2. Министерствам края, департаментам и управлениям Правительства края обеспечить выполнение Мероприятий в установленные сроки.
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Министерство экономического развития и внешних связей края (Левинталь А.Б.).
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Хабаровского края |
В.И. Ишаев |
Основные направления
развития туризма в Хабаровском крае на период с 2003 по 2007 год
(утв. Постановлением Губернатора Хабаровского края от 1 апреля 2003 г. N 105)
1. Введение
Географическое положение Хабаровского края и наличие удобной транспортной инфраструктуры создают объективные условия для выделения туризма как одного из перспективных направлений в экономике Хабаровского края.
Стратегической целью Основных направлений развития туризма в Хабаровском крае на период с 2003 по 2007 год (далее именуется - Основные направления) является определение приоритетов развития туристского комплекса Хабаровского края на период 2003-2007 гг., обеспечивающего создание в крае регионально адаптированной, экономически эффективной, привлекательной, а также социально востребованной туристской отрасли, способной внести существенный вклад в обеспечение устойчивого социального, экономического и экологического развития края.
Реализация Основных направлений предполагает гармоничное вхождение туристской отрасли в краевую систему хозяйствования.
В ходе выполнения Основных направлений предусматривается:
- формирование благоприятного общественного мнения, поддерживающего развитие туриндустрии края, и создание необходимых условий для привлечения в ее развитие инвестиционных ресурсов;
- развитие и стимулирование процесса законотворчества;
- развитие инфраструктуры и материальной базы туризма;
- создание новых рабочих мест, вовлечение в сферу ее деятельности различных слоев населения, в том числе и представителей коренных и малочисленных народов Приамурья;
- формирование устойчивой системы кадрового и научного обеспечения туристкой отрасли.
2. Оценка состояния туристской отрасли в Хабаровском крае
Правительством Хабаровского края туристская отрасль определена как одна из наиболее перспективных и динамично развивающихся отраслей в экономике края.
В 2001 году впервые в краевом бюджете была обозначена отдельная строка "Расходы на развитие туризма". В соответствии с этой статьей было выделено целевое финансирование отрасли в размере 1 млн. 700 тыс. рублей. В 2002 году бюджетное финансирование отрасли составило 4 млн. 117 тыс. рублей, что позволило организовать разработку и финансирование важнейших проектов в соответствии с основными направлениями туристической деятельности.
Политическая стабильность, а также тенденции роста российской экономики стали определяющими факторами в стабилизации и дальнейшем росте туристских потоков в Хабаровском крае.
Таблица 1
N п/п |
Виды туризма |
1998 год |
1999 год |
2000 год |
2001 год |
2002 год |
1. | Въезд иностранных туристов: тысяч человек удельный вес (процентов) |
17,7 27,0 |
14,9 25,0 |
19,4 27,0 |
27,4 27,0 |
28,9 24,0 |
2. | Выезд российских туристов за рубеж: тысяч человек удельный вес (процентов) |
38,9 60,0 |
37,3 62,6 |
40,9 56,0 |
56,4 56,0 |
69,5 57,7 |
3. | Внутренний туризм: тысяч человек удельный вес (процентов) |
8,7 13,0 |
7,4 12,4 |
12,3 17,0 |
17,4 17,0 |
22,0 18,3 |
Итого: тысяч человек удельный вес (процентов) |
65,3 100,0 |
59,6 100,0 |
72,6 100,0 |
101,2 100,0 |
120,4 100,0 |
Анализ представленных туристских потоков (таблица 1) показывает, что с 2000 по 2002 год на долю въездного туризма в крае ежегодно приходится не менее 24 процентов от общего объема туристского потока при существующей тенденции роста внутреннего туризма.
Удобное географическое положение Хабаровского края создало благоприятные условия для развития в крае въездного туризма, ориентированного главным образом на потенциал рынков стран Северо-Восточной Азии (Китай, Япония, Республика Корея), а также обслуживание транзитного туристического потока, следующего через Хабаровск в города Москва и Санкт-Петербург.
Специфической особенностью Хабаровского края является наличие общей границы с Китайской Народной Республикой. Китайское направление стабильно остается лидирующим на протяжении ряда лет. В 1999 году число въехавших в край китайских туристов сократилось по сравнению с предыдущим годом на 20 процентов и составило 8395 туристов. Затем последовал значительный рост числа въехавших китайских туристов: в 2000 году Хабаровский край с туристской целью посетило 13102 гражданина КНР, в 2001 году - 16643 туриста. В 2002 году Хабаровский край посетили 17214 китайских туристов, или 60,5 процентов от общего числа въехавших иностранных туристов. Значительное влияние на увеличение потока туристов из Китая сыграло решение Правительства Китайской Народной Республики о включении Российской Федерации в число стран, официально рекомендованных для посещения гражданами КНР, а также вступление в силу в ноябре 2000 года нового Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках. В настоящее время десять туристских компаний Хабаровского края официально уполномочены осуществлять туристскую деятельность в соответствии с этим Соглашением.
Устойчивый интерес к Хабаровскому краю проявляют туристы из Японии.
Хабаровский край, являясь составной частью Дальневосточного региона России, в последние годы приобретает все большее значение как контактная туристская зона в развитии добрососедских и экономических отношений с динамично развивающимся Азиатско-Тихоокеанским регионом. Япония является одним из главных партнеров Хабаровского края в области туризма.
Межправительственное Соглашение между Россией и Японией, подписанное 5 сентября 2000 г., содержит отдельные статьи о поощрении развития туризма, что, несомненно, явилось существенным фактором для развития отношений в данной области. В рамках 9-го заседания российско-японской рабочей группы по экономическому сотрудничеству на Дальнем Востоке, состоявшегося в январе 2001 г., были подробно рассмотрены вопросы сотрудничества в области туризма, при этом особое внимание было уделено развитию туризма с Дальневосточным регионом России.
Активная позиция Правительства Хабаровского края по развитию сотрудничества с префектурами Японии определило рост интереса подданных Японии к российскому Дальнему Востоку. Если в 1999 году Хабаровский край посетило 4730 туристов из Японии, то 2000 году их количество составило уже 5788 человек, а в 2001 году - 8700 человек. По итогам 2002 года Хабаровский край посетило 9500 японских туристов, что составляет 30,57 процента от общего числа иностранцев, посетивших край с туристской целью.
Предстоящий 2003 год объявлен в Японии годом России. Правительство края совместно с Генеральным консульством Японии в г. Хабаровске проводит большую работу для привлечения в край японских туристов.
Следует отметить, что туристские потоки из Японии и Китая являются основной составляющей въездного туризма и составляют 91 процент от общего числа иностранцев, посетивших Хабаровский край.
В целом, анализируя динамику роста въездного туристского потока, можно констатировать, что при условии дальнейшего сохранения стабильной социально-политической и экономической ситуации в стране и регионе ежегодно прогнозируемый прирост иностранных туристов, прибывающих в Хабаровский край, составит около 7 процентов и достигнет к 2007 году численности 38,5 тыс. человек.
В настоящее время наметилась тенденция к переориентации части российских туристов с выездного на внутренний туризм, что главным образом обусловлено доступностью цен и повышением качества предлагаемого внутреннего туристского продукта. В 2001 году по сравнению с 2000 годом количество туристов на внутренних маршрутах увеличилось на 40 процентов и составило 17,4 тыс. человек. Показатели же 2002 года, в сравнении с 2001 годом, увеличились на 26 процентов, и количество отдыхающих достигло 22 тыс. человек.
Существенно возрос интерес жителей края к предлагаемым турам по Хабаровскому краю. Наиболее популярны обзорные экскурсии по памятным местам краевого центра, поездки в центр реабилитации диких животных "Утес", посещение наскальных рисунков древнего человека в с. Сикачи Алян и другие.
По состоянию на 1 января 2003 г. в крае осуществляют свою деятельность 122 туристические компании, 38 из них имеют лицензию на туроператорскую деятельность. Подавляющее большинство туристических компаний являются субъектами малого предпринимательства. Частную или смешанную форму собственности имеют 98,4 процента турфирм края, а 1,6 процента занимают муниципальные и некоммерческие предприятия. Таким образом, главная роль в развитии туристской отрасли Хабаровского края принадлежит частному капиталу.
Учитывая тот факт, что предприятия, занимающиеся туризмом, являются многопрофильными, из более чем 2000 работающих в них специалистов непосредственно заняты в туризме - около 350 человек. Кроме оказания туристско-экскурсионных услуг турфирмами осуществляется продажа авиационных и железнодорожных билетов. Предприятия, имеющие собственную материальную базу (гостиницы, рестораны, автотранспорт), также оказывают населению широкий спектр различных услуг.
К ведущим туристским предприятиям края по объему предоставленных услуг и числу туристов, обслуженных в 2002 году, относятся: "Интур-Хабаровск", "Хабаровсктурист", "Вояж", "Валентур", "Бизнес Мозаика", "Вэлком", "Весь мир", "АКФА-сервис", "Спартак- тур", "БММТ Спутник".
Доходы, полученные от лицензирования туристской деятельности, составили в 2001 году 79,28 тыс. рублей, а в 2002 году - 158,8 тыс. рублей. Объем реализованных туристских услуг в 2002 году составил 409,921 млн. рублей, что на 38 процентов выше показателей аналогичного периода прошлого года в сопоставимой оценке. Удельный вес туристических услуг составляет 2,3 процента от общего объема услуг, реализованных населению края.
Вместе с тем необходимо отметить, что развитие туристской отрасли напрямую влияет на развитие предприятий сферы обслуживания, общественного питания, транспорта, гостиничного комплекса, торговли, связи, культурно-зрелищных объектов, создает новые рабочие места.
В 2000 году в краевой бюджет от деятельности туристических предприятий края поступило 32,3 млн. рублей, в 2001 году - 42,3 млн. рублей, а в 2002 году - 62,2 млн. рублей. Следует отметить, что доля налоговых отчислений в краевой бюджет, уплаченных туристическими компаниями непосредственно от туристической деятельности, составляет около 23 процентов от их общих платежей в бюджет края, что связано с разноплановостью осуществляемой ими деятельности.
До 80 процентов производственных затрат туристических компаний края приходится на затраты, связанные с приобретением прав на услуги организаций, имеющих отношение к другим отраслям экономики края (транспорт, гостиничный комплекс, торговля, сфера общественного питания, связь и т.п.), используемых при производстве туристского продукта. Это свидетельствует о тесной интеграции и кооперации туротрасли с другими отраслями народного хозяйства края.
Наибольший удельный вес занимают услуги, связанные с размещением и проживанием (43 процента), а также с питанием (32 процента) и транспортным обслуживанием (15 процентов). Кроме того, в структуре затрат турфирм значительную долю занимают затраты на экскурсионное обслуживание (7 процентов), услуги гидов-переводчиков (5 процентов), медицинское и визовое обслуживания, а также затраты, связанные со страхованием туристов на период их туристских поездок. Значительны суммы таможенных платежей, оплачиваемых туристами самостоятельно, а также оплата портовых сборов в аэропорту г. Хабаровска, пунктах пропуска "Покровка - автодорожный" (туристическое направление Бикин - Жаохэ), "Хабаровск - речной порт (пассажирский)" (туристическое направление Хабаровск - Фуюань).
2.1. Анализ туристского потенциала Хабаровского края
Туризм является комплексной отраслью, в основе которой лежит совокупность различных условий и факторов, включающих в себя наличие развитой инфраструктуры, кадровое и научное обеспечение, а также природно-рекреационные, инфраструктурные, историко-культурные составляющие.
Природно-рекреационный потенциал обладает высоким разнообразием, что во многом объясняется особенностями географического положения территории и ее историко-экономического развития.
Территория края является уникальной по обилию необычных форм рельефа, рек, озер, редкому сочетанию виду растений и животных и их сообществ.
Край омывается водами Охотского и Японского (Татарский пролив) морей. Протяженность береговой линии (включая острова, крупнейшие из которых - Шантарские) - 3390 километров. На побережье Татарского пролива выделяются удобные для сооружения портов акватории - залив Чихачева, бухта Ванино и особенно - уникальный комплекс глубоководных, хорошо защищенных и обширных бухт, образующих залив Советская Гавань. Этот залив, а также соседняя бухта Ванино, доступны для судов и в зимний период. Для края характерна хорошо развитая речная сеть. Большая ее часть относится к бассейну Тихого океана (реки Амурского бассейна), меньшая - к бассейну Ледовитого океана (реки Ленского бассейна).
Преобладающий характер рельефа Хабаровского края - горный (горы и плоскогорья с высотами от 500 до 2500 м). Самое большое равнинное пространство на юге края - Среднеамурская низменность, расположенная в бассейне реки Амура.
Река Амур одна из главных достопримечательностей края, в долине которой сосредоточено наибольшее количество природных, культурно-исторических туристских объектов. Поэтому путешествие по Амуру - один из ярких и увлекательных туристских маршрутов.
На территории Хабаровского края находятся геологические объекты, имеющие мировое значение: кольцевой хребет Кондер, бессточное плато Мар-Кюэль, карстровые пещеры, Мировой водораздел, каменный лес бухты Сизиман и многие другие.
Растительный мир Хабаровского края весьма богат и разнообразен, здесь встречаются реликтовые (лотосовые, араливые, лимонниковые, тисовые и другие) и эндемические элементы флоры.
Животный мир относится к наиболее ярким, востребованным объектам туризма, его представители крайне редки (амурский тигр, уссурийский журавль, рыбный филин, охотский улит и другие) и включены в международные, российскую, региональные Красные книги, а также в Красные книги других государств.
Отрицательные тенденции в динамике восстановления природной среды, снижение ее биологического разнообразия обусловили необходимость создания в крае сети охраняемых природных территорий, в которую вошли 25 государственных природных заказников (шесть ихтиологических и 19 зоологических) и шесть государственных природных заповедников, занимающих в общей сложности более 8 процентов всей территории края.
Кроме того, в систему особо охраняемых природных территорий входит 230 памятников природы краевого и местного значения, которые вместе с заказниками и заповедниками формируют мощную базу для развития экологического туризма.
Организация и упорядочение структуры территорий традиционного природопользования, с отнесением ее в разряд особо охраняемых, создает серьезные предпосылки для развития этно-экологического туризма и вовлечения в его сферу деятельности коренных малочисленных народов с воссозданием элементов их традиционного хозяйствования и культуры.
Создание в крае первого в крае национального парка "Анюйский", проект которого находится на утверждении в Правительстве Российской Федерации, существенно расширит возможности экологического туризма.
В крае имеются сотни памятных мест, связанных с этапами открытия, изучения и освоения территории края. Сохранились элементы древней культуры каменного и железного веков в остатках поселений на берегах Амурской протоки и р. Амура, в петроглифах Сикачи-Аляна, а также Кии и Шереметьево.
Национальные села (Иня, Аим, Удское, Оремиф, Булава, Датта, Сикачи-Алян, Гвасюги и другие) с очагами национальной культуры представляют собой исключительную ценность и уникальную базу для развития этнического и этно-экологического туризма в крае.
Многие места в крае связаны и с историческими событиями времен интервенции и гражданской войны. Значительная их часть обозначена памятными досками, памятниками и находится в населенных пунктах или их окрестностях, что дает возможность формировать на их базе не только экскурсии, но и исторические маршруты.
Существующие на территории края интересные и перспективные месторождения минеральных вод, в том числе частично освоенные и эксплуатируемые (Тумнинское, Анненские воды) или пока еще не используемые (Тырминское, Туттинское и другие), способны уже в ближайшее время стать опорными базами для организации рекреационного туризма и создают предпосылки для его успешного развития. Наличие месторождений лечебных грязей, климат среднегорья, морской климат, лечебно-оздоровительные ландшафты и другие будут в значительной степени способствовать этому процессу. В настоящее время, некоторые природные месторождения края используются, но только неорганизованным образом (например, месторождение морских лечебных грязей в заливе Алдома), их следует лишь оборудовать в целях создания необходимых условий для прохождения лечебных процедур и отдыха.
Важнейшей составляющей туристского потенциала является инфраструктура туристической отрасли, включающая средства размещения, транспорт, коммуникации и средства связи, предприятия общественного питания, объекты познавательного, развлекательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного значения.
Средства размещения
На сегодняшний день в Хабаровском крае существует 69 гостиниц, из них в г. Хабаровске - 46.
В Хабаровске преобладают гостиницы со сроком эксплуатации более 10 лет, 10 процентов приходится на гостиницы со сроком эксплуатации свыше 50 лет.
Средства размещения делятся на три основных группы: гостиницы - 40 (87 процентов), общежития - 5 (11 процентов), комнаты гостиничного типа - 1 (2 процента). По вместимости гостиницы края можно разделить на следующие группы:
- малые (10 - 100 мест) составляют 80 процентов;
- средние (100 - 500 мест) составляют 17 процентов;
- крупные (более 500 мест) составляют 3 процента.
Общее количество мест во всех гостиничных предприятиях края насчитывается 2383 номера на 4213 мест (в городах - 4029 места, других населенных пунктах - 184 места).
Количество специализированных средств размещения (туристские базы и базы отдыха) - 18, с общим количеством мест размещения - 131.
По категориям гостиницы г. Хабаровска подразделяются следующим образом:
- 4-й категории - 1 гостиница (3 процента);
- 3-й категории - 11 гостиниц (38 процентов);
- 2-й категории - 7 гостиниц (24 процента);
- 1-й категории - 8 предприятий (28 процентов);
- апартаменты - 2 (7 процентов).
Размещение иностранных граждан осуществляется 26 гостиницами (56,5 процента). Следует отметить, что в г. Хабаровске в гостиничном бизнесе сложилась определенная специализация гостиниц по приему иностранных граждан. Так, гостиницы "Турист", "Жи Синь", "Версаль" специализируются на приеме граждан из Китайской Народной Республики, гостиницы "Саппоро", "Интурист", "Парус", "Аметист" и "Али" - принимают гостей из Японии и Республики Корея. Размещением российских граждан занимается 22 процента гостиниц г. Хабаровска.
В ходе проведенного анализа выявлено, что наименьшую долю, около 13 процентов, составляют крупные гостиницы со штатом более 40 человек, остальные 87 процентов приходятся на средние и малые гостиницы со штатом от 10 до 30 человек.
Гостиницами города предоставляются следующие виды дополнительных услуг:
- вызов такси - 28,3 процента;
- автостоянки - 17,4 процента;
- автопарковки - 15,2 процента;
- прачечные - 41 процент;
- рестораны - 72 процента;
- парикмахерские - 16 процентов;
- пункты обмена валюты - 11 процентов;
- пункты продажи сувениров - 12 процентов;
- химчистка - 2,4 процента;
- услуги бизнес-центров - 6,5 процента.
За последние годы значительно повысился спрос на услуги гостиничных предприятий. Среднегодовая загруженность гостиниц составляет 60 - 70 процентов. Существующее состояние гостиничной базы, отсутствие достаточного объема качественного гостиничного сервиса значительно снижает возможность привлечения в край состоятельных туристов из Японии, Республики Корея и южных провинций Китайской Народной Республики. Для развития направлений научного, конгрессного, делового туризма существует необходимость строительства в г. Хабаровске гостиничных комплексов с наличием сервисных услуг на уровне мировых стандартов. Необходимость строительства гостиниц в краевом центре является очевидной.
Транспорт и связь
Хабаровский край расположен в центре российского Дальнего Востока. Через его территорию проходят сухопутные, водные и воздушные маршруты, соединяющие внутренние районы России с тихоокеанскими портами, странами СНГ и Западной Европой, с государствами Азиатско-Тихо-океанского региона.
Железнодорожный транспорт края представлен Дальневосточной железной дорогой (ДВЖД), осуществляющей пассажирские и грузовые перевозки дальнего и местного сообщения. До 16 процентов туристских компаний края, разрабатывая летние туристские маршруты для передвижения туристов, используют возможности железнодорожного транспорта. Особую популярность имеют направления "Хабаровск - Владивосток", "Хабаровск -Владивосток - Иркутск", а также "Хабаровск - Владивосток - Москва".
Речные перевозки осуществляет ОАО "Амурское пароходство". В период навигации около 10 процентов туристических фирм края используют возможности ОАО "Амурского пароходства" и предлагают жителям и гостям Хабаровского края (Республики САХА (Якутия), Сахалинской и Камчатской областей) пассажирские маршруты в города КНР - Тунцзян, Цзямусы, Харбин и Фуюань. Кроме того, Амурским пароходством осуществляется широкий спектр грузо-пассажирских перевозок на внутренних маршрутах - Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре, Охотск, Аян, Ванино, Находка, Владивосток и Благовещенск.
Воздушные перевозки осуществляются через Хабаровский аэропорт, связанный прямыми авиарейсами с крупнейшими городами Российской Федерации и стран СНГ, со многими городами Дальнего Востока России, а также с городами Ниигата и Аомори (Япония), Харбин и Гуаньчжоу (КНР), Сеул (РК). Кроме того, чартерными рейсами осуществляются авиаперелеты в Израиль, в страны АТР и Европы. За 2002 год услугами Хабаровского аэропорта воспользовалось более 18 тысяч российских и около 13 тысяч иностранных туристов. Особой популярностью для организации поездок иностранных туристов пользуются авиамаршруты "Хабаровск - Москва", "Хабаровск - Санкт-Петербург", "Хабаровск - Иркутск", "Хабаровск - Южно-Сахалинск", "Хабаровск - Петропавловск-Камчатский", "Хабаровск - Минеральные воды". Внутри Хабаровского края полеты осуществляются по направлениям в г. Советская Гавань, г. Николаевск-на-Амуре, пос. Охотск, Оха, с. Богородское, им. Полины Осипенко. Для организации маршрутов приключенческого и рыболовного туризма осуществляются чартерные рейсы на вертолетах и самолетах малой авиации.
Одной из основных проблем в организации въездных туристских поездок является высокая цена на авиационные перевозки, что напрямую отражается на общей стоимости туристической путевки.
Аэропортовый сбор в Хабаровском терминале на сегодняшний день составляет 25 долларов США. Данному тарифу должен соответствовать более широкий перечень услуг для авиапассажиров. В международной практике для туристов после прохождения зоны таможенного контроля в зале ожидания предоставлен определенный сервис услуг, например, бесплатное пользование компьютером в сети интернет, что удобно для пассажиров следующих по направлениям делового, научного, конгрессного туризма.
Для иностранных туристов особенно остро встает проблема прохождения пограничного и таможенного контроля. В Хабаровском терминале процедура пересечения границы проходит медленно, длительное время приходится ждать подачу багажа. В международном терминале целесообразно разместить рекламно-информационную литературу по Хабаровскому краю, организовать регулярный просмотр презентационных мультимедийных материалов по Хабаровскому краю. В этих целях необходимо издать достаточное количество путеводителей стандартной международной формы с информацией по индустрии гостеприимства, объектам показа и другим вопросам. Такая же рекламная литература должна находится на борту самолета и раздаваться пассажирам, направляющимся в нашу страну. Осуществление данных мероприятий позволит расширить представление туристских возможностей края и привлечь внимание к отдельным объектам туристской инфраструктуры.
Автомобильный транспорт имеет большое значение в развитии внутреннего туризма в крае, начиная с приема туристов, доставки их в гостиницу, к месту расположения предприятий питания и заканчивая различными экскурсионными программами, доставкой гостей к предприятиям культурно-досуговой сферы.
Город Хабаровск связан регулярным автобусным сообщением с Китайской Народной Республикой, Приморским краем, ЕАО, г. Комсомольском-на-Амуре, г. Бикином, г. Вяземским, пос. Переяславка, с. Троицкое, а также с десятками других населенных пунктов края. В последние годы наблюдается резкий рост числа автомобилей, находящихся в личном пользовании, и многие семьи предпочитают пользоваться собственным транспортом.
Значительную роль в создании комфортных условий для туристов играет связь. В настоящее время в крае предлагаются следующие виды связи: почтовая; радиосвязь (услуги которой предлагают 10 предприятий); городская телефонная связь (услуги предлагают 7 предприятий); телефонная междугородная и международная связь (услуги предлагают 10 предприятий); пейджинговая; сотовая связь, оптико-волоконная и космическая связь.
Потребителям предлагаются различные виды связи посредством сервисных телефонных карт, которые обеспечивают доступность, удобство в обращении.
Сфера питания
Важнейшей составляющей инфраструктуры туризма является сфера общественного питания.
На территории края работает 123 предприятия общественного питания, относящихся к категории ресторанов, баров, кафе и закусочных.
На долю ресторанов с количеством посадочных мест до 50 приходится 19 процентов предприятий общественного питания, 43 процента составляют предприятия, имеющие от 50 до 100 посадочных мест, 38 процентов - это самые крупные в крае рестораны с количеством посадочных мест свыше 100. На малые предприятия, до 25 посадочных мест, приходится 30 процентов баров и 13 процентов кафе и закусочных; на предприятия с количеством посадочных мест от 26 до 50 - 30 процентов и 47 процентов соответственно; свыше 40 процентов приходится на предприятия, имеющие более 40 мест.
Разнообразный ассортимент национальных кухонь предлагают рестораны города Хабаровска и края. Подавляющее число баров специализируются на европейской и русской кухне; для большинства кафе и закусочных характерна смешанная и европейская кухня. Китайская кухня представлена в десяти ресторанах Хабаровского края. Особой популярностью пользуются у хабаровчан и гостей города, такие, как "Пекин", "Сянган", "Восточный дракон", "Император". Предлагают корейскую кухню более десяти ресторанов и кафе, среди них отмечено высокое качество приготовления блюд в кафе "Грин Плаза", ресторанах "Корея-Хаус", "Сеул". На японской кухне специализируются три ресторана "Юнихаб", "Саппоро", "Малый отель".
Значительно влияет на развитие туризма потенциал культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных учреждений.
На территории Хабаровского края сформировалась и развивается развитая сеть такого рода учреждений. Она включает в себя 14 музеев, 8 театров, концертный зал филармонии с органом, цирк, 11 кинотеатров, выставочные залы, галереи, спортивные комплексы, центры народных промыслов, религиозные центры, казино, ночные бары и клубы.
2.2. Система управления отраслью и координация туристской деятельности
Управление туристской отраслью представляет собой многоуровневую вертикальную систему управления, функционирующую на федеральном, региональном и общественном уровнях. В основе системы управления заложена действующая законодательная и нормативно-правовая базы.
Федеральный уровень управления определен Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, в состав которого входит Департамент туризма. Краевой уровень представлен Министерством экономического развития и внешних связей Хабаровского края, в структуре которого создан департамент внешнеэкономических связей и туризма.
Департамент внешнеэкономических связей и туризма призван осуществлять формирование политики регулирования, лицензирования и контроля деятельности в сфере туризма, определять долговременную перспективу развития туризма в крае, координировать и направлять деятельность туристских фирм и иных организаций, работающих в турбизнесе, в стратегически важных и экономически эффективных направлениях путем создания для этого необходимых благоприятных условий.
Общественные организации представлены тремя ассоциациями:
1. Региональная ассоциация содействия развитию туризма (РеАСТ).
Основные цели ассоциации - содействие социально-экономическому развитию региона, эффективному использованию природных, человеческих и иных ресурсов, стимулом которого выступает активное развитие туризма.
Ассоциация призвана решать задачи:
- по созданию системы оказания помощи малым предприятиям в области туризма на местах;
- защита интересов национальных производителей туристических услуг;
- участие в разработке и реализации проектов по развитию и реконструкции объектов инфраструктуры туризма;
- содействие системе подготовки и повышения квалификации кадров для сферы туризма;
- мониторинг регионального рынка услуг и другие.
2. Азиатско-Тихоокеанское представительство Российского союза предприятий туристской индустрии (РСТ).
Основные задачи ассоциации:
- организация на своей территории выставок, фестивалей и участие в международных туристических выставках;
- подготовка и переподготовка туристических кадров;
- оказание помощи турооператорам в составлении бизнес-планов;
- координация деятельности туркомпаний по направлениям выездного и въездного туризма.
3. Межрегиональная ассоциация независимых туроператоров Дальнего Востока (МАНТ-ДВ).
Направления работы ассоциации:
- образовательные программы в сфере туризма и индустрии гостеприимства;
- информационные технологии (издательская, рекламная деятельность);
- продвижение турпродукта региона;
- разработка маршрутов и программ въездного и внутреннего туризма.
С 1998 года в крае функционирует Дальневосточный центр развития туризма (ДВЦРТ).
Направления деятельности центра:
- разработка и реализация проектов развития туристской инфраструктуры;
- проведение курсов, семинаров по переподготовке, повышению квалификации кадров для туристической отрасли;
- создание информационной базы данных по туристскому бизнесу края;
- проведение консультаций и маркетинговых исследований по вопросам развития туризма;
- осуществление рекламной и редакционно-издательской деятельности, издание методической, учебной литературы;
- разработка, получение и реализация грантов от различных фондов в соответствии с основными направлениями деятельности ДВРЦТ.
Данные организации объединяют и представляют интересы большинства турпредприятий и организаций края, включая научные и образовательные структуры, заинтересованные в успешном развитии туристской отрасли края в целом. Ассоциации способствуют выработке единых взглядов, позиций и приоритетов в турбизнесе, координируют деятельность турфирм в области лоббирования своих интересов, ведут диалог с государственными управленческими структурами, продвигая интересы туристских фирм, и выступают посредниками между ними. В то же время туристские ассоциации края оказывают содействие государственным управленческим структурам в реализации совместных мероприятий, направленных на повышение эффективности турбизнеса.
В целях более эффективной координации управления туристической отраслью края необходимо восстановить работу межведомственного краевого координационного совета по туризму, объединяющего представителей государственных, коммерческих и общественных структур, главной целью которого является координация работы, направленная на развитие туризма в крае.
Неотъемлемым элементом координации туристской деятельности и определения приоритетных направлений развития туризма является проведение в крае международных туристических конференций и семинаров с участием представителей государственных органов управления, научных и общественных кругов.
2.3. Кадровое и научное обеспечение
Развитие инфраструктуры туризма характеризуется увеличением потребности в высококвалифицированных кадрах, повышением требований к качеству обслуживания туристов. По данным ДВЦРТ в 2001 году численность работников туристских фирм, непосредственно занятых в туристической отрасли, составила 350 человек; в гостиничном бизнесе - 850 человек; в сфере общественного питания - 855 человек.
Высшее образование имеют около 80 процентов сотрудников турфирм края, 62,1 процента сотрудников гостиниц и предприятий гостиничного типа, 56,7 процента работников сферы предприятий общественного питания.
Менее половины персонала туристских фирм и предприятий туристской инфраструктуры владеют иностранными языками. Не более 3 процентов руководителей туристических компаний имеют специализированное профессиональное образование в сфере туризма.
В настоящее время в Хабаровском крае существующая система подготовки кадров включает четыре ступени:
- профессиональные классы, лицеи;
- колледжи, техникумы;
- высшие учебные заведения;
- курсы повышения квалификации.
В 2000 году по инициативе управления по туризму в рамках программы сквозной подготовки туристских кадров совместно с Хабаровским краевым центром детско-юношеского туризма и экскурсий на базе средней школы N 19 г. Хабаровска был создан специализированный класс с двухгодичной подготовкой старшеклассников по программе "Гид - проводник" и "Экскурсовод". Помимо этого, при Хабаровской академии экономики и права создана и действует начальная школа туристики.
Подготовка специалистов среднего звена, осуществляется в пяти колледжах гг. Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. Профессиональное высшее образование в сфере туристского бизнеса обеспечивают пять высших учебных заведений города Хабаровска:
- Хабаровская государственная академия экономики и права (ХГАЭиП);
- Хабаровский государственный технический университет (ХГТУ);
- Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК);
- Хабаровский государственный институт искусств и культуры (ХГИИК);
- Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС).
Повышением квалификации кадров, занятых в сфере туризма, занимается Хабаровская государственная академия экономики и права, а также Дальневосточный центр развития туризма.
В области кадрового и научного обеспечения необходимо осуществлять подготовку квалифицированных кадров на принципах непрерывности, начиная с системы лицейских программ, профессиональных классов и кончая послевузовским образованием и регулярным повышением квалификации по международным стандартам и методикам с учетом особенностей российского рынка туристско-экскурсионных услуг.
В Хабаровском крае исследованиями в области туризма заняты ученые и специалисты академических (Институт водных и экологических проблем Дальневосточного отделения Российской академии наук), отраслевых (Дальневосточный научно-исследовательский институт лесного хозяйства) научно-исследовательских институтов, вузов (ХГЭП, ХГТУ, ДВГУПС и др.), коммерческих (ДВРЦТ) и некоммерческих организаций. Ими осуществлены исследования в области анализа некоторых сфер деятельности турбизнеса, обоснованы ряд перспективных для туризма территорий, подготовлены и выпущены первые карты, монографии, учебные пособия, методические разработки. Вместе с тем эта деятельность носит преимущественно случайный характер, в ней отсутствует необходимая координация, четко сформулированные приоритеты и стратегия. В связи с этим необходимо определить основные задачи в области научного сопровождения туризма, к которым в первую очередь следует отнести:
- разработку и практическую реализацию программ инвентаризации и составления кадастров туристских ресурсов;
- районирование территории края по приоритетным направлениям и перспективам развития туризма в целях эффективного регионально и экологически адаптированного управления внутренними туристскими потоками;
- активизацию аналитической и издательской деятельности по вопросам туризма;
- привлечение высококвалифицированных кадров к работе на маршрутах.
Целенаправленное развитие кадрового потенциала отрасли - это совершенствование работы по подбору и расстановке кадров, создание отраслевой системы требований к оценке кадров, конкурсного отбора специалистов, ротации кадров, стимулирование деятельности кадров, аттестация и непрерывное совершенствование знаний, повышение служебной квалификации. Интенсивное внедрение новых технологий, автоматизация и компьютеризация производства приводят во всех развитых странах к постоянному снижению численности занятых в промышленности и переходу их в сферу услуг. Туризм и гостиничный менеджмент относятся к самым перспективным областям этой сферы.
3. Создание условий для устойчивого развития туристской отрасли
Благодаря реальному воздействию на различные секторы экономики, прежде всего на такие, как - гостиничный и ресторанный бизнес, торговлю, связь и транспорт, развитие краевой туристской отрасли, ориентированной на въездной и внутренний туризм, позволит:
- видоизменить облик города и края, расширить векторы делового сотрудничества в различных секторах экономики;
- формировать и качественно удовлетворять потребности населения края в услугах предприятий туристской отрасли;
- увеличить поток различных категорий туристов в регион;
- обеспечить пополнение бюджета края за счет увеличения загрузки имеющейся материальной базы оздоровления и отдыха, реализации сувенирной продукции и изделий народных промыслов, а также максимального использования потенциала всех отраслей, связанных с туризмом;
- оказать позитивное воздействие на развитие предприятий других отраслей экономики (пищевой промышленности, сельского хозяйства, торговли, производства товаров народных промыслов, учреждений культуры, дорожной сети и средств связи).
Достижению поставленных целей, а также повышению привлекательности края будет способствовать реализация следующих мероприятий:
- проведение инвентаризации средств размещения туристов в Хабаровском крае и оценка их состояния на соответствие международным стандартам с учетом приоритетных направлений развития туризма в крае;
- строительство в Хабаровске 4 - 5 звездного гостиничного комплекса;
- создание и развитие сети малых отелей, отелей туристского класса, сельских гостиниц, туристских баз;
- расширение сети предприятий общественного питания, торговли в местах временной и постоянной концентраций туристов;
- создание объектов развлечений и отдыха (зоопарк, аквапарк и т.п.), пригородных туристских зон и центров зимнего спорта;
- строительство спортивных сооружений и выставочных залов;
- реконструкция парковых зон, вынос промышленных предприятий из центральной части города Хабаровска (ликеро-водочный завод "Хабаровский", авиаремонтный завод по ул. Запарина) и создание на этом месте современной городской инфраструктуры;
- расширение сети дорог за счет строительства новых и восстановления старых, что позволит создать связующий узел маршрутов внутреннего и въездного туризма с последующим строительством сервисных туристских центров, а также мотелей и кемпингов на данных маршрутах;
- строительство и реконструкция речных причалов, расширение сервиса услуг речного транспорта в целях дальнейшего освоения туристских ресурсов бассейна реки Амура;
- разработка организационно-правового механизма внедрения системы проживания туристов в семьях;
- открытие новых международных авиалиний по маршрутам: "Хабаровск - Далянь", "Хабаровск - Пекин", "Хабаровск - Сиэтл", "Хабаровск - Анкоридж" и других;
- осуществление реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта города Хабаровска, сооружение посадочных "рукавов" для пассажиров, а также развитие сервисных центров и центров досуга в международном аэропорту;
- размещение рекламно-информационных вывесок на английском языке в местах объектов показа и индустрии гостеприимства.
3.1. Восстановление, сохранение и освоение ресурсного потенциала туризма
В целях оценки и развития туристского потенциала края необходимо:
- разработать и реализовать краевую программу "Кадастр туристских ресурсов", в рамках которой выявить и сопоставить перечень всех известных на сегодняшний день туристских ресурсов, оценить их современное состояние, тенденции изменения, предложить меры по их рациональному использованию, сохранению, а при необходимости и восстановлению с одновременной разработкой схемы их постоянного мониторинга;
- определить емкость туристского потенциала (прежде всего, природного) и определить пропускную способность различных территорий края применительно к тем или иным видам и формам туризма;
- разработать генеральную схему туристских маршрутов, исходя из природной и иной специфики туристского потенциала территорий, видов и форм туризма и интересов туристов;
- произвести паспортизацию маршрутов, с описанием природного, этно-культурного, исторического и иного потенциала территории, экологических и иных ограничений, целесообразных видов и форм туризма с учетом природных особенностей, сезонных аспектов и т.п.;
- определить и обосновать перечень необходимых объектов благоустройства, оборудования и совершенствования материально-технической базы на туристских маршрутах, стационарах, местах их расположения;
- определить места создания и развития различных видов и форм туризма, а также объекты строительства для их обеспечения.
В рамках этого необходимо:
- развивать маршруты этнографического, приключенческого туризма;
- организовывать туры "Дальневосточная зима";
- рекламировать круизные маршруты по р. Амуру;
- проработать создание автобусных и железнодорожных маршрутов "Шолом-Алейхем", "Выходного дня" в пригородные районы края, ЕАО, Приморье и другие территории Дальнего Востока с различным комплексом туристских услуг и программ.
3.2. Меры по совершенствованию законодательной базы туризма
Система управления туристской отраслью требует постоянного совершенствования и серьезного внимания. Эффективность управления в первую очередь зависит от всестороннего анализа и знания проблем отрасли, а также причин их порождающих. Кроме того, необходимо понимание политических и социально-экономических условий функционирования отрасли, основ ее законодательной и нормативно-правовой базы, а также механизмов их реализации.
Главная функция системы управления в туризме заключается в создании условий и обеспечении устойчивого и эффективного развития туристской отрасли.
Основные усилия должны быть направлены на создание благоприятного инвестиционного климата для российских и иностранных компаний, вкладывающих средства в развитие туристской инфраструктуры в крае.
В связи с этим в крае требуется разработать и принять ряд соответствующих нормативно-правовых актов.
Одним из таких актов должен стать Закон Хабаровского края "О туризме в Хабаровском крае", развивающий с учетом местных условий положения норм федерального законодательства, а также определяющий общие направления развития туристской отрасли в крае. Вместе с тем в данном Законе должны быть отражены основные условия деятельности субъектов туристической отрасли края, установлена компетенция органов государственной власти края и органов местного самоуправления в области регулирования туристской деятельности.
Наряду с разработкой и принятием Закона "О туризме в Хабаровском крае" необходимо:
- создать нормативно-правовую базу по оценке туристских природных комплексов и их отдельных элементов, механизмов определения и установления размеров оплаты за использование туристских ресурсов, инвентаризации и классификации природных ресурсов края, являющихся объектами туризма;
- создать систему подготовки и аккредитации экскурсоводов и гидов-проводников экологического и приключенческого туризма;
- проводить адаптированную кадровую политику в сфере туризма;
- обеспечить развитие рекламы туристских ресурсов края;
- создать туристскую символику края;
- обеспечить научные исследования в целях совершенствования туристской деятельности;
- создать систему обеспечения безопасности туристов;
- сформировать систему финансовой поддержки туристской деятельности в крае, включающую государственные, общественные фонды, а также средства предприятий туриндустрии;
- обеспечить поддержку социального туризма.
Необходимо разработать и принять следующий пакет документов: положение о туристском реестре Хабаровского края, включающее в себя классификацию туристских ресурсов; положение о кадастре туристских территорий Хабаровского края, определяющее порядок создания туристско-рекреационных зон в крае, а также положение об оказании туристских услуг.
Вместе с тем необходимо внести ряд законопроектов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и обратиться в Правительство Российской Федерации по вопросам связанным:
- с включением туристских услуг для иностранных граждан на территории Российской Федерации в реестр внешнеэкономической деятельности;
- с внесением в нормативные правовые акты о туризме понятия "гид-проводник экологических туров", а в реестр органов стандартизации и сертификации - государственный стандарт данной специальности;
- с внесением в соответствующие нормативные акты положений, предусматривающих схему упрощенного визового обмена между Российской Федерацией и Японией;
- с разработкой механизма предоставления угодий и водных объектов туристическим компаниям в долгосрочную аренду и определением туристской ренты;
- с передачей на места прав и полномочий, касающихся разрешительной системы в части вывоза охотничьих трофеев для иностранных туристов (оформление разрешения CITES).
Для достижения обозначенных выше задач необходимо создать совместную рабочую группу по подготовке соответствующих предложений и нормативных правовых актов, в которую вошли бы представители Правительства Хабаровского края, Законодательной Думы Хабаровского края, общественных туристских организаций, специалистов в области туризма.
3.3. Формирование маркетинговой стратегии и информационного обеспечения
Управленческая деятельность туристских предприятий и организаций сводится к поиску наиболее эффективных форм и методов создания и продвижения туристического продукта. Зачастую руководители туристских организаций ориентированны на быстрое достижение результата без углубленной проработки перспективных направлений своей деятельности. В этой связи следует обратить особое внимание на привлечение маркетинговых исследований в управление туристским бизнесом, что позволило бы расширить спектр и качество предлагаемых услуг на туристическом рынке.
В настоящее время маркетинг в туристской деятельности преимущественно сводится к изучению возможностей привлечения внимания отечественных туристов к зарубежным туристским маршрутам и их последующей реализации. Вопросы изучения имеющихся возможностей для развития внутреннего и въездного туризма остаются без должной проработки и внимания. В связи с этим было бы целесообразным:
- разработать единую маркетинговую стратегию продвижения дальневосточного туристского продукта в других регионах Российской Федерации и за ее пределами. При этом необходимо выделить туристский продукт Хабаровского края как самостоятельного туристского центра и крупнейшего транзитного пункта на Дальнем Востоке;
- регулярно проводить маркетинговые исследования туристского рынка Хабаровского края и Дальнего Востока, что позволит разработать и своевременно корректировать маркетинговую стратегию Хабаровского края в части сбалансированного развития внутреннего, въездного и выездного туризма в крае.
Реализация современной маркетинговой стратегии и продвижение туристского продукта края на внутреннем и международном рынках возможно лишь при решении следующих задач:
- разработка рекламной стратегии по продвижению туристского продукта края в России и за рубежом с определением этапов ее реализации. В этих целях важно использовать участие во внутренних и международных туристских выставках - ярмарках, а также презентациях туристического потенциала края за рубежом с обязательным представлением продуманной информации и качественной рекламной продукции о туристском потенциале и возможностях Хабаровского края;
- разработка и реализация цикла теле- и радиорекламно-информационных программ, а также проведение регулярных рекламно-информационных компаний в специализированных печатных отечественных и зарубежных средствах массовой информации, в целях популяризации въездного и внутреннего туризма;
- издание цветных каталогов, буклетов, плакатов, карт и иной рекламно-информационной печатной продукции;
- организация в Хабаровске информационного центра для иностранных и российских туристов;
- расширение спектра предлагаемой информации по туризму для размещения в сети "Интернет" на WEB-сайте Хабаровского края, а также создание серии специализированных сайтов по видам и различным направлениям туризма (экологический, внутренний, въездной и т.д.)
3.4. Условия информационного обеспечения туристской отрасли
Создание эффективно развивающейся туристской отрасли в единой системе хозяйствования невозможно без полного и качественного ее информационного обеспечения и выполнения следующих условий:
- формирование единой базы данных, отражающей потенциал и возможности созданной и имеющейся туристской инфраструктуры края;
- создание и внедрение современной системы сбора и анализа статистической отчетности туристических предприятий края;
- проведение анализа состояния и перспектив развития современного внутреннего и внешнего туристических рынков;
- информационная поддержка деятельности туроператоров края, направленная на создание благоприятных условий развития и продвижения местного туристского продукта.
3.5. Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров в
туризме и научное обеспечение отрасли
Принимая во внимание то, что подготовка квалифицированных кадров в туризме является неотъемлемой частью системы создания качественного и конкурентоспособного национального и регионального туристского продукта, перед органами государственной власти, учебными заведениями, предприятиями туристического бизнеса встает ряд серьезных задач в сфере подготовки кадров и проведения продуманной кадровой политики. В этих целях необходимо:
- сформулировать и определить основные направления создания региональной кадровой политики в сфере туризма с учетом территориальных особенностей и потребностей края в профессиональных кадрах. Разработать механизм их реализации, используя при этом отечественный и зарубежный опыт;
- провести исследования по изучению потребностей в кадрах предприятий, представляющих туристский бизнес в Хабаровском крае (туристических фирм, предприятий гостиничного бизнеса и общественного питания);
- определить реальные потребности и возможности высших и средних учебных заведений края, осуществляющих подготовку и переподготовку профессиональных кадров в сфере туризма.
Следует обратить особое внимание на доработку и внедрение единых научно обоснованных критериев подготовки и отбора работников индустрии туризма. В связи с чем необходимо:
- совершенствовать систему повышения профессиональной квалификации работников туриндустрии;
- создать единую информационную базу данных квалифицированных кадров туристической отрасли.
В настоящее время в крае проводится целенаправленная работа по подготовке и изданию углубленных специализированных методических материалов для туристической отрасли. Рядом научно-исследовательских институтов и туристскими кафедрами высших учебных заведений края выпущен широкий перечень монографий, учебных пособий и методических разработок в области туризма. Осуществлены первые защиты кандидатских диссертаций по туристской тематике.
ДВЦРТ совместно с ХГАЭП проведены совместные исследования в области анализа основных сфер деятельности турбизнеса. Осуществлена разработка первой в крае туристской карты и рекомендаций по формированию и реализации экологических туристских маршрутов. Выпущен ряд атласов и рекламно-информационных буклетов о Хабаровском крае. В настоящее время возникает острая необходимость в координации научных сил, работающих в области туризма, и концентрации их на основных базовых направлениях, обеспечивающих успешное функционирование туристического бизнеса.
В перспективе необходимо создание консолидированной рабочей группы из числа авторитетных ученых и признанных специалистов в области туризма, усилия которых бы были ориентированы на координацию исследовательской работы, направленной на научное сопровождение развития туристской деятельности.
4. Повышение эффективности туристской деятельности
Определение туризма как одного из важных направлений экономики края обусловлено, прежде всего, возможностью данной отрасли значительно увеличить доходную часть бюджета территории, а также увеличить занятость населения. В этой связи необходимо акцентировать внимание на развитии туристской отрасли в крае, особенно на развитии въездного и внутреннего направлений туризма. Именно внутренний туризм является основополагающей базой для развития въездного туризма, следовательно, для привлечения в край финансовых средств.
В связи с этим необходимо:
- выявить и сформировать приоритеты в развитии въездного и внутреннего туризма;
- четко определить основные рынки для продвижения туристского продукта Хабаровского края в России и за рубежом;
- разработать специальные программы развития приоритетных туристских направлений по привлечению туристов из стран АТР и в первую очередь из Китая, Японии и Республики Корея.
Анализ современного туристского потенциала края и структуры потока туристов позволяет выделить в качестве основных видов туризма транзитный, экологический, этнографический, познавательный, приключенческий, так как именно они способны обеспечить развитие приоритетных направлений туризма в крае (въездного и внутреннего) в ближайшей перспективе.
В связи с тем, что Хабаровский край занимает одно из ведущих мест в России по наличию природно-рекреационного потенциала, значимость экотуризма для социального, экономического и экологического развития Хабаровского края очень велика. Учитывая это, необходимо оказать поддержку данному виду туризма, осуществить разработку и реализацию специального комплекса мер, целенаправленно способствующих развитию экологического туризма в Хабаровском крае. При этом требуется решить следующие задачи:
- создать реестр территорий и акваторий (рек, озер, участков морского побережья и т.п.) края, пригодных для использования по линии экологического туризма, в том числе с использованием особо охраняемых природных территорий;
- разработать план мероприятий, направленных на поддержание экологического равновесия на территориях активной туристической деятельности;
- создать эффективную систему координации усилий туристских, общественных и научных организаций, а также исполнительной и законодательной властей, направленных на поиск, разработку и реализацию путей развития экологического туризма;
- выработать критерии и рассмотреть возможность льготного налогообложения туристских компаний, осуществляющих свою деятельность в сфере экологического туризма;
- провести исследование в целях выявления реальной потребности в профессиональной подготовке специалистов туристских предприятий края, специализирующихся на экологическом направлении;
- разработать систему подготовки и повышения квалификации кадров в области экотуризма;
- разработать мероприятия, способствующие продвижению экологического туристического продукта за пределы региона, с использованием современных технологий в информировании иностранных граждан о туристическом потенциале края;
- разработать и осуществить комплекс рекламных мероприятий, способствующих созданию положительного образа туристских компаний края, осуществляющих свою деятельность на экологическом направлении, а также разъясняющих преимущества развития данного вида туризма для местного населения.
Вместе с тем в крае активно развиваются другие виды туризма (рекреационный, приключенческий, охотничий, рыболовный, этнографический), способствующие привлечению в край иностранных туристов и вовлечению местного населения в производство и потребление туристического продукта и услуг.
Учитывая это, необходимо:
- изучить возможность рекреационной деятельности туристов, рассчитать и представить нормы добычи растительных и животных ресурсов, в том числе нормы вылова рыбы или сбора коллекций, природных сувениров, определить виды, объекты коллекционирования; разработать шкалу стоимости за пользование ресурсами, определить экологические, временные, объектные и иные ограничения;
- определить в таежных районах края новую стратегию охотничьего и рыболовного промыслов с переориентацией использования ресурсов в интересах развития экологического туризма;
- разработать и усовершенствовать систему лицензирования спортивной охоты, лова рыбы;
- создать банк информационных данных о климате, водных ресурсах, минеральных водах, лечебных грязях, растительности, животном мире, эпидемиологической обстановке, перспективах создания туристских центров и освоения курортных факторов, перспективных рекреационно-туристских маршрутах и т.п.;
- содействовать предприятиям и организациям по созданию малотоннажного флота для речного и прибрежного туризма и рыбной ловли; приобретению малых самолетов и вертолетов; развитию средств связи; организации производства и продажи местных сувениров, изделий декоративно-прикладного искусства, создания "изб ремесел", производства и продажи альбомов, видеокассет, компакт-дисков; организации производства и поставок экологически чистого продовольствия;
- предусмотреть подготовку экскурсоводов, проводников для развития внутреннего и въездного туризма в рамках программ развития этих направлений;
- разработать систему сертификации экскурсоводов, гидов, проводников в целях обеспечения высокого качества и безопасности обслуживания туристов на маршруте с учетом специфики конкретного вида туризма;
- продолжить работу по включению памятника "Петроглифы с. Сикачи-Алян" в перечень памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
В целях повышения эффективности въездного и транзитного туризма важно:
- учитывать интересы туристов приграничных стран, используя опыт реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках, изучить возможность распространения данного опыта на взаимоотношения с Республикой Корея, Японией, Таиландом, Малайзией;
- обратить внимание на развитие международного туризма со странами Западной Европы, Канады. Продолжая сотрудничество со странами АТР, рассмотреть вопрос о совместном использовании и охране туристских ресурсов региона, осуществлять регулярный обмен информацией о состоянии и перспективах туризма между органами управления туризма и туристскими ассоциациями стран партнеров;
- организовать рекламные туры для представителей российских и зарубежных туристских ассоциаций и средств массовой информации в целях продвижения турпродукта региона;
- участвовать в разработке международной программы "Устойчивое развитие туризма на Дальнем Востоке", поддержанной российско-японской межправительственной комиссией, которая предусматривает развитие всех видов туризма, технологию бережного и рационального использования туристских ресурсов.
5. Организационное обеспечение реализации Основных направлений
Оперативное управление и координацию выполнения отдельных мероприятий должны осуществлять рабочие группы, в состав которых входят представители Правительства Хабаровского края, государственного фонда развития малого предпринимательства, местных органов самоуправления, руководителей туристских и других заинтересованных фирм.
Реализация проектов при долевом финансировании с коммерческими структурами на взаимовыгодных условиях будет осуществляться на основе соглашений и хозяйственных договоров согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации.
Координация деятельности краевых и местных органов исполнительной власти, регионального фонда поддержки малого предпринимательства, а также общественных объединений предпринимателей по выполнению инвестиционных проектов в рамках Основных направлений осуществляется Министерством экономического развития и внешних связей Хабаровского края, которое определяет первоочередность инвестиций с учетом приоритетных направлений и наличия средств.
Мероприятия
по реализации Основных направлений развития туризма в Хабаровском крае на
период с 2003 по 2007 год
(утв. Постановлением Губернатора Хабаровского края от 1 апреля 2003 г. N 105)
/------------------------------------------------------------------------\
| N | Наименование | Срок | |
|п/п | мероприятий |исполне- | Исполнители |
| | | ния | |
|-----+------------------------------------------------------------------|
|1. | Развитие законодательной и нормативно-правовой базы туризма |
|-----+------------------------------------------------------------------|
|1.1. |Разработка проекта |2004 год |Министерство экономического |
| |закона | |развития и внешних связей |
| |"О туризме в | |Хабаровского края, |
| |Хабаровском крае" | |Хабаровская государственная |
| | | |академия экономики и права |
| | | |(ХГАЭП), общественные |
| | | |туристские организации |
|-----+-------------------------+----------+-----------------------------|
|1.2. |Разработка положения о |2003 год |Министерство экономического |
| |туристском реестре | |развития и внешних связей |
| |Хабаровского края | |Хабаровского края, |
| | | |общественные туристские |
| | | |организации |
| | | | |
|-----+-------------------------+----------+-----------------------------|
|1.3. |Разработка положения о |2003 год |Министерство экономического|
| |кадастре туристских | |развития и внешних связей|
| |территорий Хабаровского | |Хабаровского края,|
| |края | |Министерство природных|
| | | |ресурсов Хабаровского края,|
| | | |Хабаровское представительство|
| | | |Российского союза предприятий|
| | | |туристской индустрии (РСТ) |
|-----+-------------------------+----------+-----------------------------|
|1.4. |На основе туристского |2004-2005 |Министерство строительства|
| |кадастра территорий |гг. |Хабаровского края |
| |Хабаровского края | | |
| |обозначить развитие | | |
| |направлений | | |
| |градостроительной | | |
| |деятельности, включив их | | |
| |в комплексную | | |
| |долгосрочную программу | | |
| |перспективного | | |
| |продвижения туристской | | |
| |отрасли | | |
|-----+-------------------------+----------+-----------------------------|
|1.5. |Разработка проекта ре- |2003-2004 |Министерство экономического|
| |естра туристских |гг. |развития и внешних связей|
| |ресурсов Хабаровского | |Хабаровского края,|
| |края | |Министерство природных|
| | | |ресурсов Хабаровского края,|
| | | |Министерство культуры|
| | | |Хабаровского края, Институт|
| | | |водных и экологических|
| | | |проблем ДВО РАН (ИВЭП ДВО|
| | | |РАН) |
|-----+-------------------------+----------+-----------------------------|
|1.6. |Подготовка проекта |2003-2004 |Министерство экономического|
| |кадастра туристских |гг. |развития и внешних связей|
| |территорий Хабаровского | |Хабаровского края,|
| |края совместно с данными | |Министерство строительства|
| |градостроительного | |Хабаровского края, РСТ,|
| |кадастра | |Дальневосточный центр|
| | | |развития туризма (ДВЦРТ),|
| | | |ИВЭП ДВО РАН |
|-----+-------------------------+----------+-----------------------------|
|1.7. |Анализ действующих на |2003-2004 |Министерство экономического|
| |территории районов |гг. |развития и внешних связей|
| |Хабаровского края | |Хабаровского края,|
| |местных | |администрации районов|
| |нормативно-правовых | |Хабаровского края, главное|
| |актов по оформлению | |государственно-правовое |
| |дополнительных | |управление Губернатора и|
| |разрешительных | |Правительства Хабаровского|
| |документов и взиманию | |края |
| |дополнительных сборов за | | |
| |посещение этих | | |
| |территорий иностранными | | |
| |туристами | | |
|-----+-------------------------+----------+-----------------------------|
|1.8. |Подготовка обоснования и |2003 год |Министерство экономического|
| |предложения в | |развития и внешних связей|
| |Правительство Российской | |Хабаровского края,|
| |Федерации от | |Межрегиональная ассоциация|
| |Хабаровского края о | |независимых туроператоров|
| |внесении изменений в | |Дальнего Востока (МАНТ-ДВ) |
| |законодательство, | | |
| |касающихся передачи | | |
| |органам субъектов | | |
| |Российской Федерации | | |
| |прав и полномочий, | | |
| |касающихся вывоза | | |
| |охотничьих трофеев для | | |
| |иностранных туристов | | |
| | | | |
|-----+------------------------------------------------------------------|
|2. |Маркетинговые мероприятия, информационное обеспечение развития |
| |туристской деятельности |
|-----+------------------------------------------------------------------|
|2.1. |Разработка |2003-2004 |Министерство экономического|
| |маркетинговой стратегии | гг. |развития и внешних связей|
| |продвижения туристского | |Хабаровского края,|
| |продукта на внутреннем | |общественные туристические|
| |и внешнем рынках | |организации |
|-----+-------------------------+----------+-----------------------------|
|2.2. |Проведение |2004 год |Министерство экономического|
| |маркетингового | |развития и внешних связей|
| |исследования и анализ | |Хабаровского края |
| |рынка потенциальных | | |
| |потребителей туристских | | |
| |услуг из Японии, Южной | | |
| |Кореи, КНР, США, | | |
| |Канады, Европы | | |
|-----+-------------------------+----------+-----------------------------|
|2.3. |Формирование программ | еже- |Министерство экономического|
| |событийного туризма |годно |развития и внешних связей|
| |(фестивали, народные | |Хабаровского края,|
| |праздники, конференции) | |Министерство культуры|
| |в Хабаровском крае | |Хабаровского края |
|-----+-------------------------+----------+-----------------------------|
|2.4. |Подготовить и издать |в течение |Министерство экономического|
| |справочно-информационный |всего |развития и внешних связей|
| |материал, |периода |Хабаровского края |
| |представительской и | | |
| |аудиовизуальной | | |
| |рекламной продукции, | | |
| |буклетов и проспектов | | |
| |по направлениям | | |
| |внутреннего и въездного | | |
| |туризма | | |
|-----+-------------------------+----------+-----------------------------|
|2.5. |Создание совместно с |2003-2004 |Министерство экономического|
| |творческой группой | гг. |развития и внешних связей|
| |программы "Сделано в | |Хабаровского края |
| |Хабаровске" цикла | | |
| |телевизионных передач, | | |
| |посвященных проблемам | | |
| |развития туристической | | |
| |отрасли края, | | |
| |продвижению краевого | | |
| |туристического продукта | | |
| |в стране и за рубежом | | |
|-----+-------------------------+----------+-----------------------------|
|2.6. |Организация публикаций |ежегодно | - " - |
| |в российских и | | |
| |зарубежных средствах | | |
| |массовой информации, | | |
| |серии статей о | | |
| |возможностях туристской | | |
| |отрасли в крае | | |
|-----+-------------------------+----------+-----------------------------|
|2.7. |Проведение научных |2005 год | - " - |
| |исследований, | | |
| |направленных на | | |
| |разработку комплекса | | |
| |мероприятий по развитию | | |
| |специализированных | | |
| |видов туризма, а также | | |
| |эффективных направлений | | |
| |туристской деятельности | | |
| |в регионе | | |
|-----+-------------------------+----------+-----------------------------|
|2.8. |Проведение | еже- |Министерство экономического |
| |рекламно-презентационных | годно |развития и внешних связей |
| |туров для международных | |Хабаровского края, |
| |туроператоров и | |общественные туристские |
| |представителей средств | |организации края |
| |массовой информации | | |
|-----+-------------------------+----------+-----------------------------|
|2.9. |Участие в международных | еже- |Министерство экономического |
| |и региональных | годно |развития и внешних связей |
| |туристских выставках и | |Хабаровского края |
| |биржах | | |
|-----+-------------------------+----------+-----------------------------|
|2.10.|Проведение |2004 год |Министерство экономического |
| |научно-практической | |развития и внешних связей |
| |конференции по туризму | |Хабаровского края, |
| | | |Министерство образования |
| | | |Хабаровского края, ИВЭП ДВО |
| | | |РАН |
|-----+-------------------------+----------+-----------------------------|
|2.11.|Создание Туристского |2004-2005 |общественные туристские | | |
| |центра информационной |гг. |организации края | | |
| |поддержки (ТИЦ) | | | | |
|-----+-------------------------+----------+-----------------------------|
|2.12.|Информационная |постоянно |Министерство экономического |
| |поддержка в рамках | |развития и внешних связей |
| |глобальной мировой | |Хабаровского края |
| |информационной сети | | |
| |WEB-сайта с постоянно | | |
| |обновляющейся | | |
| |информацией о ресурсах | | |
| |края | | |
|-----+-------------------------+----------+-----------------------------|
|2.13.|Разработка системы и |2003-2004 |Министерство экономического |
| |организация |гг. |развития и внешних связей |
| |регионального | |Хабаровского края, |
| |статистического | |Хабаровский краевой комитет |
| |наблюдения за | |государственной статистики |
| |деятельностью | | |
| |туристических | | |
| |предприятий края | | |
|-----+------------------------------------------------------------------|
| 3. | Развитие инфраструктуры туризма |
|-----+------------------------------------------------------------------|
|3.1. |Реализация плана |2003-2006 |Министерство экономического |
| |мероприятий согласно |гг. |развития и внешних связей |
| |Постановлению | |Хабаровского края, |
| |Губернатора | |Министерство культуры |
| |Хабаровского края от | |Хабаровского края, |
| |30 сентября 2002 г. N | |Министерство природных |
| |435 "О мерах по охране, | |ресурсов Хабаровского края |
| |сохранению, | | |
| |использованию и | | |
| |исследованию памятника | | |
| |древней культуры | | |
| |"Петроглифы | | |
| |Сикачи-Аляна" | | |
|-----+-------------------------+----------+-----------------------------|
|3.2. |Содействие развитию |2003-2007 |Министерство экономического |
| |сети особо охраняемых |гг. |развития и внешних связей |
| |природных территорий | |Хабаровского края, |
| |как базы | |Министерство природных |
| |природно-познавательно- | |ресурсов Хабаровского края, |
| |го туризма | |ИВЭП ДВО РАН |
|-----+-------------------------+----------+-----------------------------|
|3.3. |Разработка и реализация | |Министерство экономического|
| |туристических проектов: | |развития и внешних связей|
| |- туристско-экологичес- | |Хабаровского края,|
| |кого комплекса в районе |2003-2006 |Министерство природных|
| |им. Лазо | гг. |ресурсов Хабаровского края,|
| |-------------------------+----------+-----------------------------|
| |- подготовка обоснования | |Министерство промышленности,|
| | проекта развития | 2005 год |транспорта и связи|
| | рекреационно-оздорови- | |Хабаровского края,|
| | тельного туризма на | |общественные туристические|
| | территории Хабаровского | |организации, Министерство|
| | края на базе | |здравоохранения Хабаровского|
| | термально-минеральных | |края, Дальневосточный|
| | источников | |государственный медицинский|
| |-------------------------+----------+-----------------------------|
| |- развития |2004-2005 |университет, ИВЭП ДВО РАН |
| |экологического туризма в | гг. | |
| |особо охраняемых | | |
| |природных территориях | | |
| |края | | |
| |-------------------------+----------+-----------------------------|
| |- развитие круизного |2003-2006 | |
| | туризма по р. Амуру, |гг. | |
| | побережью Татарского | | |
| | пролива и Охотского | | |
| | моря | | |
| |-------------------------+----------+-----------------------------|
| |- создание туристского |2003-2005 | |
| | культурно-досугового | гг. | |
| | комплекса в районе | | |
| | с. Бычиха Хабаровского | | |
| | района | | |
|-----+-------------------------+----------+-----------------------------|
|3.4. |Разработка системы | 2003 год |Министерство экономического|
| |учета, классификации | |развития и внешних связей|
| |основных туристических | |Хабаровского края,|
| |маршрутов на территории | |общественные туристские|
| |края | |организации |
|-----+-------------------------+----------+-----------------------------|
|3.5. |Проведение исследований | 2004 год |Министерство экономического|
| |для определения | |развития и внешних связей|
| |потенциала развития | |Хабаровского края, ХГАЭП,|
| |гостиничного бизнеса | |ДВРЦТ |
|-----+------------------------------------------------------------------|
|4. |Координация развития туристической инфраструктуры с другими |
| |отраслями народного хозяйства |
|-----+------------------------------------------------------------------|
|4.1. |Проведение постоянного| еже- |Министерство экономического|
| |мониторинга по вопросам| годно |развития и внешних связей|
| |восстановления и| |Хабаровского края,|
| |реконструкции парковых | |Министерство культуры|
| |зон, деятельности| |Хабаровского края |
| |культурно-зрелищных | | |
| |учреждений | | |
|-----+-------------------------+----------+-----------------------------|
|4.2. |Подготовка предложений по| еже- |Министерство экономического|
| |оборудованию специальных| годно |развития и внешних связей|
| |площадок и приспособлений| |Хабаровского края,|
| |на туристических объектах| |Министерство строительства|
| |для инвалидов и пожилых| |Хабаровского края,|
| |людей | |общественные туристские|
| | | |организации |
|-----+-------------------------+----------+-----------------------------|
|4.3. |Проведение целенаправлен-| еже- |Министерство экономического|
| |ной работы по размещению | годно |развития и внешних связей|
| |информационных | |Хабаровского края,|
| |вывесок, указателей на| |Министерство строительства|
| |английском языке согласно| |Хабаровского края |
| |туристической символике в| | |
| |местах туристического| | |
| |показа, на центральных| | |
| |улицах, в главных | | |
| |объектах транспортной | | |
| |инфраструктуры | | |
| | | | |
|-----+-------------------------+----------+-----------------------------|
|4.4. |Определение емкости |2004 год |Министерство |
| |потенциала туристских | |экономического развития и |
| |ресурсов в конкретных | |внешних связей |
| |районах края | |Хабаровского края, ИВЭП |
| | | |ДВО РАН, ХГАЭП |
|-----+-------------------------+----------+-----------------------------|
|4.5. |Укрепление и развитие |регулярно |Министерство |
| |сети предприятий | |экономического развития и |
| |торгово-бытового | |внешних связей |
| |сервиса, сувенирной | |Хабаровского края, |
| |продукции | |Министерство культуры |
| | | |Хабаровского края, |
| | | |Министерство пищевой |
| | | |промышленности, торговли и |
| | | |бытового обслуживания |
| | | |Хабаровского края |
|-----+------------------------------------------------------------------|
|5. | Кадровое обеспечение |
|-----+------------------------------------------------------------------|
|5.1. |Проведение исследований |2003 год |Министерство |
| |и разработка стратегии | |экономического развития и |
| |подготовки кадров и | |внешних связей |
| |потребности их для | |Хабаровского края, |
| |туристической отрасли и | |Министерство образования |
| |обслуживающей ее | |Хабаровского края, ДВРЦТ |
| |инфраструктуры на период | | |
| |до 2007 года | | |
|-----+-------------------------+----------+-----------------------------|
|5.2. |Внедрение программы |2003-2005 |Министерство |
| |сквозной подготовки | гг. |экономического развития и |
| |туристских кадров, | |внешних связей |
| |реализация мероприятий | |Хабаровского края, |
| |второго этапа программы | |Министерство образования |
| |"Допрофессиональная | |Хабаровского края |
| |подготовка по программе | | |
| |"Гид-проводник и | | |
| |экскурсовод" на базе | | |
| |школы N 19 | | |
|-----+-------------------------+----------+-----------------------------|
|5.3. |Разработка системы |2003-2004 |Министерство |
| |подготовки и | гг. |экономического развития и |
| |сертификации | |внешних связей |
| |гидов-проводников, | |Хабаровского края, |
| |экскурсоводов | |Министерство образования |
| | | |Хабаровского края |
|-----+-------------------------+----------+-----------------------------|
|5.4. |Организация конкурсов | еже- |Министерство |
| |профессионального | годно |экономического развития и |
| |мастерства в сфере | |внешних связей |
| |индустрии гостеприимства | |Хабаровского края, |
| |и туристского бизнеса | |общественные туристские |
| | | |организации, ДВРЦТ |
\------------------------------------------------------------------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Хабаровского края от 1 апреля 2003 г. N 105 "Об Основных направлениях развития туризма в Хабаровском крае на период с 2003 по 2007 год"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Хабаровского края от 27 мая 2003 г. N 4/9