год. 2000 г. |
Количество зарегистрированных малых предприятий (по состоянию на конец года), единиц |
14980 | 16185 | 16880 | 17600 | 104,3 | 18020 |
Из них количество действующих малых предприятий, единиц |
8486 | 8963 | 8081 | 8900 | 110,1 | 8920 |
Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, тыс. чел. |
34,06 | 40,97 | 41,00 | 45,00 | 109,8 | 46,5 |
Общая численность с учетом работающих на действующих малых предприятиях и зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, тыс. чел. |
122,5 | 131,5 | 116,0 | 130,0 | 112.0 | 131,5 |
Доля численности работающих в малом бизнесе в общей численности занятых в экономике края, в % |
18,5 | 19,8 | 17,8 | 19,8 | - | 19,9 |
Объем налоговых поступлений в бюджет от субъектов малого предпринимательства (юридических и физических лиц), млн. рублей |
402,3 | 462,7 | 469,7 | 807,6 | в 1,7 раза |
563,38 |
в том числе в бюджет края, млн. рублей |
262,0 | 272,0 | 340,99 | 586,22 | в 1,7 раза |
389,98 |
Доля налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в общем объеме налоговых поступлений, в % |
7,6 |
8,5 |
8,7 |
9,7 |
- |
12,6 |
в том числе в бюджет края, в % |
8,1 |
8,2 |
8,5 |
11,0 |
- |
13,7 |
Всего поступило платежей в социальные внебюджетные фонды (ПФ, ФСС, ФОМС, ФЗН) от субъектов малого предпринимательства (юридических и физических лиц), млн. рублей |
- |
- |
- |
400,98 |
- |
276,08 |
Всего поступило налогов в бюджет и платежей в социальные внебюджетные фонды от субъектов малого предпринимательства (юридических и физических лиц), млн. рублей |
- |
- |
- |
1208,59 |
- |
839,46 |
За период действия программы поддержки малого предпринимательства несколько улучшились показатели его деятельности.
В 1999 году увеличилось на 720 единиц количество зарегистрированных малых предприятий и достигло 17,6 тысяч, при этом количество фактически действующих предприятий и индивидуальных предпринимателей увеличилось на 10 процентов к уровню 1998 года. Доля численности занятого населения в малом бизнесе, с учетом 45 тысяч индивидуальных предпринимателей, увеличилась до 19,8 процента.
Возросла доля выпущенной продукции, товаров и услуг малыми предприятиями края с 5 процентов (в 1998 году) до 6,2 процента (в 1999 г.) от общего объема производства всех отраслей экономики края.
Отраслевая структура малых предприятий в крае практически не изменилась, и она отражает картину, сложившуюся в целом по России. Непроизводственная сфера деятельности остается более привлекательной. Почти каждое второе малое предприятие действует в сфере торговли и общественного питания, число малых предприятий в промышленности составляет 16,7 процента, в строительстве - около 17 процентов. В промышленности большее число малых предприятий занято в машиностроении, лесной, деревообрабатывающей, легкой и пищевой отраслях.
Увеличился в 1999 году объем налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в 1,7 раза по сравнению с 1998 годом. Особенно произошел рост налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход, сумма которых в расчете на одного работающего, увеличилась до 10,5 тыс. рублей, против 1,1 тыс. рублей в 1998 году. Данный вид налога позволил расширить налогооблагаемую базу за счет увеличения плательщиков, ранее не уплачивающих налоги или уплачивающих их в минимальном объеме.
В текущем году сохраняется положительная тенденция к повышению собираемости налогов от малого предпринимательства.
Так, в первом полугодии 2000 года от субъектов малого бизнеса края поступило всего налоговых платежей в сумме 563,4 млн. рублей, в том числе в бюджет края около 390 млн. рублей. При этом доля налоговых поступлений от малого бизнеса увеличилась до 12,6 процента, в том числе в бюджет края - до 13,7 процента от общего объема налоговых поступлений (в 1998 году она составляла соответственно 8,7 и 8,5 процента).
Кроме того, от субъектов малого предпринимательства в 1 полугодии текущего года поступило платежей в государственные социальные внебюджетные фонды в сумме 276 млн. рублей.
Однако проблема собираемости налогов от субъектов малого предпринимательства сохраняется. Как в целом по стране, так и в крае существенна доля "теневого" мелкого бизнеса.
Несмотря на все трудности введения единого налога, рост числа вновь регистрируемых предприятий и индивидуальных предпринимателей свидетельствует о том, что желание заниматься малым бизнесом не пропало.
Только за 1 полугодие текущего года на 400 единиц увеличилось количество зарегистрированных малых предприятий и достигло 18 тысяч, хотя из них действующих - чуть более половины. На 1,5 тысячи увеличилось число индивидуальных предпринимателей и сегодня их в крае - 46,5 тысяч.
По данным краевого комитета государственной статистики, малыми предприятиями края за первое полугодие текущего года произведено продукции, работ и услуг по всем видам деятельности на сумму 4,8 млрд. рублей, что составляет 9,6 процента от общего объема валового выпуска продукции, работ и услуг по краю.
Как и в предыдущие годы, сложившаяся структура распределения малых предприятий по краю сохраняется и сегодня. Более половины (63 процента) от общего количества малых предприятий края зарегистрировано в г. Хабаровске, где более удобное транспортное расположение и шире потребительский рынок.
В целом 92,5 процента малых предприятий сосредоточено в 6 городах (Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Советская Гавань, Николаевск, Амурск и Бикин) с прилегающими к ним районами, так как в них велик научно-технический потенциал, больше источников трудовых ресурсов, наряду с преимуществами транспортного обеспечения и возможностями потребительского рынка.
Близка по географии и тенденция развития индивидуального предпринимательства - 87,4 процента от общего количества по краю зарегистрировано в указанном блоке городов и районов. Причем 49 процентов от общего числа индивидуальных предпринимателей по краю находится в г. Хабаровске.
Таблица 2
Сведения
об индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных в крае, чел.
(по состоянию на конец отчетного периода)
1998 год |
1999 год |
Удельный вес в общей численности, % |
1999 г. к 1998 г. в % |
I полугод. 2000 г. |
|
Итого по краю | 41008 | 45034 | 100 | 109,8 | 46618 |
в том числе: | |||||
г. Хабаровск и Хабаровский район |
21415 | 23508 | 52,2 | 109,8 | 24603 |
г. Комсомольск-на-Амуре и Комсомольский район |
9625 |
10732 |
23,8 |
111,5 |
10834 |
Советско-Гаванский р-н | 1775 | 1888 | 4,2 | 106,4 | 1932 |
Николаевский район | 660 | 741 | 1,6 | 112,3 | 787 |
Амурский район | 1982 | 2186 | 4,9 | 110,3 | 2247 |
Бикинский район | 585 | 609 | 1,4 | 104,1 | 619 |
Другие районы | 4966 | 5370 | 11,9 | 108,1 | 5596 |
Органы местного самоуправления пока еще недостаточно уделяют внимания вопросам развития и поддержки предпринимательства. Не во всех районах в структуре Администраций определены специалисты, занимающиеся вопросами развития и поддержки малого предпринимательства, и только в девяти районах разработаны программы или мероприятия, направленные на решение его проблем.
Создавая новые рабочие места, малое предпринимательство обеспечивает занятость населения и смягчает социальную нагрузку на расходы бюджетов всех уровней.
Вывод очевиден, что развитие малого бизнеса в крае приобрело необратимый процесс, и сегодня он становится заметной силой общественного развития.
В мировой практике общепринятым показателем уровня развития предпринимательства является число фактически действующих малых предприятий на 1 тысячу жителей. В странах Европейского союза и Японии этот показатель достигает 45 - 50 предприятий, в то же время по России и по краю - всего 6 предприятий.
Таким образом, для обеспечения устойчивости рыночных механизмов в ближайшей перспективе необходимо способствовать созданию "критической массы" в секторе малого предпринимательства, представляющей 25 - 30 устойчиво работающих малых предприятий на 1 тысячу жителей, т.е. для края примерно 38 - 40 тысяч малых предприятий.
Как следует из доклада Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации о состоянии малого предпринимательства по итогам 1 квартала 2000 года, количество малых предприятий в России уменьшилось на 1,9 процента, и если в малом предпринимательстве в европейских странах занято около 70 процентов, то в России - 10 процентов от общего числа работающих. Доля налоговых поступлений от малого бизнеса в общем объеме налоговых платежей по стране составляет 8-9 процентов.
В крае эти показатели сегодня выглядят несколько лучше, то есть доля занятых в малом бизнесе - около 20 процентов, доля налоговых Поступлений - 12,6 процента, в том числе в бюджет края - 13,7 процента. Вместе с тем, эта доля налогов все еще недостаточна для покрытия социальных расходов, производимых из бюджета края на каждого жителя.
Определяя перспективы развития в крае малого бизнеса, необходимо отметить наметившиеся положительные тенденции.
Развивается нормативная правовая база, направленная на поддержку предпринимательства. Среди принятых в последнее время актов - краевые Законы "Об инвестиционной деятельности в Хабаровском крае", "Об инновационной деятельности в Хабаровском крае", "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Хабаровском крае", Постановления Главы Администрации края "О краевом ежегодном конкурсе "Предприниматель года", "О проведении в крае Дня предпринимателя", "Об утверждении Положения о порядке выдачи сертификата законопослушного налогоплательщика Хабаровского края" и ряд других.
Формируется сеть информационно-консультационных центров, созданных в ряде организаций края, деятельность которых направлена на развитие и поддержку малого предпринимательства, обеспечения доступа к современным информационным технологиям. В частности, Дальневосточной торгово-промышленной палатой организовано информационное обслуживание субъектов малого предпринимательства посредством доступа к сети "Интернет", информационным ресурсам корпорации "Российская информационная сеть делового сотрудничества", работает консультационный пункт "Свое дело" по вопросам переориентации малого бизнеса и приобретения перспективного технологического оборудования.
В помощь предпринимательским структурам Администрация края содействует изданию информационных сборников, в том числе "Бизнес и налоги", сборник инвестиционных предложений субъектов малого предпринимательства края, методическое пособие для начинающих предпринимателей "Как зарегистрировать свой бизнес в Хабаровском крае" и других.
За последние годы произошло увеличение не только количественного состава малого предпринимательства, отражающего желание населения заниматься бизнесом, но и заметен качественный рост. Растет профессионализм многих предпринимателей и управленцев, все больше проявляется их стремление к ведению цивилизованного бизнеса, о чем свидетельствуют результаты ежегодных традиционных конкурсов "Предприниматель года", выставок и ярмарок продукции малых предприятий, в том числе "Малый и средний бизнес", "Бабье лето", "Дальритуал", "Универсал-ДВ", "УниЭкспо-ДВ", "Полиграфия" и ряд других, проводимых в рамках краевого праздника "Дня предпринимателя ".
Цель проводимых мероприятий направлена на поднятие престижа предпринимательской деятельности и повышение социального статуса предпринимателей.
Администрация края ведет целенаправленную работу по привлечению внебюджетных источников финансирования для поддержки малого бизнеса, содействуя развитию иностранных программ кредитования и грантов.
По этим программам за 1999 год субъекты малого предпринимательства края получили кредиты и гранты в сумме 9,6 млн. рублей и 556 тыс. долларов США на реализацию 135 проектов и грантов. В 1 полугодии 2000 года на реализацию 122 проектов малого бизнеса привлечено 377,5 тыс. долларов США.
Заметно повысилась активность хабаровских коммерческих банков по кредитованию инвестиционных проектов малого и среднего бизнеса. Так, за первое полугодие 2000 года хабаровскими банками прокредитовано за счет собственных и привлеченных средств 548 проектов на сумму 935 млн. рублей и 20 тыс. долларов США, из них большая часть средств приходится на Далькомбанк и Региобанк.
В рамках реализации Программы осуществляется подготовка кадров для предпринимательских структур. В прошедшем году при содействии администрации края проведено свыше 80 учебных программ и семинаров по актуальной для предпринимателей тематике, на которых прошли обучение около 3,3 тыс. предпринимателей.
Оживилась роль и значение общественных организаций предпринимателей. Активно действует экспортно-консультативный орган - Совет по предпринимательству при Главе Администрации края, ведущий поиск путей решения проблем предпринимательства, и аналогичные Советы при Главах Администраций в 17 городах и районах края. Заметно активизировалась деятельность Хабаровского краевого объединения предпринимателей и обозначилось более конструктивное его взаимодействие с органами государственной власти края и органами местного самоуправления.
Кроме того, в целях объединения действий и защиты интересов предпринимателей создан ряд профессиональных ассоциаций предпринимателей, в том числе Хабаровская краевая ассоциация автотранспортников "Хабаровскавто", Дальневосточная ассоциация по использованию недревесных продуктов леса. Дальневосточная ассоциация малых, частных и негосударственных лесопользователей, а также общественные организации "Союз деловых женщин", ассоциация "Славянка".
Вместе с тем, принимаемые Администрацией края и органами Местного самоуправления меры по созданию благоприятного климата для развития малого бизнеса еще недостаточны. Кроме того, деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от действий федеральных властей, которые осуществляют регулирование хозяйственной деятельности на рынке капиталов, товаров, рабочей силы. Только с помощью специальных мер государственной поддержки развитие малого предпринимательства будет приобретать цивилизованный характер, в результате все большее количество субъектов малого предпринимательства будет выходить из "теневой" экономики, легализуя свой бизнес и увеличивая пополнение бюджетов всех уровней.
Не удалось реализовать в полном объеме запланированные мероприятия в рамках действующей программы поддержки малого предпринимательства. Недостаток ресурсов сказался на выполнении отдельных мероприятий, требующих долевого финансирования из федерального бюджета. Не будут выполнены мероприятия программы по созданию Хабаровского центра по поддержке малого предпринимательства в сфере ремесел, народных промыслов и художественных производств и Дальневосточного инновационно-технологического центра по поддержке малого высокотехнологического производственного предпринимательства, не получила должного развития лизинговая деятельность.
Достигнутый к настоящему времени уровень развития малого предпринимательства пока еще недостаточен для того, чтобы раскрыть для общества его привлекательные свойства в качестве источника быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса-предложения на местных товарных рынках, появления самостоятельных источников дохода у значительной части экономически активного населения, снижения социальных нагрузок на бюджетные расходы всех уровней.
Поэтому, вопросы развития и поддержки малого предпринимательства продолжают оставаться одной из приоритетных задач администрации края, и в ближайшее время необходимо в рамках Программы осуществить ряд первоочередных мер в отношении малого бизнеса для обеспечения устойчивого роста числа малых предприятий, повышения эффективности их деятельности и увеличения численности занятых в малом бизнесе.
Основные мероприятия Программы направлены, прежде всего, на разрешение проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства, среди которых наиболее острыми являются как недостаток собственных финансовых средств, так и административные барьеры, представляющие собой отдельный блок проблем организационного характера.
Они сковывают массовую предпринимательскую инициативу, вносят элемент неуверенности в отношения субъекта малого предпринимательства с чиновником, а также приводят к несогласованным действиям властей по установлению правил и регламента, систем регистрации, контроля, инспекции, сертификации.
Не менее сложными являются трудности имущественного обеспечения, неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий, неразвитость системы гарантий для кредитования малого предпринимательства, недобросовестная конкуренция, неразвитость и нестабильность законодательства, в том числе налогового, социальная и правовая незащищенность как наемных работников, так и предпринимателей, и ряд других.
Программа отражает те проблемы, на которые в первую очередь необходимо обратить внимание органов государственной власти края и органов местного самоуправления, чтобы превратить сферу малого предпринимательства в важный элемент экономической и социальной политики края.
2. Основные направления поддержки малого предпринимательства в крае на 2001 - 2003 годы
2.1. Основные цели и задачи Программы
Учитывая характер накопившихся проблем, главной целью Программы является формирование благоприятной экономической среды, стимулирующей создание и устойчивую деятельность субъектов малого предпринимательства края на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки.
Задачи Программы определяются ее конечной целью и заключаются в следующем:
1) создание правовых, экономических и организационных условий для устойчивой деятельности малого предпринимательства;
2) развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства предоставлением методической, информационной, консультационной производственной и учебно-образовательной поддержки;
3) устранение административных барьеров, препятствующих развитию малого бизнеса;
4) совершенствование методов и механизмов финансовой поддержки;
5) привлечение зарубежных инвестиций;
6) создание новых рабочих мест;
7) укрепление социального статуса и повышение престижа предпринимательской деятельности.
Решение взаимосвязанных задач на региональном уровне предстоит продолжить в ближайшей перспективе по следующим основным направлениям:
1) совершенствование нормативной правовой базы поддержки развития малого предпринимательства;
2) финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства;
3) развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и его информационное обеспечение;
4) производственная и организационная поддержка малого предпринимательства;
5) научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства;
6) развитие социально-трудовых отношений и охрана труда в малом предпринимательстве.
С учетом наметившихся тенденций, целей и задач Программы определены следующие приоритетные виды деятельности, в которых на период 2001 - 2003 гг. необходимо стимулировать развитие малого предпринимательства со стороны органов государственной власти края и органов местного самоуправления:
1) производство продовольственных товаров;
2) производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
3) производство товаров народного потребления;
4) оказание потребительских услуг населению;
5) строительство и ремонт объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения;
6) изготовление продукции производственно-технического назначения;
7) инновационная деятельность;
8) экологическая и природоохранная деятельность;
9) утилизация и вторичная переработка сырья.
Выбор данных приоритетных отраслей наиболее важен для развития экономики края и позволяет создавать наибольшее количество рабочих мест.
Таким образом, реализация мероприятий Программы будет способствовать созданию новых рабочих мест и увеличению занятости населения края, снижению социальной напряженности. Увеличится доля фактически действующих малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, соответственно возрастет объем и доля налоговых платежей от субъектов малого предпринимательства, снижая социальные нагрузки на расходы бюджетов всех уровней.
2.2. Совершенствование нормативно-правовой базы поддержки и развития малого предпринимательства
В целях совершенствования нормативно-правового поля деятельности малого предпринимательства предстоит подготовить предложения по внесению изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и краевой Закон "О малом предпринимательстве в Хабаровском крае", в проекты федеральных законов о защите прав предпринимателей, о потребительских обществах взаимного кредитования, страхования и предложения в проекты постановлений Правительства Российской Федерации и Главы Администрации края по вопросам деятельности малого предпринимательства, в том числе устранения административных барьеров.
Одним из административных барьеров для предпринимателей является сложность государственной регистрации и ликвидации предприятий, прежде всего, связанная с финансовыми затратами предприятий. Для решения этой проблемы необходимо проработать предложения по установлению льгот при уплате регистрационных сборов для определенной категории предпринимателей (молодежи, пенсионеров, военнослужащих, уволенных в запас, инвалидов).
Кроме того, необходимо инициировать предложения по упрощению порядка ликвидации предприятий. В числе зарегистрированных в крае на начало 2000 года 17,6 тысяч малых предприятий находится около 4,5 тысяч, по которым суд с 1995 по 1999 год принял решение о ликвидации, и эта процедура не доведена до конца из-за сложности, связанной с ликвидацией.
Сегодня контрольные и проверочные функции в отношении субъектов малого бизнеса осуществляют несколько десятков органов федеральной, региональной власти и местного самоуправления.
Необходима выработка мер по упорядочению деятельности контролирующих органов всех уровней, являющейся наиболее серьезным для предпринимателей административным барьером.
2.3. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства
Для решения проблем финансирования субъектов малого предпринимательства предусматривается создание условий для предоставления на конкурсной основе поручительств (гарантий) при финансировании приоритетных предпринимательских проектов, поиск нетрадиционных источников финансирования через механизм лизинга. Развитие деятельности лизинговой компании "ДельтаЛиз - Дальний Восток", учрежденной инвестиционным Фондом США - Россия, позволит субъектам малого бизнеса воспользоваться финансовым лизингом с переводом права на имущество по окончанию платежей.
В целях повышения инвестиционной активности, краевыми Законами "Об инвестиционной деятельности в Хабаровском крае", "О налогах и сборах Хабаровского края" предусматривается реализация системы налоговых льгот. В частности, освобождаются предприниматели всех форм собственности от уплаты налогов на прибыль, имущество и землю в части, зачисляемой в краевой бюджет и при условии реализации инвестиционных проектов по созданию новых, реконструкции или техническому перевооружению ранее созданных производственных объектов, вводу в хозяйственный оборот законсервированных объектов основных производственных фондов.
Кроме того, лизингодатели освобождаются от уплаты в краевой бюджет налога на прибыль, полученную от реализации договора финансового лизинга на территории края, что будет способствовать развитию финансового лизинга.
Государственному фонду поддержки малого предпринимательства края необходимо разработать и приступить к реализации программы микрокредитования субъектов малого предпринимательства, ориентированной, в первую очередь, на начинающих предпринимателей.
Администрацией края будет продолжена работа по привлечению внебюджетных ресурсов Европейского Банка Реконструкции и Развития, Всемирного Банка и отработка оптимальных схем использования средств зарубежных инвестиционных программ кредитования малого бизнеса и грантов.
2.4. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и его информационное обеспечение
В период реализации программы получат дальнейшее развитие как действующие объекты инфраструктуры, так и вновь созданные, в том числе информационно-консультационный деловой центр на базе агентства "Территория права", учебный центр подготовки кадров для предпринимательских структур при Дальневосточном институте международного бизнеса и ряд других.
Предусматривается создание ресурсного центра содействия предпринимательству и занятости женщин, который будет способствовать развитию женского предпринимательства.
Для оказания помощи субъектам малого и среднего бизнеса по разрешению научно-технических и технологических проблем, связанных с производством и продвижением товаров, предусматривается создание и развитие Хабаровского агентства интеллектуальной собственности на базе патентного фонда Хабаровского центра научно-технической информации.
В целях обеспечения предпринимателей информацией о существующей системе поддержки и потенциальных возможностях организаций по оказанию услуг, необходимо создать постоянно обновляемую базу данных объектов инфраструктуры и опубликовал ее в специализированном бюллетене.
Получит дальнейшее развитие Учебно-деловой центр Морозовского проекта по краю при государственном техническом университете. В соответствии с соглашением о сотрудничестве Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации и Академии менеджмента и рынка принято решение об учреждении на базе Учебно-делового центра Морозовского проекта по краю дополнительного профессионального образования муниципальных служащих, занимающихся вопросами развития и поддержки малого предпринимательства.
Выявлению проблем, препятствующих развитию малого бизнеса, и выработке рекомендаций по устранению административных барьеров будет способствовать проведение заседаний "круглых столов", конференций по актуальным вопросам предпринимательской деятельности.
Развитие информационных систем обеспечения малого предпринимательства предполагает расширение информационного поля путем продвижения и доступности информационной поддержки более широким слоям предпринимателей, а также координацию и взаимодействие существующих систем. В частности, посредством Дальневосточной торгово-промышленной палаты и Государственного фонда поддержки малого предпринимательства края предусматривается создание условий свободного доступа к информационным ресурсам сети "Интернет", Ресурсного центра малого предпринимательства Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, корпорации "Российская информационная сеть делового сотрудничества", торгово-промышленной палаты Российской Федерации, содержащим сведения делового характера о законах, налогах, конкурентах, клиентах и состоянии рынка, новых технологиях.
Предусматривается дальнейшее взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам развития и поддержки малого предпринимательства, пропаганды цивилизованного ведения бизнеса, формирования положительного имиджа предпринимателей и укрепления их социального статуса.
Необходимо продолжить подготовку и издание информационных и методических пособий по вопросам создания и деятельности малого предпринимательства, доведение их до органов местного самоуправления городов, районов и до предпринимательских структур.
Хабаровским центром научно-технической информации будет продолжен тематический подбор и обеспечение нормативно-технической документацией заявок предпринимателей.
В ближайший период необходимо завершить создание краевой системы информационного обеспечения малого предпринимательства, скоординировав деятельность сети информационных и консультационных центров и отделов.
2.5. Производственная и организационная поддержка малого предпринимательства
В период действия Программы необходимо продолжить реализацию мер поддержки малого предпринимательства в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.06.98 г. N 730 "О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства". Предусмотренные мероприятия будут способствовать стимулированию малого предпринимательства к производству собственной продукции и развитию производственной деятельности.
В целях содействия продвижению производимых товаров и развития производственной кооперации необходимо продолжить организацию и проведение региональных и межрегиональных выставок, как инновационных проектов, так и продукции субъектов малого предпринимательства.
В условиях слабого использования потенциала и возможностей малых предприятий в партнерстве с крупным производством при организации подрядного кооперирования и совместного производства, выполнении краевых и муниципальных заказов производства и поставки продукции, предстоит разработать механизм привлечения малых предприятий, как структурной единицы крупного предприятия или соисполнителя заказа вместе с крупным предприятием.
Использовать потенциал малого предпринимательства можно и при создании гибких организационных структур предприятий. В этом случае малые производственные предприятия могут быть или непосредственно связаны с основным производством, или выполнять обеспечивающие функции во взаимодействии с крупными производствами (инновационная деятельность, маркетинг, инжиниринг, консалтинг, снабженческо-бытовые, транспортные, складские и др.).
При этом малые предприятия могут быть независимы от крупных и строить отношения на основе договоров "купли-продажи", частично зависящими от головного предприятия (занимающиеся инновационной деятельностью, снабжением, сбытом) или полностью зависящими от головного предприятия, используя его финансовые, материально-технические, сырьевые и управленческие ресурсы.
Выбор и утверждение Программой приоритетных видов деятельности малого предпринимательства требует конкретных мер поддержки его развития со стороны органов государственной власти края органов местного самоуправления, что в итоге должно обеспечив создание наибольшего количества рабочих мест при дефиците времени и ресурсов. Меры поддержки могут заключаться в предоставлении помещений по льготным ставкам арендной платы, предоставлении субъектам малого предпринимательства рассрочки при оплате приобретаемого имущества в период реструктуризации предприятий, в предоставлении гарантий или бюджетного кредита и ряд других.
Кроме того, решению общих проблем в развитии традиционных для многих районов края ремесел, народных промыслов и художественных производств будет способствовать создание базы данных о действующих в этой сфере малых предприятиях и индивидуальных предпринимателях.
Формированию положительного имиджа и повышению социального статуса предпринимателей будут способствовать проводимые Администрацией края, совместно с общественными организациями и объединениями предпринимателей, мероприятия по организации и проведению в крае традиционного конкурса "Предприниматель года" и праздника "Дня предпринимателя", получившие широкую поддержку деловых кругов.
Кроме того, на стимулирование предпринимателей в повышении качества продукции, работ, услуг и внедрения эффективных методов управления качеством продукции, направлена организация и проведение краевого конкурса на соискание премии Главы Администрации края за качество выпускаемой продукции.
2.6. Научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства
Одна из задач поддержки малого предпринимательства края направлена на улучшение методического обеспечения его деятельности, поскольку представители малого бизнеса слабо владеют навыками учета, бизнес-планирования, маркетинга, финансового анализа и правовой культуры.
В связи с этим, предстоит продолжить осуществление мероприятий по научно-методическому и кадровому обеспечению, в частности, дальнейшей организации специализированных обучающих семинаров по актуальной для предпринимателей тематике и стажировок, обучению руководителей малых предприятий и специалистов, способных цивилизованно действовать в условиях повышенных рисков и нести ответственность за свою деятельность.
Решению проблем обеспечения малого бизнеса кадрами рабочих профессий и специалистов среднего звена будет по-прежнему содействовать подготовка квалифицированных кадров через систему профессионально-технического образования, посредством которой будет ежегодно осуществляться выпуск не менее 250 специалистов по 23 профессиям.
Кроме того, на смягчение проблемы безработицы направлена финансовая поддержка предпринимательских инициатив безработных граждан за счет средств федерального бюджета, направляемых на организацию самозанятости безработных и незанятых граждан.
Помимо подготовки кадров и повышения квалификации для предпринимательских структур, предусматривается организация дополнительного профессионального обучения специалистов органов местного самоуправления, занимающихся вопросами поддержки малого предпринимательства, на базе Учебно-делового центра Морозовского проекта по краю.
Будет продолжено оказание методической помощи органам местного самоуправления при разработке муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства и по другим актуальным вопросам.
2.7. Развитие социально-трудовых отношений и охрана труда в малом предпринимательстве
Состояние социальной защищенности работников малых предприятий продолжает оставаться на низком уровне. Требуется разработка и принятие мер по обеспечению безопасности труда и соблюдению трудовых прав наемных работников, в том числе разработка типовых программ для обучения руководителей и работников малых предприятий, подготовка методических пособий по наиболее актуальным вопросам трудовых отношений и охраны труда, проведение аттестации руководителей малых предприятий и рабочих мест.
Для оказания реальной помощи малым предприятиям в организации работы по охране труда и соблюдению трудовых прав работников необходимо скоординированное взаимодействие комитета по труду Администрации края, государственной инспекции труда по краю, органов местного самоуправления и общественных организаций предпринимателей, в том числе Хабаровской краевой организации профсоюза работников среднего и малого бизнеса. При этом необходимо наметить первоочередные меры по активизации обучения аттестации руководителей малых предприятий на действующих учебных центрах комитета по труду и меры ответственности предпринимателей за нарушение трудового законодательства. Необходимо вести работу по увеличению охвата предприятий, заключающий коллективные договоры.
Для обеспечения определенного уровня защиты интересов работников малых предприятий, необходимо подготовить предложения от края по внесению изменений и дополнений в трудовое законодательство, учитывающие специфику правоотношений в деятельности малых предприятий.
2.8. Механизм реализации Программы и потребность в финансовых ресурсах
Государственным заказчиком Программы является Администрация края в лице комитета по экономике,
Программа реализуется в тесном взаимодействии с федеральными, Краевыми органами государственной власти и органами местного самоуправления при их активном участии и при участии предпринимательских структур и их общественных объединений.
Координация деятельности органов государственной власти края и органов местного самоуправления, предприятий и организаций, а также общественных объединений предпринимателей по выполнению мероприятий Программы осуществляется комитетом по экономике Администрации края, который определяет первоочередность выполнения мероприятий с учетом приоритетных направлений и наличия средств, выделенных на реализацию Программы.
Контроль за ходом выполнения данной Программы осуществляет комитет по экономике Администрации края, направляя ежегодно информацию о ходе выполнения Программы Главе Администрации края и в Законодательную Думу края.
Для реализации Программы предусматривается привлечь финансовые ресурсы федеральных источников, включая федеральный бюджет, а также средства краевого, местных бюджетов. Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, собственные средства государственного фонда поддержки малого предпринимательства края и внебюджетные источники, включая средства зарубежных организаций.
Общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию мероприятий Программы определяется в объеме 34,95 млн. рублей и 1,3 млн. ам. долларов, в том числе из краевого бюджета - 25,5 млн. рублей, федеральных источников - 7,3 млн. рублей, внебюджетных источников - 2,15 млн. рублей и 1,3 млн. ам. долларов.
В соответствии с Законом Хабаровского края "О малом предпринимательстве в Хабаровском крае" предусматривается выделение средств из краевого бюджета по строке "Развитие рыночной инфраструктуры, в том числе развитие и поддержка малого предпринимательства".
2.9. Оценка эффективности от реализации Программы
Экономическая эффективность реализации Программы будет оцениваться исходя из следующих показателей:
1) изменение удельного веса малых предприятий в общем количестве хозяйствующих субъектов края;
2) изменение показателей, смягчающих проблему безработицы;
3) изменение доли налоговых поступлений от малого предпринимательства края в бюджет края;
4) увеличение объема выпуска продукции, товаров и услуг малыми предприятиями.
В результате реализации мероприятий Программы в течение трех лет прогнозируется:
1) обеспечение условий для сохранения действующих и создания новых малых предприятий не менее 2 тысяч, что даст возможность увеличить на 10 тысяч число рабочих мест в сфере малого предпринимательства;
2) увеличение числа действующих малых предприятий на 1,7 тысяч приведет к росту числа малых предприятий на 1 тысячу жителей (показателя уровня развития малого предпринимательства) с 6 до 7 единиц, что приведет к повышению эффективности деятельности малого предпринимательства;
3) расширение налогооблагаемой базы и повышение уровня собираемости налогов в бюджеты не менее чем на 30 процентов;
4) повышение уровня благосостояния населения и улучшение инвестиционного климата в крае.
Председатель |
В.А. Озеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.