Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция
развития налогового потенциала Хабаровского края
(утв. постановлением Губернатора Хабаровского края от 26 июля 2002 г. N 359)
Введение
Концепция развития налогового потенциала Хабаровского края (далее - Концепция) определяет основные цели, задачи и направления государственной политики Хабаровского края в отношении формирования и развития налогового потенциала, обеспечивающего устойчивый рост экономики и социальной сферы, усиление мобилизующей роли бюджета и повышение финансовой самостоятельности края, создание сбалансированной и стабильной налоговой системы.
Под налоговым потенциалом Хабаровского края в Концепции понимается совокупность возможных налоговых поступлений в бюджеты Хабаровского края. Одним из важнейших направлений экономических преобразований в крае на среднесрочную перспективу является повышение эффективности управления общественными финансами, что может быть достигнуто на основе дальнейшего совершенствования налоговой системы, укрепления и развития налогового потенциала. В связи с этим назрела необходимость проведения оценки хода реформирования налоговой системы Хабаровского края, объема и структуры поступлений налогов и сборов и резервов их мобилизации в краевой и местные бюджеты Хабаровского края.
Необходимость Концепции диктуется следующими обстоятельствами:
а) развитие рыночных отношений и реформирование экономики, что требует обновления механизмов реализации социально-экономической политики, в том числе на региональном уровне;
б) появление благоприятных экономических условий для увеличения налогового потенциала и повышения устойчивости бюджетной системы Хабаровского края, связанных со стабилизацией макроэкономической ситуации и формированием новых правил межбюджетных отношений;
в) осуществление налоговой реформы и внесение изменений в законодательство о налогах и сборах на федеральном уровне, что предопределяет проведение соответствующей работы по совершенствованию Закона Хабаровского края "О налогах и сборах Хабаровского края";
г) отсутствие в действующих нормативных актах четких критериев, позволяющих организовать работу по развитию налогового потенциала на краевом и муниципальном уровнях.
В рамках намоченных целей социально-экономического развития предстоит реализовать качественно новый этап реформирования налоговой системы, направленный на концентрацию усилий по развитию налогового потенциала.
1. Оценка состояния налогового потенциала Хабаровского края
Налоговые преобразования, проведенные в Хабаровском крае в рамках реформирования налоговой системы на федеральном уровне, способствовали созданию благоприятного налогового и инвестиционного климата.
В крае введены налог с продаж, упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства, единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности с одновременной отменой множества малоэффективных и трудоемких в исчислении, учете и налоговом администрировании местных налогов и сборов.
В целях повышения заинтересованности предприятий, кредитных учреждений в инвестировании реального сектора экономики, создания новых производств и рабочих мест, социальной защиты населения практикуется предоставление льгот ло ряду налогов, в том числе по налогу на прибыль предприятий и организаций, налогу на имущество предприятий, налогу с продаж. Активно используются возможности предоставления государственной поддержки предприятий в виде налоговых отсрочек, реструктуризации, задолженности по платежам в бюджет. В 2001 году в крае провели реструктуризацию и получили отсрочку по платежам "90 предприятий на сумму 6800 млн. рублей, в том числе по платежам в бюджет края 1500 млн. рублей.
Налоговыми органами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации на постоянной основе ведется работа с налогоплательщиками по исполнению ими обязанности по уплате налогов и сборов, предпринимаются меры по снижению и ликвидации налоговой задолженности.
В целях качественного обеспечения сбора налоговых платежей ведется единый государственный реестр налогоплательщиков Хабаровского края, ежемесячно проводится мониторинг уплаты налогов и сборов крупными налогоплательщиками.
Бюджетная политика является ключевым звеном экономической политики государства и направлена на превращение бюджета в подлинный инструмент финансового оздоровления экономики и развития отечественных товаропроизводителей. В рамках начатого в 1994 году на федеральном уровне реформирования межбюджетных отношений Хабаровский край в 1995 году приступил к реформе межбюджетных отношений между краевым бюджетом Хабаровского края и бюджетами муниципальных образований. Основными целями реформы стали усиление заинтересованности органов государственной власти и органов местного самоуправления в увеличении собственных доходов бюджета и повышение ответственности за результаты социально-экономического развития, сбалансированность бюджета и бюджетная обеспеченность.
Структура налоговых доходов консолидированного бюджета Хабаровского края в 2001 году сложилась следующим образом.
Доходная часть консолидированного бюджета Хабаровского края формируется преимущественно за счет налоговых доходов. Удельный вес налоговых доходов в составе собственных доходов бюджета в 2001 году составил 96 процентов.
На формирование неналоговых доходов бюджетов Хабаровского края определяющее влияние оказывает использование государственной и муниципальной собственности. Работа по повышению эффективности управления государственным имуществом проводится в соответствии с Законом Хабаровского края "Об управлении государственной собственностью Хабаровского края".
Основная доля налоговых доходов приходится на налог на доходы физических лиц (29,3 процента), налог на прибыль предприятий и организаций (44,7 процента), налог на имущество предприятий (9,2 процента), единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (4,6 процента).
В структуре налоговых доходов сохраняется высокая доля федеральных налогов - 82,1 процента.
Анализ структуры налоговых доходов по отраслям экономики показывает, что 54,0 процента поступлений обеспечивает промышленность, 4,6 процента -торговля и общественное питание, 4,3 процента - строительство, 9,9 процента - транспорт, 2,1 процента - жилищно-коммунальное хозяйство.
Темпы роста задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Хабаровского края к концу 2001 года по сравнению с его началом составили 111 процентов. Важное значение использования резервов мобилизации налоговых доходов, связанных с погашением задолженности, подтверждает тот факт, что к концу 2001 года эта задолженность в консолидированный бюджет Хабаровского края составила 14,1 процента от фактически поступивших в течение года налогов и сборов.
Качественный состав задолженности в бюджетную систему Хабаровского края показывает, что почти половина задолженности приходится на начисленные пени и штрафы, что требует проведения серьезной работы по ее реструктуризации.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что недостатком налоговой системы является множественное количество законов и подзаконных актов, которые зачастую не имеют единого трактования, а иногда и противоречат друг другу, что может стать препятствием в создании прозрачной налоговой системы как в целом для налогоплательщиков, так и для инвесторов в частности.
Таким образом, основной акцент при решении задач укрепления и усиления доходной базы края целесообразно сделать на повышении доходов населения, создании условий рентабельной работы и укреплении финансово-экономического положения предприятий и организаций, всесторонней государственной поддержке предприятий агропромышленного комплекса, развитии рынка недвижимости и учете подлежащего налогообложению имущества предприятий и физических лиц.
Необходимо задействовать также резервы расширения потребительского рынка и сферы услуг, развития предпринимательского сектора экономики.
В целях наиболее полной мобилизации налоговых доходов в бюджеты Хабаровского края необходимо на основе проведения постоянного мониторинга задолженности, ее структуры и динамики принятие активных мер налогового администрирования для ее снижения и ликвидации.
2. Цели и задачи Концепции
Реализация Концепции направлена на достижение следующих целей:
- осуществление налоговой реформы, создание рациональной и стабильной налоговой системы, позволяющей максимально использовать налоговый потенциал края для обеспечения динамичных темпов социально-экономического развития;
- обеспечение устойчивого роста налоговых поступлений в бюджетную систему Хабаровского края за счет увеличения числа объектов налогообложения и оптимизации структуры налоговых платежей.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- формирование эффективной системы межбюджетных отношений путем ее дальнейшего реформирования;
- совершенствование законодательства Хабаровского края о налогах и сборах, его упрощение и систематизация;
- проведение регулярного анализа налогового потенциала края для определения возможных путей его развития;
- оптимизация налоговых льгот;
- совершенствование налогового администрирования в целях повышения фактической собираемости налогов и сборов;
- стимулирование развития реального сектора экономики, создание благоприятного инвестиционного климата в крае;
- повышение уровня жизни и расширение платежеспособного спроса населения, содействие развитию потребительского рынка и сферы платных услуг населению;
- развитие рынка недвижимости.
3. Основные направления реализации Концепции
Анализ современного состояния налоговой системы Хабаровского края и намечаемой стратегии осуществления налоговой реформы в Российской Федерации позволяет определить следующие основные направления реализации Концепции:
3.1. Осуществление социально-экономической политики, обеспечивающей:
- последовательное повышение уровня жизни населения, высокую степень занятости и усиление адресности социальной поддержки населения, что должно способствовать росту поступлений налогов на доходы и имущество физических лиц;
- проведение целенаправленной работы с градообразующими и бюджетообразующими предприятиями, являющимися основными налогоплательщиками в краевой и местные бюджеты, в целях улучшения результатов их финансово-хозяйственной деятельности, существенного сокращения задолженности по налоговым платежам, своевременной уплаты текущих платежей, увеличения поступлений налога на прибыль и других видов налогов;
- активизацию мер по финансовому оздоровлению убыточных предприятий, в том числе с применением процедур их реформирования и реорганизации, привлечения внешних инвесторов, укрепления менеджмента и содействия в подготовке кадров, отвечающих современным требованиям рыночной экономики, продажи имущества эффективному собственнику, введения внешнего управления и других процедур, предусмотренных действующим законодательством о банкротстве (несостоятельности) организаций. Рентабельная работа предприятий и сокращение числа убыточных предприятий должны стать важным фактором роста поступлений в краевой и местные бюджеты Хабаровского края налога на прибыль;
- стабильные условия деятельности инвесторов и стимулирование привлечения инвестиций на территорию Хабаровского края, реализацию высокоэффективных инвестиционных проектов, создание новых предприятий и производств, расширение числа рабочих мест в целях увеличения количества налогоплательщиков, повышения конкурентоспособности действующих предприятий и улучшения их финансового положения;
- создание благоприятного инвестиционного и делового климата, способствующего ускорению темпов развития малого и среднего предпринимательства и повышению доли налоговых поступлений в краевой и особенно в местные бюджеты, получаемых от предпринимательского сектора, развитие объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, расширение доступа предпринимателей к информационным ресурсам, принятие действенных мер по преодолению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности;
- инвентаризацию и максимально полный учет объектов недвижимости, подлежащих налогообложению, развитие рынка недвижимости, в первую очередь рынка жилья, проведение кадастровой оценки земель, вовлечение земель в хозяйственный оборот и их эффективное использование;
- содействие развитию потребительского рынка и расширению сферы платных услуг населению путем предоставления необходимых помещений, земельных участков, привлечения инвестиций;
- повышение социальной привлекательности торговых точек на рынках, преобразование рынков в торговые центры, усиление контроля за работой рынков, развитие оптовой торговли;
- проведение обязательной сертификации услуг розничной торговли, общественного питания, парикмахерских, ремонта и технического обслуживания бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов;
- создание необходимых условий для увеличения производства и реализации подакцизных товаров (в первую очередь ликеро-водочных изделий), стабильной работы и укрепления конкурентных позиций предприятий, производящих данную продукцию.
3.2. Дальнейшее реформирование межбюджетных отношений между краевым бюджетом и бюджетами районов и городов, направленное на усиление заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственного экономического и налогового потенциала, на основе:
- разграничения (закрепления) и распределения на постоянной основе по нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Хабаровского края;
- распределения и закрепления расходных полномочий бюджетов по уровням бюджетной системы Хабаровского края путем максимального сокращения совместно финансируемых расходов и соблюдения условий полной компенсации увеличения расходов, снижения (выпадения) доходов по решениям органов государственной власти Хабаровского края предоставления средств фонда финансовой помощи на основе прозрачных процедур и формул исходя из эффективности налоговых усилий органов местного самоуправления, объективных критериев их бюджетной обеспеченности;
- максимальной стабильности формул и принципов предоставления средств фонда финансовой помощи, позволяющей органам местного самоуправления самостоятельно прогнозировать социально-экономическое развитие муниципального образования на перспективу;
- равенства бюджетных прав Хабаровского края и бюджетных прав муниципальных образований;
- равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с краевым бюджетом Хабаровского края.
3.3. Совершенствование налогового законодательства Хабаровского края путем:
- инвентаризации актов законодательства Хабаровского края о налогах и сборах в целях их систематизации в единый закон о вопросах налогового регулирования в Хабаровском крае, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации;
- упорядочения и сокращения неэффективных налоговых льгот, нарушающих принцип справедливости по отношению к тем участникам экономической деятельности, которые не пользуются налоговыми привилегиями;
- введения новых или отмены существующих налогов и сборов, изменения налоговых ставок в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации, вносимыми в него изменениями и дополнениями;
- проведения анализа эффективности взимания единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в целях подготовки предложений по стимулированию развития предпринимательской деятельности и увеличению поступления налога в бюджеты края. Налоговая реформа предусматривает снижение налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков за счет налога на прибыль предприятий и налога на доходы физических лиц, что должно стать дополнительным стимулом для развития предпринимательской активности и роста платежеспособного спроса населения. В ближайшие годы намечается повышение фискального значения имущественных налогов, роль которых в формировании краевого и местных бюджетов Хабаровского края существенно повысится.
3.4. Улучшение налогового администрирования и сужение возможностей для уклонения от налогообложения путем:
- установления жесткого оперативного контроля за соблюдением действующих законов и резкого усиления мер, направленных на пресечение противозаконной деятельности и теневых экономических операций, не подпадающих под налогообложение;
- усиления контроля за движением наличных средств в легальном секторе и перекрытия каналов их перетока в теневой сектор через торговлю и оказание услуг за наличный расчет, что требует обеспечения регулярных проверок соблюдения правил торговли и оказания услуг общественного питания и бытового обслуживания населения, использования контрольно-кассовых машин;
- усиления контроля за реализацией алкогольной продукции;
- реализации мер по повышению собираемости налоговых платежей;
- обеспечения полного поступления начисленных налогов и сборов;
- осуществления налоговыми органами ежемесячного мониторинга по крупным налогоплательщикам;
- проведения целенаправленной работы с предприятиями-недоимщиками по погашению накопленной задолженности по начисленным налогам, пеням и штрафам, в том числе через осуществление реструктуризации задолженности юридических лиц по платежам в бюджеты всех уровней;
- осуществления ранней диагностики недоимки по тем предприятиям, которые, пользуясь предоставленным налоговым законодательством правом, открывают счета в проблемных банках, расположенных за пределами Хабаровского края;
- списания безнадежной к взысканию недоимки, проведения процедур банкротства и исключения из единого государственного реестра налогоплательщиков;
- применения мер административной ответственности к руководителям организаций - недоимщиков.
4. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация Концепции позволит:
- повысить инвестиционную привлекательность края и увеличить объем поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет Хабаровского края;
- обеспечить рост числа налогоплательщиков и объектов налогообложения;
- существенно сократить недоимку по налогам и сборам, а также задолженность по начисленным пеням и штрафам;
- рационально реформировать налоговую систему Хабаровского края;
- максимально использовать налоговый потенциал Хабаровского края для эффективного и устойчивого развития экономики и социальной сферы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.