Постановление Правительства Хабаровского края
от 17 октября 2002 г. N 20-пр
"О работе министерства образования края и органов местного самоуправления
края по выполнению Закона Хабаровского края от 31 марта 1999 г. N 109 "Об
организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства на
территории Хабаровского края" в части защиты прав детей-сирот"
Постановлением Правительства Хабаровского края от 11 августа 2009 г. N 250-пр настоящее Постановление признано утратившим силу с 1 января 2010 г.
Министерство образования края, органы местного самоуправления края свою заботу по реализации государственной социальной политики в области защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют в соответствии с Законом Хабаровского края от 31 марта 1999 г. N 109 "Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства на территории Хабаровского края".
В крае сложилась и стабильно функционирует система по защите прав и интересов несовершеннолетних.
Министерство образования края осуществляет контроль за деятельностью органов местного самоуправления, оказывает им методическую и практическую помощь, организует работу по выполнению законодательства по охране прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В крае проживает 357330 несовершеннолетних, из них 10766 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 4956 детей находятся под опекой (попечительством) граждан (3609 выплачиваются денежные средства на содержание); 43 ребенка воспитываются в 8 приемных семьях Вяземского, Верхнебуреинского, Амурского районов, г. Комсомольска-на-Амуре; 3850 детей содержатся в 70 учреждениях общественного воспитания органов образования, здравоохранения, социальной защиты населения; 1927 человек обучаются в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.
Кроме того, в семьях граждан края проживают 5428 усыновленных детей. последние годы растет число усыновленных детей: в 2000 году усыновлено 327 детей, в том числе иностранными гражданами - 85 детей, в 2001 году - 354 ребенка, в том числе иностранными гражданами - 69 детей, в 2002 году - 230 детей, в том числе иностранными гражданами - 71 ребенок. Приоритетным направлением в работе органов местного самоуправления является устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан. Ежегодно от 45 до 65 процентов выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяются в семьи граждан под опеку (попечительство).
В крае решена проблема устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома и школы-интернаты за счет расширения их сети. Только за последние три года открыто 4 учреждения на 205 мест в Комсомольском, им. Лазо, им. Полины Осипенко, Вяземском районах.
Во всех учреждениях общественного воспитания созданы условия для содержания, обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Значительно улучшилась материально-техническая база детских домов и школ-интернатов, домов ребенка, домов-интернатов. За счет средств краевого и федерального бюджетов осуществлено строительство пристройки к детскому дому N 1 в г. Хабаровске (общей стоимостью 46,2 млн. рублей), школы-интерната в с. Пивань Комсомольского района (общей стоимостью 13,7 млн. рублей). В г. Хабаровске произведена реконструкция детского сада под школу-интернат N 3 (общей стоимостью 7,4 млн. рублей), расширены площади дома ребенка N 2 и открыт дом-интернат на 155 мест.
В 2002 году проведен ремонт в 26 детских домах и школах-интернатах на сумму 12,18 млн. рублей (в 2001 году - в 27 учреждениях на сумму 15,56 млн. рублей). За последние три года в детские дома, школы-интернаты поступило оборудования, спортивного инвентаря, автотранспорта и сельскохозяйственной техники на сумму 45,45 млн. рублей, в том числе за счет средств краевого и местных бюджетов - 19,37 млн. рублей, за счет средств, выделяемых на реализацию федеральных программ, -26,89 млн. рублей. Кроме того, на эти цели привлечено спонсорских средств 1,03 млн. рублей. Ежегодно из краевого бюджета выделяются средства на организацию летнего отдыха воспитанников детских домов и школ-интернатов, проведение краевых мероприятий (в 2002 году - 3,29 млн. рублей, в 2001 году - 2,05 млн. рублей).
Все учреждения общественного воспитания укомплектованы руководящими, педагогическими кадрами.
В детских домах и школах-интернатах улучшилась работа по социальной адаптации воспитанников. Этому способствовала реализация в каждом учреждении комплексных программ по социальной адаптации и ориентации детей-сирот. В результате от 95 до 98 процентов выпускников детских домов и школ-интернатов, опекаемых детей продолжают обучение в общеобразовательных школах, начальных, средних и высших профессиональных учреждениях образования. Увеличивается число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поступающих в средние и высшие профессиональные учреждения образования: в 2002 году - 196 человек (21 процент от общего количества выпускников); в 2001 году - 163 человека (18,8 процента).
Возросло число выпускников учреждений профессионального образования, продолжающих обучение и трудоустроенных: в 2002 году - 96 процентов, в 2001 году - 91,2 процента.
Большое внимание воспитанию, созданию условий для содержания детей в детских домах, школах-интернатах, домах ребенка, домах-интернатах, устройству их в жизни уделяется Администрациями Николаевского, Комсомольского, Нанайского районов, гг. Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре. В г. Комсомольске-на-Амуре, Николаевском районе положительно решаются вопросы по обеспечению жильем выпускников образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем в нарушение Закона Хабаровского края от 31 марта 1999 г. N 109 "Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства на территории Хабаровского края" органы местного самоуправления г. Хабаровска, Ванинского, Нанайского, Солнечного, Ульчского, Хабаровского районов допускают случаи несвоевременного выявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их устройства, изъятия из неблагополучных семей.
Из-за отсутствия мест в домах ребенка, домах-интернатах затягиваются установленные законодательством сроки устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В лечебных учреждениях края более года содержатся 118 детей, оставшихся без попечения родителей.
Органами опеки и попечительства г. Хабаровска, Бикинского, Верхнебуреинского. Нанайского, им. Полины Осипенко, Хабаровского районов допускаются нарушения действующего законодательства при оформлении документов для постановки на учет в региональный банк данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В Советско-Гаванском, Бикинском, Ульчском районах имеются факты несвоевременного определения юридического статуса детей, оставшихся без попечения родителей.
В нарушение жилищного законодательства в г. Хабаровске, Амурском Бикинском, Вяземском, им. Лазо, Солнечном районах не принимается исчерпывающих мер по защите имущественных и жилищных прав несовершеннолетних.
В настоящее время резко обострилась проблема обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 1 января 2002 г. на учете в органах местного самоуправления на внеочередное получение жилья состоит 1841 человек.
В ряде территорий края органы местного самоуправления допускают формальный подход по подбору кандидатов в опекуны (попечители); не осуществляют контроль за взысканием алиментов на детей с родителей, уклоняющихся от своих обязанностей по воспитанию детей.
В крае недостаточно организована работа с неблагополучными семьями: по выявлению родителей и лиц, жестоко обращающихся с детьми, вовлекающих их в совершение преступлений или антиобщественных действий; по розыску родителей, уклоняющихся от воспитания детей.
Имеющаяся в крае сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей не отвечает существующим потребностям для реабилитационной и профилактической работы с ними. Особенно остро эта проблема обозначена в г. Хабаровске.
Имеются недостатки в медицинском обслуживании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Некачественно и несвоевременно проводятся медицинские осмотры, профилактическое и реабилитационное лечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Требуют улучшения условия содержания детей в доме ребенка г. Николаевска-на-Амуре, детском отделении районной больницы г. Бикина.
В уставах многих муниципальных образований не прописана их деятельность по вопросам опеки и попечительства.
Органами местного самоуправления Амурского, Верхнебуреинского, Вяземского районов не выполняются условия договоров, заключенных с приемными родителями по воспитанию и содержанию приемных детей.
В целях дальнейшего совершенствования системы по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказания им своевременной помощи в социальной адаптации и ориентации Правительство края, постановляет:
1. Министерству образования края (Обухова Л. Ф.), органам местного самоуправления края принять дополнительные меры по безусловному выполнению Закона Хабаровского края от 31 марта 1999 г. N 109 "Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства на территории Хабаровского края" в части защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Министерству образования края:
2.1. Усилить контроль за работой органов местного самоуправления по исполнению действующих законодательных и иных нормативных актов, гарантирующих права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2.2. Совместно с Главами муниципальных образований в срок до 1 декабря 2002 г. разработать мероприятия на 2003-2005 годы по оказанию помощи органам местного самоуправления в укреплении материально-технической базы детских домов и школ-интернатов; устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в образовательные учреждения всех видов; повышении квалификации специалистов, выполняющих функции по опеке и попечительству.
2.3. Заслушать на коллегии министерства образования края вопрос о совершенствовании работы педагогических коллективов учреждений общественного воспитания, начального, среднего и высшего профессионального образования по подготовке воспитанников, учащихся и студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни в современных социально-экономических условиях, их адаптации в обществе (IV квартал 2003 г.).
2.4. В целях совершенствования взаимодействия с заинтересованными ведомствами по предупреждению социального сиротства провести в декабре 2003 г. краевую научно-практическую конференцию по проблемам социализации, полноценной интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2.5. Ежегодно (в марте) проводить мониторинговые исследования положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае.
2.6. Разработать краевую программу по оказанию систематической психологопедагогической поддержки неблагополучным семьям психолого-педагогическими службами образовательных учреждений края (первое полугодие 2003 г.).
2.7. Оказать помощь органам местного самоуправления, краевому родительскому совету в создании районных (городских) родительских советов; проведении краевого, районных (городских) родительских собраний по теме "Семья и школа. Пути взаимодействия" (IV квартал 2002 г.).
2.8. Обобщить и распространить опыт работы Администрации г. Комсомольска-на-Амуре по профилактике и предупреждению "социального" сиротства (I квартал 2003 г.).
2.9. Совместно с министерством социальной защиты населения (Щипанов Л. В.) определить меры по своевременной передаче выпускников детских домов, школ-интернатов, подопечных, достигших совершеннолетия, под патронаж.
3. Главам муниципальных образований:
3.1. Усилить контроль за работой муниципальных органов управления образованием, здравоохранением, социальной защиты населения, внутренних дел по своевременному выявлению несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, объявленных в розыск, а также родителей, уклоняющихся от воспитания своих детей; лиц, склоняющих детей и подростков к совершению преступлений и антиобщественных действий.
3.2. Разработать на 2003-2005 годы комплекс мер по совершенствованию профилактики социального сиротства, развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; созданию условий для обучения, воспитания, содержания их в учреждениях общественного воспитания, обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (до 1 января 2003 г.).
3.3. Привести в соответствие со статьей 121 Семейного кодекса Российской Федерации уставы муниципальных образований в части, касающейся осуществления деятельности по опеке и попечительству.
3.4. Рекомендовать включить в штатные расписания образовательных учреждений штатные единицы: психологов, педагогов-организаторов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования и других специалистов, обеспечивающих непрерывный целенаправленный воспитательно-реабилитационный процесс в образовательном учреждении и по месту жительства.
3.5. Привести в соответствии с действующим законодательством документацию, подтверждающую "юридический" статус ребенка, находящегося под опекой государства (до 01.01.04 г.).
3.6. Совместно с комитетом по молодежной политике Правительства края (Базилевский А.А.) ввести в практику работы городских, районных молодежных социальных центров проведение социальных рейдов в среде беспризорных детей.
Привлекать детские и молодежные общественные объединения к формированию социальных патронажных групп (социальные патрули) для проведения профилактической работы по предупреждению беспризорности и правонарушений среди детей и молодежи.
4. Министерству здравоохранения края (Савкова В.М.):
4.1. Совместно с органами местного самоуправления укомплектовать учреждения общественного воспитания медицинскими кадрами; улучшить качество медицинских осмотров, профилактического и реабилитационного лечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; активизировать разъяснительную работу с неблагополучными родителями по вопросам планирования семьи.
4.2. Создать на базе детских поликлиник анонимные консультативные кабинеты, центры по вопросам планирования семьи.
5. Министерству топлива, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства края (Сливко В.М.) осуществлять постоянный контроль за выполнением жилищно-коммунальными органами муниципальных образований жилищного законодательства в части обеспечения сохранности муниципального жилья, закрепленного за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
6. Министерству социальной защиты населения края (Щипанов Л. В.) усилить контроль за деятельностью органов социальной защиты населения муниципальных образований по организации индивидуальной работы с неблагополучными семьями, по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, родителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей и отрицательно влияющих на их поведение; оказанию им своевременной помощи.
7. Управлению внутренних дел Хабаровского края (Баранов В. А.) принять меры по своевременному выявлению несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, объявленных в розыск, а также родителей, уклоняющихся от воспитания своих детей; лиц, склоняющих детей и подростков к совершению преступлений и антиобщественных действий, совершенствовать систему учета детей, ушедших из мест постоянного жительства, находящихся в трудной жизненной ситуации.
8. Главам муниципальных образований г. Амурска с Амурским районом Кузьминых Г.А., Верхнебуреинского района Горнбахеру Г.Г., Вяземского района Панченко А.А. обеспечить выполнение договорных обязательств перед приемными семьями.
9. Заместителю Председателя Правительства края по социальным вопросам Чиханацкому С.А.:
9.1. Подготовить предложения по созданию структуры при Правительстве края по вопросам семьи, материнства и защите прав детей (до 1 декабря 2002 г.).
9.2. Внести в установленном порядке предложения о дополнительных мерах по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних и механизма их реализации (до 1 января 2003 г.).
10. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Правительства края по социальным вопросам Чиханацкого С.А.
11. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор,
Председатель Правительства
Хабаровского края |
В.И. Ишаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Хабаровского края от 17 октября 2002 г. N 20-пр "О работе министерства образования края и органов местного самоуправления края по выполнению Закона Хабаровского края от 31 марта 1999 г. N 109 "Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства на территории Хабаровского края" в части защиты прав детей-сирот"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Хабаровского края от 15 ноября 2002 г. N 3 (часть 2)
Постановлением Правительства Хабаровского края от 11 августа 2009 г. N 250-пр настоящее Постановление признано утратившим силу с 1 января 2010 г.