Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 6
к Постановлению
Губернатора Хабаровского края
от 27 января 2003 г. N 17
Примерное положение
об органе, регулирующем цены (тарифы) на товары, работы, услуги, учитываемые
в оплате жилья и коммунальных услуг, реализуемых муниципальными
жилищно-коммунальными предприятиями на территории Хабаровского края
1. Общие положения
1.1. Орган, регулирующий цены (тарифы) на товары, работы, услуги, учитываемые в оплате жилья и коммунальных услуг (далее - Регулирующий орган), является муниципальным учреждением или структурным подразделением органа местного самоуправления.
1.2. Регулирующий орган в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями Госстроя России, законами субъекта Российской Федерации, уставами субъекта Российской Федерации и муниципального образования, другими нормативными правовыми актами, в том числе органов местного самоуправления, Примерным порядком регулирования и утверждения цен (тарифов) на товары, работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг, реализуемых муниципальными жилищно-коммунальными предприятиями на территории Хабаровского края, и утвержденными в соответствии с ним другими нормативными документами органа местного самоуправления, а также настоящим Положением.
1.3. Основными нормативно-методическими документами, регламентирующими деятельность Регулирующего органа, являются:
Положение о порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 887;
Методика планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденная Постановлением Госстроя России от 23 февраля 1999 г. N 9;
Методические рекомендации по формированию нормативов потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденные Приказом Минэкономики России от 6 мая 1999 г. N 240;
Положение о проведении экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденное Постановлением Госстроя России от 11 ноября 1998 г. N 13;
Постановление Главы Администрации края от 30 апреля 2002 г. N 252 "Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае";
Постановление Главы Администрации края от 15 июля 1996 г. N 319 "О компенсации выпадающих доходов дизельных электростанций от отпуска электроэнергии населению";
Порядок предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Хабаровском крае, утвержденный Постановлением Главы Администрации края от 3 августа 2000 г. N 286;
Методика исчисления среднего совокупного дохода семьи при расчете субсидий на оплату коммунальных услуг, утвержденная Постановлением Главы Администрации края от 3 августа 2000 г. N 286;
Методика расчета субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденная Постановлением Главы Администрации края от 3 августа 2000 г. N 286;
Порядок расчетов за жилье и коммунальные услуги при временном отсутствии граждан по месту жительства, утвержденный Постановлением Главы Администрации края от 3 августа 2000 г. N 286;
Порядок сбора платежей населения за жилищно-коммунальные услуги, утвержденный Постановлением Главы Администрации края от 3 августа 2000 г. N 286.
Регулирующий орган осуществляет свои функции в формах и способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, с учетом закрепленного в Конституции Российской Федерации права органа местного самоуправления обеспечивать самостоятельное решение вопросов местного значения и ответственности за осуществление этих полномочий.
1.4. Основными принципами деятельности Регулирующего органа являются:
- законность действий;
- верховенство Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации над иными нормативными правовыми актами;
- самостоятельность Регулирующего органа в пределах его полномочий;
- подотчетность и подконтрольность органу местного самоуправления;
- ответственность Регулирующего органа за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей;
- открытость, доступность для хозяйствующих субъектов, потребителей и общественности материалов по рассмотрению и утверждению тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
- контроль за оказанием жилищно-коммунальных услуг по тарифам, утвержденным в установленном порядке для населения;
- взаимодействие с органами государственного, краевого и муниципального управления, с антимонопольными органами, государственной и жилищной инспекцией, собственниками жилищного фонда и объектов коммунального назначения.
Регулирующий орган формируется в пределах существующей численности органа местного самоуправления (или определяемой им дополнительно) и предусматриваемых в местном бюджете расходов на его содержание. Финансирование деятельности Регулирующего органа осуществляется за счет средств, предусматриваемых на эти цели в местном бюджете.
2. Цели, задачи и функции Регулирующего органа
2.1. Основными целями Регулирующего органа являются:
формирование на территории муниципального образования единой социальной и финансовой политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
социальная защита населения при переходе на рыночные принципы оплаты жилья и коммунальных услуг;
смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилищно-коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования;
защита экономических интересов населения и других потребителей от монопольного повышения тарифов;
обеспечение более эффективного функционирования жилищно-коммунального хозяйства и минимизации тарифов;
создание механизма согласования интересов производителей и потребителей жилищно-коммунальных услуг.
2.2. Основными задачами Регулирующего органа являются:
организация и осуществление регулирования цен (тарифов) на товары, работы и услуги жилищно-коммунального назначения, поименованные в приложениях 1, 2 к Постановлению Губернатора края от 27 января 2003 г. N 17, в соответствии с федеральными законами от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Законом Хабаровского края от 29 июня 1996 г. N 48 "Об организации местного самоуправления в Хабаровском крае", постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг", от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", а также Постановлением Губернатора края от 30 апреля 2002 г. N 252 "Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае";
определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов.
2.3. В соответствии с основными задачами Регулирующий орган выполняет следующие функции:
определение порядка разработки, рассмотрения и утверждения тарифов на товары, работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг, согласно приложениям 1, 2 к Постановлению Губернатора края от 27 января 2003 г. N 17;
утверждение в пределах своей компетенции:
- методических указаний о порядке расчета тарифов, цен и размеров платы за услуги;
- системы показателей и информационных данных, представляемых в Регулирующий орган хозяйствующими субъектами, осуществляющими регулируемую деятельность;
- норм и нормативов, используемых при экономическом обосновании расчетных величин себестоимости и прибыли, принимаемых для расчета тарифов;
контроль за установлением цен (тарифов) на поставку товаров и услуг в жилищно-коммунальной сфере для населения, путем введения оценки объективности расчета затрат предприятий и прибыли для формирования цен (в целях обеспечения объективности оценки обоснованности расчетов Регулирующий орган или хозяйствующий субъект может привлекать независимых экспертов (экспертную организацию) для проведения финансового аудита экономического обоснования тарифов как элемента регулирования и контроля за ценообразованием).
Процедуры проверки цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги определяются на основании Примерного порядка проведения финансовых и технологических экспертиз тарифов на товары, работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг, реализуемых муниципальными жилищно-коммунальными предприятиями на территории Хабаровского края;
анализ соответствия деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства нормативам и стандартам, характеризующим эффективную и ресурсосберегающую работу хозяйствующих субъектов (численность рабочих в процентах к численности населения; затраты на единицу услуги в сравнении с аналогичными организациями; структура затрат в процентах; ремонтно-эксплуатационные издержки, издержки управления, амортизация и др.);
представление на утверждение в орган местного самоуправления нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг;
определение муниципальных социальных стандартов услуг жилищно-коммунального хозяйства и источников их бюджетной поддержки. Муниципальные социальные стандарты должны отражать не только жилищную обеспеченность, но и среднюю обеспеченность коммунальными услугами (наличие водоснабжения и канализации, вид отопления, наличие лифтового хозяйства и т.д.);
представление на утверждение в орган местного самоуправления ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ);
представление предложений по пересмотру ставок оплаты жилья и тарифов на коммунальные услуги, не допуская уменьшения доли платежей населения в общем объеме финансирования затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг;
представление предложений по повышению ставок оплаты жилья, превышающего по площади социальную норму, а также тарифов за сверхнормативное потребление коммунальных услуг; введение полной оплаты не первого жилья;
представление предложений по установлению уровня платежей граждан за содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги в процентах к затратам по годам переходного периода, дифференцированно в зависимости от складывающейся финансовой ситуации с учетом необходимости предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг. Дифференциация ставок оплаты жилья в зависимости от его качества и местоположения, а также оплаты жилья, превышающего по площади социальную норму, и тарифов на коммунальные услуги при сверхнормативном их потреблении;
определение порядка дифференциации платы за наем жилища в зависимости от параметров качества жилья и его местоположения;
решение вопросов об увеличении доли платежей населения в покрытии издержек на эксплуатацию и развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства. Определение темпов повышения уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг населением. Темпы повышения уровня оплаты жилья, с одной стороны, должны соответствовать Концепции реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 425, с другой стороны, должна оцениваться реальная социально-экономическая ситуация в регионе и уровень доходов населения (целесообразно проводить повышение тарифов таким образом, чтобы программа жилищных субсидий охватывала не более 30 процентов населения);
введение ускоренных темпов роста оплаты населением тех услуг, в предоставлении которых возможно развитие конкуренции или создание эффективной системы антимонопольного регулирования, в частности, жилищных услуг по сравнению с коммунальными, в целях увеличения коммунальных платежей населения за счет повышения дисциплины платежей;
определение объема средств, необходимых для предоставления компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг низкодоходным категориям граждан;
подготовка представлений органам государственной власти субъектов Российской Федерации для установления ими предельно допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг;
определение групп потребителей, для которых устанавливаются дифференцированные тарифы;
представление предложений по порядку и условиям пересмотра тарифов;
определение периода регулирования (временного интервала, принимаемого для расчета показателей, включаемых в тариф); срок действия установленных тарифов не может быть менее 3 месяцев;
представление данных о необходимости выделения из местного бюджета бюджетных ассигнований в целях регулирования тарифов на продукцию, товары и услуги, согласно приложениям 1, 2 к Постановлению Губернатора края от 27 января 2003 г. N 17;
разработка механизма покрытия выпадающих доходов хозяйствующих субъектов, когда их хозяйственная деятельность не обеспечивает покрытие расходов на произведенные услуги, в целях недопущения утраты платежеспособности организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги.
3. Права Регулирующего органа
Для решения возложенных задач и выполнения связанных с ними функций работникам Регулирующего органа предоставляются следующие права:
- утверждать нормативные документы по вопросам, входящим в компетенцию Регулирующего органа;
- устанавливать достоверность представляемой хозяйствующими субъектами в Регулирующий орган финансово-экономической, производственно-технической информации;
- определять необходимость проведения экспертизы тарифов;
- контролировать затраты и рентабельность хозяйствующих субъектов для формирования тарифов и исполнение ими дисциплины цен;
- контролировать порядок заключения и исполнения условий договоров между органами местного самоуправления (или уполномоченными ими службами, выполняющими функции заказчика), производителями услуг и их потребителями;
- назначать экспертизу тарифов и принимать заключение по результатам экспертизы тарифов как основание для формирования тарифов;
- осуществлять анализ отклонения величин тарифов по каждому регулируемому виду деятельности по муниципальному образованию;
- самостоятельно привлекать сторонние специализированные организации, специалистов и экспертов для проведения экспертизы тарифов;
- представлять хозяйствующим субъектам свои предложения по внесению изменений и дополнений при формировании тарифов;
- вносить свои предложения по внесению изменений и дополнений в муниципальную нормативно-правовую базу по жилищно-коммунальному хозяйству;
- запрашивать сводную информацию по экономическому обоснованию величин действующих тарифов и объективных факторов, на них влияющих;
- устанавливать основные параметры перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг;
- самостоятельно устанавливать в течение переходного периода уровень платежей граждан.
4. Обязанности Регулирующего органа
Регулирующий орган обязан:
- соблюдать требования действующего законодательства, нормативных правовых документов; действовать, руководствуясь федеральными и краевыми законодательными и нормативными актами, нормативными и методическими документами Госстроя России в области ценообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве;
- обеспечить открытость, доступность для хозяйствующих субъектов, потребителей и общественности материалов по рассмотрению и утверждению тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
5. Ответственность Регулирующего органа
5.1. Регулирующий орган в пределах своей компетенции и в соответствии с действующим законодательством несет ответственность:
- за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей;
- за действия, ведущие к нарушению прав и интересов хозяйствующих субъектов, занимающихся регулируемой деятельностью, потребителей их товаров и услуг, а также собственников жилищно-коммунальных объектов;
- за экономическую обоснованность регулируемых им тарифов и за своевременное их введение.
5.2. В случае, если Регулирующим органом принято решение об определении (установлении) тарифов без достаточного экономического обоснования, в результате чего хозяйствующему субъекту причинены убытки, хозяйствующий субъект вправе требовать возмещения этих убытков в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
6. Управление Регулирующим органом
6.1. Руководитель Регулирующего органа назначается органом местного самоуправления.
6.2. Руководитель Регулирующего органа:
- несет персональную ответственность за организацию деятельности Регулирующего органа и выполнение возложенных на него задач;
- представляет интересы Регулирующего органа во взаимоотношениях с другими предприятиями и организациями, в установленном порядке распоряжается средствами и имуществом Регулирующего органа;
- издает в пределах своей компетенции приказы, положения, инструкции и другие документы, обязательные к исполнению всеми работниками Регулирующего органа;
- назначает и увольняет работников Регулирующего органа, определяет структуру и штат своего подразделения, производит распределение обязанностей, утверждает положения об отделах (службах), должностные инструкции и положение о поощрении работников.
7. Образование и использование финансовых средств и материально-техническое
обеспечение Регулирующего органа
7.1. Порядок поступления средств в фонд финансовых ресурсов Регулирующего органа, их распределение, расходование определяются соответствующим положением, утвержденным органом местного самоуправления.
7.2. Оплата труда, материально-бытовое обеспечение, транспортное и медицинское обслуживание работников Регулирующего органа осуществляются в порядке и на условиях, установленных для соответствующих категорий муниципальных должностей муниципальной службы.
7.3. Регулирующий орган для выполнения возложенных на него задач и функций обеспечивается необходимым помещением, средствами связи, транспортом и другими материально-техническими ресурсами органом местного самоуправления.
8. Порядок рассмотрения жалоб и претензий
8.1. Жалобы и претензии на действия должностных лиц Регулирующего органа рассматриваются в порядке, установленном органом местного самоуправления для рассмотрения соответствующих вопросов и распространяющемся на всех работников муниципальной службы.
8.2. Действия должностных лиц Регулирующего органа могут быть обжалованы хозяйствующими субъектами в орган местного самоуправления или в судебном порядке.
8.3. Подача жалоб и рассмотрение спорных вопросов органом местного самоуправления не приостанавливает действие обжалуемых решений должностных лиц Регулирующего органа.
8.4. Спорные вопросы между должностными лицами Регулирующего органа рассматриваются руководителем Регулирующего органа, а в случае их неурегулирования - органом местного самоуправления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.