Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к Постановлению
Губернатора
Хабаровского края
от 27 января 2003 г. N 17
Примерный порядок
регулирования и утверждения цен (тарифов) на товары, работы, услуги,
учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг, реализуемых муниципальными
жилищно-коммунальными предприятиями на территории Хабаровского края
1. Общие положения
1.1. Настоящий Примерный порядок определяет экономические, организационные и правовые основы регулирования и утверждения цен (тарифов) на товары, работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг, реализуемых муниципальными жилищно-коммунальными предприятиями на территории Хабаровского края (далее - Порядок), и распространяется на товары, работы, услуги, указанные в Приложениях 1, 2 к Постановлению Губернатора края от 27 января 2003 г. N 17.
1.2. В целях настоящего Порядка, а также других, утверждаемых в соответствии с Порядком нормативных и правовых актов, применяются следующие основные понятия:
Регулирующие органы - органы, в компетенцию которых входит рассмотрение в пределах полномочий, предоставленных им законодательством, финансово-экономической информации по установлению тарифов в целях дальнейшего их утверждения (далее - Регулирующий орган);
регулируемая деятельность - деятельность в сфере производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, цены (тарифы) на которые регулируются соответствующим Регулирующим органом;
ценообразование (ценовая политика) - формирование органами местного самоуправления в пределах полномочий, предоставленных им законодательством, цен (тарифов) на товары, работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг;
регулируемая цена - цена товара (тариф), складывающаяся на рынке реализации товаров, работ, услуг, учитываемая в оплате жилья и коммунальных услуг, при воздействии на эту цену Регулирующих органов;
рыночная цена - цена (тариф), складывающаяся на рынке реализации товаров, работ, услуг, учитываемая в оплате жилья и коммунальных услуг, без воздействия на эту цену (тариф) Регулирующих органов;
тарифы - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за товары, работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг;
период регулирования - временной интервал (квартал, полугодие, год), принимаемый для действия регулируемых тарифов;
потребитель (покупатель) - физическое или юридическое лицо, пользующееся товарами, работами, услугами, учитываемыми в оплате жилья и коммунальных услуг, или приобретающее их в целях дальнейшей реализации;
обслуживаемая территория - территория, на которой обязанности и права по реализации потребителям регулируемых товаров, работ закреплены за соответствующим хозяйствующим субъектом;
экспертиза тарифов - финансовая экспертиза факторов влияющих на формирование тарифов, а также производственно-технологической и финансово-экономической информации, представляемой муниципальными жилищно-коммунальными предприятиями в целях экономического обоснования тарифов в сфере регулируемой деятельности.
1.3. Регулированию в соответствии с настоящим Порядком подлежат цены и тарифы на товары, работы, услуги, учитываемые в оплате жилья и коммунальных услуг, реализуемых муниципальными жилищно-коммунальными предприятиями, за исключением организаций, тарифы которым утверждаются региональной энергетической комиссией-комитетом цен Правительства края.
1.4. Регулирование тарифов осуществляется Регулирующим органом посредством установления в соответствии с принципами, изложенными в настоящем Порядке, экономически обоснованных цен и тарифов.
Срок действия установленных тарифов не может быть менее 3-х месяцев.
2. Цели и принципы регулирования
2.1. Регулирование цен, тарифов, предусмотренное настоящим Порядком, осуществляется в целях:
- защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов;
- создания механизма согласования интересов производителей, исполнителей товаров, работ, услуг и их покупателей и потребителей;
- формирования конкурентной среды в сфере оказания жилищных и коммунальных услуг, для повышения эффективности ее функционирования и минимизации тарифов;
- создания экономических стимулов, обеспечивающих использование энергосберегающих технологий в производственных процессах;
- обеспечения юридическим лицам-производителям и исполнителям регулируемых товаров, работ, услуг, права равного доступа на потребительский рынок таких товаров, работ, услуг.
2.2. При регулировании тарифов должны соблюдаться следующие основные принципы:
- реализация товаров, работ, услуг, цены на которые регулируются в соответствии с настоящим Порядком, всем потребителям по тарифам, утвержденным в установленном порядке;
- определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов;
- открытость, доступность для потребителей и общественности материалов комиссий по рассмотрению и утверждению тарифов на регулируемые товары, работы, услуги;
- обеспечение муниципальных предприятий в сфере производства и оказания жилищных и коммунальных услуг финансовыми средствами на развитие производства, научно-техническое и социальное развитие, в том числе средствами, направляемыми на энергосбережение и обеспечение энергетической, технической и экологической безопасности территории муниципального образования, осуществляемое путем привлечения заемных средств, частных инвестиций, средств коммерческих организаций (инвестиционных фондов, страховых фондов, фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) и иных средств;
- создание условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций;
- определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями (или иным порядком, устанавливаемым Регулирующим органом);
- выбор поставщиков и подрядных организаций по поставкам товаров, строительству и т.п. на конкурсной основе;
- учет результатов по регулируемой деятельности муниципальных жилищно-коммунальных предприятий по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов.
3. Полномочия и деятельность Регулирующих органов
3.1. Настоящим Порядком устанавливаются следующие полномочия Регулирующих органов:
- разработка и представление на утверждение органа исполнительной власти тарифов на товары, работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг;
- формирование сводного баланса производства и оказания жилищных и коммунальных услуг по видам деятельности на территории муниципального образования;
- утверждение нормативно-методической основы регулируемой деятельности муниципальных жилищно-коммунальных предприятий и деятельности Регулирующего органа.
3.2. Регулирующие органы в соответствии с действующим законодательством и принципами, изложенными в настоящем Порядке, определяют вопросы регулирования тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг, согласно Приложениям 1, 2 к Постановлению Губернатора края от 27 января 2003 г. N 17.
3.3. В целях обеспечения экономической обоснованности регулируемых цен, тарифов Регулирующие органы и хозяйствующие субъекты вправе применить процедуру проведения финансовой экспертизы тарифов по регулируемым видам деятельности.
3.4. Порядок проведения экспертизы тарифов утверждается органом исполнительной власти муниципального образования и содержит следующие основные положения:
- условия, при которых может проводиться экспертиза тарифов;
- требования, устанавливаемые к процедуре проведения экспертизы тарифов;
- права хозяйствующих субъектов и органов местного самоуправления в части проведения инициативной экспертизы тарифов;
- требования к содержанию экспертных заключений и их использованию хозяйствующими субъектами.
3.5. Заключение экспертной организации рассматривается Регулирующим органом как обоснование, но юридического значения для формирования тарифа не имеет.
3.6. Регулирующий орган осуществляет регулирование тарифов по вопросам, отнесенным в соответствии с настоящим Порядком к его полномочиям, и руководствуется в своей деятельности положением о Регулирующем органе, утверждаемом соответствующим органом исполнительной власти.
4. Порядок утверждения регулируемых тарифов и их применения
4.1. Хозяйствующие субъекты имеют право обратиться в Регулирующий орган с просьбой о пересмотре тарифов при наличии одного из следующих условий:
- изменение затрат более чем на 5 процентов, вызванное ростом цен на материалы, топливо, оборудование, другие материальные ресурсы или пересмотром условий оплаты труда;
- изменение перечня и размера установленных нормативными актами Российской Федерации и Хабаровского края обязательных отчислений и платежей;
- наступление событий, появление которых было маловероятно и которые оказали существенное воздействие на осуществление дальнейшей деятельности хозяйствующего субъекта;
- окончание периода действия ранее регулируемых тарифов.
4.2. При обращении с просьбой о пересмотре тарифов хозяйствующий субъект представляет в Регулирующий орган предложения в соответствии с утвержденными главами муниципальных образований городов и районов края методическими указаниями о порядке расчета цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги (далее - методические указания).
Предложения по утверждению тарифов на период регулирования (далее - предложения) хозяйствующий субъект направляет в Регулирующий орган на имя его руководителя заказным письмом, подписанным руководителем организации - хозяйствующего субъекта или замещающим его должностным лицом.
Допускается направление предложений в Регулирующий орган нарочным.
4.3. Полученные Регулирующим органом предложения подлежат обязательной регистрации в день получения, при этом им присваивается регистрационный номер, указывается дата и время получения, ставится штамп Регулирующего органа.
Во всех документах по делу обязательна ссылка на регистрационный номер. При отказе в регистрации представленных предложений датой регистрации считается дата отправки документов хозяйствующим субъектом (по почтовому штемпелю на заказном письме).
В случае принятия предложений к рассмотрению руководитель Регулирующего органа извещает об этом хозяйствующий субъект в 5-дневный срок со дня получения предложений.
4.4. Регулирующий орган вправе не принимать к рассмотрению предложения в случае их несоответствия требованиям настоящего Порядка и утвержденным методическим указаниям о порядке расчета цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Принятое руководителем Регулирующего органа решение об отказе в рассмотрении предложений в течение 5 дней со дня их получения должно быть направлено хозяйствующему субъекту с изложением мотивов отказа и указанием документов, которые должны быть приведены в соответствие с методическими указаниями. В противном случае предложения считаются принятыми к рассмотрению.
4.5. Решение об установлении тарифов и о сроках их введения принимается на заседаниях комиссии, создаваемой для этих целей Регулирующим органом, в течение 30 рабочих дней со дня получения предложений.
Члены комиссии, руководители организаций - хозяйствующих субъектов и привлекаемые к рассмотрению предложений специалисты-эксперты извещаются о времени заседания не позднее чем за 5 дней.
4.6. Решения комиссии об установлении и сроках введения тарифов, а также по другим вопросам, затрагивающим интересы хозяйствующих субъектов, должны приниматься в присутствии представителей этих организаций.
В случае отсутствия представителей хозяйствующего субъекта на заседании комиссии по уважительной причине рассмотрение вопроса переносится.
Если представители хозяйствующего субъекта повторно отсутствуют на заседании комиссии, то рассмотрение материалов и принятие решений производится без их участия.
4.7. В целях обеспечения объективности оценки представленных предложений и обоснованности расчетов Регулирующий орган или хозяйствующий субъект могут привлекать независимых экспертов, заключение которых представляется членам комиссии до принятия ими решения об установлении и сроках введения тарифов.
Проведенная экспертная оценка представленных хозяйствующим субъектом обоснований и расчетов оформляется в виде экспертного заключения, которое передается в комиссию и хозяйствующему субъекту не позднее чем за 5 дней до заседания комиссии.
При назначении экспертизы тарифов ее проведение должно быть обеспечено в соответствии с Примерным порядком проведения финансовых и технологических экспертиз тарифов на товары, работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг, реализуемых муниципальными жилищно-коммунальными предприятиями на территории Хабаровского края, и положением о проведении экспертизы тарифов на жилищно-коммунальные услуги, утвержденным органом местного самоуправления.
Комиссия может привлекать компетентных специалистов для экспертизы отдельных составляющих тарифа или для проверки отдельных расчетов.
4.8. Заседания комиссии проводятся председательствующим - руководителем Регулирующего органа или уполномоченным им лицом.
Во время проведения заседания комиссии ведется протокол, который после утверждения председательствующим является официальным документом.
Перед началом заседания членам комиссии раздаются следующие документы:
копии предложений;
экспертные заключения;
проект решения комиссии об установлении и сроках введения тарифов.
Открывая заседание, председательствующий на основании явочного листа извещает членов комиссии о правомочности заседания. Затем оглашает название дела и его регистрационный номер, представляет экспертов и представителей хозяйствующих субъектов. На заседание комиссии допускаются представители заинтересованных организаций.
Уполномоченный по делу кратко докладывает о содержании представленных документов и их соответствии установленным требованиям.
Представитель хозяйствующего субъекта излагает существо дела и отвечает на вопросы.
Оглашаются экспертные заключения.
По желанию представителя хозяйствующего субъекта ему может быть предоставлено слово для ответа после изложения каждого экспертного заключения.
В случае, если у экспертов имеется особое мнение, оно излагается письменно и прикладывается к материалам дела.
В дискуссии по делу имеют право участвовать все присутствующие на заседании.
По окончании дискуссии представителю хозяйствующего субъекта предоставляется заключительное слово для ответа на возникшие в ходе дискуссии вопросы и дачи дополнительных разъяснений.
В заключение работы комиссия обсуждает проект решения по рассматриваемому делу, подготовленный в результате изучения материалов дела и консультаций с представителями хозяйствующих субъектов и экспертами.
4.9. Проект решения комиссии по рассмотрению регулируемых тарифов содержит:
а) решение комиссии о пересмотре тарифов или об отказе пересмотреть их с изложением соответствующих обоснований.
б) решение комиссии об установлении новых тарифов, в том числе:
тарифы по каждой категории (группе) потребителей;
предлагаемые сроки введения тарифов.
В случае, если комиссией предлагаются иные показатели для расчета тарифов, чем представленные в предложениях, они должны быть указаны конкретно (статья затрат, статья расходов из прибыли, объем продукции и т.п.).
Проводится голосование членов комиссии о принятии проекта решения за основу и голосование об изменении или уточнении каждого пункта решения.
После этого проект решения ставится на голосование в целом.
Решение комиссии об установлении и сроках введения тарифов принимается простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим.
В случае, если у членов комиссии имеется особое мнение, оно излагается письменно и прикладывается к решению комиссии.
4.10. По результатам рассмотрения предложений Регулирующий орган в 3-дневный срок доводит до хозяйствующего субъекта и органа местного самоуправления:
решение комиссии с указанием новых тарифов по категориям (группам) потребителей и сроков их введения или мотивированный отказ;
протокол заседания комиссии;
полный расчет тарифов в случае, если комиссия утвердила тарифы, отличающиеся от предложенных хозяйствующим субъектом.
4.11. Решение органа местного самоуправления об утверждении новых тарифов или сохранении действующих принимается в соответствии с порядком принятия решений, установленным для органа местного самоуправления уставом муниципального образования.
4.12. Тарифы и сроки введения новых тарифов доводятся хозяйствующим субъектом до потребителей в 10-дневный срок со дня их утверждения органом местного самоуправления.
4.13. Порядок применения тарифов, классификация потребителей по категориям (группам) устанавливается Регулирующим органом на основании настоящего Порядка и других нормативных правовых актов Российской Федерации и Хабаровского края.
4.14. Споры и разногласия, связанные с регулированием тарифов, подлежат рассмотрению органом местного самоуправления, а при недостижении согласия - в арбитражном суде.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.