Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5
к Постановлению
Губернатора
Хабаровского края
от 27 января 2003 г. N 17
Основные положения
формирования цен (тарифов) на товары, работы и услуги, учитываемых в оплате
жилья и коммунальных услуг, реализуемых муниципальными жилищно-коммунальными
предприятиями на территории Хабаровского края
1. Общие положения
1.1. Настоящие Основные положения определяют методологические, организационные и правовые вопросы формирования цен (тарифов) на товары, работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг, реализуемых муниципальными жилищно-коммунальными предприятиями на территории Хабаровского края (далее - Основы).
1.2. Понятия, использованные в настоящих Основах, означают следующее:
ценообразование (ценовая политика) - формирование органом местного самоуправления, другими регулирующими органами и хозяйствующими субъектами цен (тарифов) на товары, работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг;
регулируемая цена - цена товара (тариф), складывающаяся на рынке реализации товаров, работ, услуг, учитываемая в оплате жилья и коммунальных услуг, при воздействии на эту цену органов местного самоуправления;
рыночная цена - цена (тариф), складывающаяся на рынке реализации товаров, работ, услуг, учитываемая в оплате жилья и коммунальных услуг, без воздействия на эту цену (тариф) органов местного самоуправления;
тарифы - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за товары, работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг;
регулируемая деятельность - деятельность в сфере производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, цены (тарифы) на которые регулируются органом местного самоуправления;
период регулирования - временной интервал (квартал, полугодие, год), принимаемый для действия регулируемых тарифов;
регулирующие органы - органы, в компетенцию которых входит рассмотрение в пределах полномочий, предоставленных им законодательством, финансово-экономической информации по установлению тарифов в целях дальнейшего их утверждения (далее - Регулирующий орган);
потребитель (покупатель) - физическое или юридическое лицо, пользующееся товарами, работами, услугами, учитываемыми в оплате жилья и коммунальных услуг, или приобретающее их в целях дальнейшей реализации;
обслуживаемая территория - территория, на которой обязанности и права по реализации потребителям регулируемых товаров, работ закреплены за соответствующим хозяйствующим субъектом;
экспертиза тарифов - финансовая экспертиза факторов, влияющих на формирование тарифов, а также производственно-технологической и финансово-экономической информации, представляемой хозяйствующими субъектами в целях экономического обоснования тарифов в сфере регулируемой деятельности.
1.3. Регулированию органом исполнительной власти муниципальных образований подлежат тарифы на товары, работы, услуги, учитываемые в оплате жилья и коммунальных услуг, приведенные в Приложениях 1, 2 к Постановлению Губернатора края от 27 января 2003 г. N 17.
1.4. При осуществлении хозяйствующими субъектами деятельности, по которой цены, тарифы на товары, работы, услуги не подпадают под регулирование, такие цены, тарифы устанавливаются руководителями хозяйствующих субъектов самостоятельно исходя из требований, установленных действующим законодательством для применения рыночных цен реализации товаров, работ, услуг.
1.5. Муниципальные предприятия, для которых установлены предельные уровни рентабельности в целом по их финансово-хозяйственной деятельности, осуществляют контроль за производимыми ими расходами по регулируемой и нерегулируемой органами местного самоуправления деятельности в целях получения общего финансового результата в размере, не превышающем установленного органом местного самоуправления предельного уровня рентабельности.
1.6. Регулирование тарифов в целях утверждения органами исполнительной власти муниципальных образований предельных уровней рентабельности производится путем представления хозяйствующими субъектами в Регулирующий орган расчетов и обоснований в порядке, установленном настоящими Основами и Регулирующим органом, рассмотрения Регулирующим органом расчетов и обоснований и утверждения органом исполнительной власти муниципальных образований предельных уровней рентабельности для учета в цене реализации хозяйствующими субъектами товаров, работ, услуг, подлежащих такому регулированию. Цены, тарифы на такие товары, работы, услуги утверждаются руководителями хозяйствующих субъектов самостоятельно и должны соответствовать требованиям, устанавливаемым действующим законодательством для применения рыночных цен.
1.7. Регулирование тарифов в целях их утверждения органом местного самоуправления производится путем представления хозяйствующими субъектами в исполнительный орган, регулирующий тарифы, расчетов и обоснований в порядке, устанавливаемом настоящими Основами и Регулирующим органом, рассмотрения Регулирующим органом представленных расчетов и обоснований и утверждения их органом исполнительной власти муниципального образования.
Утверждаемые органом исполнительной власти муниципального образования в соответствии с настоящими Основами цены (тарифы) на товары, работы, услуги, учитываемые в оплате жилья и коммунальных услуг, применяются хозяйствующими субъектами на территории муниципального образования в качестве рыночных в целях реализации потребителям на обслуживаемых хозяйствующим субъектом территориях соответствующих товаров, работ, услуг.
1.8. При рассмотрении предложений хозяйствующих субъектов по расчетам и обоснованиям регулируемых тарифов Регулирующие органы обеспечивают открытость для потребителей и хозяйствующих субъектов процесса установления тарифов.
В целях обеспечения объективности оценки представляемых хозяйствующими субъектами предложений и обоснованности расчетов Регулирующий орган может привлекать независимых экспертов, заключение которых представляется Регулирующему органу до принятия им решения о представляемых на утверждение органу местного самоуправления величине тарифов и сроках их введения. Проведение экспертизы тарифов в этом случае производится в соответствии с действующим порядком проведения финансовых и технологических экспертиз тарифов на жилищно-коммунальные услуги на территории Хабаровского края.
1.9. Процедура рассмотрения, утверждения и применения тарифов устанавливается в соответствии с действующим порядком регулирования цен, тарифов на товары, работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг, реализуемых муниципальными жилищно-коммунальными предприятиями на территории Хабаровского края.
1.10. Регулирующие органы в соответствии с действующим законодательством несут ответственность за экономическую обоснованность устанавливаемых ими тарифов, за своевременность их введения, а также за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну.
1.11. Регулирующие органы утверждают обязательные для исполнения всеми хозяйствующими субъектами указания, инструкции, правила и другие документы по вопросам регулирования тарифов, в том числе:
- методические указания о порядке расчета тарифов;
- единую систему классификации и учета затрат регулируемых коммерческих организаций;
- систему отчетности, представляемой в Регулирующие органы;
- нормы и нормативы, используемые при экономическом обосновании планируемых (расчетных) величин себестоимости, прочих расходов и прибыли, принимаемых для расчета тарифов;
- условия регулирования тарифов по группам потребителей.
1.12. Основой расчетов по обоснованию и регулированию тарифов должна являться программа производства товаров, выполнения работ, оказания услуг (далее - производственная программа), которая составляется хозяйствующим субъектом и согласуется с Регулирующим органом. Регулирующим органом устанавливаются условия, при которых производственная программа им утверждается.
1.13. При регулировании тарифов в целях их утверждения органом исполнительной власти муниципального образования хозяйствующие субъекты представляют расчеты и обоснования с предложениями по утверждению тарифов по следующим категориям потребителей:
- граждане, занимающие жилые помещения в муниципальном жилищном фонде на основании найма или собственности по условиям приватизации;
- граждане, занимающие жилые помещения на условиях найма в жилищном фонде, находящемся в собственности или аренде юридических лиц;
- граждане, занимающие жилые помещения в жилищном фонде на праве собственности (по условиям покупки, дарения, завещания и др. для приобретения права собственности, кроме условия приватизации):
а) на праве индивидуального владения,
б) при создании ТСЖ,
в) в других случаях;
- юридические лица, имеющие жилищный фонд на праве собственности или аренды;
- хозяйствующие субъекты, занимающие нежилые помещения на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или аренды, в том числе:
а) бюджетные учреждения и муниципальные предприятия,
б) прочие хозяйствующие субъекты, приобретающие товары, работы, услуги, перечисленные в Приложениях 1, 2 к Постановлению Губернатора края от 27 января 2003 г. N 17, в целях коммунально-бытового или хозяйственно-бытового потребления,
в) прочие хозяйствующие субъекты, приобретающие товары, работы, услуги, перечисленные в Приложениях 1, 2 к Постановлению Губернатора края от 27 января 2003 г. N 17, в целях их производственного использования.
1.14. Тарифы, устанавливаемые для приведенных категорий потребителей, покупателей, дополнительно дифференцируются в зависимости от следующих условий:
- виды обслуживаемых жилых и нежилых зданий (категории, благоустроенность и др. условия);
- в пределах и сверх минимальных социальных стандартов проживания;
- в пределах и сверх установленных нормативов (лимитов) потребления жилищно-коммунальных или коммунальных услуг;
- наличие категорий граждан, которым предоставляются льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством;
- соответствие порядка предоставления гражданам субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг порядку, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" и Постановлением Главы Администрации края от 3 августа 2000 г. N 286 "О результатах реформы жилищно-коммунального хозяйства и ее влиянии на улучшение финансово-экономической ситуации в крае".
1.15. При регулировании тарифов в целях утверждения органом исполнительной власти муниципального образования предельных уровней рентабельности хозяйствующие субъекты представляют расчеты и обоснования с предложениями по величине тарифов с дифференциацией по следующим категориям потребителей:
- граждане,
- бюджетные учреждения и муниципальные предприятия,
- прочие юридические лица.
1.16. Тарифы на регулируемые товары, работы, услуги дифференцируются по группам потребителей исходя из:
- соответствия тарифов, устанавливаемых для различных категорий (групп) потребителей, реальным затратам хозяйствующих субъектов, связанным с производством и реализацией ими своих товаров, работ, услуг;
- равноприбыльности одного и того же вида деятельности для одной категории потребителей;
- учета индивидуальных условий поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для отдельных потребителей, покупателей.
2. Порядок ценообразования
2.1. Для установления цен (тарифов) на товары, работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг и регулируемых в соответствии с действующим законодательством, хозяйствующие субъекты представляют Регулирующим органам предложения по обоснованию величин тарифов, подлежащих регулированию, в том числе:
- экономическое обоснование общей потребности на период регулирования в финансовых средствах по видам регулируемой деятельности;
- определение видов и объемов товаров, работ, услуг в натуральном выражении, поставляемых в целях их реализации потребителям и покупателям;
- распределение общей потребности в финансовых средствах между видами деятельности или видами товаров, работ, услуг, реализуемых хозяйствующим субъектом потребителям;
- расчет среднего тарифа на товары, работы, услуги по видам деятельности;
- расчет тарифов на товары, работы, услуги по видам деятельности и группам потребителей, а также по дополнительным категориям в соответствии с необходимостью применить дополнительные условия дифференциации в соответствии с пунктом 1.15 настоящих Основ;
- расчеты необходимых объемов бюджетных ассигнований в соответствии с порядком их выделения, устанавливаемым органом исполнительной власти муниципального образования, на цели финансового обеспечения регулируемой деятельности хозяйствующих субъектов.
2.2. По результатам рассмотрения представленных хозяйствующим субъектом материалов Регулирующий орган согласовывает величины тарифов или уровень рентабельности на регулируемые товары, работы, услуги и представляет соответствующую информацию для утверждения органу исполнительной власти муниципального образования.
2.3. Экономическое обоснование общей потребности в финансовых средствах хозяйствующих субъектов по видам регулируемой деятельности производится ими исходя из требований, устанавливаемых в разделе 3 настоящих Основ.
2.4. Виды и объемы товаров, работ, услуг в натуральном выражении, поставляемых хозяйствующими субъектами потребителям, определяются на основании установленных хозяйствующими субъектами и согласуемых в порядке, установленном Регулирующим органом, производственных программ.
2.5. Распределение общей потребности хозяйствующих субъектов в финансовых средствах производится между всеми видами деятельности, а также товаров, работ, услуг в соответствии с себестоимостью производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, регулируемых и нерегулируемых органом местного самоуправления, а также в соответствии с уровнем рентабельности, утверждаемым органом исполнительной власти муниципального образования по регулируемым видам деятельности, товарам, работам или услугам.
2.6. Расчет тарифов на товары, работы, услуги, перечисленные в Приложениях 1, 2 к Постановлению Губернатора края от 27 января 2003 г. N 17, осуществляется на основании утверждаемых в соответствии с настоящими Основами Регулирующим органом методических указаний, определяющих формы и состав представляемой исходной информации, а также порядок проведения расчетов.
2.7. При расчетах тарифов на тепловую энергию и горячую воду, отпускаемую энергоснабжающими организациями другим энергоснабжающим организациям, приобретающим тепловую энергию и горячую воду для перепродажи, последние рассматриваются в качестве потребителей.
3. Порядок расчета общей потребности в финансовых средствах хозяйствующих
субъектов по видам регулируемой деятельности
3.1. Общая потребность хозяйствующих субъектов в финансовых средствах по видам регулируемой деятельности определяется с учетом средств, относимых на расходы, связанные с производством и реализацией услуг, прочих расходов и средств, расходуемых из прибыли.
3.2. Расчет средств, относимых на расходы, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), производится по следующим составляющим:
а) сырье, основные и вспомогательные материалы, запасные части для ремонта оборудования, сооружений и устройств - исходя из действующих норм и прогнозируемых на период регулирования цен на сырье и материалы;
б) работы и услуги производственного характера - исходя из необходимости проведения регламентных (ремонтных и других) работ и цен и тарифов на указанные работы и услуги, прогнозируемых на период регулирования;
в) топливо на технологические цели при производстве тепловой энергии и воды на основании норм удельных расходов топлива при производстве тепловой энергии (рассчитываются на базе утвержденных в установленном порядке нормативных характеристик энергетического оборудования и планируемого режима работы оборудования на период регулирования), прогнозируемых цен на топливо и тарифов на его перевозку;
г) топливо всех видов на иные технологические цели (отопление зданий, обслуживание производства транспортом предприятия и т.п.) - исходя из действующих норм и цен, прогнозируемых на период регулирования;
д) покупная энергия всех видов:
электрическая энергия (мощность), приобретенная на оптовом рынке и (или) от других производителей на технологические цели, - исходя из утвержденных в установленном порядке баланса электрической энергии и мощности и тарифов на электрическую энергию;
тепловая энергия (мощность) от сторонних производителей тепла - исходя из планируемых объемов потребления и тарифов, прогнозируемых на период регулирования;
электрическая и тепловая энергия, приобретенная на хозяйственные (производственные) нужды, - исходя из нормативных (расчетных) объемов потребления и тарифов, прогнозируемых на период регулирования;
е) потери тепловой энергии и воды, предусмотренные технологией или условиями производства;
ж) затраты на оплату труда персонала, занятого в регулируемой (основной) деятельности, - в соответствии с тарифным соглашением, среднемесячной заработной платой одного работника и проч.;
з) единый социальный налог (на социальное страхование, в фонд занятости, на обязательное медицинское страхование, в пенсионный фонд и другие отчисления, предусмотренные действующим законодательством) - в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации;
и) амортизация основных фондов - по нормам амортизационных отчислений, утвержденным в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке;
к) прочие затраты, в том числе:
- плата за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую природную среду - в соответствии с действующими экологическими нормативами;
- уплата процентов по полученным кредитам и по бюджетным ссудам (в том числе на создание сезонных запасов топлива) - в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке;
- затраты на Подготовку и переподготовку кадров (в части, относимой на себестоимость) в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке;
- амортизация по нематериальным активам - в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- отчисления в ремонтный фонд (в случае его формирования) - на основе норм и программ проведения ремонтных работ и норм расходования материальных и трудовых ресурсов и прогнозируемых на период регулирования цен;
- непроизводственные расходы (налоги и другие обязательные сборы, отчисления и платежи), относимые на себестоимость продукции (работ, услуг), - в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- другие затраты, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг), - исходя из нормативных правовых актов Российской Федерации.
3.3. Расчет средств, относимых на прочие расходы, производится по следующим составляющим:
3.3.1. По прочим операционным и внереализационным расходам:
а) развитие производства, в том числе капитальные вложения, - исходя из программы производственного развития, согласованной в установленном порядке с Регулирующим органом или органом исполнительной власти муниципального образования;
б) социальное развитие, включая капитальные вложения и образование фонда потребления, - исходя из программы социального развития, согласованной с Регулирующим органом;
в) налоги, уплачиваемые за счет прибыли, - в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;
г) уплата процентов по полученным кредитам и бюджетным ссудам;
д) расходы на прочие цели.
3.3.2. По расходам, относимым на прибыль организаций, - отчисления из прибыли на цели, предусматриваемые локальными актами организации и производимые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3.4. Расчет потребности хозяйствующих субъектов в финансовых средствах на производственное, научно-техническое и социальное развитие производится с учетом всех источников финансирования на основании принятых в установленном порядке схем развития и инвестиционных программ.
3.5. Недостаток (избыток) средств хозяйствующего субъекта, возникший по независящим от него причинам в предшествующий период регулирования и выявленный на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, не учитывается Регулирующим органом при рассмотрении тарифов на предстоящий регулируемый период.
4. Особенности состава себестоимости услуг отдельных подотраслей
жилищно-коммунального хозяйства для расчета тарифов на их услуги
Состав себестоимости, содержание ее отдельных элементов и статей затрат зависят от конкретного вида и специфических особенностей деятельности разнопрофильных подотраслей жилищно-коммунального хозяйства. Ниже приводятся основные из них.
4.1. Жилищное хозяйство
4.1.1. Калькуляция себестоимости технического обслуживания и ремонта жилищного фонда производится по разделам:
- первый раздел - натуральные показатели;
- второй раздел - полная себестоимость технического обслуживания и ремонта жилищного фонда.
4.1.2. Себестоимость технического обслуживания и ремонта жилья планируется и учитывается в расчете на 1 кв. м общей площади, а следовательно основными натуральными показателями, отражаемыми в калькуляции себестоимости являются:
- среднеэксплуатируемая приведенная общая площадь жилья (тыс. кв. м);
- среднеэксплуатируемая площадь нежилых помещений (тыс. кв. м).
Среднеэксплуатируемая приведенная общая площадь жилья - это общая суммарная площадь квартир, то есть площадь жилых комнат, кухонь, ванных, туалетных комнат, нежилых и других подсобных помещений квартиры.
В среднеэксплуатируемую приведенную общую площадь квартиры включается также площадь лоджий, балконов и террас, которая учитывается с понижающими коэффициентами и оценивается как общая приведенная площадь (СНиП 2.08.01-89 "Жилые здания").
К среднеэксплуатируемой площади нежилых помещений относится площадь торговых, складских, производственных, офисных, культурно-бытовых помещений и т.п., включая расположенную в этих помещениях вспомогательную площадь (вестибюли, лестничные клетки и др.).
4.1.3. Основой определения себестоимости технического обслуживания и ремонта жилья является перечень работ и услуг, оказываемых потребителям в соответствии с договором на обслуживание, заключенным между жилищной ремонтно-эксплуатационной организацией-подрядчиком и службой, выполняющей функции заказчика (управляющей компанией). При этом выполнение отдельных видов работ, затраты на которые отражены в себестоимости жилищных услуг, жилищная ремонтно-эксплуатационная организация может по договору субподряда передать другим организациям. К таким работам могут, например, относиться обслуживание и ремонт лифтового хозяйства, вывоз мусора и другие работы.
4.1.4. Себестоимость услуг жилищной ремонтно-эксплуатационной организации складывается из затрат на выполнение следующих видов работ:
ремонт конструктивных элементов жилых зданий;
ремонт и обслуживание внутридомового инженерного оборудования;
благоустройство и обеспечение санитарного состояния жилых зданий и придомовых территорий.
Ремонт конструктивных элементов жилых зданий.
Эта статья себестоимости отражает затраты на проведение работ по обеспечению сохранности жилищного фонда: профилактический ремонт, включая подготовку жилищного фонда к зиме, технические осмотры и текущий ремонт конструктивных элементов зданий (фасадов, крыш (кровель), межэтажных лестничных клеток, лестниц, чердачных помещений, технических подвалов, мусоросборных камер и др.).
Ремонт и обслуживание внутридомового инженерного оборудования.
В эту статью себестоимости включаются затраты на ремонт и обслуживание водоотводящих устройств, систем водоснабжения (включая горячее), теплоснабжения, электроснабжения, канализации, вентиляции и другого инженерного оборудования жилого дома.
Благоустройство и обеспечение санитарного состояния жилых зданий и придомовых территорий.
В эту статью себестоимости включаются расходы по уборке придомовой территории, а также содержанию и освещению мест общего пользования жилых домов; очистке дымоходов; обслуживанию лифтов; противопожарным мероприятиям, дезинфекции и дератизации, озеленению; вывозу твердых бытовых отходов, другие расходы по обеспечению санитарного состояния жилых зданий и придомовой территории.
В себестоимость услуг жилищной ремонтно-эксплуатационной организации могут включаться затраты на обслуживание лифтового хозяйства и вывоз твердых бытовых отходов, несмотря на то, что эти работы выполняются по договорам субподряда другими организациями.
При этом они также относятся на статью себестоимости "Благоустройство и обеспечение санитарного состояния жилых зданий и придомовой территории".
Определяющим для включения в себестоимость жилищной ремонтно-эксплуатационной организации затрат на эти работы являются договорные обязательства соответствующей организации.
В отдельных случаях, особенно, когда жилищный фонд обслуживается частной фирмой, указанные виды работ могут не включаться в себестоимость, а соответственно, и в тариф на техническое обслуживание и ремонт жилья, а учитываются в платежах населения отдельно. В любом случае тарифы на оказание этих услуг (для включения в себестоимость жилищной ремонтно-эксплуатационной организации по статье "Услуги сторонних организаций" либо для оплаты населением отдельно) должны утверждаться органом исполнительной власти муниципального образования.
Прочие прямые затраты.
В эту статью включаются затраты на страхование имущества, а также отдельных категорий работников, прочие расходы, не вошедшие в перечисленные статьи калькуляции, а также отчисления на оплату работ службы заказчика (управляющей компании) в размере, определенном договором.
Общеэксплуатационные расходы.
Включают в свой состав затраты на оплату труда работников аппарата управления, отчисления на социальные нужды от расходов на оплату труда, расходы на содержание конторских и других помещений жилищной ремонтно-эксплуатационной организации, канцелярские, почтово-телеграфные, телефонные, командировочные, информационные, консультационные, аудиторские и другие услуги. К этим же расходам относятся амортизационные отчисления на полное восстановление, а также затраты на капитальный ремонт зданий (кроме жилищного фонда), сооружений, машин, оборудования, инвентаря и другого имущества, относящегося к основным средствам.
4.1.5. После определения затрат по каждой статье себестоимости определяется полная себестоимость содержания и ремонта жилых зданий (включая капитальный ремонт).
4.2. Теплоснабжение и электроснабжение
4.2.1. Калькуляции себестоимости услуг тепло-, электроснабжения состоят из двух разделов.
Первый раздел - натуральные показатели.
Второй раздел - полная себестоимость отпущенной тепловой (электрической) энергии.
К натуральным показателям, характеризующим работу организации теплоснабжения, относятся следующие:
выработка тепловой энергии;
расход теплоэнергии на собственные нужды;
получение тепловой энергии со стороны;
потери тепловой энергии;
отпуск тепловой энергии всем потребителям, в том числе населению.
К натуральным показателям, характеризующим работу организации электроснабжения, относятся:
выработка электроэнергии;
расход электроэнергии на собственные нужды;
получение электроэнергии со стороны;
потери электроэнергии;
отпуск электроэнергии всем потребителям, в том числе населению.
Натуральные показатели должны корреспондироваться с показателями договора на обслуживание.
4.2.2. Рекомендуется включение в себестоимость услуг по горячему водоснабжению статьи затрат "Покупная вода", в которой должны быть отражены затраты на общий объем воды, переданной теплоснабжающей организации организацией водопроводного хозяйства. В этом случае калькуляция себестоимости услуг по горячему водоснабжению составляется по форме 6 ГВС.
Решение о введении раздельного учета воды на холодное и горячее водоснабжение должно быть принято органами местного самоуправления. При этом увеличение тарифа на горячее водоснабжение за счет включения в себестоимость затрат на покупную воду должно сопровождаться адекватным снижением тарифа на холодную воду за счет исключения из норматива потребления воды расхода воды на нужды горячего водоснабжения. Норматив потребления воды должен в этом случае утверждаться раздельно:
на холодное водоснабжение;
на горячее водоснабжение.
4.2.3. Калькулирование себестоимости услуг организаций тепло-, электроснабжения осуществляется по статьям себестоимости:
- материалы;
- топливо;
- электроэнергия;
- затраты на оплату труда;
- единый социальный налог;
- амортизация;
- ремонтный фонд: ремонт и техническое обслуживание или резерв расходов на оплату всех видов ремонтов;
- проведение аварийно-восстановительных работ;
- покупная продукция;
- прочие прямые затраты, в том числе отчисления на оплату работ службы заказчика;
- цеховые расходы;
- общеэксплуатационные расходы;
- внеэксплуатационные расходы.
В калькуляции себестоимости отпущенной тепло-, электроэнергии отдельно отражаются затраты по производству тепло-, электроэнергии и ее распределению.
4.2.4. Калькуляционной единицей для исчисления себестоимости и ее учета в организациях теплоснабжения служит гигакалория отпущенной теплоэнергии, а для горячего водоснабжения - гигакалория тепловой энергии на подогрев воды или кубический метр отпущенной горячей воды.
4.2.5. Особенностями планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг в организациях тепло-, электроснабжения являются:
- отражение в себестоимости услуг амортизации в зависимости от того, кому в хозяйственное ведение переданы объекты инженерной инфраструктуры: организации тепло-, электроснабжения или службе заказчика;
- создание ремонтного фонда по объектам, которые по техническим свойствам не могут быть отремонтированы в течение одного календарного года, в целях равномерного включения предстоящих расходов на ремонт основных средств в себестоимость услуг, исходя из балансовой стоимости основных средств и нормативов отчислений;
- отражение в себестоимости услуг ремонтного фонда в зависимости от того, кому в хозяйственное ведение переданы объекты инженерной инфраструктуры: организации тепло-, электроснабжения или службе заказчика;
- отражение в себестоимости затрат на проведение всех видов ремонтов по статье "Ремонт и техническое обслуживание или резерв расходов на оплату всех видов ремонта" в тех случаях, когда в организации тепло-, электроснабжения ремонтный фонд не создается либо создается только по основным фондам объектов инженерной инфраструктуры;
- включение в себестоимость услуг отдельной статьи - оплата тепловой (электрической) энергии, полученной со стороны, включая использованную на собственные нужды;
- потери и неучтенный расход материального носителя услуги - тепла и воды;
- формирование в себестоимости услуг комплексной статьи - проведение аварийно-восстановительных работ.
4.3. Санитарная уборка города
4.3.1. Калькуляции себестоимости в организациях санитарной уборки городов составляются по форме 6-с.
При этом отдельно составляется калькуляция себестоимости по домовой очистке (вывозу твердых и жидких бытовых отходов), механизированной и ручной уборке проездов, придомовых территорий и улиц.
Объектами калькулирования себестоимости в этих видах деятельности являются:
по домовой очистке - кубический метр бытовых отходов;
по уличной уборке - квадратный метр убираемой площади.
4.3.2. Калькуляция себестоимости услуг по санитарной уборке городов состоит из двух разделов:
объем вывезенных жидких и твердых бытовых отходов (тыс. куб. м);
убираемая механизированным способом площадь улиц и проездов (тыс. кв. м);
пробег машин (тыс. км).
Особенностью отражения расходов в калькуляции себестоимости является:
по статье "Материалы" отражаются расходы на материалы и запасные части для эксплуатации спецмашин, обтирочные материалы, шланги, автолампы. При калькулировании себестоимости работ по уличной уборке в эту статью включаются, помимо перечисленных, расходы на воду для поливки и мойки дорожных покрытий, песок, ворс, соляные смеси, хлориды и т.п., используемые для уборки улиц.
Затраты на воду, использованную на мойку мусоросборников в местах обезвреживания мусора или для разжижения отбросов при вывозе их на сливные станции, а также на мойку специальных машин, механизмов, транспортных средств, относятся на статью "Цеховые расходы";
по статье "Топливо" отражаются затраты на бензин, дизельное и другие виды топлива, израсходованные на работу специальных уборочных машин и механизмов и других транспортных средств, на оказание соответствующих услуг, а также бензин на внутригаражные нужды (кроме расходов на топливо, связанных с техобслуживанием и ремонтом спецмашин, механизмов и других транспортных средств);
по статье "Амортизация автомашин и механизмов" отражается сумма амортизационных отчислений на полное восстановление исчисленных исходя из балансовой стоимости основных средств - машин, механизмов, осуществляющих санитарную уборку населенного пункта, находящихся на балансе организации (за исключением основных средств подсобных и вспомогательных производств и обслуживающих хозяйств), и утвержденных в установленном порядке норм, включая ускоренную амортизацию, производимую в соответствии с действующим законодательством;
по статье "Ремонт и техническое обслуживание" отражаются отчисления по нормативам на проведение всех видов ремонтов машин и механизмов, осуществляющих уборку населенного пункта;
по статье "Затраты на оплату труда" отражаются затраты на оплату труда шоферов и грузчиков, непосредственно занятых на работах по вывозу мусора, уборке улиц, а также работающих на снежных свалках;
по статье "Обезвреживание отходов" отражаются расходы по содержанию находящихся в ведении организаций санитарной уборки городов сооружений для обезвреживания твердых и жидких отходов - свалок, сливных станций, а также на оплату сторонних организаций по обезвреживанию отходов;
по статье "Прочие прямые расходы" отражаются расходы по эксплуатации и ремонту бортовых автомобилей, автобусов, самосвалов, машин техпомощи, числящихся на балансе предприятия, по оплате техпомощи, расходы по оплате труда водителей этих машин, отчисления от расходов на оплату труда, амортизация на полное восстановление (износ), отчисления на ремонт этих машин, в том числе затраты на замену и ремонт автомобильной резины для указанных машин или затраты на все виды ремонтов и техобслуживание указанных машин, если ремонтный фонд не создается.
5. Особенности и методические основы разработки норм расхода материалов,
оборудования и запасных частей для определения материальных затрат в
себестоимости жилищно-коммунальных услуг
5.1. К особенностям планирования (определения) материальных затрат в составе себестоимости жилищно-коммунальных услуг, а значит и тарифов, следует отнести следующие:
- жилищно-коммунальные организации, за отдельным исключением, не потребляют основных материалов, даже те, которые производят вещества и энергию. Они в значительном количестве используют вспомогательные материалы - запчасти, топливо и энергию, последние же своей высокой долей в себестоимости и перманентным ростом цены резко влияют на тарифы жилищно-коммунальных услуг;
- большую долю в материальных затратах на жилищно-коммунальные услуги занимают запасные части и мелкое оборудование для замены при аварийных и аварийно-восстановительных работах, которые должны являть собой основную часть аварийного запаса жилищно-коммунальных организаций.
5.2. В основу разработки норм расхода материалов, оборудования и запасных частей положен расчетно-аналитический метод, учитывающий ежегодную потребность в материалах и запасных частях, состояние эксплуатируемого оборудования, а также использование единичных норм по основным нормообразующим элементам и материалам, используемым в практике работы.
5.3. Расчет потребности в оборудовании и материалах производится на основе статистики расхода материалов при проведении внеплановых (аварийных и аварийно-восстановительных) работ и предусмотренных сметами на плановый капитальный ремонт расходов по статье "Оборудование и материалы".
5.4. Исходные данные для расчета потребности в оборудовании и материалах определяются на основе сплошной выборки фактического расхода по объектам капитального ремонта, проведенного за последние три года. При отсутствии таких данных может быть использована выборка потребности в оборудовании и материалах из проектно-сметной документации на предполагаемый в следующем году капитальный ремонт.
5.5. Нормирование потребности в материалах и запасных частях выполняется укрупненно по отдельным блокам и затем составляющие суммируются, образуя нормативную потребность по формулам 1-5.
5.5.1. Расчетная (заявочная) потребность (wi) в конкретных материалах, запасных частях и оборудовании определяется по формуле (1) исходя из величин следующих расчетных элементов:
wi = Vi x Ki x Mi x Qi x Fбр.i (1),
где:
Vi - общий объем оборудования, для которого ведется расчет;
Ki - количество ежегодных операций по обслуживанию с использованием конкретных материалов в течение года;
Mi - доли общего объема оборудования, проходящего текущий (капитальный) ремонт в течение года;
Fбр.i - коэффициент потерь материалов при входном контроле;
Qi - расход материалов или запасных частей для восстановления или замены вышедшего из строя оборудования;
Qi x Fбр.i - расход материалов с учетом потерь при входном контроле.
5.5.2. Общая потребность в материалах и запасных частях или оборудовании определяется по формуле (2):
бесконечность
Wi = N x SUM wi (2),
1
где:
N - численность единиц оборудования данного вида;
wi - потребность в конкретных материалах, запасных частях и оборудовании.
5.5.3. Нормативная потребность в материалах, оборудовании и запасных частях конкретного типа при проведении капитального ремонта определяется по формуле (3):
n
SUM Pi
i=1
Ni = ------ (3),
n
SUM Ti
i=1
где:
Ni - нормативная потребность в конкретном типе оборудования, материала, запасных частей;
n - количество объектов соответствующего назначения, прошедших капитальный ремонт за последние три года или подлежащих капитальному ремонту в следующем году;
Pi - фактическая потребность в данном конкретном типе оборудования, материала, запасных частей в соответствии с проектно-сметной документацией;
Ti - общее количество единиц данного типа оборудования, находящегося в эксплуатации.
5.5.4. Общая потребность (Hi) в кабельных изделиях для прокладки внешних сетей определяется по формуле (4):
n
SUM Пi x K
i=1
Hi = ---------- (4),
n
SUM Li
i=1
где:
Пi - фактическая потребность в данном изделии для прокладки i-й линии в соответствии с проектной документацией (км);
K - коэффициент перевода длины изделия в массу (т/км);
Li - протяженность i-й линии (км);
n - количество линий, капитально отремонтированных за последние три года (включая текущий год).
5.5.5. Для массовых материалов, на которые отсутствуют единичные нормативы, норматив (wi) рассчитывается по формуле (5):
Wi
wi = ---- (5),
Ni
где:
Wi - общая потребность в материалах;
Ni - общая численность единиц оборудования данного вида.
Критерием оценки объективности норматива является сопоставление расчетной и фактической потребности в материалах на конец года при соответствующем наборе работ.
6. Особенности и нормативная база определения расходов на оплату труда в
себестоимости жилищно-коммунальных услуг для расчета тарифов на
жилищно-коммунальные услуги
6.1. Среди характерных особенностей производственно-хозяйственной деятельности предприятий жилищно-коммунальной сферы, что, в конечном счете, отражается на уровне тарифов на жилищно-коммунальные услуги, важное место отводится вопросам нормирования труда и определения расходов на оплату труда работников в составе себестоимости жилищно-коммунальных услуг.
6.1.1. Численность основного производственного персонала большинства жилищно-коммунальных предприятий определяется не посредством объемов производимой продукции, оказываемых услуг, а количеством и режимом работы подлежащих обслуживанию агрегатов, оборудования инженерных систем и других рабочих мест.
6.1.2. В связи с этим труд основного персонала жилищно-коммунальных предприятий вследствие технологической невозможности или нецелесообразности применения современных, прогрессивных форм оплачивается зачастую по традиционной повременно-премиальной системе.
Тем не менее с переходом к рыночной экономике государство вместо прямого централизованного определения оплаты труда работников жилищно-коммунальных предприятий стремится силами муниципальных органов управления на основе рекомендаций Госстроя России исправить такое положение.
6.2. В соответствии с действующим законодательством все предприятия и организации, в том числе государственные и муниципальные, самостоятельно определяют размеры тарифных ставок и окладов, устанавливают стимулирующие виды доплат и надбавок.
6.3. Тарифная система организации заработной платы является одной из самых распространенных моделей оплаты труда. Основными элементами системы являются:
тарифные ставки (должностные оклады);
тарифно-квалификационные характеристики.
6.3.1. Тарифные ставки (должностные оклады) - выраженная в денежной форме абсолютная стоимость труда различных категорий работников (рабочие, руководители, специалисты, служащие) в единицу времени (час, день, месяц). Размер тарифной ставки возрастает по мере увеличения разряда.
6.3.2. Оплата труда руководителей, специалистов и служащих производится на основе должностных окладов, которые устанавливаются в соответствии с должностью и квалификацией.
6.4. Для формирования, планирования и учета затрат по статье "Заработная плата" необходимо:
6.4.1. Определять нормативную численность работающих по каждому виду работ и выполняемых функций.
6.4.2. Определять квалификационный состав работающих также по видам работ и выполняемых функций, закрепив его штатным расписанием.
6.4.3. Определять формы и системы оплаты труда, тарифные коэффициенты, тарифные ставки (через тарифные коэффициенты и ставку рабочего 1 разряда, принятую тарифным соглашением или коллективным договором).
6.5. Расчет нормативной численности является важной частью подготовительной работы при планировании затрат на оплату труда, что в свою очередь позволяет определять и устанавливать наиболее оптимальные формы и системы оплаты труда, стимулирующие выполнение установленного объема работ надлежащего качества.
Затраты труда (как ручного, так и механизированного) на жилищно-коммунальные услуги должны определяться на основании норм и нормативов, что впоследствии позволит рассчитать нормативные расходы на оплату труда как статьи экономически обоснованного тарифа на жилищно-коммунальные услуги. При этом рекомендуется руководствоваться отраслевыми и межотраслевыми нормативными документами, которые могут быть использованы и как стандарты при проведении экспертизы тарифов.
6.6. В соответствии с действующей концепцией ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве основанием для разработки и утверждения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления нормативной базы формирования и регулирования цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в части норм и оплаты труда следует считать:
Методические рекомендации по организации оплаты труда в жилищно-коммунальном хозяйстве (практическое пособие) (Приказ Госстроя России от 31 марта 1999 г. N 81 и Постановление ЦК профсоюза от 5 мая 1999 г. N 16);
Рекомендации по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 1. Нормативы численности рабочих котельных установок и рабочих тепловых сетей (Приказ Госстроя России от 22 марта 1999 г. N 65);
Рекомендации по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства (Приказ Госстроя России от 22 марта 1999 г. N 66);
Рекомендации по определению численности работников службы заказчика (организация по управлению жилищным фондом) (Приказ Госстроя России от 24 марта 1999 г. N 74);
Рекомендации по нормированию труда по содержанию и ремонту жилищного фонда (Приказ Госстроя России от 9 декабря 1999 г. N 139):
Часть I. Нормы времени и нормы обслуживания на работы по благоустройству и обеспечению санитарного состояния жилых зданий и придомовых территорий;
Часть II. Нормы времени и нормы обслуживания внутри домового инженерного оборудования;
Часть III. Нормы времени и нормы обслуживания на работы по ремонту конструктивных элементов жилых зданий;
Часть IV. Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих муниципальных организаций, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда;
Рекомендации по определению нормативной численности работников, занятых техническим обслуживанием и ремонтом автотранспорта и строительных машин на предприятиях и в жилищно-коммунальных организациях (Приказ Госстроя России от 1 октября 1999 г. N 69);
Рекомендации по нормированию материальных ресурсов на содержание и ремонт жилищного фонда (Приказ Госстроя России от 22 августа 2000 г. N 191);
Нормативы численности руководителей специалистов и служащих коммунальных теплотехнических предприятий, утвержденные Приказом Госстроя России от 12 октября 1999 г. N 74;
Нормативы численности работников коммунальных электроэнергетических предприятий, утвержденные Приказом Госстроя России от 3 апреля 2000 г. N 68.
6.7. В каждом сборнике нормативно-методической базы приведены характеристики по организации работ по техническому обслуживанию и ремонту по всем видам деятельности жилищно-коммунальных предприятий, что оказывает неоценимую помощь исполнителям работ.
6.8. Порядок формирования статьи "Затраты на оплату труда" на основе данных нормативной базы позволит предприятию (собственнику):
- наиболее рационально распределить ограниченные финансовые ресурсы между различными видами работ в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
- определить стоимость предоставляемых услуг на основе средних (оптимальных), а не максимальных издержек;
- внедрять ресурсосбережение и снижение издержек на все виды услуг при обеспечении минимальных муниципальных стандартов уровней качества потребителям услуг;
- создать эффективную конкурентную среду в сфере жилищно-коммунального хозяйства и участвовать в демонополизации этой сферы.
6.9. Механизм современных экономических отношений органов местного самоуправления с муниципальными предприятиями жилищно-коммунального хозяйства в планировании величины фонда оплаты труда для целей формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги не должен предусматривать зависимость от факта, от достигнутого. Более эффективен порядок определения затрат на оплату труда в планируемом объеме работ.
7. Особенности ценообразования для отдельных групп потребителей
7.1. При проведении хозяйствующими субъектами расчетов и обоснований для утверждения тарифов на товары, работы, услуги одного вида деятельности, реализуемые различным группам потребителей, производится распределение общих расходов по виду деятельности по группам потребителей, определяемых Регулирующим органом с соблюдением обязательного такого распределения по двум группам:
- граждане,
- юридические лица.
Распределение общей себестоимости производится пропорционально натуральным показателям производственной программы: объемам производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг. Этот же показатель принимается и при дальнейшем применении дифференциации тарифов хозяйствующими субъектами и Регулирующим органом внутри указанных категорий потребителей.
7.2. В целях определения производственной программы используются:
для граждан:
- среднегодовой расход тепловой энергии и воды по данным их потребления гражданами по приборам учета за предшествующий отчетный календарный год (при наличии приборов учета по тепловой энергии и воде) из расчета числа гигакалорий на 1 квадратный метр в отапливаемый период и кубических метров на человека в сутки;
- нормативы потребления тепловой энергии и воды, утверждаемые органом местного самоуправления (при отсутствии приборов учета по тепловой энергии и воде), из расчета числа гигакалорий на 1 квадратный метр в отапливаемый период и кубических метров на человека в сутки;
- нормы накопления твердых бытовых отходов из расчета числа кубических метров на человека в год;
- площадь занимаемых жилых помещений (в пределах и сверх социальной нормы): в квадратных метрах всего и в квадратных метрах на 1 человека;
для юридических лиц:
- среднегодовой расход тепловой энергии и воды по данным их потребления по приборам учета за предшествующий календарный год или исходя из предполагаемых потребностей юридического лица, что фиксируется в договоре (при наличии приборов учета тепловой энергии и воды), из расчета числа гигакалорий энергии и кубических метров воды;
- нормативы определения объемов потребления в соответствии с порядком такого определения, устанавливаемым соответствующими правилами и фиксируемым в договорах с юридическими лицами (при отсутствии приборов учета тепловой энергии и воды), из расчета числа гигакалорий энергии и кубических метров воды;
- нормы вывоза твердых бытовых отходов, установленные в порядке, утвержденном органом исполнительной власти муниципального образования из расчета числа кубических метров твердых бытовых отходов в год;
- площадь занимаемых нежилых помещений из расчета числа квадратных метров.
7.3. При представлении предложений по величине тарифов по всем видам деятельности хозяйствующими субъектами должны быть учтены уровни рентабельности по всем рассчитываемым тарифам.
7.4. Регулирующий орган осуществляет контроль за представлением на утверждение органу местного самоуправления тарифов для всех групп потребителей, позволяющих обеспечить полное возмещение издержек хозяйствующих субъектов и получение ими прибыли в доле рентабельности, устанавливаемой в утверждаемой органом исполнительной власти муниципального образования величине тарифа или в порядке утверждения органом исполнительной власти муниципального образования самого уровня рентабельности.
7.5. При установлении органом исполнительной власти муниципального образования порядка применения для отдельных категорий граждан тарифов на жилищно-коммунальные услуги в доле от затрат по данной категории потребителей Регулирующие органы представляют на утверждение органу исполнительной власти муниципального образования тарифы в соответствии с согласуемой в устанавливаемом органом исполнительной власти порядке максимальной долей платежей граждан в стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг исходя из общеустановленного порядка расчета стоимости соответствующих услуг (себестоимость и утвержденный для граждан уровень рентабельности).
7.6. Сумма разницы между расчетной величиной стоимости услуг и утвержденным органом исполнительной власти муниципального образования тарифом, уменьшенная на сумму в этой доле налогов, уплачиваемых с оборотов, составляет плановую сумму бюджетных ассигнований для осуществления возмещения из местного бюджета хозяйствующему субъекту убытков, возникающих у него в связи с реализацией им товаров, работ, услуг по регулируемым органом исполнительной власти муниципального образования тарифам, утвержденным ниже себестоимости.
Возмещение хозяйствующему субъекту в таком случае бюджетных ассигнований производится в порядке, утверждаемом органом исполнительной власти муниципального образования или распорядителем бюджетных средств.
7.7. Установленный пунктами 7.5 и 7.6 настоящих Основ порядок действует в целях возмещения хозяйствующим субъектам убытков в связи с реализацией ими товаров, работ, услуг гражданам, имеющим право на льготы и субсидии при оплате жилья и коммунальных услуг.
7.8. Если в процессе рассмотрения и согласования между хозяйствующим субъектом и Регулирующим органом величин тарифов на жилищно-коммунальные услуги будет заведомо известно, что предлагаемые хозяйствующими субъектами величины тарифов по всем или отдельным категориям потребителей не могут быть утверждены органом исполнительной власти в силу социальных условий, сложившихся на территории муниципального образования, то хозяйствующим субъектом по согласованию с Регулирующим органом применяется процедура изменения производственной программы и (или) снижения в составе расходов отдельных затрат с одновременным уменьшением соответствующих или определяемых отдельно видов работ. Таким образом, снижение в этом случае общей потребности в финансовых средствах для хозяйствующего субъекта должно сопровождаться одновременным уменьшением его обязательств по выполнению отдельных видов работ вплоть до ограничения таких обязательств необходимостью соблюдения границ минимальной социальной обеспеченности потребителей жилищными и коммунальными услугами.
Условия действия утверждаемых органом исполнительной власти муниципального образования таких тарифов должны быть доведены до потребителей в порядке, устанавливаемом органом исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.