Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к Закону
Хабаровского края
от 28 февраля 2001 г. N 289
Краевая целевая программа
"Противодействие незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими на 2001-2003 годы"
1. Содержание проблемы
С 1993 года в крае отмечается значительный рост наркомании и токсикомании. С 1993 по 1998 год количество лиц, состоящих на учете в органах здравоохранения с диагнозами наркомания и токсикомания, возросло с 944 до 3597, при этом количество подростков, состоящих на учете за злоупотребление наркотиками, выросло в 5 раз, а детей - в 8 раз. Следует отметить, что постановка на учет в наркологических учреждениях производится с начала 90-х годов практически в добровольном порядке, а несовершеннолетних только с согласия родителей (Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"). В связи с этим число лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, в десятки раз выше, чем зарегистрированных в медицинских учреждениях. Факторами, способствовавшими устранению сдерживающих механизмов, явились: отмена в 1990 году наказания за немедицинское потребление наркотиков; отмена института принудительного лечения (в том числе с превентивной изоляцией наркоманов в системе лечебно-трудовых профилакториев); дискуссия в средствах массовой информации о правах граждан и свободе выбора поведения, в том числе в форме легального потребления наркотиков; насаждения ложных представлений о наркотиках как средствах расслабления, удовольствия, престижа, достижения общественного и личного успеха.
Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации, принятая в 1993 году, в полной мере реализована не была. В результате отсутствия должной информации, методологического обеспечения и необходимых ресурсов, а подчас и элементарной неисполнительности и непрофессионализма отдельных руководителей органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления ситуация по формированию особой молодежной субкультуры, в которой допустимо потребление наркотиков, явная и скрытая их пропаганда, вышли из-под контроля.
Органы внутренних дел края, реально осознавая серьезность последствий нарастающей наркотизации населения и понимая, что одних усилий правоохранительных органов в сдерживании ее роста будет явно недостаточно, с 1994 года проводили активную работу по консолидации заинтересованных ведомств и учреждений исполнительной власти края.
По инициативе УВД края Постановлением Главы Администрации края от 06.10.94 N 477 была создана краевая межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту во главе с заместителем Главы Администрации края, был разработан проект Программы противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на территории Хабаровского края на 1995-1996 годы. Постановлением Главы Администрации края от 27.01.97 N 19 была утверждена Программа на 1997-1998 годы. 11.05.99 принято Постановление Главы Администрации края N 200 "Об Основных направлениях борьбы с незаконным оборотом наркотиков на территории Хабаровского края на 1999-2000 годы".
Данными Программами предусматривался ряд мер по профилактике наркомании, организации лечения больных наркоманией, организация борьбы с незаконным оборотом наркотиков на территории края. Однако системы образования и здравоохранения в связи с крайне скудным финансированием, отсутствием специальных кадров, неразвитой сетью и материально - технической базой учреждений (в г. Хабаровске шло даже сворачивание сети районных наркологических кабинетов) не смогли быстро разработать и внедрить современные методы и средства профилактики, диагностики, лечения и реабилитации лиц, страдающих наркоманией и токсикоманией. Не было сформировано общественное сознание. Запоздалые реакции средств массовой информации и невключение механизмов ранней профилактики привели к тому, что население оказалось не готовым к противодействию массовому злоупотреблению наркотиками, особенно в детско-подростковой среде.
Психофизиологическая неустойчивость, подверженность детско-подросткового контингента к стрессу на фоне снижения уровня жизни, безработицы и других негативных проявлений в семьях приводит к поведенческим расстройствам, протесту к обществу, школе, родителям, и тем самым, приобщению к наркотикам. Разрушение морально-этических норм и поведенческих ценностей обусловило неприятие у молодежи догм старших поколений, деформацию семейных отношений, изменение социального поведения. Негативно изменилось отношение к общегосударственным интересам, сформировался стереотип поведенческих реакций с явным копированием догматов "уголовной романтики".
Следует отметить неоправданно гипертрофированный крен в сторону "гуманности" судебных решений и всей правоприменительной системы, что приводит к формированию чувства безнаказанности и вместо раскаяния формирует у лиц, совершивших преступления, поведение, направленное на сознательный уход от ответственности путем использования предоставленных законом прав ("добуквенно"), в ущерб правам потерпевших, общественным интересам и правоотношениям, регулируемым государством. На этом фоне принимаемые меры в области административных, силовых и репрессивных методов оказались недостаточно эффективными.
В Хабаровском крае отмечается непрерывная тенденция к увеличению числа лиц, принимающих наркотические средства, возрастает употребление наркотиков молодежью, активизируется употребление нетрадиционных наркотиков, широкое распространение получают синтетические наркотики типа героина и амфетамина, в процесс употребления наркотиков вовлекаются представители всех социально-экономических групп населения. Есть основания полагать, что 2001 год станет годом распространения на территории края героиновой наркомании.
При наличии серьезных проблем в организации наркологической медицинской помощи в крае ожидать ощутимых положительных результатов деятельности данной службы, кроме констатации динамики роста количества лиц, состоящих на учете, на основе обращаемости за помощью, не приходится. А учитывая, что имеется выраженная тенденция органов здравоохранения к оказанию платных услуг анонимно, количество больных, состоящих на учете, не отражает реальное число лиц, обратившихся за лечением. Анонимность лечения больных наркоманией имеет серьезные социальные последствия (в том числе получение права на оружие, вождение автомобиля и т.д.) и вызывает серьезную тревогу у правоохранительных органов.
При значительном количестве профессионально подготовленных педагогических кадров на настоящий момент отсутствует программа формирования у школьников негативного отношения к наркотикам, рассчитанная на весь период обучения, начиная с младших классов. Как результат-увеличение числа потребителей наркотиков за счет подростков и молодежи.
Все 90-е годы в Хабаровском крае реальной, противодействующей стремительному распространению наркомании силой, являлись органы внутренних дел. В марте 1993 года были созданы специализированные подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Задачей данных подразделений являлась не только самостоятельная борьба с незаконным оборотом наркотиков, но и организация данной работы в территориальных органах внутренних дел таким образом, чтобы все службы и подразделения вносили свой вклад в выявление наркопреступлений. С данной задачей они справились - в настоящее время практически все наружные службы и службы криминальной милиции принимают активное участие в выявлении преступлений, связанных с наркотиками. С 1993 года количество выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, возросло более чем в 4,5 раза - с 812 в 1993 году до 3931 в 1999-м. В 2000 году тенденция увеличения наркопреступлений сохранилась. Вовлеченность в наркооборот населения края отражает тот факт, что на учете в Управлении по борьбе с незаконным оборотом наркотиков УВД края состоит почти 14 тысяч человек, причастных к наркопреступлениям, ежегодно к ответственности за правонарушения, связанные с наркотиками, привлекается свыше 3-х тысяч человек, из них 1/3 - повторно.
Исходя из складывающейся ситуации, прогноза ее развития на ближайшую перспективу, становится очевидной необходимость принятия и реализации дополнительных скоординированных мер организационного, социального, правового и медицинского характера по противодействию распространению наркомании и незаконному обороту наркотиков в крае.
2. Основные цели и задачи реализации Программы
С учетом вышеизложенного основной целью данной программы является приостановление роста незаконного потребления и оборота наркотиков, а в последующем - поэтапное сокращение наркомании и связанных с ней правонарушений, удержание их в социально-приемлемых границах.
Выполнение Программы строится на основе объединения усилий заинтересованных государственных органов и ведомств, общественных формирований и граждан, направленных на:
- определение фактических масштабов распространения наркомании, незаконного оборота наркотиков;
- совершенствование системы профилактики наркомании, активизации информационно - пропагандистской работы, направленной прежде всего на наиболее уязвимые категории населения - безработных, учащихся школ и студентов, выявление в начальной стадии потребителей наркосодержащих веществ;
- повышение раскрываемости преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, выявление и привлечение к уголовной ответственности распространителей наркотиков среди населения, пресечение ввоза наркотиков на территорию края, контрабанды наркотиков из ближнего и дальнего зарубежья;
- совершенствование системы работы правоохранительных органов за счет повышения эффективности управленческой деятельности, улучшения кадровой и материально-технической оснащенности, укрепления взаимодействия структурных подразделений, внедрения передового опыта;
- сочетание уголовно-правовых, гражданско-правовых мер и мер общественного воздействия на негативные процессы, прямым результатом которых является распространение наркомании в крае;
- расширение сети специальных наркологических учреждений для оказания действенной медицинской помощи страдающим наркоманией.
3. Система программных мероприятий
Программа включает мероприятия по приоритетным направлениям в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков:
1) организационные мероприятия по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту;
2) профилактика злоупотребления наркотиками;
3) пресечение незаконного оборота наркотиков;
4) контроль за законным использованием наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, пресечение поступления наркотиков из законного оборота в незаконный;
5) лечение и реабилитация лиц, потребляющих наркотики без назначения врача.
4. Затраты, запланированные на мероприятия, предусмотренные Программой
Всего предусмотрено: 12 млн. 351,5 тыс. руб.
Из них: краевой бюджет - 6 млн. 751,5 тыс. руб.
федеральный бюджет - 5 млн. 600 тыс. руб.
При этом 8 млн. 950 тыс. руб. являются прогнозными цифрами комитета по экономике на строительство спального корпуса п. 12 раздела 5.
по годам:
2001 г. - 7435 тыс. руб. (5,5 млн. руб. + 1935 тыс. руб.)
2002 г. - 4317 тыс. руб. (3,45 млн. руб. + 867 тыс. руб.)
2003 г. - 599,5 тыс. руб.
по разделам Программы:
Раздел 1. Организационные мероприятия по противодействию
злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту
Всего: 440 тыс. руб.
по годам: 2001 г. - 230 тыс. руб.
2002 г. - 115 тыс. руб.
2003 г. - 95 тыс. руб.
Раздел 2. Профилактика злоупотребления наркотиками
Всего: 436 тыс. руб.
по годам: 2001 г. - 117 тыс. руб.
2002 г. - 177 тыс. руб.
2003 г. - 142 тыс. руб.
Раздел 3. Пресечение незаконного оборота наркотиков
Всего: 565,5 тыс. руб.
по годам: 2001 г. - 158 тыс. руб.
2002 г. - 275 тыс. руб.
2003 г. - 132,5 тыс. руб.
Раздел 4. Контроль за незаконным использованием наркотических
средств, психотропных и сильнодействующих веществ, пресечение поступления
наркотиков из законного оборота в незаконный
Без дополнительного финансирования
Раздел 5. Лечение и реабилитация лиц, потребляющих наркотики без
назначения врача
Всего: 10 млн. 910 тыс. руб.
по годам: 2001 г. - 6930 тыс. руб.
2002 г. - 3750 тыс. руб.
2003 г. - 230 тыс. руб.
по ведомствам - основным исполнителям:
1. Комитет по молодежной политике Администрации края
- 220 тыс. руб.
(70 тыс. руб. + 80 тыс. руб. + 70 тыс. руб.)
2. Департамент средств массовой информации, молодежной политики и
спорта Администрации края
- 411 тыс. руб.
(112 тыс. руб. + 162 тыс. руб. + 137 тыс. руб.)
3. Управление государственной службы Администрации края
- 160 тыс. руб.
(80 тыс. руб. + 50 тыс. руб. + 30 тыс. руб.)
4. Департамент здравоохранения Администрации края
- 10910 тыс. руб.
(6930 тыс. руб. + 3750 тыс. руб. + 230 тыс. руб.)
5. Управление внутренних дел края
- 650,5 тыс. руб.
(243 тыс. руб. + 275 тыс. руб. + 132,5 тыс. руб.)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.